Научная статья на тему 'Требовательность общества к качеству публичных услуг в России: на примере Томской области'

Требовательность общества к качеству публичных услуг в России: на примере Томской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ / «СЕРВИСНАЯ» МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА / ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ГРАЖДАН / ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К ВЛАСТИ / "SERVICE" STATE MODEL / CITIZENS' SATISFACTION / POSTINDUSTRIAL NATURE OF SOCIAL STANDING / PUBLIC SERVICES / INSISTENCE TO THE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Светлана Эдуардовна

В статье рассматриваются результаты социологических исследований в Томской области, которые позволяют сделать вывод об уровне требовательности граждан к органам власти в отношении качества публичных услуг. Выявляется степень соответствия постиндустриального характера социальности в данном регионе степени требовательности граждан как необходимому условию реализации «сервисной» модели государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мартынова Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the results of sociological researches in Tomsk region which allow drawing the conclusion about the level of citizens insistence to the authority concerning the quality of public services. The degree of conformity of postindustrial nature of social standing in the given region to the degree of citizens insistence as a necessary condition of service state models realization is determined.

Текст научной работы на тему «Требовательность общества к качеству публичных услуг в России: на примере Томской области»

УДК 316.4

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА К КАЧЕСТВУ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИИ:

НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Мартынова Светлана Эдуардовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры системного анализа и управления

Томский государственный университет, г. Томск, Россия

status. sm @mail. ru

В статье рассматриваются результаты социологических исследований в Томской области, которые позволяют сделать вывод об уровне требовательности граждан к органам власти в отношении качества публичных услуг. Выявляется степень соответствия постиндустриального характера социальности в данном регионе степени требовательности граждан как необходимому условию реализации «сервисной» модели государства.

Ключевые слова: постиндустриальная социальность; «сервисная» модель государства; публичные услуги; удовлетворенность граждан; требовательность к власти.

INSISTENCE OF THE SOCIETY TO THE QUALITY OF PUBLIC SERVICES IN RUSSIA: IN THE EXAMPLE OF THE TOMSK REGION Svetlana Martynova,

Candidate of philological sciences, assistant professor of System Analysis and Management Department

Tomsk State University, Tomsk, Russia status. sm @mail. ru

The article is devoted to the results of sociological researches in Tomsk region which allow drawing the conclusion about the level of citizens ’ insistence to the authority concerning the quality of public services. The degree of conformity of postindustrial nature of social standing in the given region to the degree of citizens ’ insistence as a necessary condition of “service ” state model’s realization is determined.

Keywords: postindustrial nature of social standing; “service ” state model; public services; citizens’ satisfaction; insistence to the authority.

О качестве публичных услуг (государственных, муниципальных) в настоящее время говорят в контексте «сервисной» модели государства [1- 4], или в другой терминологии - «клиентоориентированной» модели [5]. Указанная модель характерна для постиндустриальной социальности, отмеченной возрастающим уровнем потребления и притязаний личности, активностью, свободой и суверенностью индивида, его ответственностью за свои действия и избираемый образ жизни, потребностью в реализации своего потенциала [6 - 10]. Соответственно, личность уже не нуждается в опеке со стороны государства. Задачей последнего становится создание условий для самореализации граждан, обеспечение их индивидуальной свободы и прав, оказание публичных услуг, направленных на удовлетворение потребностей личности и общества.

Рассматривая современную Россию, исследователи, в частности, М.К.Горшков [11], А.В.Тихонов [12], Н.А.Михеева [13], также отмечают повышение притязаний общества к уровню и качеству жизни, появление спроса на качественные социальные услуги. С опорой на взгляды указанных авторов можно сказать, что в России сформировался слой граждан, которые имеют достаточный уровень благосостояния и претендуют на удовлетворение своих социальных потребностей, испытывая пока недовольство в этом отношении. В целом, социальное, политическое, экономическое и культурное устройство страны признается такими людьми как отсталое, не соответствующее требованиям и предпочтениям современного человека.

Исследователи Всероссийского центра изучения общественного мнения делают вывод о том, что уровень жизни граждан «последефолтовской» эпохи значительно вырос. Речь идет, прежде всего, о людях с высшим образованием, бизнесменах, специалистах и государственных служащих, которые имеют средства, чтобы приобретать недвижимость, пользоваться платными услугами, ездить на дорогие курорты. Эта социальная группа является носителем высоких потребительских стандартов [14].

Портрет данной группы Н.Е.Тихонова, Н.И.Лапин, М.К.Горшков, В.Анурин дополняют такими характеристиками, как проживание в крупных городах (с населением не менее 100 тыс. человек), активный возраст - до 40-44 лет, высокий уровень квалификации и опора в достижении личных целей на свой личностный потенциал, не физический характер труда [15; 16; 11;17].

Однако повышение уровня притязаний пока незначительно выливается в формулирование и отстаивание требований, адресованных власти, по повышению качества публичных услуг. Примеры такой активности социума, безусловно, есть (см. публикации М.К.Горшкова [11], В.А.Потехина [18]), но исследователи отмечают, что ее количественные показатели не позволяют еще говорить о новом качественном состоянии [18]. В контексте социальной активности упоминаются, в основном, молодые люди с высоким потребительским статусом [19], жители Москвы [20].

Рассматривая признаки новой социальности в России, обратим внимание на Томскую область. Здесь высок уровень образования жителей, обеспечиваемый университетами, крупнейшие из которых входят в пятерку лучших выс-тттих учебных заведений России [21]. К высокому уровню образования добавляется и активный возраст: каждый пятый томич - студент [22]. Область известна как регион инновационного развития, основанного на знаниях: с 2003 года здесь реализуется соответствующая программа. Ежегодно создается 20-25 новых инновационных предприятий. Ежегодный прирост объема производства наукоемкой продукции составляет около 40%. В 2005 году в Томске начала ра-

боту Особая экономическая зона технико-внедренческого типа [21]. Сегодня благодаря инновационному статусу Томская область претендует на то, чтобы стать в России «вторым Сколково»: Правительством РФ принято положительное решение по проекту «ИНО Томск-2020» - созданию в Томске центра образования, исследования и разработок [23]. Таким образом, интеллектуальные и креативные характеристики регионального сообщества проявляются достаточно ярко.

Что касается уровня доходов жителей Томской области, то, по данным Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», в 2010 году регион занял 1-е место среди регионов СФО и 16-е место среди российских регионов по уровню финансового благосостояния семей. Аналитики отмечают, что благосостояние выросло по сравнению с прошлым, 2009, годом, и в 2011 году также ожидается положительная динамика [24].

Об активных моделях жизненных стратегий томичей можно судить по данным опросов Фонда «Общественное мнение». Так, результаты исследований, проведенных в 68 субъектах РФ, демонстрируют лидерство Томской области по индексу инициативности населения. Люди с такой жизненной стратегией, по данным ФОМ, требовательны к комфортной среде обитания, которая удовлетворяла бы разнообразные потребности активной личности [25].

Томская область не случайно привлекает внимание и активных людей извне. Так, на данной территории одно из муниципальных образований (даже не город или пригород, а сельский район) выбрано группой компаний «Руян» для строительства бизнес-града с одноименным названием. Концепция такого города предусматривает привлечение туда граждан не только России, но и других стран, создание эффективных групп, которые могут разрабатывать тиражируемые бизнес-проекты. Создание креативного сообщества позволяет характеризовать город как «клубный» [26].

Изложенные данные показывают, что в Томской области больше, чем во многих других регионах, признаков постиндустриальной социальности, и со-

ответственно есть предпосылки для востребованности «сервисной» модели государства.

В этой связи рассмотрим результаты социологических исследований, посвященных оценке удовлетворенности жителей Томской области муниципальными услугами общезначимой направленности. Возьмем во внимание два самых крупных города региона - Томск и Северск, численность жителей которых превышает 100 тыс. чел. Исследования были проведены в 2010 г. под руководством автора данной статьи. Выборка составила по г.Томску - 602 чел., по г.Северску - 598 чел., что обеспечило не более, чем 4%-ную погрешность при доверительной вероятности 0,95. Выборка квотирована по полу и возрасту в соответствии со структурой взрослого населения.

Степень удовлетворенности жителей Томска и Северска качеством медицинской помощи, общего, дошкольного, дополнительного образования и культурного обслуживания отражена в таблице 1. Число затруднившихся с оценкой, а также тех, кто ответил, что ни он сам, ни члены его семьи не пользуются услугой, в таблице не отражено.

Таблица 1

Удовлетворенность качеством муниципальных услуг _________(в % от всех опрошенных в городе)________

варианты ответов в % / город Томск Северск

удовлетворя- ет не удовлетворяет удовлетворя- ет не удовлетворяет

медицинская помощь, которую оказывают муниципальные лечебные учреждения города (поликлиники, больницы) 24,1 44,4 40,0 43,0

качество общего образования в школах города 25,7 19,3 41,1 15,6

качество дошкольного образования в детсадах города 18,9 16,1 38,3 10,2

качество дополнительного образования детей в кружках, школах искусств, музыкальных школах и т.п. 26,1 6,3 42,7 6,4

качество культурного обслуживания, которое предоставляют бюджетные учреждения культуры города (музеи, библиотеки, театры) 62,3 4,2 67,4 4,7

Как видно из таблицы, наибольшую неудовлетворенность граждане испытывают в отношении медицинской помощи: отрицательные оценки в обоих городах превышают положительные. Не слишком велико преимущество позитивных отзывов над негативными в отношении общего и дошкольного образования, по крайней мере, в Томске.

Одним из условий реализации «сервисной» модели государства является требовательность граждан к органам власти в отношении качества публичных услуг. В этом аспекте определенный материал для размышлений дают ответы респондентов на вопрос о причинах отрицательной оценки деятельности администраций городов. Те мотивы, которые имеют отношение к качеству и доступности анализируемых публичных услуг, встречаются в единичных случаях. Так, только 0,3% жителей Томска мотивировали свою неудовлетворенность работой администрации тем, что в детских садах города не хватает мест. Таким образом, граждане не ставят в упрек власти низкое качество и недоступность публичных услуг.

Возникает вопрос о том, каковы же модели поведения граждан, если они не удовлетворены публичными услугами и при этом не предъявляют соответствующих требований к органам власти. Материал для наблюдений в данном аспекте дают результаты еще одного исследования, проведенного в Северске в 2011 г. (выборка - 1005 чел.) также под руководством автора настоящей статьи. Выяснилось, в частности, в отношении медицинского обслуживания, что более половины жителей Северска обращаются в платные медицинские учреждения (таблица 2).

Таблица 2.

Востребованность услуг платных медицинских учреждений (в % от всех опрошенных в городе)

варианты ответов %

да, обращаюсь в платные медицинские учреждения 52,4

нет, не обращаюсь 47,6

Качество услуг в платных медицинских учреждениях не в пример бюджетным удовлетворяет потребителей (рис. 1).

□ удовлетворяет □ не удовлетворяет □ затрудняюсь ответить

Рис 1. Соотношение числа удовлетворенных и неудовлетворенных медицинскими услугами в бюджетных и платных ЛПУ (в % от тех, кто пользуется данными услугами).

Таким образом, модель поведения граждан состоит в том, чтобы не требовать от власти качества бюджетных услуг, а тратить собственные деньги на помощь, которая должна быть уже обеспечена налогами, взимаемыми с населения. В крупных городах есть возможность найти коммерческие организации, предоставляющие услуги здравоохранения, образования (в большей степени общего и дополнительного), культуры. Такой «уход» от требовательности по отношению к власти как модель поведения не способствует развитию «сервисного» государства.

Представленный в статье анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Даже в интеллектуально «продвинутых» регионах РФ, где обнаруживаются признаки постиндустриальной социальности, граждане не проявляют требовательности к власти в отношении качества и доступности публичных услуг. Таким образом, подтверждаются научные данные о низкой социальной активности даже тех современных россиян, которые имеют притязания к уровню и качеству жизни.

2. Потребности в качественных социальных услугах зачастую удовлетворяются за счет обращения в коммерческие структуры.

3. Наличие спроса на качественные услуги и требовательность к власти в данном отношении пока еще слабо коррелируют между собой: можно сказать, что потребность есть, а требовательности нет.

4. Отсутствие требовательности, если рассуждать логически, не мотивирует органы власти к повышению качества публичных услуг, а, следовательно, не позволяет рассчитывать на активную реализацию ими концепции «сервисного» государства.

Литература

1. Стырин Е.М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития : дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. С.89.

2. Наумов С., Масленникова Е. Итоги реформ и перспективы развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации // Власть. 2009. №10. С.6.

3. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство: западный опыт в российской проекции [Электронный ресурс] // Интернет и современное общество: девятая Всероссийская объединенная конференция: сб. трудов конференции. иКЬ:Ы1р://^^№. infosoc.ru/2006/thes/Pavlyutenkova.pdf.

4. Зернов С.В. Наука организации власти: сервисное государство

[Электронный ресурс] // Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования : [сайт]. ЦКЬ: http://www.

rusrand.ru/konf1 /2zernov.pdf.

5. Филиппов Д.В. Развитие организационно-управленческих технологий предоставления муниципальных услуг в крупном городском округе: автореф. дис. .канд. экон. наук. Новосибирск, 2009. С. 9.

6. Белл Д. Социальные рамки информационного общества [Электронный ресурс] // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342. Электрон. версия печат. публ. URL: http://alt-future.narod.ru/Future/bell.htm.

7. Яхимович З.П. Ценностные ориентиры трансформирующегося мирового сообщества // Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире / под ред. А. С. Железнякова, З. П. Яхимович. М., 2010. С.11.

8. Ефременко Д.В. Штомпка П. Новые перспективы исследования доверия // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : РЖ. Сер.11, Социология. 2008. № 3. С.30. Реф. ст.: Sztompka P. New perspectives on trust: Rev.essay. // American j. of sociology. Chicago, 2006. Vol. 112, № 3. Р. 30.

9. Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социол. журн. 2008. № 4. С.10.

10. Ефременко Д.В. Турен А. Социология после социологии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : РЖ. Сер.11, Социология. 2008. № 3. С.7. Реф. ст.: Touraine A. Sociology after sociology // European j. of social theory. Brighton, 2007. № 10 (2). Р. 7.

11. Горшков М. К. Российское общество как новая социальная

реальность [Электронный ресурс] // Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН : [официальный сайт]. URL:

http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2007/Rossijskoe%20obschestvo.pdf.

12. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Россия реформирующаяся : ежегодник. М., 2009. Вып. 8. С.19.

13. Михеева Н. А. Модернизация в России и ее культурно-ценностное

содержание [Электронный ресурс] // Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН : [официальный сайт]. URL:

http ://www.isras.ru/publications_bank/1225354616.pdf.

14. Политические и мировоззренческие ценности россиян и трансформация партийно-политической системы России (по следам проведенного моно-исследования) [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : Всероссийский центр изучения общественного мнения : [официальный сайт]. ЦКЬ: http://wciom.ru/fileadmin/image/baza/sovet/2008/byzov_16_07_2008.doc.

15. Тихонова Н. Е. Классы в современной России: миф или реальность? [Электронный ресурс] // Россия реформирующаяся : ежегодник. М., 2008. Вып.7. С. 62-92. Электрон. версия печат. публ.ЦКЬ: http://www.isras.ru/files/File/publ/year-

16. Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социол. исслед. 2003. № 6. С. 81-82.

17. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России //

Социол. исслед. 2006. № 10. Электрон. версия печат. публ.ЦКЪ:

http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-10/anurin_midclass.pdf.

18. Потехин В. А. Развитие взаимодействия государства и гражданского общества как условие модернизации управленческой деятельности // Власть. 2010. № 8. С. 63.

19. Что изменилось в стране за последнее время? [Электронный ресурс] // Левада-центр / аналит. центр Юрия Левады : [официальный сайт].ЦКЬ: http://www.levada.ru/press/2010052502.html.

20. Дмитриев М. Средний класс в рентоориентированной экономике : почему Москва перестала быть Россией? [Электронный ресурс] : результаты совместного исследовательского проекта Центра стратегических разработок и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 12 ноября 2010 года / М. Дмитриев, С. Белановский, С. Мисихина // Центр стратегических разработок. ШЬ:

http://www.csr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=280%3A2010-

11-16-10-47-45&catid=36%3A2009-03-18-14-32-42&Itemid=71&lang=ru.

21. Фабрика интеллекта [Электронный ресурс] // Томская область:

[официальный Интернет-портал]. ЦКЪ:

http://tomsk.gov.ru/ru/gold_project/factory_intellect.

22. Портрет молодых // Красное знамя. 2011. 25 мая.

23. Буров А. Губернатор Томской области: Особый статус позволит

региону стать в России «вторым Сколково» [Электронный ресурс] // Российская газета: Восточная Сибирь. Электрон. версия печат. публ.ЦКЪ:

http://www.rg.ru/2011/02/19/reg-enisey/tomsk-anons.html.

24. Томская область заняла 1-е место среди регионов СФО по уровню финансового благосостояния семей [Электронный ресурс] // Агентство новостей ТВ 2 : [сайт]. ЦКЬ: http://www.tv2.tomsk.ru/news/tomskaya-oblast-zanyalo-1-e-mesto-sredi-regюnov-sfo-po-ш'ovnyu-fmansovogo-Ыagosostoyamya-se.

25. Фонд Общественное мнение на XIII Томском Инновационном Форуме Г№Ы0УШ-2010 [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» : [сайт]. ЦКЬ: http://www.fom.ru.

26. Кравцов А. Здесь все свои! // Серебряный клуб. 2011. №1. С. 101102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.