Научная статья на тему 'Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования'

Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2120
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / GEOPOLITICAL RESEARCH / TRANS-BOUNDARY TERRITORIES / TRANS-BOUNDARY REGION / TERRITORIAL STRUCTURE OF REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волынчук Андрей Борисович

Рассматриваются теоретические основы исследования трансграничных регионов. Определены функциональные уровни взаимодействия трансграничных систем. Представлена территориальная структура трансграничного региона, определены ее функциональные элементы. Дано определение трансграничного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trans-boundary region: theoretical background of geopolitical research

Theoretical background of research of trans-boundary regions is considered in the article. Functional levels of interaction of trans-boundary systems are defined. The territorial structure of trans-boundary region is presented and its functional elements are defined. The definition of trans-boundary region is made.

Текст научной работы на тему «Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования»

УДК 321.01

А. Б. Волынчук

ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются теоретические основы исследования трансграничных регионов. Определены функциональные уровни взаимодействия трансграничных систем. Представлена территориальная структура трансграничного региона, определены ее функциональные элементы. Дано определение трансграничного региона.

Ключевые слова: геополитическое исследование, трансграничные территории, трансграничный регион.

The trans-boundary region: theoretical background of geopolitical research. ANDREYB.VOLINCHUK (Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok).

Theoretical background of research of trans-boundary regions is considered in the article. Functional levels of interaction of trans-boundary systems are defined. The territorial structure of trans-boundary region is presented and its functional elements are defined. The definition of trans-boundary region is made.

Key words: geopolitical research, trans-boundary territories, trans-boundary region, territorial structure of region.

Уже несколько десятилетий не ослабевает исследовательский интерес к процессам глобализации и регионализации. Дискуссии о причинах их возникновения и характер развития вернули к жизни, казалось бы, решенные вопросы, связанные с изучением границ, регионов, трансграничных территорий.

Помимо чисто экономической (геоэкономической) составляющей данной проблематики, в конце ХХ-го столетия добавился геополитический аспект, который был напрямую связан с кардинальным изменением политической карты мира и увеличением числа суверенных государств. В связи с этим вопросы определения границ, дезинтеграции и интеграции особенно остры на постсоветском пространстве, Балканах и Восточной Европе. Соответственно появилось новое направление в науке, занимающееся исследованием трансграничных регионов, образуемых тесными взаимосвязями двух и более приграничных территорий соседних стран. Это направление является междисциплинарным, где базовую роль играют комплексные географические экономические и политические исследования. При этом в разных подходах все шире используются понятия: трансграничная территория, регион и приграничная территория, район, но разные специалисты наполняют их далеко не одинаковым содержанием. Это связано с нечетким определением этих категорий, их свойств, функций и типов. Данный вопрос имеет не только научное, но и большое практическое значение, поскольку

с ним связаны определенные экономические и геополитические действия и управленческие решения государств и региональных властей [2].

Внимание к исследованиям приграничных и трансграничных территорий усилилось на рубеже веков [2,

3, 7]. Тем не менее подходы и критерии выделения приграничных и трансграничных территорий остаются недостаточно строгими.

Основной целью данной статьи является адаптация понятийно-категориального аппарата геополитических исследований относительно области изучения трансграничных территорий, а также применение традиционных принципов географического районооб-разования для выделения трансграничного региона и определение его специфики.

Исследуя вопросы трансграничности, следует исходить из ее многоплановой сущности. Трансгранич-ность - это всегда либо особое свойство, либо состояние процессов или объектов, которые определяют в первом случае направленность развития процесса, а во втором - условие функционирования единого объекта в состоянии некоторой разделенности. Подобного рода состояние обусловлено наличием в структуре объекта особого элемента - границы. Выделяют два типа границ: естественные и установленные человеком. Границы как специфические элементы территориальных систем одновременно выполняют функцию разделения (барьерная) и связи (контактная) смежных территорий

ВОЛЫНЧУК Андрей Борисович, кандидат географических наук, доцент кафедры мировой экономики (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса). Е-шаД: i-abv@yandex.ru © Волынчук А.Б., 2009

[2, с. 10]. Важно отметить, что преодоление барьерной функции границы (в нашем случае государственной) осуществляется на нескольких уровнях.

В первую очередь следует выделить уровень функционирования природных (естественных) объектов и процессов, которые в наименьшей степени восприимчивы к государственной границе как некоему физическому препятствию, и, как следствие этого, взаимосвязь между частями целого не нарушается. К таковым следует отнести геосистемы различных уровней: бассейны рек, естественную циркуляцию воды и воздуха, теплообмен, миграцию животных, птиц и т.п.

В качестве второго уровня, на котором происходит трансграничное проникновение, выступают этнокультурные особенности приграничного социума [7]. Интенсивность и характер функционирования этого уровня в условиях трансграничности определяются, во-первых, принадлежностью приграничных социумов по обе стороны границы к одной этнической группе (так называемый разделенный этнос); во-вторых, близостью (родственностью) культурных традиций и установок, единством религиозных взглядов и конфессиональной организации локальных социумов. В отличие от первого, на этом уровне взаимодействие может быть серьезно затруднено разделительной функцией государственной границы.

Третий уровень - экономический. Его функционирование обусловлено не столько природными и этнокультурными (хотя и они имеют место) особенностями приграничья, сколько законами экономической целесообразности, прежде всего стремлением производителя к снижению всех видов издержек и увеличению прибыли. Данное желание в условиях приграничного размещения производительных сил может наиболее эффективно реализоваться в территориальном разделении труда (ТРТ), которое объединяет территориальные структуры хозяйства по разные стороны границы в единый территориально-производственный комплекс. При этом существенно повышается конкурентоспособность как всего хозяйственного комплекса, так и каждого предприятия. В процессе развития приграничного производства под воздействием роли ТРТ могут сформироваться четыре формы трансграничной организации труда: специализация, кооперирование, концентрация и комбинирование. Они существуют и развиваются одновременно, оказывая совместное влияние на характер взаимодействия приграничных территорий.

Четвертый уровень преодоления барьерной функции государственной границы можно определить как геоэкологический. Он возникает при наложении на естественные условия трансграничной геосистемы особенностей хозяйственной деятельности приграничных социумов. Различия в технологическом уровне хозяйственного освоения территорий и в уровне развития производительных сил определяют разный характер антропогенных изменений природных комплексов. В некоторых случаях мощное антропогенное

давление на природу приводит к напряженной экологической обстановке в том или ином секторе приграничной территории. Чаще всего это связано с техногенным загрязнением почв, поверхностных и подземных вод, нижних слоев атмосферы, снижением биоразнообразия, вызванными активной хозяйственной деятельностью. А так как эти природные компоненты в пределах отдельной геосистемы мобильны, то и негативные последствия представляют угрозу не только для данного сектора приграничья, но и для нормального функционирования геосистемы в целом.

И, наконец, пятый уровень развития трансгра-ничности - политический. Он представляется самым «активным», так как заключает в себе возможность реализации функции управления трансграничными процессами. Именно на этом уровне формируются законодательная база и механизмы управления и контроля над трансграничной деятельностью. Крен в сторону ужесточения или либерализации Закона о государственной границе определяет степень ее проницаемости. Именно взаимодействие политических режимов, господствующих по обе стороны границы, в состоянии планомерно определять интенсивность трансграничных процессов, ограничивая или стимулируя кроссграничные поездки населения (туризм, трудовая миграция), определяя количество пунктов пропуска, изменения таможенных пошлин и санитарно-эпидемических нормативов и правил, вводя или отменяя визовый режим. В свою очередь характер международного и пограничного регламента устанавливается в прямой зависимости от интересов и целей политических режимов соседних стран и регионов. Политический режим региона непосредственно влияет на состояние транс-граничности и зависит от соотношения интересов региональных элит и местного населения, широты полномочий региональных властей, а также способности руководства региона мобилизовать все имеющиеся в наличии ресурсы (влияния, финансовые, трудовые и т.д.) для реализации своих целей.

Важной характеристикой каждого из представленных уровней является возможность их пространственной локализации, т.е. соотнесения их с определенными участками земной поверхности, имеющими конкретные географические координаты [3]. В результате этой операции возникает возможность прямого визуального анализа отдельных элементов (объектов, явлений, процессов, контактов), формирующих тот или иной уровень трансграничного взаимодействия. Так, не составляет большого труда определить в пространстве местонахождение месторождений полезных ископаемых, отметить на карте промышленные и сельскохозяйственные районы, систему населенных пунктов и коммуникационную сеть, рекреационные зоны и территории экологических бедствий, административные и политические центры. Таким образом, любой элемент, принадлежащий любому уровню трансграничного вза-

имодействия, имеет свою локализацию в пространстве и может быть с легкостью картографирован.

Следует отметить, что в процессе пошаговой локализации каждого из пяти уровней выявится полное или частичное несовпадение их пространственной конфигурации. Тем не менее важно другое обстоятельство: все уровни так или иначе будут перекрываться и создавать некую территориальную данность, которая, с одной стороны, сформирована разнонаправленными многоуровневыми связями (в данном случае пять уровней), с другой стороны, имеет в своей структуре особый элемент - государственную границу.

На сегодняшний день изучение территорий различного классификационного ранга остается одним из ведущих вопросов современной науки. В частности, актуальна проблематика, связанная с выделением и изучением трансграничных регионов.

Понятие «регион» не ново для отечественной науки. В русский язык оно проникло еще в конце XIX в. и определялось как «страна, область, пространство воздуха» [1, с. 69]. Наиболее активно эта дефиниция использовалась ранее и используется сейчас географическими науками в качестве полновесного синонима термина «район». В современной научной литературе и периодической печати «регион» постепенно вытесняет слово «район». Причем региону (району) в географии определена одна из ключевых теоретических позиций. «Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в географии - учение о районах. Эти, простейшие на первый взгляд, вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний» [8, с. 15].

Несмотря на то что географы много сделали для развития региональных идей и методов, само понятие «региональный» все-таки никогда не было монополией географии. Со временем оно было воспринято и самостоятельно развито в ряде других наук: экологии, почвоведении, экономике, социологии, политологии. Разумеется, этот краткий перечень отнюдь не исчерпывает всей сферы применения региональных методов в смежных с географией науках. Здесь нам хотелось только показать, что региональный подход применялся или независимо разрабатывался во многих дисциплинах, изучающих явления, рассредоточенные на поверхности Земли, особенно если эти явления и процессы исследовались с политологической или геополитической точек зрения.

Общепринятого определения понятия «регион» и единой теории регионообразования до сих пор не существует. Начиная новое исследование, связанное с пространственным анализом, его автору приходится

каждый раз прибегать к некоторым адаптационным уточнениям, т.е. проводить своеобразную настройку определения и методологического аппарата применительно к целям конкретного исследования. В результате дефиниции этого понятия и сама методика районирования временами существенно различаются.

В свое время Н.Н. Колосовский сформулировал понятие о регионе как о территории, отличающейся по какому-либо признаку от своего окружения и обладающей по этому же признаку внутренним единством [8]. Данное определение вполне может служить отправной точкой для нашего исследования трансграничного региона, ввиду универсальности методологической базы общей теории районологии.

Это обстоятельство указывает на особое значение при исследовании трансграничных территорий историко-географического подхода [5, с. 38-51]. Этот подход а) позволяет определить круг тех факторов, благодаря которым трансграничные территории «стремятся» сохранить свою объективную целостность после их рассечения межгосударственной границей; б) одновременно выявляет значимостное соотношение упомянутых факторов и те изменения, которые это соотношение претерпевает во времени.

Историко-географический подход, по сути, является комплексным, так как отражает всю сложную систему пространственно-временных связей. Поэтому первоочередной задачей в данном случае следует считать выявление тех сил, которые способствуют сохранению целостности трансграничного региона, а также первичное определение функциональной нагрузки его компонентов.

Рассмотрим факторный ряд, содержание которого в данной связи представляется наиболее очевидным.

Прежде всего физико-географический фактор. Естественную основу для формирования трансграничного региона представляет какой-либо крупный целостный, хорошо очерченный природный объект (к примеру - бассейн реки, обширное нагорье, приморская область и т.д.). Впоследствии он становится местом проявления различных форм «рассекающей» деятельности людских сообществ.

Существуют и другие явления и процессы, связанные с особенностями функционирования локального социума, выступающего как одна из важнейших сил организации и реконструкции геопространства. Эта деятельность, с одной стороны, служит причиной межгосударственных разделов регионообразующих природных объектов, а с другой - содержит в себе силы, которые содействуют сохранению конструктивного единства вмещающей территории. Тем самым они способствуют ее развитию в качестве трансграничного региона.

Фактор природопользования. В пределах определенной территории изначально складывается определенный, детерминируемый местным сочетанием природных условий и ресурсов комплекс хозяйствования.

В дальнейшем он может преемственно видоизменяться, надстраиваться. Но полностью за пределы первичных естественно-разрешающих условий эти трансформации выходят довольно редко. При этом факт разделения такой территории межгосударственным рубежом влияет на разные ее сектора лишь в более или менее заметных деталях. Зато несомненной остается общность проблем освоения территории, оптимизации использования природных ресурсов, преодоления возникающей в результате антропогенной деятельности экологической напряженности.

Демографический фактор. Он обусловлен тенденцией к выравниванию населенческого потенциала по обе стороны межгосударственного рубежа в пределах единой регионообразующей территории. Причем имеется в виду не экзогенная (внерайонного происхождения), а внутрирегиональная трансграничная миграция. Иными словами, население с той или иной скоростью «перетекает» через межгосударственный рубеж из сектора с большей численностью жителей в менее населенный сектор региона. Препятствовать этому процессу могут лишь два обстоятельства. Одно объективно и связано с ресурсной скудностью демодефицитного сектора трансграничного региона. Другое скорее субъективно, так как связано с конъюнктурой межгосударственных отношений.

Этнокультурный фактор. Проявляется в естественном обмене элементами культурных традиций и лингвистическими заимствованиями между разделенными государственной границей этнически разнородными (или однородными) социумами. Взаимопроникновение элементов культуры и формирование на этой основе специфического регионального поведения усиливаются необходимостью решать общие или сходные освоенческие и экологические проблемы.

Фактор региональной политики. Существование по обе стороны границы схожих целей общественного развития должно привести, в свою очередь, к осознанию необходимости формирования совместного и взаимодополняющего механизма по достижению этих целей, выработки коллективной стратегии развития трансграничной территории. Такая стратегия способна в значительной степени сглаживать накопившиеся внутрирегиональные различия и проблемы и способствовать комплексному развитию всего региона.

Приведенный здесь факторный ряд не исчерпывает всех действенных сторон историко-географического подхода. Поэтому несомненно, что по мере углубления изучаемой проблемы он будет увеличиваться.

Объективным условием проявления трансграничного регионообразования следует считать ту неравномерность распространения объектов различных уровней, которая обнаруживается во взаимодействии исходных регионообразующих факторов. Именно благодаря ей формируются отличающиеся друг от друга природнохозяйственные трансграничные системы.

Основными принципами трансграничного регионообразования нам представляются следующие:

- выделение трансграничного региона должно строиться на объективных началах, т. е. на выявлении реально существующей территориальной системы;

- каждый из выделяемых регионов должен обладать устойчивостью своих отличительных признаков как по пространственным, так и по временным параметрам;

- определение трансграничных регионов должно быть соотносимо с другими видами географического районирования, но иметь при этом собственную четкую распознаваемость;

- данное районирование должно опираться на основы системного подхода и системного анализа; первый является основой рассмотрения выделяемых регионов в качестве систем особого вида, второй позволяет перейти на «индивидуально» детализируемый уровень их исследования.

Представленная здесь система основных логических понятий дает возможность четко представить себе «механизм» возникновения пространственных дифференциаций, приводящих к появлению трансграничных регионов - структурных территориальных образований.

Приступая к освещению вопроса о внутреннем строении территории, следует исходить из того, что трансграничный регион, так же как и любое другое геосистемное образование, должен обладать собственной понятийной идентификацией, структурным наполнением и пространственной динамикой.

Атрибуты трансграничного региона в большинстве своем совпадают с понятийным аппаратом теории общей районологии. К таковым следует отнести ядро, периферию, коммуникационную сеть, границу. Однако можно выделить и несколько специфических позиций, определяющих генетические особенности трансграничного региона - это полоса трансграничности и зона контакта.

Ядро - участок региона, в котором в наибольшей степени (с наибольшей плотностью и интенсивностью) выражены его признаки. Оно является своеобразным центром, концентрирующим максимальную информацию о внутрирегиональных процессах и на ее основе осуществляющим управление остальной территорией. Надо отметить, что эти характеристики присущи ядрам всех территориальных таксонов [4, с. 31].

Специфической особенностью трансграничного региона является его обязательная полиядерность. Наличие в его территориальной структуре внутренней границы, «рассекающей» все регионообразующие уровни, является основанием возникновения и последующего развития параллельных (отчасти автономных) структурных элементов. В отличие от «обычного», например экономического, района, который может успешно функционировать при наличии одного ядра, трансграничный регион существует, имея в своей структуре лишь два или более ядра. Причем количество главных

Схема территориальной структуры трансграничного региона

регионообразующих центров определяется количеством трансграничных секторов, которые в свою очередь определяются особенностями межгосударственного размежевания (см. рисунок).

Ядрам трансграничного региона, как и ядрам других таксонов, присущи свойства «очага» (центра диффузии), который распространяет на окружающую геоторию1 вещественные, энергетические, информационные потоки и через них передает свои признаки (в данном случае - трансграничные) территории.

Основная функция ядра - регионообразующая. Формируясь на базе какого-либо ресурса (агроклиматического, минерального, экономико-географического положения как ресурса или др.), ядро «стягивает» сегменты геотории, создавая при этом иерархичную, функциональную упорядоченность всех элементов пространства. В отличие от остальной территории, в очаге действие регионообразующих факторов достигает наибольшей силы. Как правило, оно проявляется в более высокой степени концентрации населения, производства и капитала.

На начальных стадиях хозяйственного освоения роль регионообразующих ядер зачастую играют крупные и средние поселения, принимающие на себя управленческие функции. На более высоких стадиях эти

1 Геотория - термин, обобщающий три составных части земного пространства: территорию, акваторию и аэроторию [1, с. 51].

обязанности переходят городам, для которых характерны территориальное единство, высокая степень концентрации населения и промышленного потенциала, взаимосвязь и взаимодействие предприятий и учреждений производственной и непроизводственной сфер.

Наличие ядра региона предполагает существование противостоящей и в то же время дополняющей его остальной территории таксона - периферии. Пространственная дифференциация проявляется не только между отдельными регионами, но и внутри них - между их центрами и окраиной, ядром региона и его периферией. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова периферия определяется как местность, удаленная от центра. В отличие от ядра она не обладает высокой плотностью регионообразующих явлений, имеет более низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, чем, собственно, и объясняется снижение интенсивности внутрисистемных контактов. Более того, с увеличением расстояния между периферийным поясом и центром региона понижается управляемость трансграничных процессов.

Периферия - зона простого пространства, не сплошная и не целостная, а фрагментарная, ее разные места ориентированы на разные внутрирегиональные центры. Периферия к саморазвитию не способна, это несамостоятельная и несамодостаточная зона.

Коммуникационная сеть (КС) региона предназначена обеспечивать взаимодействие между ядрами и периферией. В данном разрезе под КС следует понимать

пространственное проявление функциональных связей структурообразующих элементов трансграничного региона.

Значение коммуникационной сети гораздо шире, чем осуществление стандартных транспортировок вещества, энергии и информации. С ее помощью оформляется пространственное единство таксона, территория приобретает определяющую черту системы - управляемость. Именно посредством коммуникаций осуществляются и координируются консолидирующие мероприятия.

Практическими примерами форм трансграничного взаимодействия служат природные, этнокультурные, общественные и производственные связи между людьми. Развитая КС усиливает эти связи, делает их стабильными и, если можно так выразиться, увеличивает сферу их действия.

Весьма сложным и неоднозначным элементом трансграничного региона является граница. По мнению Б.Б. Родомана, «граница вообще», т. е. самое общее значение слова «граница», может с полным правом претендовать на общенаучное понятие или даже философскую категорию. Именно поэтому чаще всего она воспринимается как линия, расположенная между двумя предметами и разделяющая их, или нечто, лежащее вокруг одного предмета и отделяющее его от всего остального [9].

В принципе такое определение справедливо для всех типов границ, в том числе и географических. Однако на практике географические границы редко предстают в виде некой линии. Чаще всего они представляют собой особую переходную зону, имеющую форму полосы или пояса, где происходит постепенное (по мере удаления от ядра) угасание регионообразующих процессов: «если между двумя точками (пунктами) территории установлены существенные различия по ряду географических характеристик, то географическая граница между участками территории с разными характеристиками проходит через определенный отрезок, а не через точку» [2, с. 8].

В трансграничном регионе выделяются два типа границ: внешние и внутренние. Внешняя определяет пространственный предел распространения организующего влияния ядер на территорию всего региона. Она выполняет не барьерную, а, скорее, локализационную функцию. Иначе говоря, определяет место функционирования трансграничной территориальной системы в пространстве. Она задает контур пространству региона и отделяет его от других таксонов.

Внутренняя граница разделяет сам регион на отдельные сектора, при этом не нарушая цельности пространства и единства внутрирегиональных процессов и связей.

Если в качестве внешних границ могут выступать природные географические объекты (реки, горные хребты и т.п.) или границы территориально-административных образований стран, то внутренней всегда является межгосударственный рубеж.

Несмотря на то что государственная граница в первую очередь призвана решать конкретные задачи по обеспечению безопасности страны, в трансграничном регионе она играет центральную связующую и регулирующую роль в формировании и функционировании специфических атрибутов территории - полосы транс-граничности и зоны контакта.

Специфические атрибуты трансграничного региона представляют собой формы организации пространства, которые отражают характерные особенности процессов, протекающих в его пределах. Иначе говоря, именно они делают регион трансграничным. Оба этих структурных атрибута раскрывают механизм взаимодействия объектов, принадлежащих к различным секторам региона. И если первое определяет ту часть территории, которая непосредственно связывает сектора региона, то второе указывает зоны, где взаимодействие наиболее облегчено.

Совокупность основных элементов трансграничного региона образует трансграничный каркас его территории, состоящий из наиболее крупных населенных пунктов, связывающей их коммуникационной сети и совокупности всех векторов трансграничности. Особенности формирования такого каркаса определяются границами района, свойствами периферийных секторов и местоположением поясов контакта.

Единство этих элементов, обусловленное наличием устойчивых связей, обеспечивающих целостность трансграничного региона, можно определить как территориальную структуру. Она адекватна понятию «размещение явлений» (хозяйства, производительных сил, населения и т.д.), так как объединяет элементы региона не только по функциональному признаку, но и по их форме, положению в границах территории.

Территориальную структуру трансграничного региона следует рассматривать только через призму понятия организация, подразумевающего совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, ее составляющими. Далеко не всякие, даже устойчивые связи объектов на той или иной территории можно квалифицировать как системообразующие. Организация - это во всех случаях система, состоящая из управляемого и управляющего блоков, т.е. система управления. Следовательно, и трансграничный регион должен представлять собой территориальную совокупность объектов, объединенную управлением и отвечающую критериям организации. Иначе говоря, система трансграничного региона должна находить отражение в формах институционализации межгосударственных отношений стран, части государственных территорий которых формируют трансграничный регион. В варианте, близком к идеальному, трансграничный регион в своих границах должен быть законодательно закреплен системой межгосударственных договоров и других нормативно-правовых актов.

Как было показано выше, структура трансграничного региона проявляется в наличии устойчивых

отношений и связей. Однако такая устойчивость не тождественна статичности. Первичные элементы, на которые опирается формирование регионов как систем, изменяются достаточно быстро. Растут или исчезают старые предприятия, центры, узлы. Появляется множество новых территориальных образований.

В первую очередь происходят изменения в «силовых полях», которые служат основой для проведения границ регионов. Так, усиление регионообразующей функции ядер несомненно сказывается на расширении их пространственного влияния, что ведет к территориальному росту региона. И, наоборот, ослабление исходящего от центра регионообразующего импульса в конечном итоге проявляется в уменьшении «физической массы» региона.

В ходе развития территории изменениям подвергаются и основные элементы трансграничного каркаса. Двуядерный регион со временем может трансформироваться в полиядерный и наоборот. Эти трансформации тесно связаны с серьезной перестройкой всей территориальной структуры. Структурная конструкция трансграничного региона изначально складывается из двух и более ядер (пример: каждая часть трансграничного региона СВА имеет свое ядро - российское, китайское, японское, корейское). В дальнейшем радиус влияния одного ядра зачастую распространяется по вмещающей его структуре неравномерно. Поэтому нередко для поддержания единства региона каждый его сектор может самоукрепиться добавочными ядерными образованиями, которые возникают на основе опорных центров хозяйственного освоения. Внутренняя сопод-чиненность ядер устанавливается из расчета количества услуг, предоставляемых центрами обслуживаемой ими периферии (чем большее количество услуг может «предложить» ядро, тем выше его ранг). Их численность и функциональная нагрузка в разных ядрах не может быть одинаковой. Однако при изменении некоторых факторов регионообразования, как правило политического или экономического уровней, возможно изменение соподчиненности, т.е. смещение функций главного «очага трансграничности» от одного ядра к другому.

Возможность такого изменения структуры региона объясняется пространственной неоднородностью социально-экономических процессов, протекающих в пределах данной территории. Более того, этот факт определяет наличие в территориальной организации трансграничного региона систем низового уровня - подрайонов (секторов), совокупность которых составляет целостный трансграничный регион.

Внутренняя структура подрайонов напоминает собой территориальную организацию вышестоящего таксона. Другими словами, территориальная структура подрайона состоит из ядра, в роли которого выступает опорный узел хозяйственного освоения, периферии, локальной коммуникационной сети, связывающей объекты разных рангов и специализаций, и границ, определяющих дальность ядерного влияния.

Таким образом, под трансграничным регионом предлагается понимать устойчивое во времени территориальное образование, отличающееся от других характерным типом хозяйственного освоения и совокупностью взаимодействующих между собой природных, социальных и экономических подсистем, связанных единством реализующихся в их пределах природных, экономических, социокультурных факторов, при обязательном наличии в его структуре государственной границы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.

2. Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008. 216 с.

3. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 216 с.

4. Волынчук А.Б. Категориальный аппарат геополитических исследований // Гуманитарные исслед. в Вост. Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 2. С. 28-38.

5. Волынчук А.Б. Россия в Приамурье - геополитические интересы или экономическая необходимость. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 68 с.

6. Исаченко А.Г. Проблемы взаимоотношения природных и общественных территориальных систем // Изв. РГО. 2004. Вып. 1. С. 3-15.

7. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество // Изв. РАН. Сер. геогр. 1997. № 5. С. 106-113.

8. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Наука, 1969. 336 с.

9. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.