Научная статья на тему 'Требования рынка труда к качеству подготовленности выпускников учреждений профессионального образования в современных условиях'

Требования рынка труда к качеству подготовленности выпускников учреждений профессионального образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования рынка труда к качеству подготовленности выпускников учреждений профессионального образования в современных условиях»

ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЧИТАЕВА Ю.А., АСПИРАНТ ИРПО ЭКОНОМИСТ ЛАБОРАТОРИИ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ИРПО

Научно - техническая революция второй половины ХХ века, привела к тому, что темпы обновления техники и технологий, формы организации труда, значительно превосходят темпы смены поколений людей. Возникшая динамичность общественного производства, требует постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Это диктует необходимость не только резкого увеличения численности специалистов, но и качества их подготовки, динамичного изменения номенклатуры профессий, непрерывного роста квалификации и развития работников. Подготовка высоковалифицированных специалистов для различных областей общественного труда -основное условие ускоренного развития экономики на уровне современных требований, благополучия общества и индивидуума.

В конце ХХ в. - начале XXI вв. труд стал более разнообразным. Возросло качество труда, которое проявляется в повышении сложности и интенсивности труда, изменении соотношения между физическим и умственным трудом, в изменении соотношения между организаторским и исполнительским трудом.

В настоящее время на рынке труда существуют следующие тенденции:

• увеличение спроса на труд информационного типа и в сфере обслуживания;

• растущую потребность в работниках так называемых актуальных рыночных профессий;

• повышение спроса на высококвалифицированных работников

традиционных профессий, способных производить

конкурентоспособную продукцию;

• снижение потребности в неквалифицированных рабочих.

Ситуация на рынке труда является основополагающим условием, так как именно ею определяется степень востребованности кадров.

Основными факторами, влияющими на специфику требований работодателей, являются: уровень развития научно - технического прогресса в отрасли; структура экономики отрасли.

Предъявляя определенные требования к личности современного работника, работодатель не вполне удовлетворен «продуктом» педагогической системы, качествами выпускника профессиональной школы: невысокой

познавательной и профессиональной мотивацией, неразвитостью самоконтроля и профессионального самосознания, формального отношения

Ю.А. Читаева Требования рынка труда к качеству подготовленности выпускников учреждений профессионального образования в современных условиях

учащихся к приобретению профессии. Это отражается на развитии личностных и профессиональных качеств (ключевых компетенций) будущего специалиста и указывает на необходимость их формирования в процессе обучения в учреждениях профессионального образования, в том числе и начального.

Каждому этапу развития общества соответствуют определенные требования к качествам специалиста. В настоящее время при подготовке в

учреждениях профессионального образования конкурентоспособных

работников необходимо учитывать требования работодателей к их

профессионально -функциональным и личностным качествам.

1. Профессионально - функциональные качества выпускника:

• способность рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям техники, технологии и организации труда, творчески подходить к делу;

• владение информационными технологиями;

• коммуникативность, умение договариваться с людьми, работать в команде.

2. Личностные качества выпускника:

• профессиональная этика, вежливость, дисциплированность,

добросовестное отношение к делу, личная ответственность, сообразительность;

• организаторские способности.

Часто, именно, сформированность этих качеств является решающей при приеме выпускников на работу.

Следует отметить, что существует проблема оценки сформированности профессионально - функциональных и личностных качеств выпускника.

В настоящее время система профессионального образования Российской Федерации считает необходимым развитие у учащихся ключевых компетенций в той или иной форме на всех уровнях образования. При этом ключевые компетенции рассматриваются, как обязательный компонент профессионального образования.

Современные условия труда требует от работников широкого набора компетенций, причем востребованы наборы компетенций, которые могут быть перенесены из одной сферы в другую.

Набор необходимых компетенций, формируемых в процессе обучения у учащихся, должен определяться в результате взаимодействия сферы образования с работодателями.

Например, наиболее часто востребованы современные работники со следующим набором ключевых компетенций, таким как:

• системное мышление, видение развития процесса;

• принятие решений, отнесенных к компетенциям;

• ориентация на результат;

• аналитические способности;

• креативность - инновационность;

• гибкость;

• способность к обучению, к самообучению;

• организаторские способности;

• делегирование полномочий/ функций оперативного управления;

• умение управлять временем;

• умение управлять проектами;

• работа в команде;

• влияние, умение убеждать;

• умение слышать других, принимать обратную связь;

• навыки презентаций, переговоров;

• способность передавать знания и навыки, умение обучать;

• клиентоориентированность.

Наличие и развитие ключевых компетенций создаёт благоприятные условия для осуществления на практике в процессе обучения единства оценки соответствия достигнутого уровня качества трудового потенциала обучаемых требованиям модели компетенций и достигнутого уровня качества трудового потенциала выпускника требованиям профессионального стандарта в целом, а если его нет, то требованиям должностных характеристик и ЕТКС.

Применение компетентностного подхода, формирование ключевых компетенций у работников способствует разрешению следующих противоречий:

• между требованиями работодателей к профессионально -

специализированной подготовке работников и необходимостью

формирования у учащихся достаточно широкого профессионального профиля, базирующегося на личных свойствах и качествах;

• между высоким уровнем социальной защищенности работника как высококвалифицированного исполнителя в конкретных, сложившихся условиях производства, и стратегической его защищенностью как профессионала широкого профиля, способного к быстрой адаптации в новых условиях трудовой деятельности.

Диапазон применения компетенций способствует: увеличение

производительности труда; увеличению прибыльности предприятия; приобретение конкретных компетенций, определённых отраслью или предприятием; достижению приоритетов развития.

Список литературы

Ю.А. Читаева Требования рынка труда к качеству подготовленности выпускников учреждений профессионального образования в современных условиях

1. Володарская А.А. «Формирование ключевых компетенций поиска работы выпускников учреждений профессионального образования: Методические рекомендации» - М.: «НИИРО», 2004 г., 28 с.

2. Лобанова Т.Н. «Построение модели ключевых компетенций» // М.: «Стратегия по управлению персоналом» - №11 2002 г., С. 11-26

3. «Трудоустройство на предприятиях Москвы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования» / под редакцией С.И. Вершинина М. - «НИИРО», 2004 г., С. 10-15.

4. Хамел Г., Прахалад К.К. «Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня» - М.: «ЗАО «Олимп - Бизнес», 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.