Научная статья на тему 'Транстихоокеанское партнерство - первые результаты, история создания, перспективы'

Транстихоокеанское партнерство - первые результаты, история создания, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ВТО / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / США / "ГЛУБОКАЯ" ИНТЕГРАЦИЯ / TRADE / PREFERENTIAL TRADE AGREEMENTS / WTO / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / U.S / "DEEP"INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ремчукова Варвара Константиновна

Статья посвящена беспрецедентному мегарегиональному торговому соглашению Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). В новое соглашение входят 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которых приходится порядка 40% мирового ВВП. Инициаторы ТТП позиционируют его как «высококачественное партнерство XXI века», которое станет новой моделью для всех преференциальных торговых соглашений между государствами во всех частях мира. В статье рассматриваются отличительные черты данного «глубокого» интеграционного соглашения. Анализ заявлений политических лидеров и программных документов, позволяет утверждать, что в рамках партнерства будет комплексно урегулирован не только доступ на рынок товаров, но и иные сложные вопросы международной торговли, такие как: сельское хозяйство, торговля текстильными товарами, правила происхождения товаров, торговля услугами, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, инвестиции, финансовые услуги, телекоммуникации, электронная коммерция, компенсационные меры, права на интеллектуальную собственность, конкуренция, вопросы наращивания производственных мощностей, проблемы развития, стандарты использования рабочей силы и правила в области охраны окружающей среды. Выделяются основные особенности переговорного шаблона США при заключении преференциальных торговых соглашений. Базовым содержанием американского подхода к переговорам является либерализация и снятие барьеров в торговле товарами и услугами, а также формулирование положений и правил, касающихся, как традиционной торговли, так и вопросов реформирования национальной политики регулирования, которая может дискриминировать иностранные компании и создавать преимущества местным фирмам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trans-Pacific Partnership: first results, summary of negotiations, prospects

The article is devoted to the Trans-Pacific Partnership (TPP) unprecedented mega-regional trade agreement. This new agreement has been concluded between 12 Asia-Pacific Region countries that account for nearly 40% of global GDP. The initiators of TPP proclaim it «a high-quality 21-st-century partnership» which will represent a new model for all future preferential trade agreements in the world. Specific features of this «deep» integration agreement are described. The analysis of political statements of TPP leaders and policy documents suggests that the partnership will not only cover market access provisions for goods but also numerous challenging issues in international trade, e.g. agricultural goods, textile goods, rules of origin, trade in services, technical barriers to trade, sanitary and phyto-sanitary measures, telecommunication technologies, e-commerce, trade remedies, intellectual property rights, competition, capacity building, development goals, labour rights and environmental standards. Main features of U.S. negotiation trade agenda for preferential trade agreements are highlighted. The American approach to negotiating trade agreements is based both on eliminating barriers to trade in goods and services and on designing new binding rules which seek to reform and improve national regulatory practices in order to protect foreign investors from unfair competition from local companies.

Текст научной работы на тему «Транстихоокеанское партнерство - первые результаты, история создания, перспективы»

Транстихоокеанское партнерство - первые результаты, история создания, перспективы

Аннотация

Статья посвящена беспрецедентному мегарегиональному торговому соглашению -Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). В новое соглашение входят 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которых приходится порядка 40% мирового ВВП. Инициаторы ТТП позиционируют его как «высококачественное партнерство XXI века», которое станет новой моделью для всех преференциальных торговых соглашений между государствами во всех частях мира. В статье рассматриваются отличительные черты данного «глубокого» интеграционного соглашения. Анализ заявлений политических лидеров и программных документов, позволяет утверждать, что в рамках партнерства будет комплексно урегулирован не только доступ на рынок товаров, но и иные сложные вопросы международной торговли, такие как: сельское хозяйство, торговля текстильными товарами, правила происхождения товаров, торговля услугами, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, инвестиции, финансовые услуги, телекоммуникации, электронная коммерция, компенсационные меры, права на интеллектуальную собственность, конкуренция, вопросы наращивания производственных мощностей, проблемы развития, стандарты использования рабочей силы и правила в области охраны окружающей среды. Выделяются основные особенности переговорного шаблона США при заключении преференциальных торговых соглашений. Базовым содержанием американского подхода к переговорам является либерализация и снятие барьеров в торговле товарами и услугами, а также формулирование положений и правил, касающихся, как традиционной торговли, так и вопросов реформирования национальной политики регулирования, которая может дискриминировать иностранные компании и создавать преимущества местным фирмам.

Ключевые слова: Торговля, преференциальные торговые соглашения, ВТО, Транстихоокеанское партнерство, США, «глубокая» интеграция.

В.К. Ремчукова,

МГИМО (У) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - аспирант

УДК 339.9 ББК 65.5 Р-388

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

Trans-Pacific Partnership: first results, summary of negotiations,

prospects

V.K. Remchukova,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Postgraduate student

Abstract

The article is devoted to the Trans-Pacific Partnership (TPP) - unprecedented mega-regional trade agreement. This new agreement has been concluded between 12 Asia-Pacific Region countries that account for nearly 40% of global GDP. The initiators of TPP proclaim it «a high-quality 21-st-century partnership» which will represent a new model for all future preferential trade agreements in the world. Specific features of this «deep» integration agreement are described. The analysis of political statements of TPP leaders and policy documents suggests that the partnership will not only cover market access provisions for goods but also numerous challenging issues in international trade, e.g. agricultural goods, textile goods, rules of origin, trade in services, technical barriers to trade, sanitary and phytosanitary measures, telecommunication technologies, e-commerce, trade remedies, intellectual property rights, competition, capacity building, development goals, labour rights and environmental standards. Main features of U.S. negotiation trade agenda for preferential trade agreements are highlighted. The American approach to negotiating trade agreements is based both on eliminating barriers to trade in goods and services and on designing new binding rules which seek to reform and improve national regulatory practices in order to protect foreign investors from unfair competition from local companies.

Keywords: Trade, preferential trade agreements, WTO, Trans-Pacific Partnership, U.S., "deep" integration.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Транстихоокеанское содружество (Till) выросло из торгового соглашения, широко известного как «тихоокеанская четверка» (Т4), включавшего в себя Австралию, Чили, Новую Зеландию и Сингапур.1 С 2010 года по сентябрь 2013 года страны провели 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о ТТП. 5 октября 2015 года в Атланте (США) достигнуто соглашение по Транстихоокеанскому партнерству между 12 странами: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Создание такого объединения способствовало увеличению экспорта США в эти государства. Экспорт США 20 партнерам по Соглашениям о свободной торговле вырос с 2009 г. по 2014 г. на 64%.

1 Rajamoorthy T. The Origins and Evolution of the Trans-Pacific Partnership (TPP) [Electronic Resource] / Global Research. - November 10, 2013. - Mode of access: http://www.global-research.ca/the-origins-and-evolution-of-the-trans-pacific-partnership-tpp/5357495

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

101 Q

На страны ТТП приходится 45% экспорта товаров, 42% продукции сельского хозяйства и 29% экспорта услуг США. Эти тренды предопределили лидирующую роль США в переговорах по ТТП. Помимо стремления укрепить позиции американского бизнеса в АТР, есть стремление решить важнейшую геополитическую задачу - ограничить потенциал Китая, в том числе и военный. Как дословно написано на сайте Белого дома в заявлении президента Барака Обамы от 5 октября 2010 г., «при проведении торговой политики руководствовался принципом выравнивания правил игры для американских рабочих и бизнеса». Там же сказано, что в условиях, «когда 95% потенциальных потребителей американской продукции находятся за границами США, Америка не может позволить таким странам, как Китай, формулировать правила глобальной экономики». 2

США имеют соглашения о свободной торговле с 20 странами, на которые приходится 46% их экспорта и 40% торговли готовой продукцией в целом. Конечно, на Канаду и Мексику - партнеров США по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА) - приходится 27% товарооборота страны. С подключением Японии к переговорам о создании ТТП, на страны партнерства будет приходиться 40% глобального ВВП и треть всей мировой торговли3.

Анализ многочисленных документов и отчетов о двусторонних переговорах о преференциальный торговле с различными государствами позволяет сделать предположение, что главные причины их заключения кроются в целях внешней политики США. По крайней мере, об этом всегда говорят во время процедуры обсуждения и ратификации Соглашений в Конгрессе. Поскольку объем торговли в рамках преференциальных торговых соглашений (ПТС) мал по сравнению с объемом ВВП США (свыше 17 трлн долл.4), то аргументы в пользу расширения экспорта поддерживаются соображениями внешней политики и национальной безопасности. Постепенно интересы США в области преференциальной торговли смещаются в регион Юго-Восточной Азии. Достаточно сказать, что ежедневно американцы отгружают в страны ТТП продукции на 1,9 млрд долларов.5 Понятно, что любой

2 Statement by the President on the Trans-Pacific Partnership [Electronic Recourse] / White House Official Page. Mode of Access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/10/05/ statement-president-trans-pacific-partnership

3 Gerald F. Seib. Obama Presses Case for Asia Trade Deal, Warns Failure Would Benefit China [Electronic Resources]. / Wall Street Journal News. - April 27, 2015. -Mode of Access: http://www.wsj.com/articles/obama-presses-case-for-asia-trade-deal-warns-failure-would-bene-fit-china-1430160415

4 U.S. Department of Commerce/ Bureau of Economic Analysis/ Interactive Data Million Dollar NIPA Tables / Gross Domestic Product [Electronic Resource]. -Mode of Access: http:// www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?ReqID=21&step=2#reqid=21&step=9&isuri=1&2103=5

5 Материалы Официального портала Торгового представителя США. Транстихоокеанское партнерство: обзор ключевых целей США./ Office of the United States Representative: Trans-Pacific Partnership: Summary of U.S. Objectives [Electronic Resources].- Mode of Access: https://ustr.gov/tpp/Summary-of-US-objectives

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

тарифный или нетарифный барьер в торговле ведет к росту издержек для бизнеса и снижению конкурентоспособности.

Упор США на новые стандарты, как главную отличительную черту Till, как партнерства XXI века, предполагает более высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности. прав трудящихся. прав человека и окружающей среды, более жесткое регулирование внешнеэкономической активности предприятий госсектора.6

Президент США Б. Клинтон в 1993 года создал прецедент в торговых переговорах, когда заявил, что НАФТА не будет реализована до тех пор, пока не будут учтены обязательства сторон в вопросах охраны окружающей среды и трудового законодательства. Канада и Мексика неохотно согласились поддержать соглашения с дополнительными обязательствами и отделением положений о разрешении споров от основного текста. Соглашения каждой стороны были дополнены соглашением о двустороннем сотрудничестве, нацеленном на формулирование активной позиции по противодействию злоупотреблениям в сфере трудового законодательства и охраны окружающей среды. Последующие ПТС США включали в основной части главу, посвященную вопросам окружающей среды. Соответствующие обязательства сторон рассматриваются через общие процедуры разрешения споров7.

В недавних ПТС с Колумбией, Перу и Южной Кореей содержатся новые обязательства в вопросах нелегальной вырубки леса и биомассы мирового океана, большей прозрачности в вопросах государственного регулирования, технической помощи и сотрудничества в контексте двустороннего соглашения о сотрудничестве в вопросах окружающей среды. США хотят распространить эту практику на главу об окружающей среде в ТТП, главным образом в вопросах охраны дикой природы.

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ

Еще одна особенность ТТП - попытка создать формат равноправного сотрудничества между странами с разным уровнем социально-экономического развития. По классификации Мирового Банка Чили, Малайзия, Мексика и Перу относятся к странам с «верхним средним доходом», а Вьетнам - к «ниже-средним».

Принимая во внимание отсутствие серьезного прогресса на многосторонних торговых переговорах, можно предположить, что именно преференциальные региональные объединения будут служить главным двигателем либерализации торговли в краткосрочном периоде. Возникает вопрос, должно ли ТТП включать специальные нормы для стимулирования роста и развития в развивающихся странах.

6 Материалы Официального портала Торгового представителя США. Транстихоокеанское партнерство: обзор ключевых целей США./ Office of the United States Representative: Trans-Pacific Partnership: Summary of U.S. Objectives [Electronic Resources].- Mode of Access: https://ustr.gov/tpp/Summary-of-US-objectives

7 Bill Clinton. «NAFTA: Embracing Change»[Electronic Resource].-September 13, 1993.-P.3.- Mode of Access: http://history.msu.edu/hst203/files/2011/02/Clinton-NAFTA.pdf

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

Обычно ПТС не содержат норм для «специального и дифференцированного режима», под которым в ВТО подразумевается: а) расширенный доступ развивающихся стран к развитому рынку; б) специальные исключения для развивающихся стран в программах либерализации; в) воздержание со стороны развитых стран от требований к развивающимся странам по взаимному вскрытию рынков; г) предоставление технического содействия или помощи для организации торговли. Ничего о таких условиях не говорится и в переговорах о ТТП.8

Для того чтобы ПТС содействовали развитию, они должны сочетать в себе либерализацию торговли товарами и реформы национальной экономики при помощи частного бизнеса и инструментов содействия развитию. Многие страны используют членство в ПТС для преодоления внутриполитического сопротивления реформам. Отсутствует консенсус в понимании того, как глобальная торговая система может помочь странам избежать бедности. В правовой системе ВТО роль специальных и дифференциальных мер в пользу развивающихся стран по мере снижения среднего уровня тарифа снижается. Это заставляет слаборазвитые страны требовать больших выгод для себя в торговле. Развитые страны в возрастающей мере требуют взаимных уступок в ответ на либерализацию импорта. Возможно, именно такого рода требования являются главным препятствием для завершения Дохий-ского раунда. До конца не ясно, как эти тенденции влияют на развитие. Во-первых, торговые преференции не обязательно ведут к развитию, а, во-вторых, ответная либерализация развивающихся рынков не обязательно вредит развитию.

Приоритетные потребности развивающихся стран лежат, скорее всего, не в торговой политике, а в мерах по улучшению инвестиционного климата и поддержанию курса валюты, стимулирующего экспорт. Вполне возможно, что такие страны ТТП, как Малайзия, Перу и Вьетнам должны будут тщательно взвесить плюсы ТТП по сравнению с возможными альтернативами от не-членства в ТТП. Главные соображения будут связаны с тарифными преференциями, доступом к рынку товаров и услуг, издержками принятия и реализации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС+). Следует также учесть уровень политической поддержки курса правительства на присоединение к ТТП или, наоборот, отказ от ТТП.

Новые стандарты регулирования торговли, и производства в рамках глобальных цепочек стоимости, станут ориентиром и для стран, не вошедших в ТТП. Будут созданы новые гарантии защиты интересов иностранного капитала, который будет требовать для себя одинакового уровня предсказуемости и регулятивного комфорта на всем пространстве ТТП. Ускорится процесс накопления критической

8 Rick Rowden. 9 Ways the TPP Is Bad for Developing Countries [Electronic Resource] .July 7, 2015. - Mode of Access: https://foreignpolicy.com/2015/07/07/9-ways-the-tpp-is-bad-for-developing-countries/

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

массы действующих новых процедур и правил стандартов ВТО+ и ВТО-х, регулирующих огромные динамичные сегменты мировой торговли. Тем самым создадутся предпосылки для последующей трансформации их в многонациональный стандарт ВТО.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Rajamoorthy T. The Origins and Evolution of the Trans-Pacific Partnership (TPP) [Electronic Resource] / Global Research. - November 10, 2013. - Mode of access: http://www.globalre-search.ca/the-origins-and-evolution-of-the-trans-pacific-partnership-tpp/5357495

Vietnam in 2030: The Future Demographic / Euromonitor International. - February 2013. -P.6.

2015 U.S. Trade Policy Agenda. [Electronic Resource] / Office of the U.S. Trade Representative. - 22 р. - Mode of Access: https://ustr.gov/sites/default/files/President's%20Trade%20 Agenda%20for%20Print%20FINAL.pdf

Statement by the President on the Trans-Pacific Partnership [Electronic Recourse] / White House Official Page. Mode of Access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/10/05/ statement-president-trans-pacific-partnership

Gerald F. Seib. Obama Presses Case for Asia Trade Deal, Warns Failure Would Benefit China [Electronic Resources]. / Wall Street Journal News. - April 27, 2015. -Mode of Access: http:// www.wsj.com/articles/obama-presses-case-for-asia-trade-deal-wams-failure-would-benefit-chi-na-1430160415

U.S. Department of Commerce/ Bureau of Economic Analysis/ Interactive Data Million Dollar NIPA Tables / Gross Domestic Product [Electronic Resource]. -Mode of Access: http://www. bea.gov/iTable/iTable.cfm?ReqID=21&step=2#reqid=21&step=9&isuri=1&2103=5

Материалы Официального портала Торгового представителя США. Транстихоокеанское партнерство: обзор ключевых целей США./ Office of the United States Representative: Trans-Pacific Partnership: Summary of U.S. Objectives [Electronic Resources].- Mode of Access: https://ustr.gov/tpp/Summary-of-US-objectives (Materialy Oficial'nogo portala Torgovogo predstavitelja SShA. Transtihookeanskoe partnerstvo: obzor kljuchevyh celej SShA)

Clinton Bill. «NAFTA: Embracing Change»[Electronic Resource].-September 13, 1993.-P.3.- Mode of Access: http://history.msu.edu/hst203/files/2011/02/Clinton-NAFTA.pdf

Rowden Rick. 9 Ways the TPP Is Bad for Developing Countries [Electronic Resource].- July 7, 2015. - Mode of Access: https://foreignpolicy.com/2015/07/07/9-ways-the-tpp-is-bad-for-de-veloping-countries/

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.