Научная статья на тему 'Трансформация парадигмы управления в условиях формирования информационного общества'

Трансформация парадигмы управления в условиях формирования информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / YRANSFORMATION MANAGEMENT PARADIGM IN TERMS OF THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ирина Камильевна

В статье говорится, что главная особенность современной информационной парадигмы управления заключается в том, что основным ресурсом развития общества, экономики становятся информация и знания. В рамках данной парадигмы деловые предприятия рассматриваются как корпорации, ориентированные на знания, информацию, границы которых становятся неопределенными. Знания, информация осваиваются и передаются на виртуальном уровне с активным использованием информационных технологий. Значение Интернета заключается в тех возможностях, которые Сеть открывает для совершенствования деловых процессов, сокращения общих затрат и увеличения в прибыли. То есть Сеть действительно предоставила новые, богатые перспективы для кардинальных преобразований форм ведения бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation management paradigm in terms of the information society

The article states that the main feature of modern information management paradigm is that the main resource for the development of society, economy are information and knowledge. Within this paradigm of business enterprises treated as a corporation focused on the knowledge and information, the boundaries of which are uncertain. Knowledge, information being developed and transferred to the virtual level with the active use of information technologies. The value of the Internet lies in the opportunities that opens up the network to improve business processes, reduce overall costs and increase profit. That is really the network has provided new, rich opportunities for fundamental changes forms of conducting business processes.

Текст научной работы на тему «Трансформация парадигмы управления в условиях формирования информационного общества»

Трансформация парадигмы управления в условиях формирования информационного общества

МАКАРОВА ИРИНА КАМИЛЬЕВНА

проректор Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, заведующий кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, профессор

Аннотация: В статье говорится, что главная особенность современной информационной парадигмы управления заключается в том, что основным ресурсом развития общества, экономики становятся информация и знания. В рамках данной парадигмы деловые предприятия рассматриваются как корпорации, ориентированные на знания, информацию, границы которых становятся неопределенными. Знания, информация осваиваются и передаются на виртуальном уровне с активным использованием информационных технологий. Значение Интернета заключается в тех возможностях, которые Сеть открывает для совершенствования деловых процессов, сокращения общих затрат и увеличения в прибыли. То есть Сеть действительно предоставила новые, богатые перспективы для кардинальных преобразований форм ведения бизнес-процессов.

Ключевые слова: трансформация парадигмы управления в условиях формирования информационного общества

Transformation management paradigm in terms of the information society MAKAROVA IRINA KAMILEVNA

Vice-rector for educational work, Griboedov Institute of International Law and Economics, Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Management

Abstract: The article states that the main feature of modern information management paradigm is that the main resource for the development of society, economy are information and knowledge. Within this paradigm of business enterprises treated as a corporation focused on the knowledge and information, the boundaries of which are uncertain. Knowledge, information being developed and transferred to the virtual level with the active use of information technologies. The value of the Internet lies in the opportunities that opens up the network to improve business processes, reduce overall costs and increase profit. That is really the network has provided new, rich opportunities for fundamental changes forms of conducting business processes.

Key words: yransformation management paradigm in terms of the information society

Информационное общество рассматривается в современной науке как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, в которой информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие как мирового сообщества, так и отдельных стран. Данное общественное устройство характеризуется прежде всего высокой скоростью коммуникационных процессов, обеспечивающихся наукоемкими, высокотехнологичными средствами (микропроцессорными технологиями и компьютерной сетью Интернет), и в котором информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Если десять лет назад доступ в Сеть был лишь у 361 млн человек, то в настоящее время эта цифра превысила уже 2 млрд, а оборот электронной коммерции вырос до триллиона долларов. Данная статистика красноречиво свидетельствует о том, что страны, недооценивающие роль современных информационно-компьютерных технологий в интенсификации своего развития, могут утратить свои мировые позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий стран-конкурентов. Для тех же, кто осознал возможности информационного общества, глобальный рынок открывает богатые перспективы.

Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к утрате информационного суверенитета страны. Поэтому согласно показателям утвержденной Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации объем инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в российской экономике к 2016 г. по сравнению с 2009 г. должен увеличиться не менее чем в 3,5 раза. Стра-

тегия прежде всего нацелена на формирование и развитие информационного общества для «повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»1.

Процесс информатизации общества приводит к кардинальной перестройке организации систем управления, создавая объективные возможности для формирования и развития сетевых, виртуальных структур, основанных на принципах кооперации независимых в правовом отношении предприятий, территориально распределенных и осуществляющих свою деятельность в интегрированном информационном пространстве. Несмотря на большое количество публикаций, появившихся в последнее время по данной теме, в них в основном превалируют технократические аспекты. На наш взгляд, альтернативой может служить рассмотрение влияния информационной сферы на трансформацию различных областей общественной жизни, включая политику, экономику, науку, государственное управление и менеджмент.

Как известно, в начале XX в. система управления, предложенная американским инженером Ф.У. Тейлором,базировалась на рационализации производства и повышении производительности труда путем расчленения производственного процесса на простые операции, разработки предельно высоких норм с помощью хронометража, а также широкого применения сдельных и премиальных форм заработной платы. В 19301940-х гг. - в период расцвета научной парадигмы управления - неоспоримым достоинством успешных предприятий была устойчивая, иерар-

1 Стратегия, прежде всего, нацелена на формирование и развитие информационного общества во имя «повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

хическая организационная структура с преобладанием вертикальных связей. В книге М. Витцеля и М. Уорнера «Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке» отмечается: «Организации, существующие в физическом пространстве, обладают значительными физическими средствами. Зачастую они расположены в одном месте и их коммуникации сведены к минимуму. Большая часть крупных корпораций до сих пор структурирована именно таким образом, и преимущества таких форм хорошо известны. К ним относятся производительность и эффективность, которые обеспечивает масштабность производства благодаря интернационализации операций, а также легкость координации и контроля. Отданные приказы выполняются довольно быстро. Такие организации внушают - что часто не соответствует действительности - ощущение стабильности. Однако слабость таких организаций заключается не только в бюрократической природе, а в высоких накладных расходах и в непробиваемом доверии к функциональности и разделению, которые душат гибкость и способность к творчеству».

В 1950-1960-х гг., когда экономику развитых стран охватили структурные изменения под воздействием научно-технического прогресса, происходила смена парадигмы управления: переход от научной к системной парадигме. Объективной причиной такой эволюции было резкое повышение изменчивости внешней среды, требовавшее своевременных и адекватных стратегических и структурных перестроек, которые невозможно было обосновать с помощью научных методов. Главная идея системной парадигмы состояла в рассмотрении корпорации как открытой системы, интенсивно взаимодействующей со своей внешней средой и меняющейся под воздействием этой внешней среды. В данной парадигме решающую роль играет человеческий фактор, его мотивы, интересы, ценности, стимулы, культура и т.п.

В 1980-х гг. приоритетными направлениями совершенствования деятельности предприятий

было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. А в 1990-х гг. основным лозунгом уже были принципы реинжиниринга бизнес-процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков.

Итак, на протяжении двадцатого века в триаде производственных ресурсов «человеческие ресурсы - материальные ресурсы - финансовые ресурсы» менялось стратегическое значение каждого из них в зависимости от организационного окружения, целей и задач экономического развития. По мере развития производства и общества, научных исследований в области управления возникают новые парадигмы, которые вносят коррективы в прежние концептуальные схемы.

В последнем десятилетии XX в. и начале XXI в. в мировом бизнес-сообществе заговорили о зарождении новой парадигмы управления, связанной с развитием информационных технологий, появлением Интернета. Информатизация общества кардинально меняет облик современных и будущих организаций, а также требования к менеджменту. Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые назвали ее сетевой или информационной парадигмой.

Следует отметить, что идея информационного общества была сформулирована еще в конце

60-х - начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши , профессор Токийского технологического института2. Контуры информационного общества впервые были представлены в отчетах ряда организаций японскому правительству, где описывалась компьютеризация общественных процессов, способствующая обеспечению доступа всех социальных групп к источникам информации, избавлению людей от рутинной работы посредством обеспечения высокого уровня автоматизации производства как главного условия перехода к информационному обществу.

Главная особенность современной информационной парадигмы управления заключается в том, что основным ресурсом развития общества, экономики становятся информация и знания, а зрелость информационных технологий определяет темпы этого развития. Поэтому в рамках данной парадигмы деловые предприятия рассматриваются как корпорации, ориентированные на знания, информацию, границы которых становятся неопределенными, поскольку знания, информация осваиваются и передаются на виртуальном уровне с активным использованием информационных технологий. На практике руководители многих компаний осознали, что истинное значение Интернета заключается в тех возможностях, которые Сеть открывает для совершенствования деловых процессов, сокращения общих затрат и увеличения в конечном итоге прибыли. То есть Сеть действительно предоста-

вила новые богатые перспективы для кардинальных преобразований форм ведения бизнес-процессов.

Итак, развитие организационных изменений в новой информационной экономике характеризуется следующими значимыми тенденциями:

1) переход от массового производства к гибкому;

2) кризис крупных корпораций и жизнестойкость малого и среднего бизнеса как агентов инвестиций и источников создания новых рабочих мест;

3) развитие новых методов менеджмента;

4) организация межфирменной сети;

5) корпоративные стратегические альянсы;

6) горизонтальные корпорации и глобальные деловые сети;

7) информационные технологии и сетевые предприятия;

8) мультинациональные предприятия, межфирменные сети.

Наращивание производительности компьютерных систем и совершенствование сетевыхтех-нологий привели к формированию нового вида экономической деятельности - электронного бизнеса как особой формы бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством внедрения информационных технологий в процессы производства, продажи и распределения товаров и услуг.

Электронный бизнес как новая форма бизнеса начал создаваться на фундаменте реструктуризированных предприятий и фирм. Глобальные сети связи, такие как Интернет и Интранет, способствовали формированию новых виртуальных структур, в перечень характерных особенностей которых входит:

• снижение дефицита информации и повышение эффективности ее использования;

• активизация процессов накопления и перемещения знаний;

2 См. Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. / http://www.sbup.com/wiki/

• установление высокого уровня доверия;

• интенсификация кооперационных взаимосвязей между фирмами-партнерами и т.д.

Но при этом следует выделить и две группы рисков, возникающих у виртуальных предприятий:

1) технологический риск - возможна некачественная связь провайдера, взлом средств крип-защиты, внутренняя атака баз данных с последующей утечкой конфиденциальной информации, возможность отказа в обслуживании;

2) бизнес-риск - риск несоответствия качества поставляемой продукции, риск потери покупателем предоплаченных по сделке денежных средств, риск неоплаты или просрочки оплаты, риск снижения нормы прибыли для поставщиков и покупателей.

Сегодня в электронном (виртуальном) бизнесе выделяют следующие модели взаимодействия участников рынка:

• бизнес - бизнес (В2В): в качестве субъектов операций на рынке выступают юридические лица (компании и организации), которые осуществляют продажи друг другу;

• бизнес - потребитель (В2С): в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания или организация), а в качестве покупателя - физическое лицо, и организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и домохозяйствам;

• потребитель - потребитель(С2С): потребители напрямую общаются друг с другом и продают друг другу товары и услуги;

• государство - бизнес + потребитель ^2Е): государственные органы и административные структуры предоставляют юридическим лицам и гражданам необходимые услуги и информацию (второе название: Е^оуегптеШ - электронные государственные системы: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг государственных органов всех ветвей власти электронными средствами, информирование о работе);

• бизнес - государство (B2G): происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.

Такое деление является весьма условным и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой - функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений.

Но можно без преувеличения сказать, что сегодня Интернет становится средой ведения активного бизнеса, включая:

1) финансовые операции в интерактивном режиме: операции с банковскими и со страховыми продуктами, интерактивное инвестирование, спекулятивные операции с валютой и ценными бумагами;

2) рынки электронной торговли через визуальные магазины, торговля информационным продуктом, торговля туристическим продуктом.

3) рынки мобильной торговли через торговые автоматы и рынки торговых услуг.

Виртуальные бизнес-структуры за счет более высокой гибкости могут быстро адаптироваться к изменениям рынка и трансформироваться в новые структуры, формируя при этом тот уровень компетенции, который необходим для организации производства товаров и услуг в зависимости от потребностей рынка.

Важно подчеркнуть, что с конца 1990-х гг. концепция информационного общества начала активно применяться не только в бизнесе, но и в социальной практике и проектах, направленных на внедрение информационно-компьютерных технологий в различные сферы жизни общества. Так, в условиях информационной экономики происходит переосмысление роли и значения государства, призванного решать в современном обществе сверхсложные задачи по координации весьма разнонаправленных процессов как административных, так и рыночных. Информация становится ключевым ресурсом государственной

власти, и от умения ее контролировать и направлять в нужное русло во многом зависит эффективность государственного администрирования. Поэтому неотъемлемой частью информационного общества является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему государственного управления.

Подтверждением этому стало подписание в 2000 г. «Окинавской хартии глобального информационного общества», где лидеры государств, входящих в «восьмерку» обозначили готовность к реализации в своих странах программ, направленных на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. Следует отметить, что подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» началась сразу после подписания В. Путиным Окинавской хартии, а в 2007 г. была одобрена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». Тем самым можно констатировать, что данный термин перестал быть чисто научным и начал активно использоваться в проектах и программах на международном и государственном уровнях. В течение последних лет Россия, как и многие страны мира, демонстрирует последовательное и устойчивое продвижение к построению информационного общества. Технологии информационного общества начали развиваться в России не как результат последовательной трансформации индустриального общества в постиндустриальное (информационное) общество, а как ответы на вызовы современного социально-экономического развития нашей страны. Россия оказалась одной из стран-лидеров по динамике роста интернет-аудитории. За последние десять лет количество россиян в Интернете выросло с 3 до 59 млн человек

В настоящее время во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество.

Эти программы содержат ответы на три основополагающих вопроса:

1) цель создания в стране информационного общества;

2) определение средств и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;

3) распределение политических, экономических, финансовых и организационных ролей и ответственности между участниками - государством, обществом, бизнесом.

Необходимость реформирования государственной службы многих стран мира, в том числе и России, обусловлена многообразием общих проблем, которые особенно обострились в конце XX в., а именно:

• постоянный рост совокупной занятости и расходов на заработную плату в государственном секторе увеличивает нагрузку на бюджеты разных уровней;

• слабая мотивация труда госслужащих и нехватка квалифицированного персонала приводят к снижению эффективности функционирования государственного аппарата;

• развитие протекционизма и коррупции определяют низкий уровень общественного доверия к чиновникам и государственному аппарату в целом;

• неспособность госаппарата реагировать на изменения вызывает операционную неэффективность и низкое качество государственных услуг

Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают концепцию электронного правительства, которая обычно охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства в части его собственного функционирования и его взаи-

модействия с гражданами, которым оно служит. В основе этого преобразования лежат три следующих принципа:

• правительство должно концентрироваться на гражданах, а не на бюрократии;

• правительство должно ориентироваться на результаты своей деятельности;

• правительство должно базироваться на рынке, активно продвигая инновации.

Электронное государство (электронное правительство) - это организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирование теми же средствами граждан о работе государственных органов.

Анализ международной практики формирования информационного пространства в обществе свидетельствует о том, что информационная парадигма в государственном управлении предполагает формирование электронного правительства как властной структуры нового типа, где управление осуществляется через систему информационных технологий и коммуникаций и новую систему функционального представительства. В реализации государственных стратегий развития информационного общества в наиболее развитых странах (США, Южная Корея, Великобритания) можно выделить некоторые общие черты и подходы:

1) обеспечение права и технических возможностей получения доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения;

2) соблюдение свободы слова;

3) защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;

4) защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;

5) обеспечение информационной безопасности;

6) охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

7) борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

8) контроль использования информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;

9) цензура в глобальных компьютерных сетях;

10) приоритет обеспечения прозрачности информационного ресурса и развитие интерактивных сервисов предоставления государственных услуг.

Таким образом,тенденции информатизации современного общества в большой степени повлияли на поиск новых форм государственного управления, привели к изменению традиционных представлений о границах предприятий, отраслей и необходимости нового взгляда на управление бизнес-процессами.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий затрагивает интересы не только представителей государственных структур, но и всего гражданского общества, а значит, требует совместного участия и сотрудничества всех заинтересованных сторон, основанного на партнерстве, сотрудничестве и взаимной ответственности.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности 2013 г.

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций А^ЕБ/55/29 от 20.11.2000 г. «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения».

3. «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности» (МИБ) 2015 г. государствами - членами ШОС внесены в качестве официального документа в ООН

4. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утверждены Указом Президента РФ от 24.07.2013 г. № Пр-1753.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.