Научная статья на тему 'Трансформация традиций выбора брачного партнера в культуре эрзян: социологический анализ'

Трансформация традиций выбора брачного партнера в культуре эрзян: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРЗЯНСКАЯ СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВЫБОР БРАЧНОГО ПАРТНЕРА / ERZYA FAMILY / TRADITION / TRANSFORMATION / SELECTION OF A MARRIAGE PARTNER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Елена Николаевна, Ледяйкин Евгений Евгеньевич

В статье приведены данные социологического анкетного опроса нескольких (четырех) поколений эрзянских семей и глубинного интервью представителей эрзянской семьи старших возрастных групп, на предмет особенностей трансформации современной эрзянской семьи, отражающейся на брачных предпочтениях представителей эрзянского народа в прошлом и настоящем. Рассмотрены характеристики традиционной и современной эрзянской семьи, являющихся значимыми при выборе брачного партнера. Выделена специфика факторов выбора брачного партнера в традиционной культуре эрзян и в настоящее время, в аспекте перехода эрзянской семьи от традиционного к современному типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transforming Traditions choice of a marriage partner in the culture Erzyas: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article presents the data of the sociological questionnaire survey of multiple (four) generations of families erzya and in-depth interviews of representatives of the erzya family in older age groups, the characteristics of transformation the modern erzya family, reflecting on the marriage preferences of the representatives of the erzya people past and present. Considered the features of traditional and modern erzya family has an important role when choosing a marriage partner. Studied the specificity factors of choice of marriage partner in the traditional culture of erzyas and currently, in the aspect of the transition erzya family from the traditional to the modern type.

Текст научной работы на тему «Трансформация традиций выбора брачного партнера в культуре эрзян: социологический анализ»

УДК 392.44

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

В КУЛЬТУРЕ ЭРЗЯН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е.Н. Касаркина, Е.Е. Ледяйкин

Аннотация. В статье приведены данные социологического анкетного опроса нескольких (четырех) поколений эрзянских семей и глубинного интервью представителей эрзянской семьи старших возрастных групп, на предмет особенностей трансформации современной эрзянской семьи, отражающейся на брачных предпочтениях представителей эрзянского народа в прошлом и настоящем. Рассмотрены характеристики традиционной и современной эрзянской семьи, являющихся значимыми при выборе брачного партнера. Выделена специфика факторов выбора брачного партнера в традиционной культуре эрзян и в настоящее время, в аспекте перехода эрзянской семьи от традиционного к современному типу.

Ключевые слова: эрзянская семья, традиции, трансформация, выбор брачного партнера.

TRANSFORMING TRADITIONS CHOICE OF A MARRIAGE PARTNER

IN THE CULTURE ERZYAS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

E. Kasarkina, E. Ledyakin

Abstract. The article presents the data of the sociological questionnaire survey of multiple (four) generations of families erzya and in-depth interviews of representatives of the erzya family in older age groups, the characteristics of transformation the modern erzya family, reflecting on the marriage preferences of the representatives of the erzya people past and present. Considered the features of traditional and modern erzya family has an important role when choosing a marriage partner. Studied the specificity factors of choice of marriage partner in the traditional culture of erzyas and currently, in the aspect of the transition erzya family from the traditional to the modern type.

Keywords: erzya family, tradition, transformation, selection of a marriage partner

Культура всегда уделяла внимание процессу выбора брачного партнера именно поэтому санкционировала, либо поддерживала его, с помощью социальных, нравственных, культурных, правовых норм, обычаев и традиций ставших в последствии для людей привычными и необходимыми. Брачный выбор не автономный процесс, на него, помимо культуры, воздействует множество факторов начиная от семьи, территориальных условий проживания, национальных традиций и заканчивая личностными особенностями человека, представлениями об идеальном партнере, наличием соперников и круга выбора брачных партнеров.

Под брачным отбором - понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша) который (которая) и становиться мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе» [1, с. 150].

Выбор брачного партнера - это система человеческих взаимоотношений, результат добрачного поведения и исток семьи, которые несмотря на уникальность и интимность, отсутствие четких контуров и стандартов,

открыты для изменений и неизбежно трансформируются под влиянием многообразия факторов, вместе с процессами модификации общества и семьи.

Актуальность изучения трансформаций традиций выбора брачного партнера обусловлено тем, что они: отражают процесс изменения в семье; выявляют характер межпоколенческих связей; проявляют черты культуры и быта общества в целом; позволяют определить сохранение национальных и этнокультурных традиций и их роль; прогнозируют тенденции развития семьи как социального института; определяют нормы и ценности общества и семьи; раскрывают ценности и интересы добрачного поведения молодежи, мотивы и цели добрачного ухаживания; парируют факторы,

способствующие или препятствующие укреплению современной семьи.

Выбор брачного партнера, будучи социально-биологической системой, эволюционирует вместе с изменениями, происходящими в обществе, содержа в своей структуре разнообразные ценностные ориентации, что уже само по себе служит одним из условий развития семьи и всего общества. Выбор - это всегда борьба ценностей, их противоречий, но одновременно это и радость встреч, притяжение друг к другу во имя

дальнейшей жизни. Эта система служит источником, откуда берут свое начало общечеловеческие ценности: семья, любовь, дети [7, с.150].

У различных народов выбор брачного партнера имеет свою специфику, поддерживается с помощью определенных обычаев и традиций, санкционируется посредством норм и общепринятых стандартов, контролируется особыми субъектами, под пристальным внимаем которых данный выбор осуществляется, в том числе и у эрзян. Этнические традиции, семейная культура и обычаи, национальная идентичность являются одними из значимых факторов, влияющих на мотивы и цели добрачного ухаживания, образцы и эталоны добрачного выбора, добрачные социальные статусы и роли, систему добрачных санкций и брачный выбор.

Указанные обстоятельства объективно актуализируют тематику социологического исследования, проведенного в 2015 году, целью которого явилось изучение особенностей процессов трансформации современной эрзянской семьи в Республике Мордовия. Проведен социологический анкетный опрос 319 эрзянских семей нескольких (четырех) поколений. Объектом исследования явились эрзянские семьи в России, но поскольку наиболее компактным местом проживания эрзянских семей является Республика Мордовия, то опрос был проведен в основном в данной республике. Так, среди опрошенных респондентов 93,7% проживают в Мордовии, 5% - другом субъекте с компактным проживанием эрзянского населения в своей языковой и этнической среде, 1,3% -регионе вне своей языковой и этнической среды. Также было проведено глубинное интервью представителей эрзянского народа старших возрастных групп с помощью бланка биографического опроса.

Задачи исследования включали в себя изучение социально-демографических

характеристик, уровня доходов и благосостояния членов эрзянской семьи, выявление характера межпоколенческих связей и обоснование изменения семейно-родственных связей в течение жизни четырех поколений эрзянской семьи, выявление факторов, способствующих или препятствующих укреплению современной эрзянской семьи, отношение к употреблению родного эрзянского языка в повседневной жизни и соблюдению национальных традиций в нескольких поколениях эрзянских семей.

Одним из результатов проведенного социологического опроса явилось выделение специфики выбора брачного партнера в современной культуре эрзян по сравнению с

традициями, обусловленными общими процессами трансформации эрзянской семьи. Следует отметить, что эрзянская семья - это семья, сохраняющая и воспроизводящая национальные черты культуры, быта, супружеских отношений, воспитания детей, являющаяся классическим представителем и основной сферой воспроизводства этнической группы мордвы, где оба супруга являются эрзянами, либо один из супругов имеет другую национальность, но отождествляет себя как член эрзянской семьи и имеющая свой специфический стиль выражающейся в ценностях, традициях, установках, одежде, языке, нормах и образцах поведения взаимосвязанных с традиционной культурой мордвы-эрзи и признающая национальную идентичность и этническое самосознание значимым условием

жизнедеятельности и развития эрзянской семьи, предпосылкой включения в общность, в социальные отношения и контакты.

В эрзянской традиционной культуре считалось, что каждый человек должен вступить в брак, создать семью и родить детей. Случаи безбрачия среди эрзи практически не встречались. В научной литературе отмечается, что по нормам обычного права у мордвы, как и у русских, только женатый являлся полноправным членом семьи и мира. В женитьбе были заинтересованы родители, которые тем самым выполняли свою функцию перед обществом, а с другой стороны обеспечивали собственное благополучие в старости. Исходя из этого, юношу и девушку готовили для того, чтобы они создали семью, стали мужем и женой, отцом и матерью [2, с.11].

Важным мотивом выбора брачного партнера являлось желание иметь детей при этом, в традиционном понимании понятия «брак» и «дети» были практически неотделимы. Отсутствие детей рассматривалось как самое большое несчастье: «Человек без детей, что сухое дерево без ветвей», «Бездетный дом, что дуплистое дерево: ни лыко, ни дров», «С детьми забота, без детей - горе» [4, с.74-76]. Тем не менее, в мордовской деревне не строго осуждалось, если девушка родила ребенка вне брака. Девушка с ребенком имела все шансы удачно выйти замуж: «Девушка, которая увлеклась и родила до брака, только доказала, что не бездетна, а стыда в этом нет, виноват тот, «кто на телеге проехал и следы оставил» [3, с.22]. Национальная идентичность (осознание себя человеком, принадлежащим к конкретной национальности в среде других представителей человечества, духовное самочувствие людей как «своих», которое сопровождается душевной комфортностью, языковой уверенностью в общении с другими «своими», специфическим образом жизни [6,

с.109]) определяла особенности сознания традиционной эрзянской семьи, диалектическое единство структурных элементов которой и образовывали ее побудительно-мотивационные сущности силы.

Традиционно для эрзян выбор супруга(ги) не касался только обоих партнеров. Определяющим субъектом брачного выбора была сама семья, так как этот выбор затрагивал в первую очередь судьбу домашнего сообщества, интересы всего дома, нескольких поколений эрзянской семьи проживающих вместе. Семья строго следила за передачей молодому поколению установок на создание такой же семьи посредством соблюдения молодыми людьми установленных традиций и обычаев добрачного поведения и брачного выбора.

В традициях эрзи встречались и принудительные браки. «У эрзи зачастую можно было услышать в оправдание принудительных браков - «так решили старые люди» и сын, как и дочь, не могут после приговора родителей не согласиться на их выбор», хотя бы избранное помимо их участия лицо и было им не по нраву» [3, с.21-22]. Без родительского благословения брак считался немыслимым и невозможным, однако среди мотивов брака не исключалась любовь и взаимная симпатия являвшихся причиной браков увозом, самокруток «...но после совершения брака молодым необходимо было явиться к родителям с повинною головою, а родители в свою очередь посердятся для вида, а затем должны простить провинившихся. Если бы

Глубинное интервью четвертого поколения эрзянских семей (семьи прародителей), позволило выделить следующие

характеристики традиционной эрзянской семьи: единобрачие и осуждение разводов, совместное проживание нескольких поколений (до 40 человек в одном доме), многодетность, подчинение младших старшим и ранее участие

случилось, что родители захотели настоять на своем, то такого брака Бог не благословит» [3, с.30].

Брачные возможности эрзи определялись наследством, личной работоспособностью и здоровьем, эти качества ценились выше, чем личное обаяние. Так в мордовских традициях общепризнанных признаков женской красоты не было, однако способность к деторождению и богатое приданное, ставили невесту в особый круг невест для мордовских женихов: «....вследствие особенности вкуса мордвин любит, чтобы у девушки были толстые ноги...» [3, с.22]. У эрзи нижние границы брачного возраста, как правило, определялись половым созреванием и физическим развитием: «...среди Эрзи считается достаточным, чтобы жених достиг 19-тилетнего возраста, тогда как невесте должен быть 17-й год» [3, с.27].

Выбирая в качестве ценностного ориентира традиционную семью, нами была поставлена задача выяснить осведомленность самих респондентов об отличительных чертах данного типа семьи и об их проявлении в современных эрзянских семьях. Из предложенных характеристик набрали примерно равное количество выборов такие варианты ответов, которые характерны для «классического» образа традиционной семьи: патриархат, многодетность, многопоколенность, взаимоподдержка,

подчинение младших и уважение старших, единобрачие, см. табл. 1.

детей в оказании помощи старшим в содержании семьи.

В результате анкетного опроса, также были исследованы факторы выбора супруга, которыми руководствовались поколения в прошлом и в настоящее время. Несомненно, ориентиры в выборе брачного партнера существенно поменялись. Оценивая современных молодых людей, респонденты

Таблица 1. - Мнение респондентов о характеристиках традиционной эрзянской семьи в прошлом, %

Характеристики Доля респондентов

1. Патриархальность, главенство мужчины 86,6

2. Многодетность 69,6

3. Совместное проживание нескольких поколений 65,8

4. Разветвленные и крепкие семейно-родственные связи 64,0

5. Безусловное подчинение младших старшим 62,7

6. Единобрачие, отсутствие разводов 62,4

7. Равенство прав супругов 46,6

8. Доминирование интересов семьи над интересами личности 28,3

9. Матриархальность, главенство женщины 8,4

10. Четкое разделение обязанностей между мужчиной и женщиной 2,5

указали, что молодежь все реже учитывает при выборе супруга интересы семьи, мнение родителей и принадлежность к одной национальности, а на первое место ставит любовь и личную симпатию. По сути этот критерий важен для закладывания семейных отношений, как и второй по значимости для современных супругов - экономический расчет. Но вызывает тревогу такой фактор создания современных браков как добрачная беременность, который отметили респонденты в отношении современных заключаемых браков. Именно на устранение последнего фактора должны быть направлены воспитательные меры работы с молодежью,

Полученными нами данные исследования показали, что отличия между прошлыми и нынешними поколениями существенны, и вернуть прежние «традиционное» ориентиры в выборе брачного партнера невозможно. Эрзянская семья, оставаясь важнейшим социальным институтом и представителем этнической группы мордвы, претерпевает серьезные изменения - меняется ее состав, функции, особенности ведения домохозяйства,

поскольку присутствие данного фактора как основы для построения семьи негативно как для самих супругов, так и для будущего ребенка в данной семье. Результаты глубинных интервью показывают несколько иную картину факторов, определявших выбор супруга в прошлом. Пожилые указали, что и в прошлых поколениях заключение брака происходило по любви, но бывали случаи вступления в брак и по принуждению. Это явно показывает недостаточную

осведомленность молодого поколения об образе добрачной жизни их прародителей и наличием у молодежи предвзятых стереотипов о семье прошлого, см. табл. 2.

характер отношений между членами семейного коллектива, трансформируются способы и организация связей между членами семьи, характер взаимоотношений и ценностей.

Рассмотрим характеристики традиционной эрзянской семьи и ее традиций, которые сохранились, либо необходимо сохранять в современной эрзянской семье по мнению респондентов, см. табл. 3.

Сохранилась в настоящее время Нужно сохранять

№ Название характеристики % % Название характеристики №

1 разветвленные и крепкие семейно-родственные связи, родственная поддержка 57,5 63,4 разветвленные и крепкие семейно-родственные связи, родственная поддержка 1

2 равенство прав супругов 37,6 58,0 единобрачие, отсутствие разводов 2

3 патриархальность, главенство мужчины 30,7 51,9 многодетность 3

Таблица 2. - Мнение респондентов о факторах выбора брачного партнера в традиционной культуре эрзян и настоящее время, %

Фактор выбора брачного партнера, имевшиеся в Факторы выбора брачного партнера, существующие в

прошлом настоящее время

№ Название фактора % % Название фактора №

1 интересы семьи, выбор родителей 75,2 77,4 личная симпатия, любовь 1

2 трудолюбие, хозяйственность будущего супруга(и) 51,2 51,7 экономический расчет 2

3 принадлежность к одной национальности 47,2 43,3 добрачная беременность 3

4 личная симпатия, любовь 32,3 16,6 трудолюбие, хозяйственность будущего супруга(и) 4

5 хорошее здоровье будущего супруга(и) 24,2 11,0 хорошее здоровье будущего супруга(и) 5

6 экономический расчет 17,7 9,4 интересы семьи, выбор родителей 6

7 добрачная беременность 2,2 3,8 принадлежность к одной национальности 7

8 иное 2,5 2,2 иное 8

затрудняюсь ответить 2,2 2,5 затрудняюсь ответить

Таблица 3. - Мнение респондентов о чертах традиционной семьи, которые должны быть сохранены в современной эрзянской семье, % (указаны в порядке убывания)

Продолжение таблицы № 3

4 безусловное подчинение младших старшим 28,6 46,2 равенство прав супругов 4

5 четкое разделение обязанностей между мужчиной и женщиной 26,5 31,8 безусловное подчинение младших старшим 5

6 совместное проживание нескольких поколений 25,4 31,8 четкое разделение обязанностей между мужчиной и женщиной 6

7 единобрачие, отсутствие разводов 19,5 22,3 патриархальность, главенство мужчины 7

8 доминирование интересов семьи над интересами личности 17,8 18,8 доминирование интересов семьи над интересами личности 8

9 многодетность 9,8 12,1 совместное проживание нескольких поколений 9

10 матриархальность, главенство женщины 4,5 4,8 матриархальность, главенство женщины 10

11 иное 1,7 1,6 иное 11

Выделенные нами изменения национальных особенностей эрзянского брака непосредственно влияет на традиции выбора брачного партнера. Например, первое поколение эрзянской семьи, в отличие от четвертого поколения, не выделяет следование национальным традициям в качестве важных качеств супруга (всего 3% ответов) и супруги (5,6% ответов). Подобная малая значимость для респондентов указанного качества во многом затрудняет сохранение и распространение национальных семейных традиций. Это касается и иного показателя - стремления современной эрзянской семьи (первого поколения) воспитывать в своих детях следование национальным традициям. Этого придерживаются лишь 5,6% респондентов первого поколения эрзянской семьи. Результаты иного социологического исследования проведенного в селах 12 районов Республики Мордовия, показали, что в ориентациях современных сельских родителей в отношении своих детей наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, сохраняется привитие детям традиционных представлений о ценности семейно-родственных отношений, а с другой стороны, повышается значимость для сельских родителей деловых качеств их детей, развития у них индивидуализма, снижается степень зависимости действий детей от традиционных установок [5, с.18]. Среди сохранившихся национальных традиций респондентами были отмечены: национальная кухня (69,2%); национальные праздники (или национальные особенности религиозных праздников) (57,8%); похоронные обряды (52,1%); свадебные обряды (50,2%); организация быта, оформление жилища (11,4%); национальный костюм (10,2%).

В заключении необходимо отметить, что трансформация традиций выбора брачного партнера в культуре эрзян находится в непосредственной зависимости от процессов изменения современной эрзянской семьи. Прежние механизмы естественной связи семьи с национальной культурой отработанные и успешно апробированные не одним поколением эрзянских семей, на современном этапе развития российского общества перестали действовать, а новые вырабатываются стихийно. Этно-фамилистическая субкультура эрзянской семьи воспринимает вызовы социокультурной трансформации и отвечает на них, теряя при этом уникальный потенциал сохранения национальной идентичности. Изменился процесс выбора брачного партнера. Нередко добрачные ценности отделены от матримониальных намерений и имеют самостоятельное значение. Все большую популярность приобретает образ внесемейной жизни, ценности свободы от семейных обязательств и самореализации в профессиональной деятельности, что

поддерживается и всей экономической системой, предпочитающей работника, не обремененного семьей и детьми. Многие национальные традиции влияющие на брачный выбор уходят, теряют свою актуальность. Брачный выбор становится более открытым, не ограниченным и является добровольным делом мужчины и женщины, происходит процесс «размывания» системы поведенческих норм в сфере брачного выбора. Процесс брачного выбора постоянно эволюционирует вместе с изменениями происходящими в семье обществе, однако национальные традиции пока еще остаются элементом его структуры.

Литература:

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

2. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева. - Саранск: «Красный Октябрь», 2000. - 244 с.

3. Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы / В.Н. Майнов. - Спб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1885. - 270 с.

4. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. - 432 с.

5. Полежаева А.А. Специфика социализации

детей в современной сельской семье (на примере Республики Мордовия) / А.А. Полежаева: автореф. дисс. ... к.с.н. / А.А. Полежаева. - Саранск, 2006. - 21 с.

6. Савинов Л.И. Влияние изменений в этно-фамилистических субкультурах у финно-угорских народов на социальную работу с семьей и детьми / Л.И. Савинов // Концептуальные и прикладные аспекты социальной работы с семьей и детьми в полиэтнической среде: матер. IV заоч. науч.-практич. конф. с Междунар. уч. - Саранск: Изд-ль Афанасьев В.С., 2013. - С. 107-111.

7. Савинов Л.И. Семьеведение / Л.И. Савинов. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 196 с.

Сведения об авторах:

Касаркина Елена Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: eienovik@mail.ru

Ледяйкин Евгений Евгеньевич (г. Саранск, Россия), соискатель кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, Генеральный директор ООО «Движение», e-mail: eesmgttl.l@gmail.com

Data about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. Kasarkina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: eienovik@mail.ru

E. Ledyakin (Saransk, Russia), applicant of the Department of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, general Director OOO «Dvizhenie», e-mail: eesmgttl.l@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.