Научная статья на тему 'Трансформация личностных особенностейстудентов - будущих педагогов в период модернизации образования'

Трансформация личностных особенностейстудентов - будущих педагогов в период модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / РАБОЧАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / EDUCATIONAL MODERNIZATION / SCENCE PURPOSES / PROFESSIONAL PREPARATION OF PEDAGOGUES / WORKING SCHEME OF THE PREPARATION TO THE FUTURE PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цараевна

Результаты опытной работы, проводимой в течение трех лет на историческом, биологическом и химическом факультетах КБГУ, позволяют утверждать, что позитивное отношение к педагогической деятельности в совокупности с системой необходимых знаний (по педагогике, психологии, по предмету, знаний специфики педагогической деятельности в школе), сформированных педагогических умений способствует формированию готовности будущего учителя к эффективной профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of personal pecularities of students -future pedagogues in the period of educational modernization

The results of empirical work, realizing dyring 3 years on historical, biology and chemical faculties make us to be confirm that positive attitude to the pedagogic activity combining the system of necessary knowledge ( in pedagogic, psychology, the subject of knowledge of the pedagogic activity in school), pedagogically formed knowledge ability and these help to form readiness of the future teacher to the effective professional activity

Текст научной работы на тему «Трансформация личностных особенностейстудентов - будущих педагогов в период модернизации образования»

-С "••———

Кагермазова Л.Ц.

Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования

Результаты опытной работы, проводимой в течение трех лет на историческом, биологическом и химическом факультетахКБГУ, позволяют утверждать, что позитивное отношение к педагогической деятельности в совокупности с системой необходимых знаний (по педагогике, психологии, по предмету, знаний специфики педагогической деятельности в школе), сформированных педагогических умений способствует формированию готовности будущего учителя к эффективной профессиональной деятельности

Ключевые слова: модернизация образования, смысловые установки, профессиональная подготовка педагогов, рабочая схема подготовки к будущей профессии.

Фундаментальное образование, отражающее современное состояние науки и технологии, предполагает способность будущих специалистов не только к активному восприятию чужого опыта, но и к интеллектуальному творчеству. Именно на такой тип образования нацелены современные университеты, активно соединяющие учебный и исследовательский процессы.

Необходимость овладения студентом ВУЗа, по специальности «Преподаватель», педагогическими умениями продиктована, с одной стороны, требованиями Государственного стандарта, в котором данный аспект профессиональной подготовки выпускника четко определен; с другой стороны, обусловлена характером профессиональной деятельности современного учителя.

Практика показывает, что сама творческая природа педагогической деятельности требует от учителя умения исследовать образовательный процесс, с научных позиций подходить к вопросу его организации. Поэтому студентов университета по дополнительной квалификации «Преподаватель» необходимо знакомить с процедурой педагогического исследования, формировать навыки его проведения.

Важным условием формирования педагогических умений студентов является мотивация педагогической деятельности: стимулирование интереса, обоснование необходимости исследовательской работы в условиях современной школы, престижности владения системой названных умений, значимости для профессионального роста.

Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, -ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно-ориентированного образования. Существенно расширилось пространство педагогической деятель-

ности. Традиционная система педагогического образования, ориентированная на подготовку специалистов-предметников, уже не способна удовлетворить запросы современной педагогической практики.

Задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности в современной социокультурной ситуации приобрела особую актуальность. Деятельность профессионала противопоставляется активности исполнителя и узкого специалиста. Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. В отличие от специалиста профессионал владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию.

В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал. В отличие от учителя-специалиста педагог-профессионал, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.

Однако в настоящее время не разработаны модельные представления о содержании практики образования педагогов-профессионалов, отсутствуют соответствующие образовательные программы. Социальная потребность в педагогах-профессионалах, необходимость разработки модели нового педагогического образования и программ профессионализации будущих педагогов стимулирует и актуализирует психолого-педагогические исследования в данной области. В последние годы появился ряд серьезных работ, посвященных проблемам развития педагогического образования [3, 6, 8].

Процессы профессионализации развернуты во времени и имеют специфические этапы. В психолого-педагогической литературе указывается на важное значение вхождения человека в профессиональную деятельность на этапе ее освоения [2, 4, 1]. Общеизвестны субъективные трудности начального периода профессионального образования [5, 8]. Однако в ВУЗе отсутствуют курсы и программы, вводящие студентов в профессию педагога. В данной статье представлены теоретические основы разработки образовательной программы «Подготовка студентов к педагогической деятельности», сама программа и опыт ее реализации со студентами первого курса университета, по специальности «Преподаватель».

С поступлением в высшее учебное заведение процесс профессионального самоопределения не прекращается и осуществляется на протяжении всех лет обучения. Но в этом процессе есть свои пики и «точки роста». Важнейший из них первый год обучения: в этот период происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих [2]. В связи с этим актуальной задачей ВУЗов является целенаправленное формирование

-С "••———

профессиональной готовности студентов-первокурсников. Наши собственные исследования показывают, что без специальной работы целостное представление о профессии подчас не складывается даже у выпускников педвуза [9].

В ряде исследований указывается на необходимость самостоятельного пропедевтического курса, вводящего в профессию педагога [11, 10], описывается опыт такого введения [4], [5]. Вместе с тем в работах по этой проблеме отсутствует психолого-педагогическое обоснование действительной целесообразности пропедевтического курса по введению в профессию, не рассматриваются возможные концепции и программы такого курса.

Создание отсутствующей в настоящий момент необходимой практики образования или ее отдельного фрагмента предполагает новые способы работы с самим образованием и внутри него. Из возможных способов такой работы наиболее перспективным сегодня является метод проектирования. В предельно общем определении проектирование - это идеальное конструирование (замысел) и практическое воплощение (реализация) того, что возможно, или того, что должно быть; а также рефлексивное соотнесение (коррекция) замысла и последствий его реализации.

Любая образовательная практика должна строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. В психологии развития возраст является одной из фундаментальных категорий [8], [9]. Категория возраста имеет особое значение при построении личностно ориентированной, развивающей образовательной практики, внутри которой планы и программы обучения, предметные знания, учебная деятельность рассматриваются как средства, способы и формы становления базовых способностей субъекта образования. Сами эти способности, специфические для определенных ступеней, периодов и стадий развития субъективности, должны задаваться и определяться как возрастно-нормативные.

Студенческий возраст - это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.

В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда - интерес к этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания. С первых шагов обучения в педвузе перед студентом необходимо ставить вопросы определения себя в культуре и реализации себя в профессии.

В соответствии с этим смысл образовательной программы должен быть связан с организацией пространства личностного самоопределения, и ведущая роль здесь несомненно принадлежит педагогу. Построение образовательной ситуации предполагает системное проектирование учебного содержания, способов учебной деятельности, взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Ситуация строится многопланово - в ее предметно-содержательном, деятельностно-организационном, социально-психологическом и структурно-динамическом аспектах. Проектирова-

ние проблемно-игровых, учебно-профессиональных ситуаций является наиболее адекватной формой разработки и реализации курса, вводящего студентов в педагогическую профессию. Особая предметность курса - сама профессиональная деятельность (а не предметное знание) - строится совместными усилиями преподавателей и студентов и предполагает специфическое содержание и технологию его развертывания. Нами была создана программа «Подготовка студентов к педагогической деятельности». Принципом конструирования образовательной программы по подготовке к педагогической профессии выступило сопряжение двух контекстов: социокультурного контекста педагогической деятельности и контекста личностного самоопределения будущего педагога («Я в будущей профессии» или «Я - будущий педагог»). Изначально курс строится не как совокупность готовых знаний, которые необходимо освоить слушателям, а как система образовательных ситуаций, в которых студенту предоставлена свобода выбора - выбора личностных смыслов, позиций, материала и средств для самоопределения и самореализации. Таким образом выстроенная образовательная программа не определяет жестко предметного содержания - оно строится совместными усилиями педагога и студентов. Поэтому мы представляем описание образовательной программы в виде основных тем или сюжетов курса.

1. Выбор профессии педагога. Почему люди выбирают профессию педагога? Мотивы педагогической деятельности. Мой выбор профессии педагога.

2. Специфика педагогической профессии. Содержание и особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия и специальность. Педагогическая квалификация. Профессиограмма труда учителя.

3. Построение модели профессиональной деятельности педагога. Профессия и личность. Профессионально важные качества личности. Идеальная модель педагогической деятельности и ее составляющие.

4. Профессиональное самопознание, самообразование, саморазвитие. Понятие профессионального самопознания, самообразования, саморазвития. Направления, содержание, формы профессионального самообразования.

5. Разработка коллективных и индивидуальных программ самообразования и саморазвития. Понятие программы самообразования. Примерные программы самообразования и саморазвития.

В ходе лекций и семинаров мы раскрываем специфику педагогической деятельности, ее творческий характер. На практических занятиях создаем условия для самопознания, анализа собственных интересов и склонностей, их соответствия характеру выбранной профессии. При подготовке рефератов к конференции по изучению педагогического опыта студенты знакомятся с достижениями педагогов-новаторов, условно говоря, «примеряют на себя» присущие учителю-мастеру профессиональные умения и личностные качества, при этом они осознают необходимость овладения такими исследовательскими умениями, как умение анализировать имеющийся опыт, формулировать проблему, систематизировать результаты своего труда.

-С "••———

Дальнейшее формирование названных умений и стимулирование интереса к исследовательской деятельности осуществляется нами при изучении курса «Педагогические теории, системы, технологии» и включает в себя анализ педагогических ситуаций, диагностику уровня группообразования и развития личности ребенка, проектирование школы будущего на основе современных воспитательных концепций.

Кроме названного выше, формированию интереса к педагогической деятельности, а также обработке отдельных умений способствуют и применяемые нами разнообразные задания педагогического характера, выполняемые студентами старших курсов во время педагогической практики.

Образовательная программа «Подготовка студентов к педагогической деятельности» была разработана в двух формах: в форме семинаров и деловых игр.

I. Курс в форме проблемного семинара построен как комплекс сценариев, представляющих собой своего рода «картины» взаимодействия участников конкретных образовательных ситуаций. В каждом занятии указаны его цели, дидактический материал, форма проведения, расположение (композиция) в группе, описан краткий сценарий его проведения.

Состав подгрупп на всех занятиях изменялся по желанию студентов. Это позволяло студентам ближе познакомиться друг с другом, установить деловые и личные отношения. Семинар оказался эффективной формой установления межличностных связей и отношений в группе. К каждому занятию студенты готовили небольшие (на 5 - 7 мин) сообщения и доклады, в которых рассматривались различные точки зрения отдельных ученых, педагогов, психологов. Личные знания студентов, намеченные в группе подходы сопоставлялись с существующими в науке и в педагогической практике способами решения проблем. Студенты с первых же занятий понимали, что на проблемном семинаре любая точка зрения имеет право на существование. Они убеждались, что многие проблемы образования, педагогической профессии, освоения и реализации педагогической деятельности не имеют готового, общепринятого решения. На семинаре это проявлялось в активном обсуждении разных точек зрения, в доминировании конструктивных предложений над критикой, в разработке различных проектов, в предложении оригинальных форм решения актуальных педагогических проблем.

Содержательность семинара в решающей степени зависела не только от активности его участников, но и от характера установившихся взаимоотношений преподавателя и студентов, от их взаимопонимания. На первых занятиях для студентов было непривычно, что педагог не читает лекций, не объясняет, не требует от них отчетов, не контролирует их работу, а выступает организатором групповой работы, управляет процессами взаимодействия, дискуссией, помогает в оформлении мыслей, суждений. На последующих занятиях такой характер взаимоотношений стал обычным; педагог не воспринимался студентами как все знающий, с его мнением можно было не соглашаться, оспаривать его.

II. Образовательная программа в форме деловых игр (ДИ) представляет собой

оргпроект и программу самой игры. Тематическое планирование игры строилось по логике движения от студента к профессии («Подготовка к будущей профессии педагога»), исследования самой профессии («Педагогическая деятельность: содержание, виды и перспективы», « Модели педагогической деятельности»), движения от профессии к учащемуся («Разработка проектов профессионального образования и самообразования»). Каждый день игры строился по единому принципу: сначала шла групповая работа, на которой определялся собственный подход к общей теме дня, а затем проходило общее заседание с обязательными докладом от каждой группы и его обсуждением. С учетом контингента играющих для ориентации в теме дня предлагался своеобразный план (схема) групповой работы.

На методологических консультациях рассматривались вопросы участников игры о способах и методах работы на ДИ, демонстрировались средства и техника мышления, обсуждалась возможность использования ДИ как метода решения педагогических проблем и особой формы профессионального обучения.

В качестве специальных методов оценки эффективности образовательной программы нами использовались беседа, консультации, анкета, анализ записей семинара и игры.

Анализ хода и результатов реализации образовательной программы позволил нам выделить и описать психологические аспекты подготовки будущих педагогов к профессии.

Первое условие - индивидуально-психологическое; оно заключается в соответствии содержания образовательной программы вводного курса возрастным потребностям, интересам студентов, задачам их развития на данном этапе жизни. Включение в оргпроект игры и программу семинара проблем профессионального самоопределения, самопознания и самообразования дало возможность студентам выработать собственное мнение о смысле и назначении избранной профессии, выразить свое отношение к существующим в культуре и обществе взглядам на профессию педагога, убедиться в том, что его однокурсники также размышляют над волнующими его проблемами. В ходе проведения семинара и игры проявилась особая чувствительность студентов к вопросам, которые можно назвать экзистенциальными: вопросы о смысле жизни, о назначении педагогической профессии, о человеческом общении, о понимании человека человеком, о собственном Я, о своей индивидуальности.

Второе условие - организационная работа с профессиональным сознанием студентов. Основные приобретения студентов на семинаре и в игре - представления о профессии, способы и приемы мышления и рефлексии, ценностно-смысловые вопросы - связаны с изменениями в сознании студентов. Ответы студентов на анкету показали, что именно с курса подготовки к педагогической профессии следует начинать обучение в педагогическом вузе.

Реализация первых двух условий явилась предпосылкой третьего условия -психолого-педагогического, профессионально-деятельностного. Это условие определяет рабочую схему подготовки к педагогической профессии, в которой можно выделить четыре главных элемента.

-С "••———

1. Наличие совокупности знаний: в образовательных ситуациях должен «циркулировать» определенный круг знаний (представлений, понятий) о педагогической профессии, ее месте в широком культурном контексте и соотношении ее с другими видами человеческой деятельности.

2. Демонстрация образцов педагогической деятельности. Введение в педагогическую деятельность должны осуществлять педагоги как носители норм, эталонов, образцов общения, взаимодействия, мышления и рефлексии. Именно полнота и «прозрачность» структуры и смысла профессиональной деятельности есть условие приобщения к ней студентов первого курса, а при соответствующей поддержке со стороны педагога начинает формироваться подлинно событийная общность Мастера и ученика.

3. Наличие профессионального сообщества. Введение в педагогическую профессию продуктивно при совместном, позиционно разделенном обсуждении проблем «здесь и теперь» представителями различных позиций в сфере образования: педагогов, психологов, управленцев и др. Реальность такого сообщества, возможность вхождения в него являлись сильным мотивом самообразования и освоения основ профессиональной деятельности.

4. Включение личного опыта в создание образовательных ситуаций. Построение совместности как основного условия введения студентов в профессию педагога возможно лишь при включении субъектного, личного опыта в саму структуру образовательной ситуации. Интерес педагога к суждениям студента, поддержка и разделение его позиции создают психологические предпосылки личностного включения в обсуждение проблем педагогической профессии и последующее ее освоение.

Опыт реализации образовательной программы и рабочей схемы подготовки к педагогической профессии позволил выделить особую форму такого введения -индивидуальное консультирование. Сама встреча с педагогом-профессионалом может стать для студента событием в контексте его профессионализации. Содержанием встреч студентов и педагога являлись не абстрактные вопросы профессиональной деятельности, а совместное обсуждение проблем личностного и профессионального самоопределения. Студенты ответственно относились к индивидуальным встречам с педагогом: заранее готовились к ним, просили о дополнительных консультациях. Очевидно, что изучение возможностей, содержания и организации индивидуальных консультаций студентов профессиональным педагогом составляет отдельную задачу. Также особой полидисциплинарной задачей педагогической психологии является и разработка специальных программ профессионализации на весь период обучения. Именно с психолого-педагогическим проектированием развивающих образовательных программ (а не только новых учебных курсов) связаны сегодня перспективы совершенствования и развития высшего, подлинно профессионального педагогического образования в России.

Результаты опытной работы, проводимой в течение трех лет на историческом, биологическом и химическом факультетах КБГУ, позволяют утверждать, что по-

зитивное отношение к педагогической деятельности в совокупности с системой необходимых знаний (по педагогике, психологии, по предмету, знаний специфики педагогической деятельности в школе), сформированных педагогических умений способствует формированию готовности будущего учителя к эффективной профессиональной деятельности.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.

2. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы научно-практической конференции. М., 1994.

3. Андреева Г.А., Вяликова Г.С. Введение студентов-первокурсников в педагогическую профессию // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Тула, 1994.

4. Анисимов В.В. Новый этап в развитии педагогического образования // Педагогика. 1992. № 11 - 12.

5. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. № 1 - 2.

6. Березовин Н.А., Морозова Л.И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск, 1988. Вып. 2.

7. Болотов В.А., Новичков В.Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. 1992. № 7 - 8.

8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

9. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журн. 1994. № 3.

10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

11. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991. № 10.

12. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.