Научная статья на тему 'Трансформация ценностей современного спорта при взаимодействии спорта и телевидения'

Трансформация ценностей современного спорта при взаимодействии спорта и телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
909
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА СПОРТА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНЫЕ ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИИ / AXIOLOGICAL COMPONENTS OF SPORTS / HUMANISTIC VALUES / SPORTS CULTURE / SPORTS BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байкова Мария Александровна

В статье приведены выводы экспертов в области спорта по вопросу трансформации гуманистических ценностей современного российского спорта под влиянием телевидения, а также результаты эмпирического исследования направленности спортивных телетрансляций современных российских спортивных телеканалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Байкова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of contemporary sports value with interaction of sports and TV broadcasting

The article contains the conclusions of sport experts concerning the problem of mass media influence on transformation of humanitarian values in contemporary russian sport and results of empirical research in contemporary Russian TV channels.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностей современного спорта при взаимодействии спорта и телевидения»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПОРТА И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

М.А. БАЙКОВА, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье приведены выводы экспертов в области спорта по вопросу трансформации гуманистических ценностей современного российского спорта под влиянием телевидения, а также результаты эмпирического исследования направленности спортивных телетрансляций современных российских спортивных телеканалов.

Ключевые слова: аксиологическая компонента спорта, гуманистические ценности, спортивная культура, спортивные телетрансляции.

Abstract

The article contains the conclusions of sport experts concerning the problem of mass media influence on transformation of humanitarian values in contemporary russian sport and results of empirical research in contemporary Russian TV channels.

Key words: axiological components of sports, humanistic values, sports culture, sports broadcasting.

Введение

Одним из явлений в социокультурной динамике, как в нашей стране, так и за рубежом, является возрастающее влияние телевидения на различные сферы деятельности, в том числе и на спорт. Безусловно, этот союз взаимовыгоден, при этом он приводит к трансформации обеих сторон. Данный процесс можно рассматривать как с положительной точки зрения, так и с некоторых критических позиций.

Актуальность данного исследования состоит в том, что на данный момент в сфере спорта происходит трансформация аутентичных ценностей спорта под влиянием ряда социокультурных факторов, в том числе и возрастающего влияния медиа. Необходимо изучить масштабы и область данного воздействия на аксиологическую компоненту спорта, чтобы впоследствии контролировать и использовать его для оптимизации ценностей данной сферы.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые с точки зрения культурологии эмпирически изучено мнение непосредственных свидетелей и участников процесса взаимодействия телевидения и спорта, что дает возможность проследить трансформацию аксиосферы спорта под влиянием телевидения.

Методика исследования состояла из методов экспертных оценок, беседы и интервью со специалистами в сфере спорта. Были опрошены тренеры высшей ква-

лификации, спортивные функционеры, работающие со сборными командами России, высококвалифицированные спортсмены, члены сборной команды страны по легкой атлетике (всего 30 чел.). С целью определения основной направленности освещения спорта средствами массовой информации был проведен анализ телевизионного эфира российских спортивных каналов в период с 01.07.2008 по 01.07.2009 г.

Результаты исследований

Влияние телевидения на спорт неоспоримо, большинство экспертов (70%) оценивают данный процесс положительно. Но, несмотря на общий позитивный взгляд специалистов, эксперты приводят следующие неоднозначные примеры влияния медиатехнологий на сферу спорта: изменение правил и программ соревнований, годичного календаря соревнований, традиций проведения состязаний, в том числе и в традиционных олимпийских видах спорта. При этом телевидение зачастую создает внешние условия, мешающие выступлению спортсменов, вызывающие значительное перенапряжение у спортсменов, что негативно воздействует на их физическое и психическое здоровье.

Подавляющее большинство спортивных экспертов (97%) согласно с тем, что воздействие телевидения и спортивной сферы привело к значительной трансформации аксиологической компоненты спорта. Спорт

всегда имел два аспекта: соревновательный и зрелищный. Телевидение, безусловно, в разы увеличило зрелищный аспект [8]. Данные состязания широко освещаются телевидением, создавая дополнительное рекламное пространство. В связи с этим значительно возросла материальная составляющая спорта, что признают 87% опрошенных специалистов. В легкой атлетике, например, это выразилось в значительном увеличении количества коммер-

ческих стартов у ведущих спортсменов в последние два десятилетия, в смещении соотношения «коммерческие -официальные старты» в сторону увеличения коммерческих стартов (см. таблицу). Все чаще федерации по олимпийским видам спорта сталкиваются с положением, когда спортсмен ориентирует свою подготовку на выступление в коммерческих стартах, оставляя официальные старты за сборную команду страны на второй план.

Соотношение коммерческих стартов к общему числу соревнований в годичном цикле у ведущих легкоатлетов-прыгунов российской сборной в 2008 г.

Параметры соревновательной деятельности П-х А. (тройной) Г-ва Ю. (шест) И-ва Е. (шест) Ф-ва С. (шест) Л-ко Е. (шест) С-нов А. (высота) Р-ов Я. (высота) Ч-ва А. (высота) С-ко Т. (высота) Л-ва Т. (длина)

1. Общее количество соревнований в ГЦ 18 21 15 15 26 21 17 18 19 19

2. Количество коммерческих стартов в ГЦ 12 14 11 9 17 13 11 13 13 14

3. Количество официальных соревнований 7 7 4 6 9 6 6 5 6 5

4. Процент коммерческих стартов от общего числа стартов сезона 67 67 73 60 65 62 65 72 68 74

Зависимость телетрансляций от рекламодателей и спонсоров приводит к неравномерному распределению источников финансирования в сторону видов спорта, интересных с точки зрения зрелищности [1]. Поэтому лишь ограниченный их круг остается востребованным в изменившихся социокультурных условиях (рис. 1). На современном этапе средства массовой информации освещают наиболее зрелищные и динамичные виды спорта (игровые виды, боевые единоборства). При этом телетрансляции, освещающие традиционные,

наиболее медалеёмкие виды олимпийской программы (легкую атлетика, плавание), что важно с точки зрения решения государственных задач, крайне ограничены (рис. 1).

Телевидение, позиционируя спортсмена как человека, благополучного во всех отношениях, является носителем и распространителем ценностей успеха, самореализации [3]. Как утверждают опрошенные эксперты (67%), атлеты готовы терпеть вмешательство медиа в программу соревнований, нетактичное поведение сотрудников СМИ,

40

35

30

25

20

15

10

5

0

о

ю

о

-ш-

—=г о ю

■5 Е

---О----и---

£

II

о.

о

с

-О—

>5

Ф

о

ю

о

о

ш

Рис. 1. Время трансляций соревнований по отдельным видам спорта к общему времени телетрансляций (в %) на российских спортивных телеканалах («Спорт»; «7ТВ»; «Евроспорт») за период с 01.07.2008 по 01.07.2009 г.

понимая, что именно телевидение предоставляет им возможность получать хорошие гонорары за выступления. Таким образом, в современном спорте материальные вопросы стоят сейчас выше традиционных общечеловеческих ценностей - достоинства, психического и физического здоровья, неприкосновенности личной жизни. 45% опрошенных заявляют о том, что коммерциализация спорта, в которой значительную роль играет телевидение, привела к некоторой девальвации морально-этических ценностей. Идеалы честной игры в настоящее время принимают зачастую декларативный характер [7]. Телевидение создает некую иллюзию существования нравственных ценностей спорта. В то же время интеграция

в спорт продукции, противоречащей его идеологии, и в том числе раздутые телевидением допинговые скандалы, наносят огромный ущерб его традиционной ценностной составляющей.

Специалисты отмечают, что телевидение, делая акцент на телетрансляциях и давая возможность зрителям наблюдать за профессиональными спортсменами, продвигает спорт в направлении профессионализации [2]. Как показало проведенное исследование, более 56% эфирного времени спортивных каналов занимают телетрансляции соревнований, в то время как на передачи спортивно-оздоровительной направленности выделяется только 0,3% (рис. 2).

60,00

50.00

40.00

30.00

20.00 10,00

0,00

I

т

ь’| О га

0 г

1 £

к Я-^ о

0 О

1

са а.

о

о

X

«-

ф Е .а О-

1 9

л с с; о

0 О—

т

0 щ

1 о о о

С

» О

о

С!

л

I-

“5:-------

са

О

о.

з *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о.

о

с

о

Ф

л

“I

Ф га

си

со

со

са

О-

ф

03

с

о , \о ОЕ 8

■п о

2

са

о.

о.

с

Рис. 2. Время вещания различных телевизионных программ к общему количеству эфирного времени (в %) телеканалов «Спорт», «7 ТВ», «Евроспорт» за период с 01.07.2008 по 01.07.2009 г.

Телевидение, обладающее огромным познавательным потенциалом, помогает всё большему количеству зрителей быть включенными в культурное пространство спорта. Специалисты отмечают, что, распространяясь в массы, спортивная культура имеет тенденцию к упрощению. На современном этапе правила спортивных соревнований, ее ритуалы, традиции и даже некоторые дисциплины, оставаясь непонятыми современными зрителями, переходят в разряд маргинальных [3, 9]. 86% опрошенных специалистов подтвердили рост рекреационной и познавательной ценности спорта под влиянием интеграции медиатехнологий в спортивные соревнования (множество телекамер, технологизирован-ный дизайн таблиц и судейских оценок, замедленный показ и т.д.).

Большинство опрошенных специалистов (54%) считает, что стремление сделать телетрансляции соревнований более зрелищными, повлияло на рост значения

эстетической компоненты спорта. Таким образом, искусство становится ближе к спорту, интегрируя в него свою систему ценностей, во главе которой стоит эвристическая ценность [6].

Некоторыми специалистами (10%) было высказано мнение о том, что в погоне за красотой спорт все больше утрачивает компоненту реальной соревновательности, которая является основным его смыслом, уступая место околоспортивным вопросам. Однако большинство экспертов (90%) считает, что целью соревнований, а также причиной, по которой зрители наблюдают за ними, по-прежнему остается соперничество, победа, результат, а эстетическое сопереживание является приятным дополнением к этому.

Специалисты обращают особое внимание на качество освещения событий в мире спорта со стороны СМИ. Прежде всего они требуют высоко ценить неприкосновенность личного пространства спортсмена, более внима-

тельно относиться к правилам, особенностям, традициям того или иного вида спорта, требуют от комментаторов профессионального знания вида спорта, который они освещают.

Выводы

1. Как считает большинство экспертов (38%), спорт на современном этапе, воспринимая ценности сфер шоу-бизнеса и искусства, по-прежнему остается самостоятельной областью деятельности со своей собственной аксиосферой. Только 15% специалистов считают, что воздействие телевидения и других средств массовой информации на спорт привело к его значительной трансформации и пошатнуло его основы и традиционные ценности. Еще 35% специалистов полагает, что влияние СМИ на спорт с каждым годом возрастает, и это может привести в будущем к тому, что спорт будет развиваться по законам шоу-бизнеса.

2. Несмотря на положительную, в общем, оценку влияния телевидения на сферу современного спорта, специалисты отмечают необходимость жесткой регламен-

тации поведения сотрудников телевидения при освещении состязаний, правил их поведения непосредственно на спортивной арене, порядка взаимодействия со спортсменами с целью сохранения личного пространства атлета в соревнованиях; требуют более внимательного отношения к правилам, особенностям, традициям того или иного вида спорта; настаивают, чтобы комментаторы профессионально знали вид спорта, который они освещают.

3. Исследования показали, что телевидение, обладающее огромным познавательным потенциалом в сфере спорта, является пока в основном распространителем ценностей материального толка и личных достижений. Данная область интегрирует в спорт те ценности, которые на данный момент культивируются в ней самой.

4. Нельзя допустить того, чтобы спортивная культура существовала лишь в том виде, в котором она нужна современным средствам массовой информации. На наш взгляд, на государственном уровне должны решаться вопросы финансирования спортивно-оздоровительных, познавательных передач, художественных и документальных фильмов о спорте.

Литература

1. Аверина М.В. Маргинальность как причина возникновения и исчезновения различных направлений и видов спорта / «Науки о культуре в XXI веке»: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. - М. - С. 400-405.

2. Лоу Б. Красота спорта. - М., 1984.

3. Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. - 2006.-№ 3.- С. 63-75.

4. Лэш К. Вырождение спорта // Логос. - 2006. -№ 3.- С. 23-40.

5. Раскин Г. Размышления по поводу спорта, насилия и честной игры в XXI столетии: хрестоматия по социологии физической культуры. Ч. 2. - М., 2005. - С. 85-95.

6. Фаур Р. Спорт и телевидение: принудительный союз: хрестоматия по социологии физической культуры.

Ч. 2. - М., 2005. - С. 362-365.

7. Дигель Х. Проблемы легкой атлетики // New studies in athletics. - 2004. - № 5. - С. 24-35.

8. Hodan B. European Integrational Process - Universal and Particular Values and Tendencies in the Development of Physical Culture // Sport in the Mirror of the Values. -2003. - Rzeszow. - P. 41-65.

9. Jungk R. Soft play, reflection on another «model» // Reader of sociology of physical culture. - 2005. Part 2. -P. 365-368.

References

1. Averina M.V. Marginality as the cause of originating and petering of various directions and kinds of sports // «Sciences about cultures in XXI century»: the collection of stuffs of annual conference-seminar young scientists. -M. - P. 400-405.

2. Benjamin Law. Beauty of sports. - M., 1984.

3. Zvereva V. Television sports // Logos. - 2006. - № 3. -P. 63-75.

4. LashK. Degeneration of sports // Logos. - 2006. - № 3. -P. 23-40.

5. Raskin G. Reflection in occasion of sports, violence and fair game in XXI century: textbook on sociology of physical training. Part 2. - M., 2005. - P. 85-95.

6. Faur P. Sports and TV: compulsory union: textbook on sociology of physical training. Part 2. - M., 2005. -P. 362-365.

7. DiegelH. Problems of track and field athletics // New studies in athletics. - 2004. - № 5. - P. 24-35.

8. Hodan B. European Integrational Process - Universal and Particular Values and Tendencies in the Development of Physical Culture // Sport in the Mirror of the Values. -2003. - Rzeszow. - P. 41-65.

9. Jungk R. Soft play, reflection on another «model» // Reader of sociology of physical culture. - 2005. Part 2. -P. 365-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.