Научная статья на тему 'Традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села Поповка)'

Традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села Поповка) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села Поповка)»

Во внутреннем убранстве избы старообрядцев отличались большей строгостью, меньшим количеством ярких красок и узоров, нередко отличало наличие специальных полок, как правило, вдоль восточных стен для установки икон. Особенно это характерно было для пристроев, служивших молитвенными помещениями (молельнями). В них отводились места для аналоев и иконостасов со священными вратами. Все перечисленные богослужебные атрибуты в промежутки времени между богослужениями прятались в различные тайники.

Фасад дома, особенно наличники окон, украшали резьбой (ногтевидно-выемчатой, барельефной, пропильной, наиболее поздней).

К хозяйственным постройкам усадьбы относились: для содержания скота (хлева,

конюшни), для хранения хозяйственного инвентаря сараи, различные амбары, подвалы, погреб, баня; на «задах» усадьбы для выполнения хозяйственных работ устраивались гумно с током и др. Количество и добротность хозяйственных построек зависели от состояния хозяина.

Подводя итоги, можно заметить, что у старообрядцев сельские дома преобладали из более дорогих материалов в связи с тем, что староверы были более зажиточны, чем православные селяне. А это в свою очередь объясняется, как подчёркивалось выше, аскетичным образом жизни представителей старообрядчества, которые в труде и молитве видели смысл своего существования, а потому много работали и практически не тратились на различные праздники и увеселительные мероприятия.

Использованные источники:

1. Государственный Архив Ульяновской области, Фонд 597 - Фонд Всеобщая перепись Российской империи, оп. 1, д.17, 22, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 47, 55.

2. ГАУО, Ф. 134, оп. 7, д.699.

3. Художественный краеведческий музей города Ульяновска, Фонд Д.И. Архангельского.

УДК 316.334:12

традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села ПОПОВКА)

О.Р Хасянов, ассистент Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Религия на протяжении столетий оставалась связующей нитью, объединяющей прошлое и настоящее. Поволжье исторически ощущало на себе влияние христианской и мусульманской культуры. На территории Поволжья ислам начинает утверждаться с 922 г., т.е. с момента принятия Волжской Булгарией в качестве официальной религии. Во многом исламская культура влияет и на жизнь современных жителей нашего региона.

Цель статьи рассмотреть традицию празднования исламских праздников в поволжском регионе, на примере села Поповка

Чердаклинского района Ульяновской области.

Данное село является этноконфессио-нальным. Большинство жителей исповедуют ислам, по национальному признаку большинство татары. Село было основано в начале XIX века на удельных землях.

В дореволюционное время ключевую роль в жизни селян играл ислам, нормы которого были непререкаемы. Ислам с идеей религиозной общины объединял людей. До установления советской власти в селе действовали две мечети, а при них приходские школы. Священнослужители обучали араб-

ской грамоте крестьянских детей. Причем образование было доступно не только детям мужского пола, но и женского. Обучение мальчиков происходило непосредственно в здании мечети, а с девочками занимались жены мулл на дому.

Дни мусульманских праздников были выходными. В праздничных одеждах жители села оправлялись в мечеть для праздничного богослужения. Также обязательными для посещения были пятничные богослужения для мужчин.

С установлением советской власти и началом гонений на религию все большую актуальность стали приобретать светские советские праздники. Но они не смогли вытеснить ислам из массового сознания селян. Также в наиболее значительные моменты человеческой жизни служители исламского культа были с селянами: рождение и смерть, вступление в брак. Даже в советское время неотъемлемым элементом свадебных мероприятий было проведение так называемого «никаха» - мусульманского обряда венчания.

У мусульман Поволжья наиболее почитаемыми являются праздники Ураза-байрам или Рамазан-байрам (окончание Великого поста) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения).

Пост в исламе продолжается в течение тридцати дней священного месяца Рамадана. Он установлен в память о ниспослании Корана Аллахом Мухаммеду в 610 г. Пост заключается в том, что от восхода солнца до заката мусульманину запрещено употреблять пищу и воду. Это время духовного очищения, человек все свои мысли и действия должен посвящать Богу, восхвалению Аллаха. Окончание поста и есть праздник Ураза-байрам. Правоверные в этот день устремляются в мечеть на праздничное богослужение. В домах накрываются столы со всевозможными национальными блюдами, главным блюдом считаются дрожжевые блины. Один из столпов ислама заключается в подаянии милостыни нуждающимся. Если в дореволюционное время размер подаяния был фиксированным, и сборы аккумулировались в мечети у казначея, а затем раздавались нуждающимся членам общины, то в современных условиях данная традиция трансформируется, становится все более символической. Участники богослужения,

после его окончания обмениваются между собой в качестве подаяния незначительными суммами денег (5-10 рублей). Шариат предписывает правоверным в этот день посещать могилы усопших родственников, но жители села отступили от этого правила, считая, что в этот день нет необходимости задумываться о смерти и придаваться мрачным мыслям о конечности земной жизни. В арабских странах принято отмечать данный праздник в течение трех дней, современные селяне ограничивают празднование одним днем.

Как было уже сказано выше, во время поста в светлое время суток запрещено употребление пищи. С заходом солнца начинается разговение. Среди жителей села принято приглашать к этому времени гостей, чтобы коллективно возносить молитвы Всевышнему, чтобы он принял пост. У современных селян пост в основном ассоциируется с этим мероприятием. Так как считается, что человек, собравший у себя дома гостей для разговения, угощал, освобождается от совершенных грехов, независимо от того соблюдал он пост или нет. Происходит некая подмена устремлений верующих, человек, не соблюдая поста, без обуздания страстей, открывает путь к спасению.

Следующим по важности среди мусульман Поповки является праздник Курбан-байрам. Он отмечается на сороковой день после окончания Великого поста. Данный праздник символизирует всемогущество и милосердие Аллаха. Согласно Корану, Ангел Джабраил (Г авриил) явился к пророку Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила (Измаила). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздничный день начинается традиционно для мусульман с посещения богослужения в мечети, а затем начинается обряд жертвоприношения. Заранее, жители села, изъявившие желание принести жертву, договариваются с муллой о времени жертвоприношения. В назначенное время он проводит данный обряд. В жертву в основном приносят молодого ягненка, после прочтения специальной молит-

вы. Согласно преданиям, у владелеца жертвенного животного открывается дорога, т.к. его душа будет внесена в рай на спине данного животного. Поэтому, животное должно быть здоровым и достаточно крупным.

После жертвоприношения совершается праздничный обед, главное блюдо на котором суп - шурпа (домашняя лапша) из мяса жертвенного животного. Оставшееся мясо раздается среди селян. Заклания продолжаются в течение месяца.

В окрестностях села Поповка находятся остатки кладбища древнебулгарского происхождения. В период природных катаклизм, засух и дождей, в период летних сельскохозяйственных работ совершается хадж к этому кладбищу. Старейшины села (пожилые жители села, посещающие мечеть) служат молебен, а затем, чтобы просьбы жителей были услышаны всевышним, ими совершается обряд жертвоприношения. Иногда Бог слышит молитвы, и живительная влага в виде дождя

опускается на землю.

Мечеть в селе была восстановлена в 1992 году, средства на ее возведение собирались жителями села, но все же основное бремя расходов взяло на себя правление колхоза «12 лет Октября». В основном жители села вспоминают о своей религиозной принадлежности только в дни праздников. Атеистическое воспитание советского времени пустило глубокие корни, население села, воспитанное на религиозных традициях предшественников, постепенно покидают этот мир, а поколение, социализация которого пришлась на советское время, в основной своей массе, религию воспринимают с формальной стороны. Мечеть пустует, наполняется прихожанами только в дни праздников. В середине 90-х годов ХХ века была попытка проводить занятия по арабскому языку среди селян, но начинание муллы не увенчалось успехом. Таким мы увидели праздничный мир поволжского села.

Материалы для публикации просим высылать по почте простой бандеролью по адресу: 432980 Б.Новый Венец-1, НИЧ, РИО, «Вестник».

Контактное лицо - Королёва Ираида Сергеевна.

Тел. (84231) 5-12-56, 5-11-75 Факс (84231) 5-11-75 E-mail: ugsha@yandex.ru nicugsha@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.