Научная статья на тему 'Трансформация концептуальных подходов к сущности и содержанию образовательной услуги как фактора поступательного развития общества'

Трансформация концептуальных подходов к сущности и содержанию образовательной услуги как фактора поступательного развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савзиханова С.Э.

Автор раскрывает сущность некоторых базовых категорий образовательных услуг. Особое внимание уделяется характеристикам образовательных услуг, а именно несохраняемости и неотделимости от источника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe author opens the essence of some basic categories of educational services. The main attention in the article is paid to the description of educational services, notably to the inconservability and inseparability from the source. Keywords: service, education, informational technologies, technical progress

Текст научной работы на тему «Трансформация концептуальных подходов к сущности и содержанию образовательной услуги как фактора поступательного развития общества»

образование или услуга?

трансформация концептуальных подходов

к сущности и содержанию образовательной услуги как фактора поступательного развития общества

Аннотация

Автор раскрывает сущность некоторых базовых категорий образовательных услуг. Особое внимание уделяется характеристикам образовательных услуг, а именно несохраняемости и неотделимости от источника.

Ключевые слова: услуга, образование, информационные технологии, технический прогресс _

Одним из спорных моментов в понимании экономической природы образования является вопрос: «Можно ли считать образование «товаром», может ли оно быть предметом купли-продажи?». Вопрос, конечно, непростой. Ибо не всякий продукт становится товаром. Товаром является продукт производства, предназначенный для продажи. Многие полагают, что образование не может быть сферой купли-продажи, то есть торговли (коммерции). Но сегодня-то мы находимся в совсем иной ситуации.

Плата за образование - это реальность, явление массовое, более того - законное. Однако если есть тот, кто платит, то есть и тот, кому платят; у того и другого есть имена - «покупатель (потребитель)» и «продавец (производитель)». Действие же, которое совершается между ними, называется «торговля», «сделка». Применительно к образованию товаром является совокупность образовательных услуг.

Что такое услуга?

Рассмотрим определения и характеристики услуг, чтобы вплотную подойти к определению понятия «образовательная услуга».

Ф. Котлер: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». Вместе с

Савзиханова С.Э.

канд. экон. наук, доцент кафедры информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства

ssavzikhanova@yandex.ru

образовI

эаз

применительно

к образованию

товаром является

_совокупность

„.образовательных услуг

тем экономической наукой были сформулированы основные характеристики данного понятия, его ключевые составляющие, отличающие его от товара. К их числу, согласно классической теории маркетинга, Ф. Котлер относит несохраняемость, неосязаемость, непостоянство качества, неотделимость от источника. Теперь выделим основные подходы. А.А. Ченцов утверждает, что образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда. А.В. Сагинова считает, что продуктом любого образовательного учреждения является образовательная программа. Согласно другому подходу, услуга в сфере образования «трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных торов». Автор считает данный подход более очным, поскольку услугу в сфере образования нельзя представить без заинтересованности и

ого вовлечения потребителя. Специфика образовательных услуг представлена в таблице 1.

Учитывая изложенное, автор считает, что в современных условиях появилась необходимость уточнения классического определения услуги, в том числе предложенного Ф. Котлером, а также ее характеристики.

Таким образом, автор предлагает уточненное определение понятия услуги: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы, неотделимы от источника, несохра-няемы, непостоянны в качестве и не приводят к завладению чем-либо, кроме случаев, когда предусматривается оказание полностью услуги в электронном виде».

Кроме того, важно уточнить формулировку одной характеристики услуги, а именно несохраняемости: «Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных знаков, кроме возможности ее оказания полностью в электронном виде».

4,вная экономика, 2010, № 10

Таблица 1

Специфика образовательных услуг

Характеристика услуги Описание характеристики

Неосязаемость Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. В образовании к наглядным параметрам услуг, можно отнести образовательные стандарты учебные планы и программы, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п.

Неотделимость от источника Е.Н. Попов отмечает, что в результате купли-продажи продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает, ибо «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается»

Непостоянство качества Непостоянство качества помимо невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - «изменчивость «исходного материала»»

Несохраняемость Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляется, с точки зрения А.П. Панкрухина, в следующем: «Невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар». Разработанная при участии автора информационно-коммуникационная система впервые в России позволяет оказывать образовательные услуги в полном объеме в электронном виде, то есть смоделировать весь традиционный образовательный процесс в электронном виде. При этом появилась возможность, условно говоря, «заготовки и складирования» образовательной услуги

Услуга или благо?

Еще не так давно большинство из нас было убеждено в том, что бесплатное (на всех уровнях) образование - великое достижение и необходимое условие развития страны и вот теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании. Где же истина? Чем же должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатно предоставляемым всем членам общества общественным благом? И можно ли отождествлять понятие «образование» с понятием «образовательная услуга»? Есть ли явная грань, отделяющая услу-

услугу невозможно

_хранить для

_последующей

продажи

или использования

в виде товарных

знаков, кроме

возможности

ее оказания

полностью

в электронном виде

эаз

гу (для личности) от блага (для всех)? Или идея образования, подчиняясь идее всеобщей природной ритмичности и отражая уровень и потребности развития личности и общества, представляет собой непрерывный колебательный процесс между этими взаимодополняющими друг друга крайностями («услугой» и «благом»), и такое колебание - норма и условие развития? Если это так, то как эффективно распределять пропорции между «услугой и «благом» в «услуге-благе»? И можно (и надо) ли этим распределением управлять? Что такое качество образования (о котором сегодня все говорят) применительно к «услуге-благу», как и в чем его измерять? Очевидно, что ответы на эти вопросы невозможно дать без предварительного рассмотрения определяемого природой человека предназначения образования. Человек - открытая биопсихосоциальная система, потому его потребности и как следствие реализуемая посредством действий деятельность всегда преследуют «интересы» каждой из этих трех составляющих, причем величина весовых коэффициентов между «био» и «социо» во многом определяется ем развития «психо» (прежде всего, духовной составляющей). Условно можно считать, что «био» отражает потребности отдельного человека как организма (индивида, личности), а «социо» — потребности социального организма (общества). В действиях человека всегда присутствует личное и общественное. Можно предположить, что чем выше уровень развития «психо» человека, тем значимее для него интересы «социо» по сравнению с «био». С учетом этого, разницу между «услугой» и «благом» определим следующим образом. Услуга, представляя собой действие одной стороны в интересах другой, всегда ориентирована на «био» конкретных потребителей.

Приобщение как приспособление организма к новой для него среде обитания получило название «адаптация». Поэтому образование для отдельного индивида можно рассматривать как способ и средство адаптации к существующему социуму, а для общества - как способ и средство целенаправленного формирования индивидов с полезными для личности и общества человеческими и профессиональными качествами.

ика, 2010, № 10

Образование, это только услуга?

В образовании явно прослеживаются два участника: личность и общество, чьи потребности и интересы неотделимы друг от друга. Потому крайние позиции, одна из которых отождествляет образование с одним из видов товаров в рыночных условиях «купли-продажи» и рассматривает образование как «услугу и предмет экономических взаимоотношений» (эта позиция - следствие рыночной «демократизации»), а другая рассматривает образование только как «благо, бесплатно предоставляемое государством» (хотя необходимость наличия общественных благ - аксиома развития социума), неприемлемы.

В первом случае человек может считать себя свободным от общественных обязанностей (он ведь за свое образование заплатил все сам, а значит, никакому государству и обществу ничего не должен), а во втором случае у человека (нормального) возникает избыточное чувство долга, а у общества — соблазн считать человека своим должником, не имеющим права самому распоряжаться полученным образованием. Между тем образование есть действительно благо, но не только для личности, но и для государства (и как воспитание, и как обучение). Воспитанный профессионал способен и будет заботиться не только о себе или своих близких, но и о своей стране. Сегодня же воспитанность обучающегося считается его личным делом, помогающим жить среди людей и зарабатывать на хлеб. Однако воспитанность, способствующая налаживанию экономических взаимоотношений для выживания, для личной выгоды, и воспитанность как милосердие, способность жертвовать собой во имя других имеют различную (и где-то даже противоположную) направленность. Поэтому образование нельзя считать только «услугой» государства, которую оно предоставляет обучающемуся. Ведь и обучающийся может заявить, что он оказывает «услугу» государству, позволяя ему в процессе образования воздействовать на себя — свободную личность — с превращением в необходимого обществу специалиста с нужным мировоззрением. В части (дополнительного) обучения профессиональным навыкам, способствующего улучшению материального состояния человека (человек может дороже продать свой труд), образование частич-

воспитанный профессионал способен и будет заботиться не только о себе или своих близких, но и о своей стране

_Литература

1. Котлер Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга.

- СПб.: Вильямс, 1999.

2. Камаев В.Д. и др. Основы экономической теории. - М.: - ВЛАДОС.

- 1994.

но может быть предметом купли-продажи, то есть «услугой». Но в части воспитания, явно не ведущего к материальным выгодам (даже наоборот, порой ведущего к неудачам в «жестком» современном бизнесе), но в целом полезного для становления социального организма общества, образование принципиально нельзя рассматривать как предмет купли-продажи. Воспитание как первая, наиболее важная часть образования - всегда «благо». Без такого понимания надежды на то, что «сеять разумное, доброе, вечное всегда будет первейшим предназначением вузов», вряд ли оправданы. Скорее нам грозит «патриотизм по прейскуранту». Следовательно, образование — всегда «услуга-благо». Среднее соотношение весов, как и для «личного-общественного», также целесообразно искать в области «золотого сечения».

Вывод

Автор считает, что образовательная услуга, предусматривающая в итоге получение документа установленного государственного образца независимо от того каким учебным заведением (государственным или негосударственным) она оказывается, является государственной услугой. Понятие «образовательная услуга» является более широким, чем понятие «услуга обучения», и включает последнее в себя, то есть образовательная услуга включает в себя обучение и воспитание, а значит, и собирательное понятие «услуга-благо».

Savzikhanova S.E.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor of Chair of Informational Technologies, Dagestan State Institute of National Economy

Transformation of conceptual approaches to the essence and content of educational service as a factor of progressive advance of society

_Abstract

The author opens the essence of some basic categories of educational services. The main attention in the article is paid to the description of educational services, notably to the inconservability and inseparability from the source. Keywords: service, education, informational technologies, technical progress

еативная экономика, 2010, № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.