Макаров М.А., Мартынюк А.В., Зарецкий А.В. ©
Кафедра управления промышленными предприятиями, Национальный Исследовательский Иркутский государственный технический университет
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Аннотация
В данной статье дана расшифровка понятия «транспортная логистика», расшифровка понятия «транспорт», рассмотрены задачи транспортной логистики, категории транспорта, рассмотрены два понятия технологии перевозки грузов, рассмотрены необходимые требования для решения задач транспортной логистики, принципы транспортной логистики.
Ключевые слова: Транспортная логистика, транспорт, принципы транспортной логистики. Keywords: Transportation logistics, transportation, transportation logistics principles.
Система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту называется транспортная логистика. Это одно из фундаментальных направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.
Наиболее выгодным маршрутом считается тот, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию считается вредом для объекта доставки.
Отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов называется транспортом. Транспорт относится к сфере производства материальных услуг в структуре общественного производства.
Себестоимость изготовления плюс издержки на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем равны затратам на создание любого товара. «Цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель, составляет большую часть стоимости.
Транспортные средства способствуют движению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления.
Примером транспортной логистики является перемещение требуемого количества товара в нужную точку, с оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Такое перемещение и называется транспортной логистикой.
Транспорт можно разделить на две категории: транспорт не общего пользования и транспорт общего пользования.
Отрасль народного хозяйства, удовлетворяющая потребности всех других отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров это транспорт общего пользования, который обслуживает сферу обращения и население. Также его называют магистральным.
К транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
Внутрипроизводственный транспорт - это транспорт не общего пользования. Сюда относятся транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям.
Техническое усовершенствование подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрение новых, более современных технологии, совершенствование организации перевозки грузов способствуют повышению эффективности перевозок.
©© Макаров М.А., Мартынюк А.В., Зарецкий А.В., 2012 г.
Технические усовершенствования сокращают простои под погрузочно-разгрузочными операциями, значительно увеличивают скорость движения подвижного состава, объем перевозимого груза и т.д. Задача транспортной логистики - уменьшить продолжительность и трудоемкость перевозки груза в результате сокращения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки. То есть нужно исключить из процесса перевозки лишние операции, сделать процесс перевозки более целенаправленным, производительным.
Два основных понятия - операция и этап определяют сущность технологии перевозки грузов. Операция - однородная, неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями. Набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс называется этапом.
Расчленение процесса перевозки; координация и поэтапность; однозначность действий - это основные признаки, которые характеризуют технологию процесса перевозки груза. Любая операция означает приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивает переход от одной операции в другую. Последняя операция одного этапа является вступлением к первой операции второго этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов соответствует его субъективной логике, тем большая вероятность повышения эффективности деятельности людей, занятых в нем.
При выполнении этапов и операций, включённых в каждую технологию необходимо предусматривать однозначность действий. Если выполнение одной операции отклонится, то это отразится на всей технологической цепочке.
Ниже приведена схема процессов перевозки грузов.
Рис. 1. Технологические схемы процесса перевозки грузов различными видами транспорта.
Производственный процесс по перевозке груза, который охватывает этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирование и разгрузку называется циклом транспортного процесса.
На основании вышеприведённого рисунка можно отметить, что перемещение грузов происходит повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм каждого цикла определяется частотой, которая, зависит от средней продолжительности одного цикла. Высокая степень динамизма, непрерывная смена состояния и изменение состава элементов отличают один цикл от другого. Циклы отдельных перевозок колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель - достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
Чтобы решить задачи транспортной логистики, необходимо:
1) создать транспортные системы, а также транспортные коридоры и транспортные
цепи;
2) обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
3) планировать транспортный процесс со складским и производственным;
4) выбрать вид транспортного средства;
5) выбрать тип транспортного средства;
6) определить рациональные маршруты доставки и др.
Рассмотрим основные принципы транспортной логистики.
Создание, анализ и совершенствование на основе методологии общей кибернетической теории систем составляет первый, фундаментальный принцип транспортной логистики. Основные моменты системного подхода в создании транспортной логистики состоят из:
1) цели создания и функционирования системы транспортной логистики;
2) элементов, из которых должна состоять система транспортной логистики, чтобы достичь поставленной цели;
3) структуры, которую должна иметь система транспортной логистики для того, чтобы достичь поставленной цели;
4) функционирования системы транспортной логистики, направленное на достижение поставленной цели;
5) взаимодействия системы транспортной логистики с внешними системами;
6) результата деятельности системы транспортной логистики, который сравнивают с поставленной целью.
Учет потребностей рынка транспортных услуг составляет второй принцип транспортной логистики. Такие потребности состоят из:
1) предоставления широкого комплекса услуг (например, выполнения транспортным предприятием дополнительно к перевозкам еще и погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования грузов, временного хранения грузов на своих складах, таможенного оформления внешнеторговых грузов и т. д.);
2) организации мультимодальных перевозок грузов разными видами транспорта по единым транспортным документам;
3) доставки грузов по четкому расписанию;
4) оформления всех транспортных документов самим транспортным предприятием.
Точное оказание транспортных услуг в условленный период времени, в нужное место,
необходимого качества и по приемлемой цене для потребителя составляют третий принцип транспортной логистики.
Четвертый принцип транспортной логистики утверждает приоритет действительного оказания транспортной услуги, пусть даже небольшой, над технической возможностью оказания транспортных услуг в большом объеме, но не реализованной практически из-за отсутствия заказов на перевозки грузов. То есть транспортному предприятию необходимо обладать большими возможностями для перевозки грузов, но не иметь заказчиков этих услуг вследствие некачественной организации работ по рекламированию услуг на рынке. Высокие
установленные тарифы на перевозки, жесткая конкуренция с другими транспортными организациями также способствуют плохой организации работы по продвижению услуг. Это неэффективная ситуация, поэтому работе по привлечению заказчиков требуется уделить больше внимания.
Оптимальный уровень транспортного обслуживания потребителей составляет пятый принцип транспортной логистики. Выбор обоснованного компромиссного решения по уровню транспортного обслуживания: уровень должен быть не слишком низким (иначе возможна потеря клиентов) и не слишком высоким (иначе стоимость транспортных услуг будет слишком высокой). Организовать гибкую систему предоставления разного уровня транспортного обслуживания для разнообразных заказчиков, т.е. для различных сегментов рынка транспортных услуг составляет наиболее эффективное решение.
Необходимость анализа потребности в транспортной услуге в начале грузопотока, т. е. в том пункте транспортного процесса, где возникает потребность в перевозках грузов составляет шестой принцип транспортной логистики.
Если отдельное звено какого-либо логистического процесса при планировании или проектировании рассматривается отдельно, то такой подход неправилен. Необходимо рассматривать влияние этого звена на всю систему транспортной логистики. В этом заключается седьмой принцип транспортной логистики. Рассмотрение технологии и условий перевозок грузов, т. е. обсуждение требуемой транспортной услуги между транспортным предприятием и грузоотправителем составляют реализацию данного принципа транспортной логистики.
Выполнение расчетов стоимости каждой отдельной элементарной операции транспортного обслуживания составляют восьмой принцип транспортной логистики. Элементарные операции транспортного обслуживания заключаются в:
1) подаче порожнего транспортного средства к заказчику под погрузку;
2) погрузки одного транспортного пакета на поддоне в транспортное средство;
3) разгрузки 1 т непакетированных грузов с транспортного средства на склад;
4) перевозке 1 т грузов на расстояние 1км.
Выполнение перевозки грузов технико-экономических расчетов и обоснований по всем конкурентоспособным вариантам с целью предложения заказчику наиболее эффективного варианта, технологии и условии перевозки грузов составляют девятый принцип транспортной логистики. Выполнение расчетов и обосновании транспортным предприятием необходимо проводить заранее и хранить в компьютерном банке данных.
Выполнение разработки стратегии на несколько лет и руководство ею в своих отношениях с конкурентными предприятиями, государственными органами и между подразделениями, а также отдельными сотрудниками самого транспортного предприятия необходимо каждому транспортному предприятию. В этом заключается десятый принцип транспортной логистики.
Сбор и использование транспортной организацией наиболее полной информации об отправителях груза и его получателях в регионе своего действия, других транспортных организациях-конкурентах, других типах транспорта -в будущем партнерах, по мультимодальным перевозкам, по государственным управлениям, по транспортному законодательству, по банкам и страховым компаниям, грузовым терминалам, по таможенным складам составляют одиннадцатый принцип транспортной логистики.
«Создать и поддерживать хорошие деловые, партнерские отношения с другими транспортными организациями - участниками процесса перевозки на основе учета взаимных интересов и компромиссов» составляют двенадцатый принцип транспортной логистики.
Можно сделать вывод, что транспортная логистика заключается в перемещении необходимого объёма товаров в нужную точку, используя оптимальный маршрут за установленное время с минимальными издержками.
Литература
1. Аникин, Б. А., Логистика/ Б. А. Аникин- М.: ИНФРА-М, 2001. - 352 с.
2. Григорьев, М. Н., Долгов, А. П., Уваров, С. А. Логистика/ М. Н. Григоьев, А. П, Долгов, С. А. Уваров - М.: ГАРДАРИКИ, 2006. - 512 с.
3. Залманова, М. Е., Логистика: уч. пособие/ М. Е. Залманова - Саратов.: СГТУ, 1999. - 166 с.
4. Лукинский, В.С., Цвиринько И.А., Малевич Ю.В. Логистика/ В. С. Лукинский, И. А. Цвиринько, Ю. В. Малевич - СПб.: СПбГИЭУ, 2000. - 322 с.