Научная статья на тему 'Транспорт как сфера правового регулированияв России и США'

Транспорт как сфера правового регулированияв России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1304
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забелина Д. В.

В статье рассматриваются общие положения о транспорте как сфере правового регулирования России и США: причины и необходимость развития транспортного законодательства; виды транспорта и приоритет использования в рассматриваемых государствах; транспортные правоотношения; предмет транспортного права; задачи стоящие перед исполнительными органами регулирующими деятельность транспортный отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспорт как сфера правового регулированияв России и США»

иь'е

гое

сравнительно-правовые исследования

транспорт как сфера правового регулирования в россии и сша

Забелина Д. В. Начальник договорного отдела компании ООО «Эй-Би-Рейл»

(«А.В^аіІ» LLC)

Синопсис: В статье рассматриваются общие положения о транспорте как

сфере правового регулирования России и США: причины и необходимость развития транспортного законодательства; виды транспорта и приоритет использования в рассматриваемых государствах; транспортные правоотношения; предмет транспортного права; задачи стоящие перед исполнительными органами регулирующими деятельность транспортный отрасли

Ключевые слова: транспорт; правовое регулирование; транспортное право.

Сфера правового регулирования (правовое пространство) - отношения, которые уже урегулированы правом или могут и должны быть им урегулированы. Сфера правового регулирования есть нечто изначальное по отношению к правотворческой деятельности государства, она представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов, налаживание которых объективно невозможно без использования правовых средств. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Рассмотрение вопроса сферы правового регулирования транспортной отрасли особенно актуально в настоящее время, так как современный мир интернационализируется. В связи с этим идет становле-

ние новой мировой экономики, в которой важным моментом является развитие транспортных коммуникаций.

Связанные с глобализацией изменения экономической картины мира влекут необходимость проведения реформирования транспортной системы государств и совершенствование законодательства в этой сфере для повышения эффективности действия уже существующих норм права. Это прямо отражается на качестве предоставляемых услуг

Транспорт является связующим звеном в экономике любой страны и представляет собой единый комплекс. В зависимости от типа используемых для перевозки транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (паромный, речной), морской, трубопроводный. Каждый из указанных видов предполагает свою технологию перевозки и свойственные только этому виду транспорта способы обеспечения безопасности, что требует индивидуального подхода в правовом регулировании деятельности каждого вида транспорта.

Транспортная система США является самой мощной в мире. Она обеспечивает постоянную и надежную работу экономики страны. Транспортная система представляет собой очень разветвленную и высокоразвитую систему, которая включает в себя различные виды транспорта: воздушный, автомобильный, железнодорожный и водный. Большинство перевозок осуществляются автомобильным транспортом, и основным средством передвижения населения страны является личный автотранспорт. Общественные виды транспорта развиты в меньшей степени.

Второе место после автотранспорта занимает авиатранспорт, с помощью которого совершаются как внутренние, так и международные рейсы. Сеть внутренних авиаперевозок охватывает ни один десяток городов, что дает возможность совершать перелеты по всей территории Америки. Железнодорожный и водный виды транспорта не пользуются большой популярностью.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта -железнодорожного и трубопроводного. На них падает основной объём грузовых перевозок. Водный транспорт играет в России гораздо меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта, в связи с его незначительными средними расстояниями перевозок (например, в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов.

Признаком транспортных правоотношений является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса. Сюда относятся общественные отношения

Сравнительно-правовые исследования

Право и современные государства

по деятельности транспортных предприятий и организаций, а также задействованных в данной сфере физических лиц; трудовые отношения и отношения по социальному развитию; отношения по использованию природных ресурсов, находящихся в пользовании транспортных предприятий, охране окружающей среды на транспорте; отношения, возникающие при деятельности исполнительных органов государственной власти и управленческих структур самих транспортных организаций; ответственность за административные правонарушения и уголовные преступления1.

в начале 1990-х годов с распадом СССР в России произошла смена не только политического, но и экономического строя. На смену плановой пришла рыночная экономика, что повлекло за собой фундаментальную перестройку системы управления и транспортной отрасли.

основной задачей развития транспортной системы России сегодня является создание рынка транспортных услуг в целях максимального удовлетворения потребностей экономики при достижении высокого уровня конкурентоспособности. для ее решения необходима высокопроизводительная транспортно-логистическая инфраструктура, обеспечивающая коммерческую скорость и надежность транспортных услуг2. С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий развитие транспортной инфраструктуры прямо влияет на обеспечение единства страны. Ее оптимизация является общегосударственной задачей и, как отметил Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в её конкурентное преимущество 3.

Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере4 и ответственным за осуществление реформы транспортной системы страны, в соответствии со стратегией развития транспортного комплекса России до 2030 г.5

Современное транспортное законодательство России представляет единицу общегосударственного законодательства, основы которого исходят

1 Напр.: Плавы 11 и 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; глава 27 Уголовного кодекса Российской Федерации; Глава 40,41 Гражданского кодекса Российской; Глава 51 Трудового кодекса Российской Федерации и др.

2 Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Транспортное право, 2006. N 1. С. 2-4

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26 мая 2004г. // Российская газета. 2004. 27 мая.

4 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 39 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // КонсультантПлюс — 2013г.

5 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008г. № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Ферерации на период до 2030 года» // СПС «Гарант» - 2012г.

из ст. 71 Конституции РФ, где сказано, что федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Приняты законы о транспортно-экспедиционной деятельности, о транспортной безопасности, об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, о налоге на отдельные виды транспортных средств и др. для регулирования каждого из основных видов транспорта приняты нормативные правовые акты, такие как, например, закон о федеральном железнодорожном транспорте и проч. в частности, в период с 2007 по 2009 г.г. Минтранс России проделал большую работу, обновив нормативную правовую базу сразу по нескольким направлениям. Российская авиация отказалась от нормативных актов советского времени, в соответствии с чем, нормативная правовая база полностью приведена в соответствие с воздушным кодексом России. вступил в силу переработанный с учетом рыночной политики устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Приняты ещё ряд кодексов и уставов6.

основные положения о транспорте и деятельности отдельных видов транспорта в США входят в Кодекс США (United States Code)7. деятельность отдельных видов транспорта) в США регулируется многочисленными законами, в частности, детально проработаны трудовое законодательство на транспорте и законодательство о безопасности на транспорте. Регламентированы вопросы дорожного строительства, экологии, страхования ответственности и проч. выработкой концепции развития транспорта и его политики, подготовкой законодательных актов, инвестиционной политикой и вопросами научно-технического прогресса занимается Министерство транспорта.

для повышения эффективности работы отрасли Минтранс осуществляет реализацию программ по совершенствованию транспортной системы страны. Например, программы экономического развития, мобильности, развития социальной сферы и охраны окружающей среды. Программа экономического развития транспорта обеспечивает незначительный рост цен на транспортные услуги; увеличение объемов перевозок; уменьшение торговых ограничений, связанных с развитием транспорта; возможность вовлечения в деятельность малого бизнеса. Программа мобильности решает задачи улучшения состояния транспортной системы США в соответствии с современными требованиями; сведение к минимуму затрат времени на перемещение; улучшение безопасности и надежности транспортных средств; сокращение транспортных расходов. в рамках программы социальной сферы и окружающей среды планируется обеспечить снижение отрицательного

6 воздушный кодекс Российской Федерации, водный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

7 Напр.: United States Code and United States Code Annotated. 2007. См. напр.: Title 23 «Highways»; Title 45 «Railroads».

влияния транспорта на состояние окружающей среды и экосистем; улучшение жизнедеятельности и состояния всех сфер общественных отношений; уменьшение загрязняющих факторов, связанных с транспортными источниками.

Таким образом, осуществление программ по развитию транспорта, модернизации его инфраструктуры и повышению качества оказываемых услуг являются неотъемлемой частью реформирования экономики страны. только в ходе изменений и формирования новых правоотношений, появления новых субъектов транспортной отрасли и модернизации нормативноправовой базы, станет возможным достижение мирового уровня техники и технологий, дальнейшее развитие высокопроизводительной транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечение стандартов безопасности и экологичности, развитие методов государственного регулирования рынка.8 Всего этого нельзя достичь без соответствующего правового обеспечения с учетом зарубежного опыта.

Общемировые тенденции развития мировой экономики влияют не только на конкурентоспособность государства с высокоразвитой рыночной экономикой (как США), но и на страны, которые, как Россия, только открывают для себя этот путь, но, обладая большим потенциалом, быстро набирают темпы для составления достойной конкуренции на всемирном экономическом рынке.

Евсеев О. Из Материалов заседания первого Всероссийского круглого стола «Формирование Транспортной стратегии России на период до 2030 года»// РЖД - Партнер. 2008. №5 (129) с.10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.