Научная статья на тему 'Транспортно-логистические факторы развития рынка услуг гостеприимства Крыма'

Транспортно-логистические факторы развития рынка услуг гостеприимства Крыма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КРЫМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Милорадов К. А.

Проанализировано влияние транспортно-логистических факторов на развитие туристско-рекреационного потенциала Крыма. Сформулированы предложения по повышению привлекательности Крыма как туристского направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистические факторы развития рынка услуг гостеприимства Крыма»

170 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА

© Милорадов К.А.*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Проанализировано влияние транспортно-логистических факторов на развитие туристско-рекреационного потенциала Крыма. Сформулированы предложения по повышению привлекательности Крыма как туристского направления.

Ключевые слова туристско-рекреационные ресурсы, транспортнологистическая система, Крым, индустрия гостеприимства и туризма.

Рынок услуг гостеприимства и путешествий играет заметную роль в мировой экономике. Как отмечается в [5], «туризм - один из самых значимых источников занятости. Он стимулирует огромные инвестиции в инфраструктуру, большая часть которых помогает улучшать условия жизни местного населения, а также туристов».

Рынок индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации имеет большой потенциал развития, особенно с точки зрения создания турпродуктов для массового потребителя. «Турпродукт можно условно разделить на несколько уровней: уровень конкретного места, города, региона; уровень конкретной страны...» [1, с. 12], таким образом, региональный аспект играет важную роль для успешной реализации турпродукта.

В этом контексте возрастает значение Крыма для развития внутреннего рынка услуг гостеприимства и путешествий. В Крыму разнообразные культурно-исторические достопримечательности сочетаются с благоприятными природно-климатическими и экологическими факторами при приемлемом для большинства российских туристов уровне сервиса.

При исследовании проблем транспортной доступности туристских дес-тинаций в [3] транспортно-логистическая система Крыма рассматривалась на федеральном (межрегиональном) уровне. Было отмечено, что транспортная инфраструктура является важным фактором успешного развития сферы гостеприимства и туризма Республики Крым, с точки зрения характера туристских потоков Крым является территорией въездного туризма, а наиболее важное значение для доставки туристов в Крым имеют такие виды транспорта, как автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и водный.

* Доцент кафедры Г остиничного и туристического бизнеса, кандидат экономических наук, доцент.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

171

Основной маршрут доставки туристов в 2014 году проходит через Керченский пролив, переправа через который одновременно является «узким местом» транспортной системы.

Керченская паромная переправа (переправа «Крым - Кавказ») - морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край. Переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов. Паромы курсируют между портом «Крым» и портом «Кавказ». Переправа находится в самом узком месте пролива (расстояние между портами около 5 км), в районе северо-восточной окраины города Керчь, и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года.

Проведенный на этом уровне анализ позволил выявить основные факторы, сдерживающие развитие транспортной системы Республики Крым, и оценить степень их влияния. В табл. 1 приведены факторы риска, негативно влияющие на состояние транспортной системы Республики Крым в целом и отдельных видов транспорта, оценка степени влияния неблагоприятных факторов, меры по снижению степени влияния неблаго приятных факторов.

Таблица 1

Анализ влияния факторов риска на состояние транспортно-логистической системы Крыма

Вид транспорта Факторы риска Степень влияния неблагоприятных факторов Действия по снижению степени влияния неблагоприятных факторов

Автомобильный Состояние автодорог, парка транспортных средств Средняя Модернизация дорожной сети, автопарка общественного транспорта

Воздушный Геополитические факторы (международные санкции) Сильная (прекращение международного авиасообщения) Модернизация аэропортов Бельбек, Керчь

Морской Геополитические факторы (международные санкции) Сильная (прекращение международного морского сообщения) Формирование новых морских круизных маршрутов, развитие яхтенного туризма

Железнодорожный Ухудшение отношений с Украиной, отсутствие железнодорожных путей на переправе через Керченский пролив Сильная (прекращение железнодорожного сообщения) Строительство переправы через Керченский пролив

Переправа через Керченский пролив Неблагоприятные погодные условия Сильная (прекращение работы переправы) Строительство моста через пролив

Устранение ограничений транспортной инфраструктуры, в том числе строительство переправы через Керченский пролив с целью обеспечения бесперебойной круглогодичной транспортной связности между Крымом и другими субъектами Российской Федерации без пересечения госграницы с другими государствами, является одной из задач Федеральной целевой про-

172 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

граммы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

В рамках ФЦП предусмотрены, в частности, мероприятия по преодолению инфраструктурных ограничений и развитию экономического потенциала территории полуострова по таким направлениям, как развитие транспортного комплекса и строительство транспортного перехода через Керченский пролив, реконструкция аэродрома аэропорта г. Симферополя и аэропорта Бельбек, строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры, обновление парка городского транспорта, строительство и реконструкция автомобильных дорог, обеспечивающих повышение транспортной доступности Крымского полуострова и переформатирование существующих транспортных коридоров под пассажиро- и грузопоток, ориентированный на Российскую Федерацию, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В табл. 2 приведены данные о планируемых объемах и сроках финансирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в соответствии с ФЦП.

Таблица 2

Сроки и объемы финансирования мероприятий по развитию транспортной системы в рамках ФЦП

Наименование мероприятия Период финансирования, годы Объем фи-нансирова-ния, млн. руб.

Обновление парка городского транспорта (885 единиц) 2015 5700

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив 2015-2020 246920

Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив 2015-2020 6529

Строительство автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив 2015-2020 5680

Строительство и реконструкция автомобильных дорог 2015-2020 112144,44

Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь 2015-2020 41665,52

Строительство и реконструкция автомобильной дороги Феодосия-Судак-Алушта-Ялта-Севастополь 2015-2020 6183,12

Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь-Крас-ноперекопск-Армянск-граница с Украиной 2015-2020 1664

Строительство и реконструкция автомобильной дороги Алушта-Симферо-поль-Джанкой-граница с Украиной 2015-2020 25671,4

Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь-Ев-патория-Мирный 2015-2020 20030,4

Строительство и реконструкция автомобильных дорог в г. Севастополе 2015-2020 1050

Мероприятия по развитию региональной и муниципальной сети автомобильных дорог общего пользования Республики Крым 2015-2020 15880

Строительство объектов портовой инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя 2015-2020 6260

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

173

Продолжение табл. 2

Наименование мероприятия Период финансирования, годы Объем фи-нансирова-ния, млн. руб.

Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта г. Керчь, I и II этапы 2015-2020 1550

Реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта г. Ялты 2015-2020 2625

Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта г. Евпатория 2015-2020 525

Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта г. Севастополя 2015-2020 1260

Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта г. Феодосии 2015-2020 300

Развитие аэропортового комплекса «Симферополь», Республика Крым 2015-2020 12939,02

Реконструкция и развитие гражданского сектора аэропорта Бельбек (г. Севастополь) 2015-2020 1776,4

Реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи на территории Крымского федерального округа 2015-2020 2641,37

Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности 2015-2020 1800

Строительство и реконструкция объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым 2015-2020 550

Многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Армянск, Армянский городской совет, Республика Крым (2200 единиц транспортных средств в сутки / 6500 человек в сутки) 2015-2020 1575,91

Многосторонний автомобильный пункт пропуска Джанкой, Джанкойский район, Республика Крым (3000 единиц транспортных средств в сутки / 7000 человек в сутки) 2015-2020 1694753

Двусторонний автомобильный пункт пропуска Перекоп, Красноперекопский район, Республика Крым (700 единиц транспортных средств в сутки / 2500 человек в сутки) 2015-2020 847,06

Воздушный пункт пропуска Симферополь, г. Симферополь, Республика Крым (100 человек в час) 2015-2020 246,15

Воздушный пункт пропуска Бельбек, г. Севастополь (250 человек в час) 2018-2020 100

Железнодорожный пункт пропуска Армянск, Армянский городской совет, Республика Крым (15 единиц железнодорожных составов в сутки) 2017-2020 995,63

Железнодорожный пункт пропуска Джанкой, Джанкойский городской совет, Республика Крым (25 единиц железнодорожных составов в сутки) 2017-2020 1489,82

Для более детального анализа необходимо рассматривать транспортнологистическую систему на внутрирегиональном уровне. При этом нужно учитывать отмеченную в [2] неравномерность размещения туристско-рекреационных ресурсов на территории Крыма (большая часть туристскорекреационных ресурсов сосредоточена в прибрежной полосе на расстоянии до 3 км от берега), выявлять и исследовать существующие туристскорекреационные кластеры, понимаемые как «группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, ... характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4, с. 259]. Ведущая роль в доставке туристов внутри

174 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

региона принадлежит автомобильному и железнодорожному транспорту (пригородным электропоездам), роль морского и водного транспорта недостаточна.

Для развития морского и водного транспорта, повышения роли круизного и яхтенного туризма разработана «Концепция развития яхтинга в Республике Крым и г. Севастополе», подготовленная «Ассоциацией развития яхтинга» (25.07.2014 г., http://www.igortamoikin.com), в которой, в частности, предлагается внести изменения в законодательную базу в части судоходства маломерного флота под российским и иностранными флагами для создания благоприятные условия для владельцев плавсредств, предлагается схема развития транспортной и яхтенной портовой инфраструктуры, создание общекрымской (севастопольской) управляющей компании для эффективного управления реализацией концепции, создание единого специального общекрымского информационного ресурса (веб-сайта) для предоставления онлайн-информации о порядке пересечения границы РФ, правилах плавания в территориальных и внутренних водах РФ, наличии свободных мест, условиях плавания на маршруте и текущих изменениях в маринах и портах-убежищах, предлагаемых услугах и об инфраструктуре марин.

Также необходимо учитывать структуры потока туристов и средств размещения. В [2] отмечается, что значительную долю турпотока представляют неорганизованные туристы, предпочитающие останавливаться в частных мини-гостиницах, апартаментах или квартирах, большая часть которых не имеет какой-либо категории. В целом большая часть гостиничного фонда является низкокатегорийной.

Таким образом, важным направлением трансформации транспортнологистической системы Крыма с целью повышения его привлекательности как туристского региона является, наряду с модернизацией инфраструктуры, увеличение доли организованных туристов, повышение уровня сервиса в сфере гостеприимства и путешествий.

Список литературы:

1. Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. - М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. - 200 с.

2. Козлов Д.А., Попов Л.А. Проблемы и перспективы туризма в Крыму // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2014. - № 6 (7). - С. 137-145.

3. Милорадов К.А. Проблемы транспортной доступности туристских дестинаций (на примере Крыма) // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 18 - С. 169-173.

4. Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 592 с.

5. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 735 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.