Научная статья на тему 'Трансформация представлений об образовании в концепции «Общества знания»'

Трансформация представлений об образовании в концепции «Общества знания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / "ЖИВОЕ ЗНАНИЕ" / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / "KNOWLEDGE SOCIETY" / "LIVING KNOWLEDGE" / KNOWLEDGE / INFORMATION / EDUCATIONAL SYSTEM / CRITICAL THINKING / COMPETENCES FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниелян Наира Владимировна

Исследуется важный отличительный признак формирующегося сегодня «общества знания», состоящий в изменении типа мышления и роли в нем формальной информации, а также «человеческого знания». Представлена система образования в России, внедряющая идеалы и нормы информационного общества, которая строится на принципах разработки технологий и программирования, представления знаний в модулях и их оценки в компетенциях. Отмечаются существенные изменения понятийного аппарата в философском образовании в сторону внедрения технических терминов. Показано принципиальное изменение ситуации в «обществе знания», когда на смену «инструментальному разуму» будет приходить «живое знание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Notions on Education in “Knowledge Society” Conception

An important distinctive feature of “knowledge society” forming nowadays that is changing of the type of thinking and of the role of formal information and of “human knowledge” in it is studied. The educational system in Russia introducing all ideals and principles of information society that is based on principles of development of technologies and programming products, presentation of information in modules, estimation of students’ knowledge in competences, is unveiled.Significant changes in conceptual definitions in linguistic education consisting in introduction of technical terminology are noted. The essential change of situation in “knowledge society” when “living knowledge” will shift the instrumental intelligence is shown.

Текст научной работы на тему «Трансформация представлений об образовании в концепции «Общества знания»»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01 + 001.8

Трансформация представлений об образовании в концепции «общества знания»

Н. В. Даниелян

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Исследуется важный отличительный признак формирующегося сегодня «общества знания», состоящий в изменении типа мышления и роли в нем формальной информации, а также «человеческого знания». Представлена система образования в России, внедряющая идеалы и нормы информационного общества, которая строится на принципах разработки технологий и программирования, представления знаний в модулях и их оценки в компетенциях. Отмечаются существенные изменения понятийного аппарата в философском образовании в сторону внедрения технических терминов. Показано принципиальное изменение ситуации в «обществе знания», когда на смену «инструментальному разуму» будет приходить «живое знание».

Ключевые слова: знание; информация; «общество знания»; система образования; «живое знание»; критическое мышление; формирование компетенций.

В последнее время проводятся интенсивные исследования перехода от информационного общества к так называемому обществу знания, прежде всего в аспекте конструирования данного общества на основании науки относительно социологии и экономики знаний, поскольку они играют все большую роль. Следует определить, чем же понятие информационного общества отличается от «общества знания».

Преобразование информации в знание предполагает работу мысли. Как таковая информация является лишь сырьем для получения знания. С этой точки зрения, она может быть и «незнанием», о чем особенно красноречиво свидетельствует Интернет: по некоторым оценкам, половина информации, распространяемой через него, по всей видимости, оказывается на поверку фальшивой или неточной. Тем не менее рефлексивный характер суждений, необходимых для преобразования информации в знание, представляет собой нечто большее, чем простую проверку фактов. Он подразумевает владение некоторыми когнитивными способностями, критическими и теоретическими, развитие которых и является задачей «общества знания». Если возникает опасность «утонуть» в потоке информации, то именно знание позволяет «сориентироваться в мышлении». Различие между знанием и информацией должно учитывать, кроме того, процесс придания знанию формы информации (что называется «информационализацией» знания). Он придает знанию материальное измерение, что делает его более оперативным и облегчает его обработку. Таким образом, знание становится средством производства новых знаний.

© Даниелян Н. В.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

89

___________________Проблемы общественного развития и образования__________

Информация представляет собой то, что преобразуется посредством соответствующей обработки, тогда как знание представляет собой то, что производится, при этом производство знания всегда основано на уровне познания и на преобразовании информации. Следовательно, знание является продуктом человека и принадлежит ему. Именно форма превращения информации ведет к производству знания, но и само знание преобразуется в информацию, с тем чтобы затем подвергнуться обработке и произвести новое знание. Очевидно, что в этом цикле заложена основа инноваций, обеспечивающих новые достижения в области эффективности производства знания.

Несмотря на ряд попыток создать целостную теорию «общества знания», которая охватывала бы все существенные аспекты, обсуждаемые в литературе, сегодня такой теории нет. Тем не менее разработаны сходные концепции. Так, Н. Штер определяет данное общество как основанное на проникновении науки во все сферы общественной жизни. Конкретные проявления этого процесса он описывает следующим образом:

— «насыщение всех сфер жизни и деятельности научным знанием;

— замещение других форм знания наукой (в том числе профессионализация занятий);

— развитие науки в качестве непосредственной производительной силы;

— формирование нового сектора производства (производство знания)» [1, с. 36].

Аналогичных представлений об обществе знания придерживается и академик

В. А. Лекторский. «Общество знания» он характеризует как динамично развивающееся общество, в котором:

— «осознается роль знания как фактора успеха в любой сфере деятельности;

— существует постоянная потребность в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг;

— эффективно функционируют системы производства знаний и передачи знаний;

— предложение знаний стремится не только удовлетворять имеющийся спрос на знания, но и формировать такой спрос» [2, с. 30].

Из приведенных выше концепций можно сделать вывод о том, что рациональная образовательная деятельность в подобном обществе возможна лишь при бесплатном широком распространении научно обоснованного знания, что можно организовать только с помощью трансформации действующей сегодня системы образования.

Самой существенной характеристикой сферы образования в наше время являются ее «механизмы», нацеленные на опережающую адаптацию к наступающему природному и социальному будущему «общества знания». Адаптация понимается в системном контексте как необходимый и важнейший атрибут как биологической, так и социальной жизни отдельного человека и всего общества. Следовательно, когнитивная и ментальная адаптация социума, в том числе посредством сферы образования, есть один из реально действующих механизмов адаптации человека и социума к окружающим искусственному и природному мирам, а также к их будущей реализации.

Образовательный процесс — это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания, создание нового знания и умения — это процесс фундаментального исследования, причем не важно, прикладного

90

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

_______________________________Даниелян Н. В.___________________________

или абстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера интеллектуального, личного общения и не только в цепочке ученик — учитель, но и во взаимодействии учитель — учитель, ученик — ученик. И данную интегрирующую функцию способен выполнять предмет «Философия» в сфере высшего образования.

Сегодня образовательный процесс во многом строится на использовании информационно-коммуникационных средств. Они обрушивают на обучающегося лавину информации, как следствие, становится возможным целенаправленное воздействие на него. Это одна из причин, по которой технический прогресс в сфере массовых коммуникаций служит социальному регрессу общества, так как порой разрушает создававшиеся веками социально-коммуникационные связи между разными поколениями, что приводит к формированию негативных стереотипов мышления. Именно здесь столь необходимы самостоятельность и воспитание духа обучающегося посредством самостоятельного критического мышления, чему и способствует философское образование.

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения биогенетической основы, являющейся предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, т. е. основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре. Таким образом, сохранение и расширение курса «Философия» в образовательном процессе определяется потребностями как развития научного знания, так и практическими, более широкого плана — превращением науки в наиболее революционный элемент технико-экономического и социально-культурного прогресса, в важнейшее средство общественного развития.

Рассмотрим особенности философского знания. Философия как наука нацелена на то, чтобы в огромном море разнообразных знаний о природе, обществе, человеке и его мышлении отыскать наиболее общие, устойчивые истины о процессах, связях и закономерностях объективной реальности. Ее главная цель — познание основ мироздания, она рассматривает мир укрупненно, рассказывает о нем на языке широких обобщений. Основными единицами философского знания являются предельно широкие родовые абстракции (обобщения) реальных явлений, процессов и отношений.

Образовательный процесс в этой области знания строится, прежде всего, вокруг:

1) разработки категориально-понятийных гнезд (целое — целостность — часть и целое — система; система — моносистема — полисистема — системный комплекс и т. д.);

2) изучения всеобщих черт процесса познания, его предпосылок и форм;

3) выявления и обобщения характеристических черт природных и социальных законов различных видов, родов и классов реальной действительности.

При изучении курса философии открывается внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания. Обучающемуся постоянно приходится соотносить свои мысли и поступки с общегуманистическими принципами и ценностями. Получаемые знания начинают рассматриваться в контексте социальных условий бытия человека и возможных социальных последствий,

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

91

___________________Проблемы общественного развития и образования__________

как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Можно заключить, что данный курс поможет готовить широко образованных выпускников, обладающих целым комплексом требуемых для будущей успешной работы знаний.

В обобщенном виде следует выделить три основные сферы использования философского знания в сфере современного образования:

1) для современных научных исследований (биология, кибернетика, психология, лингвистика, семиотика и др.) — практически все фундаментальные науки в условиях информационного общества рассматривают идеи целостности, организованности, иерархичности объектов исследования, представления их в виде систем;

2) для использования в области современных технологий в качестве основы построения принципов методологии и проектирования, а также разработки и практической реализации сложных технических объектов;

3) для организации производства и управления как важнейших способов преодоления неуклонно возрастающей абсолютной и относительной сложности социально-экономической и производственной сфер общества.

Выпускники высших учебных заведений, приступая к работе, должны иметь полную информацию обо всех, в том числе новейших, достижениях в разных областях, обладать глубокими знаниями в фундаментальных науках и уметь все это применить к делу. Задача формулируется весьма ясно: научить будущих выпускников применять весь арсенал современных научных методов, и отечественных, и зарубежных, по изучаемой ими специальности для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к профессиональной среде.

Эта задача решается на базе прочного фундаментального образования. Лазерные, био- и нанотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов и т. д. показывают, что для того чтобы в наше время стать высококвалифицированным специалистом, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Как показывает практика, фундаментальная наука внутренне способна к кадровому самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не была подавлена, необходимо, чтобы университет предоставлял студентам соответствующий уровень не только гуманитарной, но и естественно-научной фундаментальности по всему спектру знаний, что и приводит к потребности в использовании системного подхода в процессе обучения.

Предлагаемый подход к организации учебного процесса сходен с традиционной формой: занятия проводятся в виде последовательности тематических семинаров. На каждом из них разбираются задания, выполненные обучающимися, объясняются возникшие трудности, организуются дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара. При этом проводится индивидуальная работа с каждым студентом (замечания и комментарии по выполненным заданиям, объяснения, ответы на вопросы и т. п.). Все остальные студенты активно участвуют в обсуждении, высказывая свое мнение.

Семинары продолжаются с использованием технологии Интернета для проработки пропущенного или непонятного материала, чтобы обучающиеся могли задать преподавателю возникшие у них после окончания семинара вопросы, прислать выполненные задания и еще раз индивидуально обсудить с преподавателем результаты личной работы. Таким образом, существенным отличием работы студентов является

92

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

_______________________________Даниелян Н. В.____________________________

то, что семинар длится не 1,5 часа, а несколько суток, и многие высказывания его участников являются письменными, т. е. могут храниться в течение всего времени жизни курса. Таким образом, студенты могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания.

Кроме этого, студент, пропустивший несколько занятий по тем или иным причинам, имеет возможность видеть все оставленные преподавателем комментарии к прошедшему семинару по соответствующей теме (создается эффект присутствия в группе). Таким образом, каждый обучающийся «присутствует» на семинаре, даже если у него нет физической возможности сделать это; используется так называемый асинхронный режим проведения семинаров.

Студенты могут самостоятельно изучать учебные материалы. При этом преподаватель рекомендует им соответствующую учебную литературу и предлагает четкий план ее изучения или размещает теоретические учебные материалы в Интернете.

Обучающиеся выполняют множество заданий в целях выработки у них навыков критического мышления, которое невозможно без использования системного подхода к процессу образования. Программа направлена на формирование у обучающихся следующих компетенций:

— овладение навыками межкультурного взаимодействия для осуществления профессиональных и социальных контактов;

— совершенствование культуры мышления, письменной и устной речи, способности анализировать и обобщать информацию, определять цель и выбирать пути достижения ее при работе с литературой по специальности;

— самостоятельная оценка качества результатов проведенного исследования, сопоставление новой информации с изложенной в литературе, представление результатов собственного исследования логично и последовательно.

Данная работа позволяет выполнять со студентами (опираясь на их знания по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам) такие задания, как приведение аргументов и контраргументов по предлагаемой научной тематике, выработка ясности, последовательности и структурированности изложения мыслей, поиск и оценка используемых для исследования источников, критическая рефлексия после получения результатов исследования, написание эссе и статей, составление тезисов докладов, аннотаций и рецензий.

Однако следует отметить, что подобный подход к подготовке студентов мало распространен в сегодняшней системе высшего образования в нашей стране. Кроме указанных достоинств у него есть и недостатки. Общество в России, находясь в «фазовом отставании» и упорно внедряя сегодня идеалы и принципы информационного общества, всю систему образования строит на принципах максимальной формализации, разработки технологий и программирования, представления в модулях, оценки в компетенциях. Из вузовских программ исключаются или сводятся к схемам, тестам и пр. многие качественно-содержательные дисциплины, такие как литература, этика, эстетика и др. Во всех гуманитарных и социальных дисциплинах понятийный аппарат претерпевает существенные изменения в сторону внедрения «технических» терминов.

В «обществе знания» ситуация будет принципиально меняться — на смену инструментальному разуму придет «живое знание»: не безличная, формальная информация, но конкретное знание конкретной личности, т. е. практическое, воплощенное в повседневности, несистематизируемое обиходное знание и умение, существующее часто в форме «неявного знания». На языке экономистов это «интеллектуальный капитал», возникающий из «личного самосовершенствования»,

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

93

___________________Проблемы общественного развития и образования__________

интеллекта и воображения. Сегодня ставятся задачи изучения природы и свойств «живого знания», обучение понимается как пожизненное самообучение на основе кооперации и коммуникации. Субъективность как «вкладывание в самого себя» становится положительной характеристикой продуктивности знания. Ключевым принципом образования становится повседневное и пожизненное воспроизводство себя как профессионала в различных сферах деятельности. В исследованиях, посвященных образованию в «обществе знания», появляются термины с приставкой self-, такие как самосозидание, самопредприятие и даже «самоэксплуатация».

Важнейшие изменения, происходящие в сфере образования, не обусловлены традициями и образовательными системами, сложившимися в разных государствах. Вследствие господства общественных форм деятельности, связанных с освоением, использованием и передачей информации, возникает необходимость в формировании «обучающегося общества», все члены которого продолжают всю жизнь учиться и вынуждены регулярно обновлять документы о своем образовании. Образование, ранее считавшееся пожизненным, ныне устаревает в течение десятка лет, что приводит к потребности в новых моделях самого знания. Диплом начинает рассматриваться как «социальная квалификация», которая будет иметь срок действия. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «К обществам знания», «...обучение становится ключевой ценностью. Фундаментальные знания будут включать не сумму сведений и фактов, но язык, когнитивные способности исследовательского типа, математику (как исчисление, поиск закономерностей, причинно-следственных связей), культурные, художественные способности» [3, с. 64]. Отмечается также, что в педагогике обсуждаются проблемы «.множественности форм интеллекта, слабо учитываемых классическим образованием» [3, с. 60].

Существенное отличие становящегося сегодня «общества знания» состоит в изменении типа мышления и роли в нем формальной информации и «человеческого знания». Оно не всегда осознается сегодня педагогами, организаторами образования, а также психологами и философами образования. Обращая на это особое внимание, А. Горц утверждает, что в информационном обществе дело не только в том, что теперь не «капитал посредством машин» правит обществом, но и в том, что «стоит поставить под вопрос инструментализацию всего живого и человечного, как под вопросом оказывается и понимание наукой самой себя и своего социального воздействия» [4, с. 8—9]. Сам человек в ситуации абстракций и «инструментального разума», упорно отключаемый от «живого знания» как нестрогого и не формализуемого, выглядит беспомощным и слабым без поддержки компьютерных технологий и специальных информационных устройств.

Можно предположить, что формируется новая образовательна парадигма, в которой система подготовки специалиста будет включать в качестве необходимого компонента «живое» обыденное знание, а также этику, эстетику, гуманитарные ценности в целом, творческий потенциал, воображение и эмоции конкретного обучающегося с его неформальным знанием. И первые шаги к такому подходу предпринимаются в описанном выше принципе проведения семинарских занятий по развитию у студентов навыков критического мышления. Безусловно, для этого не обязательно использовать информационные технологии при обучении студентов, хотя они, как было показано, значительно упрощают и совершенствуют процесс подготовки будущего специалиста.

Применительно к «обществу знания» образование рассматривается с точки зрения его социальных функций, а также как средство профессионального, культурного, «воспитательного» формирования личности [5]. Без сомнения, такой подход оправдан, поскольку в нем эксплицированы важные функции системы образования,

94

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

____________________________________Даниелян Н. В.__________________________________

однако он имеет концептуальные ограничения. Действительно, с позиции социального воспроизводства поколений, изучения культурных, социальных и прочих функций анализ концепции образования практически не изменяется независимо от того, произошел или нет переход к «обществу знания». По мнению К. Хахлве-га, «...развитие знания представляет собой непосредственное продолжение эволюционного развития, и динамики этих двух процессов идентичны. Нет резкой грани между органами и той информацией, которую они содержат: это две составляющие единого эволюционного процесса, о чем, собственно, и свидетельствует эволюционный процесс» [6, с. 158]. Продолжение и развитие такого подхода и позволяет анализировать сферу образования в «обществе знания».

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, задача образования заключается в транслировании уже созданного, накопленного и устоявшегося в культуре, а с другой — от него требуется коренное изменение многих принципов обучения, педагогики в целом, при этом еще более остро стоит задача воспитания свободного творческого, «самосозидающего» человека.

Литература

1. Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1994. 261 S.

2. Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 30—34.

3. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 239 с.

4. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний / Пер. с фр. М. Сокольской // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5—63.

5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [2-е изд., перераб. и доп.]. М.: Педагогическое о-во России, 2002. 512 с.

6. Хахлвег К., Хукер К. Эволюционная эпистемология и философия науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Эдиториал УРСС, 1996. С. 158—198.

7. Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. № 6. С. 8—11.

8. Shephard K. Questioning, Promotion and Evaluation the Use of Streaming Video to Support Student Learning // British Journal of Educational Technology. 2003. Vol. 34. № 3. P. 295—308.

Даниелян Наира Владимировна — доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии (ФиС) МИЭТ. E-mail: vend22@yandex.ru

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.