УДК 809.432.1 ББК 81.2Рус
Гайнутдинова Альбина Фатхутдиновна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдел лексикографии Институт языка, литературы и искусства Академии Наук Республики Татарстан г. Казань
Gainutdinova Albina Fatkhutdinovna
Candidate of Philology,
Senior Scientist Department of Lexicography Institute of Language, Literature and Art Academy of Sciences of Tatarstan Republic Kazan Три плюс два (О субстантивации числительных в русском языке)
Three Plus Two
(About the Numerals’ Substantivization in the Russian Language)
Настоящая статья посвящена анализу субстантивированных числительных в русском языке. Автору удалось доказать, что с семантической точки зрения в русском языке, в основном, субстантивируются числительные со значением лица, субстантивация же остальных числительных менее продуктивна. С функциональной точки зрения субстантивация числительных имеет ситуативно-речевое проявление.
This article is devoted to the analysis of the substantivized numerals in the Russian language. The author managed to prove that, from the semantic point of view, numerals with the meaning of the person basically become substantivized in the Russian language and the substantivization of other numerals is less productive. From the functional point of view, the substantivization of numerals is more characteristic of situational speech.
Ключевые слова: субстантивация; субстантивация числительных;
тематические группы; собирательные числительные; порядковые числительные; количественные числительные; узуальные образования; окказиональные образования.
Key words: conversion, substantivization, numerals’ substantivization, thematic groups, collective numerals, ordinal numerals, cardinal numerals, usual formations, occasional formations.
Субстантивация - самый продуктивный вид конверсии, отражающий тенденцию языка к экономии речевых средств. Сущность субстантивации заключается в том, что имена прилагательные, причастия, и реже - другие части речи: числительные, местоимения и т.д., - «опредмечиваясь», приобретают новые
грамматические признаки, и начинают функционировать в значении существительных. Иначе говоря, в результате субстантивации в языке появляются новые слова с грамматическими и семантическими характеристиками имени существительного.
«Наш язык обладает возможностью отражать явление субстантивации любой части речи» [4:98]. Субстантивация в русском языке наиболее ярко представлена в сфере признаковых слов - прилагательных и причастий, однако в не меньшей степени в ее сферу вовлекаются и единицы других частей речи, в частности - числительные.
Фактически механизм субстантивации числительных такой же, как и при субстантивации прилагательных - эллипсис атрибутивного словосочетания, т.е. опущение существительного в сочетании «числительное + существительное».
Несмотря на обширность существующей литературы по вопросам субстантивации частей речи в целом, субстантивация числительных в них рассматривалась лишь вскользь. В работах, посвященных вопросам субстантивации, исследуется, в основном, субстантивация прилагательных и причастий.
Монография М.Ф. Лукина «Трансформация частей речи в современном русском языке», посвященная взаимопереходу частей речи, явилась значительным этапом в решении общих вопросов субстантивации: автор рассматривает различные процессы перехода одной части речи в другую как единый, взаимосвязанный морфолого-синтаксический словообразовательный процесс [6]. Нельзя не согласиться с мнением Лукина о том, что «субстантивация числительных носит весьма неустойчивый характер ...» [6:54]. В указанной работе субстантивация числительных выступает частным аспектом в рамках общего перехода других частей речи.
Авторы книги «Переходность в системе частей речи. Субстантивация» С.И. Богданов, Ю.Б. Смирнов, рассматривая субстантивацию числительных, совершенно справедливо пишут: «Числительные в широком понимании ... чрезвычайно неоднородны во всех отношениях: и по деривационной и морфологической пестроте, и по многообразию синтаксических функций ... Эта неоднородность проявляется и в процессе их субстантивации» [2:47].
По своим содержательным характеристикам субстантивы-числительные попадают в группу субстантивов, соотносимых с конкретным понятием. Рассмотрим эти группы более детально.
1. Количественные числительные. Среди субстантивированных количественных числительных нами обнаружены следующие тематические группы:
1) Со значением лица субстантивируется количественное числительное один, которое может использоваться как во множественном (одни), так и в единственном числе (один). Например: Один в поле не воин (Пословица). К их созданию привлекаются профессиональные художники: одни работали в новом, модном в начале века, “русском” стиле; другие пытались отыскать в лубке эстетику и изящество примитивизма; третьим заказы на изготовление официозных картинок приносили определенный доход (А.Крылов). «А вот эти две хотя и нехороши, да ещё больше окружены (Л.Толстой). Ужинают двадцать три человека, из них восемь ничего не едят» (А.Чехов)» [8:16].
2) Субстантивы со значением «оценка»: два, три, четыре, пять, шесть шутл. Например: Ты ведёшь себя на три с минусом (Чехов).
3) Субстантивированные количественные числительные, обозначающие названия карточных игр, карточных терминов: двадцать одно («очко»), шестьдесят шесть, тысяча одно, тысяча, пятьсот одно, тысяча белорусская с «бочкой», тринадцать. Например: Карточная игра «тысяча» в последнее время приобрела огромную популярность (ТВ).
4) Тематическая группа субстантивированных количественных числительных тысяча, миллион, миллиард со значением «огромное, несметное, неисчислимое количество кого, чего-л.», в том числе: а) в значении «большие деньги, состояние». Еще многие миллионы были потрачены большевистским руководством на то, чтобы раздуть пожар мировой революции. (Г.Соболев) и б) в значении «лица». Например: Удивительно: почему эпоха, о которой только и говорят, что она стала роковой и чудовищной для миллионов, ничего не знает про эти самые миллионы? (жур. Огонек)
Некоторые учёные относят слова «тысяча, миллион, миллиард» к существительным, объясняя это тем, что они, «подобно именам существительным и в отличие от имён числительных: а) имеют форму рода...; б) изменяются по числам...» [3:378]. В данном случае мы будем придерживаться мнения составителей учебного пособия «Русский язык», заключающегося в том, что «числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи -только словами» [1:82]. Слова «тысяча», «миллион», «миллиард» имеют цифровые эквиваленты (например, тысяча - 1000).
5) Субстантивированные количественные числительные со значением: «возраст». Например: Скоро десять лет Серёже, Диме нет ещё шести (А.Барто). Но самое любопытное в женщине... возраст. То ли сорок, то ли девяносто шесть (В.Токарева).
6) Субстантивы со значением: «денежная сумма». Например: Чаплицкий явился к своему победителю: они сели играть. Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, -отыгрался и остался еще в выигрыше (...). При расплате недостало мне 5 рублей, я поставил их на карту и, карта за картой, проиграл 1600 (Пушкин).
7) Субстантивированные количественные числительные со значением «время» («час»). Например: «Приду в четыре», сказала Мария. Восемь. Девять. Десять (Маяковский).
8) Субстантивированные количественные числительные со значением «написанная цифра». Например: Девиз Таинственной похож На опрокинутое 8 (Анненский).
9) Субстантивированные количественные числительные, указывающие на размеры: Например, в речи лиц, занимающихся фотографией: девять на двенадцать и др. (контекстуальные).
10) Субстантивированные количественные числительные со значением отвлеченного количества и арифметических действий. Например: Он смотрел на Станцо и считал: Станцо сорок три года. Сорок три плюс двадцать шесть -шестьдесят девять (К.Булычев).
11) Субстантивированные числительные со значением «температура». Например: Зима, та как-то особенно выматывала: то чуть не минус двадцать, то снова ноль... (жур. Знамя).
12) Субстантивированные количественные числительные со значением «очки (счет)». Например: Вернее, к автоголу: Джонсон неуклюже подставил ногу и поймал оторопевшего Рейну на противоходе - 1:1 (газ. Спорт-экспресс).
В данном случае, субстантивируясь, числительное получает признак среднего рода. Например: Хочешь знать, как все это было? Три в столовой пробило (Ахматова). В случаях субстантивного употребления подобных единиц, не являющихся словами адъективного склонения, по образному выражению М.Ф. Лукина, мы имеем дело с «инкрустацией», вставкой слова из чужой речи в речь говорящего [5]. «Подвергшись синтаксической
субстантивации, такие единицы, как правило, не приобретают возможности изменяться по числам и падежам, а выражают значения рода (как правило, среднего) и числа синтаксически (при помощи форм согласования)» [7:41].
Итак, количественные числительные субстантивируются в следующих случаях: а) когда опускается существительное со значением лица; б) как результат опущения существительного «балл, оценка»; в) в названиях некоторых игр; г) в словах со значением «несметное, огромное, неисчислимое количество»; д) в словах со значением «возраст»; е) в словах со значением «денежная сумма»; ж) в словах со значением «время» («час»); з) в словах со значением «написанная цифра»; и) в словах, указывающих на размеры.
2. Порядковые числительные. Среди субстантивированных порядковых числительных можно выделить следующие тематические группы:
1) Порядковые числительные в основном субстантивируются со значением лица. Например, а) с общим значением лица: - От их пива у меня изжога, - ответил второй. - И кофе там не варят, а растворимый я не пью (С.Галихин); б) группа субстантивированных порядковых числительных со значением «должностное лицо» (первый, второй секретарь обкома, райкома, парткома, и т.п.). Например: В кабинете у первого (Разг.); в) со значением «военнослужа-
ший» (в радиопереговорах). Например: - Первый, первый, я четвертый. Установлен визуальный контакт с целью. - Четвертый., вас понял. Продолжайте преследование условного противника. - Первый, я четвертый. Понял, выполняю (С.Матвеев) и в) со значением «раненый; убитый» в речи военных-«афганцев»: трехсотый (300 - раненый), ноль двадцать первый (021 - убитый), двухсотый (200 - убитый). Например: Уже есть “двухсотые” (убитые) и “трехсотые(раненые). Дождаться бы подкрепления (А.Смолина).
2) Субстантивированные порядковые числительные со значением «блюдо»: первое (блюдо, подаваемое первым), второе (блюдо, подаваемое после первого), третье (блюдо, подаваемое после второго). Например: На первое был суп, на второе - жареная рыба (Разг.). Количество этих субстантивированных числительных ограничено, что объясняется их семантической природой. То есть названий «блюд» - только три: первое, второе, третье.
3) Субстантивированные порядковые числительные «часть, доля, результат деления какого-либо числа на равные доли» сотая, десятая и др. Например: Как найти 3% от числа? Разделить на 100, т.е. найти одну сотую или 1%, а потом умножить результат на 3 (Математика).
4) Субстантивированные порядковые числительные со значением: «год» («годы»). Например: Сороковые прощаются в майском Потсдаме, Пятидесятые с песней стоят на пороге, Шестидесятые, что полегли на плацдарме, Нас обнимают и просят дожить до подмоги (Д.Сухарев). Еще долго можно было бы описывать эту молодую даму, Инну Григорьевну Шорникову, прекрасно выглядевшую в середине сороковых (А.Кабаков).
5) Субстантивированные порядковые числительные со значением: «время» («час»). Например: Римский вынул часы, увидел, что они показывают пять минут третьего, и совершенно остервенился (М.Булгаков).
6) Тематическая группа субстантивированных порядковых числительных со значением: «класс» первый, второй, ... одиннадцатый. Например: Со всех сторон Витя чувствовал на себе десятки удивленных, недоверчивых, настороженных взглядов учениц и учеников десятого "А" (В.Малов). Количе-
ство субстантивированных числительных, входящих в эту подгруппу, ограничено, что объясняется их семантической природой. То есть названий «классов»
- только одиннадцать.
7) Субстантивированные порядковые числительные со значением «этаж»: Например: А потом ... она стала кататься в лифте, с первого до двенадцатого и вниз до второго, нажимая на стоп, а потом на две кнопки сразу. (М.Вишневецкая).
8) Субстантивированные порядковые числительные со значением «место (призовое)». Например: ... Она сделает это! пятое место в горячей десятке, а потом сразу первое, три недели подряд! ведь я этого достойна! (М.Вишневецкая).
9) Субстантивированные порядковые числительные со значением номеров маршрутов (трамваев, автобусов, и др. общественного транспорта). Например:
- Ты какой автобус ждешь? - Второй. А ты? - Шестой ... (Разг.).
10) Субстантивированные порядковые числительные со значением ТВ каналов. Например: Смотри кино на Первом - Великий запрет Чингисхана (ТВ). На “Первом” может появиться шоу "Хоккей со звёздами" (ТВ).
11) Субстантивированные порядковые числительные со значением «груз», из жаргона воинов-«афганцев». Например: Снова Двухсотый Путем знакомым Летит в Союз (А.Васильев).
Таким образом, субстантивация порядковых числительных наблюдается, преимущественно, со значением лица (например: третий пришёл с опозданием). Здесь речь идёт об окказиональной (временной) субстантивации. В значении неодушевлённого существительного порядковые числительные субстантивируются в том случае, если опускается существительное «блюдо», также в значении «часть; доля, результат деления какого-либо числа на равные доли»; «год» («годы»); «время» («час»); со значением «класс»; «этаж»; «место (призовое)»; со значением номеров маршрутов (трамваев, автобусов, и др. общественного транспорта); со значением ТВ каналов; в значении «груз», из жаргона воинов-афганцев. Образования типа первое, второе, третье и др. являются узуальными.
3. Собирательные числительные. Собирательные числительные в количественном отношении немногочисленны: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Изредка употребляются числительные одиннадцатеро, двенадцатеро, тринадцатеро и некоторые другие. Собирательные числительные не субстантивируются, за исключением тех случаев, когда они выступают в значении «такое-то количество людей»: двое в пути, трое в серых шинелях, семеро одного не ждут.
Итак, у субстантивированных собирательных числительных: двое, оба, обе, трое, четверо, шестеро, и др. - единственное значение - значение лица. Например: Вместе с дымом выбежали через двери трое, поднялись по каменной лестнице вверх... (М.Булгаков). О таких образованиях М.Ф. Лукин пишет следующее: «Собирательные числительные, употреблённые без
наименования предметов счёта, часто мыслятся как субстантивированные» [6:54]. На особую активность к субстантивации собирательных числительных со значением лица указывает и О.В. Скороглядова: «Чаще субстантивируются собирательные числительные, называющие людей», пишет она, и приводит ряд примеров: «Трое осудят, десятеро рассудят»; «Семеро одного не ждут»; «Семерых в один кафтан согнали» (Пословицы). «Трое начали играть в карты, человек пять стали мыться в горном, холодном ручье» (М. Горький). «Так отбери двоих поздоровее ...» (А.Н. Островский). «Но враг еще огрызался. Бешено За двоих» (И. Сельвинский)» [8:16].
В русском языкознании проблема субстантивации числительных является спорной. Не подвергается сомнению лишь возможность субстантивации порядковых числительных, поскольку они имеют форму прилагательного. Субстантивация количественных и собирательных числительных признается не всеми исследователями. Так, М.И. Смольянинова считает, что «количественные и собирательные числительные выполняют синтаксические функции, аналогичные функциям имени существительного, без субстантивации» [9:56]. Относительно собирательных числительных она пишет следующее: «субстантивное начало свойственно уже самой грамматической природе собирательного числительно-
го» [9:58], вследствие чего бессмысленно говорить о его субстантивации. Вслед за М.И. Смольяниновой О.В. Редькина утверждает: «Не подвергается сомнению лишь возможность субстантивации порядковых числительных, поскольку они имеют форму прилагательного» [7:163]. Однако, как показывает анализ языкового материала, субстантивируются не только числительные, имеющие форму прилагательного, но и другие. Можно лишь констатировать, что порядковые числительные чаще других подвергаются субстантивации и, субстантивировавшись, носят более устойчивый характер.
Об активности некоторых субстантивированных числительных свидетельствует их употребление в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Например: Семеро одного не ждут; Один в поле не воин; С пятого (пятое) на десятое; Семеро с ложкой - один с поварёшкой.
Субстантивированные числительные также активны в названиях художественных произведений: «Трое» (М. Горький); «Двадцать шесть и одна» (Блок); «Двенадцать» (Маяковский); «Баллада о 26» (Есенин); «Двадцать шесть» (Асеев); «Двадцать шесть» (Кирсанов), и в названиях кинофильмов: «В августе сорок четвёртого», «В двадцать шестого не стрелять», «Восемь с половиной», «Двадцать одно», «Двое в городе», «Двое в пути», «Двое: я и моя тень», «Миллион в брачной корзине», «Один в поле воин», «Один дома», «Одиножды один», «Пятница, тринадцатое», «Семь», «Сердца трёх», «Сорок первый», «Третий лишний», «Третьего не дано», «Три плюс два», «Тридцатого уничтожить!», «Тридцать три», «Троих надо убрать», «Трое вышли из леса», «Трое в лодке не считая собаки», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Четвёртый» и др.
Участие субстантивированных числительных в образовании фразеологических единиц, пословиц, поговорок, а также в названиях художественных произведений, кинокартин является свидетельством активного внедрения данных образований в речевую практику.
Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в русском языке в основном субстантивируются числительные со значением лица, субстантивация же остальных числительных менее продуктивна. Субстан-
тивация числительных, в большинстве своем, имеет ситуативно-речевое проявление, исключения составляют лишь образования типа первое, второе, третье.
Библиографический список
1. Баранов, М.Т. и др. Русский язык: Справ. Материалы: Учебное пособие для учащихся [Текст] / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
2. Богданов, С.И., Смирнов, Ю.Б. Переходность в системе частей речи. Субстантивация: Учеб. Пособие [Текст] / С.И. Богданов, Ю.Б. Смирнов. - СПб.: Филол. факт СПбГУ, 2004. - 58 с.
3. Виноградов, В.В. Грамматическое учение о слове: Русский язык [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.
4. Георгиева, В. Л. О субстантивации как языковом явлении [Текст] / В. Л. Георгиева. // Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Т. 242. Материалы конференций Северного зонального объединения кафедр русского языка пединститутов. - Л., 1963. - С. 97 -108.
5. Лукин М.Ф. Критерии перехода частей речи в современном русском языке [Текст] / М.Ф. Лукин. // Филологические науки. 1986. № 3. - С. 49 - 56.
6. Лукин, М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке [Текст] / М.Ф. Лукин. - Донецк, 1973 - 101 с.
7. Редькина, О.В. Субстантивация как семантическое явление (Языковой и функциональный аспекты): дис. ... канд. филол. наук [Текст] / О.В. Редькина. - Киров, 2003 -207 c.8 . Скороглядова, О.В. Переходность частей речи в современном русском языке [Текст] / О.В. Скороглядова // Русский язык в нерусской школе. Методический сборник. Выпуск седьмой. Приложение к журналу «Азербайджан мектеби». - Баку, 1952. - С. 3 - 29.
9. Смольянинова, М.И. К вопросу о субстантивации в современном русском языке [Текст] / М.И. Смольянинова // Уч. зап. Калужского пед. ин-та. - Вып. 10. Филол. серия. -Калуга, 1961. - С. 48 - 68.
Bibliography
1. Baranov, M.T. The Russian Language: Reference Sources: Tutorial for Students [Text] / M.T. Baranov. - Moscow: “Prosveshchenie”, 1989. - 288 p.
2. Bogdanov, S.I., Smirnov, I.B. Transition in the System of Parts of Speech. Substantivization: Tutorial [Text] / S.I. Bogdanov, I.B. Smirnov. - Saint Petersburg: Philological Faculty of SPSU, 2004. - 58 p.
3. Georgieva, V.L. About Substantivization as a Linguistic Phenomenon [Text] / V.L. Georgieva // “Uchenye Zapiski” of LSPI named after A.I. Hertsen. - V. 242. The Materials of the Conference of the Northern Zonal Union of the Russian Language Departments of Teachers’ Training Institutes, - L., 1963. - P. 97 - 108.
4. Lukin, M.F. Criteria of Parts of Speech in the Modern Russian Language [Text] / M.F. Lukin // Philological Sciences, 1986. №3. - P. 49-56.
5. Lukin, M.F. Transformation of Parts of Speech in the Modern Russian Language [Text] / M.F. Lukin. - Donetsk, 1973. - 101 p.
6. Redkina, O.V. Substantivization as a Semantical Phenomenon (Linguistic and Functional Aspects): Diss... Cand. of Philol. [Text] / O.V. Redkina. - Kirov, 2003. - 207 p.
7. Skoroglyadova, O.V. The Transition of Parts of Speech in the Modern Russian Language [Text] / O.V. Skoroglyadova // The Russian Language in Non-Russian School. Methodical Digest. The Seventh Edition. Appendix to “Azerbaijan Mektebi” Magazine. - Baku, 1952. - P. 3-29.
8. Smolyaninova, M.I. About Substantivization in the Modern Russian Language [Text] / M.I. Smolyaninova // “Uchenie Zapiski” of Kaluga Teachers’ Training Institute, - The Tenth edition. -Philological Series. - Kaluga, 1961. - P. 48-58.
9. Vinogradov, V.V. Grammatical Science about a Word: The Russian Language [Text] / V.V. Vinogradov. - Moscow: “Vysshaya Shkola”, 1972. - 614 p.