Научная статья на тему 'Трансформация логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей'

Трансформация логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОКУПАТЕЛЬ / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / TRANSPORT LOGISTICS / DISTRIBUTION SYSTEM / THE MANUFACTURER / THE PURCHASER / LOGISTICS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карапетян М. Г.

Раскрыты сущностные характеристики логистического транспортного обеспечения, представлен процесс удовлетворения потребностей клиента в транспортных услугах, рассмотрен процесс определения покупателем уровня качества логистического обслуживания, определены основные задачи трансформации логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the logistics system transportation of finished products in accordance with the needs of consumers

Disclosed the essential characteristics of the logistics of transport provision, through the process of meeting the customer's needs for transport services, through the process of determining the level of quality customer service logistics, the basic problems of transformation of the logistics system transportation of finished products in accordance with the needs of consumers.

Текст научной работы на тему «Трансформация логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАПРОСАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

КАРАПЕТЯН М.Г.,

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: karapetyanmg@gmail.com

Раскрыты сущностные характеристики логистического транспортного обеспечения, представлен процесс удовлетворения потребностей клиента в транспортных услугах, рассмотрен процесс определения покупателем уровня качества логистического обслуживания, определены основные задачи трансформации логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей.

Ключевые слова: транспортная логистика; система распределения; производитель; покупатель; логистическое обслуживание.

Disclosed the essential characteristics of the logistics of transport provision, through the process of meeting the customer's needs for transport services, through the process of determining the level of quality customer service logistics, the basic problems of transformation of the logistics system transportation of finished products in accordance with the needs of consumers.

Keywords: transport logistics; distribution system; the manufacturer; the purchaser; logistics service.

Коды классификатора JEL: L91, L98.

Рыночная позиция многих современных организаций залогом успешного и наиболее эффективного функционирования предопределяет применение в коммерческом бизнесе стратегии ориентации на клиента, которая выступает основой для идентификации приоритетов на каждом этапе логистического обслуживания.

В предпринимательском и научном плане транспортное обеспечение процесса товародвижения готовой продукции базируется на основах материальной логистики. Часто наполнение данного функционального ответвления логистики образует симбиоз транспортировки и консолидации продукции, представляемый как транспортно-складская логистика, но современный бизнес, основанный на организационно-управленческих аспектах, чаще предполагает декомпозицию данного процесса и самостоятельное рассмотрение транспортной логистики и логистики складирования.

В рамках логистических систем распределения готовой продукции в места конечного потребления осуществляются следующие операции:

♦ прогнозирование потребности в товарах;

♦ прогнозирование потребности в транспортных средствах;

♦ контроль за состоянием запасов;

♦ сбор и обработка заказов;

♦ определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистической цепи товародвижения и т. д.

Несомненно, оптимальным решением повышения эффективности функционирования системы распределения является представление всех указанных выше операций как единого целого, но, если совместить научно-методический и рыночный механизмы, можно подойти к нивелированию функциональных трудностей всей логистической системы с точки зрения объектов ее управления, выделив в ней составляющие, исходя из особенностей выполняемых логистических операций, т. е. логистику транспортную, складскую, сервисную и т. д. Сохраняя все атрибуты логистической системы как таковой, составные части или подсистемы на практике могут функционировать несколько обособленно друг от друга, хотя, разумеется, и разрозненно они существовать не могут, а в большой логистической системе символизируют взаимодействие потоков и запасов.

Как составляющая функционального логистического менеджмента, транспортная логистика не идентична логистике в самой рассматриваемой нами транспортной отрасли хозяйствования, представляющей собой результат логистического подхода к транспорту как сфере национальной экономики и не менее важной составляющей предпринимательской деятельности в рыночных условиях.

В результате интеграционного взаимодействия, транспортная логистика сопрягается с логистикой транспорта в рамках логистических систем на различных уровнях их организации (микро-, мезо- и макрологистических), но общие характеристики транспор-

© М.Г. Карапетян, 2012

та являются немаловажной составляющей изучения транспортной логистики в целом и трансформации современных представлений об эффективности его функционирования и рыночной адаптации в соответствии с изменяющимися запросами потребителей.

Вполне правомерно мнение большинства современных российских и зарубежных практикующих специалистов в области транспортного логистического обеспечения о том, что изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материальнотехнических связей, ведь с точки зрения специализации и кооперации производства, он должен рассматриваться во всей системе товародвижения — от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х гг. превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Как выход из создавшейся ситуации был воспринят переход от жесткого государственного контроля к дерегулированию транспорта[3].

Развитие и внедрение в деятельность предприятий и организаций наиболее эффективной рыночной стратегии ориентации на клиента отразилось и на логистике транспортного обеспечения. Но чего же ждут потребители от транспортного обеспечения в процессе доставки готовой продукции? На рис. 1. представлен процесс удовлетворения потребностей клиента в логистическом обслуживании, сервисе. По сути, сервисное обслуживание это комплексное понятие, но его несомненно можно подразделить на составляющие элементы, и транспортировка — один из них, правомерно вовлеченный в процесс удовлетворения запросов потенциальных и реальных потребителей.

Рис. 1. Процесс удовлетворения потребностей клиента

На данной схеме процесс удовлетворения представлен в двух сферах интересов, так как непосредственно эти области пересекаются только на этапе пунктов реализации продукции. Поэтому на рисунке этапы процесса восприятия потребителями логистического обслуживания представлены в серой гамме, а этапы, которые более интересны для сферы коммерческого бизнеса, на схеме бесцветны.

Несомненно, современный уровень качества сервиса во многих сферах современной экономики, в том числе и транспорте нашей страны не соответствует мировым стандартам, и усовершенствовать его можно, ориентируясь на ключевые параметры предпочтения покупателей. Исследование критериев, используемых покупателями, при оценке качества является отправной точкой измерения качества обслуживания; ведь когда покупатель оценивает качество, он сравнивает фактические значения получаемых параметров с ожидаемыми величинами, и если эти ожидания совпадают, то качество удовлетворяет ожидания покупателя (рис. 2).

На этапе свободной конкуренции, рыночного равноправия и развития российской экономики, качество оказания услуг является определяющим фактором успешного функционирования цивилизованных предприятий. Поэтапные совершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово-кредитной системе и областях народного хозяйства к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль страны.

Опережающему развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, в последнее время уделяется особое внимание. Развитие транспортной системы страны направлено также на обеспечение международной экономической интеграции, социальной стабильности и другие аспекты инфраструктурной, системной трансформации.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

64

М.Г КАРАПЕТЯН

Рис. 2. Процесс определения покупателем уровня качества обслуживания

На наш взгляд, необходимым условием трансформации логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей выступает содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и стабильность функционала транспортных систем.

Экономическая и политическая интеграция страны, развитие федеральных принципов государственного устройства, содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли также выступают первостепенными задачами на пути совершенствования транспортного логистического обеспечения.

Трансформация логистической системы транспортировки готовой продукции в соответствии с запросами потребителей предполагает усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов, создание мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах стратегической логистики.

В результате реорганизационных преобразований, возможно будет обеспечение стратегических и оборонных интересов российского государства, повышение уровня экономической безопасности страны. При этом, направления трансформации транспортного обеспечения, рассмотренные нами выше, являются настолько весомыми, что решение их находится в прикладном ореоле государственного и бизнес-участия.

Основными задачами по реализации государственной транспортной политики являются:

• приоритетное финансирование модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;

• совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования;

• совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне;

• повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов, управления автомобильными дорогами;

• совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортноэксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;

• повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в том числе с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;

• совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.

Логистический подход к инфраструктурному обеспечению транспортной системы продиктован объективной рыночной потребностью, так как интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других экономических и технических дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их производства до пунктов конкретного потребления.

ЛИТЕРАТУРА

1. АфанасенкоИ.Д. Логистика снабжения : Учебник для вузов / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

2. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. М.: Проспект, 2011. 608 с.

3. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 818 с.

4. Мясникова Л.А. Логистика нового времени. СПб.: СПбГУЭФ, 2010. 176 с.

5. Плоткин Б.К., Делюкин Л.А. Экономико-математические методы и модели в логистике: Учеб. пособие. СПб.: СПбУЭиФ, 2010. 96 с.

6. Пойченко В.В., Кондрашов П.В., Потемкин С.В. и др. Современные грузовые автотранспортные средства: Бортовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы. М.: Проспект, 2004. 594 с.

7. Смехов А. А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 1995. 164 с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.