Научная статья на тему 'Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей'

Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2559
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИЗНАКИ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / SPEECH GENRE / COMMUNICATIVE PROCESS / FEATURES OF SPEECH GENRES / LINGUISTIC AND PRAGMATIC APPROACHES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костомаров Пётр Иванович

В статье рассматриваются различные точки зрения ученых на проблему интерпретации речевого жанра. Показана широта представления типологии речевых жанров, актуализирующихся в рамках лингвистического и прагматического подходов при анализе данных единиц. Определяются основные признаки речевых жанров, характерных для коммуникативного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of "Speech Genre" in the Works of Domestic Researchers

The article deals with different opinions of scientists on the problem of interpretation of a speech genre. The largeness of typology of speech genres is shown which are actualized in linguistic and pragmatic approaches in the analysis of these units. The main features of speech genres are defined which are characteristic for the communicative process.

Текст научной работы на тему «Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей»

УДК 81-25

Костомаров П.И.

Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей

В статье рассматриваются различные точки зрения ученых на проблему интерпретации речевого жанра. Показана широта представления типологии речевых жанров, актуализирующихся в рамках лингвистического и прагматического подходов при анализе данных единиц. Определяются основные признаки речевых жанров, характерных для коммуникативного процесса.

The article deals with different opinions of scientists on the problem of interpretation of a speech genre. The largeness of typology of speech genres is shown which are actualized in linguistic and pragmatic approaches in the analysis of these units. The main features of speech genres are defined which are characteristic for the communicative process.

Ключевые слова: речевой жанр, коммуникативный процесс, признаки речевых жанров, лингвистический и прагматический подходы.

Key words: speech genre, communicative process, features of speech genres, linguistic and pragmatic approaches.

На протяжении длительного времени проблема жанра находится в центре внимания лингвистов, литературоведов, культурологов и других специалистов, которые рассматривают вопросы, связанные, с одной стороны, с анализом понятия жанра, теоретическим обоснованием и функционированием его в сфере различных гуманитарных наук, с попытками представить полное описание характеристик жанра, а с другой стороны, со стремлением выработать определенные способы моделирования различных типов и видов жанра. Специфика указанной проблемы требует разработки многоаспектной теории и реализации разных подходов. Следовательно, данное исследование поднимает один из принципиальнейших вопросов: возможен ли вариант осуществления, построения и более или менее полного описания явления жанра, а также выделение наиболее типичных жанров личности с учетом ее различных характеристик и культурных особенностей.

Среди различных жанров особо выделяются речевые жанры, представляющие “определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний” [2, c. 165]. Под высказыванием понимается единица речевого общения, границы которой определяются сменой речевых субъектов. Смена речевых субъектов, согласно М.М. Бахтину, является первой конститутивной характеристикой высказывания. Вторая характеристика - специфическая завершенность высказывания. “Эта завершенная целостность высказывания, обеспечиваю-

© Костомаров П.И., 2014

щая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывания: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типическими композиционножанровыми формами завершения” [2, с. 182]. Исследователь придавал огромное значение описанию речевых жанров, поскольку “говорящему даны не только обязательные для него формы общенародного языка (словарный состав и грамматический строй), но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры; эти последние также необходимы для взаимного понимания, как и формы языка. Речевые жанры, по сравнению с формами языка, гораздо более изменчивы, гибки, пластичны, но для говорящего индивидуума они имеют нормативное значение, не создаются им, а даны ему” [2, с. 187].

В.В. Дементьев [5] предлагает выделять два основных направления в теории речевых жанров: лингвистическое изучение речевых жанров (ген-ристику) и прагматическое изучение речевых жанров (жанроведение). Первое направление основное внимание уделяет синтактике и семантике речевого жанра, а второе направление раскрывает сущность прагматического компонента высказывания. В синтактике речевого жанра активно используются достижения лингвистики текста, в которой речевой жанр понимается как системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям особой целесообразности и относящихся к действительности через речевой жанр в целом. Концепции, объединяемые В.В. Дементьевым в условную группу “семантического изучения речевых жанров”, имеют целью анализ семантики речевых жанров, при этом все они опираются на анализ лексики. К работам данного направления относят, например, модели описания речевых жанров при помощи семантических примитивов

A. Вежбицкой [3], а также “модель речевого жанра” Т.В. Шмелевой [10].

Генристика во многом опирается на методологию и терминологию теории речевых актов. В генристике речевые жанры - диалогические явления, под которыми понимаются модели инвариантно-вариантного типа и изучаются через призму синтагматических и парадигматических отношений. Речевые жанры рассматриваются в основном с точки зрения говорящего, его интенций.

Второе направление теории речевых жанров - жанроведение, которое

B.В. Дементьев обозначает как прагматическое изучение речевых жанров, исходит из диалогической сущности речевых жанров. Понимание жанра в рамках данного направления определяется прагматическим подходом в широком, социологическом смысле: речевой жанр рассматривается как “вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей” [4]. Одним из существенных недостатков данного направления является его недостаточная лингвистичность: чрезмерное увлечение экстралингвистическими, социологическими факторами приво-

дит к тому, что речевые жанры описываются как явления, существенно противопоставленные явлениям языковым, а собственно языковым средствам отводится второстепенная роль.

Главные различия лингвистического и прагматического изучения речевых жанров В.В. Дементьев обозначает следующим образом: “1) ориентация на монолог - ориентация на диалог; 2) ориентация на логику, грамматику - психологию - ориентация на взаимодействие, помещенное в социально-культурные условия конкретной ситуации - социологию” [5, с. 28-29]. Вместе с тем, по мнению ученого, данные два направления едины и возможен их синтез на основе общей коммуникативной природы речевых жанров. Исследователь предлагает данному синтетическому направлению название “коммуникативная генристика”. При рассмотрении речевого жанра особую роль играют правила функционирования данного жанра. Существенным является понимание речевых жанров как переходного явления между языком и речью. Речевые жанры, представляя собой коммуникативные аттракторы, накладывают ограничения на интерпретацию речевых высказываний, тем самым делая интерпретацию более стандартной и снижая степень неопределенности коммуникации. Схожие мысли высказаны ранее К.А. Долининым, который рассматривает речевой жанр как средство организации социального взаимодействия, выполняющее ряд важных функций: 1) ориентировка адресата в речевом событии через активацию соответствующего сценария и включение соответствующей установки; 2) руководство в речевом поведении для адресанта; 3) установление правил игры: выстраивая свою речь по правилам

определенного жанра, говорящий манифестирует себя как носителя определенного статуса и исполнителя некоторой роли, то есть выбор речевого жанра в определенной мере характеризует субъекта; 4) сплочение индивидов в рамках социума (“обручи на бочке”): для успешной интеграции в социуме необходимо владеть не только соответствующим языком, но и общепринятыми правилами речевого поведения [6, с. 9].

Одна из наиболее авторитетных российских исследователей в области теории речевых жанров Т.В. Шмелева предлагает трактовку речевого жанра как особой модели высказывания. По ее мнению, основополагающим моментом современного подхода является “признание существования в речевом сознании “типового проекта”, канона, схемы речевого жанра”, задача же исследователя состоит в том, чтобы это интуитивное представление эксплицировать в формулировках научной дефиниции, обозначив его как модель речевого жанра” [10, с. 92].

Установление типологии жанров и выделение характерных признаков их функционирования является также одной из актуальных задач жанрове-дения.

Модель речевого жанра, предложенная Т.В. Шмелевой, содержит те признаки, которые являются обязательными для любого речевого жанра: описание речевого жанра через коммуникативное прошлое, коммуника-

тивное будущее, субьективное содержание, языковое воплощение. По каждому из названных признаков может быть предложена некоторая типология речевого жанра.

О.Б. Сиротинина предлагает разделять жанры на чисто речевые (при отсутствии специально спланированного, сознательно использованного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств) и риторические (в случае сознательного планирования и употребления тех или иных средств). Кроме того, она отмечает: “Все человеческое общение осуществляется в речевых жанрах, их изучение необходимо. Сомнение может возникнуть только по отношению к обучению речевым жанрам. Очевидно, обучать можно только тем из них, которые одновременно являются или хотя бы могут быть и риторическими” [8, с. 28].

Несколько иную классификацию подобной направленности предлагает М.Ю. Федосюк. Исследователь противопоставляет элементарные и комплексные жанры: “в этом случае под элементарными речевыми жанрами следовало бы понимать такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых отсутствуют компоненты, которые, в свою очередь, могут быть квалифицированы как тексты определённых жанров (сообщение, похвала, приветствие или просьба). Комплексными же речевыми жанрами надо считать типы текстов, состоящие из компонентов, каждый из которых, в свою очередь, обладает относительной завершенностью и представляет собой текст определённого жанра” [9, с. 73]. На наш взгляд, речевые жанры необходимо понимать как совокупность высказываний, объединенных общей смысловой направленностью, типичных для речевого поведения говорящего, обладающих ярко выраженной ситуативной спецификой и иллюстрирующих поведение говорящего как активного участника коммуникативного процесса.

Исследование жанра требует также выявления определенного набора признаков для его описания. В монографии О.А. Казаковой представлена методика описания простых и сложных жанров в речи русского диалекто-носителя [7, с. 33]. В качестве одного из доминантных жанровых признаков автор считает коммуникативную цель и конкретное коммуникативное намерение, мотив, речевой замысел. В процессе акта коммуникации говорящий задает себе определенный мотив, целевую направленность своего высказывания, замысел, посредством которого реализуется успешность завершения акта общения. Немаловажным жанровым признаком является взаимоотношение субъектов речи, ролевые, социальные, психологические характеристики собеседников. Жанрообразующий признак, отражающий отношения субъектов речи, вписывает речевое общение коммуникантов в сферу взаимодействия образа автора и образа адресата. Благодаря набору определенных жанров говорящий нацелен на реализацию семантики жанров со стороны адресата. “Реализация жанра со стороны слушающего вызывает такие свойства адресата, как его единичность / обобщенность, активность / пассивность, заинтересованность / незаинтересованность, сте-

пень личной близости к говорящему” [7, с. 32]. При описании речевых жанров автор уделяет особое внимание “экспрессивному моменту”, эмоциональной тональности высказывания. При рассмотрении экспрессивного компонента в составе речевого жанра О.А. Казакова опирается на позицию Т.О. Багдасаряна, полагающего, что “тональность - способ представления текста автором, при котором он выражает свое отношение тексту, реципиенту, действительности и самому себе в дополнительных характеристиках, окрашивающих пропозицию в соответствующем тоне с учетом сферы общения и личных качеств коммуникантов” [1, с. 241]. Тональность отражается в наборе разнообразных средств, имеющих эмоциональный оттенок и способных передать чувства участников коммуникации. Также выделяется диктумное содержание высказывания, описывающее тему речи простых жанров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, речевые жанры, рассмотренные в работах отечественных исследователей, выступают как совокупность высказываний, объединенных общей смысловой направленностью, типичных для речевого поведения говорящего, обладающих ярко выраженной ситуативной спецификой и иллюстрирующих поведение говорящего как активного участника коммуникативного процесса.

Список литературы

1. Багдасарян Т.О. Тональность как компонент модели речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 2002. - Вып. 3. - С. 240-245.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940-1960 гг. - С. 159-206.

3. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 1997. -Вып. 1. - С. 99-111.

4. Горелов И.Н. Основы психолингвистики. - М.: Лабиринт, 2008.

5. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 2002. - Вып. 3. - С. 18-40.

6. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 1999. - Вып. 2. - С. 7-13.

7. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте: монография. - Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2007.

8. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов “речевой жанр” и “риторический жанр” // Жанры речи: сб. науч. ст. — Саратов, 1999. - Вып. 2. -С. 26-31.

9. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 1997. - Вып. 1. - С. 66-87.

10. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 1997. - Вып. 1. - С. 88-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.