Научная статья на тему 'Труд как рычаг в становлении личности ребенка'

Труд как рычаг в становлении личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2630
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанова Ульяна Викторовна

актуальность выбранной темы объясняется необходимостью приучения ребенка к труду на разных этапах его развития для формирования полноценной личности в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труд как рычаг в становлении личности ребенка»

Труд как рычаг в становлении личности ребенка Кирсанова У. В.

Кирсанова Ульяна Викторовна /Kirsanova Ulyana Viktorovna -лингвист, преподаватель английского и французского языков, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы объясняется необходимостью приучения ребенка к труду на разных этапах его развития для формирования полноценной личности в будущем.

Abstract: the article deals with the necessity of teaching labour at the different stages of child development to form a complete personality in the future.

Ключевые слова: труд, ребенок, развитие, воспитание, становление личности. Keywords: labour, child, development, upbringing, personality formation.

Труд играет важную роль как в жизни общества в целом, так и в процессе становления личности человека. Он представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. К ним относятся: формирование умения действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей; развитие произвольных движений руки, согласующихся с некоторыми физическими и функциональные особенностями используемых предметов; развитие способности заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения; формирование различных двигательных навыков.

Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, формируются результативные действия. По мере того как ребенок овладевает речью, появляется возможность словесно регулировать его действия, он учится подчинять свое поведение элементарным требованиям окружающих.

К дошкольному возрасту дети овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его, т. е. развивается способность заранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, стремиться к достижению определенного результата.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например, способности планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли - устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.

В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельности происходит дальнейшее развитие произвольных действии, формирование разнообразных двигательных навыков. Самообслуживание, изобразительная деятельность, изготовление различных поделок из бумаги, бросового и природного материала предъявляют довольно высокие требования к целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Происходит формирование специфических человеческих навыков, которые П. Я. Гальперин назвал «орудийными операциями». Формирование «орудийных операций», развитие умения подчинять движения руки логике движения «орудия» имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности. Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду - определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции. Известный отечественный психолог П. П. Блонский выделял специфические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда - творческий труд, подобно игре, заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми на бытовые или производственные темы, можно судить, как дети относятся к труду, что они считают в нем главным, какой характер взаимоотношений отражают. Игра как

ведущая деятельность ребенка позволяет не только выявлять, но и сформировать положительное отношение к труду, общественные мотивы, высокие нравственные взаимоотношения. Психологический анализ детских игр показывает, что ребенок усваивает особенности взаимоотношений, мотивы трудовой деятельности, качества трудящихся людей только тогда, когда они входят в содержание игры, а не навязываются со стороны. С помощью родителей, воспитателей, учителей, под влиянием их требований ребенок постепенно привлекается к выполнению сначала отдельных поручений, затем более сложных заданий, результаты которых необходимы не только для него лично, но важны для других детей, для окружающих его взрослых. Несмотря на то, что объективная ценность этой деятельности невелика, велико ее значение для формирования волевых и нравственных сторон личности, для подготовки ее к будущей полезной деятельности, для формирования общественных мотивов этой деятельности.

Трудовая деятельность детей на каждом возрастном этапе. В младшем детском возрасте труд носит подражательный характер, но это не простая подражательность, а такое сотрудничество, в котором ребенок постепенно становится помощником взрослых в их бытовом труде. Работая «параллельно» с копируемым им взрослым, ребенок постепенно входит в более сложное сотрудничество с ним в роли помощника, правда, еще очень слабое. Стремление ребенка участвовать в работе старших очень важно вовремя поддержать и использовать с целью воспитания уважения к труду старших. У младших детей участие в элементарной трудовой деятельности еще носит игровой характер, так как привлекает своей занимательностью. Своеобразная взаимосвязь с игрой сохраняется и в труде среднего, а иногда и старшего ребенка. Однако трудовая деятельность детей не строится на одном интересе, хотя и не исключает его. В своих трудах А. С. Макаренко писал: «ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а его польза, его необходимость... по мере развития ребенка даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна».

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему -лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» [Статья К. Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»].

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с двух лет. Через основные формы организации труда детей -поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду, дома, в школе. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В каждом возрасте определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от возраста к возрасту задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Организуя трудовую деятельность, родители, воспитатели, учителя обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность, стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. Необходимо учитывать основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;

- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

В процессе любого вида труда решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети

овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются объяснение и показ. Не менее важными являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

В формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность детей. Необходимо обращать внимание на создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.

За время пребывания в дошкольном учреждении у ребят должны быть развиты необходимые физиологические и психологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Содержание трудового воспитания определено «Программой воспитания в детском саду»:

1) ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

2) организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.

Радость труда - одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей - наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. Главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в комнате и на участке дома. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в работу (навести порядок, помочь брату или сестре). Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты своего труда. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Это помогает каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности.

Ручной труд в большей степени, чем другие виды труда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать: чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и родители это учитывают в работе с детьми! А ведь радость труда имеет большую воспитательную силу. И если удастся сохранить такой настрой на последующих ступенях обучения, можно быть уверенным - дети в жизнь войдут не белоручками.

Природа - огромная мастерская для творчества. Необходимо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей природе вечную красоту жизни.

Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения к труду. В желуде, в шишке, в причудливых ветвях таятся образы сказочных героев, вот почему дети любят работу с природным материалом. Воспитание через ручной труд с природным материалом вводит детей в мир удивительных выдумок и находок. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. Особенно увлекает ребят

соответствующая их возможностям трудовая деятельность совместно со взрослыми, где каждый, выполняя работу по своим силам, участвует в общем деле.

Коллективный труд учит детей планировать работу, распределять обязанности, помогать друг другу, развивать у них общественные навыки.

Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же, в свою очередь, вызывает отрицательное отношение к труду.

Бывает в практике и другая крайность, когда дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.

Ребята утомляются и тогда, когда, длительное время занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуются оборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большой объем работы в быстром темпе. Важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле. Необходима планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам. Давая детям задание сделать что-то, необходимо раскрывать значимость их труда для окружающих. Дошкольники быстро привыкают работать только по указанию. Теряется интерес к трудовой деятельности, а значит, и воспитательное воздействие ее на ребенка и в тех случаях, когда выполняемая им работа на его глазах переделывается взрослыми. Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1, с. 229.]. Необходимо очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других - неуверенность в своих силах и возможностях и, в конечном результате, потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.

В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможно лишь при условии, если воспитатели научат детей видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей - путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей.

Литература

1. Русскова Л. В. Сборник статей: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

2. Блонский П. П. Психология младшего школьника.

3. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1, с. 229.

4. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980, с. 195-203.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.

8. Педагогика // под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988.

9. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.