Научная статья на тему '«Три песни на стихи М. Цветаевой» Бориса тищенко как форма художественного взаимодействия поэзии и музыки'

«Три песни на стихи М. Цветаевой» Бориса тищенко как форма художественного взаимодействия поэзии и музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1035
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.И. ЦВЕТАЕВА / Б.И. ТИЩЕНКО / СИМВОЛИКА / ПЕСЕННАЯ ФОРМА / ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / TSVETAEVA / TISHCHENKO / SYMBOLISM / SONG FORM / FORM SHAPING INDICATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреева Вера Дмитриевна

Статья посвящена проблеме анализа вокальной музыки XX в. Особое внимание обращается на семантику и образную символику стихотворений «Окно», «Осыпались листья» и «Зеркало», проецирующееся на уровне формообразования, интонационного содержания, гармонического изложения. В качестве аргументации приводится сравнение с типовыми моделями музыкальных аффектов эпохи барокко, с популярным в 1960-е гг. жанром авторской песни, образцами музыки прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three songs based on poems of M. Tsvetaeva" by Boris Tishchenko as a form of artistic interaction between music and poetry

The article «Three songs based on poems of M. Tsvetaeva» by Boris Tishchenko as a form of artistic interaction between music and poetry" is devoted to the problem of XXth century vocal music analysis. In this memoir a special emphasis is put on of the «Window», «Falling leaves» and «Mirror» poems which semantics and figurative symbolism are immersed into the context of form, intonation content and harmonic. As a means of argumentation there showed a comparison with typical models of baroque's musical affects, the 1960th popular bard's song genre, with the examples of the music of the past.

Текст научной работы на тему ««Три песни на стихи М. Цветаевой» Бориса тищенко как форма художественного взаимодействия поэзии и музыки»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)

МАТЕРИАЛЫ III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ», ПОСВЯЩЕННОЙ ПАМЯТИ Ю.В. ПЕТРОВА

СЕКЦИЯ «КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ»

УДК 781.5

В.Д. Андреева «ТРИ ПЕСНИ НА СТИХИ М. ЦВЕТАЕВОЙ» БОРИСА ТИЩЕНКО КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ

Статья посвящена проблеме анализа вокальной музыки XX в. Особое внимание обращается на семантику и образную символику стихотворений «Окно», «Осыпались листья» и «Зеркало», проецирующееся на уровне формообразования, интонационного содержания, гармонического изложения. В качестве аргументации приводится сравнение с типовыми моделями музыкальных аффектов эпохи барокко, с популярным в 1960-е гг. жанром авторской песни, образцами музыки прошлого.

Ключевые слова: М.И. Цветаева, Б.И. Тищенко, символика, песенная форма, формообразующие признаки.

В музыке ХХ в. творчество Бориса Ивановича Тищенко - явление значимое. В своих произведениях он продолжил традиции русской композиторской школы: «Если некоторые композиторы того же поколения, что и Тищенко, легко и естественно смыкались с поисками западных коллег, то для Тищенко здесь пролегла невидимая граница, сделавшая его творчество более русским, чем типично общеевропейским, западным» [1. С. 60].

Круг его творческих интересов охватывает широкий жанровый диапазон: от симфонии, балета и музыки к спектаклям до камерно-вокальной и камерно-инструментальной миниатюры. В своих сочинениях композитор прибегает к средствам выражения смежных видов искусств. Он тонко чувствует пластику танца, пантомимы (балеты «Ярославна», «Двенадцать»), специфику театрального действия (музыкальные спектакли для детей по сказкам К. Чуковского), выразительность кинематографа (музыка к кинофильмам). Но приоритет в этих связях он отдает поэтическому и прозаическому слову.

Во многие сочинения Б. И. Тищенко включает текст русских поэтов и писателей. Среди них произведения М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, И.С. Тургенева, О.О. Дриза, М.А. Булгакова. Обращение композитора к лите-

ратурным источникам дает возможность понять не только его творческие пристрастия, но и почувствовать органичность слова и его музыкального воплощения. «Слово, звучащее в музыке Тищенко, исполнено тревоги и надежды, печали и света, боли и нежности, трагизма и мужества» [2. С. 469].

К творчеству русской поэтессы М.И. Цветаевой Б.И. Тищенко обратился в период расцвета своего творчества. Для вокального цикла «Три песни на стихи Марины Цветаевой» (1970) композитор выбрал произведения, созданные в разные годы.

Стихотворение «Окно» из поэтического цикла «Бессонница» написано 23 декабря 1916 г. и посвящено мужу, Сергею Эфрону, ушедшему на фронт.

Стихотворение «Осыпались листья» посвящено брату мужа М. Цветаевой Петру Эфрону, умиравшему от туберкулеза. Оно было написано 4 октября 1914 г. и вошло в цикл «Брату».

Стихотворение «Зеркало», написанное 3 мая 1915 г., вошло в цикл «Подруга», посвященный Софье Парнок, переводчице и поэтессе.

Объединенные в один вокальный цикл, стихотворения оказались удивительно близкими и созвучными друг другу. И дело не только в их автобиографичности. Композитор создал обобщенный образ русской женщины, в судьбе которой любовь, надежда сменяются разлукой, ожиданием, потерей близких людей.

В стихотворениях М. И. Цветаевой противопоставлены два состояния -жизнь и смерть, которые могут образовать параллельные смысловые линии или создать сложное их переплетение.

Определяющей характеристикой позитивной первой линии «жизнь» является воплощение чувственности, проявление любви и духовной близости. Ключевые слова для этой линии в первом и последнем стихотворении цикла - «окно», «зеркало», «свеча». Символика этих слов широко использовалась в русской поэзии начала XX в.

Слова «окно» и «зеркало» имеют сходное значение: отражение не только своего «я», но и реальности, которую человеку не всегда легко принять. Оно позволяет увидеть себя настоящего, открыть тайные мысли и желания. Но есть и иное представление о зеркале, которое может все исказить и запутать представления человека о реальности.

Слово «окно» может быть не только символом отражения, но и ожидания, надежды. В начальных строфах стихотворения «Окно» с ним связана непритязательная обрисовка домашней жизни, полной уюта и любви:

Вот опять окно,

Где опять не спят,

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто - рук Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Значение этого слова усиливается другим - «свеча», имеющим неоднозначную трактовку. Оно может быть символом одиночества, мимолетности

жизни, которую так легко погасить. Но оно может стать воплощением веры, как в стихотворении М. Цветаевой: в последних строках символ свечи переходит в новое качество, его синонимом становится слово «огонь» («помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем») как воплощение тепла и света.

В стихотворении «Осыпались листья» трагическому осознанию потери близкого человека противопоставлена любовь, которая способна пережить смерть. В продолжение значения символов ожидания и надежды стихотворения «Окно» звучат новые слова, обладающие утвердительной интонацией:

Я вас целовала! Я вам колдовала!

Смеюсь над загробною тьмой!

Я смерти не верю! Я жду вас с вокзала -

Домой!

Вторая драматургическая линия также прослеживается во всех трех стихотворениях. Если в первом стихотворении, «Окно», ее присутствие - всего лишь предчувствие разлуки с близким человеком («Крик разлук и встреч - ты окно в ночи»), то второе «Осыпались листья», пронизано чувством утраты. Все символы прямо указывают на безысходность: «траурные ленты», «венки», «письмо в бесконечность», «письмо в беспредельность, «письмо в пустоту». Состояние полного отчаяния передано в доведенном до крайности несоответствии между реальным («Опять подойду с узелком утром рано к больничным дверям») и желаемым («Вы просто уехали в жаркие страны»).

В третьем стихотворении, «Зеркало», как и в первом, трагическая линия отступает на второй план, напоминая о себе в неопределенности состояния («муть» и «сон туманящий»), в мрачных предчувствиях («над ними - вороны», ворон как вестник смерти).

Между стихотворениями «Окно» и «Зеркало» образуется смысловая арка, которая примиряет полярность двух драматургических линий. Такими словами стали молитва в стихотворении «Окно», слова прощения и искупления в стихотворении «Зеркало» («Благословляю вас на все четыре стороны»). Обращает на себя внимание и символическое значение числа «три» в этих стихотворениях, так как оно считается совершенным и в религии (образ Троицы), и в сказках (удачная примета): «Окно» - «может - сотни свеч, может -три свечи», «Зеркало» - троекратное обращение «Благословляю вас».

Названием своего вокального цикла «Три песни» Б.И. Тищенко определил не только жанровую принадлежность его частей, но и связанный с ним выбор средств выразительности. В музыкальном языке композитора естественно переплетаются традиции авторской песни, получившей такую популярность в годы «оттепели», и русского романса, для которого всегда была характерна психологичность. Эта особенность имеет место и в стихах Марины Цветаевой: привычное и бытовое она поднимает на уровень духовности.

Для стихотворений композитор выбирает разновидность песенной формы вариантно-строфическую, которая позволяет максимально бережно сохранить их строение, деление на строки и строфы. Ее сходство и отличие от куплетной и куплетно-вариационной формы определяются именно повышенной степенью психологической детализации. «Форма варьированной строфы на-

ряду с куплетом - одна из наиболее специфических, органически присущих вокальной музыке. «Единоборство» поэзии и музыки разрешается в этой форме наиболее гармонично. Сохраняя музыкальную обобщённость и целостность, форма варьированной строфы тем не менее способна отразить и развитие сюжетной линии текста, и его психологические нюансы» [3. С. 196]. Однако в каждой песне композитор «раздвигает» привычные рамки песенной формы вторичными формообразующими признаками.

В песне «Окно» все части (кроме коды) построены на одном материале и на первый взгляд сходны между собой. Однако интервальный сдвиг на другую высоту при повторе в начале второй строфы отличает ее от крайних и влияет на формирование признаков простой трехчастной формы. Именно эта форма станет определяющей в последней песне «Зеркало», отодвинув на второй план вариантно-строфическую. В песне «Осыпались листья» чередование повторяющегося точно в нечетных строфах (1, 3, 7) музыкального материала с повторением, но на другой высоте в четных (2, 4, 6) строфах образует признаки рондальности. Отличная от всех музыка пятой строфы выделяется своим кульминационным значением и положением в точке «золотого сечения».

Драматургия поэтических образов, сосредоточенная на развитии полярных состояний и переживаний, определила особенности их музыкального воплощения.

В мелодии каждой песни цикла выдерживается заданный в начале интонационный оборот, который может не только подчеркнуть детали поэтического текста, но и определить его эмоциональную доминанту. Так, например, в песне «Окно» скрытое двухголосие в вокальной мелодии, построенное на нисходящих малых секундах от пятой ступени к первой, связано с выражением чувства страха и боли. Такой тип мелодического движения еа1аЬа818 закрепился в эпоху барокко за аффектом горести и печали.

Для самого трагического стихотворения «Осыпались листья» композитор выбрал иной тип построения мелодии. В нечетных строфах (1, 3, 7) многократное повторение одной и той же фразы, каждая из которых начинается с малой терции (g - Ь), можно сравнить с приемом circulation, известным в теории аффектов как выражение «бег по кругу, вращение». Этот прием прорастает не только на интонационном, мотивном уровне, но и в построении формы песни в целом. Такое эмоциональное напряжение сравнимо с чувством отчаяния, которые психологи определяют как состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Со словами молитвы и прощения в крайних частях цикла связан переход на иной тип интонирования. Наиболее ярко он определяется в песне «Окно»: исполнение последних строк стихотворения композитор определяет как a piacere, декламационный, приближенный к «звуковысотной линии речи» [4. С. 30].

В выборе средств музыкальной выразительности композитор опирается на закрепленные в музыкальной практике типичные модели, которые понятны и доступны широкой аудитории. К ним можно отнести выбранный для песен гитарный тип сопровождения, признаки музыкальных бытовых жанров и аналогии к образцам музыки прошлого.

В танцевальной ритмо-формуле песни «Окно» угадывается сходство с

музыкальными темами других композиторов: темой фуги до-минор из I тома ХТК И. С. Баха, ля-минор из цикла «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Пример 1. Б.И. Тищенко, «Окно», цикл «Три песни» на стихи М. Цветаевой:

тр

Вот о . пять ок . но, где о . пять не спят. Мо.жет

пьют ей . но, мо.жет— так си . дят

Пример 2. И.С. Бах, фуга до минор, ХТК, т. 1:

Пример 3. Д. Д. Шостакович, фуга ля минор, цикл «24 прелюдии и фуги»:

Однако можно найти иное объяснение для использования этой ритмической фигуры. В музыке Б.И. Тищенко, как отмечают исследователи, прослеживается преемственность традиций, идущая от творчества М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича. Так, например, в вокальном цикле «Песни и пляски смерти» М.П. Мусоргский для раскрытия образа песни «Трепак» использует жанр пляски, что в сочетании с текстом приводит к несоответствию содержания и музыкального воплощения. Прием гротеска поднимает образ замерзающего мужичка до трагического уровня.

В песне «Окно» повторение танцевальной ритмоформулы также имеет неоднозначную трактовку. Согласованность музыкального жанра и поэтического текста в начале противоречит в третьей и четвертой строфе нарастающему чувству тревоги и безысходности.

Гитарный тип сопровождения, выбранный композитором, привлекает своей доступностью. Однако за внешней непритязательностью скрывается тщательная работа над художественным образом. В первой и последней пес-

нях цикла партия фортепиано многое проясняет в авторском прочтении Б.И. Тищенко.

Для сопровождения в первой и третьей строфах песни «Окно» выбраны автентический функциональный оборот в басу (1-У ступени) и вторая низкая как альтерированная квинта доминанты или как бас трезвучия второй низкой ступени. Однако с последовательностью ступеней в басу не согласуется одно - функциональное сопровождение тоническим квартсекстаккордом. Именно многократным повтором этого аккорда передается состояние навязчивого внутреннего напряжения и оцепенения одновременно.

Для гитарного сопровождения в песне «Зеркало» композитор также выбирает принцип многократного повтора, но уже не аккорда, а оборота. Таким приемом усиливается состояния отрешенности, которым пронизано стихотворение. Можно обратить внимание и на ритмическое сходство между сопровождением первой и третьей песен.

Вокальный цикл Б.И. Тищенко «Три песни на стихи Марины Цветаевой» - пример органичного слияния музыки и слова. Обращаясь к музыкальному словарю не только песенного жанра, но и к различным источникам профессиональной музыки прошлого и современности, композитор создал свой музыкальный мир поэзии М. И. Цветаевой, полный тонких и множественных психологических граней.

Литература

1. Холопова В. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР. М., 1994. Вып. 1. С. 56-71.

2. Сыров В. Борис Иванович Тищенко // История отечественной музыки второй половины XX века. СПб., 2005. С. 139-156.

3. Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, В.П. Широкова. Л.: Музыка, 1988. 352 с.

4. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: учеб. СПб.: Композитор, 1998. 268 с.

5. Ручьевская Е.А. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: На примере «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2002. 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.