Научная статья на тему 'Триада: законы власти — сценарии PR — политический дискурс'

Триада: законы власти — сценарии PR — политический дискурс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
656
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ЗАКОНЫ ВЛАСТИ / СЦЕНАРИИ PR / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / МАНИПУЛЯЦИЯ / АДРЕСАНТ-АДРЕСАТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / POWER LAWS / POLITICAL DISCOURSE / MANIPULATION / PR SCENARIOS / ADDRESSER-ADDRESSEE RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синельникова Л. Н.

В статье предпринята попытка обозначить взаимозависимость законов власти, сценариев паблик рилейшнз, направленных на поддержание власти, и ряда признаков политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trinity: Power Laws - PR Scenarios - Political Discourse

The article outlines the interdependence of the laws of power, public relations scenarios, aimed at supporting the authorities, and some signs of political communication.

Текст научной работы на тему «Триада: законы власти — сценарии PR — политический дискурс»

ЖЩрс*Пи

Тропы метода

УДК 316.77

ТРИАДА: ЗАКОНЫ ВЛАСТИ - СЦЕНАРИИ PR ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Синельникова Лара Николаевна,

Гуманитарно-педагогическая академия, профессор кафедры русской, украинской филологии и методик преподавания, Ялта, Россия,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье предпринята попытка обозначить взаимозависимость законов власти, сценариев паблик рилейшнз, направленных на поддержание власти, и ряда признаков политической коммуникации.

Ключевые слова:

законы власти, сценарии РК политический дискурс, манипуляция, адресант-адресатные отношения.

Выявление координационных отношений в триаде: законы власти - сценарии РК - векторы исследования политического дискурса, как представляется, может быть способствовать более объёмному представлению о каждом из названных феноменов и пониманию особого вида детерминаций, возникающих в условиях такого рода зависимостей. Компоненты триады составляют парадигму особого рода, свидетельствующую о том, что отдельное выводится из всеобщего и что теория проверяется практикой, в том числе практикой дискурс-анализа, которая, в свою очередь, может инициировать новые повороты теории.

Вряд ли можно говорить об абсолютной степени заданности связей между дисциплинарно разделёнными, но явно соприкасающимися и зависимыми друг от друга областями научного знания (политология, социология, коммуника-тивистика, дискурсология), но игнорирование таких связей не может способствовать полноте и объективности исследований в любой из названных областей. Признание значимости со-

пряжённости стимулирует размышления о природе корреляций, о влиянии одних факторов на другие. Действует закономерность: свойства одного звена интегрируются в свойства другого, изменения в одном звене синергетически заряженной системы приводят к накоплению изменений в другом. Так, если цель власти - обеспечить объединение или разъединение общества посредством комплекса средств воздействия, то понятно, какую стратегическую цель будет иметь политический РК, который должен привести в движение все резервы для достижения поставленных целей. Выполнение стратегической цели требует определённых тактических шагов, реализующихся в разножанровых и разноформатных коммуникациях, в рекламных действиях и т. д. Всё это объёмное пространство именуется политическим дискурсом, и векторы его изучения естественным образом согласуются как с пониманием природы власти, так и с эмпирическим материалом, в формировании которого участвуют тотально креативные специалисты по связям с общественностью.

К числу объективных оснований для предпринятого в статье тройственного соположения можно отнести 1) существование исторически подтверждённых инвариантных признаков власти как таковой и обобщённых характеристик языка и моделей поведения власти без жёсткой соотнесённости с определённым временем и с конкретной страной; 2) опыт наблюдений, показывающий, что создатели и исполнители политических PR-сценариев сознательно или подсознательно ориентируются на такого рода инвариантные признаки; 3) зависимость акцентирования проблем и направлений анализа политического дискурса как от понимания природы власти, так и от наблюдений над реальными коммуникативными действиями акторов власти.

Мы сочли возможным воспользоваться формулировками законов власти, представленными в книге американского журналиста Роберта Грина «48 законов власти или руководство для тех, кто стремится к власти, а также для тех, кто желает быть во всеоружии перед лицом власти» [2] как стимулом для «разворота» комментария в сторону современного политического менеджмента и обширных задач политической лингвистики, предметом которой становится всё обширное поле политической коммуникации. В аннотации к «48 законам власти» сказано, что эта блестящая книга давно уже стала мировым бестселлером, эта книга о природе власти; это реальные истории властителей; это руководство всем, кто хочет добиться власти; это законы достижения и использования власти; это советы начинающим руководителям и тем, кто желает быть во всеоружии перед властью; эта книга для каждого. Показательно, что книга вышла в серии «Законы успеха».

Сам факт формулировки законов власти является свидетельством концентрации многонационального, а по сути вненационального, всеобщего исторического опыта, проявления долговременной памяти человечества, результата наблюдений по превращению закономерностей в законы. Очевидна условность цифры 48, точнее было бы применить цифровой показатель в варианте «48+», но суть не меняется: речь идёт об универсальных признаках власти, которые могут модифицироваться, камуфлироваться,

мимикрировать, быть ситуативно обусловленными и т. д., но всегда оказываются в той или иной степени проявленными в дискурсивных манифестациях власти.

Власть - это арена постоянной борьбы за ресурсы (природные, человеческие, финансовые, имиджевые и т. д.). То, что принадлежало другим, нужно превратить в своё, тех, кто был «чужим», надо попытаться сделать «своим» или, при необходимости, переместить в пространство «чужого» и идеологически обосновать такое перемещение.

Власть всегда нуждается в поддержке общества. Политическая деятельность - это и информационная борьба за сознание тех социальных групп общества, которые при необходимости могут стать «группами поддержки» - исполнителями необходимого политикам сценария.

Политика представляет собой броуновское движение, в ней восхождение сменяется падением, восторг - разочарованием, надежда - неверием. Исторический и в значительной степени современный опыт показывает, что политика - это цепь интриг, скрытых или явных, это поиск пороков в конкурентах и возвышение собственных достоинств. Не случайно единодушие современных исследователей в выделении таких констант политического дискурса, как театрализация и манипулятивный креатив. Сценарные перформансы, основывающиеся на этих доминантных признаках, организуют политические коммуникации предвыборного характера и особенно заметны в сюжетах политического форс-мажора в любых его номинациях: цветная революция, переворот, майдан и т. д.

Современный политический пиар опережает по креативности все другие действия, связанные с властью [7]. Политики проявляют неуёмную страсть к пиару, в пространстве которого формируются разножанровые и разноформатные тексты влияния. Хотя стилистически власть мало меняется (в этом можно усмотреть действие законов власти как таковой), идёт процесс формирования новых типов текстов, в которых PR-цель политического характера маскируется под очерк о личности, несущей благо обществу. Это подтверждается признаками

имиджевых текстов, синтезирующих признаки РЯ-текста, рекламы и масс-медийного текста [4]. В имиджевом тексте филигранно переплетается прямое и косвенное говорение, перлокутивный эффект тщательно планируется и реализуется в особом наборе импликатур и риторических приёмов убеждения и влияния.

«Без коммуникации - текста и речи - власть в обществе вряд ли может быть реальна и легитимна» [3, с. 87]. Политические РЯ-технологи осваивают новые виды и сценарии коммуникации, манипулятивный характер которых прячется за риторической техникой определённого свойства. Специалист по связям с общественностью по нормам профессиональной деонтологии должен ориентироваться на этические принципы, декларируемые в мировом пиаре: соблюдать правдивость, точность, справедливость и ответственность перед обществом. Но такого рода установки нередко перекрываются агрессивной и неконструктивной энергией «чёрного пиара».

Лингвосемиотика власти [1] - та область интегрированного знания, которая эксплицирует связи законов власти и особенностей политической коммуникации - как в пространстве РЯ, так и в политической лингвистике.

Из 48 законов власти, описанных в книге Роберта Грина, мы выбрали половину, что вполне достаточно для подтверждения идеи корреляции законов власти, культивируемых на их основе РЯ-действий, и возможностей политической лингвистики эксплицировать такого рода корреляцию, в тех или иных формах проявленную в политическом дискурсе (см. таблицу 1). При этом сочли оправданным сокращение ряда формулировок и их адаптацию к современным построениям высказывания. Каждая позиция может быть дополнена другими признаками, снабжена ссылками на имеющиеся исследования, углублена информацией, накапливающейся в процессе соответствующих исследовательских действий.

Таблица 1 - Законы власти (по Роберту Грину)

Законы власти (по Роберту Грину) Сценарии PR Векторы исследования политического дискурса

1. Никогда не затмевай «господина», не забывай восхвалять его (закон № 1). Создание РЯ-проекта по формированию и закреплению имиджа политического лидера. Создание бэкграунда лидера. Использование возможностей СМИ для паблисити и промоушна. Мониторинг восприятия имиджа общественностью (оперативность реакции на имиджевые «проколы», оперативное восполнение потерь новыми действиями по «возвышению» имиджа). Дискурсивные модели имиджа политиков. Политическая элита в речеповеденческих характеристиках. Речевые портреты политиков. Устройство имиджевых текстов. Речевые структуры самопозиционирования. Президентский дискурс как проявитель языковой личности лидера. Семиотико-языковой и прагматический анализ интернет-ресурсов политической тематики.

2. Не доверяй друзьям безгранично и научись использовать врагов. Если врагов нет, - ими лучше обзавестись. Не всё открывай тем, кого на данный момент считаешь своим другом (закон № 2). РЯ-сценарии, направленные на использование оппонентов и конкурентов для продвижения своих интересов. Информационное противоборство в политической сфере. Информационные войны. Дискурс политического скандала.

3. Скрывай свои намерения. Самая большая хитрость - не показывать хитрость. Люди должны услышать не то, что вы думаете, а то, что они хотят услышать (закон № 3). Менеджмент манипуляций. Социологические опросы, их использование в блоке аргументов текстов влияния. Манипулирование результатами мониторинга СМИ, данными контент-и интент-анализа. Приемы косвенного говорения, риторика «уклонения». Дискурс демагогии как проявитель манипулятивных установок. Коммуникативный типаж «манипулятор», «демагог» и под. Характер адресант-адресатных отношений в разных жанрах и видах политической коммуникации.

Законы власти (по Роберту Грину) Сценарии PR Векторы исследования политического дискурса

4. Всегда говорите меньше, чем кажется необходимым. Даже произнося банальности, вы будете выглядеть оригинальным, если ваши речи будут неясными, незавершенными и загадочными, как речи сфинкса. Влиятельные люди производят впечатление тем, что не договаривают. Чем больше вы говорите, тем выше вероятность того, что вы скажете глупость (закон № 4). Неясные и неопределённые PR-месседжи, создающие политическую интригу и дающие возможность вариативно интерпретировать события. Организация сценариев публичных презентаций, не предполагающих спонтанного диалога (искусственная перформативность). Проблемы политической референции. Анализ фактов смысловой неопределенности. Симулякры как образы отсутствующей действительности, знаки трансформированной реальности. Размывание смыслового содержания слова в эвфемизмах. Дискурсивная маркированность дисфемизмов. Политический блендинг.

5. Репутация - краеугольный камень власти. Учитесь выводить из строя врагов, находя бреши в их репутации. Затем отойдите в сторону и предоставьте общественному мнению расправляться с ними (закон № 5). Репутационный менеджмент, репутационный аудит. Слухмейкерство. Политические концепты «репутация», «имидж, «харизма»; их дискурсивная реализация и игровая природа. Структуры «отстройки» от конкурентов. Стратегии и тактики дискредитации и угрозы.

6. Завоёвывайте внимание любой ценой. Никогда не позволяйте затеряться в толпе. Выделяйтесь. Бросайтесь в глаза, притягивайте к себе, чего бы это ни стоило. Кажитесь крупнее, красочнее, загадочнее (закон № 6). Использовать все PR-средства, чтобы «луч» внимания общественности остановился на позиционируемой партии, политике, политическом действии (СМИ-рилейшнз, политическая реклама, теле-шоу и др.). Бренд-менеджмент. Политическая лингвоперсонология. Нарратив биографии-легенды. Дискурс мифотворчества. Театрализованность презентаций и самопрезентаций.

7. Вынуждайте другого человека действовать, отвечать на ваши ходы, но всегда стремитесь удерживать инициативу. Удержание инициативы -основа власти (закон № 8). Планирование способов удержания инициативы (соблазнение выгодами, популистские обещания, согласованная с ожиданиями адресата аргументация и т. д.). Постоянная деятельность в системе СМИ-рилейшнз. Создание информационного поля, заставляющего оппонента реагировать на PR-ходы. Анализ полемических жанров политического дискурса. Типология аргументов в полемических жанрах. Аргумент как поиск мотивации для «своего» адресата. Практика обратной связи в интернете (блогерство, пики блоговой активности и др.). Политическая риторика (анализ приёмов влияния).

8. Добивайся победы действиями, а не доводами. Одни слова ничего не стоят. Смысл -в поступках (закон № 9). Формирование бэкграунда как банка реальных действий, общественно полезных поступков. Активизация обратной связи, поиск новых форматов включения адресата в PR-процесс. Постоянная информация об откликах общественности на PR-действия. Политические программы, листовки и др.: совмещение идеологических установок и прагматичеких ожиданий. Выбор стиля общения с адресатом (повествовательный, диалогический, эмоциональный и т. д.). Анализ публицистических и PR-текстов информативно-оценочного плана.

9. Проявляй иногда честность и щедрость, чтобы обезоружить свою жертву. Один искренний честный поступок побьёт дюжину бесчестных (закон № 12). Планирование PR-акций, подтверждающих искренность и честность политика (пресс-релизы, кейс-истории, рекламные ролики и др.). Тщательная организация предвыборного пиара. Концепт честности (ответственности, долга) в политическом дискурсе. Риторика предвыборного и поствыборного политического дискурса.

Законы власти (по Роберту Грину) Сценарии PR Векторы исследования политического дискурса

10. Прося о помощи, взывай к своекорыстию людей и никогда -к их милости и великодушию. Конкурент поддержит только то предложение, которое сулит ему выгоду. Любовь и сострадание в политике исключаются (закон № 13). Планирование РЯ-акций с учётом ожиданий и мотиваций целевого адресата. Работа с группами финансовой поддержки. Лоббирование. Концептуарий политического дискурса. Этические концепты (любовь, долг, сострадание, милосердие, толерантность и др.), их наполнение и трансформации в разных жанрах. Психология и семиотика лжи (правда, правдивость, правдоподобность). Риторика популизма. Дискурс лоббирования как искусство просить помощь.

11. Разбей врага полностью. Остановившись на полпути, можно потерять больше, чем при условии полного уничтожения: враг оправится и будет искать отмщения. Оставишь искру - огонь разгорится вновь. Назначение власти в том, чтобы полностью подчинить себе противника, заставить его повиноваться (закон № 15). РЯ-цель как стратегия, её реализация в системных РЯ-акциях тактического характера. Прогнозирование развития политических событий. Превентивные РЯ-акции. Коммуникативные стратегии и тактики политического дискурса. Дискурс-анализ политических медиа-текстов. Политические жанры оценочно-резюмирующего характера (обращения к народу, программные документы консолидирующего или, напротив, разъединяющего характера и под.).

12. Создавай незабываемые зрелища. Яркость и зрелищность - аура власти. Ослеплённые зрелищем с трудом отличают реальное от выдуманного (закон № 37). РЯ-акции в формате шоу. Технологии копирайтинга. Бренд-менеджмент (символы, слоганы и т. д.). Ребрендинг, его цель, этапы осуществления. Лингвосемиотические механизмы ритуализации политических событий. Семиотика символов. Слоган, листовка, буклет, электронные послания и т. д. как социолингвистический комплекс. Копирайтер как скрытая языковая личность. Дискурс интерпретации политического события. Оппозиционные СМИ.

13. Держи других в подвешенном состоянии: поддерживай атмосферу непредсказуемости. Человек власти вселяет некоторый страх, намеренно выводя окружающих из равновесия, чтобы держать инициативу в своих руках (закон № 17). РЯ-креатив в варианте «Сенсации на потоке». Моделирование РЯ-событий в формате интриги, утверждение их значимости через интерпретацию в СМИ. Новостные СМИ политического характера. Анализ пресс-релизов. Тенденция к сращиванию маркетологического и политического дискурсов. Отражение этой тенденции в разных видах политической коммуникации.

14. Не строй крепостей, чтобы защитить себя: изоляция лишает важной информации, делает нас заметной и уязвимой мишенью. Прикройтесь от врагов толпой. Власть зависит от социальных контактов и взаимодействия. Чтобы добиться власти, нужно находиться в центре событий. Подвижность и легкость в общении защищает от недоброжелателей (закон № 18). Сбор информации из разных источников, использование полученных сведений в РЯ-акциях, фиксирующих активность социальных контактов. Манипулирование информацией. Поиск союзников для борьбы с конкурентами. Учёт психологии толпы. Планирование резонансных РЯ-акций (тематических митингов, флэш-мобов и под.). Структуры солидаризации с адресатом. Митинговые жанры (как политики говорят с массами). Типология и оценка адресант-адресатных отношений в политическом дискурсе. Формирование образа целевого адресата. Понятие «свой круг», его противопоставленность другому (чужому]. «Мы» и «они» в политическом дискурсе.

Законы власти (по Роберту Грину) Сценарии PR Векторы исследования политического дискурса

15. Знай, с кем имеешь дело: не наноси обиду, кому не следует. В мире есть разные типы людей, и нельзя ожидать, что все они будут одинаково реагировать на одни и те же приёмы. Правильно выбирайте жертву и не обижайте возможных единомышленников. Для лисицы и волка расставляются разные ловушки. Исключите из общения тех, кто напрасно отнимает ваше время и энергию (закон № 19). Системное планирование PR-действий. Учёт психологического фактора в работе с целевыми аудиториями (внимание к проблемам и рекомендациям социальной и политической психологии): знание такого рода может обеспечить успех без насилия. Уровни интерпретации ментальности. Проблемы социальной и политической психологии в проекции на цели и методы исследования политической коммуникации. Политическая эмотология. Дискурсы угрозы, упрека, дискредитации, ненависти. Модели толерантного и эмпатического общения. Политические фреймы. Процессы рефреймирования.

16. Ни с кем не объединяйся. Только глупец торопится примкнуть к одной из сторон. Не связывайте себя ненужными обязательствами. Сохраняя независимость, вы получите возможность властвовать, сталкивая людей между собой (закон № 20). Действовать в условиях полной информированности, понимания положения дел и тем самым определять необходимую стратегию взаимодействия с другими партиями и объединениями. Связывать стратегию с тактическим ходами в виде системы PR-акций. Дискурс солидаризации с другими политическими силами и «отстройки» от недоброжелателей. Особенности дискурса «быть над схваткой» (занять позицию между теми, кто ведет борьбу за власть, не принимать ничью сторону).

17. Прикинься простаком, чтобы надуть простака: кажись глупее своей мишени. Никому не нравится чувствовать себя глупее другого. Хитрость в том, чтобы дать жертве почувствовать себя умным, и он никогда не заподозрит, что у вас могут быть скрытые мотивы. Легкость победы рождает самонадеянность, и инверсия ролей оказывается незаметной (закон № 21). Гибкость и маневренность ролевого поведения PR-команды в выборе мишени PR-воздействия. Вариативность PR-действий и PR-акций при сохранении стратегического стержня. Анализ приёмов манипуляции. Соотношение текста и подтекста в разных видах политических коммуникаций. Сравнение предвыборного и поствыборного политического дискурса (аргументы, обещания, оценка положения дел и поведения конкурентов, стилистические регистры, риторические уловки и др.).

18. Используй тактику капитуляции: обрати слабость в силу. Сделай капитуляцию инструментом власти (закон № 22). Кризисный PR. Риск-менеджмент. «Капитуляция» как часть PR-сценария, старт и инструмент будущей победы. Провокационный дискурс, анализ агональных языковых средств. Дискурс реванша.

19. Концентрируй свои силы. Сконцентрированные силы могут быть брошены на слабое звено противника (закон № 23). Перевес интенсивных PR-действий над экстенсивными. Главная идея, повторяемая во всех сценариях, должна стать источником воздействия на общественное мнение. Дискурсивное проявление закона концентрации усилий (риторические приёмы, метафорические модели, фреймы и др.). Дискурсы влияния. Политическая суггестия.

20. Поступай как истинный придворный, который льстит, уступает и утверждает свою власть над другими в самой изящной и уклончивой манере. Изучайте и применяйте законы двора - и вашему росту не будет предела (закон № 24). Организация таких видов коммуникаций, которые позволят выделиться и быть замеченными. Тщательная подготовка публичных выступлений политиков (идеал - достижение лёгкости и естественности, стилистическая гибкость, владение приёмами и аргументацией, соответствующими ожиданиям аудитории). Управленческая риторика (риторические психотехники, ролевые характеристики участников общения, типология коммуникативных актов и др.). Дискурс косвенного говорения. Речевые тактики уклонения, лести, уступки, одобрения, угрозы, возражения под знаком согласия и т. д. Стилистические регистры политического дискурса.

Законы власти (по Роберту Грину) Сценарии PR Векторы исследования политического дискурса

21. Сотвори себя заново. Не уставайте являть миру индивидуальность. Добавьте театральности своим общественным делам и выступлениям - ваша власть возрастёт, а ваш образ обретёт масштаб и достоверность. Демонстрируйте эмоции в форме, понятной окружающим (закон № 25). Профессиональный имиджмейкинг. Сценарии «возвышения» имиджа. Планирование РЯ-акций, проявляющих индивидуальность политика в разных коммуникативных ситуациях. Устные и письменные формы (жанры) политической коммуникации. Языковая (дискурсивная) личность политика, проявленная в разных жанрах и ситуациях общения. Классификация речевых девиаций («выпадение» из имиджа).

22. Играй роль друга, действуй, как шпион; умей использовать добытую правду против врагов (закон № 14). Сбор информации всеми возможными путями. Объём информации прямо пропорционален эффективности РЯ-акций и возможностям их безошибочного планирования. Слухи как канал коммуникации. Аргументативный дискурс (виды аргументов, их иерархия). Концепты правды и лжи, их языковая реализация в разных видах политической коммуникации. Приёмы переключения внимания адресата.

23. Держи руки чистыми. Старайся выглядеть образцом порядочности. Скрывай своё участие в неблаговидных делах (закон № 26). РЯ-сценарии, отвлекающие общественность от политических просчётов и ошибок. Дискурс обещаний, структуры влияния и внушения; типология аргументов в дискурсе этого типа. Способы и средства «отстройки» от конкурента в борьбе за электорат.

24. Играй на нуждах людей, создавая армию фанатичных приверженцев. Старайся дать обиженным надежду (закон № 27). Акцент на обещании защиты и справедливости; «отстройка» от тех, кто не даёт такого рода обещаний, и далее реализация установки: кто не с нами, тот против нас. Поствыборный дискурс: способы «снятия» предвыборного популистского пафоса, переход к новым формам взаимодействия с общественностью.

Послесловие

Современная наука всё активнее переходит от дуальных объединений к триадным [6]. Примером увеличения концептуальной сетки описания РЯ-дискурса, безусловно, является монография О.Ф. Русаковой и В.М. Русакова «РЯ-Дискурс: теоретико-методологический анализ», в которой дан обзор лингвистических подходов к анализу дискурса, социально-коммуникативных, социокультурных и социо-когнитивных его трактовок [5]. Многомерная методология описания социальных процессов и объектов, с одной стороны, соответствует высоким темпам развития научного знания, с другой - даёт возможность перейти от межпредметных связей (традиционно включаемых в вузовские программы) к действенному межнаучному взаимодействию, к продуктивному междисциплинарному диалогу.

1. Астафурова Т.Н., Олянич А.В. Лингвосемиотика власти: знак, слово, текст: монография. - Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2008. - 244 с.

2. Грин Роберт. 48 законов власти: Новая краткая редакция / Пер. с англ. Е.Я. Мигуновой. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.

3. Дейк Тён ван. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Пер. с англ. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 344 с.

4. Егорова Л.Г. Имиджевый текст: лингвопрагмати-ческий и лингвокультурологический аспекты: (на материале русскоязычной публицистики): дис. ... канд. филол. наук. Симферополь, 2009.

5. Русакова О.Ф., Русаков В.М. РЯ-Дискурс: теоретико-методологический анализ. 2-е изд., испр. и доп. -Екатеринбург: УрО РАН, ИД «Дискурс-Пи», 2011. - 336 с.

6. Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. Проф. В.И. Шаховский. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перпемена», 2013. - 450 с.

7. Юдина Е.Н. Креативное мышление в РЯ (в системе формирования социокультурных связей и отношений). - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 272 с.

1. Astafurova Т.№, 01уатЛ А.У Lingvosemiotika vlasti: znak, slovo, tekst: monografiya. - Volgograd: 1РК FGOU "РО VGSXA 2008. - 244 s.

2. Grin ЯоЬег! 48 zakonov vlasti: Novaya kгa1:kaya redakciya / Рег. s angl. E.Ya. Migunovoj. - М.: RIPOL klassik, 2005. - 288 s.

3. Dejk ТУОП van. Diskurs i vlast'. Reprezentaciya

dominirovaniya v yazyke i kommunikacii / Per. s angl. - M.: Knizhnyj dom «Librokom», 2013. - 344 s.

4. Egorova L.G. Imidzhevyj tekst: lingvopragmaticheskij i lingvokul'turologicheskij aspekty: (na materiale russkoyazychnoj publicistiki): dis. ... kand. filol. nauk. Simferopol', 2009.

5. Rusakova O.F., Rusakov V.M. PR-Diskurs: teoretiko-metodologicheskij analiz. 2-e izd., ispr. i dop. - Ekaterinburg: UrO RAN, ID «Diskurs-Pi», 2011. - 336 s.

6. E'motivnaya lingvoe'kologiya v sovremennom kommunikativnom prostranstve: kol. monogr. / nauch. red. Prof. V.I. Shaxovskij. - Volgograd: Izd-vo VGSPU «Perpemena», 2013. - 450 s.

7. Yudina E.N. Kreativnoe myshlenie v PR (v sisteme formirovaniya sociokul'turnyx svyazej i otnoshenij). - M.: RIP-Xolding, 2005. - 272 s.

UDC 316.77

TRINITY: POWER LAWS - PR SCENARIOS -POLITICAL DISCOURSE

Lara Sinelnikova,

Humanitarian-Pedagogical Academy,

Professor of Department of Russian and Ukrainian Philology and Teaching Methods, Yalta, Russia,

E-mail: [email protected] Annotation

The article outlines the interdependence of the laws of power, public relations scenarios, aimed at supporting the authorities, and some signs of political communication.

Key words:

power laws, PR scenarios, political discourse, manipulation, addresser-addressee relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.