Научная статья на тему 'Трудозатраты классного руководителя на взаимодействие с родителями учащихся: результаты предварительного исследования'

Трудозатраты классного руководителя на взаимодействие с родителями учащихся: результаты предварительного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ТРУДОЗАТРАТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ УЧЕНИКА / INTERACTION WITH PUPILS'' PARENTS / VISIT TO PUPIL''S FAMILY / HOMEROOM TEACHER / WORKING HOURS / TEACHER-PARENT MEETING / FACE-TO-FACE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Ольга Сергеевна

В науке практически не исследован вопрос о трудозатратах классного руководителя по различным направлениям его деятельности. Автор статьи предпринял попытку определить, какие затраты времени требуются классным руководителям для взаимодействия с родителями учащихся класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working hours a homeroom teacher spends on interaction with pupils parents: preliminary study results

The question of the working hours that a homeroom teacher spends on different areas of his/her activities is often left out of consideration in contemporary science. The author of the article addresses the matter of the working hours that a homeroom teacher spends on interaction with the pupils parents.

Текст научной работы на тему «Трудозатраты классного руководителя на взаимодействие с родителями учащихся: результаты предварительного исследования»

- формирование нравственно-этических качеств личности обучающегося;

- осуществление целенаправленной деятельности по правовому воспитанию обучающихся, воспитание патриотизма, политической культуры и установок толерантного сознания;

- формирование трудовых и профессиональнотворческих навыков;

- формирование эстетического сознания и положительного восприятия базовых образцов высокого национального искусства и культуры разных народов;

- воспитания основ физической культуры и здорового образа жизни, укрепление потребности в занятиях физической культурой, развитие физических сил и здоровья, выработка санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни;

- целенаправленное формирование навыков и умений в области природоохранной деятельности.

Таким образом, суммируя положения теоретико-методологических основ социально-нравствен-

но-патриотического развития личности, в обобщенном схематичном изображении можно представить модель социально-нравственно-патриотического развития обучающихся в специализированном вузе.

Библиографический список

1. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). - Воронеж: ВГУ, 1990. - С. 39-41.

2. БучимоН.Ф., ЧумаковА.Н. Философия. - М.: Знание, 1998. - 254 с.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Казань: КГУ, 1992. - 176 с.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

6. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установок. - Тбилиси, 1961. - С. 170.

УДК 371

Коршунова Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

korshunova@bmail.ru

ТРУДОЗАТРАТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В науке практически не исследован вопрос о трудозатратах классного руководителя по различным направлениям его деятельности. Автор статьи предпринял попытку определить, какие затраты времени требуются классным руководителям для взаимодействия с родителями учащихся класса.

Ключевые слова: классный руководитель, трудозатраты, взаимодействие с родителями учащихся, родительское собрание, индивидуальная работа, посещение семьи ученика.

Для определения времени, которые тратят на взаимодействие с родителями учащихся классные руководители, в янва-010 г. автор совместно со С.Л. Фокиной провёл пилотажное исследование, в котором приняли участие 34 педагога, осуществляющие классное руководство в 1—11-х классах 11 общеобразовательных учреждений г. Костромы (МОУ СОШ № 3, 5, 8, 18, 24, 29, 30, 37, 38, МОУ лицея № 41). Среди респондентов - учителя, общий педагогический стаж которых насчитывает от 12 до 40 лет. У подавляющего большинства специалистов, в основном, высшая квалификационная категория, у небольшой части - первая. Отметим, 9 человек из опрошенных - это участники городского конкурса «Учитель года» в номинации «Мой классный - самый классный».

Анкета состояла из 21 закрытого вопроса, касающихся распределения времени классных руководителей на различные виды работы с родителями учащихся. Данные, которые получены и представлены в статье, являются примерными и пред-

варительными. Почему? Во-первых, участники анкетирования и интервьюирования сами выбирали единицы времени, в которых они описывали свои трудозатраты на реализацию того или иного направления взаимодействия с родителями учащихся, поэтому их трудно привести к общему знаменателю, т.е. перевести в часы. Где не было возможности перевести указанные респондентами единицы трудозатрат в общепринятые единицы, выраженные в часах, оставлялись заявленные педагогами варианты и они показывались наряду со средними значениями (см. таблицы). Во-вторых, педагоги в своих ответах на вопросы анкеты уже фиксировали усредненные данные, поскольку абстрагировались от конкретных ситуаций и пытались определить наиболее типичные для большинства сходных обстоятельств данные. В-третьих, ограниченность количества опрошенных, а также несоответствие характеристик выборочной совокупности генеральной совокупности по сущностным параметрам, не позволили экстраполировать полученные данные на деятельность всех классных руководителей. В-чет-

вертых, не по всем позициям участниками были даны ответы на поставленные вопросы.

Во взаимодействии классного руководителя с родителями мы выделили несколько направлений. Остановимся на характеристике временных затрат классного руководителя на каждый вид взаимодействия с родителями.

Организация сотрудничества с родителями начинается с составления перспективного плана работы на год, который является важной частью общего плана воспитательной работы классного руководителя и называется чаще всего «Работа с родителями». Процесс обдумывания, составления, корректировки, доработки плана, а также его вербального отражения занимает в среднем 2,3 часа, однако в начальных классах на этот процесс учитель тратит среднем 4 часа, а в средних и старших - по полутора (см. табл. 1).

Следующий этап в работе классного руководителя с родителями учащихся - это непосредственно реализация целей и задач через использование им разнообразных форм взаимодействия. Традиционная, прочно вошедшая в жизнь школы форма работы классного руководителя с родителями, -родительское собрание.

В течение года классные руководители они проводят от четырех до шести родительских собраний, В среднем, у классных руководителей начальных классах подготовка родительских собраний занимает 3,5 часа, средних - от 3,6 до 4 часов, старших - 3 часа. Как правило, само собрание длится около двух часов (в начальных классах, в среднем, родительское собрание длится 2,1 часа, в средних -

2,5 часа, в старших - 2,6 часа), а потом родители остаются для консультаций по интересующим и волнующим их вопросам, продолжительность которых составляет один-два часа.

Индивидуальная работа - одно из наиболее сложных и трудоемких направлений взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, а индивидуальная педагогическая беседа -наиболее распространенная и эффективная его форма (см. табл. 3). Обычно классные руководители заранее определяют день индивидуальных консультаций. Классные руководители 1-4-х классов, в среднем, приглашают по 7 человек в месяц, 5-

9 классов - по 3, а 10-11-х - по 5-6 человек. Приглашение родителей происходит «по необходимости»: в зависимости от ситуации количество посещений школы родителями учащихся класса в месяц - от пяти до двенадцати. Родители могут прийти в школу и вне расписания.

Такую инициативу, в среднем, проявляют в месяц 9-10 родителей младших школьников, 3-4 родителя подростков, наконец, 2 родителя учащихся старших классов, а продолжительность встречи с родителями, соответственно, составляет 2030 минут, 32 мин., 40 минут. Однако в более слож-

ных случаях индивидуальная встреча длится от сорока минут до полутора часов.

Индивидуальное общение классного руководителя с родителями осуществляется не только в школе, но и по телефону. В среднем, классный руководитель ведет от двух до шести телефонных разговоров с родителями в неделю, длительность разговора - от 5 минут до одного часа. Классные руководители начальных классов, в среднем, сами делают родителям 5-6- звонков в неделю, 5-9-х классов - по 5, а старших - по 3-4 звонка, при этом длительность разговора продолжается соответственно 13, 9-10 и 20-30 минут (см. табл. 4).

В среднем, единодушно утверждают опрошенные, обязательно по собственному желанию идут на контакт по телефону 4 человека. Разговоры по телефону - это всегда спонтанный процесс, потому что родители могут позвонить в любое время, по ситуации.

Телефонные разговоры связаны не только с издержками времени, но и с материальными затратами классного руководителя: «Все переходят на мобильные (не у всех есть стационарные телефоны). Чтобы довести до сведения родителей информацию о том, например, что в школе карантин и класс не учится, надо обзвонить родителей всего! класса».

Средством индивидуального общения классного руководителя с родителями является ученический дневник. Один раз в две недели (реже каждую неделю) классный руководитель заполняет дневники, в среднем, по полтора часа (см. табл. 5).

В современных условиях часть классных руководителей для общения с родителями использует интернет. По результатам нашего исследования, можно утверждать, что этим способом общения пользуется 12% респондентов или каждый восьмой классный руководитель. Современные тенденции развития образования позволяют прогнозировать усиление использования глобальных компьютерных сетей в работе с родителями.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями, является работа с классным родительским комитетом. Заседания родительского комитета обычно проходят в зависимости от намеченных в плане работы с классом особо значимых мероприятий и дел, а также от необходимости решения тех или иных проблем. Классные руководители начальных классов в среднем проводят в четверть 2-3 заседания, 5-9-х классов - 1 раз, старших классов - 1-2 заседания, их продолжительность составляет в среднем соответственно 35, 45 и 60 минут (см. табл. 6). В последнее время получило распространение взаимодействие классного руководителя с членами родительского комитета по телефону.

Такая форма индивидуальной работы с родителями, как посещение семьи ученика, - мероприя-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

89

Таблица 1

Трудозатраты классных руководителей на планирование работы с родителями

Трудозатраты

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

4 часа (5 дней) 1,5 часа (3,3 дня - 1,4 недели - 1 мес.) 1,5 часа (1 месяц)

Таблица 2

Трудозатраты классных руководителей на организацию и проведение родительских собраний

Кол-во родительских собраний в год

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

4-5 4-5 4-5

Трудозатраты на подготовку родит. собрания

3,5 часа 3,6 - 4 часа (1,5 недели) 3 часа (2 недели)

Продолжительность родительского собрания

2,1 часа 2,5 часа 2,6 часа

Таблица 3

Трудозатраты классных руководителей на индивидуальные консультации родителей

Кол-во родителей, приглашаемых классным руководителем

для консультации в течение месяца

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

7 чел. 3 чел. 5-6 чел.

Продолжительность встречи с родителями одного учащегося

20-30 мин. 32 мин. 40 мин.

Кол-во родителей, обращающихся в течение месяца к классному руководителю за консультацией по собственной инициативе

9-10 чел. 3-4 чел. 2 чел.

Таблица 4

Трудозатраты классных руководителей на индивидуальные консультации родителей по телефону

Кол-во телефонных звонков классного руководителя родителям

в течение месяца

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

5-6 5 3-4 (до 20)

Продолжительность телефонного разговора с родителями одного учащегося

13 мин. 9-10 мин. 20-30 мин.

Кол-во родителей, обращающихся в течение недели по телефону

к классному руководителю за консультацией по собственной инициативе

4-5 4 3-4

Таблица 5

Трудозатраты классных руководителей на обращение к родителям учащихся посредством записей для них в ученических дневниках

Использование классными руководителями для общения с родителями дневников учащихся

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

82%, 78% 75%

часто - 50% часто 57% (по необходимости)

Кол-во учащихся, через дневники которых классные руководители

обращаются к родителям

1-2 чел. 2-3 чел. 1-2 чел.

Таблица 6

Трудозатраты классных руководителей на взаимодействие с членами родительского комитета класса

Кол-во встреч классного руководителя с членами родит. комитета в четверть

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11-х классов

2-3 1 1-2

Продолжительность заседания родит. комитета класса

35 мин. 45 мин. 60 мин.

Таблица 7

Трудозатраты классных руководителей на посещение семей учащихся класса

Частота посещения семей классными руководителями

кл. рук-лей 1-4 классов кл. рук-лей 5-9-х классов кл. рук-лей 10-11 -х классов

обязательное посещение всех семей в течение первой четверти (1 кл.); далее по необходимости, в зависимости от ситуации обязательное посещение всех семей в течение первой четверти (5 кл.); по необходимости, в зависимости от ситуации по необходимости, в зависимости от ситуации

Продолжительность посещения семьи одного учащегося

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 мин. 45 мин. 60 мин.

Таблица 8

Трудозатраты классных руководителей на включение родителей в дела класса

Регулярность включения родителей в дела класса

кл. рук-лями 1-4 классов кл. рук-лями 5-9-х классов кл. рук-лями 10-11-х классов

4 2 1-2 раза в год

Продолжительность подготовки родителей к мероприятиям класса

45 мин. 45 мин. 30 мин.

тие, как отмечали опрошенные, чаще всего разовое, осуществляется для получения объективных данных о семье. Классные руководители планомерно посещают семьи своих учеников в начале работы со своим классом, прежде всего, это касается педагогов начальных и пятых классов. Выход в семью ученика - мероприятие, на которое уходит практически большая часть вечера. Наиболее сложной проблемой для педагогов является посещение неблагополучных семей.

Важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся является включение родителей в воспитательную работу с детьми. В начальных классах родители привлекаются в дела класса в среднем 4 раза в четверть, в подростковых - 2 раза, в старших - 1-2 раза в год, при этом подготовка родителей к мероприятию занимает в среднем по 45 минут в начальных и подростковых классах, 30 - в старших (см. табл. 8).

Если осуществить попытку установить примерное количество часов, которые затрачивают классные руководители начальных и старших классов на работу с родителями учеников своего класса на основе представленных в таблице данных, то мы получим следующие результаты. Отметим, что берутся, во-первых, лишь те показатели, которые можно представить в часах, во-вторых, самые минимальные (например, из данных, что проводятся 4-5 родительских собраний, мы учитываем только

4; если в графе указывается время 20-30 минут, мы оперируем числом 20 и т.д.), в-третьих, над ними производятся математические операции, позволяющие определить затраты на то или иное направление сотрудничества классного руководителя в течение года (если в таблице указаны данные на месяц, на четверть, то мы соответственно их увеличиваем). Итак, минимальные, но неполные (без учета посещения семей, записей в дневники, использование компьютерных сетей, написание SMS-сообщений и другие виды взаимодействия) затраты классного руководителя начальных классов рассчитываем следующим образом: на разработку плана работы = 4 ч.; на подготовку родительских собраний в год (4 х 3,5) = 14 ч.; на проведение всех родительских собраний (4 х 2,1) = 8,4 ч.; на проведение индивидуальных консультаций по инициативе педагога и родителей в год ((7+9) х 20мин. х 10 месяцев /60 минут) = 53,3 ч.; на телефонные переговоры с родителями по собственной инициативе и пожеланию родителей в год ((5 звонков в месяц х 10 месяцев + 4 звонка в неделю х 4 недели х

10 месяцев) х 13 мин. / 60 мин. или (50 + 160)) х 13/ 60) = 45,5 ч.; на встречи с членами родительского комитета (2 х 35 мин. х 4 четверти /60 минут) = 4,7 ч.; на подготовку родителей для участия в делах класса (4 х 45 мин. х 4 четверти / 60 минут) = 12 ч. Таким образом, минимальные, средние, неполные трудозатраты классного руководителя на-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

91

чальных классов на взаимодействие с семьей составляют примерно 141,9 часа в год.

Минимальные, но неполные затраты классного руководителя старших классов рассчитываем следующим образом: на разработку плана работы =

1,5 ч.; на подготовку родительских собраний в год (4* 3) = 12 ч.; на проведение всех родительских собраний (4 х 2,6) = 10,4 ч.; на проведение индивидуальных консультаций по инициативе педагога и родителей в год ((5+2) х 40мин. х 10 месяцев / 60 минут) = 46,7 ч.; на телефонные переговоры с родителями по собственной инициативе и пожеланию родителей в год ((3 звонка в месяц х 10 месяцев + 3 звонка в неделю х 4 недели х 10 месяцев) х 20 мин. / 60 мин. или (30 + 120)) х 20 / 60) = 50 ч.; на встречи с членами родительского комитета (1 х 60 мин. х 4 четверти /60 минут) = 4 ч.; на подготовку родителей для участия в делах класса (2 х 30 мин. / 60 минут) = 1 ч. Таким образом, неполные, средние, минимальные трудозатраты классного руководителя старших классов на работу с родителями составляют примерно 125,6 часа в год. Итак, 141,9 и 125,6 часа. Классный руководитель младших классов тратит на работу с семьей в месяц (141,9/10) не меньше 14,2 часа, а в неделю соответственно - не менее 3,6 часа; а классный руководитель старших классов - (125,6/10) не менее 12,6 часа, а в неделю - не менее 3,2 часа. Однако трудозатраты на работу с семьей являются всего лишь частью общего объема трудозатрат классного руководителя, в том числе, скрытых.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в целом трудозатраты на различные виды взаимодействия в зависимости, прежде всего, от возраста учащихся соответствующих классов (разработка плана взаимодействия с семьей; подготовка родительского собрания, время, затрачиваемое на встречи с родителями, время телефонных переговоров и пр.) в среднем несколько снижаются, что определяется, на наш взгляд, ростом степени контактов классных руководителей и учащихся, с одной стороны, и педагогов и родителей, с другой стороны, и, соответственно, большей информированностью сторон о деятельности друг друга, о существующих проблемах. Одновременно

увеличивается время проведения родительских собраний, длительность индивидуальных встреч с родителями, продолжительность одного телефонного разговора с близкими учащегося, заседаний родительского комитета, посещения семьи, что связано с процессом взросления детей и возникновением более сложных проблем, на поиск решения которых требуется большее количество времени и у детей, у родителей, у самих педагогов.

Во-вторых, нормирование деятельности классных руководителей, построенное на умозрительных схемах, не отражает сложности, многоаспектности, индивидуализированности деятельности главных воспитателей в школе. В условиях интенсификации деятельности классных руководителей, в том числе, их взаимодействия с родителями учащихся, заработная плата этой категории педагогических работников не соответствует, с нашей точки зрения, их трудозатратам и нуждается в серьезном пересмотре на основе результатов развёрнутых исследований.

Библиографический список

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 23 с.

2. Коршунова О.С., Фокина С.Л. О некоторых результатах исследования трудозатрат классного руководителя на взаимодействие с родителями учащихся // Регионы в условиях неустойчивого развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Ша-рья - Кострома, 28-30 апреля 2010 г.): В 2-х т. Т. 1 / сост. А.М. Базанков, И.Г. Криницын, А.П. Липа-ев. - Шарья: Шарьинский филиал КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 105-108.

3. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений // Вестник образования России. -2005. - № 5. - С. 7-11.

4. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Официальные документы в образовании. - 2001. - № 3. - С. 33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.