Научная статья на тему '«Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре'

«Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4645
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЕРФИНГ / РЕАЛЬНОСТЬ / МАГИЯ / ЭЗОТЕРИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / TRANSURFING / REALITY / MAGIC / ESOTERICISM / VISUALIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плужникова Наталья Николаевна

Представлен анализ концепции трансерфинга реальности не только как определенной психотехники, но и как одной из моделей управления поведением человека в современной культуре. По мнению автора, анализ выбранной концепции позволяет показать некоторые тенденции и перспективы развития современной культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims at analyzing the conception of reality transurfing not only as definite psychotechniques, but as one of the models of persons behavior control in the modern culture. The analysis of the conception shows some tendencies and perspectives of development of the modern culture as a whole.

Текст научной работы на тему ««Трансерфинг реальности» и магические практики в культуре»

4. Сагарда Н.И. Святаго Григорія Чудотворца благодарственная р^чь Оригену // Христіанское чтеніе. СПб. : Тип. М. Меркушева, 1912. Т. CCXXXVIII. Ч. II. Ноябрь. С. 1177-1179.

5. Murphy J.J. Rhetoric in the Middle Ages: a history of rhetorical theory from St. Augustine to the Renaissance. Berkeley; Los Angeles, 1974.

6. Philadelphia Seminar On Christian Origins. Vol. 16 (1978-1979). URL : http://ccat.sas.upenn.edu/ psco/archives/psco16-min.htm.

Influence of ancient rhetoric education on Alexandrine theology (by the example of Origenes)

There is described the influence of higher forms of ancient education, rhetoric in particular, on a distinguished thinker and theologian of the III century AD Origenes. This is the key example for comprehension of the process of incorporating the elements of the ancient culture into the incipient intellectual culture of new Europe.

Key words: transurfing, reality, magic, esotericism, visualization, management.

н.н. плужникова

(Волгоград)

«ТРАНСЕРФИНГ РЕАЛЬНОСТИ»

И МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В КУЛЬТУРЕ

Представлен анализ концепции трансерфинга реальности не только как определенной психотехники, но и как одной из моделей управления поведением человека в современной культуре. По мнению автора, анализ выбранной концепции позволяет показать некоторые тенденции и перспективы развития современной культуры в целом.

Ключевые слова: трансерфинг, реальность, магия, эзотерика, визуализация, управление.

Нельзя не признать, что современное состояние развития цивилизации оценивается как кризис, имеющий в первую очередь антропологическое измерение. Оно состоит в утрате современным человеком целостного, системного понимания собственной жизни, от-

сутствии принципов целеполагания и ценностных ориентиров в результате подмены духовных ценностей материальными, гедонистическим и утилитарным отношением к жизни. По мнению французского футуролога Ж. Аттали, современный человек проходит стадию «культурной мутации», состоящую в превращении человека в «искусственное существо», покупаемое и продаваемое как любой рыночный предмет или товар [1, с. 58]. Вкупе с ощущением социальной нестабильности, несоизмеримости желаний и возможностей это порождает у современного человека инстинктивную агрессивность, алармизм и как результат - поиск устойчивых оснований бытия в виде некоторых «моделей существования» в современной культуре. Как правило, эти модели представляют собой набор практических рекомендаций, универсальных «рецептов счастья», направленных на достижение человеком материального успеха и психологического комфорта, осуществляемых на различных тренингах, семинарах, в эзотерических сообществах, оккультных течениях и сектах.

Начиная с 1990-х гг., отечественная культура подверглась массовому засилью различных эзотерических, мистических и оккультных течений. Эти идейные течения принимаются как легитимные (в том числе и некоторыми учеными), претендуя даже на некоторый мировоззренческий переворот в науке. однако попытки осмысления этих квазинаучных течений в научной литературе остаются фрагментарными и не дают целостного видения происходящих в культуре процессов. Более того, в научной литературе не описаны и механизмы влияния этих течений на психику и поведение человека, хотя многие из них не просто несут негативные последствия, но и весьма опасны. Человеческое сознание в современном обществе подвергается массированной информационной атаке, одно из направлений которой - аксиоматическое в некоторых современных околонаучных учениях утверждение -идея об управлении реальностью посредством собственных мыслей и желаний.

одним из подобных эзотерических учений, широко распространенных среди современной молодежи, является учение «трансер-финга реальности» Вадима Зеланда. Появление этого учения вызвало широкий резонанс в эзотерическом сообществе. однако серьезная критика данного учения в научной и эзотерической литературе отсутствует. Среди ак-

© Плужникова Н.Н., 2011

туальных исследований, критикующих его, широкую популярность получила книга, написанная в эссеистическом стиле, - это книга супругов Преображенских «Анти-Зеланд, или На халяву и уксус сладкий» [7].

Книги В. Зеланда переведены на несколько языков, а в 2006 г. в Санкт-Петербурге открылась «Официальная школа трансерфинга», которая имеет филиалы в ряде городов России. О самом Вадиме Зеланде как авторе концепции практически ничего не известно. Высказывается мнение, что Вадим Зеланд является вымышленной фигурой, и под его именем пишут несколько человек. В екатеринбургском центре практической психологии «Мир гармонии» допускают, что его придумала издательская группа «Весь», издающая книги по тран-серфингу. Само учение, как утверждает Вадим Зеланд, не было придумано им самим, а он является лишь его случайным ретранслятором. «Трансерфинг реальности» представлен в ряде книг [3; 4; 5; 6].

В книге В. Зеланда «Шелест утренних звезд» [4] трансерфинг понимается автором в качестве мощной техники управления судьбой человека. Эта техника, как указывает автор, не придумана им самим, а передана автору неким Смотрителем - «хранителем Древнего знания», который явился ему однажды во сне. Таким образом, предполагается, что трансерфинг реальности - это некое закрытое мистическое знание, которым обладает создатель трансерфинга и которое он хочет передать каждому, кто пожелает изменить свою судьбу к лучшему - стать счастливым. Трансерфинг представляет собой практический способ управления, т.к. позволяет человеку, по мнению автора, достигать поставленного результата. Трансерфинг реальности представлен в шести книгах, которые рассматриваются как ступени постижения знания и поэтому должны читаться в порядке очередности.

Само словосочетание «трансерфинг реальности» (сокращенно - трансерфинг) придумано, как указывает Вадим Зеланд, им самим. Название теории отсылает к сёрфингу - водному спорту, представляющему собой катание на волне, - и в авторской трактовке означает «скольжение» по «линиям жизни». Сам автор термина считает, что слово «трансерфинг» следует писать и читать как «трансерфинг», а не «трансёрфинг», хотя слово «сёрфинг» пишется через «ё». Перевод слова «трансерфинг» не встречается ни в русском, ни в иноязычных словарях. Однако интересно, что если

попытаться обратиться к английскому языку и разложить слово «трансерфинг» на составные части, то можно увидеть некоторое созвучие с двумя английскими словами trans «перемещаться» и serf «крепостной». Можно предположить, что одним из значений слова «трансерфинг» будет дословно «невольник перемещения» или в переносном смысле - «раб реальности» (если под реальностью понимать некое пространство физических и ментальных трансформаций). Однако укажем, что сам автор концепции избегает каких-либо иноязычных переводов. Значение слова «трансерфинг», по его мнению, можно трактовать как «скольжение через пространство вариантов» или «трансформацию потенциально возможного варианта в реальность», или «переход через линии жизни» [4, с. 79]. Кратко охарактеризуем основные постулаты и понятия концепции, необходимые для анализа.

концепция трансерфинга реальности основана на теории множественных миров или теории многовариантной реальности, представленной, как утверждает автор, в области современной квантовой физики. Тем самым В. Зеланд пытается обосновать научность своего учения, подвести под него «теоретические основания». однако заметим, что научность подразумевает не только гипотезу, но и проверяемость, эмпирическую базу, критичность положений. Ничего этого в текстах В. Зеланда нет. В учении В. Зеланда многие положения должны приниматься на веру и выглядят весьма аксиоматично. Таковы, к примеру, утверждения, что «многовариантность мира является его первейшим фундаментальным свойством» или «реальность имеет многообразие форм проявления». Предполагается, что эти утверждения должны приниматься на веру, поскольку какая-либо доказательная база, как утверждает автор, в квантовой физике отсутствует.

Вселенная, по В. Зеланду, представлена в качестве некоторого многомерного пространства вариантов. Каждый человек, материализуя лишь один вектор из этого пространства, создает, формирует свою реальность. Эта реальность зависит от особенностей и установок самого человека, а также от его действий. В связи с этим В. Зеланд использует популярное в современной эзотерике и психологии понятие «мыслеобразы» - некие метафизические идеи, мысли и установки, которые необходимы человеку для управления реальностью. Посредством мыслеобразов человек не только

конструирует свой индивидуальный проект в мире, но и постоянно переструктурирует окружающее пространство взаимодействий с другими людьми. Эти положения, как и мысль автора о том, что «мечты сбываются», не являются открытием, а достаточно давно известны в эзотерической традиции. Концепция В. Зеланда также имеет много общего с буддистским учением Тартанга Тулку, согласно которому реальность, окружающая человека, является материализацией некоторого многовекторного пространства.

Для объяснения энергоинформационных взаимодействий во Вселенной в «трансер-финге» вводится понятие «маятник»: «Группы людей, мыслящих в одном направлении, создают энергоинформационные структуры - маятники. Эти структуры начинают развиваться самостоятельно и подчиняют людей своим законам. Люди не отдают себе отчета в том, что невольно действуют в интересах маятников» [3, с. 1]. Другими словами, маятник представляет собой энергоинформационную надстройку, в которой сходятся мысли разных людей, и эта надстройка начинает управлять человеческим поведением как бы «извне», со стороны системы. «Когда группа таких единичных маятников начинает колебаться в унисон, создается групповой маятник. Он стоит над своими приверженцами как надстройка, существует как отдельная независимая структура и устанавливает правила для своих приверженцев, чтобы удержать их вместе и получить новых. Такая структура независима в том смысле, что развивается самостоятельно, по своим законам» (Там же, с. 18). Это некая программа, которая определяет поведение человека. Однако при этом В. Зеланд не посвящает читателя в тот факт, что доказательств существования подобных «энергоинформационных структур» ни в одной науке, в том числе и в квантовой физике, еще нет.

Другим понятием, занимающим особое место в концепции трансерфинга, является понятие «слайд». Слайд - это искаженная картина действительности. Негативный слайд, как правило, порождает единство души и разума, а потому воплощается в реальность. Так худшие ожидания человека сбываются. Искажение в реальность вносят слайды. Например, вас беспокоят некоторые ваши недостатки, и вы из-за этого испытываете чувство неполноценности, потому что вам кажется, что другим это тоже не нравится и они это не одобряют. Тогда, общаясь с людьми, вы вставляете

в свой «проектор» слайд комплекса неполноценности и видите все в искаженном свете. Негативные слайды можно преобразовать в позитивные и заставить работать на себя. Если вы намеренно создаете позитивный слайд, он способен удивительным образом трансформировать слой вашего мира. В отечественной психологии эта теория слайдов уже достаточно известна под названием «психологическая установка», ее автором является психолог Д.Н. Узнадзе.

основной идеей трансерфинга выступает идея о том, что человек способен управлять реальностью на некотором метафизическом уровне, т.е. с помощью своих мыслей. Реальность напрямую зависит от сознания. Мысли человека постоянно материализуются, поэтому для эффективного управления реальностью необходимо постоянно рефлексировать над собственной жизнью, чтобы выносить правильные решения. Идея связи мыслей и реальности не так уж и нова в научной и философской мысли. Это идея единства разума и тела, которая является следствием преодоления психофизического дуализма, заложенного еще Р. декартом. Проблема органического единства нерасчленности разума и тела является достаточно популярной в таком современном течении, как «глубинная экология», хотя ее истоки находятся в древневосточных учениях.

Установка на индивидуализм и гедонизм, быстрое решение жизненных проблем с минимумом затрат легко подкрепляются учением «трансерфинга». Ведь эта концепция проста, поскольку предлагает человеку элементарный рецепт - не надо ничего делать, предпринимать какие-то действия, все зависит только от желаний человека. окружающая реальность динамична, изменчива, поэтому не существует точки соотнесения индивидуального сознания с некоторым коллективным целым или конкретной целью существования.

Исходя из анализа некоторых положений «трансерфинга реальности», можно прийти к ряду выводов.

1. Концепция «трансерфинга реальности» представляет лишь теоретическую модель, поскольку не подкреплена весомыми научными аргументами, апеллирует не к рефлексивному, а к бессознательному человека. Эта модель значительно упрощает понимание самого человека и его поведения, редуцируя духовность к ментальным состояниям человеческой психики.

2. Популярность данной концепции среди молодежи обусловлена тем, что она предлагает кратковременное достижение жизненных планов на основе популярной в современном обществе идеи саморазвития и индивидуализма.

3. Концепция трансерфинга реальности не является учением, несущим оригинальные и новаторские идеи в современной культуре, а представляет собой лишь часть некоторой общей мировоззренческой парадигмы, контуры которой еще недостаточно осознаны в современном научном сообществе. Так, многие идеи трансерфинга реальности созвучны другим авторам, пишущим в русле мистической традиции и психологии (например, К. Кастанеде, Л. Хей и др.). В этом плане концепция трансерфинга ничем не отличается от шаманизма или других мистических или квазирелигиозных практик, связанных с воздействием мыслей человека на объективную действительность. Идея о том, что мысли материальны, а реальность относительна есть не только схематическое упрощение некоторых восточных учений, как и все, что рождается в массовой культуре. Мы солидарны с Л.В. Щегловой, что «один из признаков массовой культуры - примитивизация сложного, легкость усвоения» [8, с. 92]. Поэтому идеи «трансерфинга» становятся определенным «рыночным брендом» в массовой культуре.

Весьма интересно обстоятельство, что эти «брендовые идеи» начинают активно «перекочевывать» и в современную массовую культуру, а именно в современный кинематограф, особенно детский. В связи с этим плодотворной для анализа «трансерфинга» представляется вольная экранизация сказки Гофмана «щелкунчик и мышиный король», снятая А. Кончаловским в 2010 г. в стиле приключенческого фэнтези. В ней не случайно, как мы полагаем, представлены такие персонажи, как З. Фрейд и А. Эйнштейн. Ведь идея о том, что поведение человека бессознательно, а сама реальность относительна, является основополагающей в современной культуре. Отчасти эта идея инспирирована данными современной науки - теории относительности в квантовой физике и разработкой категории бессознательного в психоанализе.

З. Фрейд в киноленте упоминается лишь несколько раз, хотя А. Эйнштейн сделан полноправным участником разворачиваю-

щегося действия. Это вполне объяснимо, на наш взгляд, поскольку идея относительности более понятна массовому зрителю, чем идея бессознательных сил, управляющих человеческим поведением. В фильме А. Эйнштейн, будучи домашним учителем девушки Мэри и ее брата Макса, неоднократно говорит о том, что все в мире относительно. Все зависит от того, насколько ты в это веришь. другими словами, реальность создается желаниями человека. В конце ленты А. Эйнштейн произносит фразу: «Все относительно, но все зависит от системы координат, которую ты выбираешь». Если это перефразировать на язык трансерфинга, то она будет эквивалента мысли В. Зеланда о том, что реальность создается нашими собственными мыслями (ведь мысли, по В. Зеланду, это и есть установки).

Тем не менее современный человек находится в плену бессознательных сил, которые предстают для него самого в виде влечений (как правило, телесных) и желаний. Исполнение желаний в современной эзотерической литературе называется искусством созидающей визуализации: «Созидающая визуализация является таким способом использования воображения, который позволяет создавать то, чего вы желаете. В созидающей визуализации нет ничего странного, нового или необычного. Это естественная мощь вашего воображения, первичная созидательная энергия космоса, которой вы сознательно или неосознанно постоянно пользуетесь» [2, с. 2]. В своей книге «Созидающая визуализация» Ш. Гавайн подробно описывает шаги овладения визуализацией в качестве метода исполнения желаний.

думается, что концепция трансерфинга реальности отражает общие установки современной культуры. Социальная реальность представляется современному человеку пустотой со множеством спутанных смыслов или небытием, недоступным для логического понимания. Сам человек в условиях утраты смыслов оказывается пленником симуля-тивной пустоты реальности, на которую указывал в своих работах Ж. Бодрийяр. В ситуации, когда человеку больше не на что надеяться, он полагается на свои силы, конструируя реальность и управляя ею, пытаясь стать «скульптором» собственной жизни. Однако если это не получается, то для большинства людей такое «конструирование» оборачивается катастрофами в личной

жизни. Не случайно после посещения различных тренингов и семинаров по «тран-серфингу» человек испытывает некоторую эйфорию лишь на протяжении определенного отрезка времени, после чего следует глубочайшая депрессия, сутью которой и является ощущение «пустоты смыслов».

В ситуации деконструкции культуры и общей мировоззренческой дезориентации человек стремится найти некоторые мировоззренческие опоры, «мосты», соединяющие его с далеким, виртуальным миром его несбыточных мечтаний и желаний. Функцию такой надежной подпорки и призваны выполнить различные сомнительные концепции, пользующиеся особенным успехом при наличии достаточно простых примитивных моделей описания «принципов устройства мира», понятных и доступных каждому обывателю.

литература

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М. : Междунар. отношения, 1993.

2. Гавайн Ш. Созидающая визуализация. М. : Центр «Единство», 1994.

3. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов. СПб. : Весь, 2008.

4. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень IV: Управление реальностью. СПб. : Весь, 2009.

5. Зеланд В. Вершитель реальности. СПб. : Весь, 2008.

6. Зеланд В. Апокрифический трансерфинг. М. : Эксмо, 2011.

7. Преображенский Н.Н., Преображенская В.Ф. Анти-Зеланд, или На халяву и уксус сладкий. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

8. Щеглова Л.В. Противоречия современной массовой культуры // Учителю о культуре : сб. науч. ст. Волгоград, 1994. С. 91-96.

“Reality transurfing” and magic experiences in culture

The article aims at analyzing the conception of reality transurfing not only as definite psychotechniques, but as one of the models ofperson’s behavior control in the modern culture. The analysis of the conception shows some tendencies and perspectives of development of the modern culture as a whole.

Key words: transurfing, reality, magic, esotericism, visualization, management.

А.и. ШипициН

(Волгоград)

социально-культурный генезис феномена онлайновых социальных сетей

Анализируются социокультурные условия, в которых зарождался Интернет; выявляются предпосылки возникновения феномена онлайновых социальных сетей как фактора виртуализации реальности. Представленный исторический ракурс позволяет обнаружить преемственность современной сетевой культуры и основных идей, проектов, экспериментов контркультуры 1960 -1980-х гг., воплотившихся в конечном итоге в информационно-зрелищных технологиях.

Ключевые слова: Интернет, онлайновые социальные сети, киберкультура, контркультура 1960-1980-х гг., виртуализация действительности.

Пресловутые освободительные энергии экстаза контркультуры 60-х, если понимать их как взрывное расширение «Я», прорывающееся за пределы его повседневных границ, сегодня нашли свое фактическое воплощение в технологии.

Э. Дэвис

Большая роль, которую играют онлайновые социальные сети в повседневной жизни миллионов пользователей Интернета, массовый характер виртуальных сообществ, высокая степень их популярности наряду с непредсказуемостью порожденных ими культурноантропологических и социальных модификаций все настоятельнее заставляют задуматься о генезисе данного явления.

Сводить данный феномен исключительно к развитию информационно-коммуникационных технологий было бы грубой ошибкой. Бесспорно, онлайновые социальные сети, будучи интернет-ресурсами, являются очередным техническим достижением человечества, превратившим их в новую специфичную форму социальной организации. Нам представляется, что корни онлайновых социальных сетей следует искать не только в бурном развитии 1Т, создавших материальную возможность для их появления, но и в культурной среде, в которой были заложены основы социальности нового типа, т.к. любая техно-

© Шипицин А.И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.