Научная статья на тему 'Трансактная версия фрустрационного теста С. Розенцвейга как техника диагностики личности'

Трансактная версия фрустрационного теста С. Розенцвейга как техника диагностики личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансактная версия фрустрационного теста С. Розенцвейга как техника диагностики личности»

Трансактная версия фрустрационного теста С. Розенцвейга как техника диагностики личности

Климова А. А.

Среди способов психологического описания личности особое место занимает транзактный анализ

— теория личности и средство интеграции многочисленных практик психологического консультирования и психотерапии. Особые преимущества транзактной теории по сравнению с другими психологическими теориями личности заключается в том, что личность человека трактуется здесь как “мультисубъектное образование” (В.А. Петровский), средоточие феноменологически различимых эго-состояний — “Родитель”, “Взрослый”, “Дитя”. При всей простоте этой исходной посылки, она заключает в себе огромное разнообразие возможностей психологической поддержки личности, и не меньшее — путей осмысления самого феномена личности.

К сожалению, потенциал транзактной теории, полноценно раскрываемый в практиках психологического консультирования, оказывается в существенно меньшей степени востребованным в контексте общепсихологической теории личности. Одна из причин этого

— отсутствие методического базиса исследований, техник трансактного психологического анализа.

На данный момент времени существуют определенные предпосылки для разработки эмпирических методик диагностики эго-состояний и сценариев личности. Необходимо развивать имеющиеся возможности. В данной работе мы предлагаем трансактную версию фрустрационного теста С. Розенцвейга и апробируем его диагностический потенциал (на фоне других методов психологического исследования личности).

Идея модификации этого теста заключается в следующем:

• взрослым испытуемым предлагается детская форма тестового материала;

• персонажи картинки “общаются” только через испытуемого, который получает от экспериментатора дополнительную информацию о том, что происходит в ситуации (в традиционной форме один из персонажей обращаются к другому со словами, заключающими в себе фрустрационный стимул, другой должен ответить; в данном случае “файлы” высказываний обоих персонажей первоначально пусты);

• фиксируется не только ответ одного персонажа картинки (главный герой) на возможные слова другого персонажа картинки (вспомогательный персонаж), но и мысли, чувства, желания героя картинки — таким образом, различаются “ответы вслух” и “ответы про себя” героев картинки. Основная идея заключалась в том, что модифицированная методика Розенцвейга позволяет структурировать многообразный тестовый материал традиционных психологических и транзактных психологических методик исследований личности, раскрывая “логику” взаимоотношений между эго-состояними, а также сценарными образующими эго-системы.

Опорное допущение работы заключалось в возможности актуализации “детского” эго-состояния, путем

предъявления модифицированного варианта теста С. Розенцвейг взрослым испытуемым (благодаря чему проясняется картина внутренних транзакций в структуре личности).

Существуют ли у каждого человека какие-то устойчивые тенденции реагировать определенным образом на неожиданно возникающие неприятности, или его ответы меняются в зависимости от содержания ситуации, и потому предсказать его поведение практически невозможно?

Подобный вопрос мы ставим в нашей работе, используя и модифицируя эту методику. Исходный сти-мульный материал (классическая методика) состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. В левом квадрате в верхней части рисунка всегда написана фраза, которую один персонаж говорит другому (см. Приложение №1).

С его слов ситуация представляется как неприятная либо для всех участников взаимодействия, либо только для того человека, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ и должен придумать испытуемый.

Мы существенно модифицируем оригинальный вариант предъявления стимульного материала. Если, в оригинальном варианте методики, человек проходящий этот тест, отвечает на реплику вспомогательного персонажа, то в нашем варианте, такой реплики нет. Мы преобразуем ее в описание ситуации.. Из прямой речи, мы делаем “условие” задачи (см. Приложение №1.1).

Таким образом, давая возможность испытуемому самому решить за обоих участников картинки. Именно за счет этого перед нами открывается картина внутренних транзакций испытуемого (модели поведения воспитывающего взрослого, директивы, приказания, разрешения и т.п.).

Используя предполагаемую возможность актуализации “детского” эго-состояния во взрослой личности, мы рассчитываем на разработку общей методологии последующей работы с клиентом (обращенность методик к “детской” части личности взрослых испытуе-

мых). Правомерен вопрос: почему именно к “детской” части личности? Возможный ответ состоит в том, что, актуализируя детское эго-состояние, мы получаем доступ к другим частям эго-системы личности взрослого человека (его Родителю и Взрослому). Кроме того, как нам думается, таково ключевое условие диагностики скриптов личности и их альтернатив (контрскрипты и антискрипты).

Реализация этого методического “хода” становится возможной при дополнительной модификации исходного теста. Помимо стандартного вопроса о том, что отвечает герой картинки на реплику партнера, мы спрашиваем испытуемого, что он думает и чувствует в этой ситуации. Итак, рассматривая два слоя реагирования испытуемого на заданные ситуации, мы проводим двойную обработку его ответов. В первом случае (внешний слой реагирования), мы обрабатываем его ответы “вслух” (прямая речь) за героя картинки как реакцию на вербальные послания от имени вспомогательного персонажа (они также “озвучиваются” самим испытуемым). Во втором случае (внутренний слой реагирования) — мы обрабатываем ответы на вопрос о том, что он подумал-почувствовал в контакте с партнером (ответы “про себя”).

Следуя предположению о том, что модифицированный вариант теста С. Розенцвейга, ориентированный на диагностику личности ребенка, может быть использован в качестве диагностики эго-состояния “Ребенок” и внутренних трансакций личности в системе “Родитель-Дитя”, мы проводим исследование единичного случая, - серию встреч с испытуемым, фиксируем результаты по каждой методики и проводим последующий качественный анализ результатов.

Говоря о возможности модифицированной версии теста Розенцвейга, надо сказать, что произведя качественный и количественный анализ результатов обоих вариантов ответов испытуемого (ответов «вслух» и ответов «про себя»), мы получили следующую ситуацию: эти два слоя различаются по типу реагирования.

Что дает нам основания говорить о том, что да, действительно, модифицированный тест Розенцвейга позволяет нам распознать внутреннюю картину взаимоотношений между инстанциями Родитель, Взрослый, Дитя. При этом, становятся ясными «игры», в которые, скорее всего, играет субъект, рэкетные чувства, которые он испытывает, вероятные директивы и приказания негативного сценария, разрешения и т.д. Так же мы можем подробно рассмотреть ситуацию внутренних трансакций в системе «Моего Я» - «Моего Ты» личности субъекта. Более того, благодаря результатам, полученным с помощью модифицированного варианта теста Розенцвейга, и дополнительных проективных трансактных методик, мы получаем достаточно целостную «сценарную» картину личности испытуемого.

Так же, результаты, полученные с помощью модифицированного фрустрационного теста Розенцвей-га, в полной мере соотносятся и подтверждают друг

друга, с результатами по остальным психологическим тестам и трансактным методикам (Сокращенная версия ЕЕР (Eysenck Personality Profile, 1996); Проективная методика исследования личности ребенка “Расскажи историю” (Г.Х. Махортова, 2004); “Опросник ранних решений” (“Детские мысли”) (В.А.Петровский,1984); Методика “Рай в душе — Ад в душе” (В.А.Петровский, 1997-2005); Скриптовая версия ТаТ “20+1 вопрос” (В.А.Петровский, 1998); Методика “Позиции” (негативные мини сценарии (драйверы)) (Джойнс, 1996); Методика РВД выборы - “Детского ряда ценностей” (Петровский, 1997-2005).

Что выясняется? Действительно, модифицированный тест Розенцвейга позволяет как бы заглянуть во внутреннюю картинную взаимоотношений между инстанциями Родитель, Взрослый, Дитя. При этом приоткрываются “игры”, в которые, скорее всего играет, субъект; рэкетные чувства, которые не решают проблему, а консервируют её (рэкетные чувства — это чувства “за мзду” в виде поглаживаний, которые извлекает субъект); вероятные директивы и приказания негативного сценария, которые получал испытуемый, будучи ребенком, в своей жизни; “разрешения”, которые давались ему и которые он давал себе сам; меру выраженности в личности эго-состояний Родитель, Взрослый, Дитя и гармоничности — конфликтности в их внутренних трансакциях и т.д.

Метафорически, перед нами что-то, выступающее в роли психологического УЗИ: детали должны быть уточнены, но в целом картина ясна.

б2

Список использованных источников

1. Эрик Берн, “Что вы говорите после того, как сказали “привет”, или

2. Психология человеческой судьбы” / Пер. с англ. А.Г.Румянцевой. - М.:РИПоЛ классик, 2004;

3. Эрик Берн, “Групповая психотерапия”. - М.: Академический Проект,

4. 2001. - 464с. - (Концепции: теории, традиции, инновации);

5. Ян Стюарт, Вэнн Джоинс “Современный транзактный анализ”. - Социально-психологический Центр Санкт-Петербург, 1996 год;

6. Гулдинг М., Гулдинг Р. , “Психотерапия нового решения. Теория и практика”. М.: Независимая фирма “Класс”, 1997 (Библиотека психологии и психотерапии);

7. Харрис Т.А., “Я — О’Кей, Ты — О’Кей”/ Пер. С англ. М.: Смысл, 1997. - 328с.;

8. Методическое руководство. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Спб.: ИМАТОН, 2004;

9. В.А. Петровский, Предисловие к “Метасловарь трансактного анализа”. - М.: Академический Проект, 2001.;

10. В.А. Петровский, Послесловие к Э. Берн “Групповая психотерапия”. - М.: Академический Проект, 2001;

11. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии, 1995, _ 2, С. 162-176 ;

12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996;

13. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: Канд. дис. М., 1998;

14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Москва, 1983;

15. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. Наук. Ленинград, 1975;

16. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. методические рекомендации. Под ред. Б.Д.Карвасарского, Н.В. Тарабариной. Ленинград, 1984;

17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности/ Российский открытый университет. - М., 1992.

18. В.А.Петровский “Мультисубъектная персонология // сборник трудов конференции Института Экзистенциальной Психологии и Жизнетворчества. М.:2004;

19. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъект-ной теории // М.: “Мир психологии”, 2007, №4;

Информация об авторах

• Климова А. А., ГУ ВШЭ, аспирантка 2го года обучения, факультет психологии, кафедра психологии личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.