Научная статья на тему 'Трудовая миграция и адаптация иностранных граждан в современном российском обществе'

Трудовая миграция и адаптация иностранных граждан в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Явкин Н.В.

В статье рассматривается значение трудовой миграции в современной России, дается оценка миграционной политики РФ. Особое внимание уделено адаптации иностранных граждан из стран СНГ в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция и адаптация иностранных граждан в современном российском обществе»

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1

© Явкин Н.В.*

Самарский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Самара

В статье рассматривается значение трудовой миграции в современной России, дается оценка миграционной политики РФ. Особое внимание уделено адаптации иностранных граждан из стран СНГ в российском обществе.

Реальный рост миграции из стран ближнего зарубежья и в частности из стран Закавказья и Средней Азии ставит актуальный вопрос о взаимной адаптации мигрантов и принимающего сообщества в современных условиях. Каким образом мигранты адаптируются, какую нишу в социальной структуре российского общества они занимают, как представители принимающего сообщества относятся к данным процессам, все это является предметом изучения специалистов в области миграции, в том числе и социологов.

Долгосрочные цели и задачи развития России, диктующие необходимость привлечения мигрантов, наталкиваются на социокультурные ограничения: все возрастающее этнокультурное разнообразие общества, этническая эрозия локальных социумов сопровождаются нарастающим напряжением ме^ду местным населением и мигрантами, этноконфессиональ-ный, социальный состав которых может существенно отличаться от состава принимающего населения [1].

Неотъемлемым элементом реализации миграционной политики является мониторинг ситуации, преследующий две равнозначные задачи: контроль за эффективностью проведения выработанных мер с целью их оперативной корректировки и контроль за социально-экономической и миграционной ситуацией с целью оперативной корректировки самой миграционной политики. Динамика изменений миграционной политики зависит от динамики изменений социально-экономических процессов и ситуации. Разрыв ме^ду реальной ситуацией и мерами миграционной политики чреват движением в обратном от намеченной цели направлении.

Анализ механизмов и инструментов реализации миграционной политики, применявшихся в 90-е годы в России (главными из которых, как и везде, являются организационные и финансовые), показал, что созданные

1 Статья выполнена в рамках коллективного гранта СИ ВШПП «Исследование социально-экономических детерминант уровня и качества жизни региона».

* Доцент кафедры Политологии, социологии и права, кандидат политических наук.

в тяжелейших условиях экономического кризиса система управления и система учреждений так и не сумели придать процессу переселения однозначно позитивный характер. Эта система не трансформировалась в соответствии с теми изменениями, которые произошли в социально-экономической и миграционной ситуации в России, и стала неадекватной вновь появившимся задачам. Не выполнялись государственные обязательства, взятые перед отдельными категориями мигрантов. И миграционный прирост, обеспечивающий компенсацию «естественных» потерь численности населения, пошел на убыль.

Одной из основных составляющих притока в Россию за 90-е годы стала миграция из стран СНГ и Балтии, которая, согласно экспертным оценкам, составила более 8 млн. человек. Возрастная, образовательная и профессиональная структура этих мигрантов отличалась более высоким качеством (они имели более молодую возрастную структуру, более высокий образовательный и профессионально-квалификационный уровень), чем постоянное население России в среднем [2].

Вхождение России в международный рынок труда положило начало развитию процессов внешней (международной) трудовой миграции. Она осуществляется в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан и выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. В связи с ростом экономики и неблагоприятной демографической ситуации, потребность в иностранной рабочей силе возрастает. Вместе с тем легальное привлечение иностранной рабочей силы сочетается с незаконным трудоустройством иммигрантов в России, нарушением их трудовых и социальных прав.

Демографическую ситуацию в Российской Федерации, в настоящее время, можно обозначить как критическую. Замедлить или прекратить сокращение населения России может, в том числе, и стратегия активного привлечения иммигрантов. Предполагающий такую стратегию стабилизационный вариант прогноза говорит о том, что для стабилизации численности населения России на уровне начала XXI в. необходимо уже сейчас обеспечить, наращивая примерно до середины века, очень высокие объемы нетто -миграции в Россию. При такой стратегии среднегодовое число оседающих в стране иммигрантов должно после 2025 г. заметно превышать 1 млн. человек, вследствие чего будет быстро меняться состав населения России, в том числе, разумеется, и этнический [3].

Учитывая численность, структуру и размещение населения России, без новожителей развитие страны невозможно, а значит невозможно и улучшение жизни. Трудности, с которыми мигранты из СНГ сталкиваются в России, - запутанные бюрократические процедуры, излишне жесткие требования к гражданству, ограничения регистрации по месту жительства, милицейский рэкет и чиновничий произвол - заставляют их либо перехо-

дить в разряд незаконных мигрантов, либо обращаться к другим странам -Турции, государствам Западной и Восточной Европы. Россия, таким образом, упускает возможности привлечения лучшей для себя рабочей силы, наиболее адаптированной к ее условиям. По оценкам Директора ФМС К.О. Ромодановского «России необходимо примерно 5 миллионов мигрантов. Так оно сейчас в принципе и есть. Только легальных из них всего 1 миллион. Остальные прячутся» [4].

Миграционная политика, отвечающая интересам России, предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема и для жизни мигрантов, включая формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, разработку простого в реализации законодательства, касающегося предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью. Значительная часть иммигрантов неизбежно станут постоянными жителями страны. Следовательно, необходимы механизмы их ин-ституирования в этом качестве. По мнению Президента РФ Д. А. Медведева: «Нужны четкие правила для тех, кто к нам приезжает. Нынешние слишком сложные, их порой невозможно соблюдать» [4].

В любом случае Россия обречена на привлечение представителей иных национальностей ближнего зарубежья. Представители этнических групп государств СНГ приезжают и будут стремиться в Россию по экономическим мотивам: дифференциация экономического развития России и большинства стран СНГ все возрастает. И надо быть готовым к тому, что с каждым годом к нам будут приезжать (легально или нелегально) все менее, все хуже знающие русский язык и российские традиции иммигранты. Альтернатива приему иммигрантов из государств СНГ - приток иммигрантов, менее чувствительных к деликатным проблемам дискриминации и ксенофобиям. Но это будут представители этнических групп, культурная дистанция ме^ду которыми и россиянами еще более велика: из Китая, Юго-Восточной Азии, Африки [5].

Вишневский А.Г. четко определяет главную трудность: массовая иммиграция из развивающихся стран ведет к концентрации иммигрантов в нижней части социальной пирамиды. Изначально готовые на любые социально-экономические условия, «по прошествии некоторого времени они начинают ощущать себя представителями дискриминируемого меньшинства, для которого закрыты многие возможности. Эта ситуация блокирует или затрудняет ход их интеграции в принимающее общество» [3].

Дискриминация по этническому признаку, ограничивая возможности социальной мобильности мигрантов и сужая вероятность их социализации, создает препоны к интеграции, порой непреодолимые. Так, исследования, проведенные в Москве, показали, что у тех азербайджанских мигрантов, которые проживают практически изолированно от среды мегапо-

лиса, остается мало времени для поддержания собственной и освоения новой культуры, для формирования отношений с представителями принимающей стороны (Москва, 2004) [6]. В этой ситуации «... у многих мигрантов происходит мысленный возврат к культурным и религиозным традициям, возрастает интерес к исламу. Неудивительно, что среди мигрантов все большую роль начинают играть религиозные ценности» [7].

Трудовые мигранты из Азербайджана, приезжающие на заработки в Россию, образуют собственные дискретные сети (анклавы) по образцу традиционных (земляческих и родственных), предпочитают селиться среди соотечественников. Мотивации азербайджанских трудовых мигрантов, похоже, предельно инструментальны и направлены на решение конкретных задач, таких, как получение регистрации, наем жилья, получение работы, учеба и т.п.

Эти мигранты взаимодействуют не столько с населением, сколько с отдельными, как правило, официальными представителями принимающей среды и своими соотечественниками. В результате складывается по большей части теневая субкультура обслуживания прагматических потребностей мигрантов, системообразующим фактором которой является сложившаяся практика купли-продажи разрешительных услуг. Такие мигранты выделяются из повседневной жизни москвичей и по языку, и по непривычной для большинства москвичей высокой степени консолидированности, и по внешнему виду, и по нетрадиционным для Москвы манерам поведения. По мнению И.М. Кузнецова, постоянная ротация мигрантов с такой мотивацией позволяет говорить о формировании в принимающей среде некоего слоя людей особой мигрантской субкультуры и появлении целого ряда проблем взаимодействия горожан с представителями этой субкультуры [8].

Совершенно иную стратегию адаптации демонстрируют недавние мигранты из Азербайджана, ориентированные на постоянное жительство в Москве и претендующие на российское гражданство, а также студенты-азербайджанцы московских вузов с еще не выраженными ориентациями на оседлость. Эти мигранты, нацеленные на интеграцию, практически вошли в российское сообщество, хотя предпочитают жить компактно, среди соотечественников, поскольку еще не привыкли к традициям автономной жизни, характерной для москвичей. У них есть потребность в совершенствовании знания русского языка и неформальных норм московской жизни. В отношении традиционных норм они занимают амбивалентную позицию. Таким образом, с одной стороны, следование этим нормам помогает им в решении текущих жизненных ситуаций, с другой - сдерживает интеграцию.

В известной мере, вынужденная сегрегация отдельных категорий мигрантов в общественном мнении россиян трансформируется в подозрительность, обвинение в клановости, мафиозности, замкнутости. Эти на-

строения тем явственнее, чем более значима этнокультурная дистанция между этнической группой и местным населением. Частота контактов местных жителей и вновь прибывших позитивно влияет на их взаимоотношения. Но для этого требуются годы и опыт поколений в местах совместного проживания различных этнических общностей. Очевидно, что слабая адаптация отдельных мигрантских меньшинств к принимающему обществу запускает маховик дискриминации.

Таким образом, обеспечение социально-политической стабильности, постоянный мониторинг и контроль взаимоотношений мигрантов и принимающего населения, предупреждение конфликтных ситуаций являются непременными условиями миграционной политики, а ее центральным моментом становится адаптация трудовых мигрантов и интеграция мигрантов. Первоочередной задачей становится разработка и совершенствование процедур селективного привлечения трудовых мигрантов с учетом их квалификации, образования, возможностей адаптации, стран происхождения и других критериев.

Список литературы.

1. Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. - М.: Институт социологии РАН, 2005.

2. Воробьева О. Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001.

3. Вишневский А.Г. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: Экономическая демография. Анализ демографических процессов - М.: Наука, 2005.

4. Баранов А. Медведеву показали золотое будущее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kp.ru/daily/24517/666264.

5. Пистрякова С.А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобий и дискриминации. - М., 2008.

6. Анализ сетевых связей и адаптационных потребностей этнокультурного анклава Московского мегаполиса (на примере азербайджанского этнокультурного анклава): Аналитический отчет / Рук. проекта В.И. Мукомель. - М.: Институт социологии РАН, 2004.

7. Олимова С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана. - Душанбе: MOM, 2003.

8. Кузнецов И.М. «Лица кавказской национальности» в «многонациональной» Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bilin-gua.ogi.ru/science/2006/11/23/anklav.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.