Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура регионов'

Транспортная инфраструктура регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
9323
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INFRASTRUCTURE / TRANSPORT / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максимов Алексей Борисович

Анализируется региональная транспортная инфраструктура. Исследуются факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF A REGIONS

Regional transport infrastructure is analyzed, and the factors impacting on its development are explored.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура регионов»

ному ГОСТ, является экспериментальным методом определения надежности.

Таким образом, управление техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств сводится к заданию промышленностью нормируемого показателя надежности Тоэ, проведению эксплуатационных испытаний устройств на надежность и вычислению оценки Тос экспериментальным методом определения надежности. При подтверждении параметрической гипотезы Н ■ Т = Т параметры надежнос-

' '0 ■ 'оэ 'ос ти изделия соответствуют заявленным, и

дальнейшая эксплуатация данного изделия может быть продолжена. Подтверждение параметрической гипотезы Н1 ■ Тоэ > Тос говорит о снижении надежности изделия по причине конструктивных, производственных или эксплуатационных отказов и требует оперативного вмешательства для выявления и устранения причины снижения надежности. Подтверждение параметрической гипотезы Н2 ■ Тоэ < Тос говорит о неоптимальном

назначении ресурса TPEC и позволяет уточнить его оценку.

Исследование плотности распределения статистической оценки Toc показало, что при увеличении объема выборки Ал плотность распределения очень быстро сходится к нормальному закону. Так, уже при объеме выборки, равной 25, точность совпадения гистограммы Г* (Toc) с нормальным

Toc

распределением превышает точность, потребную для инженерных расчетов.

Примечания

1 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения. М., 1989.

2 Там же; Надежность и эффективность в технике: справ.: в 10 т. / редсовет: В.С. Авдуевский (пред.) и др. М., 1987. Т. 2: Математические методы в теории надежности и эффективности / под ред. Б.В. Гнеденко; Надежность технических систем: справ. / Ю.К. Беляев, В.А. Богатырев, В.В. Болотин и др.; под ред. И.А. Ушакова. М., 1985.

3 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения.

А.Б. МАКСИМОВ

соискатель

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ

Научные основы развития региональной инфраструктуры пока только разрабатываются. Не все отраслевые (функциональные) типы инфраструктуры изучены в настоящее время в достаточной мере. Перечень только части исследований по проблемам социально-экономического комплекса регионов свидетельствует о возрастающем интересе ученых, политиков, практических работников к вопросам регионального развития и оптимизации управления социально-экономическими процессами на этом уровне. Такой интерес не случаен, поскольку основная тяжесть рыночных преобразований ложится именно на регионы — субъекты Российской Федерации. На региональном уровне идут процессы стабилизации социально-экономического состояния и поиска путей выхода из кризиса, адаптации к мероприятиям, проводимым федеральным правительством в рамках экономической реформы.

Экономика России включает в себя множество отраслей. Каждая из них специализирована на производстве определенного вида товарно-материальных ценностей или на оказании каких-либо услуг другим отраслям. Однако услуги оказываются не только непосредственно в сфере материального производства, но и населению. Таким образом происходят становление и последовательное развитие отраслей экономики, которые в своей совокупности представляют инфраструктуру. В современных условиях уровень развития инфраструктурных отраслей, особенно тех, которые обеспечивают устойчивость и динамизм экономического роста, становится важным фактором определения конкурентоспособности региона как внутри страны, так и на мировой арене.

Успешное функционирование рыночного механизма в значительной степени зависит от развития транспортной инфраструктуры

© А.Б. Максимов, 2007

А.Б. МАКСИМОВ

в форме строительства новых железнодорожных веток, автодорог, создания новых транспортных коридоров, расширения перечня оказываемых услуг, организации логистических центров и т.д. Вопросы изучения транспортной инфраструктуры регионов по причине обширности территории, специфичности размещения производств, неравномерности плотности населения весьма актуальны.

Транспортная инфраструктура — это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. Инфраструктура — это один из самых фондоемких и инерционных секторов экономики, и поэтому проблемы транспортного обеспечения будут постоянно находиться в центре внимания руководства страны и регионов. Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. Традиционно эти проблемы проявляются на стыках различных ведомств и видов транспорта.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся пути сообщения, технические сооружения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции, агентства по продаже билетов и организации перевозок, логистические центры, склады, инженерные сети, коммуникации и т.д. Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности. Базовыми объектами транспортной инфраструктуры являются пути сообщения и пассажирские и грузовые вокзалы и станции.

Следует различать транспортную систему регионов в целом и транспортную инфраструктуру. В транспортную инфраструктуру регионов не входит подвижной состав, так как он не связан жестко с территорией. Следовательно, транспортная инфраструктура — это не вся транспортная отрасль в целом, а лишь ее часть, или технострукту-ра: пути, станции, порты и т.д. Транспортная инфраструктура имеет межотраслевой характер.

Функциями транспортной инфраструктуры на региональном уровне являются обеспечение экономики региона транспортными артериями, удовлетворение потребностей экономических субъектов в транспортных объектах, формирование транспортной сети региона, обеспечение взаимодействия между различными видами транспорта, повышение уровня социально-экономического развития региона.

К путям сообщения относятся автодороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, водные пути, трубопроводы. Вокзал (станция) — здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания пассажиропотока и грузопотока, управления движением транспортных средств и размещения служебного персонала: автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэровокзалы, речные и морские вокзалы, нефтеперегонные станции.

Основными элементами международной транспортной инфраструктуры являются международные транспортные коридоры. Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены еще в 1994 г., на состоявшейся на о. Крит второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров, три из которых (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации. Концепция образования международных транспортных коридоров является важным шагом в направлении интеграции России и Западной Европы.

Для наиболее динамичного развития экономик регионов страны необходимым условием является создание и развитие инфраструктуры, отвечающей специфическим особенностям того или иного региона.

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры:

1. Природно-климатический. Он оказывает существенное воздействие на развитие практически любых инфраструктурных объектов, не только транспортных. При строительстве авто- и железных дорог, трубопроводов нельзя не учитывать рельефные особенности местности, специфику строения почвенных пород, климатические особенности региона и т.д. Значительные колебания среднегодовых температур требуют применения специальных технологий строительства, сокращают навигационный период на водных видах транспорта.

2. Географический. К географическому фактору отнесем географическое положение региона и его площадь. Так, например, Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. Этот факт сыграет особо значительную роль, если в достаточно сжатые сроки (до того как основные грузопотоки будут перехвачены Китаем и Казахстаном) удастся реализовать проекты реконструкции и развития транспортной инфраструктуры: строительство ряда дополнительных магистралей, развитие Транссиба, создание транспортно-логисти-ческих центров и т.д.

3. Ресурсный. Наличие в регионе природных ресурсов стимулирует развитие транспортных артерий, так как добытые ресурсы требуется доставить к месту переработки, а для этого необходимы не только транспортные средства, но и пути сообщения.

4. Расселенческий. С ростом городов возникает повышенный спрос на услуги транспорта как внутри самого города, поскольку растет его население, так и за его пределами. Население близлежащих населенных пунктов, поселков, деревень стремится попасть в город для реализации своей продукции, покупки необходимых товаров, удовлетворения культурно-развлекательных потребностей и т.д. Увеличивающийся спрос стимулирует рост предложения. Открываются новые маршруты, создаются остановочные пункты, устанавливаются кассы по продаже билетов и возникают другие инфраструктурные объекты.

5. Автомобилизация населения. Мировой опыт свидетельствует о том, что автомобильный транспорт способен значительно повысить уровень личной транспортной подвижности населения и обеспечить высокие темпы экономического роста. Полная реализация потенциала автомобильного транспорта может качественно изменить характер социального поведения граждан, оживить рынок трудовых ресурсов, дать людям принципиально новые возможности в выборе места проживания, работы и отдыха.

6. Структурный. Региональная структурная политика связана прежде всего с целевой ориентацией экономического развития региона. Так, например, экономика Иркутской области ориентирована на удовлетворение хозяйственных потребностей страны, что обусловливает развитие добывающих отраслей и отраслей первичной переработки, а не отраслей, выпускающих готовую продукцию. Такая продукция востребована за пределами региона и нуждается в вывозе. В себестоимости продукции доля транспортных расходов весьма велика, что не способствует увеличению ее конкурентоспособности на рынке. Для снижения транспортных расходов необходимо развитие объектов транспортной инфраструктуры.

7. Административно-законодательный. Любая экономическая деятельность регламентируется законодательством Российской Федерации, подзаконными актами, постановлениями и другими документами. Не исключение и деятельность в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. Федеральные органы власти формируют общую стратегию развития транспортной отрасли, принимают решения о федеральном финансировании строительства и реконструкции того или иного инфраструктурного объекта федерального значения. Данные объекты становятся частью транспортной инфраструктуры регионов.

Развитие инфраструктуры региона непосредственно влияет на формирование рыночного потенциала территории. В то же время региональный транспортный рынок не может эффективно функционировать без развитой инфраструктурной подсистемы. При решении вопросов формирования, развития объектов транспортной инф-

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Л. ОЮУНЦЭЦЭГ, С. ДАВААНЯМ

раструктуры и управления ими на уровне региона не учитывается ее экономическое содержание, а именно системный характер инфраструктуры, вызывающий не-

обходимость координации деятельности ее объектов в целях обеспечения более эффективного обслуживания экономики региона.

Л. ОЮУНЦЭЦЭГ

директор Учебно-исследовательского центра по малому и среднему бизнесу,

кандидат экономических наук, профессор Монгольского государственного университета науки и технологии

С. ДАВААНЯМ

директор Технологического института г. Эрдэнэт, кандидат технических наук, профессор

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ-ОБРАЗОВАНИЯ-ИНДУСТРИИ

Сегодня в мире тенденции экономического развития все больше зависят от инновационной сферы. Экономический рост развитых стран обусловливается ведущей ролью инновационной деятельности. Поэтому инновационный путь развития национальной экономики становится магистральным и даже единственно возможным для укрепления ее позиций в условиях усиливающейся международной конкуренции. Перевод экономики страны на инновационный путь развития является процессом долгим и исключительно трудным, особенно для слаборазвитых стран, как, например, Монголия. В первую очередь такой стране предстоит сформировать базис инновационной экономики. Как показывает мировой опыт, высшая школа имеет большие возможности для этого и, следовательно, играет существенную роль в данном процессе1.

Для того чтобы повысить роль высшей школы в инновационном развитии отечественной экономики, прежде всего необходимо развернуть инновационную деятельность в самих университетах, создать инновационную сеть, охватывающую весь инновационный цикл, который заканчивается трансформацией научных знаний в коммерческий продукт (инновацию)2. Иными словами, этот конечный результат достигается успешной интеграцией науки-образования-индустрии. Поэтому тесное плодотворное сотрудничество между организациями науки, образования и индустрии / бизнеса является главной задачей современного этапа развития страны.

Сущность интеграции науки—образования—индустрии. Современные тенденции

мирового развития обусловливают тесную интеграцию науки-образования-индустрии, которая приобретает инновационную направленность.

Если рассмотреть по отдельности сущность науки, образования и индустрии, то можно сказать, что они имеют разные задачи и играют различные роли в развитии общества. Но, тем не менее, в конечном счете они служат на благо общества, т.е. обеспечивают его благосостояние.

По мере развития общества его потребности в различных благах неуклонно повышаются, поэтому перед наукой и производством постоянно встают новые задачи, решение которых является стимулом для ускорения их развития. Это обусловливает необходимость в повышении уровня знаний и квалификации работников, следовательно, роль образования в развитии общества возрастает и его главной задачей становится не только дать человеку знания, но и научить его использовать их в жизни.

Развитие науки, образования и индустрии определяется потребностями общества (рис. 1).

Потребности

Общество

<4-

Обслуживание

Наука

I

Образование

Ж

Индустрия

Рис. 1. Общество и интеграция науки— образования—индустрии

© Л. Оюунцэцэг, С. Давааням, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.