Научная статья на тему 'Трансформация жанра ‘специальный репортаж’в современной прессе'

Трансформация жанра ‘специальный репортаж’в современной прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4095
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ / ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РЕПОРТАЖА / ЖАНРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕПОРТАЖ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / GENRE / GENRE TRANSFORMATION / REPORT / SPECIAL REPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борщева Наталья Николаевна

Автор выявляет главные вопросы, связанные с бытованием информационных жанров в условиях развития новых медиа. Особое внимание уделяется жанру ‘специальный репортаж’, модель которого довольно свободна и поэтому в большей степени, чем другие жанры, подвержена трансформации. Рассматриваются проблемы классификации репортажа и основные жанрообразующие признаки. Уделяется внимание творческой индивидуальности современного журналиста-репортера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация жанра ‘специальный репортаж’в современной прессе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 202-207.

Трансформация жанров: разрушение или новая жанровая система, жанры-гибриды, жанры-мигранты

УДК 808.54

Н. Н. Борщева

трансформация жанра 'специальный репортаж' в современной прессе

Автор выявляет главные вопросы, связанные с бытованием информационных жанров в условиях развития новых медиа. Особое внимание уделяется жанру 'специальный репортаж', модель которого довольно свободна и поэтому в большей степени, чем другие жанры, подвержена трансформации. Рассматриваются проблемы классификации репортажа и основные жанрообра-зующие признаки. Уделяется внимание творческой индивидуальности современного журналиста-репортера.

Ключевые слова: жанр; классификация жанров; видовое разнообразие репортажа; жанровая трансформация; репортаж; специальный репортаж; визуализация.

Проблема классификации газетных жанров является одной из актуальных и сложных в науке. Трансформация жанров, отмечаемая многими современными учеными, влияет на творческую парадигму и меняет формально-содержательные признаки печатных текстов. В условиях конкуренции происходит переформатирование самих российских газет (облегчение содержания, доминирования визуальных форм), что сказывается на жанровом репертуаре изданий. Новый газетный ландшафт отечественных СМИ складывается из бренда газеты - ее основы и ценности. В то же время репутация российских медиа зависит от дальнейшего развития качественной прессы, эффективности газетного текста. Public content влияет на традиции, сложившиеся в системе отечественных жанров. Многие события, содержащие любопытные обстоятельства и интересные места, нравы и социальные типажи, достойны отображения. Эксперты в области мировых СМИ отмечают «быстрое увеличение количества новых газетных жанров, нацеленных на новые аудиторные сегменты и требующих креативных маркетинговых подходов» [5]. К числу таких творческих подходов следует отнести визуализацию журналистского текста, повлиявшую на современный процесс жанрообразования и создания медиатекста. Визуализация расширила возможности жанров журналистики, сделала их более разнообразными в способах обработки и представления новых событий. Не случайно М. Кастельс подчеркнул, что «визуа-

лизация данных является - в цифровую эпоху - ключевым компонентом умения рассказывать истории» [1]. Для газетного репортажа это вдвойне актуально, т. к. выразительные возможности репортажа, и тем более спецрепортажа, проявляются в повествовании о событии, представлении наглядных деталей. Графический дизайн, инфографика, фотографии являются сегодня обязательными компонентами журналистского репортажа в газете.

Цель, поставленная в данном исследовании, связана с тем, чтобы разобраться в том, как новые технологии в профессиональной деятельности журналиста влияют на развитие жанров. Обращаясь в качестве объекта анализа к «Российской газете», одной из немногочисленных газет, где сегодня регулярно появляются спецрепортажи, можно показать характерные примеры функционирования данного жанра как медиатекста.

В настоящее время издано достаточное количество научной литературы, посвященной тенденциям развития жанровой системы в России. Среди нее немало подлинно новаторской. Отечественная наука, представленная авторитетными учеными (В. В. Ученова, А. А. Тертычный, С. М. Гуревич, Е. И. Пронин, Л. Е. Кройчик, Г. В. Лазутина, М. Н. Ким и др.), стремится осмыслить тенденции жанрообразо-вания, объяснить причины появления новых газетных жанров. Стоит отметить, что исследователи в своих работах уделяют внимание различным аспектам этой обширной пробле-

матики. Одна из них - классификация жанров. Еще более полувека назад известный ученый Г. Я. Солганик обозначил проблему жанровой характеристики репортажа. В одном из первых учебных пособий по советской журналистике он отмечал, что определить жанр репортажа достаточно сложно в силу его синтетической природы и разнообразных задач: «Среди исследователей нет единства в вопросе о том, что представляет собой репортаж» [7. С. 3]. Позднее многие советские исследователи высказывают подобные суждения о признаках, чертах, функциях и творческих ресурсах репортажа. К примеру, эту же мысль подтверждает В. В. Ученова, которая указывает на «многообразные оттенки жанровых вариантов» репортажа [8. С. 77]. Одни ученые относят репортаж к информации, но написанной в наглядной увлекательной форме, другие видят в нем признаки аналитических жанров, например, корреспонденции. Именно в этой вариации репортажа и заключается методологическая сложность изучения. Известный журналист, мастер репортажа, автор популярной книги о профессии «Чему нас не учат на журфаке» Дмитрий Соко-лов-Митрич убежден, что «репортаж - это не дешевая словогонка, а высокотехнологичный, груженый информацией, смыслом и эмоциями текст» [6].Он же высказал немало ценных мыслей о профессиональных методах и способах написания репортажа, которые могут быть полезны не только начинающему журналисту, но и теоретику. В частности, «репортаж - это, прежде всего, искусство композиции. Тут важно уметь выстраивать текст, а не писать его. Подбор фактов, эпизодов, деталей, их притяжение, а еще лучше отталкивание - сами по себе должны производить такой искрящий эффект, чтобы не нужно было никакого "искусства письма"» [6].

По-прежнему спорным, дискуссионным можно считать вопрос о внутривидовой принадлежности репортажа. Петербургский исследователь М. Н. Ким выделяет такие типы репортажа, как событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический. Спецрепортажу он отводит место в группе познавательно-тематического репортажа на том основании, что такой текст основан на интересном событии, требующем от репортера тщательного и всестороннего изучения темы. Автору не просто отводится роль фиксатора какого-либо события, он должен оправдать наименование репортажа - «специальный» - более

углубленным раскрытием темы и проблемы. Новостная журналистика, которая фиксирует и отражает информационное пространство, активно использует данный жанр. Традиционный репортаж получает сегодня дополнительные возможности для повышения своей информативности. Объектно-предметное многообразие репортажей способствует удовлетворению запросов аудитории. По точному определению Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой, новостная журналистика «отражает момент очевидного изменения реальной конкретной ситуации» [4. С. 98].

Глубинные перемены, происходящие в способах создания информационных жанров, в том числе и репортажа, побуждают исследователей пересматривать сложившиеся концепции. С понятиями 'репортажное описание', 'репортажное повествование', 'репортажное письмо' в науке сталкиваются, когда речь идет о конкретных методах предъявления информации в журналистском тексте, применимой к разным жанровым формам. Отмечая трансформацию репортажа в целом, отметим, что изменению подвергается главный признак репортажа - «эффект присутствия», который усложняется различными композиционными приемами, выполняющими функцию аргументации. Если принимать во внимание это определение, то можно объяснить своеобразие специального репортажа на страницах многих российских газет. Проблема заключается в том, что следует различать репортаж как метод и репортаж как жанровую форму. В данной статье речь идет о репортаже как о жанре, обладающем устойчивыми функциональными признаками. Сегодня гораздо важнее показать не «эффект присутствия», сколько эффект сопереживания, соучастия. Это и приводит к тому, что текст современного репортажа строится на постоянном расширении творческих методов.

Еще сложнее классифицировать жанровые черты спецрепортажа в современной практике журналиста. Исследование показало, что репортаж с пометкой «специальный» становится редкостью в современной российской газете. Такие важнейшие характеристики специального репортажа, как строгая документальность и живописное, эмоциональное воспроизведение события повествования, позволяют раздвигать затекстовое пространство репортажа. С одной стороны, это строгая форма газетного репортажа, не допускающая вымысла. С другой, специальный репортаж используется для переда-

чи наглядной и образной информации. Настоящая творческая работа журналиста-репортера начинается уже с первых строк текста.

Современный журналистский текст активно использует самые разнообразные знаковые системы, воплощающие в себе динамичную картину мира. Развитие специального репортажа подчинено тенденции развития новостной журналистики в целом. Специальный репортаж публикуется в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Модель репортажа довольно свободна и поэтому в большей степени, чем другие жанры, подвержена трансформация. Большинство исследователей сходятся во мнении, что для любого репортажа характерно наличие информационного повода. Сегодня далеко не все крупные российские газеты используют жанр репортажа и тем более специального репортажа. Однако именно хороший и интересный репортаж остается украшением газетного номера. Спецрепортаж, как уже было сказано, является затратным типом текста для редакции, требующим не только интересного и актуального информационного повода, но и нахождения длительного времени на месте события, сбора дополнительных фактов и прочей «дотекстовой» познавательной деятельности» [3. С. 96]. Как справедливо сетует редактор «Самарских известий» В. Папилкин, он не может отправлять лучших журналистов на интересные задания или событийные репортажи. «Сегодня очень сложно создавать серьезный контент на собственные деньги, на деньги, полученные от продаж рекламы, розницы, подписки. Производство серьезного качественного контента -дорогостоящая вещь» [9].

Когда-то «Правда», «Комсомольская правда», «Известия» и другие центральные газеты славились своими репортажами. Характерная для советской газетной журналистики публицистичность проявлялась и в способах создания репортажей. Потенциальные возможности репортажа в эпоху мультимедиа необычайно широки. На газетной полосе «картинки репортера» передают и сведения, и впечатления. Это - «наглядный "показ" ситуации», - считает М. И. Шостак [10. С. 94]. Они несут те же функции, что любая фотоиллюстрация, рисунок или схема в традиционном СМИ: отражают суть происходящего, расширяют коммуникативный ряд, помогают выстроить визуальное впечатление.

В «Российской газете» на развороте можно часто встретить тексты спецрепортажей. Актуальные, поучительные, познавательные, сенсационные и любопытные в плане социальной ориентации, тексты этой газеты способны оказать свое воздействие на читателей, вызвать эмоциональную реакцию и оценку. Их автор -известный российский журналист, обозреватель газеты Юрий Снегирев. Каждый из спецрепортажей журналиста привлекает внимание своей необычной темой, творческим подходом к ее раскрытию, особенностью выражения авторской позиции1. Важнейшим достоинством спецрепортажа Ю. Снегирева является информационный повод. Зачастую именно это качество отличает его от простого репортажа. Если событийный репортаж, как правило, является ответом на актуальное значимое событие, то для специального репортажа важен не временной фактор. Автор ставит перед собой иную профессиональную задачу: найти интересные, социально-значимые факты или события и донести их до возможно большего числа читателей. Будучи очевидцем того или иного события, журналист привносит «движение в сюжет» [10. С. 46].

Так, к примеру, спецрепортажи Ю. Снегирева «Побритый нянь», «Баню заказывали?» строятся на вербальном и визуальном тексте. Фотоиллюстрации, текстовые врезки и дополнительный справочный материал способствуют еще более полному и всестороннему раскрытию темы. Фотографии Ю. Снегирева несут на себе отпечаток авторской индивидуальности и способствуют более развернутому коммуникативному действию. Для каждого спецрепортажа он находит выразительные кадры, в которых документализм сочетается с образностью объекта. Привнесение дополнительных выразительных средств допускает толкования со стороны читателей. Еще не прочитав текст, читатель невольно обращает внимание на необычные, интригующие заголовки и подзаголовки к спецрепортажам. Для спецрепортажа хороши все темы, если они способны увлечь читателя и заставить его до конца дочитать газетный текст. Многие события, содержащие любопытные обстоятельства и интересные места, нравы и социальные типажи, достойны отображения.

Жанр специального репортажа может изменяться в зависимости от типа издания. Аудитория, выбирая то или иное печатное издание, уже предполагает, какой характер сообщения

воспримет. Тем более что современный потребитель информации достаточно пресыщен информационным потоком новостей и заинтересовать его становится все сложнее. Если же автор репортажа сумеет найти «неожиданный угол зрения, ярко выраженное доминирующее настроение, смелое и удачное композиционное решение, сильный сквозной образ» [6], то в этом и будет заключаться ценность репортерского взгляда.

Анализ текстов газет показал, что информационный сюжет или простой репортаж значительно отличается от спецрепортажа. А именно: объектом для обычного событийного репортажа или информационного сюжета становятся новые факты или события. А в основе спецрепортажа должен быть рассказ об интересной жизненной ситуации. «Главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума», - пишет М. Н. Ким и называет такие репортажи «познавательно-тематическими» [2. С. 198]. Именно такими по форме являются большинство спецрепортажей в «Российской газете».

Живой и увлекательный рассказ журналиста Ю. Снегирева о том, как молодой парижанин Ян Авриль «меняет Елисейские поля на Красную площадь», отправляясь служить в Российскую армию, привлекает внимание читателей, интригует необычной завязкой. Авторская эмоциональность сказывается в разговорном строе, репликах, диалогах, создающих непринужденность рассказа:

- Как это ты решился в армию идти?

- Да очень просто. Я гражданин?

- Гражданин.

- Тогда хочу свою родину защищать.

- Тогда иди во Французский иностранный легион.

-Там совсем не то. Я хочу Россию защищать.

- Ты сказал это в военкомате? А они что?

- Говорят - уезжай домой во Францию. Учись. План по призыву перевыполнен.

- А ну-ка пошли в военкомат!

Воссоздание живого диалога между автором и героем создают неповторимый ритм репортажа, высокий эмоциональный настрой. Перед читателем предстает нетипичная жизненная ситуация, которую автор наглядно и хронологически последовательно пересказывает для читателя. Умение чувствовать детали и главное является признаком профессиона-

лизма репортера. Как и в других мастерски написанных Ю. Снегиревым репортажах мы не обнаружим скуки или монотонности. «Эффект присутствия» достигается степенью включенности автора в повествование, эмоциональной окрашенностью. В другом репортаже, рассказывающем об одном дне в жизни воспитателя детского сада из города Ижевска Александра Баранова, легко обнаруживаются разные речевые формы повествования. Действие совершается на глазах читателя, в момент речи автора, и переносит его в атмосферу события: «Мы пьем чай в небольшой кухоньке. Время полтретьего. В саду тихий час»; «Три часа. Пора будить детей. Заходим в спальню. 16 носиков торчат из-под одеял». Мастерство рассказчика проявляется в умении точно и ясно рассказать о событии, строго выдерживать временную канву повествования, включать собственные оценки или комментарии, не забывая при этом главное - своих героев, участников события.

Результаты данного исследования позволили сделать выводы о том, что журналистская практика ориентируется на современного потребителя информации. Будучи эффективным информационным жанром, специальный репортаж в российской прессе подвергается значительной трансформации. Творческий потенциал современного журналиста-репортера позволяет существенно расширять жанровые границы текста, выполнять разнообразные профессиональные задачи. Несмотря на то, что пометка «специальный репортаж» стала реже появляться в газете, коммуникативные ресурсы жанра неисчерпаемы. Спецрепортаж заметно отличается от других видов репортажа своими содержательными и функциональными характеристиками. Исследование показало, что перспективы изучения спецрепортажа в эпоху мультимедиа необычайно широки и далеко не исчерпаны. Неизменным является соучастие журналиста в событии, которое в спецрепортаже достигается за счет физического присутствия автора. Современному читателю предлагается максимальная информация по предложенной теме и проблеме, включающая паратекстовое пространство (инфографика, фотоиллюстрация, статистический или экспертный материал). Благодаря этому специальный репортаж воспринимается в едином смысловом пространстве газетной полосы как качественный медиатекст.

Примечание

1 Снегирев, Ю. : 1) Побритый нянь. Один день из жизни воспитателя детского сада // Рос. газ. 2014. 23 окт.; 2) Баню заказывали? Предприниматель из Барановичей сконструировал собственную передвижную баню // Рос. газ. 2014. 5 дек.; Французский кульбит. Парижанин, отслужив срочную службу на Черноморском флоте, поменял Францию на Россию // Рос. газ. 2014. 5 дек.

Список литературы

1. Кастельс, М. «Мы хотим создать пул знаний». Переосмысление журналистики в сетевую цифровую эпоху [Электронный ресурс] / М. Кастельс // Частный корреспондент. URL: http://radioportal.ru>my-hotim-sozdat-pul...

2. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра / М. Н. Ким. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. 224 с.

3. Кульчицкая, Д. Ю. Истоки мультимедий-ности в традиционных журналистских жанрах / Д. Ю. Кульчицкая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 3. С. 94-100.

4. Лазутина, Г. В Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода

к дифференциации жанров / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 1. С. 98-114.

5. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009.

6. Соколов-Митрич, Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке? [Электронный ресурс] / Д. Соколов_Митрич // URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/sokolov_ mitrich.htm.

7. Солганик, Г. Я. Стиль репортажа / Г. Я. Солганик. М., 1970. 80 с.

8. Ученова, В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия / В. В. Ученова // Методы журналистского творчества. М., 1982. 152 с.

9. Шепилова, Г. Г Взаимодействие СМИ и властных структур в российских регионах [Электронный ресурс] / Г. Г. Шепилова // Медиаскоп. 2014. № 4. URL: http://mediascope. ru>node/1663.

10.Шостак, М. И. Репортер. Профессионализм и этика / М. И. Шостак. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. 165 с.

Борщева Наталья Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

borshiova@yandex.ru

Borshcheva N. N. candidate of philological Sciences, associate Professor of journalism Volga state socially-humanitarian Academy (Samara).

трансформация жанра 'специальный репортаж' в современной прессе

Around the problem of genre classification for printed media does not stop the discussion in the Russian science. In this article, the author identifies the main issues associated with the development of the genre special report in a modern newspaper. Special attention is paid to the genre of the special report ofthe news journalism subject to significant substantive and formal changes. Model special report fairly loose, and therefore to a greater extent than other genres susceptible to transformation. Special report to the Federal Russian press, for various reasons, rarely appears in its pages. Almost one of "the Russian newspaper" preserved their traditions.

Keywords: genre; genre transformation; report,; special report.

References

1. Kastels, M. Manuel Kastels: «My hotimsozdat' pulznaniy». Pereosmysleniezhurnalistiki v setevuyutsifrovuyuepohu[=»We want to create a pool of knowledge». Reconsideration of journalism during a network digital era],in: the Private correspondent,available at: http://"News" radioportal.ru ... - my-hotim-sozdat-pul, accessed 10.01.2015 (in Russ.)..

2. Kim, M. N. (2005) Reportazh: tehnologiyazhanra[=Reporting: technology of a genre],Mikhaylov V.A. publishing house, SPb.:224 p. (in Russ.).

3. Kulchitskaya,D.Yu.«Istokimul>timediynosti v traditsionnyhzhurnalistskihzhanrah»[=Multimedia sources in traditional journalistic genres],in: Vestn. Mosk. un-that. It is gray. 10, Journalism, 2012, No. 3, Page 94-100 (in Russ.).

4. Lazutina G.V.and Raspopova S.S.(2014)«Novostnayazhurnalistika v svetepredmetno-funktsional>nogopodhoda k differentsiatsiizhanrov» [=Novostnayazhurnalistika v svetepredmetno-funktsional>nogopodkhoda k differentsiatsiizhanrov],in: ZHurnalist. Sotsial'nyekommunikatsii, № 1,P.98-114(in Russ.).

5. Rossiyskiyrynokperiodicheskoypechati. Sostoyanie, tendentsii i perspektivyrazvitiy[=Russian market of periodicals. State, tendencies and prospects of development]: The report. Federal Agency for Press and Mass Communications, Moscow: 2009 (in Russ.).

6. Sokolov-Mitrich, D. «Real>nyj reporter. Pochemunasetomu ne uchatnazhurfake?»[=Real reporter. Why we to it aren>t taught on journalism faculty?],available at: http://dedovkgu.narod.ru/bib/sokolov_ mitrich.htm, accessed 20.12.2014 (in Russ.).

7. Solganik, G. Ya. (1970) Stil' reportazha[=Stil of the reporting],Moscow, 80 p. (in Russ.).

8. Uchenova, V. V. (1982)Metod i zhanr: Dialektikavzaimodeystviya[=Metod and genre: Dialectics of interaction],Moscow (in Russ.).

9. Shepilova, G. «Vzaimodeystvie SMI i vlastnyhstruktur v rossiyskihregionah»[=Interaction of mass media and power structures in the Russian regions], in: Mediaskop, 2014, No. 4, http://mediascope. ru>node/1663. accessed 5.01.2015 (in Russ.).

10.Shostak, M. I. (2001). Reporter. Professionalizm i eft'ka[=Reporter. Professionalism and ethics],Pub. RIP- holding,Moscow: 165 p.(in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 207-213.

УДК 070:81.38, ББК 76

Е. В. Выровцева

трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа

Журналистский текст как средство организации дискурса и коммуникативное явление находится сегодня в процессе постоянного поиска наиболее интересного, оригинального, убедительного жанрового воплощения. Поэтому традиционные публицистические жанры трансформируются, образуя новые видовые формы. На трансформацию влияют как возможности самого жанра, так и новые условия функционирования медиатекста, и экстралингвистические факторы: представление об окружающем мире, мнения, установки и запросы адресата. Можно говорить о тенденциях, влияющих на изменения традиционных жанров, это персонификация, конвергенция, мультимедийность, полистилизм и т. п.

Ключевые слова: жанр; публицистика; конвергенция; мультимедийные технологии; жанры-гибриды; репортаж; фельетон; памфлет.

Е. Л. Вартанова, подводя итоги 2014 меди-агода, один из главных вопросов сформулировала так: «остается важным и в чем-то неясным проблема качества в журналистике, само понятие качественной журналистики в целом. Какой главный критерий качества журналистского материала - мнение специалистов, интел-

лектуалов или доверие массовой аудитории? Число использованных экспертных оценок, объем приведенной статистики или богатство иллюстраций, авторских эмоций?» [3. С. 9]. Жанр признается важнейшей характеристикой любого текста, и именно жанровая система - ее современное состояние, специфика ее структу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.