Научная статья на тему 'Трактат Джамбаттисты делла Порта «о небесной физиогномике» и ренессансная традиция натуральной магии'

Трактат Джамбаттисты делла Порта «о небесной физиогномике» и ренессансная традиция натуральной магии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1461
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИЯ / MAGIC / АСТРОЛОГИЯ / ASTROLOGY / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ФИЗИОГНОМИКА / ДЕТЕРМИНИЗМ / DETERMINISM / PHYSIOGNOMICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акопян Ованес Львович

В статье анализируется трактат «О небесной физиогномике» итальянского мыслителя Джамбаттисты делла Порта и его значение в контексте концепции «натуральной магии», впервые изложенной в сочинениях Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола и нашедшей одно из наиболее полных воплощений, но уже в ином виде, в фундаментальном труде того же делла Порта – «О натуральной магии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Giovan Battista della Porta’s “De coelestia physiognomia” and the Renaissance tradition of “magia naturalis”

The article is dedicated to Giovan Battista della Porta’s treatise “De coelestia physiognomia” within the context of so-called “magia naturalis” concept for the first times described in the in the works of Marsilio Ficino and Giovanni Pico della Mirandola and summarized but, in a different way, in other della Porta’s text “De magia naturali”.

Текст научной работы на тему «Трактат Джамбаттисты делла Порта «о небесной физиогномике» и ренессансная традиция натуральной магии»

Личность, общество и власть в ХУТ-ХХ вв.

О.Л. Акопян

ТРАКТАТ ДЖАМБАТТИСТЫ ДЕЛЛА ПОРТА «О НЕБЕСНОЙ ФИЗИОГНОМИКЕ» И РЕНЕССАНСНАЯ ТРАДИЦИЯ НАТУРАЛЬНОЙ МАГИИ1

В статье анализируется трактат «О небесной физиогномике» итальянского мыслителя Джамбаттисты делла Порта и его значение в контексте концепции «натуральной магии», впервые изложенной в сочинениях Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола и нашедшей одно из наиболее полных воплощений, но уже в ином виде, в фундаментальном труде того же делла Порта - «О натуральной магии».

Ключевые слова: магия, астрология, философия, физиогномика, детерминизм.

Становление науки Нового времени происходило сложными путями. В развитии натурфилософии и естествознания XVI - начала XVII в. важную роль сыграл постепенный отход от средневековых традиций понимания астрологии и магии. Одним из тех, кто внес свой вклад в этот процесс, стал итальянский мыслитель Джамбаттиста делла Порта, кардинально изменивший представление о так называемой натуральной магии.

Возникновение этой концепции относится ко второй половине XV в. и связано с именами Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола2. Непосредственными источниками этой теории послужили вновь найденные и переведенные тексты Гермеса Трисмегиста и неоплатонического наследия, прежде всего Плотина. Концепция натуральной магии и магии в целом наиболее полно выражена в «900 Тезисах»3, «Апологии»4, «Речи о достоинстве человека»5 Джованни Пико делла Мирандола и трактате «О жизни»6 - особенно в третьей книге сочинения «О стяжании жизни с небес» - Марсилио Фичино.

© Акопян О.Л., 2013

Несмотря на некоторые различия в подходе к интерпретации натуральной магии, эти мыслители сходились в основном: по их мнению, с помощью этого вида магии, который, условно говоря, можно назвать «белой магией», можно познать скрытые сферы божественного. С другой стороны, натуральная магия - часть общей оккультной теории, тесно связанной с другими магическими проявлениями, например с еврейским мистическим учением каббалой, которое в обиход христианского мага пытался ввести Джованни Пико делла Мирандола7. Стоит также обратить внимание на фигуру мага, который в трудах Фичино и Пико предстает не просто знатоком феноменов природы и философом, стремящимся к высшему знанию, но и преобразователем небесных явлений. Эта мысль непосредственно ведет к высокому положению и ценности астрологии как важной части натуральной магии, а преобразование астрологических влияний на человека мыслится в том числе посредством талисманов, о чем подробно писал Марсилио Фичино в трактате «О жизни»8. И наконец, последней важной составляющей той теории магии, которой придерживались флорентийские мыслители, была идея о том, что несмотря ни на что судьба человека не де-терминирована9, а астрология и прочие магические науки служат лишь знаками и подсказками для осуществления нужного выбора. В данном контексте как у Фичино, так и у Пико магия становится важной частью теории «древней теологии». Согласно этой точке зрения, основные положения христианского учения уже нашли отражение в теургических и философских учениях древности: герме-тизме, орфизме, каббале, неоплатонизме, которые как раз стали источниками натуральной магии Фичино; поэтому одной из своих задач он видел воссоздание этой «древней» традиции, что отразилось прежде всего в последовательности его переводов. В таком случае и сама фигура мага приобретает несколько иные черты: как верно заметила итальянская исследовательница П. Дзамбелли, маг Фичи-но и Пико - это magus cum sacerdos10, т. е. своего рода жрец или священник. Учитывая «религиозное» содержание натуральной магии Фичино, вопрос, который неизбежно встает перед исследователями, заключается в том, насколько претерпела изменения религиозная составляющая магии.

В XVI в. она развивалась несколькими путями, и хотя любые обобщения, несомненно, упрощают реальную картину, тем не менее мы вынуждены прибегнуть к ним для объяснения основных линий развития ренессансного представления о магии11. С одной стороны, резко очертилась оккультная сторона магии, против которой выступали Фичино и Пико. Германские маги Иоганн Тритемий и

Корнелий Агриппа Неттесгеймский стремились обнаружить скрытые и зашифрованные коды божественного мироустройства. Под знаком герметизма сформировались воззрения гуманиста Лодови-ко Лаццарелли, вслед за Фичино переводившего трактаты из Герметического свода, а венецианский философ Франческо Дзордзи в своем трактате «О гармонии мира» стремился создать полноценный синтез христианского вероучения и каббалы. Другие мыслители предпочитали использовать отдельные магические постулаты в собственных интеллектуальных и философских построениях12. И наконец, в натуральной магии четко выделилось «естественнонаучное» направление, в рамках которого ставилась задача пристального изучения особенностей природы и естественных наук, в первую очередь медицины. И хотя - повторимся - такое разделение кажется в значительной степени условным, поскольку интересы представителей этих направлений постоянно пересекались, к третьему виду «натуральных магов» следует отнести автора интересующего нас трактата Джамбаттисту делла Порта.

Джамбаттиста делла Порта (или вернее Джован Баттиста делла Порта) предположительно родился в 1535 г. Его имя прославили трактаты по самым разнообразным вопросам философии и естествознания, а также драматические сочинения - делла Порта был автором 14 комедий и 2 трагедий. Он известен также как основатель «Академии тайн природы», которая возникла в 1560 г. в Неаполе и практически сразу стала полумифическим учреждением13. Считалось, что для вступления в эту академию испытуемый был обязан представить ученой коллегии некое изобретение или открытие в области естествознания. Несмотря на высокий статус академии в неаполитанском интеллектуальном обществе, ее деятельность вызвала подозрения инквизиции, которая впоследствии обвинила делла Порта в занятиях оккультизмом и магией14. По обвинению в применении практических знаний в алхимии, астрологии и прочих науках он был осужден и некоторое время находился в римской тюрьме (в 1574 г.). Академия была упразднена в 1578 г. по приказу Папы Павла V. Однако это не помешало делла Порта по-прежнему отстаивать собственную точку зрения, хотя отныне он проявлял большую осторожность.

Его основным трудом по этому вопросу стал латинский трактат «О натуральной магии»15. Первый вариант этого сочинения был подготовлен в 1558 г., когда делла Порте было всего 23 года. На тот момент оно состояло из четырех частей-книг. Спустя почти 30 лет делла Порта значительно увеличил трактат, доведя его до 20 книг. Второй вариант вышел в свет в 1589 г. Уже в XVII в. он был пере-

веден на все основные европейские языки, включая итальянский, и обеспечил его автору общеевропейскую славу. При этом надо заметить, что сочинение делла Порта лишено настоящих оккультных примесей. С точки зрения опытного биолога и химика автор дотошно описывает разные варианты выращивания растений или способы выплавки металлов. Конечно, в последнем случае имеет место увлечение делла Порта алхимией, однако оно так и не выходит за рамки «естественно-научного» исследования. По стремлению описать все многообразие феноменов природы делла Порта может считаться продолжателем античной традиции. Практически все последующие философские трактаты делла Порта прямо вытекают из содержания текста «О натуральной магии» и расширяют ту проблематику, которая была иногда весьма конспективно затронута в этом программном сочинении неаполитанца. Это позволяет сделать вывод, что все творчество делла Порта сводится к постоянному развитию идей, заложенных в этом труде. Однако на фоне всех прочих его трудов следует выделить трактат «О небесной физиогномике». Это последнее крупное сочинение делла Порта, посвященное магии, и единственное, в котором он касается вопросов астрологии. Поэтому трактат «О небесной физиогномике», в некотором роде венчающий магические штудии делла Порта, позволяет понять, как с течением времени в ренессансной Италии трансформировались представления о магии и астрологии.

Традиция изучения особенностей человеческого лица уходит в античность16. Для легитимизации физиогномики особенную роль сыграл анонимный трактат предположительно III в. до н. э., который был ошибочно приписан Аристотелю. Уже позже, в первой половине II в. н. э., появилось авторитетное сочинение ритора По-лемона из Лаодикеи. Этот видный интеллектуал, находившийся в центре ученых споров своего времени и прекрасно знакомый с императором Адрианом, который весьма его ценил17, значительно расширил проблематику, поставленную псевдо-Аристотелем. К сожалению, впоследствии его труд остался неизвестным западной традиции и сохранился только в оригинале и арабской версии. В IV в. н. э. были составлены еще два учебника по физиогномике: первый был написан софистом Адамантием, ученым евреем из Александрии; второй, получивший название «Латинская физиогномика», долгое время приписывался Апулею, хотя не мог иметь к автору «Золотого осла» никакого отношения18. Из всех четырех текстов на средневековом Западе в «великую эпоху переводов» оказались только трактат псевдо-Аристотеля и анонимная «Латинская физиогномика».

А. де Либера в своей книге «Средневековое мышление»19 прекрасно показал, как на христианской земле средневековой Европы смогли закрепиться магические науки, в том числе физиогномика. По мнению французского исследователя, причиной их популярности стало большое число текстов, которые распространились по континенту под именем Аристотеля, но в действительности к его творчеству не относились. Своим авторитетом Стагирит как будто освятил магическую традицию и легитимизировал любые дальнейшие изыскания в этой области. Кроме уже указанных античных текстов по физиогномике, в начале XII - XIII в. в Европу проникли еще два трактата: «Книга к Альмансору», автором которой был персидский ученый Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази, более известный на Западе как Разес или Разис, и «Тайная тайных» -еще один текст, ошибочно приписывавшийся Аристотелю и имевший огромный успех среди средневековых ученых и мыслителей20.

Начиная с первой половины XIII в. физиогномика активно входит в интеллектуальную и университетскую жизнь. Первым ей посвятил специальный труд Михаил Скот - шотландский ученый, работавший при дворе императора Фридриха II21. Позднее о физиогномике пишет до сих пор точно не идентифицированный автор «Зерцала астрономии»22. Й. Агрими убедительно показывает, как псевдоаристотелевские тексты о физиогномике проникают в университеты, где их активно комментируют и изучают23. Вершиной физиогномических штудий в определенном смысле стали труды Пьетро д'Абано, который не ограничился уже имеющимися свидетельствами псевдо-Аристотеля и их комментированием, а старался связать физиогномику с другими науками о природе, прежде всего с медициной и астрологией24. Джамбаттиста делла Порта, несомненно, был знаком со средневековой традицией физиогномики и, по всей видимости, придерживался сходной с Пьетро д'Абано точки зрения. Но, с другой стороны, не меньше его труды, прежде всего трактат «О натуральной магии», принадлежат ренессансной традиции магии, поэтому вопрос, который неизбежно должен быть поставлен к его последнему теоретическому и магическому сочинению «О небесной физиогномике», сводится к тому, насколько сильно делла Порта изменил первоначальную концепцию натуральной, недетерминистской, магии Марсилио Фичино.

Трактат написан в 1603 г.25; через 11 лет, еще при жизни автора, переведен на итальянский язык. Впоследствии, как и другие трактаты неаполитанца, его переложили на основные европейские языки. Это означает, что к 20-30 годам XVII столетия важнейшие сочинения делла Порта были хорошо известны во всей просвещен-

ной Европе. Как уже было сказано выше, трактат «О небесной физиогномике» посвящен астрологии, а точнее ее опровержению. Антиастрологическая направленность этого сочинения обусловлена несколькими причинами.

После публикации своих ранних трудов делла Порта испытывал серьезные трудности во взаимоотношениях со Святым престолом, ему было даже запрещено публиковать некоторые сочинения в переводе на итальянский язык. В 1586 г. вышла булла папы Сик-ста V, в котором была осуждена юдициарная или прорицательная астрология, против которой, судя по названию его трактата, как раз боролся около ста лет назад Джованни Пико делла Мирандола26. Это обстоятельство еще более отягчало положение делла Порта, который в трактате «О натуральной магии» восхвалял астрологию. По-видимому, делла Порта придерживался достаточно традиционного мнения о том, что небеса, звезды и их лучи напрямую влияют на элементы низшего мира, сообразно своей природе наделяя земные предметы какими-либо определенными качествами, например Луна дарует влажность. С другой стороны, книга «О небесной физиогномике», по замыслу автора, должна была продолжить и завершить многолетние изыскания делла Порта в области физиогномики, которой к 1603 г. он посвятил трактат «О человеческой физиогномике»27. Под нею он понимает, как следует из трактата, науку, которая по знакам человеческого тела определяет особенности его души. В этом делла Порта следует за античными авторами и средневековой традицией. Физиогномика, по делла Порта, - это закон или правило природы, природы с большой буквы, более того, это не случайное, а вполне четкое и неизменное правило, не знающее исключений28. Не удивительно, что первому сочинению из триады «Физиогномик» была уготована печальная судьба: именно его папская комиссия запретила публиковать и переводить. В такой ситуации задача делла Порта была следующей: осудив астрологию, показать высокое положение физиогномики как естественно-научной дисциплины в ряду магических наук. Однако опровержение астрологии в данном контексте выглядит весьма конъюнктурной целью, поскольку делла Порта питал к предсказаниям по звездам трудно скрываемую симпатию. Но это вовсе не отменяет научную и философскую ценность самого текста.

Конъюнктурность сочинения «О небесной физиогномике» очевидна из тех положений, которые делла Порта постулирует в первой книге трактата. Он делает вывод, что качества вещей следует объяснять не расположением планет, а теми свойствами, которыми они обладают. Частично он повторяет сказанное в более ранних со-

чинениях, однако теперь ставит целью не подтвердить истинность астрологии, но указать на ее ложность. Названные им свойства, которые вытекают из учения о темпераментах29, тем не менее напрямую зависят от планет. Делла Порта в подтверждение своих слов неоднократно обращается к трудам видных астрологов, например Птолемея, Хали Абенрагеля, Гвидо Бонатти и Фирмика Матерна, вовсе не опровергая их слов, но, наоборот, находя поддержку в богатой античной и средневековой астрологической традиции. Так, он прибегает к хитрости, заменяя небесные влияния «естественными причинами» физиогномического характера30, которые обусловлены небесными телами, т. е. в любом случае небо непосредственно влияет на подлунный мир. Таким образом, получается, что высказанное им желание опровергнуть астрологию не более чем фикция. Делла Порта лишь меняет понятия, но оставляет неизменной суть.

Книга разделена на шесть частей. В первой, наиболее важной, делла Порта выводит принципы, согласно которым существует природное влияние небес. В последующих, со второй по четвертую, он рассматривает те свойства, которыми наделяют земных существ отдельные планеты, сочетания планет и знаки Зодиака. В двух последних книгах он анализирует происхождение родимых пятен на человеческом теле и других «аномалий», а также объясняет причины человеческого уродства. Более того, делла Порта изучает не просто качества, даруемые небесными телами, но и устанавливает то, что может произойти с каждым человеческим органом в зависимости от темперамента. Человек оказывается буквально разложен по кусочкам, и неаполитанцу удается свести все возможные проявления человеческой природы к недостатку или избытку основных физических свойств планет, например тепла, влажности или сухости. Автор излагает основные постулаты магического занятия, которое уже нашло отражение в трудах предшественников, в первую очередь астрологов, о которых уже говорилось выше, и, по его мнению, сообразуется с природными данными. Так, маг как будто подчиняет себе одно из проявлений природы и указывает на полную зависимость человека от свойств небесных тел.

Пользуясь тактикой, предполагающей, с одной стороны, видимую критику астрологии и с другой - ее поддержку, делла Порта говорит, что характер человека может быть предсказан еще тогда, когда он находится в утробе матери. Для этого достаточно определить «свойства крови», а в дальнейшем физиологические особенности, по мнению делла Порта, могут повлиять на формирование темперамента31. Этот принцип, согласно которому материальное играет первостепенную роль, автор трактата «О небесной физио-

гномике» использует для всех последующих изысканий. Ссылаясь последовательно на философов, медиков и астрологов32, но прежде всего выделяя Птолемея, Хали Абенрагеля и Фирмика Матерна, он указывает на влияние небес на человека. Однако дальше он вновь использует выработанную им полемическую стратегию: он критически относится к идее «астрологов» о том, что «планеты и звезды, расположенные на Востоке, обещают счастье, а западные, наоборот, сулят неудачи»33. По его мнению, характеры «зависят не от расположения звезд, а от даруемых ими свойств»34, что тем не менее в действительности нисколько не опровергает астрологические измышления, но даже придает им некоторый оттенок медицинской «научности».

Использование такого мнимого антиастрологического хода позволяет делла Порта развернуть обширную картину человеческих темпераментов. По-прежнему ссылаясь на тех авторов, которых он по некоторым причинам не стремится называть астрологами, - Птолемея, Хали, Фирмика и других - он подробно описывает, как планеты определяют индивидуальные черты. Так, например, он указывает на то, что при благоприятном небесном расположении Юпитера планета может наделить человека «прекрасными физическими данными и сделать его жизнь счастливой»35. Подобные рассуждения распространяются на остальные планеты и на все знаки Зодиака. Предположение о том, что существует зависимость между небом и характером, по мнению делла Порта, может быть доказано при изучении человеческого уродства. Итальянский мыслитель, ссылаясь еще на античную традицию, утверждает, что «внутренняя злоба отражается на лице и делает его некрасивым»36. Но автору сочинения «О небесной физиогномике» недостаточно просто указать на эту зависимость: он пытается найти ему некоторое астролого-медицинское доказательство и вновь обращается за помощью к Птолемею, у которого находит утверждение о том, что расположение планет, а вместе с ним особенности темпераментов (добавляет уже делла Порта) делают людей уродами37.

Из трактата «О небесной физиогномике» можно сделать вывод, что его автор стремился всячески систематизировать многовековые представления об астрологии и влиянии звезд на человеческую судьбу, а это позволяет прийти к некоторым выводам о трансформации концепции «натуральной магии», предложенной во второй половине XV в. Марсилио Фичино. Прежде всего, отныне маг не занимается божественным, сфера иррационального выходит из области его прямых интересов. На всем протяжении трактата делла Порта всего несколько раз использует слово «Бог», пре-

имущественно во введении, когда говорит, что для достижения поставленной им цели необходима Божья помощь. Очевидно, что эта фраза - не проявление религиозности, а обыкновенная риторическая фигура. Несомненно, маг делла Порта высится над миром, но его внимание сосредоточено не на Божественных деяниях, а на явлениях Природы. Таким образом, Бог исключен из общего процесса, теперь все внимание обращено к Природе. А то, что не может быть объяснено природными причинами и не вписано в определенные рамки, названо им еще в трактате «О натуральной магии» хаосом38. К главе с таким названием он добавляет: «хаос - это те явления, которые не могут быть четко классифицированы»39. Отсюда следует другая важная идея в концепции делла Порта: прежде маг воспринимался как преобразователь феноменов природы и одновременно жрец, и делла Порта в том же трактате «О натуральной магии» в угоду традиции и повторяет этот тезис. Однако в его трудах, особенно в сочинении «О небесной физиогномике», на первый план, кроме указанных преобразовательных функций мага, выступает образ мага - знатока природы, чуждого сверхъестественному. Только через глубокое проникновение в тайны природы, своеобразное естественно-научное знаточество маг может иметь хоть какое-то влияние на природу, хотя, как кажется из текста трактата, идея преобразования небесной энергии выражена у дел-ла Порта намного слабее, чем у его предшественников. Построение его сочинений, перечисление способов влияния не ведут к идее видоизменять какие-либо воздействия, а лишь констатируют факт их реального существования, а упоминание о преобразовательной функции мага - скорее дань традиции. Маг у делла Порта в большей степени ориентирован на знание, а не на действие. Более того, магия не должна быть связана с теми учениями, которыми пытались обогатить ее его предшественники. Речь не идет о необходимости проникнуть в суть каббалистических письмен, в пифагорейскую символику числа или овладеть магическими орфическими гимнами; наоборот, маг становится намного ближе к земному и природному, и отсюда вытекает необходимость «природно» объяснять сверхъестественное.

И наконец, последний вывод касается самой формы изложения мыслей делла Порта и, как это ни странно, детерминации человека. По форме «О небесной физиогномике», равно как и другие тексты делла Порта, напоминает учебные пособия для магов. В каждом трактате указаны разнообразные случаи из магической практики и даны исчерпывающие объяснения. Делла Порта никогда не задавался в своих магических сочинениях вопросом о свободе воли, но структура трактатов не оставляет человеку никакого выбора: все

проявления его физической сущности, рассмотренные под микроскопом и предельно классифицированные, практически исключают какие-либо отклонения, кроме уже названного хаоса, что, впрочем, к человеку не совсем относится. В трактате «О небесной физиогномике» мы встречаем доподлинное объяснение всех особенностей человеческого тела, прежде всего лица, вплоть до родимых пятен. Так, официально борясь с астрологической детерминацией, делла Порта тем не менее вступает на путь отрицания человеческой исключительности и делает его простым и предсказуемым.

Представление о натуральной магии как необходимой составляющей богословских проектов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола к концу XVI - началу XVII в. испытало большие изменения. Не удивительно, что магия, которая в творчестве флорентийских мыслителей приобрела религиозную окраску, стала особенно популярной непосредственно перед Реформацией как потенциальный ответ на духовные искания как высокой40, так и народной культуры41. В своих трудах, сделав оккультизм неотъемлемой частью «древней теологии», Марсилио Фичино и Джован-ни Пико делла Мирандола придали магии ранее невиданный статус предтечи христианства. Эта попытка увидеть связь между теургией «древних теологов» и религией и тем самым доказать, что христианские истины существовали и проявлялись извечно, нашла сторонников как и в Италии, так и за ее пределами. Однако после церковного раскола существование магии в прежних формах было практически исключено, что вызвало к жизни новые способы ее применения. И сторонником одного из них, который условно можно назвать естественно-научным, стал Джамбаттиста делла Порта. Он полностью отказался от сути натуральной магии Фичино, сохранив только, как дань традиции, ее название. В действительности же магия делла Порты сводится к попытке максимального описания всех возможных трансформаций природы и человека. Зачастую ссылаясь на античную и средневековую традиции, тем не менее делла Порта стоит у истоков радикального поворота: отныне иррациональное, религиозное восприятие натуральной магии уступает место въедливому изучению природных явлений.

Примечания

1 Я хотел бы поблагодарить Ангелину Волкофф и профессора Лауру Баль-биани за помощь в подготовке этой статьи.

2 Литература о натуральной магии весьма обширна. См. ставшие уже классическими работы: Walker D. Spiritual and demonic magic from Ficino to Campanella. L., 1958; Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая тра-

диция. M., 2GGG (английское издание вышло в 1964 г.); Garin E. Lo zodiaco della vita. La polemica sull'astrologia dal Trecento al Cinquecento. Roma; Bari, 1976; Zambelli P. L'ambigua natura della magia: filosofi, streghe, riti nel Rinascimento. Milano, 1991; Idem. White magic, black magic in the European Renaissance. Leiden; Boston, 2GG7.

3 Pico della Mirandola G. Conclusiones nongentae: le novecento tesi dell'anno 1486 / A cura di A. Biondi. Firenze, 1995.

4 Pico della Mirandola G. Apologia: l'autodifesa di Pico di fronte al tribunale dell'Inquisizione / A cura di P.E. Fornaciari. Firenze, 2G1G.

5 Pico della Mirandola G. De hominis dignitate // De hominis dignitate, Hep-taplus, De ente et uno e scritti vari / A cura di E. Garin. Torino, 2GG4; Idem. Discorso sulla dignità dell'uomo / A cura di F. Bausi. Parma, 2GG3. Русский перевод: Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса / Под ред. В.П. Шестакова. Т. 1. M., 1981. С. 248265.

6 Ficino M. Three books on life / A critical edition and translation with introduction and notes by Carol V. Kaske and John R. Clark. Tempe; Arizona, 1998.

7 Ключевая книга, посвященная отношению Пико к еврейской мистике: Wirszubski C. Pico della Mirandola's encounter with Jewish mysticism. Cambridge; Mass., 1989 (я пользовался французским переводом: Idem. Pic de la Mirandole et la cabale. P.; Tel-Aviv, 2GG7).

8 Об этом см.: Weill-Parot N. Les "images astrologiques" au Moyen Age et à la Renaissance. Spéculations intellectuelles et pratiques magiques (XII-XV siècles). P., 2GG2, особенно гл. XI.

9 Применительно к Пико см. об этом: Perrone Compagni V. Pico sulla magia: Problemi di causalità // Nello specchio del cielo. Giovanni Pico della Mirandola e le Disputationes contro l'astrologia divinatoria / A cura di M. Bertozzi. Firenze, 2GG8. P. 95-115.

1G Zambelli P. White magic, black magic in the European Renaissance. P. 131.

11 Об этом см.: Ibid. P. 13-34.

12 В числе этих «магов-философов» Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла.

13 Об этом см.: Muraro L. Giambattista della Porta: mago e scienziato. Milano, 1976.

14 Об отношениях делла Порта с инквизицией см.: Aquilecchia G. Appunti su G.B. Porta e l'inquisizione // Studi Secenteschi. 1968. Vol. IX. P. 3-31.

15 До сих пор не существует современного критического издания этого важнейшего труда. Об истории трактата см. основополагающую работу: Balbiani L. La Magia Naturalis di Giovan Battista della Porta. Lingua, cultura e scienza in Europa all'inizio dell'età moderna. Bern, 2GG1.

16 Об античных основаниях физиогномики см.: EvansE.C. Physiognomics in Ancient world // Transactions of the American philosophical society. 1969. Vol. 59. Part. 5. P. 5-1G1.

17 Так, известно, что, когда император прибыл в Рим на освящение храма Зевса Олимпийца, Полемон произнес приветственное слово, а благодаря хорошим контактам с верхушкой государства Полемон смог

добиться значительных привилегий для Смирны, где он проживал: Evans E.C. Op. cit. P. 11-12.

18 Считается, что Апулей умер около 180 г. н. э.

19 Де Либера А. Средневековое мышление. М., 2004. С. 207-263.

20 Об этих текстах и их влиянии на культуру Средних веков см.: Agrimi J. Fisiognomica e scolastica // Micrologus. 1993. Vol. I. P. 235-271 (позднее перепечатано в: Idem. "Ingeniosa scientia nature". Studi sulla fisiognomica medievale. Firenze, 2002. P. 3-36). О распространении «Тайной тайных» на Западе в двух латинских переводах - Иоанна Севильского и Филиппа из Триполи - см.: Grignaschi M. La diffusion du Secretum Secretorum (Sirr-al-asrâr) dans l'Europe occidentale // Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen Age. 1981. Vol. 48. P. 1-69; Williams SJ. The Secret of Secrets: the scholarly career of a pseudo-Aristotelian text in the Middle Ages. Ann Arbor, 2003.

21 О Михаиле Скоте см.: Воскобойников О.С. О языке средневековой астрологии (о применении риторических понятий в истории культуры) // Одиссей. 2007. С. 82-110.

22 О спорах об идентификации автора см.: Zambelli P. The Speculum astro-nomiae and its enigma: astrology, theology and science in Albertus Magnus and his contemporaries. Dordrecht; Boston; L., 1992 (в этой книге также опубликован текст трактата); Paravicini Bagliani A. Le Speculum Astrono-miae, une énigme? Enquête sur les manuscrits. Firenze, 2001.

23 AgrimiJ. "Ingeniosa scientia nature". Studi sulla fisiognomica medievale. Ta-varnuzze, Firenze, 2002. В данном случае особенно интересны гл. I и III.

24 Ibid. P. 11.

25 О создании этого сочинения и обстоятельствах, этому сопутствовавших, см.: Paolella A. Introduzione // G.B. Della Porta. Coelestis physiognomonia / A cura di A. Paolella. Napoli, 1996. P. XI-XXXI.

26 Pico della Mirandola G. Disputationes adversus astrologiam divinatricem / A cura di E. Garin. 2 voll. Torino, 2004 (первое издание - 1946-1952 гг.).

27 Это сочинение было издано на латыни в 1586 г.; уже в конце века оно распространилось по Европе в многочисленных переводах. Кроме него делла Порта собирался издать трактат «О хирофизиогномике», в котором речь шла о взаимосвязи свойств души с чертами человеческой руки, однако при его жизни сделать это не удалось. Текст «О хирофизио-гномике» был опубликован только в 1677 г.

28 Della Porta G.B. Della fisionomia dell'huomo. Venetia, 1610. P. 1-5.

29 Della Porta G.B. Coelestis physiognomonia. P. 9: "Sed quae ipsi syderibus, quibus unumquemque nostrum emancipari dicunt, et inde formae, morum et fortunae benignitatem, nos e qualitatibus evenire dicimus: nam imperat ei qualitas calida et humida, veluti aerea et sanguinea, et qui huiusmodi tem-peraturam sortiuntur, et similem formam et mores consequuntur, ut in nostra Humana Physiognomonia satis dilucide disputatum est". Самым известным исследованием этого вопроса является: Klibansky R, Panofsky E., Saxl F. Saturne et la Mélancolie. P., 1989 (первое издание вышло в 1964 г.).

30 Della Porta G.B. Coelestis physiognomonia. P. 8: "Cumque alio iudicio exam-inarem, quam prius didiceram, tandem comperi astrologiam non nisi fictam

et imaginariam esse scientiam, et quicquid veri in ea esset, non nisi ex sola et mera physiognomonia esset, sed ab eius scriptoribus ut eam magnifacerent et hominibus gratificarentur, inter sydera centuriata est, utpote ad coelestes in-fluxus et nobiliores causas sublata, coelestior et divinior scientia censeretur".

31 Ibid. P. 9: "Mitto quod si hominum mores et formas vestigentur, ex quibus formentur, clarissime eorum coarguitur fallacia: nam ex parentum sangui-nis qualitate, quae feminio praeest, concipitur faetus in materno alvo et post quadraginta dies advenit spiritus, talesque mores sortietur homo, quales em-brionis temperies largitur".

32 Ibid. P. 13-17.

33 Ibid. P. 19: "Sed orientales planetas et sydera dubia et fortunas dixere, contra autem occidentales infortunas et insalubres, ac orientales formam dare claram, coruscam, scintillantem, colorationem, maiorem et tandem pulchri-orem, et ex inde fortunatos et virtuosos dici".

34 Ibid. P. 22: "Nos autem haec non planetis, sed qualitatibus ascribimus".

35 Ibid. P. 31: "Quando Iuppiter utique peculiarem habet dominatum, absolu-tamque nactus potestatem, scilicet quando locorum dispositionis dominus fuerit, et orientalis, facit naros albos cum quadam coloris commendatione, capillitio mediocri, nigris oculis et magnis, forma venerabili"; p. 33: "Sed si ipsi coelum circumspectassent vidissentque utique Iovem nitidum, lumino-sum, pulchrum, gratiosum atque adeo Veneri similem ut non nisi peritissi-mus astrologus internoscat, aspectu etiam iucundum et amicabilem, ob id fortunam vocitatum et hominibus salutarem conclamatum".

36 Ibid. P. 158: "Porphyrius, platonicus phylosophus, quorum animi iniqui sunt, corpora item deformia habere dixit: nobisque natura datum est, ut contemp-tui nobis sint qui turpi corpore aut non ita eleganti".

37 Ibid. P. 159-160.

38 Этому вопросу посвящена последняя, двадцатая, книга трактата.

39 Ioanni Baptistae Portae Neapolitani Magiae naturalis libri viginti. Franco-furti, 1607. P. 642-643.

40 Кроме уже упомянутых публикаций П. Дзамбелли см.: Vasoli C. Profezie e profeti nella vita religiosa e politica fiorentina // Magia, astrologia e reli-gione nel Rinascimento. Varsavia, 1974. P. 16-29; Idem. Temi mistici e pro-fetici alla fine del Quattrocento // Vasoli C. Studi della cultura del Rinascimento. Manduria, 1968. P. 180-240. Этому также посвящены моя небольшая статья: Акопян О.Л. Марсилио Фичино, prisca theologia и поиск новой религиозности в эпоху Ренессанса // Platonopolis: философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований. Материалы 7-й Летней молодежной школы, 18-25 августа 2010 г. СПб., 2012. С. 153-158, а также доклад «Споры об астрологии и магии в Европе в конце XV - начале XVI в. (Италия, Германия, Франция)», прочитанный 28 февраля 2012 г. в Германском историческом институте в Москве.

41 Хорошо известно, что на конец XV - начало XVI в. приходится рост еретических движений «снизу». Кроме того, в этот период Церковь активизировала борьбу с участившимися случаями ведовства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.