Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях'

Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13467
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ОТБОР / ТРЕБОВАНИЯ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОТРУДНИКИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PERSONNEL / SELECTION / REQUIREMENT / ETHICS / MORALS / PROFESSIONALISM / COLLEAGUES / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Ольга Михайловна

В статье освещаются профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы с учетом современного состояния законодательства и положениями, изложенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The requirements brought to officers of criminal-executive system in current conditions

There are illuminated the professional and moral requirements, presented to the colleagues of criminalexecutive system taking into account the contemporary state of legislation and positions with those presented in the concept of the development of criminalexecutive system until 2020 in article.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях»

5.4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОТРУДНИКАМ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Миронова Ольга Михайловна, заместитель начальника отдела кадров управления кадров и работы с личным составом ГУФСИН России по Республике Башкортостан

Контакты автора: mironowaol@yandex.ru

Аннотация. В статье освещаются профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы с учетом современного состояния законодательства и положениями, изложенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Ключевые слова: кадры, отбор, требования, этика, мораль, профессионализм, сотрудники, уголовно-исполнительная система

THE REQUIREMENTS BROUGHT TO OFFICERS OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM IN CURRENT CONDITIONS

Mironova Olga Mikhaylovna, The deputy division head of personnel for the administration for personnel and work with the personnel GUFSIN of Russia for the republic of Bashkortostan

Annotation: There are illuminated the professional and moral requirements, presented to the colleagues of criminal- executive system taking into account the contemporary state of legislation and positions with those presented in the concept of the development of criminal-executive system until 2020 in article.

Keywords: personnel, selection, requirement, ethics, morals, professionalism, colleagues, criminal-executive system

Особенности профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к личностным и деловым характеристикам сотрудников уголовноисполнительной системы (УИС). Действительно служба в уголовно-исполнительной системе имеет ряд существенных особенностей по сравнению с другими видами государственной службы. Выражается это в том, что сотрудники УИС работают с особой категорией граждан - осужденными, которые совершили преступления, поэтому от правильного подбора, расстановки и стимулирования служебной деятельности сотрудников во многом зависит успешное выполнение задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему. Возникшие в конце 20-го века трудности комплектования вакантных должностей и поэтому неоправданное упрощение процесса отбора кандидатов привели к тому, что на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы зачастую принимаются лица, не отвечающие предъявляемым требованиям, что вызывает порой ошибки в работе и текучесть кадров.

Реформирование уголовно-исполнительной системы в современных условиях определяет необходимость

повышения требований к кадрам. В настоящее время назрела необходимость решить на качественно новой основе вопрос профессионального отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Задача состоит в том, чтобы усовершенствовать порядок отбора, обучения и воспитания кадров, который должен положительно сказаться на уровне организаторской работы по комплектованию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Для этого необходимо значительно повысить требовательность к более тщательному изучению моральных и деловых качеств кандидатов, их поведению в быту, состоянию здоровья, и, что очень важно, исключить формализм при изучении кандидатов, то есть нельзя считать подбор людей монополией кадрового аппарата. В отборе кадров самое непосредственное участие обязаны принимать руководители и личный состав заинтересованных служб, которым следует организовать постоянное взаимодействие подразделений и специалистов, участвующих в отборе кадров.

Закрепление кадров, стабилизация их профессионального ядра во многом зависят от способности конкретного сотрудника переносить большие физические и психологические нагрузки. Поэтому необходимо проведение тщательного медицинского освидетельствования лиц, принимаемых на службу, ибо служба в уголовно-исполнительной системе в силу ее повышенной социальной и профессиональной ответственности, а также сложным режимом труда практически противопоказана в среднем каждому третьему.

Качества, необходимые сотруднику уголовно-исполнительной системы, могут быть выявлены только путем современных научных методик. Научно обоснованный отбор должен строиться не на выборе наиболее способного кандидата из всех, а на основе соответствия качеств кандидата необходимым требованиям.

Требования, предъявляемые к должностным лицам уголовно-исполнительной системы представляется целесообразным подразделить на:

а) те, что имеют общеобязательный характер;

б) те, что обусловлены спецификой профессии и, соответственно, спецификой конкретной служебной деятельности;

в) те, что находятся преимущественно в плоскости нравственной составляющей отдельной профессии и соответствующей служебной деятельности.

Согласно статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ на сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы распространяется Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи, с чем общеобязательные требования, предъявляемые к сотруднику уголовно-исполнительной системы, изложены в первую очередь в статьях 8, 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а так же в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовноисполнительной системы.

В связи с принятием Закона о противодействии коррупции Федеральными законами № 156-ФЗ, № 157-ФЗ, № 159-ФЗ были внесены изменения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, вступившие в силу 6 августа 2010 года.

Миронова СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

О.М.

В силу изменений, внесенных Федеральным Законом 156-ФЗ статья 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнена новой пятой частью следующего содержания: «при приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них сотрудниками органов внутренних дел. Порядок и категории должностей, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости и оформляется личное поручительство, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации».

В настоящее время прорабатываются вопросы более качественного порядка отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему, в связи, с чем создается сложная многоступенчатая процедура, которая предусматривает собеседование, медицинское обследование, тестирование, специальные психофизиологические исследования с применением прибора «Полиграф», одновременно планируется организация интенсивного обучения психологов по курсу «Психофизиологические исследования с применением полиграфа».

В качестве одного из инструментов противодействия коррупции и проникновению в уголовно-исполнительную систему лиц с корыстной мотивацией был введен в практику деятельности уголовно-исполнительной системы институт поручительства. Методические рекомендации по его использованию подписаны директором ФСИН России 02 октября 2009 года. Теперь при приеме на службу и выдвижении на руководящую должность кандидату необходимы будут рекомендации поручителей. Ими могут стать сотрудники, которые прослужили в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет, знают рекомендуемого не менее одного года, не состоят с ним в родстве и, что важно, готовы нести моральную ответственность за своего кандидата.

К числу общеобязательных требований к сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся также:

а) наличие гражданства Российской Федерации;

б) наличие соответствующего образования;

в) отсутствие судимости.

Что касается второго общеобязательного требования, то сотрудником уголовно-исполнительной системы может именоваться лишь тот, кто имеет соответствующий документ о наличии у него образования. Различие может быть лишь в уровне последнего: а) для замещения должностей старшего и среднего начальствующего состава необходимо высшее профессиональное, среднее профессиональное образование соответственно; б) полученное в государственном учебном заведении или в негосударственном образовательном учреждении (при условии наличия у последних аккредитации). На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего.

Отсутствие судимости является общеобязательным условием для замещения должностей рядового и начальствующего состава. При этом необходимо отметить, что речь идет о наличии любой судимости, в том числе и судимости погашенной или снятой. Кроме то-

го, Федеральным Законом от 22 июля 2010 № 157-ФЗ часть первая статьи 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнена и изложена в следующей редакции: «Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он: ... не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием».

В группе требований, обусловленной спецификой конкретной служебной деятельности, следует указать, в частности, на:

а) достижение требуемого для замещения той или иной должности возраста;

б) отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность;

в) отсутствие обстоятельств, наличие которых может ставить под сомнение возможность надлежащего исполнения теми или иными должностными лицами своих служебных обязанностей. Речь в этих случаях идет не только о наличии у соответствующих должностных лиц, компрометирующих родственных и дружественных связей, но и, например, их участии в предпринимательской деятельности, наличии совместного бизнеса.

Общество вправе требовать от современного сотрудника уголовно-исполнительной системы не только профессионализма при исполнении служебного долга, но и предъявлять высокие требования к его нравственному облику и морально-психологическим качествам.

Профессиональные требования органично сливаются и с нравственными требованиями, которым должны соответствовать все без исключения сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Если работники полиции акцентируют свое внимание на правонарушителях и преступниках, представители других юридических специальностей проводят работу по дифференциации граждан на законопослушных и правонарушителей, защищая законные интересы тех и других, то работники исправительных учреждений имеют дело с людьми, уже признанными виновными в совершении преступления. Их главной задачей является обеспечение необходимого режима жизни заключенных, соблюдение закона в этих условиях и, вместе с тем, проведение эффективной работы по перевоспитанию преступников, возвращению их к нормальной, законопослушной жизни. Высокий рецидив преступности, часто сообщаемые прессой данные о нарушении прав человека в местах заключения, упорно поддерживаемое общественное мнение, что тюрьма выступает своеобразным университетом для преступников, все говорит о том, что у работников исправительнотрудовых учреждений много профессиональных и этических проблем. Для того чтобы их разрешить, необходимо:

- проявлять устойчивость к профессиональной деформации, не перенимать образа жизни, представлений, мировоззрения своих подопечных, иногда сильных и ярких личностей;

- оставаться милосердным, не допускать озлобления, чувства мести по отношению к заключенным;

- обладать чувством меры, быть порядочным, искренним. Проявление этих качеств послужит примером для преступников, станет залогом их действительного исправления.

Указанные требования в своей основе сформулированы в содержании присяги, и более развернуто подобные требования излагаются в Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Данный документ (Свод) разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, Указа Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», нормативных правовых актов Минюста и ФСИН России с учетом общепринятых этических правил и норм поведения.

Согласно Своду сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо придерживаться следующих профессионально-этических норм:

- быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за поддержание правопорядка и законности в учреждениях и органах УИС, а также обеспечивать безопасность объектов УИС и лиц, находящихся на их территориях, точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных;

- честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, проявлять твердость и принципиальность. Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство;

- использовать предоставленные государством правомочия разумно, строго в рамках закона. Последовательно реализовывать курс на гуманизацию исполнения наказаний, уважать права осужденных. Не терять самообладание и достоинство при правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными;

- уважительно относиться к государственной и ведомственной символике, а также всемерно содействовать формированию позитивного облика УИС и воздерживаться от поведения, способного нанести ущерб ее авторитету;

- проявлять мужество и смелость, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей, пресечения угрожающего людям преступления, ликвидации последствий аварии, стихийного бедствия;

- быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допуская, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские чувства, и находиться в постоянной готовности бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;

- принимать участие в воспитательном процессе подрастающего поколения с целью формирования законопослушного поведения и т.д.

Анализ заложенных в Своде требований, свидетельствует о том, что для сотрудника уголовноисполнительной системы, профессиональные и нравственные качества должны находиться в органически слитном единстве, ибо они одинаково необходимы и важны для надлежащего выполнения своих должностных обязанностей.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117—ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. -1998. - № 30. - Ст. 3613; - 2007. - № 45. - Ст. 5418.

2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. - № 2. - Ст. 70; СЗ РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 3987.

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 04.07.2005.

4. Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы» // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 3987.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 № 157-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «О милиции» и постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 3988.

7. Методические рекомендации о введении в практику деятельности уголовно-исполнительной системы института поручительства при приеме граждан на службу и перемещении сотрудников уголовно-исполнительной системы на вышестоящие должности, исх. №10/1-4082 от 02.10.2009 г.

8. Указ Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»// СЗ РФ. - 2002. - № 33. - Ст. 3196; - 2009. - № 29. - Ст. 3658.

9. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 № 1772-р// СЗ РФ.-2010.-№ 43.- Ст. 5544.

References:

1. Federal Statute from 21.07.1998 No.117- FS 'About alteration and supplement in Legislative Acts of Russian Federation in connection with reconstruction of Criminal-Executive System. CL RF-1998 No.30. Art.3613-2007

No.45. Art.5418.

2. Resolutions of Supreme Soviet of Russian Federation from 23.12.1992 No.4202-1 " About Confirmation of Position in Serving in Home Office Authorities of Russian Federation and the Text of the Oath of an Officer of Home Office Authorities of Russian federation"//VEdomosti SS RF-1993 No.2- Art.70, SS RF-

2010- No.30- Art.3987.

3. The Oder of Department of Justice of Russian Federation from 06/06 2005 No.76 " About Confirmation of the Instruction of the oder of Usage of Position about Service in Home Office of Russian Federation in institutions and Criminal-Executive System Authorities // Bulletin of Statutory Acts of federal Executive Authorities. No.27 04.07.2005

4. Order of FAE Russia from 24.05.2010 No.240 " About confirmation of Code of Professional- Ethic Norms of Official Conduct of an Officer of Criminal-Executive System.// Consultant Plus.

5. Federal Statute of Russian Federation from 22.07.2010 No.156- CL " About alteration in Particular Legislative Acts of Russian Federation//CL RF-2010-No.30- ARt.3987

6. Federal Statute of Russianfederation from 22.07.2010 No. 157- CL " About alteration in Article 19 of Russian Federation Law " About militia" and resolution of Supreme Court of Russian Federation " About Confirmation of Position in Serving in Home Office Authorities of Russian Federation and the Text of the Oath of an Officer of Home Office Authorities of Russian Federation."// SL RF -2010- No.30- Art.3988

7. Methodological Reccomendations of Brining into Pracice of Activity of Criminal-Executive System Institution of guarantee while Taking Citiizens on Service and Promotion of the Officers of Criminal-Executive Systen to Higher positions, No.10/1 -4082, 02.10.2009.

8. Oder of President of Russia from 12.082002 No 885 "About Confirmation of general Principles of Official Conduct of State Employees"// CL RF 2002-No.33-ARt.3196 2009- no.29 Art.3658

9. The Concept of Development of Criminal-Executive System until 2020: the Direction of the Government of Russian Federation on 14th October 2010 No.1772-d//CL RF-2010-No.43-Art.5544

РЕЦЕНЗИЯ

В исследовании автор раскрывает профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Автор достаточно четко обосновывает, что в условиях реформирования уголовноисполнительной системы необходимо повышать требования к кадровому обеспечению. В работе определены основные направления по выработке более качественного порядка отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему.

Научный руководитель профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, профессор,

д.ю.н. Н.П. Барабанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.