Научная статья на тему 'Трансформация роли молодежи в современном обществе'

Трансформация роли молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4000
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайганова Елена Викторовна

В статье рассматриваются особенности молодежи как специфической социально-демографической группы, роль молодежи как объекта и субъекта общественных преобразований в условиях актуализации целенаправленной государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ROLE OF YOUTH IN CONTEMPORARY SOCIETY

The article discusses the features of youth as a specific sociodemographic groups, the role of youth as both object and subject of social transformation in the rush of targeted state youth policy.

Текст научной работы на тему «Трансформация роли молодежи в современном обществе»

2 Seyssel C. de. La Monarchie de France. P., 1961. P. 113.

3 Ibid. P. 117.

4 См.: KeohaneN. Philosophy and state in France. Princeton, 1980. Р. 11.

5 См.: Church W. Constitutional thought in Sixteenth Century France. Cambridge, 1941 ; Franklin J. Constitutionalism in the sixteenth century : Protestant Monarchom-achs // Political Theory and Social Change. N.Y., 1967 ; Reynolds B. Proponents of limited Monarchy in sixteenth century France // Studies in history, economics and politic law. L., 1931. № 334. Р. 6, 16, 18.

6 L 'HospitalM. de. Harangue du Chancilier M. de L'Hospital sur le budget du XVI siècle dans l'assemblee des Estats Generaux. P., 1829. P. 6.

7 Pasquier E. Les Recherches de la France. P., 1643. P. 65.

8 Pasquier E. Les letters : in 82 vol. P., 1619. Vol. I-II. P. 525.

9 Ibid. P. 82.

10 Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 182.

11 Pasquier E. Les letters. P. 82.

12 Pasquier E. Le Pourparler du Prince // Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 353.

удк 316.4

трансформация роли молодежи в современном обществе

Е. В. Сайганова

Саратовский государственный университет E-mail: saiganovaev@yandex.ru

в статье рассматриваются особенности молодежи как специфической социально-демографической группы, роль молодежи как объекта и субъекта общественных преобразований в условиях актуализации целенаправленной государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, общество, социальная структура общества, государственная молодежная политика.

Transformation of the Role of Youth in Contemporary society

E. V. saiganova

^е article discusses the features of youth as a specific socio-demographic groups, the role of youth as both object and subject of social transformation in the rush of targeted state youth policy. Key words: youth, society, social structure of society, state youth policy.

В современном обществе молодая генерация играет значительную роль в социально-демографическом, экономическом, политическом и культурном аспектах жизни. «Современное общество должно открыть молодежь как объект истории, как исключительно важный фактор изменений, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи

13 Cm.: Pasquier E. Les letters.

14 Hotman F. Francogallia. Cambridge, 1972. P. 1000.

15 Ibid. P. 816.

16 Ibid. P. 154.

17 Ibid. P. 466.

18 Ibid. P. 459.

19 Ibid. P. 154.

20 Cm.: Hotman F. De jure successionis regiae in regno Francorum. S.L., 1588.

21 Ibid. P. 342.

22 Du droit des magistrarts sur ses sujets. S.L., 1575. P. 234.

23 Du puissance legitime du prince sur le peuple et le peuple sur le prince. S.l., 1581. P. 236.

24 Ibid. P. 234.

25 Ibid. P. 394.

26 Ibid. P. 228.

27 Ibid. P. 184.

28 Boucher J. De justa Henrici tertii abdicatione et francorum regno libri quattuor. Parisius, 1589. P. 12.

29 Ibid. P. 27.

в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу ее феномена человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации»1.

Не углубляясь в историю возникновения термина «молодежь», отметим, что его появление было обусловлено научно-технической революцией, усложнением производственных процессов, а также необходимостью выделения определенного периода жизни человека для обучения и определялось как переходная стадия -«молодость».

Необходимо понимать, что дать четкое определение понятия «молодежь» достаточно сложно, все зависит от научного подхода к данной категории. Простейшим из них является использование возрастных признаков в качестве главного параметра, характеризующего молодежь как определенную социально-демографическую группу. Распространен подход, который рассматривает молодежь как специфическое сообщество, которое находится в процессе перехода от социальной роли ребенка к миру взрослых и переживает важный этап семейной и внесемейной социализации и адаптации, интернационализации норм и ценностей, создания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса2.

© Сайганова Е. В., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1

В современном понимании определяют молодежь как социальную общность, занимающую определенное место в социальной структуре общества и приобретающую социальный статус в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т. д.), имеющую общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т. д.3

По поводу особенностей феномена «молодежь» есть много разных суждений, точек зрения и аргументов, в первую очередь, когда речь заходит о возрастных рамках. Дискуссионным до сих пор является вопрос возрастной периодизации молодежи, ведь это не просто предмет теоретического научного спора. Практическая значимость этого вопроса для правительств в каждой стране обусловлена, в частности, необходимостью точных расчетов численности населения, на которое распространяются «молодежные льготы», надбавки, кредиты и т. д. Возрастные границы определяют также и масштаб программ и планов относительно поддержки и развития молодежи, денежных и материально-технических средств для реализации молодежной политики. Чем шире промежуток между нижней и верхней границей, тем большее количество молодых граждан находится в поле зрения политики государства, т. е. тем дороже обходится молодежь для страны.

Проблема определения возрастных границ молодежи не только не упрощается, а, наоборот, даже усложняется. Это связано с тем, что, с одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой принимает участие человек, стабилизации се-мейно-бытового статуса вызывает необходимость продолжения общественно необходимого срока подготовки к жизни. Усложнились и сами критерии социальной зрелости.

В частности, верхний предел молодежного возраста, при всей условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создавать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий4.

Однако начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и получение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, дающие в своей совокупности человеку чувство взрослости и соответствующий социальный статус, приходят не одновременно. А сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях, в разных странах.

Традиционно считалось, что границы молодежного возраста - от 16 до 30 лет. Современные исследователи доказывают: принятые в 1960-1970-е гг. границы понятия «молодые» уже не отражают реальных социальных процессов, происходящих в обществе, и должны быть расширены до 35 лет.

Возрастные, психофизические качества молодежи в значительной мере определяют сходство молодых поколений разных времен. Но все же молодые поколения разных эпох формируются под влиянием соответствующих социально-экономических, культурных, исторических и других факторов5.

Современные общественные трансформации отражают объективную необходимость рассматривать молодежь как неотъемлемую часть социальной системы, которая выполняет особую роль в процессе развития человечества. Участие молодого поколения в социальном конструировании реальности осуществляется с помощью важнейших функций: воспроизводящей, трансляционной, инновационной, интеграционной, функции социализации.

Функция социализации означает, что молодежь в своем социальном развитии проходит включение в общество, его социальную структуру, т. е. социализируется.

Воспроизводящая функция предполагает постоянное воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Молодежь осуществляет также и трансляционную функцию, т. е. усваивает, передает, распространяет знания, достижения и опыт предыдущих поколений, способствуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансляция из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы.

Чтобы пойти дальше своих предшественников, молодежь должна быть готова к воспроизведению, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Одновременно молодые люди превращают этот опыт, вносят в него новые особенности, которые не существовали ранее, а возникли в изменившихся социально-экономических, политических, социокультурных условиях, т. е. осуществляют инновационную функцию. От уровня социального развития молодежи как продукта самого общества зависит, будет ли это простое или расширенное воспроизводство, что, в свою очередь, в решающей степени зависит от взглядов общества на молодежь. Именно эти различия молодежи (прежде всего положительный характер) являются залогом прогрессивного развития человечества.

Таким образом, роль и значение молодежи в обществе обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

20

Научный отдел

- молодежь является большой социально-демографической группой (в отдельных странах она составляет до половины всего населения), которая занимает значительное место в производстве и выступает основным источником пополнения трудовых ресурсов;

- молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, имеет большие способности к труду, творчеству, продуктивной деятельности во всех сферах человеческой жизни;

- молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладевать новыми знаниями, профессиями и специальностями;

- молодежь является не просто субъектом -наследником материальных и духовных богатств общества, но и творцом новых, более прогрессивных и демократических общественных отношений;

- молодежь объективно восприимчива к новациям, овладевает основами знаний и, переступая через значительно устаревшие и уже ненужные пласты, делает это на объективно высоком уровне, в отличие от старших поколений, что, безусловно, открывает простор для прогрессивного развития общества в целом.

Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать довольно своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.

Оценка роли молодежи в процессе смены поколений должна осуществляться с учетом: общесоциологического закона изменения и преемственности поколений в обществе; социальной дифференциации молодежи; исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения; осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности. Общество и государство обязаны учитывать это и, исходя из таких закономерностей, формировать и реализовывать политику в отношении молодежи6.

С учетом того, что молодежь как органическая часть общества представляет собой открытую социальную систему, которая включена в разнообразные взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют в обществе, принципиальным при рассмотрении ее роли является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных отношений.

Особенности современного положения молодежи заключаются в том, что она выступает, прежде всего, как субъект общественного производства и общественной жизни, который находится вместе с тем в процессе своего становления. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, се-

мьи, институтов образования, а позже, в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития, начинает сам существенно влиять на общество. Иными словами, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлено общественное влияние с целью ее развития.

Своеобразие молодежи как социальной группы заключается в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от свойства быть объектом общественного воздействия к преобладающему свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом и есть социальный смысл «взросления» молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью владеть всей совокупностью и уровнем социальных связей и отношений, присущих данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения.

Таким образом, сущностью молодежи и проявлением ее главного социального качества является мера достижения ею социальной субъектно-сти, степень усвоения общественных отношений и инновационной деятельности.

Современная молодежь находится в специфической исторической ситуации, когда процесс социализации происходит не на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, а, наоборот, требует активного участия самой молодежи в выработке этих ценностей, причем самостоятельно, нередко в столкновении с мотивационными ценностями старших поколений. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, что далеко не всегда соответствуют ее интересам и потребностям. Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, что имеет старшее поколение.

Напряжение между молодым человеком и обществом делает возможным конфликт между индивидуальностью и существующим социальным строем. Учитывая, что для внутреннего мира молодого человека присуща амбивалентность, т. е. двойственность, противоречивость чувств и эмоций, эта амбивалентность может одинаково последовательно привести к различным формам поведения, выражающимся как в социальных инновациях, так и в социальном протесте, девиациях.

Необходимо отметить, что социально-экономические преобразования, развитие гражданского общества в РФ значительно повлияли на ход социального становления молодых граждан. Российское общество на современном этапе оказалось совсем не готовым осмыслить сущность

Социология

21

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1

происходящих трансформаций, не выработало механизма мягкого согласования интересов молодежи с другими группами общества, не создало системы социализации молодежи, которая исходила бы из адекватного соотношения между воспитательным воздействием старших поколений и реальным молодежным самоуправлением. В этих условиях возникает необходимость выработки совершенно новых механизмов обеспечения взаимоотношений между обществом и новыми поколениями.

Сейчас речь должна идти о переосмыслении роли молодежи в историческом процессе и процессах национального развития, о преодолении потребительского отношения к ней со стороны общества и его социальных институтов7.

Ранее процесс социализации молодежи трактовался упрощенно - как одностороннее усвоение опыта, идей, ориентаций старшего поколения и общества в целом, считалось, что молодежь способна только на воспроизведение существующих общественных отношений, а не на творчество и новации. Однако социализация является двусторонним процессом и результатом встречной активности субъекта и объекта социальной среды. Исходя из этого, необходима смена патерналистской политики государства по отношению к молодежи, что возможно при следующих условиях: отказа от отживших стереотипов и идеологических штампов прошлого, перехода от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к демократической молодежной политике. Такие отношения предполагают «обратную связь» и контроль «снизу»,

учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде8. Государство уже сегодня должно выработать реалистичную, сбалансированную, взвешенную политику по развитию молодежи как социальной силы, создавать соответствующие условия и гарантии для ее жизненного самоопределения и самореализации, что в конечном счете должно способствовать преодолению противоречий между интересами государства и подрастающего поколения.

Примечания

1 Константиновский Д. Л. [и др.]. Образование и жизненные траектории молодежи : 1998-2008 годы. М. : Ин-т социологии РАН, 2011. С. 6.

2 См.: ЧупровВ. И., ЗубокЮ. А. Социология молодежи : учебник. М. : Норма, ИНФРА-М, 2013. С. 11.

3 См.: ГоршковМ. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России : социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 17.

4 См.: ПереверзевМ. П., Калинина З. Н. Экономические основы работы с молодежью : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 192.

5 См.: Константиновский Д. Л. [и др.]. Указ. соч. С. 79.

6 См.: ЛупандинВ. Н. Социология молодежи : учеб. пособие. Орёл : Изд-во Орлов. гос. техн. ун-та, 2011. С. 31.

7 См.: Хайдаров Р. Р., Овчинина Т. Б. Социология молодежи и молодежная политика : учеб. пособие. Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. С. 54.

8 См.: Ховрин А. Ю. Государственная молодежная политика : синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С. 134.

удк 316.334.22

проблемы наемного труда в перспективе развития социального государства

а. В. Тавадова

московский государственный университет им. м. в. Ломоносова E-mail: atavadova@gmail.com

в настоящей статье описывается феномен, получивший название «лишние люди». Эта ситуация характеризует состояние современного наемного труда и вместе с тем является сферой, образующей поле действия для социального государства как института, призванного сглаживать дисфункциональные последствия свободной экономики.

Ключевые слова: социальное государство, наемный труд, безработица, формы занятости, социальная защищенность.

The Problems of Wage Labor in the Modern Welfare state

A. V. tavadova

The article considers a phenomenon known as the «superfluous men». This situation characterizes the state of today's employees and at the

same time is a sphere, forming a field of action for the welfare state as an institution designed to smooth disfunctional consequences of a free economy.

Key words: welfare state, wage labor, unemployment, forms of employment, social security.

Значение сферы трудовых отношений трудно переоценить как для общества в целом, так и для отдельно взятых его представителей. Разделение общественного труда - основа того типа социальной солидарности, которую классик социологической мысли Э. Дюркгейм назвал органической1. Трудовая занятость служит вместе с тем источником стабильного дохода для поддержания качественного уровня жизни трудящегося

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Тавадова А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.