Научная статья на тему 'Трансформация статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи'

Трансформация статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2080
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СТАТУСНО РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION / THE INSTITUTION OF FAMILY / STATUS ROLE SITUATION / SOCIAL VALUES / FAMILY RELATIONSHIPS / GENDER STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Порохнюк Елизавета Валерьевна

В статье рассматриваются ведущие социальные, культурные и исторически обусловленные факторы, способствующие процессу социокультурной трансформации статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи. Представлены данные социологических исследований в области исследуемой проблемы и социологический сравнительный анализ статусно-ролевой позиции женщины в России и странах Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the status and role position of modern women in the family institution

The article deals with leading social, cultural and historically determined factors contributing to the process of social and cultural transformation of status and role situation of modern women in the family institution. The author gives the sociological research within the frame of studying problem and also a sociological comparative analysis of status and role of women in Russia and the countries of the East.

Текст научной работы на тему «Трансформация статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи»

УДК 316.346.2-055.2 ББК 60.542.2 П 59

Е.В. Порохнюк,

аспирантка кафедры социологии факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета, г. Астрахань, е-mail: porelizaveta@yandex.ru.

Трансформация статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются ведущие социальные, культурные и исторически обусловленные факторы, способствующие процессу социокультурной трансформации статусно-ролевых позиций современной женщины в институте семьи. Представлены данные социологических исследований в области исследуемой проблемы и социологический сравнительный анализ статусно-ролевой позиции женщины в России и странах Востока.

Ключевые слова: социокультурная трансформация, институт семьи, статусно -ролевая позиция, социальная ценность, семейные отношения, гендерные стереотипы.

Ye.V. Porokhnyuk,

Post-graduate student of the Department of Sociology of the Faculty of Social Communications, Astrakhan State University, Astrakhan, e -mail: porelizaveta@yandex.ru.

Transformation of the status and role position of modern women in the family institution

Abstract. The article deals with leading social, cultural and historically determined factors contributing to the process of social and cultural transformation of status and role situation of modern women in the family institution. The author gives the sociological research within the frame of studying problem and also a sociological comparative analysis of status and role of women in Russia and the countries of the East.

Keywords: social and cultural transformation, the institution of family, status - role situation, social values, family relationships, gender stereotypes.

В современном обществе, постоянно претерпевающем изменения в сфере социума и культуры, «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в обществе, от того, как быстро и успешно идет социально-культурная реформа и реформа правовых аспектов жизни, развитие светских начал внутри института семьи. Роль и положение женщины в обществе меняются со временем, особенно значительные перемены произошли в этом плане в XXI в., хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные социальные стереотипы и религиозные ограничения. Несмотря на светский уклад общества, когда равенство прав мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, и женщины включены в социально-культурную жизнь общества, имеют право выражать личные взгляды, мнения, убеждения и доступ к образованию, положение женщин во многом остается двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его. Сохраняется

дискриминация женщин в латентной форме, следствием которой выступают устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин [1].

Современные тенденции социально-культурного развития общества, характеризующиеся глобальностью и социальной насыщенностью, динамичностью и самое главное - формированием нового, отвечающего запросам общества статуса женщины, предоставили возможность иначе оценить её роль в обществе. Семья - институт чрезвычайно консервативный, изменений в нем происходит сравнительно мало. Главным изменением, которое произошло в российской семье за последнее время, по словам О. Здравомысловой, является позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда «тихой революцией XXI века». В России сейчас особое значение приобрела ценность социального успеха. Значительно возрастает количество женщин, которые сознательно хотят добиться успеха в обществе и личного успеха. Но при этом ни они сами, ни будущие их партнеры пока не готовы принять, что жена будет слишком много времени уделять не просто работе, а своему карьерному росту и публичной роли в обществе [2].

Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за состоятельного человека и иметь полный комфорт. Преобладают женщины, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения. И этой линии еще предстоит быть в обществе линией напряжения. Вернуть все обратно не удастся, а двигаться вперед сложно.

Женщины по-прежнему стремятся получить высшее образование, реализоваться. А если некоторые и хотят быть домохозяйками, то не на всю жизнь, а лишь на время воспитания маленьких детей. Женщины, относящиеся к среднему классу или близкие к нему, сначала получают образование, стараются встать на ноги и только потом решаются строить семью. Часто у них бывают так называемые пробные браки. Такой брак превращается в постоянный или распадается. Женщины, покинув веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе как о самостоятельной силе современной цивилизации [3]. В современной России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция — женская эмансипация. При этом речь идет совсем не об агрессивном феминизме, поразившем Америку и некоторые страны Европы, но скорее о смене приоритетов. Появился совершенно новый для России тип женщин: женщина-предприниматель. Средний возраст — примерно 36 лет, замужем, имеет детей. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие. Чаще всего они трудятся в сфере среднего бизнеса, имеют высшее образование и постоянно стремятся к повышению его уровня. Профиль образования, главным образом, экономический или гуманитарный. В большинстве случаев это хозяйки собственного дела или руководители предприятия.

Им свойственны - высокая социальная мобильность, генерирование новых идей, предприимчивость. Они обычно очень загружены на работе и даже в нерабочее время занимаются решением деловых проблем. Эмоционально относятся к работе, не боятся самостоятельности, ответственности и риска. Они состоят в браке, но процент семейных среди них ниже, чем в других группах: часто они разведены или одиноки. Чаще у них не более 1 - 2 детей. Их доход составляет чуть больше половины семейного бюджета и дает им некоторую экономическую свободу в решении семейных вопросов. Обычно женщины-руководители — наемные работники, выполняющие управленческие функции. Они очень заняты работой, живут ею. В деловых контактах предпочитают «мужской» жесткий стиль. Новые типы женщин значительно изменили социально-демографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о счастье и процветании для молодой женщины радикально изменились.

Современные «продвинутые» женщины часто работают в совместных частных фирмах, имеют высокую зарплату, экономически и морально независимы, водят машину, одеваются в дорогих бутиках, носят драгоценности, владеют иностранными языками, обладают твердым характером и достаточно категоричны. Они совсем не похожи на традиционных девушек, которые могли умирать от неразделенной любви и одиночества, от мужского эгоизма и невнимания, а главное, которые смотрели на мир глазами любимого мужчины. К более традиционному для России типу относятся женщины-исполнители. Их средний возраст 31,7 года. Как правило, состоят в браке и имеют детей, часто живут в семье вместе с родителями.

У них невысокий доход (меньше половины семейного бюджета), поэтому экономическая роль в семье невысока. Большинство имеет высшее техническое образование (60%). Все без исключения — наемные работники государственных предприятий, много трудятся, и в свободное время их мысли заняты работой. Часто они не удовлетворены ею, в основном, из-за невысокой зарплаты. При деловом взаимодействии они предпочитают мягкий, «женский» бесконфликтный стиль. Работа не приносит им материального удовлетворения и воспринимается, скорее, как помеха для выполнения семейных обязанностей и личной жизни. Известно, что российская конституция закрепляет равные права мужчин и женщин. Однако почти половина россиян считают, что у мужчин больше возможностей реализовать свои права, чем у женщин, и только 35%, что права тех и других равны [4].

В конце XIX - начале ХХ вв. в ряде стран мусульманского мира разворачивался процесс реформирования традиционной исламской жизни. Влияние Запада, экономическая отсталость восточных стран, рост общественно-политических движений породили изменения в самых консервативных и теологических кругах традиционного исламского общества. «Женский» вопрос стал одним из центральных для исламского политического движения. Мусульманки все больше вовлекаются в общественно-политическую жизнь, что требует определенного оформления. Роль женщины в исламе велика - в первую очередь, сводится к семейным статусам. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо каноническими законами. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. Сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Обязательным условием является предоставление возможности образования как в духовной, так и в материальной сфере.

Надо отметить, что и в настоящее время восточные женщины стремятся получить лучшее образование, занять престижные должности; они талантливы, усидчивы, трудолюбивы. Большинство трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны - женщины, а безработица среди них составляет не более 12 - 13%. В последние годы под влиянием европейской цивилизации молодые восточные женщины стали более раскрепощены, образованны, уверены в себе. Они занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью, очень часто надевают европейскую одежду. Современные мусульманки стремятся получить хорошее образование в лучших университетах и институтах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие мусульманки становятся более избирательными в выборе спутника жизни, к которому также предъявляются высокие требования, не спешат выйти замуж и завести семью. В то же время влияние деятелей, руководствующихся, скорее, архаично-патриархальными принципами в отношении роли женщин, чем чисто кораническими, все еще достаточно сильно [3].

Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения по проблеме «Социальная роль женщины в современном обществе», большая часть

опрошенных респондентов полагают, что права мужчин и женщин равны, и каждый из них должен обладать правом на свободу выбора и деятельности, а также распределение семейных обязанностей (63% опрошенных респондентов). Между тем, 33% респондентов отмечают, что возрастает уровень дискриминации прав женщин в профессиональной сфере. 46% опрошенных полагают, что в сфере власти недостаточное количество женщин, это выступает причиной дискриминации статуса и социальной позиции женщины. Согласно 61,5% респондентов склонны доверять и искать поддержки в лице специалиста - мужчины, нежели женщины, что объясняется наличием более высокого уровня управленческих и профессиональных качеств у мужчин, нежели женщин - специалистов. Тем не менее, 70,2% опрошенных утверждают, что лучшая реализация для женщины - следовать своему естественному предназначению, рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг [4]. Последние несколько десятилетий в истории человечества прошли под знаком небывалого интереса к проблемам женщин. Особенно этот интерес выражен вследствие влияния культуры европейских стран, которые можно назвать «колыбелью» феминизма, и именно это движение стало своего рода «катализатором» рефлексии общества по поводу социальной роли женщины, её статусных позиций, а также того влияния, которое она оказывает на институт семьи и брака в современных условиях. Тем не менее, женщины не до конца отстояли свое право на полноценное равенство. До сих пор мужчины, движимые стереотипами и социальной инерцией, продолжают недооценивать женщин как личность. Несмотря на это, женщина становится все более заметной фигурой в современном обществе. В настоящее время Конституция России и большинства стран Востока формально предоставила женщинам равные с мужчинами права во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни [5].

Приняты нормативные акты, защищающие их права и интересы: законы о браке, о наследовании имущества, о гарантиях прав и интересов женщин, об охране здоровья матери и ребенка, постановления об охране труда женщин, о строгом наказании преступников, занимающихся похищением и продажей женщин и детей, и другие нормативные документы. Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о ее статусе в обществе. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, как, например, способность принимать решения, отстаивать своё мнение и независимость. В современном обществе статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение личности становится предсказуемым, надежным для общества, а сама личность становится носителем его культуры. Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям [6].

Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества как макроинститута. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны.

Радикальные социокультурные трансформации в институте семьи, в первую очередь, повлияли на такие демографические показатели, как состояние брака и семейных отношений, на сферу отношений между супругами, распределение и достижение статусно-ролевых позиций.

В силу этого усилилась гендерная асимметрия рынка труда, восходящая социальная мобильность стала уделом многих современных женщин. В связи с этим произошла переоценка ценности семьи как социального института, важности её проблем, а также потребностей, которые необходимо и целесообразно удовлетворять в семье. Таким образом, статусно-ролевые позиции женщины меняются не только под воздействием внешних

социально обусловленных условий, но и в силу внутренних процессов своего развития [7].

Стоит также обратить внимание на распространенные в современном социальном пространстве гендерные стереотипы в поле исследуемой проблемы - трансформации статусно - ролевой позиции женщины в институте семьи и брака. В последние годы под влиянием активно развивающейся и насаждающейся западной культуры значительные изменения претерпели социальные и семейные ролевые позиции женщины. Стоит отметить, что трансформирующиеся статусно-ролевые позиции современной женщины выступают вполне объективным фактором, вокруг которого зарождаются гендерные стереотипы, отчасти искажающие действительное, соответствующее реальности положение женщины в социуме. Так, за последние 3 года наиболее распространенными гендерными стереотипами выступают: «женщина более адаптирована к умственному и физическому труду, нежели мужчина» (63,2%), «самореализация и личностный рост современной женщины полностью зависимы от ее продвижения по карьерной лестнице» (50,4%), «социальная роль современной женщины в большей степени сводится к профессиональной самореализации, нежели к семейным ролевым позициям» (30,8%), «в ценностной иерархии современной женщины доминирует карьерный рост и материальная стабильность» (10,5%), «современная женщина вступает в брак по достижении 25-30 - летнего возраста» (48,1%), «современная женщина ценит свободу прав и обязанностей» (10%), «у современных женщин чаще от 1 до 2 детей, за редким исключением - детей нет» (52%) [7].

Итак, все вышеперечисленные гендерные стереотипы в некоторой степени отвечают реальной обстановке в современном социуме, однако стоит подчеркнуть, что, опираясь на данные стереотипы, невозможно отразить социальный портрет статусно-ролевых позиций современной женщины. Во-первых, образованность женщины и ее профессиональная сфера деятельности не выступает ведущим фактором в ограничении её семейных ролей и позиций в браке. Во-вторых, рождение детей в семье обуславливается желанием создать крепкую и надежную ячейку общества, заложить основы для достойного воспитания подрастающего поколения, и это также в меньшей степени зависит от профессиональной позиции женщины в обществе. В-третьих, большая часть женщин (75,8% от числа опрошенных респондентов) ведущей ценностью признают семью, карьерный рост, профессиональная самореализация остаются за доминирующей ценностью. В-четвертых, стабильный материальный статус в большинстве случаев обеспечивает мужчина - муж, глава семьи. В-пятых, несмотря на широко распространенные образовательные услуги, растущий спектр профессиональной самореализации, современная женщина отдает предпочтение созданию семьи, рождению и воспитанию достойного поколения, главным образом, самореализации себя как женщины, жены, матери, хранительницы домашнего очага [8].

Исходя из этого, социокультурные изменения статусно-ролевых позиций женщины, так или иначе, затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия.

Несмотря на это, традиционные статусно-ролевые позиции женщины остаются доминирующими, создающими атмосферу благоприятного развития и самореализации личности женщины в поле современной социальной действительности.

Примечания:

1. Боулдинг Э. Роль женщины: от прошлого к настоящему. М., 2001. С. 6.

2. Здравомыслова О. Статус и карьера женщины в современных условиях. М., 2000.

С. 15.

3. Пронин А.А. Положение женщин в современной России: общая характеристика. М., 2000. С. 25.

4. Социальная роль женщины в современном обществе. М.: ВЦИОМ, 2002. С. 68.

5. Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе. М., 2000. С. 34.

6. Черняк Е.М. Социология семьи: перспективы развития института. М., 2000. С. 65.

7. Проблемы статусно-ролевой позиции современной женщины - гендерные стерео-

типы: материалы авторского социологического исследования. Астрахань, 2011. С. 2З.

8. Роль современной женщины в институте семьи: материалы авторского социологического исследования. Астрахань, 2010. С. З4.

References:

1. Bolding E. The role of a woman: from the past to the present. M., 2001. P. 6.

2. Zdravomyslova O. Status and career of a woman under present-day conditions. M., 2000.

P. 15.

3. Pronin A.A. Women’s status in modern Russia: a general characteristic. M., 2000. P. 25.

4. Woman’s social role in modern society. M.: VTslOM, 2002. P. 68.

5. Inozemtseva E.N. On the problem of women’s status in Islam. M., 2000. P. З4.

6. Chernyak E.M. Family sociology: prospects of institute development. M., 2000. P. 65.

7. Problems of a status and role position of a modern woman - gender stereotypes: materials of author's sociological research. Astrakhan, 2011. P. 2З.

8. Role of the modern woman at family institute: materials of author's sociological research. Astrakhan, 2010. P. З4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.