Научная статья на тему 'Трудовое законодательство Российской Федерации: тенденция демократизации'

Трудовое законодательство Российской Федерации: тенденция демократизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1866
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое законодательство Российской Федерации: тенденция демократизации»

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...

О.В. Кострова, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Трудовое законодательство Российской Федерации: тенденция демократизации

Развитие трудового права и трудового законодательства немыслимо без тщательного изучения постоянно изменяющихся правил взаимодействия его субъектов, а также тенденций, в русле которых модифицируются правовые нормы в указанной правовой сфере. Следует отметить, что изменения трудовых взаимоотношений и тенденции развития таких изменений могут наблюдаться как в сфере непосредственного регулирования трудовой деятельности, так и в смежных правовых отраслях, где зачастую правовые акты уточняют, дополняют, изменяют и даже отменяют сложившиеся нормы трудового права. И хотя тенденции, способные трансформировать правовое поле, находятся в одной общей зависимости от объективных условий развития общества в целом, они в состоянии обладать определенной спецификой, что делает их доступными для изучения в рамках одной узкоспециальной области права, например, права трудового.

Четвертый в истории России Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1 февраля 2002 года1. С принятием нового Трудового кодекса можно говорить о создании системы нового российского трудового законодательства. Его анализ позволяет выделить основные тенденции развития российского трудового права, среди которых немаловажную роль играет демократизация трудового законодательства.

Эта тенденция касается закрепления основополагающих прав трудящихся и механизма договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Договорные начала этих отношений призваны помочь в определении более приемлемых для сторон условий, не противоречащих Трудовому кодексу РФ. Поэтому в статье 2 ТК РФ сосредоточены принципы, обеспечивающие демократические основы в регулировании трудовых отношений: право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ним отношений; право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах. Участие работников в управлении организацией является одной из форм социального партнерства. Статьями 23— 55 ТК РФ определяются представители работников и работодателей, система, формы и органы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров и заключения основных правовых актов. Трудовые отношения возможны лишь на основании добровольного соглашения работника с работодателем о выполнении им трудовой функции (ст. 15 ТК РФ). При этом трудовое право признает правомерным лишь тот отказ работодателя в приеме на работу, который мотивирован деловыми качествами обратившегося за работой (ст. 64 ТК РФ). Равенство прав и возможностей работников заключается в том, что каждый из них независимо от выполняемой трудовой функции наделен общими трудовыми правами, предусмотренными статьей 21 ТК РФ, и обладает одинаковым потенциалом для их реализации в процессе трудовой деятельности, а также без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы (ст. 22 ТК РФ). Право каждого работника на справедливые условия труда напрямую связано с регламентацией охраны труда (о ее требованиях ст. 209, 211—231 ТК РФ) и соотношением рабочего времени и времени отдыха работающих (ст. 91 —105, 106—127 ТК РФ). Право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, а также право представителей профсоюзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, находит свое отражение в ТК РФ (ч. 2, ст. 370—378). Право на судебную защиту трудовых прав и свобод сторон трудового договора установлено в статье 46 Конституции Российской Федерации и осуществляется в порядке рассмотрения индивидуальных (ст. 381—397 ТК РФ) и коллективных (ст. 398—418 ТК РФ) трудовых споров, а также закрепление права работников на забастовку.

Договорной принцип правового регулирования трудовых отношений с принятием ТК РФ получил дальнейшее развитие и приобрел всеобъемлющий характер, касающийся указанных отношений.

Однако следует отметить, что принятый на волне демократизации Трудовой кодекс содержал множество расплывчатых понятий, неоднозначность толкования и противоречия между отдельными нормами, несоразмерно защищал интересы работника и серьезно ущемлял права работодателей. «Задача по сбалансированию интересов работников и работодателей Кодексом полностью не выполнена, не обеспечена эффективная защита их трудовых прав»2. Также обнаружилось много дефектов с точки зрения соответствия положений Трудового кодекса международным нормам о свободе объединения.

Поэтому Закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»3 начал разрабатываться сразу же после вступления в действие

1 Российская газета. 2001. 31 декабря.

2 Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства — на стадии завершения // Журнал российского права. 2001. № 10. С. 35—43.

3 Собрание законодательства РФ. 2006. № 27, ст. 2878.

ТК РФ. Данный закон внес массу изменений и дополнений в действующий ТК РФ. Достаточно сказать, что изменениям подверглись 240 статей ТК РФ, изложены в новой редакции 57 статей и 83 части различных статей ТК РФ. Трудовой кодекс дополнен 13 новыми статьями, 24 статьи получили новые части. В названия одного раздела, 7 глав и 41статьи внесены корректировки. Утратили силу 2 статьи и 15 частей некоторых статей ТК РФ. Озвученные цифры красноречиво говорят о масштабе реформирования. Несмотря на то, что многие изменения носят не смысловой, а технический характер, среди них немало и таких, которые влекут существенную модернизацию круга прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений1.

Анализируя все новшества, введенные Законом от 30 июня 2006 года в ТК РФ, можно выделить изменения, направленные на демократизацию Трудового кодекса. Статья 5 ТК РФ расширяет виды источников трудового права, включив в их число коллективные договоры, соглашения, которые играют важную роль в регулировании трудовых отношений. Статья 20 ТК РФ по новому определяет статус работодателей — физических лиц, разделяя их на три категории. Работодатели — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, работодатели — чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления данной деятельности (частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица) и работодатели — физические лица, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Статья 157 ТК РФ модифицирует вопрос оплаты времени простоя творческих работников. Если эти работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то данное время простоем не является. Это время может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Статья 99 расширяет права работодателя и дает ему право применять сверхурочные работы в исключительных случаях без согласия работника. В пользу защиты прав работника сформулировано единое понятие работы, предоставляемой работнику в порядке трудоустройства, и решены вопросы совместительства. Статья 60.1 ТК РФ закрепляет право работников заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой систематической оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Статья 284 ТК РФ устанавливает продолжительность рабочего времени при работе по совместительству. Статья 288 ТК РФ предусматривает дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству. Изменены основания прекращения трудового договора. Статья 81 ТК РФ исключает такое условие расторжения трудового договора по инициативе работодателя, как несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением и содержит следующие обстоятельства, не зависящие от воли сторон: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору; истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права — лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору; отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе. Статья 236 ТК РФ впервые закрепляет материальную ответственность руководителя организации независимо от его вины за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Обрушившийся на нашу страну финансовый кризис 2008 года имел серьезные последствия. Возникшие трудности в мировой экономике показали сильную взаимозависимость трудового права и экономической системы, необходимость модернизации экономики и трудового законодательства таким образом, чтобы оно способствовало экономическому росту, а не оставалось «кодексом первоначального этапа рыночной экономики»2. Об этом в первую очередь заговорили представители крупного бизнеса, искавшие наиболее приемлемые и удобные для себя способы решения возникших проблем.

В начале 2011 года завязалась жаркая и необыкновенно бурная дискуссия в обществе, касающаяся предложений по внесению изменений в ТК РФ, сформулированных Российским союзом промышленников и предпринимателей, возглавляемым бизнесменом Михаилом Прохоровым. Изменения были нацелены на ужесточение условий труда для работников: упростить увольнение работников, уменьшить влияние государства и профсоюзов на трудовые отношения, расширить применение срочных трудовых договоров и «гибких» форм занятости. Эти антидемократизационные предложения были неоднозначно встречены юристами, сразу же отклонены депутатами Государственной Думы, а Президент Дмитрий Медведев назвал их «невозможными» в условиях России.

1 См.: Юрген Н.В. Трудовой кодекс РФ: новшества 2006 года // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. № 4. С. 14—21.

2 Орловский Ю.П. Нужна реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2011. № 3. С. 7—15.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)

337

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...

В 2012 году серьезно обсуждалась инициатива рабочей группы при Минфине РФ о поправках в Трудовой кодекс, обязывающих бюджетные организации использовать кредитные карты для расчетов с работниками. Цель понятна — повысить прозрачность данной области, исключить выплату заработной платы «в конверте», а следовательно, уменьшить затраты государства на наличный денежный оборот и повысить контроль за собираемостью налогов. Однако данное изменение трудового законодательства вряд ли произойдет, так как отдельные субъекты Российской Федерации имеют техническую отсталость в данной области да и оно оказывается на руку банкам в ущерб интересам трудящихся.

Тем не менее только с помощью различных инициатив, в активном диалоге представителей работников и работодателей, совместном их обсуждении возможно придти к общему решению насущных проблем.

Так, в 2013 году были учтены предложения ведущего разработчика Трудового кодекса РФ Ю.П. Орловского1 и внесены поправки, связанные с дистанционной занятостью; с введением в законодательство таких понятий, как «профессиональные стандарты» и «квалификация работника».

Демократизация трудового законодательства продолжается. С 1 января 2014 года повышен общефедеральный размер минимальной оплаты труда до 5554 рублей, планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума в соответствии со статьей 133 ТК РФ; на основании ТК РФ заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2016 годы, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия Сторон по их реализации; регулируются вопросы труда мигрантов; планируется ввести специальную оценку условий труда; обсуждаются поправки в ТК РФ о заемном труде и другие вопросы, затрагивающие наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений.

С.В. Петров, заместитель начальника кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России,кандидат юридических наук, доцент

Уголовный закон России: современное состояние и перспективы развития

Возникновение современного Российского парламентаризма было ознаменовано принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Очевидным условием обеспечения эффективного поступательного развития законодательства является анализ наработанного опыта по нормативному регулированию общественных отношений. В этой связи подготовка и опубликование Отчета «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации» стало ожидаемым и востребованным событием.

Исследование научных публикаций свидетельствует о том, что на протяжении всего постсоветского периода развития России, положения конституционного законодательства являются предметом острых дискуссий, которые главным образом обусловлены различными политическими позициями субъектов интерпретации базовых нормативных установлений. Безусловно, Конституция Российской Федерации, как и любой другой инструмент регулирования общественных отношений, всегда был, есть и будет объектом критических замечаний, многие из которых на самом деле не являются популистскими и сопровождаются значимыми аргументами. Однако детальное изучение Отчета свидетельствует о том, что даже с учетом критического отношения к анализу современной истории развития парламентаризма в России, совокупность различных критериев и параметров, положенных в основу сформулированных выводов, свидетельствуют о поступательном конституционно-правовом развитии российского государства.

Особое внимание хотелось бы обратить на содержание 8 раздела Отчета, характеризующего развитие уголовного законодательства Российской Федерации.

Политические, социальные и экономические преобразования, произошедшие в России в начале 90-х годов прошлого века, обусловили объективную потребность в переработке нормативных установлений, обеспечивающих нормальное развитие общества в целом и его отдельных социальных институтов в частности. Не стал исключением и уголовный закон, содержание которого по многим положениям не только не соответствовало новым запросам и потребностям, но и противоречило демократическим принципам общественного развития. В этой связи, авторами анализируемого в рамках настоящей статьи Отчета, совершенно оправданно главными достижениями развития уголовного законодательства позиционируются изменения, содержанием которых стала унификация уголовно-правовой охраны государственной и иных видов собственности, исключение политизированных положений, а также исключение ряда уголовно-правовых норм, несовместимых с новыми социально-политическими реалиями.

Однако, в целом разделяя изложенную в рамках Отчета позицию по отношению нормативных установлений, посредством которых реализуются уголовная политика современной России, считаем необходимым сделать ряд критических замечаний по отдельным положениям, определяемым в Отчете как оптимизация уголовно-правового инструментария.

1 См.: Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. № 5. С. 5—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.