Научная статья на тему 'Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся'

Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПРОГРАММА "ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ" / THE PROGRAM OF "FOLKLORE ENSEMBLE" / AESTHETIC EDUCATION / METHODS OF AESTHETIC EDUCATION / TRADITIONAL SONG FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Александра Васильевна

В данной статье рассматривается традиционный песенный фольклор, как средство эстетического воспитания учащихся Детской Школы Искусств «Малая академия искусств» г. Казани. Разработанная программа «Фольклорного ансамбля» 1-3 классов, строится на годовом земледельческом календаре, основывается на специфических свойствах традиционного фольклора: синкретизме, вариативности, локальности, коллективности, устности. Важным является сочетание методов эстетического воспитания народной и современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Song Folklore as a Means of Pupils' Aesthetic Education

The article studies the traditional song folklore as a means of aesthetic education of Children's Arts School pupils in "The Small Academy of Arts" in Kazan. The developed program of "Folklore ensemble" for 1st -3rd school forms is based on the annual agricultural calendar and on the specific properties of traditional folklore: syncretic character, variability, locality, collectivity, oral form. The combination of methods of folk and modern aesthetic education is of major importance.

Текст научной работы на тему «Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся»

УДК 374.02 ББК 74.200.58

Самойлова Александра Васильевна

преподаватель кафедра музыкального исполнительства Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств

г.Казань Samoylova Alexandra Vasilievna Lecturer Chair of Musical Performance Kazan State University of Culture and Arts Kazan

Традиционный песенный фольклор как средство эстетического

воспитания учащихся Traditional Song Folklore as a Means of Pupils’ Aesthetic Education

В данной статье рассматривается традиционный песенный фольклор, как средство эстетического воспитания учащихся Детской Школы Искусств «Малая академия искусств» г. Казани. Разработанная программа «Фольклорного ансамбля» 1-3 классов, строится на годовом земледельческом календаре, основывается на специфических свойствах традиционного фольклора: синкретизме, вариативности, локальности, коллективности,

устности. Важным является сочетание методов эстетического воспитания народной и современной педагогики.

The article studies the traditional song folklore as a means of aesthetic education of Children's Arts School pupils in "The Small Academy of Arts" in Kazan. The developed program of "Folklore ensemble" for 1st -3rd school forms is based on the annual agricultural calendar and on the specific properties of traditional folklore: syncretic character, variability, locality, collectivity, oral form. The combination of methods of folk and modern aesthetic education is of major importance.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, методы эстетического воспитания, традиционный песенный фольклор, программа «фольклорного ансамбля».

Key words: aesthetic education, methods of aesthetic education, traditional song folklore, the program of "folklore ensemble".

Закономерным социально-историческим явлением в последние годы, является повышенный интерес к истории, традиционной культуре, межнациональным взаимоотношениям. На данном этапе важно не только собирать, исследовать традиционный песенный фольклор, но так же, важна его систематизация, популяризация, поиск эффективных методов внедрения в воспитательный процесс. Как отмечает директор Государственного республиканского центра русского фольклора министерства культуры РФ,

доктор педагогических наук, профессор, А.С. Каргин: «С утратой естественных путей трансляции традиций, технологий, знаний текстов - их восполнение возможно только в рамках общеобразовательных программ» [6, с. 8.]. На наш взгляд, особенно важным представляется использование песенного фольклора в качестве эффективного средства эстетического воспитания начинающих музыкантов в условиях свободного времени.

Проанализировав литературу и обобщив опыт ведущих педагогов России: Гилярова Н.Н. «Программа по русскому народному творчеству» 1999,

Картавцева М.Т. «Школа русского фольклора» 1994, Науменко Г. «Музыкальная азбука» 1996, Краснопевцева Е., Величкина О. «Проект детской школы народного творчества», Назарова Л. «Ведение в песенный фольклор» 2001, а также обследовав местные фольклорные традиции, нами была разработана программа «Фольклорного ансамбля», для 1-3 классов Детской Школы Искусств «Малая академия искусств» Вахитовского района г. Казани, основной задачей которой является эстетическое воспитание учащихся.

Данная программа основывается на использовании специфических свойств традиционного фольклора: синкретизме, как неразрывности различных видов фольклора входящих в урок, обеспечивающих смену эстетической деятельности; вариативности, как воплощения фантазии, творчества учащихся; локальности, как освоения местного фольклорно-этнографического материала; устности, как способа передачи традиции; коллективной формы проведения занятий.

Годовой земледельческий календарь позволяет распределить фольклорноэтнографический материал по всему учебному году. Следование за праздничными датами народного календаря, воспроизведение элементов обрядовых комплексов Кузьминок, Рождества, Святок, Масленицы логично и удобно; одновременно занятия могут представлять собой действо, связанное единой сюжетной линией, что особенно важно на начальном этапе знакомства с традиционным песенным фольклором. Одновременно занятия могут представлять собой действо, связанное единой сюжетной линией, что особенно важно на начальном этапе знакомства с традиционным песенным фольклором.

Мы разделяем мнение А.В. Кулева, считающего, что «с помощью народного календаря можно разрешить целый ряд сложных педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры... установить наиболее короткие связи между теоретическим изучением и непосредственным эмоциональным «проживанием» ребенком традиционной культуры в активной праздничнообрядовой деятельности» [5, с. 25.]. Так, в Святки программа предусматривается обход «святочниками» классов и квартир на Рождество; гадания на кольцах, под пение подблюдных песен. В Прощённое воскресенье совместное сооружение чучела Масленицы, вынос его во двор под обрядовые песни, сжигание, катание на санках с горы. Весной, закликание птиц во дворе школы, где главными героями становятся выпеченные из теста «жаворонки», осенью - вечерки с играми, песнями, плясками и т.д.

В выборе репертуара, считаем целесообразным, осваивать лучшие фольклорные образцы разных областей России, а также песни местной традиции. Из местной песенной традиции в программу включаем плясовые и календарные песни в основном двухголосные, что характерно для русских сел Республики Татарстан, с небольшим диапазоном и доступным ритмом, например, «Земляничка ягодка» (плясовая, с. Танайка, Елабужского р-на РТ), «Сени, тусени» (колядка, с. Старошешминск, Нижнекамского р-на РТ). Учащиеся 3 класса знакомятся со свадебными, хороводными и лирические песнями с тонким голосом, который звучит в октаву с основным или верхним голосами: «Долина, долинушка» (свадебная величальная, с. Никольское, Лаишевского р-на РТ), «В лужках Машенька гуляла» (лирическая, с. Матюшино, Верхне-Услонского р-на РТ) и др. В бытовых танцах, записанных в русских селах Республики Татарстан: «Выйду ль я на реченьку» (с. Куббасы, Чистопольского р-на), «Пляска по одной доске» (с. Никольское, Лаишевского р-на), «Краковяк» (с. Камско-Устьинский р-на РТ) осваиваются простые, повторяющиеся движения - приставные шаги, кружения, притопы, что позволяет каждому включиться в исполнительский процесс и получить удовольствие от собственной деятельности.

Важным моментом при освоении фольклорно-этнографического

материала является выбор методов, способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий учащихся. Данная программа предусматривает сочетание методов традиционной народной педагогики с современными педагогическими методами. Остановимся на них подробнее.

Методы эстетического воспитания детей, признанные педагогикой: метод убеждения, метод приучения, метод проблемных ситуаций, метод побуждения к сопереживанию взаимосвязаны.

Применяя метод побуждения к сопереживанию, эмоциональноположительной отзывчивости на прекрасное, стремимся к выразительному, эмоциональному исполнению учащимися фольклорных произведений. К тому, чтобы они не только понимали содержание песни, сказки, смысл предлагаемого задания, но и переживали соответствующее настроение, чувствовали характер произведения, получали удовольствие. В эмоциональной наполненности, в чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания,

проявляются эстетические отношения учащихся к данным произведениям, а через них и ко всему миру.

Метод убеждения направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса - многолик, он включает убеждение словом, делом, личным примером, поощрением, организацией интересной и содержательной деятельности. Метод убеждения, может быть как словесным, так и наглядным, все зависит от того, как учащиеся получают эстетическую информацию - непосредственно знакомятся с произведениями фольклора, или через педагога, который показывает, рассказывает, объясняет, задает вопросы, одобряет, наставляет, стимулирует, побуждает. Особенность в том, что использование данного метода возможно, когда воспринимаемое прекрасно. Здесь он дополняется методом побуждения к сопереживанию. Эмоциональный отклик возникает у учащихся при соприкосновении с лучшими образцами традиционного песенного фольклора: при прослушивании СБ и аудио-записей, просмотре БУО и видео, при непосредственном участии в народных играх,

обрядах, праздниках, встречах с носителями традиционной культуры. Непосредственное эмоциональное «проживание» музыкально-фольклорных произведений, обрядовых ситуаций вызывает положительные эстетические чувства - чувство удовольствия, восторг, радость, удивление, восхищение прекрасным, которые оказывают благотворное влияние на дальнейшее овладение эстетической деятельностью, развитие творческих способностей учащихся. «Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно

восприятие окружающего мира - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления», - подчеркивал В. А. Сухомлинский [9, с. 37.].

Сущность метода приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков эстетической культуры поведения в том, чтобы учащийся научился вслушиваться, оценивать прекрасное, а главное - активно действовать. Систематические упражнения, в художественной деятельности, углубляют активность учащихся, совершенствуют их эстетические способности. Многократные повторения, применяются в различных изменяющихся условиях и позволяют добиваться необходимых результатов, не снижая интереса и активности обучаемых. Например, трудности в развитии правильной певческой дикции мы преодолеваем, используя разные приемы: произношение текста с выделением труднопроизносимых или вышедших из употребления слов; проговаривание текста в ритме песни; проговаривание текста на определенной высоте (на одном звуке, составляя варианты из двух, трех звуков), сопровождая четкое произношение текста хлопками, притопами; «окрашивание» текста разными эмоциями - удивление, веселье, грусть и т. д. Учащиеся получают удовольствие не только от результата, но и от самого процесса.

Метод проблемных ситуаций побуждает учащихся к творческим и практическим действиям, самостоятельности, инициативности. Используя данный метод, создаем на занятиях ситуации, в которых учащиеся самостоятельно должны найти способы решения проблемы, выход из сложившейся ситуации. После прослушивания сказки, мы предлагаем первоклассникам изобразить какой-либо персонаж. Учащийся думает, как

лучше воплотить свой замысел, с помощью музыкальных инструментов, пластики тела, голоса, или с помощью подручных материалов - бумаги, глины, лоскутков ткани, нитей. Проводит активную деятельность, ищет и находит какое-либо решение, одновременно проявляя свои творческие качества.

В основе методов традиционной народной педагогики - подпевания, пения «за следом», подражания лежит устная передача песенной традиции. На занятиях они используются в различных вариантах: педагог - учащиеся, народные исполнители - учащиеся, учащиеся - учащиеся, народные исполнители - педагог (как по средствам аудио- и видеозаписей, так и при непосредственном живом общении). Через метод подражания, в игровой форме, воспроизводя песни и действия, их сопровождающие, учащиеся овладевают не только вокальным мастерством, но и элементами эстетической культуры действий, общения с людьми, они знакомятся с многообразием народного художественного творчества, которое на протяжении истории вобрало в себя эстетические ценности, выработанные человечеством. Здесь метод подражания действует в тандеме с методом приучения.

Современные методы, предложенные Л.В. Варламовой [3, с.130.], - метод описания образных впечатлений и интонирования-воспроизведения органично входят в занятия «фольклорного ансамбля», вызывают интерес и положительные эмоции учащихся. Образные впечатления, полученные от исполнения фольклорного произведения, предлагаем учащимся выразить устно, письменно, в виде рисунков, символов; интонацию передать с помощью жестов, пластики тела, мимики.

Методы традиционной народной и современной педагогики эстетического воспитания, применяемые на занятиях фольклорного ансамбля, существуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. Они зависят от объема и качества художественной информации.

Необходимым условием проведения занятий является создание благоприятной эстетической среды. Подлинные предметы народного труда и быта, традиционная одежда, музыкальные инструменты, детские поделки и игрушки окружают учащихся на занятиях. Педагог является наставником,

старшим другом, проводником в мир народной культуры. Такая обстановка погружает учащихся в атмосферу традиционной культуры, непроизвольно влияя на осознание уникальности фольклорного материала, его разнообразия, красоты и богатства, способствуя как развитию музыкально-певческих способностей, так и их эстетического вкуса. Учащиеся сидят полукругом на стульях и лавках, что позволяет непосредственно свободно общаться между собой и с педагогом. В коллективе из 10-12 человек учащиеся хорошо слышат, чувствуют друг друга, развиваются навыки ансамбля. Такой состав -наилучшая организация для творчества.

Обязательным компонентом программы является взаимодействие педагога, учащихся и родителей в атмосфере уважения и доверия. Как отмечает Л.В. Суровяк: «гарант педагогического успеха - это прочность трехсторонних связей - родителей, ребенка, педагога» [8, с.7.]. Сотрудничество родителей и педагога дает возможность правильно строить отношения с учащимися, а также, восстанавливать утерянные между поколениями связи.

Помимо занятий в рамках ДШИ, в программе «фольклорного ансамбля» большое место занимают внешкольные формы воспитания - это концертные выступления, участие в фестивалях и праздниках, посещение музеев, поездки в фольклорно-этнографические экспедиции, календарные праздники и обряды, посиделки, вечёрки, обходы-поздравления. На Николу Вешнего выезжаем на престольный праздник с. Никольского Лаишевского р-на РТ играть, водить «каравон» на зеленом лугу, на «Троицу» на высокий берег Волги в с. Матюшино Верхне-Услонского р-на, «топить» березку. Здесь учащиеся не только применяют, полученные на занятиях знания, но окунувшись в обрядовопраздничное действо, знакомятся и общаются с носителями традиционной культуры. В перспективе планируем ввести в программу фольклорные смены в летних и зимних лагерях, фольклорные деревни.

Таким образом, занимаясь в течение шести лет по данной программе с учащимися 1-3 классов фольклорного отделения ДШИ «Малая академия искусств» Вахитовского р-на г. Казани, нами были получены положительные результаты. За это время учащиеся накопили запас не только местного традиционного песенного фольклора, музыкально-поэтический и образно-Вестник ЧГПУ32011 152

эмоциональный язык которого, соответствует особенностям развития детей разного возраста, но, так же, освоили разнообразные виды фольклорной деятельности, встречались с носителями традиционной культуры, активно участвовали в календарных праздниках, обрядах, ездили на фестивали.

Данная работа, основанная на сочетании традиционных народных и современных педагогических методов эстетического воспитания, позволила целенаправленно формировать эмоционально-чувственную сферу психики учащихся, их эстетические идеалы и вкусы, способности эстетически реагировать на произведения традиционного песенного фольклора и окружающую действительность. Так же, работа по программе «Фольклорный ансамбль» частично помогла восстановить утерянные семейные традиции -перенести их из ДШИ в семью; привить уважение к общечеловеческим ценностям, толерантное отношение к людям других культур.

Библиографический список

1. Азбука народного пения // Народное творчество. - 2009. - №1. - С. 44-47.

2. Боронина Е.Г. О программе приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре // Традиционная культура. - 2006. - №3 (23). - С. 97-100.

3. Варламова Л.В. О методах освоения народной и классической музыки младшими школьниками // Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и пед. семинара 1997г. / РАМ им. Гнесиных. - М.,1998. - С.130-132.

4. Жуланова Н. Традиционная культура как модель мировой гармонии // Вестник Российского фольклорного союза. - 2005. - №2. - С. 25-29.

5. Кулев А.В. Перспективы использования народного календаря в этнокультурном образовании/ Этнопедагогика теория и практика: Материалы Х Чтений, посвященных памяти Г. С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору/ Составитель С.Г. Айвазян - Институт Наследия, 2003. - С. 25-35.

6. Наука - Теория - Практика // Народное творчество. - 2010. - №2. - C. 5-9.

7. Остапчук О.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора [Электронный ресурс]: Дис. .. .канд. пед наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2005. - 176 с.

8. Суровяк Л.В. Школа этнической социализации детей раннего возраста /Метод. пособ., Новосибирск, 2004. - 56 с.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - 247 с.

Bibliography

1. Boronina, E.G. About the Program of Preschool Children’s Knowing Traditional Folk Culture [Text] / E.G. Boronina // traditional Culture. - 2006. - №3 (23). - P. 97-100.

2. Kulev, A.V. Perspectives of Folk Calendar Using in Ethno-Cultural Education [Text] / A.V. Kulev / Ethnopedagogy: Theory and Practice. Materials of X Readings Given in the Memory of G.S. Vinogradov. Authorial Educational Folklore Programs / Comp. by S.G. Ayvazyan. - The Inheritance Institute, 2003. - P. 25-35.

3. Ostapchuk, O.Yu. Aesthetic Education of Junior Schoolchildren by Means of the Russian Folklore [Electronic Resource]: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 / O.Yu. Ostapchuk. - Moscow.: RSL, 2005. - 176 p.

4. Science - Theory - Practice [Text] // Folk Art. - 2010. - №2. - P. 5-9.

5. Sukhomlinsky, V.A. To Give Heart to Children [Text] / V.A. Sukhomlinsky. - Kiev, 1969. - 247 p.

6. Surovyak, L.V. The School of Preschool Children’s Ethnic Socialization: Methodological Manual [Text] / L.V. Surovyak. - Novosibirsk, 2004. - 56 p.

7. The ABC of the Folk Singing [Text] // Folk Art. - 2009. - №1. - P. 44-47.

8. Varlamova, L.V. About the Methods of Folk and Classical Music Assimilation by Junior Schoolchildren [Text] / L.V. Varlamova // Folk-Singing education in Russia: Problems and Ways of Development. The Materials of All-Russian Scientific-and-Practical Conference 1992, 1995 and a Pedagogical Seminar 1997 / RAM n.a. Gnesinykh. - Moscow, 1998. - P. 130-132.

9. Zhulanova, N. Traditional Culture as a Model of the World Harmony [Text] / N. Zhulanova // Herald of the Russian Folklore Union. - 2005. - № 2. - P. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.