Научная статья на тему 'Трудовое воспитание в сельской школе в условиях перехода к всеобщему восьмилетнему образованию'

Трудовое воспитание в сельской школе в условиях перехода к всеобщему восьмилетнему образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ласточкин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое воспитание в сельской школе в условиях перехода к всеобщему восьмилетнему образованию»

В.Б. ЛАСТОЧКИН

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ВСЕОБЩЕМУ ВОСЬМИЛЕТНЕМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

Советская общеобразовательная школа по своей структуре и содержанию работы сложилась в 1930-е годы. Перед ней была поставлена главная задача - подготовка для техникумов и вузов вполне грамотных людей, имеющих хорошие знания по основам наук. Все другие задачи, в том числе осуществление политехнического обучения, по-прежнему оставались важными и необходимыми. Но на практике получилось так, что подготовка в техникумы и вузы оказалась все же превалирующей. Задачу практической подготовки учащихся к жизни, трудовой деятельности стали считать несущественной. Поэтому она была отодвинута на задний план.

Начиная с 1936 г. из учебных планов общеобразовательной школы постепенно были исключены все предметы, связанные с трудовой политехнической подготовкой учащихся. В 1937 г. были закрыты школьные мастерские, а весь 20-летний опыт трудовой и политехнической подготовки учащихся стал рассматриваться как ошибочный, дающий якобы извращенное представление о современном производстве. В течение некоторого времени о трудовом воспитании и политехническом обучении даже не упоминали [1, с. 125].

Если в первое десятилетия после октябрьских событий в системе общего образования уделялось больше внимания вопросам трудового воспитания и политехнического обучения, нередко даже в ущерб общему образованию, то в последующие годы вся работа школы была подчинена одной задаче - подготовке контингентов в техникумы и вузы. Такое направление общего образования закономерным образом приводило к известному отрыву обучения от жизни, теории от практики. В результате этого молодежь ни психологически, ни практически не готовилась к физическому труду.

Этот существенный недостаток школы отрицательно сказался и на направлении, и на характере воспитательной работы. Преимущественное распространение получили словесные методы воспитания. Организации общественно полезной деятельности учащихся должного внимания не уделялось.

Сложившийся таким образом известный отрыв школы от жизни не был особенно ощутим, пока подготовлявшиеся ею контингенты поглощались техникумами и высшими учебными заведениями. Когда задачи школы значительно расширились, изменилась сама сущность среднего образования и большинство оканчивающих среднюю школу должно было сразу же включаться в народное хозяйство, этот недостаток стал совершенно нетерпимым, препятствующим осуществлению новых задач.

Технико-экономический прогресс промышленного и сельскохозяйственного производства осуществлялся путем расширения электрификации производства, применения атомной энергии, комплексной механизации и автоматизации на основе быстрого развития энергетики, электротехники, многообразных отраслей машиностроения, аппаратостроения, приборостроения, новой, передовой прогрессивной технологии обработки металлов, химизации промышленности и сельского хозяйства, специализации и кооперирования производства, его планомерного и целесообразного размещения.

Технический прогресс вызывал постоянные изменения характера труда работников производства. Выполнение тяжелых физических работ все более

перекладывалось на машину, а в труде рабочего все большее значение приобретали такие функции, как наладка, регулировка, настройка станков и механизмов, контроль за их работой, ремонт и уход за ними и т.д.

Опыт передовых заводов и фабрик показывал, что для создания и обслуживания автоматических поточных линий необходимы рабочие, обладающие не только высокой квалификацией, но и глубокими общеобразовательными и техническими знаниями и разнообразными навыками. Автоматизация процессов труда вела к тому, что на автоматических линиях работали в основном наладчики. Их труд по своему характеру все более приближался к труду инженеров.

Экономический прогресс, развитие техники и технологии производства, как и интересы развития науки, требовали решительного подъема культурного уровня рабочего класса и колхозного крестьянства до уровня работников инженерно-технического и агрономического труда.

XX съезд партии (1956) потребовал обеспечить «тесную связь обучения с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения коммунистического отношения к труду» [2, с. 56]. Это обязывало школу совершенствовать все формы трудовой деятельности.

Почти два года в нашей стране проходила дискуссия о путях дальнейшего развития школы. Обсуждался широкий круг вопросов: о содержании и характере общего образования на современном этапе, о сочетании общего и политехнического образования с подготовкой учащихся к производительному труду, о путях и формах соединения обучения с производительным трудом и многие другие. Активное участие в дискуссии принимали государственные и политические деятели, ученые, публицисты и педагоги, широкие круги рабочих, служащих и колхозников.

Особенно широкий размах дискуссия приняла после выступления Н.С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ (апрель 1958 г.) и опубликования его записки в Президиум Центрального Комитета Коммунистической партии «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Отмечая выдающиеся успехи в области народного образования, достигнутые нашей страной за предыдущий период, Н.С. Хрущев вместе с тем показал, что выработанная прежде система народного образования уже не соответствует возросшим требованиям жизни. Он поставил вопрос о решительной перестройке средней и высшей школы на основе соединения обучения с общественно полезным и производительным трудом [3, с. 5].

Положения, выдвинутые Н.С. Хрущевым в записке, легли в основу тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Одобренные ноябрьским Пленумом ЦК КПСС (1958) эти тезисы были вынесены на обсуждение.

Обсуждение прияло всенародный характер. Обсуждая предложение партии и правительства о перестройке школы, трудящиеся республики высказывали свои соображения о том, как более целесообразно перестроить систему народного образования, вносили конкретные предложения по этому вопросу.

Тезис о включении учащихся в общественно полезный труд и обучение основам наук в соединении с производительным трудом в промышленности и в сельском хозяйстве [3, с. 78] единодушно одобрялся и поддерживался населением Чувашской Республики. Вместе с тем граждане республики вели деловой разговор о создании условий для осуществления такого характера обучения. Большинство школ республики были сельские. Основной задачей их было - готовить образованные культурные колхозные кадры. Без привития любви к труду, земле добиться этого было невозможно. Поэтому многие предлагали выделить школам земельные участки в 15-30 гектаров, чтобы учащиеся под

квалифицированным руководством осваивали весь комплекс механизированных сельскохозяйственных работ [4, 24 ноября].

Вставал вопрос о необходимости оснащения школьных мастерских новейшими станками, полным набором инструментов, материалами для проведения уроков труда, о предоставлении старшеклассникам возможности изучать сельскохозяйственные машины - эти вопросы были подняты завучем Покровской семилетней школы Октябрьского района Петровым А.М. [4, 4 ноября]., Бикаловым С.Е. из Цивильска, Трофимовым К.В. из Октябрьского района, студентом педагогического института Петровым М.И., завучем Больше-Яниковской средней школы Урмарского района Запаловым Т.П., заведующим педагогическим кабинетом Комсомольского роно Счетчиковым М.И., редактором Ибресинской районной газеты Чангиным В.А. [4, 18 декабря].

О дальнейшем укреплении связи школы с производством, необходимости обучения молодежи массовым профессиям высказывали свои мнения заведующий отделом пропаганды и агитации Канашского ГК КПСС Морозов В.И., главный инженер Урмарской мебельной фабрики Соломко П.А. [4, 6 ноября].

В связи с сезонностью сельскохозяйственных работ, в которых активное участие принимали учащиеся, многие читатели предлагали передвинуть начало учебного года, начинать занятия с 1 октября или с 1 ноября. Об этом писали учитель Лапракасинской семилетней школы Ядринского района Швецов В.С., сотрудник Яльчикской районной газеты Доброхотов К.Е. [4, 24 ноября].

Но были опубликованы на страницах республиканских и районных газет и такие предложения и идеи, которые не встретили у жителей республики одобрения и поддержки. Например, высказанное на страницах «Советской Чуваши» предложение о создании колхоза-вуза встретило ряд принципиальных возражений. Автор статьи предлагал объединить сельхозинститут, 34 колхоза Чебоксарского района и Чебоксарскую РТС, т.е. 34 кооперативные предприятия с одним государственным предприятием и институтом. В руках руководства этого колхоза-вуза должно было быть сосредоточенно все административно-хозяйственное, финансовое управление и обеспечение выполнения научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы. В силах ли был успешно выполнять всю эту работу председатель - директор, даже с тремя заместителями?! [4, 4 ноября]. На страницах газеты «Советская Чувашия» в статье «Нужен ли колхоз-вуз?» высказали свои сомнения в этом старший преподаватель политэкономии педагогического института имени И.Я.Яковлева Жихарев С.А. и старший научный сотрудник научно-исследовательского института Бондаренко П.А. [4, 18 ноября]. По их мнению, не были учтены реальные организационно-хозяйственные и природные условия Чебоксарского района, характеризовавшиеся большой плотностью населения, изрезанностью рельефа, пригородным положением, что и создавало благоприятные условия для специализации колхозов на производстве животноводческих продуктов и овощей. Авторы предлагали решать вопрос о приближении сельскохозяйственного института к колхозному производству путем перевода его в Цивильск, где у него была солидная производственная база, тем более, что он объединился с Чувашской государственной опытной станцией. Там были земля, породистый скот, животноводческие фермы.

В ноябре 1958 г. редакция газеты «Советская Чувашия» получила более 150 писем, в которых авторы высказывали свои мысли и предложения о том, как перестраивать школу. Свыше 80 писем было опубликовано на страницах газеты. Много интересного содержалось и в тех письмах, которые редакция не сумела опубликовать.

В соответствии с законами Верховных Советов СССР и РСФСР «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования» и в Чувашии был разработан план перестройки школы. В разработанном плане нашли отражение основные принципы перестройки системы народного образования с учетом конкретных особенностей экономического и культурного развития Чувашской АССР. Предстояло провести реорганизацию школы в течение трех лет, с максимальным учетом местных условий и особенностей, обеспечивая нормальное обслуживание населения школами и осуществления всеобщего восьмилетнего обучения.

Для обсуждения вопроса «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в Чувашской АССР» 12 июня 1959 г. собралась сессия Верховного Совета республики [5, с. 97]. В ее работе приняли участие все секретари районных и городских комитетов партии, председатели райисполкомов и горисполкомов депутатов трудящихся, руководители органов народного образования. Обсуждение вопроса шло активно и по деловому. Сессия Верховного Совета ЧАССР приняла постановление о перестройке школы, в котором были учтены предложения партийных организаций, собрания трудящихся и депутатов, направленные на улучшение системы народного образования. Высший орган государственной власти республики - Верховный Совет - принял решение ввести в Чувашии всеобщее обязательное восьмилетнее обучение для всех детей и подростков в возрасте от 7 до 15-16 лет. При этом подчеркивалось, что первостепенное значение имеет создание условий для теснейшей связи обучения с трудом учащихся.

Для разработки практических мероприятий была создана республиканская комиссия из представителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и специалистов всех отраслей народного хозяйства и культуры. Такие комиссии были созданы во всех районах и городах республики.

В соответствии с решением XXI съезда партии и законом Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» среднее образования осуществлялось в два этапа: первый этап - это восьмилетняя школа, второй - вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа или средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением.

Восьмилетняя школа являлась обязательной школой всеобщего обучения. По сравнению со школой-семилеткой она дала более высокий уровень общеобразовательной и политехнической подготовки и более широкий, относительно законченный круг знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения профессионального обучения и продолжения общего и политехнического образования.

Важнейшей особенностью восьмилетней школы стало осуществление связи обучения с жизнью, трудом. Уже с первых шагов обучения учащиеся этой школы психологически готовились к тому, чтобы в дальнейшем принять участие в общественно полезном труде. Тесная связь обучения с трудом, являлась ведущим началом педагогического процесса в восьмилетней школе, была вместе с тем и важнейшим условием повышения уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся, их воспитания и всестороннего развития.

Эти общие цели и задачи восьмилетней школы находили последовательное отражение в содержании ее учебного плана. Он отражал две последовательные ступени обучения: начальное обучение в МУ классах и последующее обучение в У-УШ классах. Обе эти ступени преемственно были связаны между собой, но каждая из них имела свои задачи.

В соответствии с этими задачами в состав учебного плана первых четырех классов восьмилетней школы были введены предметы: русский (родной) язык, математика, история, природоведение, рисование, музыка и пение, физическая культура и труд [6, с. 215].

Исходя из целей и задач восьмилетней школы, в учебном плане младших классов вдвое было увеличено время на труд. В общее количество учебных часов, отведенных на трудовое обучение, входила работа детей на учебноопытном участке по выращиванию растений и уходу за животными, работа с бумагой, волокном, тканью, техническое моделирование. Ученики начальных классов привлекались к участию в общественно полезном труде вместе с их старшими товарищами в колхозе, совхозе, предприятии, мастерских и к различного рода работам по самообслуживанию.

На уроках труда дети обучались правильным приемам выполнения рабочих операций, знакомились со свойствами обрабатываемых материалов и простейшими инструментами, приемами планирования и расчета, использованием технического рисунка при изготовлении изделий и некоторыми основными формами организации коллективного труда. Увеличение числа часов на труд позволило учителю связать эти уроки с другими занятиями, особенно по обучению детей счету и измерениям.

Вместе с тем значительно была усовершенствована система построения отдельных предметов, изучаемых в У-УШ классах.

По учебному плану восьмилетней школы значительно возрастал, в сравнении с семилетней школой, удельный вес трудового обучения. Важную роль в системе трудового воспитания играла политехническая подготовка учащихся. Учащиеся получали начальные сведения о важнейших отраслях производства, энергетике, производстве чугуна и стали, механической обработке материалов, химической промышленности, сельском хозяйстве - растениеводстве и животноводстве, элементарные представления о транспорте и строительстве. Кроме того, они приобретали некоторые общетехнические знания (элементарные сведения о машинах, электричестве, его использовании), овладевали первоначальными трудовыми навыками общетехнического характера (измерительными, вычислительными, чертежными, слесарно-монтажными, по обработке наиболее распространенных материалов) и основами общей культуры труда.

Трудовое обучение и воспитание начинались с первых классов и продолжались в течение всего курса восьмилетней школы. Строились они с учетом возрастных особенностей детей. В начальных классах делались лишь первые шаги в этой области. Но уже здесь ставилась задача - готовить учащихся к общественно полезному труду путем привлечения их к различным видам трудовой деятельности. В старших классах трудовая практическая деятельность детей получила свое дальнейшее развитие. Здесь обращалось большое внимание на развитие технического мышления и конструктивных способностей школьников, воспитание у них трудовой культуры и коммунистического отношения к труду. Учащиеся начинали знакомиться с трудом работников различных промышленных и сельскохозяйственных профессий. Большое значение на этом этапе трудового воспитания и обучения имело овладение слесарно-монтажными навыками в процессе работы в школьных мастерских. Учащиеся осваивали здесь первоначальные приемы обработки различных материалов с помощью ручных инструментов и некоторых станков, знакомились с частями машин, наиболее типичными деталями механизмов, различными приспособлениями, электрифицированными инструментами и другими механизмами, рационализировавшими труд и повышавшими его производительность.

В связи с тем, что в любом производительном труде в той или иной мере использовалось электричество, в содержание обучения труду на этом этапе вводились первоначальные электромонтажные работы.

В сельскохозяйственный труд учащихся входило выращивание овощей, полевых, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений. Кроме того, школьники обучались уходу за домашними животными. Все это давало им первоначальные агрономические и зоотехнические знания и умения.

Учитывая специфические особенности женского труда, в программу по труду для девочек на этом этапе обучения был включен ряд хозяйственно-бытовых работ (по уходу за жилищем, одеждой, обувью, по шитью и кулинарии).

Для более полного решения задач трудового воспитания в учебном плане восьмилетней школы выделялись две недели для общественно полезного труда. В это время учащиеся работали в школьных мастерских и на учебно-опытном участке, участвовали в труде по благоустройству школьного двора, улицы, бульвара, парка, ухаживали за зелеными насаждениями. Они привлекались также к строительству и оборудованию игровых, физкультурно-спортивных, географических площадок, переплетали книги для школьной или районной библиотеки, участвовали в общественно-политических кампаниях, в подготовке и проведении праздников, выполняли посильные сельскохозяйственные работы и т. д. Учащиеся старших классов сельской школы, кроме того, работали в ученических хозяйствах и ученических бригадах на полях совхозов и колхозов [6, с. 219].

Общественно полезный труд в восьмилетней школе в большой мере способствовал воспитанию учащихся в духе советского патриотизма, помогал молодежи приобрести опыт нравственного поведения, оказывал положительное влияние на формирование ее морального облика. Таково было педагогическое значение трудового обучения и воспитания в школе. Обучение труду и воспитание в труде, начиная с младших классов, создавали необходимые предпосылки к тому, чтобы после окончания восьмилетней школы учащиеся включались в производительный труд или успешно овладевали той или иной профессией на втором этапе среднего образования.

Восьмилетняя школа и школы второго этапа среднего образования - вечерняя (сменная) и с производственным обучением - были преемственно связаны между собой. В школах второго этапа среднего образования завершалось систематическое, связанное с жизнью и практикой изучение основ наук о природе и обществе и ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного производства. Общее и политехническое образование на этой ступени обучения было связано с профессиональной подготовкой учащихся и строилось на основе тех знаний, умений и навыков, которые они получили в восьмилетней школе.

Состав учебных предметов и объем содержания образования во всех школах второго этапа среднего образования в основном был одинаков. Но учебные планы и режим этих школ были различны. Это видно из недельной сетки учебных часов, их распределения и структуры учебного года. Возьмем в качестве исходного учебный план городской средней трудовой политехнической школы с производственным обучением. Он включал в основном те же учебные предметы, что и учебный план старших классов десятилетней школы. Дополнительно в состав учебного плана были введены производительный труд учащихся на предприятиях и учебные предметы, связанные со специальным (профессиональным) обучением. В общем на это было предусмотрено 12 недельных часов (два раза в неделю по 6 часов в день) [6, с. 221].

В учебном плане сельской средней школы с производственным обучением также были предусмотрены еженедельные теоретические и практические занятия по изучению сельскохозяйственного производства и производительный труд уча-

щихся. На это отводилось в течение года 9 недель в IX и Х классах и 4 недели в XI классе. Поэтому сетка учебных часов для этих школ была составлена из расчета 30 учебных недель в IX и Х классах и 32 недели в XI классе, тогда как в городских школах продолжительность учебного года была определена в 39 учебных недель, а в вечерних (сменных) общеобразовательных средних школах рабочей и сельской молодежи — 40 недель. При этом недельная нагрузка учащихся в этих школах не превышал 22 часов, включая в это число и четыре еженедельных часа на консультации [6, с. 223]. Вследствие этого общая сумма годовых учебных часов в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах была несколько меньше, чем в городских средних школах с производственным обучением. Это компенсировалось применением более эффективных методов обучения, широким введением в практику этих школ самостоятельных работ учащихся.

Не касаясь здесь подробно содержания производственного обучения, составлявшего весьма важный раздел в учебно-воспитательной работе соответствующих средних школ, следует все же сказать, что эта часть в ее теоретическом содержании и практическом обучении общественно-производительному труду включала в себя комплекс вопросов, связанных с изучением данной профессии, а также общих вопросов о структуре производства и его организации, технологических процессах, энергетической базе и оборудовании. Учащимся сообщались сведения об организации рабочего места, технике безопасности, противопожарных мероприятиях, организации труда, технического нормирования и расчете зарплаты.

Практическое производственное обучение преследовало цель - вооружить учащихся трудовыми навыками, привить им культуру труда, помочь овладеть передовыми методами труда, способствовать достижению высоких показателей в работе.

Практическое производственное обучение организовывалось таким образом, чтобы учащиеся систематически и последовательно усваивали те производственные навыки и знания, которые необходимы для производительного труда на рабочем месте предприятия, с использованием новейшей техники и выполнением установленных норм выработки.

В средних трудовых политехнических школах с производственным обучением в сельской местности учащиеся XXI классов получали общеагрономическую и общетехническую подготовку по сельскому хозяйству и производственную подготовку по одной из отраслей сельскохозяйственного производства или по механизации сельского хозяйства. Эта подготовка предусматривала теоретические и лабораторно-практические занятия по растениеводству, животноводству, механизации, электротехнике и электрификации сельского хозяйства.

Важнейшим звеном производственного обучения в сельском хозяйстве являлась также предусматриваемая программой опытная работа учащихся, направленная на выяснение условий выращивания сельскохозяйственных культур и выведения наиболее продуктивных пород животных.

Приведенная характеристика содержания обучения в школах первого и второго этапов среднего образования свидетельствовала о значительной его перестройке. Некоторое сокращение учебного материала по сравнению с программами десятилетней школы и педагогически более целесообразная система его распределения по годам обучения, несомненно, уменьшали учебную нагрузку. Основной организационной формой обучения оставался урок, применялись и другие формы учебной работы: групповое (бригадное) обучение, связанное с выполнением трудовых заданий, коллективное и индивидуальное самостоятельное выполнение учебных теоретических и практических работ,

связанных с изучением основ наук, лекции и беседы для учащихся старших классов по вопросам науки, техники, искусства и т.д. На самом уроке применялись такие формы и методы учебной работы, которые в большей степени активизировали деятельность учащихся.

В системе самостоятельной работы учащихся восьмилетней школы обратили внимание на регулярное использование учебника и других книг и справочников при выполнении тех или иных заданий учителя. Это имело большое значение для подготовки школьников к продолжению образования, особенно в школах рабочей и сельской молодежи, где самостоятельные занятия с книгой занимали значительное место.

Новые учебные планы и программы, несомненно, повысили уровень общего политехнического и профессионального образования в нашей стране, что имело положительное значение для дальнейшего развития сельского хозяйства и культуры советского общества.

Вопросы расширения идейно-политического, научного кругозора учащихся, развитие творческой активности детей, привитие им необходимых навыков, а также вопросы политехнической, трудовой подготовки учащихся к работе в промышленности и сельскохозяйственном производстве были в центре внимания всего чувашского народа. Одной из организованных форм решения задачи обучения и воспитания детей являлось сельскохозяйственное опытничество.

Пионеры и школьники Чувашии на учебно-опытных участках ставили различные опыты, занимались натуралистической работой. На опытных участках производственных бригад и звеньев, на полях, в садах и на животноводческих фермах колхозов и совхозов, учащиеся на практике закрепляли знания, полученные в процессе учебной работы, приобретали необходимые трудовые навыки и активно участвовали в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции. В работе ученических производственных бригад, учебноопытных участков школ республики важное место занимали вопросы испытания и внедрения лучших сортов сельскохозяйственных культур в колхозах, изучение некоторых агроприемов с целью повышения урожайности. Учащиеся сельских школ большую помощь оказывали колхозам и совхозам Чувашии в проведении сельскохозяйственных работ.

В Яндобинской семилетней школе Аликовского района вывели новый сорт кукурузы и назвали ее «Местная». Ежегодно они сеяли свою кукурузу и получали спелые початки. Летом 1960 г. на полях колхозов Аликовского района работали 80 ученических бригад и звеньев. При всех средних школах были созданы лагеря труда и отдыха. За лето и осень учащиеся выработали 80462 трудодня. Они собрали 89346 кг металлолома, 20634 кг макулатуры. Ими выращено кукурузы на силос на площади 107,25 га и получено в среднем по 750 центнеров зеленой массы с гектара, картофеля на площади 51,5 га, кроликов 528 голов, цыплят и утят 1500 голов. Хорошо работали на полях родных колхозов учащиеся Аликов-ской, Крымзарайкинской, Больше-Выльской средних, Юманлыхской восьмилетней, Таутовской семилетней и других школ. Только учащиеся Аликовской средней школы выработали за лето 21000 трудодней, собрали 16000 кг металлолома, 1200 кг макулатуры, вырастили кукурузу на площади 11 га и получили по 900 центнеров зеленой массы с га. Учащиеся Крымзарайкинской средней школы выработали 12753 трудодня, собрали 7660 кг металлолома, 500 кг макулатуры, вырастили кукурузу на площади 10 га и получили зеленой массы по 775 центнеров с га, вырастили 158 кроликов.

В районе имелись 2 школы с производственным обучением. Из них Аликов-ская средняя школа готовила 27 механизаторов, 15 мастеров пошива и Тиушская

средняя школа готовила 21 животновода. Учащиеся Раскильдинской средней школы на 30 гектарах колхозной земли организовали учебно-опытное хозяйство. Применяя новейшие достижения агротехники, они получали урожай по всем культурам больше чем колхозники с колхозных земель [7, л. 20].

Все школы республики, учителя и учащиеся активно помогали труженикам села в борьбе за подъем сельского хозяйства, в выполнении принятых социалистических обязательств. Если в летнее время для работы на колхозных полях республики были организованы во всех школах ученические бригады и комсомольско-молодежные лагеря, то в зимнее время, в воскресные дни, проводились массовые субботники по вывозке навоза и торфа на колхозные поля, сбору птичьего помета и золы. Силами учащихся Ибресинского района в 1960 г. было вывезено навоза и торфа на колхозные поля 4218 т, собрано золы и птичьего помета 1115 т [7, л. 11].

Воспитанники Батыревской школы-интерната получали подлинное трудовое воспитание. В 1961 г. с площади 5 га ими было получено 100 центнеров картофеля, 70 центнеров моркови, 213 центнеров свеклы, 100 центнеров огурцов и т.д. Засолено было на зиму 3531 кг огурцов, 3740 кг капусты и 1140 кг помидоров. Здесь воспитанники очень гордились тем, что они сами полностью обеспечивали столовую школы-интерната овощами круглый год [8, л. 23].

Большое внимание уделялось в Магазьской восьмилетней школе Марпосад-ского района опытнической работе по выращиванию кукурузы, картофеля и других сельскохозяйственных культур. Коллектив школы оказывал действенную помощь колхозу «Коммунизм». В 1960 г. силами учащихся на полях колхоза выращено кукурузы на площади 15 га. Для выращивания кукурузы была создана ученическая производственная бригада из четырех звеньев с охватом 60 учащихся. Участок под кукурузу был определен осенью. Зимой проведено снегозадержание, вывезено по 15 тонн навоза и торфа на 1 га. До посева была проведена культивация и в мае посеяна кукуруза ВИР-47 квадратно-гнездовым способом. В течение лета проводились двухрядная культивация и подкормка аммиачной селитрой и гранулированным суперфосфатом. Двухрядная обработка позволила содержать участок в чистом и рыхлом состоянии. В сентябре кукурузу убрали и засилосовали. Выход зеленой массы кукурузы на участке школы составил 986 центнеров с гектара, а в колхозе - 650 центнеров.

В 1959/60 учебном году коллектив учащихся и учителей Магазьской восьмилетней школы занимался выращиванием цыплят в зимний период. В результате правильного содержания цыплят был достигнут высокий процент сохранности их. Зимой из 2000 цыплят сохранилось 1660, что составляет 83%, летом из 1400 цыплят - 1342. Первая партия цыплят начала нестись с первого июля, в результате чего колхоз получил дополнительно резерв для досрочного выполнения плана продажи яиц государству [9, л. 89]. Таким образом, школа доказала возможность и выгодность выращивания цыплят в зимний период, подала пример другим школам и колхозникам. Колхозники с интересом следили за работой учащихся, знакомились с условиями выращивания цыплят, а затем стали применять опыт учащихся в своей деятельности.

Всего школой в 1959/60 учебном году выращено 448 кроликов, от отдельных кроликоматок получено по 30-36 крольчат. Летом 1960 г. высадили 4325 штук деревьев, в том числе 3207 плодоягодных.

В школе хорошо поставлена экскурсионно-туристическая работа по изучению родного края. Ежегодно совершаются экскурсии и за пределы республики. Учащиеся побывали в городах Ульяновске, Горьком, Москве, Казани и др. На такие экскурсии брали учащихся, добившихся хороших результатов в учебе и труде.

Большое значение в Магазьской восьмилетней школе придавали воспитанию учащихся на положительном опыте. Лучшие в учебе и труде поощрялись почетными грамотами, экскурсионными путевками, премиями, билетами в театр и др. За высокие успехи, достигнутые в выращивании кукурузы, кролиководстве, птицеводстве, садоводстве, по охране природы, проведению «Дня птиц» школа имеет много почетных грамот, и она была участницей ВДНХ. Лучшая цыплятница Кубарева Вера, ученица 7 класса, ездила на слет юных птицеводов, кролиководов в город Рязань, трое учащихся ездили в Артек [9, л. 90].

В 1960 г. в школьном питомнике черенками размножено 3200 кустов смородины сорта «Лия плодородная», отводками размножили 176 кустов крыжовника сорта «Фоник». В питомнике школы было выращено 433 саженца яблони, 14 тыс. корней клена, 49 тыс. желтой акации, 974 тополя. Весной и осенью 1960 г. из питомника школы было реализовано 84300 саженцев различных деревьев. На дорогах Яльчики - Канаш, Горький - Ульяновск учащимися было посажено 20 тыс. корней тополя, желтой акации, вишни, смородины [9, л. 4].

Всего в 1960 г. на учебно-опытных участках школ республики заложено более 3000 опытов с полевыми, овощными, плодово-ягодными культурами [9, л. 2].

В процессе трудовых занятий и общественно полезного труда у детей систематически воспитывалось глубокое уважение к труду, стремление активно участвовать в производстве необходимых для общества ценностей.

Роль трудового обучения в воспитании была очевидна. Усиление трудового начала в обучении и воспитании детей создало благоприятные условия для их всестороннего развития. Связь труда с обучением, как показывал опыт, благотворно влияла на развитие способностей детей и при правильной постановке дела приводила к лучшему усвоению основ наук: в труде учащиеся приобретали такие навыки поведения, которые положительно сказывались на успешности учения в школе.

Литература и источники

1. Степанов Н.С. Очерки истории чувашской советской школы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 315 с.

2. XX съезд КПСС. Москва. 1956. Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 1. 517 с.

3. Государственные документы о перестройке системы народного образования // Новая система народного образования в СССР: Сборник документов и статей. М.: Госполитиздат, 1960. С. 211-271.

4. Советская Чувашия. 1958. 24 ноября.

5. К новым успехам в перестройке школы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1961. 243 с.

6. Содержание образования в восьмилетней школе и средней трудовой политехнической школе с производственным обучением // Новая система народного образования в СССР: Сборник документов и статей. М.: Госполитиздат, 1960. С. 315-367.

7. ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. 221. Оп. 29. Д. 1068. Л. 97.

8. Там же. Ф. 180. Оп. 1. Д. 115. Л. 23.

9. Там же. Ф. 221. Оп. 31. Д. 203. Л. 89.

ЛАСТОЧКИН ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ родился в 1963 г. Окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Старший преподаватель кафедры Средневековой и новой истории Отечества Чувашского государственного университета. Область научных интересов -народное образование. Автор 15 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.