Научная статья на тему 'Транснационализация современной преступности и международно-правовые отношения'

Транснационализация современной преступности и международно-правовые отношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
915
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пихов Аслан Хазрет-Алиевич

В статье рассматриваются отдельные вопросы в сфере предупреждения транснациональной преступности. Выделяются характерные признаки транснациональной преступности, ее взаимосвязи с иными видами преступной деятельности. Определены актуальные аспекты международно-правовых отношений в контексте современных криминогенных процессов. Автор называет те объективные процессы, которые создают условия для возникновения новых, ранее неизвестных форм транснациональной преступности, способствуют ее организованности и профессионализации. Это влечет и усложнение форм международного сотрудничества по противодействию преступлениям транснационального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пихов Аслан Хазрет-Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснационализация современной преступности и международно-правовые отношения»

УДК 343.92

Пихов Аслан Хазрет-^иевич

кандидат юридических наук, начальник кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России Apihov@mail.ru

Т РАНСН АЦИОН АЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Aslan Kh.-A. Pikhov

candidate of legal Sciences,

Head of the Department of special disciplines, Krasnodar University of the MIA of Russia Apihov@mail.ru

Trans-nationalization of

MODERN CRIME AND INTERNATIONAL LEGAL RELATIONS

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы в сфере предупреждения транснациональной преступности. Выделяются характерные признаки транснациональной преступности, ее взаимосвязи с иными видами преступной деятельности. Определены актуальные аспекты международно-правовых отношений в контексте современных криминогенных процессов. Автор называет те объективные процессы, которые создают условия для возникновения новых, ранее неизвестных форм транснациональной преступности, способствуют ее организованности и профессионализации. Это влечет и усложнение форм международного сотрудничества по противодействию преступлениям транснационального характера.

Ключевые слова: транснациональная преступность, международное сотрудничество, уголовная политика, международно-правовые отношения.

Annotation. The article discusses selected issues in the field of transnational crime prevention, singles out characteristic features of transnational crime, its relationship to other types of criminal activity. It identifies relevant aspects of international legal relations in the context of the modem criminal process. The author calls the objective processes that create conditions for the emergence of new, previously unknown forms of transnational crime, contribute to its organization and professionalization. This implies complexity and forms of international cooperation to combat crimes of a transnational nature.

Keywords: transnational crime, international cooperation, criminal policy, international legal relations.

Общеизвестно, что предупреждение преступности является внутренним делом суверенных государств. В регламентирующих документах ООН [1, с. 1-2, 227-237, 401-404] подтверждено право каждого государства формировать и осуществлять свою национальную уголовную политику и программы в сфере предупреждения преступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями и внутренними обстоятельствами. Однако сегодня, как никогда, международное сообщество близко к принятию таких международных соглашений, в которых государствам предписывались бы унифицированные правила ведения борьбы с преступностью. Цель таких попыток все более оправдана транснациональным характером современной преступности.

Объективно существующие потребности координации действий государств в предотвращении, пресечении и наказании такого рода преступлений и вместе с тем реальные возможности согласованного применения международных и национальных правовых средств обусловили международное сотрудничество в сфере борьбы с

преступностью. Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых договорной (конвенционный), те. он воплощается в заключаемых государствами договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, те. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).

Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:

- согласованная квалификация преступлений, представляющих международную общественную опасность;

- договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об ответственности, за такого рода деяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;

- установление юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);

168

- взаимодействие в процессе осуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.

На сегодня сложился значительный комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена какому-то определенному преступлению, либо преступлению, характеризуемому разнообразием деяний, либо группе однородных преступных посягательств. Нормы этих конвенций характеризуются в принципе единым (однородным) предметом регулирования, который составляют отношения между государствами, отношения с участием международных организаций и отношения государств (в определенных случаях и международных организаций, и межгосударственных органов) с индивидами в связи с предотвращением и пресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественная опасность.

Одновременно беспрецедентно возрос уровень и интенсивность международной и транснациональной преступности, опасность которой усугубляется мировой глобализацией, продолжающимся процессом размывания границ государств, расширением и взаимопроникновением, несмотря на продолжающийся экономический кризис, экономических рынков, которые ранее были закрыты или жестко контролировались государствами. Эти вполне объективные процессы создают условия для возникновения новых, ранее неизвестных форм транснациональной преступности, усугубления ее организованности и профессионализации.

В результате изменений в структуре экономической деятельности, финансов, информации, свободе перемещения создается такое положение, когда преступность выходит за пределы национальных границ, в связи с чем Организация Объединенных Наций определила их как «... правонарушения, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и/или прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну».

Транснациональная преступность - одна из острых и сложных проблем, вставших перед нашим обществом. Она оказывает мощное влияние на все сферы общественной жизни, не только нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов страны, является реальной силой, подрывающей безопасность государства и общества, но и представляет собой новую серьезную угрозу существованию всего мирового сообщества. Правоохранительным органам чрезвычайно трудно проникнуть в хорошо организованные и оснащенные транснациональные криминальные группировки, использующие насилие и подкуп, действующие на территории, охватываемой юрисдикцией различных государств. Расширяются масштабы незаконного оборота наркотиков, оружия, нелегальной миграции, торговли людьми, незаконного вывоза за рубеж биоресурсов, объектов флоры и фауны, находящихся под защитой, леса, драгметаллов, ввоза похищенного автотранспорта, отмывания денежных средств и т.п.

По данным МВД России, в стране наметился существенный рост (более чем в 3,5 раза) регистрируемых преступлений, совершенных транснациональными организованными преступными структурами. Рост таких преступлений в последние годы характерен практически для всех регионов РФ, при этом особую тревогу вызывает ситуация с транснациональными преступлениями на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), Южного федерального округа (ЮФО), Центрального федерального округа (ЦФО). По данным правоохранительных структур, на территории РФ активно действуют не менее 120 преступных формирований (сообществ), имеющих хорошо налаженные связи с аналогичными зарубежными структурами и распространяющих свою деятельность за рубеж. За истекшие десять лет было расследовано свыше 15 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных такими сообществами, более половины, из которых связаны с экономической деятельностью, треть - с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ [2].

Между тем, транснациональная преступность в контексте современных криминогенных процессов характеризуется такими взаимосвязями с иными видами преступности и такими социальными последствиями, которые во многом определяют сферы ее влияния, как в географическом плане, так и по непосредственным экономическим, производственным, социальным и иным сферам.

Среди характерных признаков транснациональной преступности можно выделить устойчивость и обширность транснациональных преступных организаций; наличие их четкой иерархической системы; стремление к получению сверхприбылей; связи с государственными служащими и работниками правоохранительных органов, порождающие коррупцию в высших сферах власти того или иного государства; деятельность в основном в сфере экономики; охват системой преступных деяний практически всех сфер общества; умение приспосабливаться к изменениям экономической политики государства, а зачастую -и диктовать ее стремление к влиянию на общенациональную политику; проведение крупномасштабных акций, затрагивающих многие регионы; использование значительных финансовых средств для контроля за СМИ; тесные контакты международных преступных группировок между собой.

Следует отметить и чрезвычайно высокую степень организованности при совершении транснациональных преступлений, создание мощной материальной базы, финансовые средства которой располагаются зачастую вне страны международных преступных интересов, существование целой системы обеспечения защиты от деятельности правоохранительных органов, тщательное планирование, координирующее деятельность множества участников, многие из которых зачастую не знают друг о друге, стремление к увеличению и расширению международных преступных связей.

169

Необходимо указать и на «теневой» фактор транснациональной преступности, который позволяет скрывать истинную сущность организованных преступных объединений многих стран. Преступные сообщества того или иного государства могут даже и не подозревать о том, что они являются одним из звеньев международной преступной системы. Это, в свою очередь, многократно затрудняет работу правоохранительных органов различных стран и специально созданных международных организаций в деле борьбы с транснациональной преступностью.

Сегодня государства и их компетентные органы объединяют свои усилия в борьбе с транснациональными преступлениями. Борьба с ними осуществляется, как правило, в комплексе мер, предпринимаемых в отношении преступлений и преступности в целом. Наряду с государствами в борьбе с преступностью важное место занимают международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС и др.). Они решают самые разнообразные задачи: от разработки проектов международных договоров до осуществления конкретных мер. Отдельные международные межправительственные организации специально созданы для решения задач борьбы с такой преступностью (Интерпол, Европол).

Современная криминогенная обстановка вынуждает государства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программного характера. Этому посвящены многочисленные соглашения, например, в рамках СНГ. Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения.

Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти [См.: 3, с. 10-16]. Каждое государство обязано принять в отношении названных преступлений суровые меры наказания. Исходя из этого, государство принимает необходимые меры для заключения преступника под стражу и для производства предварительного расследования. Конвенции предусматривают либо выдачу преступника заинтересованному государству, либо его уголовное преследование компетентными органами того государства, на территории которого оказался преступник. Существование многосторонних конвенций по борьбе с данными преступлениями не исключает заключения двусторонних соглашений между государствами.

Особо следует сказать о Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, открытой для подписания с декабря 2000 г., которая имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней [4, с. 3-33]. Самыми существенными, на наш взгляд, нормами Конвенции являются положения о криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе, отмывание доходов от преступлений и коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия.

В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышленно (дан перечень). Характеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными на установление внутреннего режима регулирования и надзора и на обеспечение эффективных действий государственных органов.

В Конвенцию включены положения о сотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствии со сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачи уголовного производства. Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности характеризуются предметными связями с такими документами Совета Европы, как Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовноправовая конвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержательные стыки с Гражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры, которые должны быть предприняты на национальном уровне, и меры в сфере международного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное место занимают юридические оценки различных форм взяточничества (подкупа) с разграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этом контексте характеризуется взяточничество (активное и пассивное) государственных должностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничество в частном секторе. В главе о международном сотрудничестве речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследованием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства.

Между тем, Конвенция, как и иные международно-правовые документы (например, принятые в рамках СНГ), до сих пор не содержат единого концептуального подхода к вопросам контроля и профилактики транснациональной преступности. В первую очередь это касается деяний, посягающих на интересы нескольких государств и вследствие этого представляющих международную общественную опасность (совершаемые

170

лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей).

Высокая степень общественной опасности таких преступлений, отсутствие достаточной научной разработки исследуемой проблемы, необходимость прогноза развития ситуации в этой области предупреждения преступности, необходимость повышения эффективности сотрудничества российских правоохранительных органов с партнерами сопредельных государств (зачастую в условиях политической нестабильности отношений) в борьбе с транснациональными органи-

Литература:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). Международное публичное право. Сборник документов. М. : БЕК, 1996. Т. 1.

2. UEL: http://hub.opengovdata.ru/dataset/mvd_ru_ stats

3. Иванцов СВ. Правовые проблемы контроля над организованной преступностью: международный опыт и перспективы развития // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 3. С. 10-16.

4. Конвенция против транснациональной организованной преступности (Принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.

5. Пихов А.Х.-А. Уголовная политика и транснационализация преступности // Современные проблемы уголовной политики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 3 окт. 2014 г. : в 3 т. / Под ред. А». Ильяшенко. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2014. Т. 3.

зованными преступлениями обуславливает особую актуальность в деле формирования действенной уголовной политики нашего государства.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что борьба с транснациональной преступностью является важным аспектом в жизни каждого государства в отдельности и всего мира в целом, а разработка концепции противодействия транснациональной преступности является необходимым элементом развития уголовной политики в рамках международно-правовых отношений в сложившихся современных условиях мировой нестабильности [5, с. 14-22].

Literature:

1. The United Nations Charter (adopted in San Francisco 26.06.1945) // Public international law : collection of documents. M. : BEK, 1996. V. 1.

2. UEL: http://hub.opengovdata.ru/dataset/mvd_ru_ stats

3. Ivantsov S.V. Legal problems of control of organized crime: international experience and prospects of development // Bulletin of Voronezh Institute of the MIA. 2009. № 3. P. 10-16.

4. The Convention against Transnational Organized Crime (adopted in New York on 15.11.2000 by Resolution 55/25 at the 62nd plenary meeting of the 55th session of the UN General Assembly) // Bulletin of international agreements. 2005. № 2.

5. Pikhov A.Kh.-A. Criminal policy and transnationalization of crime // Modern problems of criminal policy : proceedings of the V Intern. scientific and practical. Conf., Oct. 3. 2014 : in 3 vols. / Ed. by A.N. Ilyashenko. Krasnodar : Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia, 2014. V. 3.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.