Научная статья на тему 'Трансформация функций стратегических резервов в условиях глобального валютно-финансового кризиса'

Трансформация функций стратегических резервов в условиях глобального валютно-финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / ИНТЕРВЕНЦИОННЫЕ ТОВАРНЫЕ ФОНДЫ / ТОВАРНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линкевич Е.Ф.

В статье рассматривается основные функции государственных резервов. Анализируется политика отдельных стран в области управления стратегическими запасами. Оцениваются результаты деятельности международных организаций, направленной на формирование единой политики по управлению государственными запасами сырья. Предлагается создание нового финансового актива, обеспечением которого могут стать стратегические резервы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация функций стратегических резервов в условиях глобального валютно-финансового кризиса»

УДК 330.522.4

трансформация функций стратегических резервов

в условиях глобального валютно-финансового кризиса

е. ф. линкевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

мировой экономики и менеджмента E-mail: alins@list.ru

Кубанский государственный университет

В статье рассматриваются основные функции государственных резервов. Анализируется политика отдельных стран в области управления стратегическими запасами. Оцениваются результаты деятельности международных организаций, направленной на формирование единой политики управления государственными запасами сырья. Предлагается создание нового финансового актива, обеспечением которого могут стать стратегические резервы.

Ключевые слова: государственные резервы, коммерческие резервы, интервенционные товарные фонды, товарные интервенции.

В целях обеспечения национальной безопасности стратегические резервы созданы практически всеми странами мира. Запасы сырья, продовольствия и топлива изначально формировались на случай непредвиденных критических ситуаций, таких как войны или природные катастрофы. Однако со временем назначение стратегических резервов несколько изменилось. В современных условиях контролируемые государством запасы являются инструментом обеспечения бесперебойного функционирования экономики, регулирования рынка и стабилизации цен.

Управление стабилизационными резервами требует квалифицированных решений. Обеспечение стабильности в национальной экономике во многом зависит от наличия в стратегических запа-

сах необходимых объемов товаров определенной номенклатуры. В настоящее время формирование стабилизационных резервов осуществляется с учетом многих факторов. Основным критерием объема создаваемых запасов является потребление за определенный период времени. Например, страны Европейского союза могут за счет стратегических резервов обеспечивать свои национальные экономики нефтью и нефтепродуктами в течение трех месяцев. В Японии запасы добытой нефти поддерживаются на уровне 90-100 дней потребления. Страны, зависимые от импорта, формируют запасы сырья с учетом поставок из-за рубежа. Например, в Китае в настоящее время нефтяные резервы эквивалентны месячному объему импорта, а к 2020 г. их планируется увеличить до уровня трехмесячного объема.

Следует также отметить, что в последние годы политика отдельных государств по формированию сырьевых запасов изменилась, что несколько меняет классическое представление об основном назначении стратегических резервов. Многими странами (нетто-экспортерами) создаются резервы продукции, поставляемой ими за рубеж. Так, в Китае накапливаются существенные запасы редкоземельных металлов. Значительные стратегические резервы добытой нефти сформированы странами ОПЕК. К созданию государственных запасов углеводородов приступили Малайзия, Иордания и Россия. Данная тенденция в определенной степени

- 29

объяснима стремлением стран-экспортеров закрепить доминирующее положение на международных товарных рынках. Кроме того, целесообразность такого резервирования обусловлена тем, что компаниям-поставщикам невыгодно сокращать добычу металлов и углеводородов при неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на сырье. Обеспечение возможности хранения товаров в ожидании повышения цен на международных биржах очень важно для предприятий - экспортеров сырья.

В настоящее время для создания стратегических запасов используются различные источники финансирования. Резервирование может осуществляться непосредственно государством. При этом основные затраты на создание и обслуживание запасов производятся за счет бюджета страны. Такие запасы используются при возникновении угрозы нарушения экономической стабильности или снижения уровня жизни населения. Например, государственные резервы могут быть задействованы для оказания помощи стратегически важным секторам экономики страны с низким уровнем рентабельности.

Сведения об объемах и номенклатуре стабилизационных запасов, как правило, не разглашаются. Однако более целесообразно использовать государственный резерв в качестве инструмента стабилизации внутреннего рынка, для чего необходимо публиковать сведения о государственных запасах в открытой печати. Как известно, информация является регулирующим фактором, она воздействует на ожидания экономических субъектов.

Создание стратегических запасов также осуществляется за счет частных компаний. Во многих странах мира в дополнение к государственным созданы коммерческие резервы. При этом обязательства по учреждению и содержанию стабилизационных запасов налагаются в законодательном порядке на предприятия. Это дает возможность избежать чрезмерных бюджетных расходов. Коммерческие резервы в основном служат для обеспечения непрерывной работы организаций отдельных секторов экономики и стабилизации товарных рынков [1].

Однако коммерческая система резервирования имеет определенные недостатки. Во-первых, это затрудняет контроль со стороны государства за соблюдением требований по объему и качеству возобновляемых запасов. Для решения данной проблемы в некоторых странах учреждены организации-операторы (контролируемые государством),

под управление которых поступают запасы частных компаний. Во-вторых, издержки предприятий, связанные с резервированием, могут быть значительными, что ухудшает условия ведения бизнеса.

В отдельных странах помимо государственных и коммерческих резервов также учреждены интервенционные товарные фонды, управление которыми обычно осуществляется на уровне отраслевых ведомств. Например, российский интервенционный фонд зерна был сформирован при Министерстве сельского хозяйства РФ. Подобные фонды в настоящее время действуют в странах Европейского союза, США, Китае и др. Основной целью их функционирования является стабилизация цен на внутренних рынках посредством проведения товарных интервенций.

Таким образом, для обеспечения экономической стабильности в стране используются государственные и коммерческие запасы, а также интервенционные фонды, вместе образующие единую систему резервирования. Это позволяет в определенной степени диверсифицировать затраты на создание и накопление стратегических запасов.

Однако в современных условиях товарные запасы, контролируемые государством, могут служить не только средством обеспечения экономической стабильности стран, но и инструментом привлечения финансовых ресурсов. В целях привлечения свободных средств населения и бизнеса на основе стратегических резервов могут быть созданы и выпущены в обращение новые финансовые активы. По своей сути такой актив будет являться распиской, дающей право на получение в обмен на нее определенной суммы, равной стоимости «корзины товаров».

Стоимость актива должна определяться на основании ассортимента и объемов товаров, входящих в стабилизационные резервы, а также их рыночных цен. Соответственно, цена товарной расписки будет рассчитываться по следующей формуле:

С = УУ.Р.,

/ * I I' ¿=1

где С - стоимость товарной корзины;

V - объем товара по позиции;

Р - цена товара.

Данный инструмент должен быть привлекателен как средство защиты от инфляции денежных средств, ведь увеличение его стоимости обусловлено повышением цен на товары, входящие в состав корзины. Как известно, продукты первой

необходимости и сырье дорожают быстрее, чем другие товары. Более того, даже при значительном снижении цен на международных рынках металлов, топлива и сельскохозяйственной продукции цены на сырье в национальных экономиках уменьшаются незначительно и с большим лагом запаздывания. Следует также учитывать, что корзина является более надежным обеспечением, чем каждый товар, входящий в ее состав, потому что снижение цен на одни продукты потребления будет компенсироваться удорожанием других.

Таким образом, под обеспечение контролируемых государственными структурами стабилизационных резервов в обращение могут быть выпущены три вида новых финансовых активов:

1) государственная товарная расписка (ГТР);

2) коммерческая товарная расписка (КТР); 3) расписка интервенционного фонда (РИФ).

Соответственно, товарные корзины, на основании которых должна рассчитываться стоимость каждого вида актива, должны соответствовать ассортименту и объемам государственных резервов, коммерческих резервов и запасов интервенционных фондов.

Деньги, поступающие в бюджет при размещении ГТР, могут использоваться для наращивания и содержания стратегических запасов сырья. Появится новый источник финансирования расходов, необходимых для управления государственными резервами. Более того, за счет привлеченных средств может осуществляться финансирование и других государственных программ.

Выпуск в свободное обращение КТР позволит сократить издержки бизнеса на формирование и обслуживание стабилизационных запасов, контролируемых государством. В настоящее время резервы, создаваемые частными компаниями, часто используются организациями в качестве залога для получения займов. Однако кредиты, как известно, нужно возвращать и при этом уплачивать проценты. Поэтому для предприятий более выгодно привлечение средств за счет размещения КТР.

Кроме того, экспортно ориентированные предприятия отдельных секторов экономики при помощи такого актива могут получить и другие преимущества. Как известно, в условиях глобальных кризисов потребление сырья сокращается в мировом масштабе, что часто приводит к существенному снижению цен на международных товарных рынках. Так, в 1986 г. цены на нефть снизились до

рекордного уровня - 10 долл. за баррель [8]. Консервация скважин в целях сокращения добычи нефти и последующее восстановление производственных мощностей для обеспечения докризисного уровня экспорта требуют значительных затрат. Поэтому российские компании были вынуждены поставлять нефть за рубеж по цене ниже ее себестоимости, неся при этом значительные убытки [2]. Однако в подобной ситуации все же более целесообразно снизить экспортные поставки, создавая дополнительные резервы. Увеличение запасов даст возможность дополнительного выпуска КТР. В условиях кризиса данный актив непременно будет востребован, ведь именно в такие периоды наиболее сложно защитить сбережения от обесценения. Таким образом, основные издержки по наращиванию резервов будут профинансированы за счет привлеченных финансовых ресурсов. В дальнейшем, при восстановлении благоприятной конъюнктуры цен на международных рынках, уровень запасов может быть снижен.

Запасы сырья, созданные интервенционными фондами, рационально использовать для привлечения средств (посредством размещения РИФ) в целях модернизации отдельных секторов национальных экономик. Например, в России в обновлении основных фондов нуждаются многие предприятия сельскохозяйственного сектора и добывающей промышленности.

Таким образом, под обеспечение стратегических резервов могут быть созданы новые финансовые активы, с помощью которых появится возможность защитить денежные сбережения от инфляции, а также привлечь свободные средства для государственных нужд и развития бизнеса. Более того, в условиях кризиса товарная расписка может приобрести статус финансового актива, востребованного на мировом уровне [3].

Следует отметить, что использование стратегических запасов в качестве инструмента регулирования не ограничивается национальными экономиками. Как известно, с помощью стабилизационных резервов можно воздействовать на волатильность международных товарных рынков. Конечно, управлять динамикой цен мировых рынков сырья посредством товарных интервенций значительно сложнее, чем национальных. Тем не менее попытки создания механизмов многостороннего регулирования товарных рынков с помощью использования стабилизационных запасов неоднократно предпринимались и на мировом уровне. Так, в 1950-1960 гг.

было заключено несколько международных товарных соглашений по определенным видам сырья, предусматривавших создание буферных запасов в целях стабилизации цен. Однако в 1980-1990 гг. почти все они прекратили свое действие.

В 1976 г. в рамках конференции ООН по торговле и развитию была разработана «Интеграционная программа для сырьевых товаров», основными целями которой являлись стабилизация международных рынков, а также регулирование мировых цен на сельскохозяйственную продукцию и некоторые виды металлов. Для реализации указанной цели был учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, членами которого стали 104 государства. За счет средств фонда предполагалось осуществлять товарные интервенции, реализуя сырье из созданных резервов или скупая излишки, воздействуя таким образом на динамику рыночных цен. Однако нежелание многих развитых стран участвовать в финансировании данной программы не позволило достигнуть желаемых результатов.

В настоящее время единого подхода к формированию стратегических резервов сырья в мире не существует, однако в рамках деятельности международных организаций и соглашений между странами прилагаются усилия по выработке единой политики в области управления стратегическими сырьевыми запасами [5]. Так, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО ООН) были разработаны нормы переходящих резервов зерна для обеспечения продовольственной безопасности на уровне отдельных государств. По рекомендациям ФАО ООН запасы зерновых культур должны составлять не менее 17 % его годового потребления [10].

В целях снижения зависимости от импорта углеводородов Международным энергетическим агентством (МЭА) установлены объемы резервов добытой нефти. Согласно соглашению о международной энергетической программе страны, входящие в состав МЭА, приняли на себя обязательство поддерживать запасы нефти на уровне не менее 90 дней ее годового импорта [7]. Государствами - членами МЭА неоднократно проводились совместные товарные интервенции, направленные на стабилизацию международных рынков нефти. Стратегические запасы распечатывались во время военных действий в Персидском заливе в 1991 г., из-за урагана «Катрина» - в 2005 г., в связи с вооруженным конфликтом в Ливии - в 2011 г. Координированные

акции способствовали сдерживанию роста цен на нефть не только в национальных экономиках стран -членов МЭА, но и в мировом масштабе [6].

Таким образом, как показывает практика, в настоящее время целесообразно формирование единой системы стратегических запасов сырья, проведение совместных товарных интервенций позволяет с большей эффективностью воздействовать на динамику международных рынков и тем самым нивелировать отрицательное влияние внешней среды на национальные экономики.

Конечно, создание избыточных резервов в национальных экономиках нерационально. Однако, учитывая рост потребления в мире, следует признать, что многим странам на современном этапе следует продолжать наращивание стратегических запасов различных видов сырья в целях обеспечения национальной безопасности и повышения устойчивости к внешним шокам. В настоящее время политику, направленную на приумножение запасов добытой нефти и различных видов металлов, проводят Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Новая Зеландия, некоторые страны Европейского союза.

Особую озабоченность всего мирового сообщества вызывает сокращение в последние годы запасов зерна. В последние годы потребление многих видов зерновых культур превышает их производство. С 2009 г. мировые резервы пшеницы и фуражного зерна постоянно уменьшались. Согласно прогнозу ФАО ООН, резервы пшеницы будут снижаться и в дальнейшем (см. таблицу).

Эксперты ФАО ООН неоднократно заявляли о необходимости создания единой системы резервирования для снижения остроты проблемы продовольственной безопасности в глобальном масштабе. Наращивание возобновляемых запасов зерновых культур в современных условиях особенно актуально: ведь, согласно прогнозам ФАО ООН, в мире ожидается вторая волна продовольственного кризиса.

Следует учитывать, что не все страны могут изыскать ресурсы для формирования запасов, достаточных для обеспечения продовольственной безопасности. Особенно тяжело решить эту проблему странам третьего мира. Конечно, для беднейших стран могут быть привлечены средства общественных организаций, например Международного валютного фонда (МВФ). Как известно, для оказания помощи странам, создающим стратегические резервы, при МВФ учрежден Фонд кредитования

Объемы производства и потребления стратегических резервов зерновых культур в мире, тыс. т

Показатель 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 (прогноз)

Пшеница

Производство 686 743 652 285 697 155 655 270 697 798

Потребление 653 782 654 842 696 768 680 419 699 893

Запасы 201 741 199 184 199 571 174 422 172 378

Рис

Производство 440 638 449 299 465 826 468 920 478 693

Потребление 438 108 445 507 459 711 468 947 476 058

Запасы 94 935 98 727 104 842 104 815 108 015

Кормовое зерно

Производство 1 115 577 1 098 955 1 154 539 1 128 505 1 247 533

Потребление 1 113 055 1 130 453 1 154 812 1 142 857 1 217 505

Запасы 197 350 165 852 165 579 151 227 182 210

Источник: [9].

буферных запасов. При этом с 1985 г. кредиты из средств данного фонда не предоставлялись.

Наращивание резервов сырья также возможно посредством учреждения международных фондов за счет ресурсов отдельных стран. Вложения средств в такие фонды будет выгодно, если запасы сырья станут основой для создания инструмента защиты от обесценения государственных валютных резервов. Как известно, в условиях современного валютно-финансового кризиса сохранение капитала является одной из основных проблем не только населения и бизнеса, но и большинства государств. Доверие мирового сообщества к валюте США за последние годы значительно снизилось. При этом американский доллар продолжает составлять значительную долю в валютных резервах большинства стран мира [4]. Большая часть валютных резервов размещается в долговые обязательства страны-эмитента. Такой актив, как товарная расписка, обеспечением которой будут высоколиквидные запасы сырья, может оказаться более привлекательным, чем облигации правительства страны, имеющей колоссальный внешний долг.

Следует учитывать, что монетарные власти отдельных государств начнут инвестировать средства в товарные расписки только в том случае, если будут уверены в последующем повышении стоимости данного актива. Поэтому обеспечением товарной расписки могут стать только товары, цены на которые неуклонно растут. Например, в рамках конференции ООН по торговле и развитию может быть учрежден Фонд единых стратегических резервов продовольственного сырья. Запасы фонда должны формироваться из высоколиквидных продовольственных товаров. Можно предположить, что основу

резервов составят зерновые культуры (основной продукт, обеспечивающий продовольственную безопасность).

Расчет стоимости товарной расписки фонда должен производиться на основе ассортимента и объемов его запасов, а также их цен на международных рынках. Учитывая мировую тенденцию роста цен на зерно, а также увеличение объемов потребления, можно предположить, что цена такого актива в долгосрочной перспективе будет расти. Конечно, цены на пшеницу, рис, фуражное зерно в определенные периоды могут снижаться. Злаковые культуры в 2009-2010 гг. стоили значительно дешевле, чем в 2008 г. Однако это объясняется существенным удорожанием зерна в условиях мирового продовольственного кризиса 2007-2008 гг. и последующей коррекцией цен (см. рисунок).

В целом, согласно прогнозам, в ближайшие годы следует ожидать устойчивого повышения цен на зерно как в национальных экономиках, так и на международных рынках. Это обусловлено удорожанием производства, сокращением экспорта злаковых культур отдельными странами, а также повышением спроса из-за снижения уровня продовольственной безопасности в отдельных национальных экономиках. Следовательно, стоимость товарной расписки, обеспечением которой станут запасы зерновых, должна повышаться.

Таким образом, посредством предложенной методики можно привлечь средства для создания единого фонда запасов продовольственного сырья, необходимого для осуществления товарных интервенций в целях воздействия на ценовую динамику международных рынков. Кроме того, будет создан

33

Источник: [10].

Примечание: уровень 2002-2004 гг. = 100 %.

Годовой индекс мировых цен на зерновые культуры (Cereals Price Index) в 2000-2012 гг

актив, позволяющий защитить от инфляции государственные резервы.

В настоящее время создание активов, имеющих товарное обеспечение, является очень актуальным. В условиях глобального финансового кризиса, валютных войн и утраты доверия к мировым резервным валютам фактически не существует универсального средства, способного защитить сбережения от обесценения. Поэтому товарная расписка, обеспеченная высоколиквидными запасами сырья, будет пользоваться особым доверием как инструмент сохранения накоплений на всех уровнях. Такой актив более надежен, чем резервные валюты, акции компаний, государственные облигации, золото и другие драгоценные металлы.

Список литературы 1. Архипов А. Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, инс-

титуты, инновации // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4.

2. Архипов А. Ю., Мартишин Е.М., Фомичева Е. В. Развитие России в условиях глобализации мировой экономики // Экономический вестник РГУ. 2008. Т. 6. № 3.

3. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Обновление мировой валютной системы как основы преодоления глобальных финансовых дисбалансов // Финансы и кредит. 2012. № 48. С. 58-63.

4. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Рубль - доллар - золото: золотовалютный аспект финансовой политики новой России // Экономика: теория и практика. 2008. № 16. С. 4-10.

5. Линкевич Е. Ф. Кризис ямайской валютной системы и возможные пути ее реформирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 21. С. 11-16.

6. Линкевич Е. Ф. Реформирование мировой валютной системы как условие преодоления глобального экономического кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 1. С.53-58.

7. Международное энергетическое агентство. URL: http://www.iea.org/stats/index.asp.

8. Межконтинентальная биржа - ICE. Лондон. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=metal.

9. Министерство сельского хозяйства США. URL: http://www.fas.usda.gov/grain/Current.

10. Продовольственная и сельскохозяйственная организация OOH (FAO ООН). URL: http://www.fao. org/economic/ess/ess-publications/ess-yearbook/en.

27 ноября 2013 г. к 20-летию экономического факультета РУДН \

кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика» экономического факультета РУДН проводит III международную научно-практическую конференцию

«РОЛЬ УЧЕТНЫХ ПРАКТИК В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (495) 433-94-04 либо E-mail: kafedra_bas@mail.ru, nvmali@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.