Научная статья на тему 'Транспорт горного Алтая в годы Великой Отечественной войны'

Транспорт горного Алтая в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ДОРОГИ / ПАССАЖИРЫ / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / TRANSPORT / ROADS / PASSENGERS / TRANSPORTATION OF CARGOES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пак Наталья Владимировна

На основе впервые вводимых в научный оборот данных проанализированы основные проблемы работы транспорта Ойротской автономной области в годы Великой Отечественной войны. Определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Patriotic War affected all spheres of social life. Inhabitants of all regions of the country by their work tried to approach a victory of the Soviet people in this war. Oirotsky autonomous region couldn't stand aside from the decision of the vital problems during these difficult years. The transport system also took part in it. Though military operations were aside, nevertheless, it was necessary for transport agencies to mobilize transport and manpower resources to the front. During the military operations 42 drivers, 52 workers were called up to the army that made 94 persons totally. According to a source, of December, 29th, 1943 the numerical structure of drivers and workers updated more than on 90 %. Women constituted 60 % of driver's structure. In other words, the road branch had a shortage in the qualified labor. It was very difficult to overcome deficiency of hands, therefore in June, 1941 holidays have been cancelled, and overtime works were legalized. Needs of a wartime demanded mobilization not only of manpower resources, but also techniques, means of transportation cars, tractors, and horses. During military operations the Oirotsky motor transportation office transferred 36 motor vehicles in RKKA. More than that, in workshops of motor transportation office 190 motor vehicles belonging to the various organizations of area had been repaired. During the considered period, as well as in the premilitary years, all activity in the region, connected with transportation of passengers, transportation of cargoes, the maintenance and repair of motor vehicles the Oirotsky motor transportation office (MTO) carried out. Experience of the motor transportation enterprise in days of the Great Patriotic War showed, that provision of an effective utilization of each vehicle was possible only at financing MTO of the general using, strengthening of the motor transportation enterprises, strengthening of their material base, introduction of achievements of scientific and technical progress. Besides the internal transportations, carried out on roads of local level, a big economic-political value was given to transportations of export-import cargoes necessary for the front, carried out by "Sovmongtorgom". Thus, the motor transport in Oirotsky autonomous region was in days of the Great Patriotic War leader in realization of transportations of cargoes, passengers and their luggage. But for qualitative maintenance of such activity it was necessary to repair the available techniques, to carry out a timely set of shots on working repair and driver's specialties. All that in complex promoted transport development in the region.

Текст научной работы на тему «Транспорт горного Алтая в годы Великой Отечественной войны»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)«18»

Н.В. Пак

ТРАНСПОРТ ГОРНОГО АЛТАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

На основе впервые вводимых в научный оборот данных проанализированы основные проблемы работы транспорта Ойротской автономной области в годы Великой Отечественной войны. Определены пути их решения.

Ключевые слова: транспорт, дороги, пассажиры, перевозка грузов.

Великая Отечественная война повлияла на все сферы жизни общества. Жители всех регионов страны своим трудом старались приблизить победу советского народа в этой войне. Не оставалась в стороне от решения жизненно важных проблем в эти трудные годы и Ойротская автономная область. Особую нагрузку взяла на себя транспортная система. Хотя военные действия были в стороне, тем не менее транспортным предприятиям необходимо было заниматься мобилизацией на фронт как транспортных, так и людских ресурсов. На войну ушли шофёры, механики, трактористы. Именно поэтому уже в первые шесть месяцев войны обострилась проблема дефицита рабочих кадров. С предприятий области было призвано в армию около 30% квалифицированных рабочих [1. С. 381]. Согласно данным на 01.01.1941 г., в Ойротской автотранспортной конторе работало 34 квалифицированных водителя грузовых автомашин с многолетним стажем, 26 ремонтных рабочих. За период военных действий в армию призвали 42 водителя, 52 рабочих. По данным источника, на 29 декабря 1943 г. численный состав водителей и рабочих был обновлён более чем на 90%. Большую часть водительского состава (60 %) составляли женщины [2. Л. 416]. Иными словами, дорожная отрасль испытывала острую нехватку в квалифицированной рабочей силе. Преодолеть дефицит рабочих рук было очень сложно, поэтому уже в июне 1941 г. были отменены отпуска, узаконены сверхурочные работы. Рабочий день был продлён до 10-12 часов. Через год работники

строек и промышленных предприятий были объявлены мобилизованными на весь период военного времени [3. С. 194].

Нужды военного времени требовали мобилизации не только людских ресурсов, но и техники, средств передвижения - автомобилей, тракторов, лошадей. С каждым днём техники и тягловой силы в области становилось всё меньше и меньше. Об итогах первых трёх дней мобилизации Ойрот-Туринский райком сообщал обкому партии, что вместо 100 запланированных лошадей для выделения в РККА город и районы области поставили 112 [4. С. 21]. Из 64 грузовых автомашин, имевшихся в автотранспортной конторе Ойротской автономной области в начале 1941 г., к 1943 г. осталось не более 30. Из них только 15 машин были способны осуществлять перевозки. При этом всего 4 единицы техники были полностью исправны. Большая часть имевшегося автопарка простаивала из-за отсутствия запасных частей.

За период военных действий только Ойротская автотранспортная контора области из своего машинного парка передала в РККА 36 автомашин. Кроме того, в мастерских автотранспортной конторы было отремонтировано и отдано в РККА 190 автомашин, принадлежавших различным организациям области [2. Л. 416]. В рассматриваемый период, как и в предвоенные годы, всю деятельность в регионе, связанную с перевозкой пассажиров, транспортировкой грузов, содержанием и ремонтом автомашин, осуществляла Ойротская автотранспортная контора (АТК).

Работа выполнена в рамках Единого государственного заказа (ЕЗН 1.4.10).

Транспорт Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны

Само предприятие было организованно на основании приказа Барнаульского транспортного управления. Первоначально оно носило название «Хозяйство гужавтотранс» (гужевое автотранспортное хозяйство). В его распоряжении находились деревянные постройки, в том числе гаражи, склады, конные повозки. Позднее контора была оснащена 2 автомобилями марки «АМО-Ф-15» и 7 тракторами. Первоначальная численность работников на предприятии составляла не более 58 человек [5. С. 8 ]. Контора не располагала собственной ремонтной базой, не было оборудованных механических мастерских для выполнения средних и капитальных ремонтов автомашин. Выполнялись только монтажно-демонтажные работы ручным способом, при наличии деталей и запчастей, полученных со стороны.

В связи с резким сокращением автомобильного парка автопредприятий из-за мобилизаций машин для нужд фронта перед руководством встала сложная задача - резко повысить эффективность использования каждого автомобиля, работавшего в тылу. Значительное сокращение численности автомобилей на предприятиях, трудности с обеспечением их горюче-смазочными материалами, запасными частями потребовали некоторой перестройки системы организации и управления АТК.

На предприятии в годы Великой Отечественной войны насчитывалось 47 автомашин. Из них грузовые: Зис-5 - 11 шт., Газ-АА - 2 шт., Газ-42 -30 шт., Яг-6 - 1 шт., автобусы: Газ-АА - 1 шт., Зис-16 - 1 шт., лимузин 1 шт., лошади - 2 особи [6, л. 13]. В 1942 г. в порядке безвозмездной помощи в Алтайский край было передано несколько машин. В условиях войны автопарк области значительно сократился. Достаточно сказать, что из 80 машин АТК (до войны) в 1942 г. работало только 32 автомашины, в том числе 27 газогенераторных - марки Газ-42. Что касается ведомственного автотранспорта, то он практически был весь передан для нужд РККА [7. Л. 45]. Поэтому нагрузка на имеющийся автопарк АТК значительно увеличилась.

Рабочие предприятия своим трудом пытались приблизить день победы. Так, если в 1940 г. план грузооборота был выполнен на 23,3%, то в 1943 г. на 100,7%. В натуральном выражении фактический объем грузооборота составил в 1943 г. 7900 т, что дало увеличение против 1942 г. почти на 2000 т и составило к довоенному уровню

71,2%, несмотря на то, что грузовой автопарк сократился на 27% [7. Л. 83].

Однако при такой огромной грузонапряженности имевшийся автопарк использовался в лучшем случае на 25-30%. Объясняется это тем, что Ойротская автотранспортная контора с самого начала ее существования не имела собственной ремонтной базы [6. Л. 56]. Опыт работы автотранспортного предприятия в годы Великой Отечественной войны показал, что обеспечить эффективное использование каждого транспортного средства можно было только при финансировании АТК общего пользования, укреплении автотранспортных предприятий, усилении их материальнотехнической базы, внедрении достижений научнотехнического прогресса.

Не только рабочие автотранспортной конторы занимались ремонтом автомашин, помогали в этом и жители ряда сёл. Не исключением стало и население с. Майма. Уже с первых дней войны ими был организован областной приёмносдаточный пункт автотранспорта. На пункте создали авторемонтную бригаду под руководством механика Нохрина. Вся бригада работала под лозунгом: «Дать Красной Армии образцовый автотранспорт» [8]. Небольшой коллектив проявлял исключительную организованность и чёткость. На восстановленных машинах уезжали водители, мобилизованные в Красную Армию.

Помимо основного транспорта, работники АТК обслуживали транспорт местной промышленности и контролировали состояние подъездных путей. Местная промышленность включала в себя: масло-сыроделательные заводы, небольшой мясокомбинат, пивоваренный и хлебный заводы, валяльновойлочную, мебельную и швейную фабрики. Работал небольшой лесозавод, два леспромхоза и несколько старательных артелей по добыче золота. Население региона было задействовано и в горнорудной промышленности. Поскольку последняя в Ойротской автономной области являлась единственной отраслью тяжёлой промышленности, имевшей оборонное значение, то дороги в Акташское, Чаган-Узунское, Курайское ртутное месторождения ремонтировались и расчищались в первую очередь. Делалось это по причине стратегической важности названных объектов потому, что ртуть широко использовалась в электротехнике, радиотехнике, а также при изготовлении взрывчатых веществ, что в условиях войны было делом государственного значения.

Осуществление полноценной работы всех структур экономики региона невозможно без качественной работы транспорта и дорожного сообщения между населёнными пунктами. В связи с этим последнее приобретало особую актуальность и значимость среди многих проблем периода Великой Отечественной войны. Именно от уровня состояния путей сообщения во многом зависела победа русского народа в этой войне. В силу этого 28 июня 1941 г. Алтайский краевой дорожный отдел издал приказ под номером 48. По данному приказу все работники дорожных отделов должны были обеспечивать бесперебойное движение по хлебовозным и другим особо важным дорогам, ремонтировать и приводить в проезжее состояние просёлочные дороги, мосты и подъездные пути к заготовительным пунктам, пристаням, нефтебазам [9. Л. 17]. В связи с этим в особо сжатые сроки необходимо было выполнять работы по ремонту и строительству дорог, мостов, ведущих именно к стратегически важным объектам производства. От состояния дорог зависела возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции.

В целях своевременной вывозки зерна, подачи его на линию железной дороги для обеспечения Красной Армии хлебом облдоротдел был обязан принимать меры по очистке дорог от снега и содержать в проезжем состоянии Ябоганский, Кырлыкский перевалы, Громотуху, а также дорогу Катанда, Иня. Появилась возможность вывозки зерна из самых отдалённых территорий Ойротской автономной области. Приводились в порядок дороги, ведущие и к леспромхозам. В 1943 г. Дайбовский и Кебезенский леспромхозы выполнили план по заготовке леса, отправив новостройкам края и Новосибирской области более 60 тыс. кубометров древесины [4. С. 140]. В 1944 г. леспромхозы области отправили новостройкам Сибири и Средней Азии более 70 тыс. кубометров делового леса [4. С. 142].

Другая дорога (Майма - Ойрот-Тура - Чоя - Ту-рачак) соединяла три аймачных центра с областным центром Ойротской автономной области - г. Ойрот-Тура. Кроме того, эта дорога являлась единственным путём сообщения для треста Ойрот-Золото, Кебезенского леспромхоза с последующим выходом к железнодорожной станции Бийск, поэтому данную дорогу власти области старались содержать в хорошем состоянии. Иначе говоря, строительство периферийных дорог между небольшими населёнными пунктами и содержание их в проезжем состоянии давало возможность вывозить продукты

питания, товары повседневного спроса, доставлять груз по назначению.

Помимо внутренних перевозок, осуществляемых по дорогам местного уровня, большое хозяйственно-политическое значение придавалось перевозкам экспортно-импортных грузов, необходимых для фронта, осуществляемым «Совмонг-торгом». Груз по Чуйскому тракту перевозили вместо машин на верблюдах. В связи с этим приходилось учитывать ряд обстоятельств, связанных с организацией такого рода перевозок. Во-первых, требовалась охрана верблюдов и груза от возможного хищения. Во-вторых, возникала необходимость поддержания дисциплины во время движения такого каравана, ибо шум двигавшихся автомашин по тракту пугал животных. В-третьих, для организации безопасного движения на дороге Управление Чуйского тракта ГУшосдор НКВД в опасных местах дороги было обязано посыпать дорогу песком. Делалось это для того, чтобы животные не пострадали из-за гололедицы [10. С. 205-206].

Таким образом, автомобильный транспорт в Ойротской автономной области являлся в годы Великой Отечественной войны ведущим в осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Но для качественного обеспечения такого рода деятельности необходимо было соблюдать несколько условий. Во-первых, своевременно производить ремонт имевшейся техники, что не всегда удавалось из-за дефицита квалифицированных рабочих. Только ценой неимоверных усилий жителей Ойротской автономной области появилась возможность осуществить весь комплекс мероприятий, связанных с обеспечением перевозок грузов по дорогам местного, областного и государственного значения. Всё это в комплексе способствовало приближению Победы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области / Под ред. Л.П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973.

2. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА) Ф.207. Оп. 1. Д. 14.

3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. 3: Сибирь. XX век: Учебное пособие. Новосибирск, 2000.

4. Бражников Я.И. Горный Алтай в Великой Отечественной войне. Горно-Алтайск, 1966.

5. Колдырин С. От лошадки до икаруса // Звезда Алтая. 1997. 12 мая.

6. КПДА РА. Ф. Р.-207. Оп.1. Д. 1.

7. КПДА РА. Ф. Р -207. Оп.2. Д.7.

8. Для обороны страны // Красная Ойротия. 1941. 2 июля

9. КПДА РА. Ф. 46. Оп. 1. Д. 57.

10. Память народа. 70 лет Горно-Алтайской автономной области (Документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию). Горно-Алтайск, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.