ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
К. Р. МРИКАЕВ
Северо-Кавказский горно-металлургический институт, аспирант кафедры «Экономика и управление на предприятии»
e-mail: skgtu@skgtu.ru
Статья посвящена особенностям и тенденциям развития трансграничных регионов и их месту в процессе мировой экономической глобализации.
Ключевые слова: региональная экономика, глобализация, эффективность территориального производства.
Коды классификатора JEL: R11, R12.
Главная перспектива международного экономического сотрудничества — ускоренное развитие «еврорегионов» (трансграничных регионов). Это требует специального анализа механизма появления подобных международных интеграционных экономических институтов. Ведь только такой анализ способен обеспечить концептуальное определение различных форм трансграничных регионов и поместить их в пределы более широкого контекста современных межнациональных региональных структур.
Кроме того, это позволяет дать качественную и количественную характеристику различных типов трансграничных регионов, включая их частоту, экономико-географическое расположение и основные результаты их развития в течение трендового периода. Важным моментом трансграничных регионов выступает их адаптация к установленным условиям в определенных странах, так же как и необходимость эффективной адаптации к европейской региональной политике. Предполагается, что трансграничные регионы будут наращивать свой экономический потенциал как «структурные единицы» европейской региональной политики в контексте ее многоуровневого управления.
В настоящее время в различной стадии организационного оформления находятся около семидесяти «международных» (трансграничных) регионов в Европе, известных под такими названиями, как «еврорегионы» и даже «еврорегиональные рабочие сообщества» [7]. Хотя некоторые из инициатив по формированию европейских трансграничных регионов относятся по времени своего осуществления к середине прошлого века, в начале текущего века европейский континент стал свидетелем резкого роста числа реально функционирующих трансграничных регионов. Фактически сегодня нет таких местных или региональных органов власти в пограничных регионах, которые бы так или иначе не были вовлечены в международное сотрудничество.
Соответствующая европейская Комиссия поддерживает эти инициативы бюджетом приблизительно в 700 миллионов евро ежегодно, добровольно дополняемый посильными дополнительными бюджетными поддержками многих европейских государств. Эти факты являются важными сигналами для российских экономистов [3; 9] и хозяйственников, указывающими на то, что трансграничные регионы заслуживают гораздо большего внимания, особенно с учетом процесса мировой глобализации экономики, для которой такие регионы выступают особыми и необходимыми структурными звеньями как предпосылки интенсификации глобализационных процессов.
В теоретическом плане основная дискуссия развертывается по такому вопросу — насколько реальна опасность трансформации трансграничных регионов в статус самостоятельных образований по отношению к тому государства, структурными элементами которых являются данные трансграничные регионы [4; 5; 6; 8]. Очевидно, что для местных и административных властей тех регионов, которые участвуют в трансграничном движении, они входят в сферу, которая была сферой компетенции исключительно центральных государственных служб. Для того чтобы местная власть могла иметь дело с трансграничными проблемами (такими как местная взаимная граница пространственного планирования или транспортная политика), необходима предварительная работа двусторонних и многосторонних правительственных комиссий, которые должна регламентировать прерогативы и полномочия местных властей. В результате для европейских нецентральных правительств диапазон форм, методов и механизмов трансграничного сотрудничества был значительно расширен. В значительной степени это стало воз-
© К. Р. Мрикаев, 2009
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
262
К. Р. МРИКАЕВ
можным благодаря направленной макрорегиональной политике. Классическая форма трансграничного региона — «парная ассоциация»: на каждой стороне границы муниципалитеты и районы формируют ассоциацию согласно юридической форме, подходящей в пределах их собственных национальных юридических систем.
В 1980 году по инициативе Совета Европы ряд европейских стран заключил международное (так называемое «Мадридское») соглашение — как первый шаг к структурам трансграничного региона, основанным на публичном праве.
Для российских экономических реалий целесообразно различать «внешние» и «внутренние» трансграничные регионы: внешними следует считать регионы, возникающие вдоль международных границ страны, внутренними — между крупными территориальными образованиями внутри страны.
Особенно перспективно создание трансграничных регионов вдоль российско-белорусской и российско-украинской границ — западных рубежей современной России.
Целью создания такого трансграничного регионального экономического образования является развитие и укрепление связей между российскими, украинскими и белорусскими регионами. В частности, было бы крайне целесообразно принять решения о создании особого российского еврорегиона («Донбасс»), который бы охватил территории Ростовской области России и Луганской области Украины. Это могло бы способствовать упорядочению нормативной правовой базы, регулирующей приграничное сотрудничество, привело бы к расширению торгово-экономических контактов, содействовало улучшению благосостояния жителей приграничных районов путем увеличения занятости, что особенно актуально для шахтерских территорий. Кроме того, создание российского еврорегиона позволит привлекать финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию программ по линии Европейского союза.
Использование этой уже апробированной в европейских странах модели приграничного сотрудничества могло бы способствовать повышению экономического, культурного и информационного взаимодействия приграничных районов. Действительно, «еврорегион» — это юридически оформленная по нормам Совета Европы территория трансграничного сотрудничества между территориальными или местными органами власти приграничных регионов двух или более государств, которые имеют общие границы. Деятельность еврорегионов рассматривается как один из элементов общеевропейской системы приоритетов, который соответствует принципу интеграции государств через интеграцию регионов. Такая деятельность предусматривает улучшение социально-экономического развития, кадровую инфраструктурную подготовку регионов для углубления сотрудничества со странами Европейского сообщества, ускорения европейских процессов интеграции, реализации потенциала формирования экспортной специализации регионов, развития международных связей в сфере туризма, рекреации, охраны окружающей природной среды. В настоящее время в Европе насчитывается свыше 120 еврорегионов, и процесс их создания продолжается.
В Украине также уже функционируют еврорегионы, созданные на западных, северовосточных и восточных рубежах: Карпатский еврорегион (год создания — 1993), Буг (1995), Нижний Дунай (1998), Верхний Прут (2000), Днепр (2003), Слобожанщина (2003). Более того, на территориях уже созданных в Украине еврорегионов проживает почти 20 % населения страны [1].
Для регионов особое значение имеет состояние трансграничных коммуникаций — совместное использование морских, речных и воздушных бассейнов, трансграничных путей сообщения, трубопроводов и т. д. Например, Министерство экологии Грузии признает существование региональной проблемы, связанной с загрязнением трансграничных рек, однако экономическое состояние Грузии не позволяет поднять этот вопрос. По последним данным, содержание фенолов и меди в пограничных с Арменией и Грузией реках превышало допустимые нормы в 2-4 раза. Причиной этому является слив без очистки загрязненных вод с промышленных и животноводческих предприятий с территории Армении и Грузии [2].
Практика становления и развития экономических связей между пограничными регионами разных стран свидетельствует о том, что в ходе реализации таких связей возникает уникальный механизм оптимального интеграционного эффективного межрегионального сотрудничества. В рамках такого механизма возможно ускоренное возрождение экономических контактов между регионами сопредельных государств, а самое важное — формирование и приумножение относительных конкурентных преимуществ, которыми располагает каждая территория из объединяемых в единый регион. Это означает, что трансграничные региональные отношения не только существенно увеличивают потенциал каждой территории, но и создают материальнотехническую и организационно-экономическую основу более рационального достижения поставленных регионами экономических и социальных целей.
Основные позитивные стратегические выигрыши от развития трансграничного регионального экономического сотрудничества сводятся, по нашему мнению, к следующим последствиям:
1. Возникает качественно новое по содержанию и формам организации межстрановое региональное единое экономическое пространство.
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ.
263
2. В рамках этого качественно нового по содержанию и формам организации межстра-нового регионального единого экономического пространства реализуются новые закономерности регионального развития.
3. В свою очередь, новые закономерности регионального развития являются подсистемой закономерностей в общей системе закономерностей глобального развития мировой экономики.
4. Трансграничное экономическое пространство интенсифицирует проведение в границах внутреннего рынка экономических, в том числе и рыночных, реформ.
5. В пределах трансграничных регионов возникает совместная система управления «объединенной» региональной экономикой, в которой интеграционные механизмы управления начинают доминировать над традиционными.
6. Возникает новое направление в государственной региональной экономической политике — трансграничное взаимодействие, задача которого — обеспечить сочетание макроэкономических и региональных экономических интересов.
7. В российских условиях на трансграничное сотрудничество влияют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, прослеживается стремление страны открыть свои внешние границы торговли, а с другой — желание сопровождать восстановление целостности экономического пространства внутри страны усилением внешних рубежей. При этом важнейшая задача — недопущение экономической автаркии региона, то есть доминирования внешних связей над экономическими связями с регионами собственного государства (как пример можно привести ситуацию в регионах Дальнего Востока или в Калининградской области).
8. На сегодняшний день большинство приграничных районов представляют собой не фактор развития трансграничных связей, а препятствие для вхождения России в мировую экономику: низкая плотность пограничных переходов и их недостаточное качество, слабое развитие инженерной инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубенский А. Россия и Украина создадут трансграничный еврорегион // Российское информационное агентство «Новый регион». Версия 2.0. Новый регион—Донбасс) 16.10.2006.
2. Экономическое состояние Грузии не позволяет очистить трансграничные с Азербайджаном реки (источник — http://www.regnum.ru/news/1120444.html).
3. Balme R. 1996. Introduction: Pourquoi le governement change-t-il d'echelle? Les Politiques du neo-regionalisme. Paris: Economica), «новая регионализация» Keating. M., 1998.
4. Cappellin R. Theories of Local Endogenous Development and International Cooperation' in Tykky-lainen, M., 1992.
5. Gonin P. Development Issues and Strategies in the New Europe. Avebury: Aldershot, 1994.
6. Emerging Regional Linkages within the еuropean Community: challenging the dominance of the state. Tijdschrift voor Econ. en Soc. Geografie 84: 103-118.
7. Markus Perkmann. The Rise of the Euroregion. A Bird's Eye Perspective on European Cross-border Cooperation. Published by the Department of Sociology, Lancaster University, Lancaster LA1 4YN, UK, at http://www.comp.lancs.ac.uk/sociology/papers/Perkmann-Rise-of-Euroregion.pdf.
8. Murphy A. Regions frontalieres et developpement endogene: de nouveaux territoires en construction au sein de l'Union Europeenne. Hommes des Terres du Nord; 1993.
9. MacLeod G. The New regionalism in Western Europe : Territorial Restructuring and political Change. Cheltenham: E. Elgar, 2001.
ТЕRRА EOONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3