Научная статья на тему 'Трансформация политического дискурса в ювенальной сфере в контексте современных тенденций развития семьи'

Трансформация политического дискурса в ювенальной сфере в контексте современных тенденций развития семьи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / POPULATION POLICY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL DISCOURSE / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / JUVENILE JUSTICE / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / JURAL STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яровая Светлана Владимировна

Статья посвящена проблемам политического управления ювенальными процессами. Демографический кризис в Российской Федерации детерминировал необходимость трансформации демографической политики направленной не только на увеличение рождаемости, но и защиты прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Яровая Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of political discourse in the juvenile field in the context of modern tendency of the development of family

The article is devoted to the problems of political governance of juvenile processes. In the Russian Federation the demographic crisis determined the need to transform the population policy aimed not only at increasing the birth rate, but also at protecting the rights and freedoms of citizens.

Текст научной работы на тему «Трансформация политического дискурса в ювенальной сфере в контексте современных тенденций развития семьи»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ЮВЕНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

УДК 32

В последние десятилетия прошлого века в международном праве сложилась тенденция к нормативному обеспечению обязанности государств по установлению и применению ответственности к их гражданам за совершение определенных преступлений. В основном к таким преступлениям относятся те, которые наносят ущерб правам человека. Неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего также является преступлением, наносящим ущерб правам человека. В данном случае мы имеем дело с тесным переплетением юридического и политического дискурсов.

Проблема заключается в общей деградации культуры воспитания детей, примитивизации общественной жизни и носит системный характер, а значит, и политические решения государства, в реализации которых должна принимать участие семья, должны носить системный характер. Только таким образом можно преодолеть последствия ресоциализации граждан.

Политическая ресоциализация граждан в условиях системных трансформационных процессов в современной России сопряжена с изменениями в ценностной системе и структуре идентичностей, с формированием новых адаптационных стратегий в социально-экономической и политической сферах. При этом уровень патернализма повышается в ситуации, когда общество соглашается с определенным уровнем социального патронажа государства, структур, лиц, его представляющих (о чем свидетельствует зависимость величины индекса терпения от избирательного процесса).

В целом можно указать на сосуществование в массовом сознании проти-

С.В. ЯРОВАЯ

воречивых тенденций: индивидуализма (негативного толка) и коммунитарной ориентированности; патернализма и освобождения от государственной опеки. Ресоциализация определяется рядом факторов (управляемость/контролируемость процесса; радикальность преобразований, инициирующих политические и аксиологические изменения; наличие социальной базы перемен и др.) и основывается на сложных взаимообусловленных социально-экономических (идентификация и адаптация) и политических (становление субъекта политического участия) механизмах, специфика функционирования которых существенно влияет на трансформацию структуры и динамики политической и ценностной систем общества [4, c. 25-35]. Существует множество определений семьи. В данном исследовании за исходное примем дефиницию, предложенную А.Г. Харчевым, который определяет ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, характеризующуюся взаимной моральной ответственностью и обусловленную потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [7; 8]. В современной России наблюдается институциональный кризис семьи. Одним из его проявлений, в частности, является снижение социальной ответственности родителей за воспитание детей и соблюдения их гражданских прав.

Если говорить об обязательствах, связанных с гарантиями защиты от злоупотреблений со стороны родителей и неисполнения ими своих обязанностей, то можно выделить следующие обязательства России, вытекающие из норм Конвенции о правах ребенка:

1) обеспечить ребенку возможность находиться с его родителями, если только нет необходимости оградить его от жестокого обращения со стороны родителей, а также в случае, когда родители не заботятся о нем (ст. 9);

2) обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или, в соответствующих случаях, опекуны несут основную ответственность за воспитание ребенка (ст. 18);

3) принимать все необходимые меры для защиты детей от всех форм насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19);

4) предоставлять особую защиту детям, которые временно или постоянно лишены семейного окружения или не могут в собственных интересах оставаться в таком окружении (ст. 20) [6, с. 388].

В условиях всеобъемлющей трансформации отечественного социума наиболее уязвимыми и незащищенными оказались многодетные семьи, дети и подростки, а также представители старшего поколения. При этом среди различных по-коленческих когорт именно современные подростки, чье детство совпало с радикальными социально-экономическими и политическими реформами начала - середины 90-х гг. ХХ в., в первую очередь усваивали и использовали адаптационные механизмы «кризисного общества» в сочетании с выработкой «искаженных» жизненных стратегий и активной демонстрацией различных девиантных форм поведения.

Более того, сам институт современной семьи оказался во многом дисфункциональным, что наиболее отчетливо проявилось в сложившейся социально-демографической ситуации в РФ (высокое количество разводов, низкая рождаемость, рост случаев нарушения прав несовершеннолетних, увеличение социального сиротства и др.), и многодетные семьи, по мнению большинства исследователей,

попали в категорию социально дезадаптированных.

Кризис семьи как важнейшего социального института и связанные с этим кризисом проявления антигуманизма характерны не только для современной России. Другой вопрос, что, как доказал Арпад Са-колчаи, эксцессы политики защиты прав и интересов детей позволили показать пути противодействия правовому нигилизму и антигуманизму [9, с. 417-433]. Несмотря на существование отечественных и зарубежных исследований комплексная программа социальной поддержки семьи как важнейшего элемента государственной политики в сфере защиты прав и интересов подрастающего поколения в России так и не была предложена, хотя власть продемонстрировала политический заказ на такого рода программы.

Во второй половине первого десятилетия 2000-х гг. российские власти обратили серьезное внимание на тяжелую демографическую ситуацию в стране. Был принят ряд решений, призванных улучшить положение и подкрепленных финансированием и пропагандой, демографические вопросы заняли достойное место в социально-экономической политике. В указанном контексте упомянем Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг.; Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

В ближайшем будущем Россию ждет увеличение естественной убыли населения и неясная ситуация с миграцией. Доклад о социальном и демографическом развитии России за 15 лет, подготовленный в 2010 году ведущими экспертами страны под эгидой иЫРРА (Фонд ООН в области народонаселения), показывает, что политика в этой области остается непоследовательной и не всегда компетентной. Начиная практически с момента распада СССР, авторы цитируемого доклада выделяют три этапа в социально-демографической политике. В первой половине 1990-х гг. в России начался демографический кризис: на фоне

снижения рождаемости резко выросла смертность. Специальных мер по преодолению кризиса правительство не принимало, что объяснялось экономическим кризисом, появлением новых рыночных отношений и институтов, с которыми надо было еще понять, что делать. Трудности пытались компенсировать традиционным для индустриального общества группам: пенсионерам, инвалидам, безработным. На втором этапе - 1995-2005 гг. - социальные вопросы стали рассматриваться как фактор экономического развития, появилось новое трудовое законодательство, началась пенсионная реформа. Но в то же время ухудшилось качество демографической статистики, поддержка семей с детьми сокращалась, из-за изменения форм семейных отношений из поля зрения государства выпадала все большая доля семей. Третий этап - с 2005 г. - характеризуется усилением внимания власти к демографии. Монетизация льгот, национальные проекты, «демографическое» послание президента 2006 г., впервые продекларировавшее мощную поддержку рождаемости, некоторая либерализация миграционного законодательства.

Эксперты отмечают наличие определенного эффекта от демографических мер 2006 - 2007 гг. (самая знаменитая из которых - материнский капитал): в 2007 - 2008 гг. повысилась рождаемость. Впрочем, произошло это на фоне восходящей с конца 1990-х гг. тенденции экономического развития, прерванной мировым финансово-экономическим кризисом. Тенденция эта определялась экономическим ростом и ростом благосостояния. Как скажется на ней в долговременной перспективе экономический кризис, пока не ясно - прежде всего, потому, что нет ежегодных опросов по планированию семьи.

Единовременные финансовые выплаты скорее являются мерой улучшения благосостояния семей, но не стимулом к увеличению числа рождений. С рождением второго ребенка риск бедности для семьи возрастает. Риск бедности у полной семьи с двумя детьми в России в два раза выше, чем среди всего населения, и это

соотношение не меняется за весь период после распада СССР.

Россия по-прежнему находится в фазе устойчивой депопуляции. Дискуссия об ограничении или стимулировании иммиграции идет в то время как иммиграция лишь наполовину компенсирует естественную убыль населения. Репродуктивному здоровью населения уделяется очень мало внимания. Проблемы бедности, сиротства, заболеваемости ВИЧ/СПИД, пространственного распределения населения становятся все насущнее.

Демографическая ситуация ставит новые сложные вызовы, которые надо вовремя учитывать в построении комплексной и долгосрочной политики [5]. Отечественная демографическая политика как часть политического дискурса в сфере защиты прав и интересов подрастающего поколения, пока что сильно отстает от этих вызовов.

В ст.18 Конвенции ООН «О правах ребенка» указывается, что «государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка». «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» - в такой формулировке принцип равноправия родителей закреплен в ст. 38 Конституции РФ. Семейный Кодекс РФ не предусматривает данный принцип среди основных начал семейного законодательства в ст. 1, но содержит специальную ст. 61 «Равенство прав и обязанностей родителей», в которой указывается, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Таким образом, принцип равенства прав родителей получил нормативное признание, однако, в то же время действующее семейное законодательство нельзя признать соответствующим данному принципу в полной мере. Правовое регулирование отношений по установлению происхождения детей, родители которых состоят или не состоят в браке между собой; отношений, связанных с реализацией репродуктивных прав мужчины и

женщины; отношений по осуществлению родительских прав, в том числе, если один из родителей проживает отдельно от ребенка; отношений, возникающих при разрешении между родителями споров, связанных с воспитанием детей, а также других родительских отношений сопровождается применением норм, не только не соответствующих правам и интересам отца ребенка, но иногда и нарушающих их. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости пересмотра отдельных положений СК РФ и приведения их в соответствие с принципом равенства прав родителей.

Значимость обозначенной проблематики обусловлена еще и тем, что нарушение прав и интересов отца одновременно является нарушением прав и интересов ребенка. Здесь мы вторгаемся в так называемую ментально-психологическую сферу российского образа мышления. Существующие ограничения в сфере реализации отцом своих прав и интересов, безусловно, проецируются в сферу реализации прав и интересов ребенка [1; 2; 3].

Воспитание как процесс воздействия на личность представляет собой комплекс методов, не имеющих конкретной регламентации в области права, кроме запрета применять насилие к несовершеннолет-

ним. Обязанности по воспитанию включают в себя меры по оказанию заботы в отношении несовершеннолетних, обеспечении их жизненно-важных нужд и безопасности, обусловленные «повышенным количеством правомочий взрослых». В современной России вопросы воспитания детей в семье, как и обеспечения прав и законных интересов детей, не находятся в повестке дня государственной ювеналь-ной политики.

Эксперты полагают, что предотвратить многие вопиющие случаи насилия над российскими детьми за границей и внутри страны может создание единого органа, ориентированного на предотвращение причин насилия и безнадзорности в российских семьях. Он должен не только выявлять случаи жестокого обращения с детьми, но и оказывать материальную и психологическую поддержку семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

Необходимо внесение упомянутых выше назревших изменений в федеральное законодательство по усилению ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; жестокое обращение с несовершеннолетними.

1. Асланов, Х.Г. Выражение взаимного согласия как форма реализации принципа равноправия родителей [Текст] / Х.Г. Асланов // Юрист. - 2008. - № 2.

2. Асланов, Х.Г. Некоторые вопросы реализации принципа равноправия родителей при осуществлении ими родительских прав [Текст] / Х.Г. Асланов // Вестник Тверского государственного университета. - Серия «Право». - 2007. - Выпуск 3.

3. Асланов, Х.Г. Семейно-правовые гарантии участия отца в воспитании детей [Текст] / Х.Г. Асланов // Материалы круглого стола «Защита прав несовершеннолетних». Филиал ТвГУ в г. Ржеве, 14 ноября 2008 г.

4. Бродовская, Е.В. Процесс политической ресоциализации российских граждан [Текст] / Е.В. Бродовская // Известия Тульского государственного университета. - Сер. Социология и политология. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2002.

5. Волновая политика [Текст]// Ведомости. - 2010. - № 58 (2576), 02.04.

6. Конвенции о правах ребенка 1989 года [Текст] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990.

7. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Наука, 1978.

8. Харчев, А.Г. Социология воспитания [Текст] / А.Г. Харчев. - М.: Политиздат, 1990.

9. Szakolczai, A. Moving Beyond the Sophists: Intellectuals in East Central Europe and the Return of Transcendence [Text] / A. Szakolczai // European Journal of Social Theory. - 2005. - Vol. 8. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.