Научная статья на тему 'Трудовая миграция в современной России: этническое измерение социального неравенства'

Трудовая миграция в современной России: этническое измерение социального неравенства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / LABOR / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЭТНОС / ETHNICITY / НЕРАВЕНСТВО / INEQUALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скворцов Николай Генрихович

Статья посвящена исследованию процессов миграции в современной России в контексте этнического измерения социального неравенства. Показано, что эффективность миграционной политики и ее важнейшего инструмента политики интеграции напрямую зависит от того, удастся ли обществу преодолеть этнический негативизм и ксенофобию в отношении мигрантов. Указывается на то, что социальная среда принимающего общества в большинстве случаев демонстрирует враждебность в отношении этнических мигрантов. Делается вывод о том, что если ситуацию не удастся изменить, то имеется риск не решить экономические и демографические проблемы, но уже в ближайшем будущем столкнуться с серьезными угрозами гражданскому миру и стабильности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR MIGRATION IN MODERN RUSSIA: THE ETHNIC DIMENSION OF SOCIAL INEQUALITY

The article investigates the processes of migration in modern Russia in the context of the ethnic dimension of social inequality. It is shown that the efficiency of the migration policy and its most important instrument, the integration policy, are directly dependent on the ability of the society to overcome ethnic negativism and xenophobia towards migrants. It is pointed out that the social environment of the host society in most cases demonstrates hostility towards ethnic migrants. The conclusion is that if the situation cannot be changed, there is a risk to failure in solving economic and demographic problems, and in the near future we can face serious threats to the civil peace and stability in the society.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в современной России: этническое измерение социального неравенства»

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭТНИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Н.Г. Скворцов

УДК 314.7 © 2015 г.

Скворцов Николай Генрихович - доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, e-mail: soc@soc.pu.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию процессов миграции в современной России в контексте этнического измерения социального неравенства. Показано, что эффективность миграционной политики и ее важнейшего инструмента - политики интеграции - напрямую зависит от того, удастся ли обществу преодолеть этнический негативизм и ксенофобию в отношении мигрантов. Указывается на то, что социальная среда принимающего общества в большинстве случаев демонстрирует враждебность в отношении этнических мигрантов. Делается вывод о том, что если ситуацию не удастся изменить, то имеется риск не решить экономические и демографические проблемы, но уже в ближайшем будущем столкнуться с серьезными угрозами гражданскому миру и стабильности в обществе.

Ключевые слова: труд, миграция, этнос, неравенство, общество.

Обширные и интенсивные миграционные потоки являются частью процесса глобализации. Глобализация интенсифицирует трансграничные контакты, способствует активному передвижению людей между государствами и регионами, создает новые сети взаимодействий. При этом глобализация миграционных потоков выглядит сравнительно новым явлением: начиная с последней четверти прошлого столетия появление новых форм мобильности привело к вовлечению в глобальную миграцию новых территорий и регионов, ранее не отличавшихся высоким уровнем участия в миграционных процессах. Среди таких территорий и государств - Российская Федерация, испытывающая на себе серьезное дав-

ление внешней и внутренней миграции. Проблема миграции сегодня чрезвычайно волнует российское общество. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ (2013 г.), большинство опрошенных респондентов назвали миграцию главной проблемой и самым серьезным риском, угрожающим России (миграция по значимости обогнала даже такие животрепещущие вопросы жизни россиян, как ухудшение качества жизни, падение культуры, низкая рождаемость, плохая экологическая ситуация и теракты). Миграция является темой общественных дебатов. Проблемы миграции являются одними из самых обсуждаемых в СМИ, в кругу политиков, управленцев и экспертов. Тема миграции занимает прочное место в общественном сознании населения.

Сколько мигрантов сегодня в России? Согласно данным ООН, в Российской Федерации сегодня проживают 11 млн мигрантов. При этом по числу мигрантов Россия занимает второе место между США (45,6 млн) и Германией (9,8 млн мигрантов). Это число включает как иммигрантов, так и трудовых мигрантов. Рост миграции в РФ в 2013 г. составил 12 %, а за последние 4 года - 37 %. В конце 2014 - начале 2015 г. по причине резкого изменения курса валют произошел довольно резкий отток мигрантов. Тем не менее экспертами прогнозируется, что в течение ближайших 10-15 лет в Россию прибудут еще 7-8 млн трудовых мигрантов, при этом количество местного трудоспособного населения уменьшится к 2020 г. до 80 млн чел. Таким образом, мигранты к 20202025 гг. составят значительную часть работающего населения Российской Федерации.

Причин столь стремительного роста миграционных потоков в Россию несколько, но основные - две. Первая - рост потребностей промышленного, строительного и обслуживающего секторов в рабочей силе, вторая - серьезный дефицит трудовых ресурсов внутри страны по причине демографического кризиса. Иммиграция для современной России является объективной необходимостью: она обеспечивает экономическое развитие трудовыми ресурсами и частично компенсирует происходящие в ряде регионов страны процессы депопуляции. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом РФ, констатируется: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» [4].

В соответствии с этим основными целями проводимой миграционной политики провозглашаются: «а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации; б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации; в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей» [4].

Специфической особенностью современных миграционных процессов в Российской Федерации является то, что миграция сегодня носит ярко выраженный этнический характер. В бывшем Советском Союзе также наблюдались масштабные миграционные потоки, однако это была по преимуществу миграция из сельской местности и малых городов в крупные. Мигрантов в крупных городах представляли прежде всего так называемые лимитчики - молодое трудоспособное население, нанимавшееся на работу на крупные промышленные предприятия и строительные организации по лимиту выделяемой этим предприятиям прописки. «Лимитчикам» предоставлялись работа на производстве или в строительстве (как правило, связанная с тяжелыми условиями труда), временная прописка и жилье (место в общежитии). Неблагоприятные условия труда и некомфортные условия быта компенсировались привлекательностью жизни в крупном городе и надеждами на лучшее устройство жизни в будущем. «Лимитчики» были типичными трудовыми мигрантами, однако от нынешних мигрантов их отличало то, что подавляющее большинство из них имело ту же этническую принадлежность, что и население принимающих городов. Например, приток мигрантов в Ленинград состоял главным образом из русских жителей деревень и малых городов соседних областей и территорий (Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Архангельской). Нынешние мигранты Санкт-Петербурга в своем абсолютном большинстве представляют иные эт-ничности, культурные основания которых, как правило, очень отличны от культуры принимающего общества.

Современные миграционные потоки в Россию являются в высокой степени этнически дифференцированными. Больше всего мигрантов прибывает в Россию из стран Центральной Азии - Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана. Их доля составляет % от общего числа внешних мигрантов. Более 50 % всех мигрантов исповедуют ислам, 70 % трудовых мигрантов прибывают сегодня из сельской местности (так называемая тихая миграция). Половина всех прибывающих в РФ не имеет профессионального образования, снижается доля мигрантов, в достаточной

мере владеющих русским языком. Все они (кроме украинцев и белорусов) представляют собой народы, значительно отличающиеся по своему языку, традициям, паттернам поведения и т.п. от населения принимающего сообщества, т.е. от русского населения. Этническая детерминанта современной миграции в наибольшей степени обусловливает трудности вхождения мигрантов в принимающее сообщество.

Россия не может обойтись без мигрантов - прежде всего по экономическим и демографическим причинам. В этом смысле миграция является одним из важнейших факторов обеспечения экономического развития и выхода из кризисной ситуации в области демографии. Однако, как отмечают исследователи и эксперты, столь массовый приток иноэтнич-ных мигрантов может стать для страны глобальным вызовом, если не удастся обеспечить адаптацию и интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее с Россией. Таким образом, важнейшая проблема, связанная с современной миграцией в России и требующая своего решения, - это поиск механизмов включения мигрантов в российскую жизнь.

Сегодня потоки миграции в Россию представляют собой сложные образования, характеризующиеся высоким уровнем этнического разнообразия. Этнические атрибуты современной миграции заставляют анализировать ее в терминах этностратификационного подхода. Этническая стратификация есть система структурированного социального неравенства, в которой различные этнические группы получают разное количество общественных (экономических, политических и др.) ресурсов и в соответствии с этим иерархически ранжированы. В мультиэтнических обществах, каковым является и Российская Федерация, этничность всегда выступает важным дополнительным фактором социоэкономической стратификации. В системе этнической стратификации этническая группа, являющаяся доминирующей, сохраняет в своих руках всю полноту власти, что позволяет ей диктовать характер межэтнических отношений в данном обществе. Место других этнических групп, являющихся этническими меньшинствами, в стратификационной иерархии обусловливается главным образом культурной дистанцией с доминирующей группой. Сегодня, говоря о проблеме миграции, мы должны говорить о взаимодействии этнической доминирующей группы (принимающего общества) и этнических меньшинств, где под первой понимается русское (и идентифицирующее себя как русское) население, в первую очередь крупных городов, а под этническими меньшинствами - группы мигрантов, отличающиеся по своим этническим характеристикам от доминирующей общности и получающие по сравнению с ней меньшую часть общественных ресурсов. Следуя определению, данному когда-то Л. Вир-

том, этническое меньшинство - это «группа людей, которые в силу своих физических или культурных характеристик выделяются из числа остальных в обществе, в котором они живут, подвергаются иному и неравному обращению и, как следствие этого, считают себя объектом коллективной дискриминации» [3, с. 152-153]. Иначе говоря, отношения мигрантов и так называемого коренного (принимающего) населения мы должны трактовать сегодня как отношения между этническими меньшинствами и этнической доминантной группой.

Из исторической практики известны различные модели политики, проводимой доминирующей группой в отношении этнических меньшинств. Наиболее распространенными являются ассимиляция, этнический плюрализм (или мультикультурализм) и, наконец, интеграция. Сегодня, особенно после наблюдаемого в ряде европейских стран кризиса политики мультикультурализма, наиболее эффективной и адекватной современным реалиям признается интеграционная стратегия. Под интеграцией, если говорить кратко, понимается процесс превращения иммигрантов в неотъемлемую часть общества, в нашем случае - российского общества. При этом интеграция предполагает встречное движение с обеих сторон, взаимное приспособление и объединение.

Интеграция является сложным, многоаспектным процессом, в котором задействованы многие факторы: экономические, правовые, социальные, культурные, религиозные, психологические и т.д. Обеспечение успешной интеграции мигрантов является стратегической задачей вовлеченных в эту деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, а также неправительственных организаций. При этом необходимо отметить, что в основании трудностей, возникающих в процессе интеграции мигрантов, лежат не столько экономические и правовые, сколько этнические. Сложности межкультурных, межэтнических контактов и взаимодействий становятся причинами того, что миграция превратилась в один из конфликтогенных факторов современной российской жизни, особенно в крупных городах. Этничность демонстрирует свой упругий характер, ставя барьеры на пути интеграции.

Говоря об этнических барьерах в интеграционном и адаптационном процессах, мы имеем в виду не сами по себе этнические различия, проявляющиеся в контактах доминирующего и мигрантского населения (язык, поведенческие паттерны и т.п). Эти различия существуют объективно. Но речь идет о значении, которое придается этим отличиям массовым сознанием, а также формировании на этой основе этнического негативизма в отношении мигрантов. В восприятии местного населения мигрант - это не просто иной, это почти всегда чужой. Неприятие, от-

торжение мигрантов как чуждого элемента превратилось в очень серьезную социальную проблему. Устоявшееся восприятие мигранта как чужака сопровождается проявлением ксенофобских установок и интоле-рантного поведения по отношению к нему.

Этническое меньшинство является результатом социального конструирования со стороны доминирующей этнической группы: конструируются социально-экономическая ниша для мигрантов, границы и дистанции между группами, а также формы идентичности и самоидентификации меньшинств. Особое значение в конструировании этнических меньшинств и принадлежит средствам массовой информации.

Конструирование социальной ниши. В 2009 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 г. При этом в ст. 19 хартии «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь» наша страна ратифицировала только два пункта из двенадцати. Набор социальных обязательств перед мигрантами несопоставим с тем, который государство берет на себя в отношении собственных граждан. Мигрант крайне ограничен в социальных правах и находится вне зоны социальной защиты. Мигрантам отказано в социальном страховании, в результате чего они лишены права на пенсионные отчисления. Доступ к иным социальным услугам (здравоохранению, образованию, правовой защите) также выглядит для мигрантов крайне затрудненным.

Мигранты дискриминируются на рынке жилья при съеме жилой площади. Существует скрытая дискриминация в сфере потребительского кредитования, в котором нуждаются мигранты и их семьи: например, в Санкт-Петербурге величина процента под потребительский кредит для мигранта составляет около 40 %, тогда как для местного жителя - около 20 % (явление известное социологам как color tax).

Де-юре и де-факто мигранты находятся в положении, близком к социальному исключению, испытывая на себе последствия дискриминационных практик со стороны принимающего сообщества в сфере организации и оплаты труда, условий быта и т.д. Кроме того, этническая стратификация - в отличие от социальной - не предполагает какой-либо мобильности: членство в группе этнического меньшинства является предписанным, что почти не оставляет шансов на какие-либо вертикальные перемещения. Одним из опасных последствий этой ситуации являются сегрегационные тенденции, наблюдаемые в ряде российских регионов.

Конструирование культурных границ. Политика в культурной сфере пока не решает проблем реальной культурной исключенности мигрантов. Этнические меньшинства, представленные мигрантами, не имеют широкого доступа к культуре доминирующей группы. Этниче-

ская стратификация объективно - в явном или скрытом виде - содержит в себе культурную дискриминацию, поскольку ставит этнические группы в неравные условия в языковой, религиозной и т.п. сферах. Языки этнических меньшинств всегда являются периферийными, и сфера их применения ограничивается исключительно бытовой сферой. Представители этнического меньшинства не могут конкурировать на равных на рынке труда с носителями государственного языка, соответственно, их шансы на получение достойного, хорошо оплачиваемого рабочего места чрезвычайно малы.

Даже перед мигрантами, имеющими высокий уровень образования и работавшими на родине в сфере высококвалифицированного труда (врачи, инженеры, преподаватели), поставлены жесткие границы в форме непризнания предъявляемых документов об образовании, что вынуждает квалифицированных специалистов заниматься низкоквалифицированным трудом на стройках, в ЖКХ, сфере услуг и т.п.

Конструирование образа мигранта в средствах массовой информации. Этническое меньшинство всегда конструируется при помощи стереотипов доминирующей группы. При этом, как правило, создается и эксплуатируется негативный образ мигранта-чужака, который становится предметом манипуляций со стороны средств массовой коммуникации, правоохранительных структур, политиков, националистов и т.д. В средствах массовой информации представители этнических меньшинств фигурируют по большей части в криминальных сюжетах. Широко используется и акцентируется понятие «этническая преступность».

Циркуляция в массовом сознании образа чужого и его тиражирование многими СМИ служат питательной средой для формирования ксенофобских установок, расистских и этнических предрассудков. Активны в проведении различных акций - в том числе насильственного характера - направленных против мигрантов, националистические организации и группы.

В связи с отсутствием у подавляющего числа мигрантов какого-либо опыта проживания в полиэтнической среде, все они в течение адаптационного периода переживают культурный шок, обусловленный включением в новую этнокультурную среду и необходимостью повседневных контактов с людьми другой этнической принадлежности. Несовпадение культурных паттернов, поведенческих кодов местного и ми-грантского населения становится причиной серьезных конфликтов на бытовой почве [1].

Особенностью российской ситуации является то, что даже наличие российского гражданства не обеспечивает социокультурных гарантий

для интеграции внутренних мигрантов. Не только внешние, но и внутренние мигранты (российские граждане - выходцы из республик Северного Кавказа) становятся объектом неприязни, а зачастую и ненависти. «Можно сделать вывод о том, - пишет В.Э. Бойков, - что в массовом сознании сложился устойчивый синдром непринятия инородцев вообще. Это неприятие проявляется вдвойне, если инородцы - неславянского происхождения» [2, с. 37].

На конструирование негативной идентичности мигранта оказывают влияние и особенности российского общественного сознания. Ведущий российский специалист в области исследования миграции В.И. Му-комель отмечает в этой связи такие характеристики: «политизированность мышления и неразвитость экономического мышления; представления о доминирующей роли государственных интересов (в ущерб групповым и личным); упрощенческий взгляд на социальные процессы, восприятие сложных социальных процессов в черно-белом цветах; представления о жесткой экономической детерминированности миграционных процессов, о мотивации к миграции с позиции рационального выбора индивидуума; представление о целесообразности, которая может быть превыше закона; разрыв между законодательством и правоприменительной практикой; слабость институтов гражданского общества, неразвитость гражданского самосознания и отсутствие традиций гражданского контроля в России; отсутствие традиций социального диалога» [5, с. 20].

Эффективность миграционной политики и ее важнейшего инструмента - политики интеграции - напрямую зависит от того, удастся ли обществу преодолеть этнический негативизм и ксенофобию в отношении мигрантов. Этнические меньшинства, состоящие из мигрантов, подвергаются социально-экономической и правовой дискриминации, являются объектом предрассудков и даже насильственных действий со стороны представителей доминирующего населения. Социальная среда принимающего общества в большинстве случаев демонстрирует враждебность в отношении этнических мигрантов. Если ситуацию не удастся изменить, мы рискуем не только не решить экономические и демографические проблемы, но уже в ближайшем будущем столкнуться с серьезными угрозами гражданскому миру и стабильности в обществе.

Литература

1. Акопов С.В., Розанова М.С. Идентичности в эпоху глобальных миграций. СПб, 2010.

2. Бойков В.Э. Влияние миграции населения на социальные процессы // Со-

References

1. Akopov S.V., Rozanova M.S. Iden-tichnosti v epokhu global'nykh migratsiy. SPb, 2010.

2. Boykov V.E. Vliyanie migratsii nase-leniya na sotsial'nye protsessy // Sovremen-

временные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. Ростов н/Д., 2008.

3. Вирт Л. Проблема меньшинств // Вирт Л. Избранные работы по социологии: сб. переводов. М., 2005.

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г.

5. Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски / гл. ред. И.С. Иванов. М., 2013.

nye migratsionnye protsessy: sostoyanie, problemy, opyt gosudarstvennogo i ob-shchestvennogo regulirovaniya. Rostov n/D., 2008.

3. Virt L. Problema men'shinstv // Virt L. Izbrannye raboty po sotsiologii: sb. perevodov. M., 2005.

4. Kontseptsiya gosudarstvennoy mi-gratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : utv. Ukazom Preziden-ta RF ot 13 iyunya 2012 g.

5. Mukomel' V.I. Politika integratsii mi-grantov v Rossii: vyzovy, potentsial, riski / gl. red. I S. Ivanov. M., 2013.

Уважаемые читатели!

В журнале «Гуманитарий Юга России» № 3 2015 г. в статье, подготовленной на основе выступления доктора социологических наук, профессора Н.Г. Скворцова на конференции «Научное обеспечение регионального развития» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 23-24 апреля 2015 г.), была допущена оплошность: нет ссылки на источник, по которому воспроизведена опубликованная на с. 33-34 таблица «Формы социально-гуманитарного участия университета в жизни региона». Автором указанной таблицы является О.А. Перфильева (НИУ ВШЭ, Москва). Таблица воспроизведена по следующему источнику: Перфильева О.А. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1 (32). С. 140.

Приносим свои извинения автору и читателям.

Редколлегия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.