Научная статья на тему 'Традиционный костюм тюркоязычных народов Сибири в собраниях музеев: история изучения и актуализация'

Традиционный костюм тюркоязычных народов Сибири в собраниях музеев: история изучения и актуализация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
719
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ТУВИНСКОГО НАРОДА / MATERIAL CULTURE / THE NATIONAL DRESS OF THE TUVAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кимеева Т.И., Ондар А.Б.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и презентации исчезающего в естественных условиях историко-культурного наследия, сохраняющегося преимущественно в музейных собраниях. Исследование традиционного костюма тувинцев как части культурного наследия этого народа базируется на изучении материалов музейных коллекций в рамках подготовки диссертационной работы. В статье на основе изучения научных публикаций по тематике народного костюма тувинцев и исследований материалов музейных собраний впервые обосновывается методика его актуализации, ориентированной на сохранение и включение традиционной костюма в современную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL COSTUME OF TURKIC PEOPLES OF SIBERIA IN THE COLLEC TIONS OF MUSEUMS: THE HISTORY OF THE STUDY AND ACTUALIZATION

The article is devoted to the preservation and presentation of endangered under natural conditions, historical and cultural heritage, continuing mainly in Museum collections. The study of traditional costume of people as part of the cultural heritage of this people is based on the study of materials of Museum collections as part of the preparation of the thesis. The article based on the study of scientific publications on the subject of folk costume Tuvinians and research materials of the Museum's collections for the first time substantiates the methods of its actualization, focusing on the preservation and integration of traditional costume into modern culture.

Текст научной работы на тему «Традиционный костюм тюркоязычных народов Сибири в собраниях музеев: история изучения и актуализация»

7. Табаченко Н.Н. Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития (философско-культурологический анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2000. - 25 с.

8. Этнос. Идентичность. Образование / Рос. акад. образования, Центр социологии образования ; под ред. В. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 267 с.

УДК 7.031.3 (571.1): 069.5

Т.И.Кимеева, А.Б.Ондар

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и презентации исчезающего в естественных условиях историко-культурного наследия, сохраняющегося преимущественно в музейных собраниях. Исследование традиционного костюма тувинцев как части культурного наследия этого народа базируется на изучении материалов музейных коллекций в рамках подготовки диссертационной работы. В статье на основе изучения научных публикаций по тематике народного костюма тувинцев и исследований материалов музейных собраний впервые обосновывается методика его актуализации, ориентированной на сохранение и включение традиционной костюма в современную культуру.

Ключевые слова: традиционная культура, национальная одежда тувинского народа.

Tatiana Kimeeva, Aniela Ondar TRADITIONAL COSTUME OF TURKIC PEOPLES OF SIBERIA IN THE COLLEC TIONS OF MUSEUMS: THE HISTORY OF THE STUDY AND ACTUALIZATION

The article is devoted to the preservation and presentation of endangered under natural conditions, historical and cultural heritage, continuing mainly in Museum collections. The study of traditional costume of people as part of the cultural heritage of this people is based on the study of materials of Museum collections as part of the preparation of the thesis. The article based on the study of scientific publications on the subject of folk costume Tuvinians and research materials of the Museum's collections for the first time substantiates the methods of its actualization, focusing on the preservation and integration of traditional costume into modern culture.

Key words: material culture, the national dress of the Tuvan people.

Актуальность темы обусловлена повышенным интересом к исчезающим в условиях современности проявлениям традиционной культуры, к сохранению историко-культурного наследия, частью которого является народный костюм. Костюм занимает особое место в культуре народа, так как, с одной стороны, он является частью материальной культуры, с другой - с каждым из его элементов связано знание технологий изготовления, семантика его декоративного оформления и т.д., являющиеся проявлениями нематериального наследия. Значимым является и функционирование костюма в современной культуре.

В условиях современного развития общества традиционные элементы костюма сохраняются преимущественно в музейных собраниях, под которыми понимаются коллекции подлинных предметов, полевые и коллекционные описи, фотоархивы и др. Поэтому актуальным является исследование костюма и его отдельных элементов на основе музейных собраний с целью их последующего включения в пространство современной культуры.

Исследование материалов научных публикаций и музейных сайтов позволило выявить ряд музеев Тывы и России, где имеются коллекции, представляющие собой элементы костюмного комплекса тувинцев. Известный исследователь традиционной культуры тувинцев А.О.Дыртык-оол в одной из своих работ утверждает, что на территории Тывы традиционная одежда тувинцев хранится в основном в собрании Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва» и Музее истории и материальной культуре народов Центральной Азии Тувинского государственного университета [3]. Кроме этого элементы одежды, обуви, головных уборов и украшения имеются в коллекциях районных музеев Тывы, которые не были до настоящего времени востребованы как культурные артефакты и не исследовались учеными. Отдельные предметы костюма имеются в Сарыг-Сепском ис-торико-мемориальном музее Каа-Хемского района, Кызыл-Мажалыкском историко-археологичес-ком музее Барум-Хемчикского района, Алдан-Маадырском историко-краеведческом музее Сут-Холь-ского района, городских историко-краеведческих музеях - Чаданском музее им. Буян бадыргы и Ту-ранском. Рассредоточенные в собраниях небольших музеев республики элементы традиционного костюма в условиях исчезновения народной культуры представляют собой большой интерес.

Среди российских имеется целый перечень музеев, содержащих этнографические коллекции по культуре тувинцев, включающие элементы костюма: Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минусинский краеведческий музей

имени Н.М.Мартьянова, Красноярский краевой краеведческий музей, университетский музеи - музей Археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета, музей Истории и материальной культуры народов Центральной Азии Тувинского государственного университета. В рамках исследования предполагается проведение культурологического анализа, включающего определение состава коллекционных материалов по традиционному костюму тувинцев, исследование истории их собирательства с выявлением авторства коллекций, обоснование значения музейных коллекций для процесса актуализации костюма как части культурного наследия.

Пионером этнографического изучения Тувы была Е.Д.Прокофьева, совершившая туда в первой половине 1950-х гг. три экспедиции. Собранный ею материал составляет часть архива Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и в настоящее время представлен в Электронной библиотеке музея [8]. Первыми крупными научными трудами по культуре тувинцев, в которых использовались предметы элементов костюма из музейных коллекций России, были известные ученые, исследователи традиционного искусства народов Сибири С.В.Иванов и С.И.Вайнштейн. В работе С.В. Иванова «Материалы по декоративному искусству народов Сибири», которая до настоящего времени является самым значимым трудом по искусству народов Сибири, анализ тувинского декоративного искусства осуществлялся на материалах Государственного музея этнографии народов СССР (ныне - Российского этнографического музея) [5, с.680-687]. В труде С.И.Вайнштейна «История народного искусства Тувы» [1, с.127-145] на материалах Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва, Российского этнографического музея, Минусинского краеведческого музея имени Н.М.Мартьянова отражены особенности съемных украшений из металлов, дополняющих костюмный комплекс, особенности орнаментации предметов из мягких материалов. Тувинские съемные украшения наряду с украшениями других народов Сибири из материалов Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого описывает Е.М.Михайлова [7].

Изучением коллекций двух музеев - Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва» и Истории и материальной культуре народов Центральной Азии Тувинского государственного университета занималась А.О.Дыртык-оол. Ею были исследованы отдельные элементы костюма и сделан акцент на особенности формирования коллекций, отражающих различные типы традиционной одежды в Национальном музее Республики Тыва [3]. Кроме того, А.О.Дыртык-оол занималась исследованием истории этнографических собраний в музеях России и Монголии. В результате ее работы было выявлено, что впервые данные о тувинских коллекциях были опубликованы в 1900 г. Е.К.Яковлевым в работе «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея». Дыртык-оол отмечает, что в составе музейной коллекции, часть которой представляла собой закупленные в 1888-1900 гг. для Всемирной выставки в Париже, имелись и предметы одежды [4].

Обследование источников по истории изучения костюма показало, что анализу подвергались отдельные элементы одежды и украшения, а костюмный комплекс как единое целое по материалам музейных собраний не исследовался. Авторы данной работы предполагают в рамках семиотического подхода, предложенного Ю.М.Лотманом [6], рассматривать костюм в целом как культурный объект, а его составляющие как знаки и тексты, что позволит провести комплексное исследование костюма и будет способствовать его актуализации в современном обществе.

Под актуализацией принято понимать деятельность по сохранению и включению культурного наследия в современное культурное пространство посредством активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. Основываясь на данном определении, культурологи выделяют два направления в рамках актуализации: сохранение и презентацию, то есть внедрение в актуальную среду [2]. Сохранение отдельных элементов традиционного костюма реализуется в музее в рамках фондовой деятельности, где отдельные музейные предметы (элементы костюма) входят в состав коллекций, коллекции - в фонды, а фонды вместе с архивом (куда включаются и фотоматериалы) образуют музейное собрание. Таким образом, для презентации важно обращение к музейному собранию как объективному источнику по изучению народного костюма.

Собственно актуализация традиционного костюма в музее может содержать такие блоки как подготовительный и презентация. В свою очередь, подготовительный блок включает несколько этапов.

1. Выявление структурных составляющих костюма на основе исследования материалов музейных собраний. Придерживаясь семиотического подхода, в костюме можно вычленить составляющие его элементы: нижняя и верхняя плечевая одежда, поясная одежда, обувь, головной убор, нашивные украшения, съемные украшения, дополнительные детали костюма (пояс, рукавицы и др.). Итогом данного этапа становится схематическая структура костюмного комплекса.

2. Определение адаптивных элементов костюма. Принцип адаптивности ориентирован на отбор элементов, которые могут быть воспроизведены в современной действительности. Так как костюмный комплекс со всеми его структурными составляющими воссоздать в современных условиях практически невозможно, следовательно, необходимо выявление тех элементов, которые могут быть воспроизведены на основе метода реконструкции.

3. Реконструкция как научно обоснованное восстановление утраченных элементов костюма зависит от ее базирования на материалах музейных собраний, так как только в этом случае соблюдаются: принцип научности, подразумевающий воспроизведение только тех элементов, которые основаны на научных источниках, какими являются материалы музейных собраний; принцип ориентации на подлинность, предполагающий воспроизведение аутентичных или максимально приближенных к аутентичным элементов [2, с. 61].

Презентация, как правило, реализуется в рамках культурно-образовательной деятельности музея с применением метода интерпретации - истолкования костюма как объекта культурного наследия в пространстве современного музея. После презентации закономерно осуществление рефлексии -оценки результатов реконструкции с проведением ее анализа и определения перспектив дальнейшей работы по актуализации традиционного костюма как объекта историко-культурного наследия.

Таким образом, актуализации традиционного костюма в условиях современности должно предшествовать изучение целого ряда научных источников - публикаций, материалов музейных собраний (коллекций и архива). Предлагаемый в статье семиотический подход к исследованию традиционного костюма и выработка методов его актуализации будут способствовать не только его сохранению, но и включению данного объекта культурного наследия в пространство современной культуры.

Литература

1. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - M.: Наука, 1974. - С. 81-109, 127-145.

2. Глушкова П.В. Формы и методы актуализации календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом || Вестник Алтайского государственного педагогического университета: музееведение и сохранение историко-культурного наследия. 2015. № 24. - С. 60-63.

3. Дыртык-оол А.О. Традиционная одежда в коллекции музеев Тувы: история комплектования и изучения || Научное обозрение Саяно Алтая. 2012. № 1(3). - С.71-75. URL:http:||haknii.ru|files|magazine|v3|Dyrtyk-ool_ A.O._Tradicionnaja_odezhda_v_kollekcii_muzeev_Tuvy_istorija_komplektovanija_i_izuchenija.pdf.(дата обращения: 02. 02.2016).

4. Дыртык-оол А.О. Тувинская этнография в музеях России и Mонголии (к историографии проблемы). URL: http:||sibac.info|15553. (дата обращения: 26.01.2016).

5. Иванов С.В. Mатериалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в.: сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости 11 Труды института этнографии. M.-Л. 1954. Т. XXII. С. 680-687.

6. Лотман K).M. Культура и взрыв. M.: Гнозис; Идательская группа «Прогресс», 1992. 272 с.

7. Mихайлова Е.А Съемные украшения народов Сибири || Электронная библиотека Myзея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. URL: http:||www.kunstkamera.ru|lib|rubrikator|08|08 03|5-88431-129-x|. (дата обращения: 23.01.2016).

8. Прокофьева Е.Д. Одежда тувинцев || Электронная библиотека Myзея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. URL: http:||kunstkamera.ru|files|lib|978-5-02-038280-0|978-5-02-038280-0_15.pdf. (дата обращения: 24.02.2016).

УДК 130.1

ДМ.Коломыц, Эльза Пас Эстевес, Альфонсо Алонсо Франкиз

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КУБИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

Историческая эволюция человечества отмечена многими историческими событиями, имеющими большое значение для развития человеческой жизни на нашей планете. Два из этих событий, которые произошли в XX веке, были Октябрьская революция 1917 года в России и кубинская революция 1 января 1959 года. Они были относительно далеки во времени и географии, но очень близкие по характеру и цели своих проектов развития на основе строительства социализма.

Ключевые слова: наука, общество. Общество знания, образование, сотрудничество, Россия, Куба

Dmitry Kolomyts, Elsa Paz Esteves, Alfonso Alonso Franquiz THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-CUBAN RELATIONS IN THE SPHERE OF SCIENCE AND CULTURE IN THE CONTEXT OF BUILDING A KNOWLEDGE SOCIETY

The historical evolution of humanity is marked by many historical events of great importance for the development of human life on our planet. Two of the events that occurred in the twentieth century, were the October Revolution of 1917 in Russia and the Cuban Revolution of January 1, 1959. They were relatively far distant in time and geography, but

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.