Научная статья на тему 'Трансформация сфер супружества, родительства и родства в современной украинской семье (социально-философский аспект)'

Трансформация сфер супружества, родительства и родства в современной украинской семье (социально-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
660
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СУПРУЖЕСТВО / РОДИТЕЛЬСТВО / РОДСТВО / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кац М. Н.

Выявлены основные особенности семьи в переходном украинском обществе; проанализированы преобразования основных сфер жизнедеятельности современной украинской семьисупружества, родительства и родства; определена оптимальная модель семьи, отвечающая потребностям государства, общества и личности в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация сфер супружества, родительства и родства в современной украинской семье (социально-философский аспект)»

УДК: 124.5:316.362

ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕР СУПРУЖЕСТВА, РОДИТЕЛЬСТВА И РОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНСКОЙ СЕМЬЕ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

© 2012 М. Н. Кац

соискатель каф. социологии и социальной философии e-mail: mariva.kats@gmail.com Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Выявлены основные особенности семьи в переходном украинском обществе; проанализированы преобразования основных сфер жизнедеятельности современной украинской семьи - супружества, родительства и родства; определена оптимальная модель семьи, отвечающая потребностям государства, общества и личности в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: семья, брак, супружество, родительство, родство, ценности, ценностные ориентации, общество.

Проблема семьи стала особенно актуальной для Украины с начала 1990-х годов в связи с новыми культурно-историческими реалиями: глобализацией, углубившимся антропологическим кризисом, подменой реальности гиперреальностью и симулякрами, перманентным кризисом украинского социума, проявляющимся в социальной, политической и экономической нестабильности, отсутствии правовых гарантий, неопределенности будущего и самой ситуации перемен. В этих условиях на общественном и личностном уровнях переосмысливаются фундаментальные ценности, трансформируются смысложизненные ориентиры. Следствием данных процессов явилось преобразование основных сфер семьи - супружества, родительства, родства, появление новых, ранее не типичных для украинского общества форм семьи, трансформация ее функций.

Проблема трансформации системы семейных ценностей и ценностных ориентаций получила развитие в работах О.В. Бессчетновой, Л.В. Левиной, Т.П. Оксенченко, Л.И. Савинова, Т.В. Свадьбиной и др. Наиболее разработанными являются проблемы семейных ценностей в сфере супружества (И.С. Голод, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М.С. Мацковский, Е.А. Рыбалка, Т.Г. Поспелова); в сфере родительства (А.И. Антонов, В.В. Бойко, ТА. Гурко, ИГ. Ивченко, О.Г. Исупова, В.М. Медков, Н.Л. Пушкарева, Г.Г. Филиппова и др.); сфере родства (Ю.А. Гаспарян, Т.А. Гурко, И.С. Кон, В.Л. Рамих, М.Г. Панкратова, Л.Г. Сологуб и др.), а также в сфере брачно-семейных ролей (М.Ю. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, Л.Ю. Бондаренко, О.М. Здравомыслова, З.А. Янкова). Социально-философскому анализу семьи посвящены труды Н.И. Андреевой, А.Т. Гулыги, Л.И. Савинова, Н.В. Тулиной, А. А. Черного.

Актуальные вопросы развития семьи и семейных отношений в Украине, а также формирования брачной и детородной активности разрабатываются коллективом авторов в составе С.Ю. Аксеновой, О. М. Балакиревой, В.Г. Бялковской, О.А. Васильева, Д. С. Касьяновой, О.О.Коломиец, О.И.Крикун, Б.О. Кримера, И.О. Курило, Н.В. Лавриненко, Э.М. Либановой, Л.М. Мельничук, А.Г. Реут, Л.И. Слюсар, В.С. Стешенко, Л. В. Чуйко.

Однако, несмотря на ряд научных трудов, посвященных философскому анализу

проблем семьи, и наличие серьезных теоретических разработок в этом направлении, недостаточно разработанным является аксиологический аспект института семьи, его ценностные ориентации, особенно в современном украинском обществе. Цель данной статьи - выявить особенности и перспективы семьи в современном украинском обществе сквозь призму социальной философии. Достижение цели предполагает анализ состояния основных сфер семьи: супружества, родительства, родства, обоснование оптимальной в современных социально-экономических условиях модели семьи.

Семья - место, куда помятый и побитый человек возвращается после схватки с миром, - единственная стабильная точка во всё больше и больше наполняющейся изменениями окружающей среде [Тоффлер 1997: 187]. Однако и оно под воздействием различных условий претерпевает значительные трансформации. Всевозрастающая технизация общества ведет к роботизации души и к изменениям в социальных отношениях, что не могло не затронуть один из древнейших социальных институтов -институт семьи [Ковалев 2010: 190].

Значительные преобразования коснулись сферы супружества. Индустриализация, развитие городов и распространение городского образа жизни, эмансипация женщин, их занятость в сфере общественного производства наравне с мужчинами, техническая революция трансформировали распределение власти в семье. Сегодня можно отметить, что в Украине, согласно социологическим опросам, «преобладают семьи эгалитарного типа с демократичным распределением участия мужа и жены в принятии решений по важным проблемам семейной жизни, с ситуативным распределением семейных обязанностей, принятием решений либо коллегиально, либо с делегированием их принятия члену семьи, наиболее компетентному в определенной проблеме» [Лавриненко 2010: 150]. Анализ основных характеристик современной украинской семьи и ее реального функционирования показывает, что большая часть украинских семей (60-70%) функционируют как эгалитарные [Там же: 151]. Эти данные

корректируют представления о том, что украинская семья является в основном патриархальной.

Плюрализация жизненных стилей, широкая вариативность индивидуальных систем ценностей на фоне ломки ценностных основ общества породили разнообразие форм семьи. Появление значительного числа осколочных, неполных семей обусловлено высоким уровнем разводимости. В 2010 году количество разводов составило 41,2% от заключенных браков [Демографічний щорічник... 2010]. И хотя по данным Госкомстата число разводов в Украине последние 10 лет постоянно сокращается, Украина лидирует по этому показателю среди других европейских стран. Кроме того, рост числа незарегистрированных браков и их нестабильность омрачают эту статистику. Данная ситуация свидетельствует о снижении ценности семьи и супружества в индивидуальном и общественном сознании. Это наблюдается при дефиците таких ценностных ориентиров, как верность, любовь, надежность в браке. Как показывают исследования, в современной Украине неполные семьи становятся обычным явлением и воспринимаются как норма. На момент переписи населения 2001 г. их доля составила 17,1%, а в 2008 году уже каждая пятая украинская семья (19,4%) была неполной. Характерно, что в большинстве таких семей (91,9%) детей воспитывает мать [Соціально-демографічні характеристики 2008: 17]. В условиях перманентного

социально-экономического кризиса многие одинокие женщины с детьми оказались за чертой бедности, а само явление получило название «феминизация бедности», которое, безусловно, создает базу для физических и эмоциональных перегрузок женщины, вынуждает концентрироваться на проблемах выживания и связанных с ними материальных ценностях в ущерб духовным.

Наряду с зарегистрированным браком, который остается основной формой постоянного сексуального партнерства в Украине, широкое распространение, начиная с 1990-х годов, получают консенсуальные (официально не оформленные) браки. Это явление вызвано двумя основными причинами: во-первых, в условиях резкого падения уровня жизни, которое пришлось на 1990-е годы, значительно ухудшились материальные возможности, необходимые для создания новой семьи. Молодому мужчине проще было оставаться одиноким, чем брать ответственность за жену и будущих детей. Во-вторых, в те же годы Украину охватила вторая волна «сексуальной революции», очень сильно пошатнувшая моральные нормы взаимоотношений полов в молодежной среде. Это привело к легализации добрачного сексуального опыта и консенсуальных браков [Лавриненко 2010: 142]. По данным выборочного социальнодемографического исследования «Семья и дети» (апрель 2008 г.) около 10% особ детородного возраста (15-49 лет), находящихся в браке, юридически не зарегистрировали свои брачные отношения, однако среди молодежи эта доля еще выше: 31,4% женатых мужчин в возрасте 15-24 лет и 18,8% замужних женщин этого возраста [Сім’я та сімейні відносини. 2009: 96-100]. Интересно то, что 93% женщин, находящихся в гражданском браке, считают себя замужними, а 78% их партнеров -неженатыми [Буковинський 2011]. Это свидетельствует о снижении ценности семьи в обществе, ориентации на индивидуальные ценности, а также указывает на различные подходы к семье со стороны мужчин и женщин.

Снижение уровня брачности привело к росту внебрачной рождаемости. В последние годы доля детей, рожденных женщинами вне брака, в Украине превысила 1/5 от всех рожденных, при этом наблюдается тенденция роста рождений вне брака: в 2008 г. она составила 20,9% от общего числа рожденных, а в 2009 г. - уже 21,2% [Діти, жінки. 2010].

Нестабильность трудовых отношений, усиление угрозы бедности в результате утраты рабочего места и трудового дохода, достаточного для жизнеобеспечения своей семьи активизировали трудовую миграцию населения, прежде всего за границу [Бордіян 2012: 75]. По разным оценкам, от 4,5 до 6,5 миллионов украинских граждан находятся на заработках за границей [Ключковська 2012: 30]. Следствием

миграционных процессов явились изменения в институте семьи и распространение, особенно в западных регионах Украины, транснациональных семей - типа семьи, члены которой живут раздельно по обе стороны государственной границы. Следствием этого является то, что дети из семей эмигрантов остаются в неполных семьях без достаточного, такого необходимого родительского внимания или совсем без родительской заботы, находясь в семьях родственников или в заведениях интернатного типа. В этих случаях мы имеем дело с таким явлением, как «социальное сиротство» [Бордіян 2012: 76]. В 2008 г. Международный интитут образования, культуры и связей с диаспорой основал проект «Дети эмигрантов о себе», который показал, что отсутствие родителей и их неучастие в процессе воспитания ребенка затрудняет формирование у него позитивной модели украинской семьи, преодоление стойкого стереотипа неполной семьи, который выработался у него за время длительного отсутствия родителей [Ключковська 2012: 37]. Изменения происходят и в системе ценностных ориентаций. По мнению экспертов, до отъезда родителей для ребенка была важна семейная атмосфера, положение родителей в обществе, обучение в престижной школе, успешность и др. После отъезда - возможность и умение «красиво» жить - модно одеваться, тратить деньги на поездки за границу [Там же: 38]. Это свидетельствует о приоритете материальных ценностей над духовными и снижении ценности родительства и супружества в структуре ценностных ориентаций этого типа семьи.

В семье переходного украинского общества трансформируется отношение к родительству. Естественным в условиях социально-экономического кризиса стало сокращение рождаемости. Дети давно перестали быть «центрами прибыли» и «гарантами» обеспеченной старости и превратились в «центры затрат». С каждым десятилетием снижаются показатели детности украинской семьи: распространяется однодетность и сознательная бездетность, уменьшается количество и удельный вес многодетных семей. Обеспокоенность со стороны общества вызывает высокий процент сознательно бездетных семей (47,7%). По данным Госкомстата Украины, в 2011 году 75,3% семей с детьми в возрасте до 18 лет были однодетными, процент двудетных семей составил 22,1% [Соціально-демографични характеристики. 2011]. В 2012 году уже 76,0% индивидуальных домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет были однодетными, 21,2% - двудетными, и только в 2,8% этих домохозяйств проживало трое детей [Соціально-демографични характеристики. 2012]. Приведенная статистика указывает на доминирование однодетных семей и фактическое исчезновение семей многодетных. Это свидетельствует о практически полной утрате традиций многодетности и частичной утрате традиций среднедетности в Украине. Регулирование количества детей - общая тенденция цивилизованных стран. Это вызвано целым комплексом причин, основными из которых являются: возросшие требования к материальному и культурному уровню жизни, и особенно к качеству воспитания детей; высокая занятость женщин в сфере общественного производства; распространение ценности личной карьеры и самовыражения женщины не только в семье и детях, но и в профессиональной деятельности; имеет место и преобладание «потребительских» ориентаций как у женщин, так и у мужчин. Такой же частой причиной однодетности или бездетности является нестабильность самого брака, его высокая конфликтность и неуверенность женщины в том, что он не распадется [Лавриненко 2010: 143]. Очевидно, что рождение и воспитание детей затруднено в условиях низкого уровня жизни. В этом случае ограничение числа рожденных детей позволяет семье несколько облегчить материально-экономическое положение, предохранить себя от более сложных нравственно-психологических испытаний. Однако следует отметить, что рождение детей зависит не только от материального положения, но и от самой потребности в детях. Так что малодетность указывает на снижение этой потребности, ее конкуренцию с другими потребностями, например материальными [Кац 2012: 361]. Отметим, что в ситуации, когда реализация материальных потребностей становится самоцелью, теряется смысл человеческой жизни и истинное назначение личности, которое заключается не в том, чтобы копить капитал, а в том, чтобы любить, дарить жизнь и продолжаться, реализуя себя, свои черты и мечты в следующих поколениях.

Деструктивные перемены, происходящие в обществе и государстве, дестабилизировали институт семьи. Основная тенденция развития семьи в современной Украине заключается в постепенном отказе от традиционных элементов, заложенных в коллективном семейном мироощущении, утверждении на их месте индивидуалистических ценностей. Большинство семей в современной Украине нуклеарные. Средний размер семьи в 2012 году составил 2,58 человека. При этом большинство составляют семьи, состоящие из двух (30,6%) и трех (24,2 %) человек. Семьи из пяти и более человек становятся редкостью (8,2%) [Соціально-демографични характеристики. 2012]. Это не только отражает общемировую тенденцию, но и свидетельствует об ослаблении межпоколенных связей, преемственности поколений. Многие семьи стремятся к обособлению от социальных институтов, других семейных групп и просто от других людей. Враждебность в отношении всего, что находится за пределами мира своей семьи, сбережение собственных ресурсов лишь для своей семьи, равнодушное невмешательство в судьбы других, специфическая «экономизация»

семейных и межпоколенных отношений, вытеснение потребительско-индивидуалистичной культурой «Я» инвестиционной культуры «Мы» делают семью более уязвимой и актуализируют проблему отчуждения семьи от других социальных групп и личности от семьи, итогом чего становится одиночество (особенно в преклонном воздасте).

Современной Украине необходима новая оптимальная модель семьи, которая бы отвечала запросам государства (преодоление демографического кризиса, стабилизация общества) и интересам личности (удовлетворение базовых потребностей человека). Преобладающей формой такой семьи, в соответствии с тенденциями индивидуализации, будет нуклеарная семья, которая, однако, не изолирована от старшего поколения, но поддерживает с ними тесную эмоциональную и материальную связь. По типу распределения власти предпочтительна эгалитарная семья, основанная на любви и доверии, в которой саморазвитие каждого является ценностью для остальных ее членов. По составу желательна полная семья, в которой и мужчина, и женщина со всей полнотой реализуют свои родительские роли. Необходимо перейти от однодетности и сознательной бездетности к двудетной и среднедетной семье. В иерархии ценностей супружество, дети, родительство, родство должны быть в основе семейных отношений, причем дети в этом случае становятся самостоятельной ценностью.

Семья является фактором становления и развития института гражданского общества в Украине. Существенным шагом в этом направлении должны стать осознание семьей собственной ответственности за перемены в обществе, активность, инициативность, кооперация с другими семьями и общественными и государственными институтами для решения проблем семьи и формирования семейной политики. В противном случае из-за собственной пассивности и равнодушия семье так и не удастся выйти из замкнутого круга нерешенных проблем.

Таким образом, индивидуализация и потребительская ориентация, плюрализация жизненных стилей, переоценка ценностей в украинском обществе на фоне перманентного социально-экономического кризиса обусловили трансформации в брачно-семейной сфере, деструктивно влияющие на состояние и развитие института семьи. В сфере супружества наблюдается устойчивая тенденция к эгалитаризации и индивидуализации брачно-семейных отношений; распространяются ранее не типичные для Украины формы семьи; наблюдается высокий уровень конфликтности и разводимости; растет количество неполных (материнских) семей; распространяется материнство вне брака. В сфере родительства преобладают однодетность и сознательная бездетность; сокращается число малодетных семей и фактически утрачены традиции многодетности; затруднена реализация воспитательной функции, последствием чего становится увеличение числа социальных сирот, детей с педагогической запущенностью, трудностями социализации, девиациями. В сфере родства наблюдается нуклеаризация семьи, ослабление межпоколенных и родственных связей, преемственности поколений. Характерно, что во многих случаях это семьи «детей перестройки» - поколения, чьи идеалы формировались в период социальной катастрофы, хаоса, ценностной дезориентации. Перечисленные явления свидетельствуют о появлении в современных социально-экономических условиях новых моделей семьи, которые демонстрируют попытку приспособиться к этим условиям и выжить в них.

На данном этапе развития украинского общества наиболее желательной моделью является нуклеарная семья с тесными эмоциональными и материальными связями со старшим поколением, эгалитарная полная двудетная или среднедетная семья с преобладанием внутрисемейных ценностных ориентаций, в то же время способствующая саморазвитию каждого члена семьи, эффективно выполняющая репродуктивную и

воспитательную функции. Такая семья внесет весомый вклад в формирование института гражданского общества и своим примером утвердит значимость семейных ценностей, передаст их последующим поколениям и будет способствовать гуманизации и персонализации общества.

Библиографический список

Бордіян Я. Соціальне сирітство як один із наслідків існування транснаціональних сімей // Транснаціональні сім’ї як наслідок української трудової міграції: проблеми і шляхи їх розв’язання: збірник доповідей Міжнародної науково-практичної конференції, 22 березня 2012 р. Львів: Вид-во НУ «Львівська політехніка», 2012. С. 74-82.

Буковинський А. Й. Національна стратегія зі збереження, формування і підтримки інституції сім’ї: аспекти формування // Гілея: науковий вісник. Збірник наукових праць / гол. ред. В. М. Вашкевич. К.: ВІР УАН, 2011. Вип. 52 [Электронный ресурс]. ЦКЬ: ’^^^пЬиу.§оу.иа/рог1;а1/8ос_§иит/ОПеуа/2011_52_8У/ОПеуа52/Р8_ёос.рёГ/

Демографічний щорічник "Населення України за 2010 рік". К.: Державна служба статистики України, 2011 [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://ukrstat.gov.ua

Діти, жінки та сім’ї в Україні: стат. збірник / Державний комітет статистики України. К., 2010 [Электронный ресурс]. ЦКЬ:

www.ukrstаt.org/uk/druk/kata1og/kat_u/pub1pos1_u.htm

Кац М. Н. Современная украинская семья в контексте антропологичского кризиса // Гілея: науковий вісник. Збірник наукових праць / гол. ред. В. М. Вашкевич. К.: ВІР УАН, 2012. Вип. 61 (№6). С. 357-362.

Ключковська І. Транснаціональна сім’я у світовому та українському контекстах // Транснаціональні сім’ ї як наслідок української трудової міграції: проблеми і шляхи їх розв’язання: збірник доповідей Міжнародної науково-практичної конференції, 22 березня 2012 р. Львів: Вид-во НУ «Львівська політехніка», 2012. С. 30-47.

Ковалев С. Н. От моногамии к нуклеарной реальности семьи (философский аспект) // Наука. Релігія. Суспільство. 2010. №2. С. 188-196.

Лавриненко Н. В. Гендерные отношения в украинской семье // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 1. С. 138-162.

Сім ’я та сімейні відносини в Україні: сучасний стан і тенденції розвитку. К.: ТОВ «Основа-Принт», 2009. 248 с.

Соціально-демографични характеристики домогосподарств України у 2012 році (за даними вибіркового обстеження умов життя домогосподарств України): стат. збірник / Державний комітет статистики України. К.: Держкомстат України, 2012 [Электронный ресурс]. иИЬ: www.ukrstat.gov.ua

Соціально-демографични характеристики домогосподарств України у 2011 році (за даними вибіркового обстеження умов життя домогосподарств України): стат. збірник / Державний комітет статистики України. К.: Держкомстат України, 2011. [Электронный ресурс]. иИЬ: www.ukrstat.gov.ua

Соціально-демографічні характеристики домогосподарств України у 2008 році: стат. збірник / Державний комітет статистики України. К.: Держкомстат України, 2008 [Электронный ресурс]. иИЬ: www.ukrstat.gov.ua

ТоффлерА. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 461 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.