Section 7. Sociology
политический плакат выступает средством подкрепления доминирования дискурса протеста. С другой стороны, использование политического плаката может выступать единственным возможным средством донесения своей точки зрения индивидуального участника акции в условиях контроля и ограничения доступа к основных дискурсивным практикам протеста. Таким образом, для целостного понимания природы, причин и последствий протестной акции необходим системный анализ всех дискурсивных практик в более широком социальном контексте. Так, анализ дискурса политического плаката, представленного в пространстве протеста, в свою очередь предполагает анализ интердискурсивности и интертекстуальности, а также рассмотрения дискурса плаката в взаимодействии с другими практиками протеста, а также учитывая широкий социальный контекст. Наиболее подходящим методом анализа дискурса политического плаката является применения КДА Н. Фэркло, дополняя его подход элементами Исторического дискурс метода Во-дака, дающие возможность зафиксировать уровень представленности социальных групп и социальной идентичности в дискурсе плакатов. Так, схема анализа дискурса политического анализа предполагает три уровня анализа:
1) уровень социальной практики;
2) уровень дискурсивной практики;
3) лингвистический анализ текста.
Данный подход дает возможность проанализировать не только лингвистические структуры построения дискурса, более того учитывать такие важные обстоятельства, как: предпосылки и события, дискурсы повлиявшие на возникновение акции; условия представления дискурса (организация пространства, место и время); практики контроля и ограничения доступа и представления дискурса в пространстве протеста (как со стороны участников, так и со стороны власти); ключевые практики протеста и дискурса, сопровождающие протест; дискурс практики оппонентов. Такой многосторонний подход дает возможность более глубокого понимания цели и основной аудитории социального движения. Более того сделать вывод об практиках построения идентичности, что даст возможность выйти и на идеологические ориентации акции, а также скрытые мотивы как со стороны организаторов, так и участников. С другой стороны, такой анализ даст возможность сделать предположение о возможной реакции власти на протест, а также его роль в социальных изменениях.
Следующим этапом моего исследование является применение данного инструмента для анализа идеологических представлений участников акций протеста во время социального движения Евромайдан в 2013-2014 году в городе Киеве. Более того, последующий этап предполагает объединение качественного и количественного анализа дискурса плакатов.
Список литературы:
1. Della Porta D., Diani M. Social movements: an introduction. 2nd ed. - Oxford, Blackwell, 2006.
2. Fairclough N. Critical discourse analysis.//International advances in engineering and technology. - Vol. 7. - 2012.
3. Fairclough N. Language and Power. - London: Longman, 1989.
4. Horvath J. Critical Discourse Analysis of Obama’s Political Discourse.//International conference of language, Literature and culture in a changing Transatlantic world. - 2009.
5. Van Dijk T. A. Introduction: Discourse and Domination, in T. A. van Dijk, Discourse and Power. - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008.
6. Бахтин М. М. Т. 5. Проблема речевых жанров.//Собрание соченений: в 7 т. - Москва: Русские словари, 1996.
7. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Харьков, 2008.
8. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса./Пер. с англ. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009.
9. Ходус Е. Ю. Политический плакат Франции, как креолизованный текст.//Вестник Ставропольского государственного университета - № 76. - 2011.
Toria Janna Nodarovna, aspirant of the journalistic chamber, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: [email protected]
The traditional training in the Caucasus: prospects and realities
Abstract: The author shows us the traditional norms of training in the Caucasus, the girl’s and boy’s training, the separation of the sexes, distinctive types of work. And also the author stresses the dynamics of the training in the different periods of time (islamic period, Soviet Union period). The author gives us the future conclusion in the training. Keywords: traditional training, the Caucasus, the dynamics of the training, Islamic values, the Soviet union’s values.
96
The traditional training in the Caucasus: prospects and realities
Тория Жанна Нодаровна, аспирант ИГСУРАНХиГС, факультет журналистики, кафедра общественных связей и медиаполитики E-mail: [email protected]
Традиционные устои воспитания на Кавказе: вчера, сегодня, завтра
Аннотация: В статье автор кратко рассматривает традиционные устои воспитания на Кавказе, обособление полов, отличительные виды работ для девочек и мальчиков. Также автор подчеркивает изменения в воспитании в период доминирования исламских ценностей, присоединения Кавказа к России, Советский период и нынешнее время. Даются краткие выводы о воспитании в эпоху глобализации.
Ключевые слова: традиционные устои воспитания, Кавказ, изменение в воспитании, исламские ценности, ценности советского человека.
Необходимо начать с того, что Кавказ многокультурен и многоэтничен, часть Кавказа входит в состав Российской Федерации. Можно применять понятие общекавказских традиционных устоев воспитания, но при этом, необходимо учитывать специфические черты каждого региона.
Кавказ делится на Северный Кавказ (Ингушетия, Чечня, Дагестан), Северо-западный (КЧР, КБР) и Южный Кавказ (Абхазия, Грузия, Армения).
Культура, обычаи, традиции и менталитет любого народа зависит от особенностей быта в исторических условиях его проживания. Бесконечные военные тревоги оставляли жителям Кавказа мало времени заниматься хозяйством. Это, естественно, отражено в воспитании.
Основной ценностью на Кавказе всегда являлась семья. В связи с этим, большое значение имеют кровнородственные отношения. Авторитетом всегда считались родители и, естественно, старейшина своего рода. Разные народы Кавказа социальный институт кровнородственных отношений называют по-разному: тейп, тухум, клан. Но все эти понятия, в принципе, следует назвать род. Так вот, тейп (родовая община у жителей Северного Кавказа) — это община, состоящая из кровнородственных семей, имеющих общего предка. Каждый кавказец знает к какому роду (тейпу) он относится, и обязан знать всех своих предков и родственников вплоть до седьмого колена. Этому учат с самого детства. Например, моя девячья фамилия Агрба, то есть я представитель фамилии Агрба, вхожу в целый род Аграа (множественное число от фамилии Агрба). Род Аграа включает в себя три фамилии: Агиров, Агирбов и Агрба. Первые две фамилии, Агиров и Агирбов — это абазинские фамилии, представители их проживают на территории Карачаево-Черкесской Республики, в основном. Фамилия Агрба — это абхазская фамилия. Но все три фамилии входят в один род. В Абхазии и КЧР происходят встречи и благотворительные акции для однофамильцев.
Вообще, возникает вопрос «Зачем же нужны тейпы, институт старейшин рода, глава рода?» Все эти социальные институты кровнородственных отношений безусловно нужны, они помогают выживать людям в условиях нестабильной экономической ситуации, семейных спорах, разрешение конфликтов и т. д. Тейпы приходят на
помощь своему члену, оказавшемуся в затруднительном положении. Клановая взаимовыручка играет большую роль в жизни народов Кавказа. Существуют такие пословицы на Кавказе «Кто без рода, тот несчастен»; «Лишних родственников нет»; «Самый неприятный родственник и самый близкий друг равносильны».
Все это свидетельствует о том, что важными особенностями традиционного кавказского воспитание является поддержка своего рода, терпимость, толерантность, стремление к достойным компромиссам.
Как отмечает Л. Соловьева, старший научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, любое общество, для которого характерны культурная, этническая, религиозная неоднородность могут стабильно существовать только при наличии определенной степени толерантности. Особенность воспитания толерантности у людей на Северном Кавказе не с проста. Это горный регион, многочисленные различия и несходства существовали не только между этносами, но зачастую и внутри одного этноса. Некоторые села были обособлены друг от друга, что привело к формированию «локальных» традиций. В кумыкской пословице говорится «Каждый аул мясо по-своему режет». Так, локальные этнические традиции присутствовали даже в такой относительно единой по нормам области культуры, как разделение труда между полами. Например, переноска тяжестей на спине в горном Дагестане — дело исключительно женское, а у кумыков — исключительно мужское; мужчина, косящий траву косой в Дагестане — обычное дело, а у тиндинцев — традиционно недопустимое [1, 40].
Что касается воспитания, то как отмечает доктор социологических наук, профессор, начальник отдела Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН. Владикавказ Х. В. Дзуцев, в воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам и выявлявших традиционные половозрастные градации. Лет до 6-8 дети, независимо от пола, пользовались большой свободой. Все дети бегали, играли, непринужденно общались друг с другом. Приобщение детей к труду сводилось к таким незначительным занятиям, как,
97
Section 7. Sociology
например, подать какую-нибудь легкую вещь, но затем девочек начинали постепенно обособлять от мальчиков и, как правило, раньше привлекать к работам по хозяйству [2, 132]
М. А. Мисиков пишет, что уже к девочке 6-8 лет начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам [3, 69]. Ее посылали с поручениями, за водой, за хворостом, приучали к уходу за младшими детьми и к обслуживанию старших членов семьи. Привлекали ее к уборке дома и к приготовлению пищи, к работе на огороде и в особенности к различным женским домашним промыслам и рукоделиям [3, 69].
Х. В. Дзуцев выделяет следующий возрастной рубеж — 10-12 лет. Обособление полов становилось более строгим. Из общего помещения дома, где дети могли спать вместе с родителями, мальчиков переводили спать в гостевое помещение — кунацкую, а если была возможность — в отдельную комнату. Девочке не разрешалось покидать дом с наступлением темноты, уходить далеко от дома, оставаться наедине с посторонними подростками, юношами или мужчинами, которым до нее нельзя было притронуться пальцем. С того же времени воспитание мальчиков, которое до сих пор в основном находилось в руках женщин, становилось главным образом делом мужчин [2, 133].
К. Л. Хетагуров отмечает, что «в 13-14 лет мальчик становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16-ти годам свободно управлялся с сохой, владел топором, серпом и косой. С этих лет он делался взрослым, с правом голоса, членом семьи» [4, 340-341]. В соответствии с традициями патриархальнофеодального быта большое внимание уделялось также и тому, чтобы сделать из подростка хорошего джигита. Уже ребенком мальчика учили верховой езде, поощряли в нем любовь к физическим играм и состязаниям. Мальчиков учили скалолазанию и переходу через горные потоки, ходьбе по льду, скачкам и джигитовке; лазанию, бегу, перетягиванию каната, умению карабкаться по гладкому, смазанному жиром столбу или промасленному канату. Важной составной частью такого воспитания были обращение с холодным оружием и стрельба по цели, сперва из лука или пращи, а затем и из огнестрельного оружия. Повсеместно же были распространены борьба, подъем и метание тяжелых камней и т. п. [5].
Так вот, воспитание мужского подрастающего поколения было направлено, прежде всего, на то чтобы вырастить упорного, целеустремленного, стойкого и отважного человека, который мог бы при необходимости довольствоваться малым, но и сумел бы защитить свою землю, свою семью от вражеского посягательства [6]. В мальчиках воспитывалось мужество и смелость, традиционное стремление к лучшим результатам во всем. Такое стремление у чеченцев и ингушей, в частности, называется «яхь». Там говорится: «Пусть не родится на свет ни мальчик, ни девочка, у которых в сердце нет яхь». Важная особенность кавказского воспитания показать, что дети воспитаны, хорошая семья, дом убран и чист, хозяева гостеприимны. Очень важны кавказскому социуму мнение окружающих. Французский
писатель А. Дюма в своих записках о пребывании в лезгинском селении (Дагестан) сообщал о вооруженных боевыми кинжалами детях, «таких, которым у нас ножа в руки не дают... чтобы они себя не ранили» [7]. Мальчиков приучали к жизни в условиях постоянных военных тревог. По адыгскому обычаю в пять лет ребенку из аристократической семьи дарили лук и стрелы как символ его будущего предназначения. Также их приучали терпеливо переносить боль, усталость, холод и голод, сурово пресекая проявления слезливости, жалоб, нетерпения. Уже с довольно раннего возраста их начинали брать в тяжелые дальние поездки, на пастушеские стойбища высоко в горах, где на них накладывались определенные хозяйственные обязанности. От мальчиков требовалась готовность защитить свою честь и достоинство, защитить своих братьев и сестер.
Из девочек стремились воспитать хороших домохозяек и умелых рукодельниц. Девочки помогали взрослым женщинам в домашних делах, они ходили за старшими женщинами в семье, подражая им, пытались выполнять домашние работы и постепенно так и привыкали к хозяйствованию. Становясь взрослыми, они уже не могли спокойно переносить беспорядок в доме и торопились его устранить. С малых лет девочке давали вязальные спицы или иголку с ниткой, и на досуге она занималась рукоделием. Девочек тоже приучали к терпеливости, умению стойко переносить неприятности и лишения, но менее строго, чем мальчиков. Однако по сравнению с мальчиками девочки были окружены целым набором запретов и правил этикета. Если подвижные игры и детские исследовательские изыскания мальчиков поощрялись, то девочки должны были постоянно следить за целостностью и чистотой своей одежды, что, конечно, сильно ограничивало подвижность, стараться тихо себя вести перед старшими, а лазить по деревьям и скалам считалось совсем недевичьим занятием. С раннего детства их учат уважать отца и брата, представителей мужского пола. По народной чеченской традиции девушки должны соблюдать этикетные нормы (гыллакхаш) и научиться вести домашние дела (гуллакхаш). Они должны привыкать к тому, чтобы вставать раньше всех и ложиться позже всех. В присутствии старших они не должна сесть первыми. Они не имеют права разговаривать со старшими без их позволения [8].
Девочек чаще, чем мальчиков, заставляли заниматься домашними делами, предъявляли требования к качеству выполненной работы. По сравнению с девочками, мальчики будто «отдыхали» перед предстоящими тревожными буднями взрослой жизни, сельским трудом и военными походами. В то же время женское достоинство оберегалось от постороннего посягательства гораздо ревностнее мужского. Братья защищали сестер больше, чем друг друга, и уже на оскорбительные слова, сказанные в адрес сестры, непременно следовало ответить физическим ударом. По традиционным кавказским представлениям, грубо или презрительно отзываться можно было только о падшей женщине (пришедший от времен эпохи матриархата менталитет, свойственный многим народам, у которых сохранились пережитки
98
The traditional training in the Caucasus: prospects and realities
родоплеменного строя), поэтому оскорбление женщины было равносильным признанию ее таковой и требовало отмщения со стороны ее родственников [2].
С рождением детей и достижением высокого уровня матери статус женщины значительно повышается, и ее называют матерью огня. Ассоциация образа матери с огнем видна в таком народном изречении: «Даже если на ладони поджарить яичницу и поднести ее матери, и тогда дети не окупят свой долг перед ней» [8].
На Кавказе существовал «обычай избегания», по которому, приласкать ребенка мог в любое время кто угодно, кроме отца. Также был обычай и избегание между супругами, чем моложе были супруги, тем строже соблюдался обычай избегания. Мужу и жене не полагалось находиться днем в одном помещении дома, беседовать, есть за одним столом, оставаться наедине. К. Ф. Сталь писал об адыгах: «Молодой муж не позволяет себе видеть жену днем, а непременно ночью и то украдкой. Видеть жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других может себе позволить только пожилой простолюдин, а князь и дворянин — никогда» [9, 613]. Также, по этому обычаю существовал запрет на ласку ребенка отцом. По свидетельству К. Хетагурова, «только в самом интимном кругу (жены и детей) или с глазу на глаз позволительно отцу дать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. Если осетина-отца в прежние времена случайно заставали с ребенком на руках, то он не задумывался бросить малютку куда попало... Я не помню, чтобы отец назвал меня когда-нибудь по имени. Говоря обо мне, он всегда выражался так: где наш сын? не видал ли кто нашего мальчика?» [4]. Избегание старших свойственников, например, предотвращало конфликтные ситуации.
Со временем, много поменялось, с укреплением роли ислама в обществе, стали в большей мере, доминировать исламские принципы, с установление на Северном Кавказе Советской власти также способствовали изменению и переустройства бытового уклада горской семьии воспитанию детей. Представителям кавказских национальностей пришлось пересмотреть рамки приличия и поведения их детей, так как со временем на Кавказе появились
светские и религиозные школы, где уже не происходило обособление полов, мальчики и девочки стали учиться в одном классе, после Революции, когда к власти пришла политическая партия большевиков и установления на Кавказе Советской власти все религиозные школы были закрыты, вместо них повсеместно были учреждены светские, а общее образование стало обязательным для детей всех народов и вероисповеданий, независимо от происхождения. Советские школы давали невиданный ранее на Кавказе уровень образования, однако в них все было наполнено пропагандой марксистско-ленинских идеалов и восхвалением правящей партии.
В настоящее время под влиянием облегчающих повседневную жизнь благ цивилизации, в корне других, нежели в старину, социальных отношений традиционная кавказская культура во многом разрушена. То же касается и традиционных принципов кавказского воспитания. В частности, в прошлое уходит обычай мужчин избегать прилюдного общения с детьми: теперь многие, особенно городские жители и религиозные люди, не считают чем-то предосудительным приласкать своего ребенка в присутствии посторонних, старшие и младшие ужинают за одним столом, также нет социального института аталычества, и так далее. Также стоит заметить, что светская школа привнесла и изменение стиля одежды девочки, если раньше было немыслимо, что кавказская девочка надевает спортивные штаны и занимается физкультурой, то сейчас это считается вполне нормой. Дети путешествуют по миру, видят как живут в Европе, применяют многое к себе. Например, сейчас одинаково может быть одета школьница 5 класса в России, в Европе, в Америке. То же самое касается и музыки, которую слушают школьники.
Сегодня и, скорее всего, в дальнейшем основой традиционного воспитания на Кавказе будет: уважение к своему роду, своей семье и старшим, здоровый образ жизни, толерантность, терпимость. Также представители разных национальностей стараются сохранить свой национальный язык. Сохранение традиций и языка помогает детям понять свое внутреннее «Я» и свою национальную идентичность.
Список литературы:
1. Соловьева Л. Благодати не бывает там, где нет согласия.//Этносфера. - 2006. - 8.
2. Дзуцев Х. В. Воспитание детей в современной осетинской семье: этносоциологический анализ.//Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - 7 (85).
3. Мисиков М. А. Материалы по антропологии осетин.//Одесса - 1916.
4. Хетагуров К. Л. Особа.: Собр. соч. в 5-ти томах//М., 1961. - Т. 4.
5. Тайсаев К. У Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа.//АДД. - М., 1997.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history-tema.com/istoriya-i-samobytnost-vospitanie-detej-na-kavkaze/
7. Александр Дюма. Кавказ. Перевод с французского. - Тбилисси: «Мерани», 1988.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apsnyteka.org/495-diuma_kavkaz.html
8. Амерханова З. Ш., Нюдюрмагомедов А. Н. Ценности традиционной культуры в формировании этнической иденичности девочек -подростков.//Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - 3.
9. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли.//АБК в известиях современных авторов XIII-XIX вв. -Нальчик, 1974.
99