Научная статья на тему 'Транспортное освоение территории Архан гельской области на базе лесовозных дорог'

Транспортное освоение территории Архан гельской области на базе лесовозных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
193
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЙОНЫ / КОЭФФИЦИЕНТ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ / ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Морозов Станислав Иванович, Морозов Владимир Станиславович

Выполнен анализ транспортной инфраструктуры Архангельской области. Высказаны предложения по использованию трасс лесовозных автомобильных дорог и УЖД для включения в сеть автомобильных дорог общего пользования области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport Reclamation of the Territory of the Arkhangelsk Region based on the Wood Tracks

The analysis of the transport infrastructure of the Arkhangelsk region is carried out and proposals are formulated in relation to the use of forest tracks and narrow-gage railroad to be included into the general highway network of the region.

Текст научной работы на тему «Транспортное освоение территории Архан гельской области на базе лесовозных дорог»

ЛЕСОЭКСПЛУАТАЦИЯ

УДК 625

С.И. Морозов, В. С. Морозов

Морозов Станислав Иванович родился в 1929 г., окончил в 1952 г. Ленинградскую лесотехническую академию, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики Архангельского государственного технического университета, член -корреспондент РИА, заслуженный деятель науки и техники РФ. Имеет около 140 печатных работ в области изучения устойчивости температурно-напряженного рельсового пути, закрепления его от угона рельсов, удара тел, применения ЭВМ при решении задач механики.

Морозов Владимир Станиславович родился в 1955 г., окончил в 1978 г. Архангельский лесотехнический институт, кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики и сопротивления материалов Архангельского государственного технического университета. Имеет более 40 печатных работ в области строительства и эксплуатации зимних лесовозных дорог.

ТРАНСПОРТНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

Выполнен анализ транспортной инфраструктуры Архангельской области. Высказаны предложения по использованию трасс лесовозных автомобильных дорог и УЖД для включения в сеть автомобильных дорог общего пользования области.

Архангельская область, районы, коэффициент транспортного освоения, лесовозные дороги.

Площадь материковой части Архангельской области (без Ненецкого автономного округа и островов) составляет 308,26 тыс. км2. Леса занимают примерно 65 % этой территории.

Низкая плотность населения (2,6 человека на 1 км2), суровый климат и плохая транспортная сеть сдерживают экономическое развитие области, препятствуют нормальной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, увеличивают трудозатраты на освоение месторождений полезных ископаемых, затрудняют развитие бытовых, хозяйственных и культурных связей между отдельными населенными пунктами и регионами.

Освоение лесных массивов, а также месторождений органических и минеральных полезных ископаемых требует развитой транспортной инфра -структуры области. Строительство современных дорог связано с большими капитальными вложениями, что в настоящее время проблематично. Необходимо поэтому изыскивать различные способы снижения стоимости строительства. Одним из них является использование существующих трасс лесовозных и других дорог промышленного назначения.

Протяженность всех типов транспортных путей области составляет около 73,5 тыс. км. Это автомобильные дороги федерального, областного и районного назначения - 3,6 тыс. км; железные дороги широкой колеи - 2,6; лесовозные автомобильные дороги и УЖД - 19,3; автомобильные местного назначения - 2,6; грунтовые - 6,1; зимние сезонные - 35,8, ведомственные автомобильные дороги и УЖД - 3,5 тыс. км

Показатели транспортного освоения территории области и районов области даны в табл. 1. На рис. 1 приведена гистограмма, характеризующая КТ всех дорог по районам области (нумерация районов - по табл. 1).

Таблица 1

Район Площадь территории, км2 Все типы дорог области Все типы автомобильных дорог Автодороги общего пользования Сезонные зимние дороги(кроме лесовозных)

Длина, км КТ Длина, км КТ Длина, км КТ Длина, км КТ

1. Приморский 22 670 3750,8 0,165 1138 0,0502 827,4 0,0365 1922,4 0,0848

2. Мезенский 34 820 2307,4 0,066 261,2 0,0075 198,5 0,0057 2047,4 0,0588

3. Онежский 24 730 4251,0 0,172 1335,4 0,0540 556,4 0,0225 2265,3 0,0916

4. Холмогорский 18 420 5262,5 0,286 1972,8 0,1071 910,0 0,0495 2746,4 0,1491

5. Пинежский 32 920 5198,3 0,158 1757,9 0,0534 773,6 0,0235 2956,2 0,0898

6. Лешуконский 27 980 2593,2 0,093 629,5 0,0225 492,4 0,0176 1941,8 0,0694

7. Плесецкий 26 350 7879,2 0,299 2031,6 0,0771 1080,4 0,0410 4540,1 0,1723

8. Виноградовский 9 090 4504,0 0,495 1332,6 0,1466 560,0 0,0616 2743,4 0,3018

9. Верхнетоемский 21 710 2575,6 0,119 1715,1 0,0790 712,1 0,0328 1563,1 0,0720

10. Каргопольский 10 110 2876,2 0,284 1048,4 0,1037 610,6 0,0604 1535,7 0,1519

11. Няндомский 8 100 5015,5 0,619 878,9 0,1085 416,6 0,0518 1414,3 0,1746

12. Шенкурский 11 700 4146,5 0,354 2154,0 0,1847 432,4 0,0626 1724,6 0,1474

13. Коношский 8 430 4279,8 0,508 1640,4 0,1946 590,1 0,0700 2080,3 0,1778

14. Вельский 9 320 3405,5 0,363 2088,6 0,2241 805,2 0,0864 929,2 0,0997

15. Устьянский 11 560 3847,0 0,333 1583,6 0,1370 573,3 0,0496 1366,4 0,1182

16. Красноборский 9 520 4042,8 0,425 2010,6 0,2120 912,9 0,0958 1551,8 0,1630

17. Ленский 9 020 3239,5 0,359 1130,1 0,1253 435,1 0,0482 1424,2 0,1496

18. Котласский 5 500 2064,0 0,375 832,7 0,1514 579,7 0,1054 826,6 0,1503

19. Вилегодский 6 310 2309,1 0,305 954,6 0,1513 548,9 0,0870 1024,7 0,1624

И т о г о 308 260 73 547,9 0,304 24 939,9 0,0809 12 015,6 0,0349 36 603,9 0,1360

Примечание. 1. Данные о площади районов взяты из книги «Архангельская область. Административно-территориальное деление». - Архангельск.: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977. - 194 с. 2. Коэффициентами транспортного освоения КТ для какой-либо территории называют отношения суммы длин дорог (км) к площади территории (км2).

Номер района

Рис. 1. Гистограмма транспортных коэффициентов для дорог Архангельской области: 1 - автомобильных; 2 - железных

Данные таблицы и рисунка позволяют сделать следующие выводы.

1. Значение КТ для всех дорог области равно 0,304, т. е. достаточно высокое, что соответствует, например, уровню КТ скандинавских стран.

2. Протяженность всех автомобильных дорог области (кроме зимних) различного назначения и подчинения составляет 24,9 тыс. км. Коэффициент транспортного освоения ими равен 0,081. Наибольшее значение КТ по этому показателю (0,224) имеет место для Вельского района; наименьшее (0,0075) - для Мезенского. Таким образом, автомобильные дороги составляют только четвертую часть всех дорог области.

3. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по области составляет 12 тыс. км с КТ = 0,0389. Это значение близко к аналогичным данным, приведенным в различным литературных и служебных источниках.

По сравнению с другими регионами России (не говоря о развитых западных странах) значение КТ для области является очень низким. Архангельская область по транспортному освоению занимает только 69-е место среди других областей.

4. В последних двух колонках табл. 1 приведены данные о протяженности и коэффициенты транспортного освоения для зимних дорог (кроме лесовозных) различного назначения. Общая длина этих дорог составляет 36,6 тыс. км, коэффициент транспортного освоения территории области -0,136. В наибольшей степени зимние дороги распространены в Виноградов-ском, Холмогорском, Плесецком, Няндомском, Каргопольском, Шенкурском, Коношском, Ленском, Котласском и Вилегодском районах; в наименьшей - в Мезенском, Лешуконском и Верхнетоемском.

Зимние дороги обычно прокладывают по поверхности земли, стараясь избежать больших объемов земляных работ, очень часто по болотам. Это делает такие дороги сравнительно дешевыми, что перспективно для устройства дорог сезонного действия.

Однако, в принципе, они не решают проблему транспортного освоения территории области и ее регионов. Необходима развитая сеть автомобильных дорог круглогодового действия. К ним можно отнести и транспортную сеть дорог для вывозки леса.

Протяженность лесовозных дорог в области составляет примерно 19,3 тыс. км, в том числе УЖД - 4,1, автомобильные - 15,2 тыс. км. Сюда входят также сезонные зимние дороги, которые можно эксплуатировать только в зимний период при соответствующей подготовке проезжей части (проминка, выравнивание поверхности проезжей части, устройство переходов через водотоки, укладка деревянного настила на болотах и заболоченных участках и т. д.).

Протяженность сезонных зимних дорог по области составляет около 36,6 тыс. км (табл. 1), т. е. практически половину всех дорог области (73,5 тыс. км). Следовательно, значение КТ по всем остальным дорогам равно 0,152.

Транспортная сеть развита хуже всего в Мезенском районе, немного лучше в Лешуконском, Пинежском и Верхнетоемском. Транспортный коэффициент изменяется в довольно широком диапазоне (примерно в 10 раз): от 0,066 для Мезенского района до 0,619 для Няндомского (рис. 1.) Высокий показатель КТ имеют также Виноградовский, Коношский, Красноборский и ряд других районов на юге области.

На рис. 2 приведена гистограмма распределения лесовозных дорог по районам области, в табл. 2 - автомобильных лесовозных дорог по типам покрытия.

Рис. 2. Гистограмма транспортных коэффициентов для лесовозных дорог Архангельской области. Обозначения см. на рис. 1

Таблица 2

Тип покрытия Всего дорог, шт./% Протяженность, км Ширина земляного полотна, м

Всего В том числе

магистрали ветки

Гравийное 26/14,7 2468 1189 1279 5...8

Гравийно-лежневое 12/7,3 1237 501 736 4...6

Гравийно-грунтовое 3/1,7 332 160 172 4.6

Лежневое 40/22,6 3638 1447 2191 <4

Грунтовое 11/6,2 1110 378 732 4.6

Грунтово-лежневое 7/4,0 455 281 174 <4

Железобетонное 16/9,0 1894 934 960 5.8

Снежное 62/34,5 4006 2065 1941 <4

Итого 177 15 140 6955 8185 -

Данные таблицы показывают, что только гравийные дороги можно в определенной степени отнести к дорогам условно круглогодового действия. Все остальные являются частично круглогодовыми или сезонными.

/ 2 3 * 5 i 7 Л W И 12 !} /1 15 tS // tf

Грунтовые дороги нельзя использовать в весенне-осенний период распутицы; лежневые и другие колейные дороги трудно использовать зимой ввиду небольшой поперечной устойчивости автомобильного транспорта при движении их по снежному или обледенелому покрытию.

Большинство автомобильных лесовозных дорог имеют достаточную ширину земляного полотна (от 4 до 8 м), и вопрос о необходимости его расширения необходимо решать в индивидуальном порядке.

Таким образом, лесовозные автомобильные дороги, а также трассы лесовозных УЖД могут быть использованы для включения в сеть автомобильных дорог общего пользования области при условии предварительной реконструкции и приведения их состояния к требованиям нормативов. Это позволит не менее чем на треть уменьшить дорожные затраты за счет снижения капитальных вложений на строительство земляного полотна.

Использование трасс существующих дорог лесопромышленного назначения окажет большое влияние на оздоровление экологической обстановки в области за счет сокращения вырубки леса при прокладке просек и отчуждения земель под строительство, уменьшения объемов земляных работ, использования существующих сооружений (трубы, мосты) и снижения отрицательного влияния дорожно-строительной техники на окружающую среду и биогеоценоз.

Архангельский государственный технический университет

Поступила 02.03.2000 г.

S.I. Morozov, V.S. Morozov

Transport Reclamation of the Territory of the Arkhangelsk Region based on the Wood Tracks

The analysis of the transport infrastructure of the Arkhangelsk region is carried out and proposals are formulated in relation to the use of forest tracks and narrow-gage railroad to be included into the general highway network of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.