Научная статья на тему 'Трансформация евроазиатских грузопотоков как фактор развития региональных логистических структур'

Трансформация евроазиатских грузопотоков как фактор развития региональных логистических структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация евроазиатских грузопотоков как фактор развития региональных логистических структур»

ям информационной безопасности и используемого в процессе подготовки учебного и методического материала (основаны на системе подготовки специалистов в области информационной безопасности);

- средства материального обеспечения - совокупность объектов, выделяемых для размещения и использования сил и средств обеспечения информационной безопасности;

- средства финансового обеспечения информационной безопасности - экономические инструменты (алгоритмы, способы и методы) получения (привлечения, перераспределения) и использования денежных средств для решения поставленных задач;

- средства информационного обеспечения - информационные ресурсы (информационные фонды, банки данных), используемые при решении задач обеспечения информационной безопасности;

- средства научного обеспечения информационной безопасности - система научных теорий, концепций, взглядов и закономерностей, предназначенных для изучения происходящих в данной области процессов и явлений, анализа угроз и выработки способов и методов противодействия этим угрозам.

Перечисленные организационные методы обеспечения информационной безопасности находят практическое применение в деятельности руководства и персонала конкретного предприятия, на котором планируются и проводятся мероприятия по обеспечению информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры, содержащих (обрабатывающих) информацию, непосредственно подлежащую защите. К тому же, исследования специалистов показывают, что эффективность защиты корпоративных информационных систем следующим образом зависит от факторов: на 30% - от при-

меняемых технических решений; на 40% - от проводимых в учреждении организационных мероприятий и на 30% - от морально-нравственного состояния общества и общекультурного уровня пользователя.

В настоящее время обладание информацией позволяет контролировать решение любых проблем мирового сообщества. Это фактор, который может привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. Однако эффективное использование информации способствует развитию всех сфер деятельности государства в целом и отдельно взятого предприятия в частности, и, в конечном счете, приводит к существенным достижениям в экономике, финансах, бизнесе.

Литература:

1. Буравлева Н.Г. Вопросы правоотношения и информационной безопасности, возникающие при заключении сделок посредством сети интернет// Материалы XI междунар. науч. практ. конф. Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: Изд-во ЮЗГУ г.Курск, 2014. - с.291-296.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. // «Российская газета» от 25 декабря 1993.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: глава 28, ст. 434, п. 2 - по сост. на 6 апр. 2011- М.: Проспект, 2011. - 656 с.

4. Котов С. Безопасность интернет-банкинга [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. - 2012. Режим доступа: http://www.aladdin-rd.ru/company/ pressroom/articles/33747/

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОАЗИАТСКИХ ГРУЗОПОТОКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР

МАКАРОВ Е.И.,

дэ.н, профессор, Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Изменение геополитических условий на юго-востоке Европы, и связанные с этим трансформации грузовых потоков в части изменения их направления по наиболее безопасным и экономически выгодным маршрутам, актуализирует проблему развития региональных транспортно-логистических проводящих систем.

Значительную часть материалопотоков, проходящих через транзитные регионы страны составляют экспортно-импортные потоки.

Молниеносные изменения в межгосударственных торговых отношениях допускают, на наш взгляд, анализ макроэкономических потоков с относительно краткосрочным временным лагом.

Так в значительные изменения в структуре экспортных потоков произошли за период февраль 2014 г. - февраль 2015 г.Наибольший удельный вес в структуре экспорта РФ по-прежнему составляют топливно-энергетическое сырье и продукция (69,7% в общем объеме экспорта). Отметим, что

218

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

доля топливно-энергетических товаров в экспорте РФ относительно 2014 года снизилась на 6%, что во многом является результатом продолжающегося снижения цен на энергоносители (в том числе углеводороды) на мировом рынке. Так стоимостной объем топливно-энергетических товаров в первые месяцы 2015 года снизился на 28.2%, при этом физический объем поставок возрос на 21,2% [8].

В общем объеме экспорта продукции топливно-энергетического комплекса наибольший рост физических объемов экспорта в январе-феврале 2015 г. отмечен по следующим товарам:

- сырая нефть - рост физических объемов экспорта на 19,3%;

- электроэнергия - рост на 56,4%;

- нефтепродукты - рост на 51,3%;

- автомобильный бензин - рост на 43,6%;

- дизельное топливо - рост на 66,1%;

- жидкое топливо - рост на 54,3%

Среди товаров, по которым отмечено снижение физических объемов экспорта, следует отметить природный газ (снижение на 28,1%) и каменный уголь (снижение на 8,8%)[7].

Касательно экспорта машин и оборудования в январе-феврале 2015 года наблюдался рост товарного потока данной категории, как в стоимостном, так и в физическом объеме. При этом при общем росте стоимостного объема экспорта машин и оборудования на 33,6%, рост механического оборудования составил 86,5%, электрического - 40,1%. А средств наземного транспорта - 22,9%. Отметим также что доля экспорта данной товарной группы в общем объеме экспорта страны составляет 4,5% (при аналогичном показателе в 2014 г. на уровне 2,6%).

Стоимостные объемы экспорта продовольственных товаров в начале 2015 года не претерпели значительных изменений относительно 2014 года (ост всего 2,3%). При этом физические объемы экспорта возросли значительно больше стоимостных показателей (на 26,9%). Доля экспорта продовольственных товаров в общей структуре экспорта товаров РФ составляет 3,3% (в 2014 г. - 2,5%) [8].

Рост объемов материальных потоков, изменение их направленности требуют наличия соответствующих региональных товаропроводящих систем, способных адекватно реагировать на современные вызовы.

Практика развития региональных товаропроводящих систем свидетельствует о том, что их тренд неразрывно связан с модернизацией логистической инфраструктуры, включающей транспортную, складскую, сервисную и другие ее составляющие [1,3].

Перспективным развитием региональной логистической инфраструктуры является строительство логистических индустриальных парков [2].

Индустриальные парки (ИП), как экономическое явление, известно достаточно давно и широко используется в мировой практике.Однако, четкого определения ИП на сегодня нет.

Так, «Ассоциация индустриальных парков», позиционирует ИП как специально обустроенную площадку для размещения на ней независимых хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности и связанных единой цепочкой создания добавленной стоимости [4].

Конкурентными преимуществами ИП является высокая концентрация рынков сбыта, интеграция транспорта, финансовая и административная государственная поддержка резидентов [2].

Существующие на сегодня классификации индустриальных парков предполагают их деление по различным признакам, главными из которых являются наличие земельного участка, характер управления, наличие услуг. Наличие дополнительных услуг, является, на наш взгляд, важнейшей характеристикой любого ИП. Отличие ИП от производственного предприятии именно в том и состоит, что парк представляет собой своеобразный «хаб». Подразумевается, что речь идет об оказании услуг не только промышленного, но и информационного характера.

Российская практика свидетельствует о том, что логистические центры категории «А» оказывают услуги по складированию, транспортированию и выполнению ряда складских операций с большой добавленной стоимостью. Поэтому, есть все основания говорить, что при определенных условиях, в частности при выполнении классификационных требований к ИП подобные логистические структуры можно отнести к ИП, и тогда, мы можем говорить о новой их разновидности - логистических индустриальных парках (ЛИП).

Мировой опыт свидетельствует о том, что ЛИП имеют место быть в структуре региональной экономики и при этом объемы услуг, и уровень их экономической и социальной эффективности не уступает региональным промышленным лидерам, а для транзитных регионов, и превосходит их.

Сформулируем основные черты и характерные признаки логистического индустриального парка, как разновидности индустриального парка.

Логистические индустриальные парки создаются в целях удовлетворения потребностей в комплексных услугах логистического характера, путем создания развитой инфраструктуры и направленные на повышение устойчивого социально-экономического развития региона.

Принципы, реализуемые при проектировании-логистических индустриальных парков включают в себя как общие для индустриальных парков, так и специфические, для логистических парков[2,3].

Сформулировав в общих чертах цель создания и принципы функционирования логистических индустриальных парков можно сформулировать концептуально сущность ЛИП и дать общее концептуальное определение этому виду индустриальных парков.

Анализ литературных источников показал, что на сегодня нет единого сложившегося определения понятия «логистический индустриальный парк».Под логистическим индустриальным парком понимают: логистические центры, логистические парки, товарные вокзалы, платформы грузового терминала, интернациональные порты, грузовые деревни, хаб, транспортные центры и др.

Генезис эволюции внутреннего и международного развития региональной логистики от формирования региональной логистической системы до регионального логистического кластера и далее кЛИП, позволяют предположить, что определение ЛИП должно включать в себя такие элементы, как

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

219

земельный участок, транспортную доступность, инженерную инфраструктуру, функциональную инфраструктуру, управляющую компанию, стандарты, концепцию развития [1,2,3].

Таким образом, логистический индустриальный парк представляет собой элемент логистической региональной инфраструктуры, при определенных условиях способный решить задачу повышения пропускной способности региона.

Одним из трендов региональной логистики является создание логистических индустриальных парков, имеющих преимущества перед другими формами организации бизнеса за счет специализации, концентрации, удобного месторасположения, реализации государственных финансовых программ, сложившейся региональной системы дистрибуции в розничной торговле, комплексной рекламы, привязки к транспортным развязкам.

Литература:

1. Макаров Е.И. Исследование факторов устойчивости регионального транспортно-логистического кластера/Е.И. Макаров, А.Н. Гамов// Логистика. №2.- 2014.- С.30-32.

2. Макаров, Е.И. О некоторых аспектах проблемы создания регионального логистического индустриального парка/ Е.И. Макаров, В.В. Шалин / Логистика, 2015г., № 11, с. 34-37.

3. Макаров, Е.И., Принципы оптимизации логистических бизнес-процессов в интегрированных структурах оборонно-промышленного комплекса// А.И. Хорев, Е.И. Макаров, В.В. Дудчак/ Финансы Экономика Стратегия, № 6, 2015 г., с. 28-31.

4. Стандарт индустриального парка. Интернет-ресурсы. Режим доступа: http://www.indparks.ru/ (дата последнего обращения 30.12.2015г.).

5. Интернет-ресурсы: Режим доступа: media.rspp. ru/document/1/a/.../ace5a674f58581bef74d08e6a3f00c 1Ь^.. (дата последнего обращения 21.11.2015г.).

6. Интернет-ресурсы: Режим доступа: http://www. glorypower.net/en/knowledgeshow.asp?ciid=7 (дата последнего обращения 30.12.2015г.).

7. Интернет-ресурсы: Режим доступа: http://www.

(дата последнего обращения 23.11.2015г.).

8. Интернет-ресурсы: Режим доступа: http://www. customs.ru/index2.php?Itemid=1981&id=20794&optio n=com_content&view=article (дата последнего обращения 10.01.2016 г.).

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПУШНОГО РЫНКА В ХХ-ХХ1 ВЕКАХ

ГОНЧАРОВА О.В.,

к.б.н, доцент, Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Лисица является одним из экспортируемых видов пушнины. На протяжении нескольких столетий лисьи меха постоянно присутствовали на международных рынках.

Пушной рынок представлен несколькими пушными аукционами: задающий ценовые ориентиры Kopenhagen Fur (CFC, Дания, Копенгаген); самый крупный по объемам Saga Furs Oyj (прежде Finnish Fur Sales (FFS. Финляндия, Bантаа) или Финский пушной аукцион; North American Fur Auctions (NAFA, Канада, Торонто); «Союзпушнина» (Россия) или Санкт-Петербургский пушной акцион; American Legend Cooperative (ALC, США, Сиэтл), специализирующейся на промысловой пушнине Fur Harvesters Auction (FHA, Канада Норс-Бей), German Auction and Trading Company (Германия, Лейпциг).

B ХХ веке в СССР помимо ленинградских аукционов и складских продаж, российская пушнина продавалась в незначительных количествах на аукционах в Лондоне, Лейпциге и со складов в Лондоне, Стокгольме, Париже, Цюрихе. Bысокие награды в Лейпциге получили красная лисица огневка (якутская, амурская,

ленская и Крайнего Севера), соболь, белый песец и якутская белка. Экспорт пушнины, добытой охотой, по данным начальника конъюнктурного отдела, а затем директора ВО «Союзпушнина» М. Пастушенко, был представлен следующим ассортиментом видов: белка, горностай, заяц-беляк, колонок, куница, лисица красная, ондатра, песец белый, соболь, сурок, хорь белый и черный. Шкур лисицы красной на экспорт было выставлено в 1931 г. - 184 тыс. шт., 1938 г. - 369 тыс. шт., 1943 г. - 150 тыс. шт., 1946 г. - 348 тыс. шт., 1950 г. - 49 тыс. шт., 1955 г. - ни одной, 1960 г. - 110 тыс. шт., 1965 г. - 70 тыс. шт., 1970 г. - 12850 шт. (100 % продано). После II Мировой войны в связи с отсутствием спроса на длинноволосую пушнину, лисий мех был не в моде. Его стригли, красили в голубой, розово-бежевый и малиновый цвета, после чего из него шили женские болеро и пальто [4]. В США с 5 января 1952 г. и вплоть до конца 1960-х гг. действовал закон, принятый Конгрессом (в правление Трумэна по предложению сенатора Маккарти), запрещающий ввоз семи видов пушнины из СССР: лисицы, горностая, колонка, куницы, норки, ондатры и ласки [3].

220

СИБИРСКИЙ ТОРГОBО-ЭКОHОMИЧEСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.