Научная статья на тему 'Трансформация партийно-государственной системы управления в СССР 1920-х 1950-х гг. : из опыта органов партийного контроля'

Трансформация партийно-государственной системы управления в СССР 1920-х 1950-х гг. : из опыта органов партийного контроля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1286
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПАРТИЯ / КОНТРОЛЬ / БЮРОКРАТИЯ / ТОТАЛИТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усков В. А.

Статья посвящена анализу эволюции правящей партии Советского союза с точки зрения основных проблем, возникающих в процессе управления государством и обществом. Рассмотрен процесс трансформации структур управления партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PARTY-STATE CONTROL SYSTEM IN the USSR 1920s 1950s YEARS: FROM THE EXPERIENCE OF THE BODIES OF THE PARTY CONTROL

This article analyzes the evolution of the ruling Party of the Soviet Union in terms of the basic problems arising in the management of the state and society. The process of transformation of the governance structures of the party.

Текст научной работы на тему «Трансформация партийно-государственной системы управления в СССР 1920-х 1950-х гг. : из опыта органов партийного контроля»

Усков В. А.

к. и. н, доцент кафедры ГМУ Тамбовский филиал РАНХиГС

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СССР 1920-х - 1950-х гг.: ИЗ ОПЫТА ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: Статья посвящена анализу эволюции правящей партии Советского союза с точки зрения основных проблем, возникающих в процессе управления государством и обществом. Рассмотрен процесс трансформации структур управления партии.

Ключевые слова: Государство, партия, контроль, бюрократия, тоталитаризм.

Uskov V. A.

candidate of history, associate Professor of the Department ofpublic administration Tambov branch of the Russian Academy for state service of the President of the Russian Federation

TRANSFORMATION OF THE PARTY-STATE CONTROL SYSTEM IN the USSR 1920s - 1950s YEARS: FROM THE EXPERIENCE OF THE BODIES OF THE PARTY CONTROL

Abstract: This article analyzes the evolution of the ruling Party of the Soviet Union in terms of the basic problems arising in the management of the state and society. The process of transformation of the governance structures of the party.

Key words: State, party control, bureaucracy, totalitarianism.

В 1920 годы, когда в Советской России единственной легальной и правящей партией стала РКП(б), политическая ситуация была очень сложной. Правящая партия столкнулась с серьёзными политическими, экономическими и этическими проблемами в процессе управления государством и обществом. Для минимизации негативных последствий этих проблем и обеспечения успешного строительства социализма в стране и мире в правящей партии-государстве были проведены некоторые реформы, в частности созданы органы партийного и государственного контроля для противодействия болезненным явлениям (бюропатологиям) в правящих социалистических институтах. Для этого были созданы Центральна Контрольная Комиссия (ЦКК) РКП(б) и Рабоче - Крестьянская инспекция - орган советского контроля (1919— 1920 г. г.).

В начале 20-х гг. XX века в руководстве партии-государства сложилось мнение о необходимости реформирования системы контроля в партии и государстве. Ход кампании реорганизации ЦКК и РКИ, которая осуществлялась в 1922—1923 г. г., имел два уровня: 1) в Центре; 2) В губерниях. Факты и документы показывают, что и эта кампания проходила по традиционной для российской истории государственного управления схеме «сверху — вниз». Реформа включала в себя различимые моменты: вынесение проблемы на общепартийную дискуссию (как дань демократическому прошлому), аппаратная подготовка итогов дискуссии (апробированный и беспроигрышный авторитарный ход), закрепление этих итогов (по принципу построения, направлению работы, персональному составу реорганизованной ЦКК-РКИ) в решении XII съезда правящей партии — государства. В ходе этой кампании представители группы И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьева, В. М. Молотов и др. добились успеха потому, что в их руках находился аппарат партийно-государственной власти и управления.

В итоге реорганизации произошло еще большее сращение партийного и государственного аппарата в СССР. Возник орган всеобъемлющего контроля, что было продвижением в сторону тоталитаризации управления жизнью партии, государства и общества в СССР в первой половине 1920-х годов. Одним из серьезнейших итогов реорганизации ЦКК-РКИ и КК-РКИ было постепенное перепрофилирование деятельности КК РКП(б) с внутрипартийной на общегосударственную и как прямое следствие этого удаление ЦКК-КК от реального управления процессами в партии — государстве. Это сопровождалось постепенной утратой Контрольными Комиссиями внутрипартийной самостоятельности, а следовательно вело к ослаблению уравновешивающего влияния КК на взаимоотношения «верхов» и «низов» партии — государства, т. е. дальнейшему ослаблению демократической тенденции управления в СССР.

Особенно опасным фрагментом этой тенденции стало сращивание ЦКК с Объединённым Государственным Политическим Управлением (ОГПУ — спецслужба) СССР и другими карательными органами.

В Президиум ЦКК РКП(б) вошли члены Коллегии ВЧК-ОГПУ СССР: В. Н. Манцев, Я. Х. Петерс, С. Е. Чуцкаев, И. И. Шварц. Их избрание в ЦКК было нежелательно, т. к. ранее они работали на высших должностях в ВЧК, где зарекомендовали себя как пристрастные (страстно приверженные к тоталитарному мышлению и тоталитарной системе управления) товарищи. Подобная тенденция наблюдалась и в губерниях, так Председателями Губернских контрольных комиссий РКП(б) — ГКК в 1923—1925 г. г. стали: в Орловской губернии — Ю. А. Гринблат — член ГО ГПУ Орловской губернии, в Курской — П. И. Студитова — Парфенова — начальника ГО ГПУ, Тамбовской губернии — прокурор округа т. Олех — Райн.

В Воронеже отношения между ГКК (Я. К. Абель) и ГО ГПУ перешли на почву тесного сотрудничества. 31 июля 1924 г. на заседании Президиума Воронежской ГКК слушается вопрос «Об увольнениях из советских учреждений по отводам ГПУ». Президиум Воронежской ГКК постановляет: «1) Увольнения по отводам ГПУ служащих, занесенных в особые списки, производить постепенно, в течение месяца, подводя увольнение под сокращение штатов» [7].

Обеспокоенные тенденцией создания в ЦК и ЦКК РКП(б) «гильотины» (Я. Н. Дробнис) члены руководства партии - государства РКП(б) выступали против этого. Их голоса потонули в громе голосов сторонников этой - тоталитарной тенденции. Е. М. Ярославский на XIV съезде ВКП(б) вопрошал: «...в чем мы виноваты еще? Конечно, мы не всегда были так резки, как был бы Владимир Ильич на нашем месте» [6]. Емельян Михайлович (Миней Израильевич) имел ввиду утверждение Ленина на XI съезде о том, что против «паникёров» нужно применять пулемёты. Позицию большинства поддерживают далее Р. Я. Терехов, Б. А. Ройзенман, который настаивал перед съездом: «ЦКК полагается защищать организационную и политическую линию ЦК» [6]. С. И. Гусев вторил Е. М. Ярославскому: «.Ленин нас когда учил, что каждый член партии должен быть агентом ЧК, т. е. смотреть и доносить». «Каждый член партии должен доносить, мы страдаем от недоносительства» [6].

Это вызвало справедливое замечание С. К. Минина о том, что такой позицией - «конечно, ореол ЦКК рушится, и дело вперед не двигается, и разлагается» [6]. Он считал, что нужно подходить к данным разногласия «чутко, осторожно, с терпимостью, а не вызывать раздражение» [6].

По итогам XIV (декабрь 1925 г.) съезда ВКП(б) тенденция персонального сращивания ЦКК с занятием должности в ОГПУ, Прокуратуре, Суде, РККА - стала нормой. Мотивацию такой позиции руководства ЦК ВКП(б) следует искать в сочетании внутренних экономических и политических факторов с внешнеполитическими факторами и с личностными - культурно-психологическими, которые проявились в стране к середине 1920-х г.

К концу 1920-х годов ЦК ВКП(б) имел все необходимые и достаточные условия для начала кампании по ликвидации Контрольных Комиссий в правящей партии. Это было тем более необходимо руководству ЦК ВКП(б), что выход из кризиса 1927-1928 годов намечался им через полную тоталитаризацию структур управления партии - государства в СССР. Руководство ВКП(б) внедрило в сознание масс правящей партии мысль о том, что «.нам не нужен орган, который контролирует всех и вся».

Следующим этапом трансформации было решение XVII съезда ВКП(б) об упразднении ЦКК и создании Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). Прямая подчинённость этого органа контроля ЦК и его лидеру была чревата глубокими и негативными преобразованиями. Отметим, что этот орган партийного контроля «проштамповывал» все дела об исключении из правящей партии-государства партийца-фигуранта, если НКВД СССР заводило дело на оппозиционера. Исключение из ВКП(б) было разрешением на репрессивные действия против исключённого. Из материалов работы КПК при ЦК ВКП(б) явствует, что особо рьяно стоял за исполнение этой функции (исключение из ВКП(б)) - М. Ф. Шкирятов.

Последствия этого мы наблюдаем в событиях конца 1940 - начала 1950 гг. Доктор исторических наук, профессор, генерал-майор В. Некрасов, ссылаясь на неопубликованную рукопись Николая Дудорова, министра внутренних дел СССР в1956-1960 годах, «50 лет борьбы и побед», в 1990 году в журнале «Советская милиция» № 6 утверждал: «Г. М. Маленков, будучи секретарем Центрального Комитета партии, лично в 1950 году занялся организацией в Москве «особой тюрьмы» для ведения в ней следственных политических дел. К делу организации «особой тюрьмы» были привлечены работники отдела административных органов ЦК КПСС, а для следственной работы были привлечены работники КПК (ими руководил М. Ф. Шкирятов - В. У.) при ЦК КПСС. О ходе организации «особой тюрьмы» и ее деятельности докладывали непосредственно Маленкову, в тюрьме был установлен правительственный телефон-вертушка. Тюрьма рассчитана на 30-40 человек, с особыми условиями режима, ускоренной оборачиваемостью. В ней было 35 кабинетов для следователей, специальной охраны и специальных следователей во главе с начальником тюрьмы Клейменовым, которого инструктировал лично Маленков. Осуществлял шефство и наблюдение за тюрьмой И. Серов, бывший тогда заместитель министра внутренних дел.

Были случаи, когда по выходе из кабинета Маленкова в здании ЦК КПСС арестовывались руководящие работники. Например, бывший секретарь ЦК КПСС А. А. Кузнецов, бывший Председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов, бывший секретарь Ленинградского обкома партии П. С. Попков и другие - все они арестованы в приемной Маленкова и отправлены в «особую тюрьму», где подвергались пыткам, истязаниям, а затем физически уничтожались.

Допросы политзаключенных производились не только в тюрьме, но и часто политзаключенных доставляли из «особой тюрьмы» в специальных автомашинах в здание ЦК КПСС, как правило, к 12 часам ночи, где Маленков допрашивал их поодиночке».

А. И. Ваксберг, д. ю. н., адвокат и писатель описывая свои беседы с МВД СССР Н. П. Дудоровым, отмечал: «В Москве, на улице Матросская Тишина есть (была - В. У.) небольшая тюрьма человек на сорок, где следователи - в большинстве своем члены Комитета партконтроля. Что в этой тюрьме все устроено так, чтобы никаких следов от человека не оставалось: стоят большие ванны с кислотой, и все «отходы» уходят по канализации! Рассказал (МВД СССР Н. П. Дударов - В. У.), что в этих ваннах сгинули заместитель председателя Совета Министров СССР Вознесенский, секретари ленинградского обкома Попков и Кузнецов, секретарь крымского обкома Соловьев и многие другие. Он также поведал, что начальник этой партийной

тюрьмы Клейменов не подчиняется никому, кроме Маленкова, что между ними есть прямой телефон. Что Маленков составил инструкцию о порядке допросов арестованных и по ночам сам их допрашивал»[1]. Это подтверждается в научных трудах и мемуарах учёных историков и крупных партийно-государственных деятелей СССР [2].

Всё это показывает, что практика деятельности одного из правительственных органов партии-государства ЦКК ВКП(б) - НК РКИ - КПК КПСС постепенно трансформировалась от института уравновешивающего авторитарные и тоталитарные тенденции (партийная и пролетарская совесть -В. И. Ленин, 1920 год) в руководстве партии-государства РКП(б) - ВКП(б) в особый карательный орган, который стоял на охране интересов тоталитарного режима в СССР. Документы и мемуары свидетельствуют, что в 1940-50-е г. г. КПК при ЦК ВКП(б) - это действительная гильотина в высшем партийно-государственном звене управления в СССР.

Список литературы

1. ВаксбергА. Царица доказательств. М., 1992.

2. ПетровН. В. Сталин и органы НКВД-МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945-1953 гг.

3. ПихояР. Г. Советский союз: история власти 1945-1991. Новосибирск 2000.

4. Семичастный В. Е. Беспокойное сердце. М., 2002.

5. Письмо бывшего министра внутренних дел С. Н. Круглова в ЦК КПСС от 19 января 1960 года. www.lib.ru/MEMUARY/BERIA/sber.txt

6. Четырнадцатый съезд ВКП(б). Стенограммы. М. - Л. ,1926.

7. ЦДНИВО. Ф. 10, Оп. 1, Д. 40, Л. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.