Научная статья на тему 'Традиционные политические институты в современной Замбии'

Традиционные политические институты в современной Замбии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗАМБИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / POST-COLONIAL STUDIES / ZAMBIA / TRADITIONAL RULERS / STATE / IDEOLOGY / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кавыкин Олег Игоревич

В постколониальной Замбии наблюдается интеграция традиционных правителей в современную систему власти При этом в ряде случаев очевидны поиски нового идеологического обоснования легитимности власти традиционных правителей. Церемониальные функции вождей отражают их «переходное» состояние. С одной стороны, вождь ключевой участник официально признанного мероприятия, воспринимаемого государством с позиции «культурного наследия» С другой стороны, вождь главное действующее лицо церемоний, относящихся к традиционным мифо-ритуальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL POLITICAL INSTITUTIONS IN MODERN ZAMBIA

The integration of Zambia’s traditional rulers in the modern system of power is evident Some cases show a search for a new ideological justification of legitimacy of traditional rulers. Chiefs’ ceremonial functions reflect their “transitional” state. On the one hand, he or she is a key participant in an officially recognized event which is perceived by the state from the perspective of “cultural heritage”. On the other hand, a chief / chieftainessis the main protagonist of ceremonies related to the traditional mythological and ritual system

Текст научной работы на тему «Традиционные политические институты в современной Замбии»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

О.И. Кавыкин

УДК 008:351 . 858+008:323 . 17

Традиционные политические институты в современной Замбии

В постколониальной Замбии наблюдается интеграция традиционных правителей в современную систему власти . При этом в ряде случаев очевидны поиски нового идеологического обоснования легитимности власти традиционных правителей . Церемониальные функции вождей отражают их «переходное» состояние. С одной стороны, вождь — ключевой участник официально признанного мероприятия, воспринимаемого государством с позиции «культурного наследия». С другой стороны, вождь — главное действующее лицо церемоний, относящихся к традиционным мифо-ритуальным

Ключевые слова: постколониальные исследования, Замбия, традиционные правители, государство, идеология, легитимность

В научной мысли (как зарубежной, так и отечественной) существуют устоявшиеся представления о сакрализации власти африканских вождей и королей как разновидности (особом типе) универсального феномена сакрализации власти [1, с . 184—185; 2, с. 223—224, 227, 228; 5].

Институт сакрализации власти правителя воспринимается через призму базового религиозного опыта и сформировавшейся на основе его религиозной традиции . С течением времени традиции меняются . При привнесении новых форм религиозного опыта и, соответственно, новых религиозных традиций происходит вытеснение (первоначально в форме синкретизма) прежних религиозных традиций Именно тогда мы наблюдаем феномен частичной десакрализации старой модели легитимизации властных институтов, базировавшейся на старой религиозной традициии, и попытку обосновать новые истоки легитимности уже с учетом новых религиозных традиций . В этом контексте мы и планируем рассмотреть институт традиционных правителей Замбии в его социокультурной динамике.

Обрисуем положение вождей и их роль в культурной и политической жизни современной Замбии

© Кавыкин О . И ., 2016

Клерки и исследователи (в том числе, в ранге вождей), работающие в Палате вождей, в ходе встречи с участниками экспедиции Института Африки РАН, состоявшейся в мае 2010 года, рассказали следующее: «Палата вождей была создана колониальной администрацией, чтобы люди голосовали за партию, поддерживавшую колониальный режим . Вожди собирались в разных частях страны, в местах, указывавшихся губернатором . После получения Замбией независимости было принято решение продолжать эти собрания . Функции Палаты отражены Конституцией Замбии . Повестка дня должна быть одобрена Президентом Палата, в отличие от Парламента, не выборный орган . Должность вождя наследственная . Сейчас Палата обсуждает вопросы политического, социального и экономического развития . Вожди вовлечены в жизнь деревни (своих вождеств) . Они знают, что нужно народу на низовом уровне Копии документов они направляют членам Парламента: члены парламента не ездят в буш (может быть, один или два) В проблемной ситуации вождь может связаться с правительством и напрямую, и через парламент. У вождей наличествует доступ к местной власти (офису окружного комиссара и местному парламенту) Участие в деятельности партий вождям запрещено . Мнение вождя относительно той или иной партии, участвующей в выборах, может повлиять на позицию его подданных Однако то, последует ли за мнением вождя народ, зависит от авторитета конкретного правителя В соответствии с Земельным актом, 75% земли в стране подпадают под действие традиционного права (custom law) . Инвестор, желающий заниматься деятельностью на территории того или иного вождя, должен нанести вождю визит и преподнести дары . .. Аккумулировавшиеся вождями дары подлежали редис-трибуции . Так происходит до сих пор . Все, однако, зависит от личности вождя . .. Во избежание обвинений в коррупции, стоимость подарка должна быть разумной . Разумеется, инвестор должен сделать что-то и для общины (построить школу и т п ) И хотя получение лицензии от Агентства по развитию Замбии не зависит от этого, мнение деревенских старост, вождей, верховного вождя очень важно при решении вопросов, связанных с компенсацией общине, выплачиваемой за переселение Поскольку насильственные переселения запрещены, инвестор вынужден договариваться с местным населением не только о выплате денег, но также о строительстве объектов инфраструктуры . И в вопросах такого рода мнение вождя и его совета оказывается решающим . Вождь может помочь и с наймом персонала из числа местных жителей Помимо разногласий по экономическим вопросам, существует опасность трений на культурной почве, связанных с неуважением местных обычаев Вожди выполняют судебную функцию Поскольку полиции в деревнях нет, то в случае драк обращаются к вождям . При конфликте между представителями разных племен или деревень суд вершит вождь, на территории которого произошел инцидент В случае недовольства решением вождя можно обратиться в полицию Выбира-

ют вождя из правящей семьи (в том числе и в матрилинейных обществах) . Власть не наследуется автоматически . Часто вождь указывает наследника при жизни . И совет, и простые общинники его должны одобрить . Если этого не происходит, то назначают другого кандидата из той же семьи . Существуют в Замбии и короли (то есть Вожди сложных / комплексных вож-деств. — О.К) — четыре Верховных вождя (по другим данным, их пятеро: Мпезени (народ нгони), Калонга Гава Унди (народ чева), Читимукулу (народ бемба), Литунга (народ лози) и Мвата Казембе (народ лунда) . — О.К) [11] . Они следят за соблюдением обычаев в стране, но открыты для общения . Иерархия в этом случае выглядит так: Верховный вождь (Paramount Chief) — старшие вожди — вожди — деревни [возглавляемые старостами]. Их территории не охватывают, однако, всю страну. Власть Верховного вождя распространяется на его подданных, даже если они находятся на территории, подконтрольной другому вождю У бемба вождь является вождем бемба, живущих по всей стране Ему лояльны бемба, уехавшие из своей провинции . На вопрос: "Что важнее — гражданство или подданство (вождю)?" — нам ответили, что важна лояльность и вождю, и большой семье, и Замбии в целом И еще нужно уважать вождя по месту проживания! Религиозная составляющая такова . В стране сосуществуют язычество и христианство; формально большинство замбийцев — христиане. На севере страны, к примеру, христиане составляют 80% населения . В связи с этим, наблюдаются перемены Верховный вождь чева (в Западной провинции) — христианин Вожди более низких уровней могут придерживаться традиционных верований (cult-njadu) . Существует культ предков Верховного вождя . Культ предков сохраняется, но не акцентитруется . Традиционные церемонии вождей претерпевают изменения Многие вожди заявляют, что их церемонии не являются традиционными . Подчеркивается то, что церемония не является языческой Статус вождя уже определяется не его отношением со свехъестественным, но его положением в стране. Его легитимность связана с тем, что вождь — официальное лицо Вожди встроены в систему государственных институтов Источник легитимности — официально признаваемая должность Поскольку, в таком случае, положению вождя ничто не угрожает, то нет нужды акцентировать связь с предками и, соответственно, существует возможность изменения церемоний . Функция хранителя обычаев, тем не менее, остается закрепленной за вождями И другие обычаи претерпевают изменения В Замбии разрешено многоженство Можно брать до четырех жен У вождя, в соответствии с традицией, жен должно быть больше, чем у простого общинника Но молодые современные вожди берут одну жену» [3].

Любезно предоставленный участникам экспедиции «Доклад о восстановлении Палаты вождей» обрисовывает правовой статус учреждения и его сотрудников следующим образом: «Палата вождей была создана как консультативный орган при правительстве по делам, касающимся тради-

ций и обычаев, представляемым на рассмотрение Президентом Палата может: рассматривать и обсуждать любой законопроект, касающийся традиций и обычаев до его внесения в Национальное собрание; инициировать обсуждение и принимать решения по делам, относящимся к сфере обычного права; рассматривать и обсуждать любые вопросы, направляемые президентом; издавать резолюции по любому законопроекту или иному вопросу, направляемому президентом (а президент обеспечивает представление этих резолюций Национальному собранию) Прежде чем издать (исполнить) закон, касающийся традиций и обычаев Замбии, оно в соответствии с Конституцией должно проконсультироваться с Палатой вождей . Это важно для того, чтобы изменения в сфере традиций и обычаев делались в рамках закона и после обсуждения охватывали всех граждан На практике, однако, в ходе этого процесса вожди информируются о принимаемых законах (особенно о тех, для максимально эффективного исполнения которых требуется участие вождей)» [12; 15].

В Национальной ассамблее Замбии для выработки рекомендаций правительству на основе взаимодействия с Палатой существует Комитет по вопросам местного самоуправления, жилищному строительству и делам вождей [7]

В последние годы официальное оформление власти традиционных правителей в системе замбийской государственности несколько изменилось В 2011 году было создано Министерство по делам вождей и традиционным вопросам (The Ministry of Chiefs and Traditional Affairs), на которое были возложены задачи администрирования и развития традиционных систем управления, а также сохранения культурного наследия Замбии Приоритетным направлением деятельности созданного министерства стало развитие инфраструктуры ряда государственных учреждений, которым придается первостепенное значение: Палаты вождей, Национального музейного совета, Национального совета искусств Замбии и Национальной комисси по сохранению наследия [9; 15]. С января 2015 года должность министра занимает Др . Джозеф Катема [4].

Несмотря на эту реорганизацию, вожди по-прежнему лишены законодательных функций, с призывом наделения вождей правом законодательной деятельности недавно выступил Старший вождь Ишинди (народность — лунда) [13]. Помимо решения инфраструктурных вопросов, Министерство следит за возлагаемыми на вождей обязанностями (в том числе, миротворческими) . В постановлении Министерства от 22 ноября 2013 года, подписанном министром, проф . Нканду Луо, эта роль вождей как миротворцев подчеркнута особо: «Потребность инспирировать и поддерживать мир в наших общинах — долг всех разновидностей лидерства: традиционной, религиозной и государственной Однако среди этих форм публичного лидерства традиционная власть имеет преимущество, которое позволяет ее воздействиям вызывать резонанс, начиная с семьи, в деревне, в

обществе и всей нации Это происходит потому, что в отличие от других институтов общества, институт традиционных правителей является инди-генным, почитается религиозным и внушает уважение всем секторам общества Записи доколониального периода свидетельствуют, что по всему Африканскому континенту и на территории Замбии институту вождест-ва во многом удавалось поддерживать ценности мира, особенно в интересах своих общин» [8] .

Также подтверждением восприятия миротворческой функции вождей как приоритетной служат недавние события: в августе 2015 года . Президент Республики Замбия Э Лунгу поручил этому министерству в тридцатидневный срок разрешить территориальный спор между представителями народов лунда и лувале в округе Замбези, пообещав в противном случае разрешить этот конфликт самолично на правах главы исполнительной ветви власти [13]

Следует также отметить, что у ряда народов властными полномочиями наделяются женщины В Моген пишет в своей статье «Королевы буша»: «Лидеры никогда не были исключительно представителями мужского пола, при том, что многие племенные династии были по структуре мат-рилинейными . Число женщин-вождей постоянно уменьшалось, однако, по мере того, как менялось общество . .. Сегодня остается около 20 женщин из 286 традиционных лидеров Замбии, каждая из которых была возведена на трон советом старейшин . .. Власть этих лидеров — не та, что была некогда Они больше не выступают в роли судей на процессах по обвинениям в ведовстве, как они делали раньше — черная магия не существует, согласно Замбийскому законодательству» [10]

В отношении ведовства нам следует дать некоторые пояснения Так, «Акт о ведовстве» ^кЛсгай Act) 1914 года с поправками 1948, 1952 1963, 1964, 1977, 1993 и 1994 годов, помещенный в томе 7 Свода основных Законов (глава 90), устанавливает наказания за практику ведовства и связанные с ним действия (включая гадание) Речь идет, однако, не только о самом ведовстве, но и об обвинениях в ведовстве и утверждениях о нем Наказание в виде штрафа и/или лишения свободы устанавливается за: обвинение кого-либо в ведовстве и наведении порчи; профессиональное занятие охотой на ведьм или избавлением от ведовских чар; наем такого рода профессионалов; консультирование кого-либо по вопросам поиска ведьм и колдунов. .. изготовление, хранение и приобретение амулетов и ядов; поиск или попытки поиска преступников и украденных предметов с помощью ведовства и «любых неестественных средств» (включая испытание кипящей водой — «погружения в кипящую воду конечностей или любой части тела человека»); поощрение или попустительство в отношении вышеуказанных деяний со стороны вождя или старосты [16] Несмотря на все запреты, вера в вышеуказанные явления продолжает существовать, и высказывания о подобных феноменах тиражируются современными СМИ (см : Witchcraft

exists, admits Chief Munyumbwe of Gwebe district // Times of Zambia. May 14, 2004).

Обязанности женщины в статусе вождя/короля те же, что и у мужчины, и представляют собой деятельность, направленную на поддержание миропорядка и в профанном, и в сакральном плане (с той лишь оговоркой, что современные замбийские женщины образованы, социально активны и в силу этого стремятся реализовать в своей политике феминистские устремления): «Приговоры по тяжким преступлениям выносятся на национальном уровне Ее Величество, тем не менее, уполномочена действовать при возникновении местных конфликтов, ссор между соседями и в случаях захвата земли Она также выступает как правительственный специалист по связям с общественностью по таким вопросам, как женское образование и борьба с ВИЧ/СПИД Традиционные лидеры также могут лоббировать интересы своих общин . "Одна из моих функций — оказывать давление на политиков, администраторов, лидеров делового мира и благотворителей, — объясняет Нкомешья Мукамамбо II, — так, чтобы мои люди получили свою долю национального пирога по справедливости" У нее есть опыт решения вопросов общинного развития с обеих сторон; в прошлом она была и депутатом, и министром» [10]

Несмотря на современные веяния, традиционные церемонии по-прежнему проводятся . Таковы церемонии Куламба ('Kulamba') и Куламба Куб-вало ('Kulamba Kubwalo') у народов, говорящих на языках чева и ленже. Запрещенная в 1934 году и возрожденная в 1984 году церемония Верховного вождя чева Калонга Гава Унди, чье королевство находится в Восточной провинции, проводится во время третьего викенда в августе У ленже церемония Старшего вождя Мукуни Нгомбе, называемая Куламба Кубвало, проводится каждый второй викенд октября с 1983 года . У чева подчиненные вожди дают отчет о событиях первостепенной важности, произошедших на территории их племен У ленже октябрьская церемония является кульминацией региональных церемоний всех восьми племен Но главная церемония доминирует. Церемонию Куламба можно рассматривать как единое целое или ряд событий, но фактически она осуществляется, когда Старший вождь занимает свое положение на троне и подчиненные ему вожди, подданные и гости принимаются петь, танцевать, становиться на колени, ползать, падать ниц, хлопать в присутствии начальника Само название «Kulamba Kubwalo» буквально означает «отдавать дань уважения престолу» На языках чева и ленже это название имеет аналогичные значения «выказывать уважение или благодарить вождя за урожай и благополучие племени» [11]. Возрождение в 1984 году Верховным вождем народа чева этой церемонии, ранее преданной анафеме англиканским духовенством как языческой, свидетельствует о гибкости данного вождя в идеологических вопросах: будучи убежденным националистом, он возобновил это мероприятие, невзирая на то, что исповедовал христианство [18, c . 112].

Эта функция вызывания дождя, то есть предстояния пред божествами для обеспечения благополучия подданных выражена, и в проводимой Нкомешья Мукамамбо II, вождем народа соли, церемонии «собирания туч» — «Чаквела Макумби» (Chakwela Makumbi) . В ходе этой церемонии вождь умоляет бога (Lesa) и духов предков благословить землю дождем . В своем недавнем исследовании Р. Симбао показывает, что несмотря на определенные перемены в обрядности, в целом, в церемонии «по-прежнему присутствуют эффективные отношения с космосом» [14, c . 56] .

В современной Замбии проводится более 60 ежегодных церемоний, воспринимаемых замбийцами в качестве традиционных; при этом многие из них были официально признананы правительством (такая политика проводится со времени прихода к власти Движения за многопартийную демократию в 1991 году) и включены в национальный календарь событий культурного наследия [14, c . 40] . Вследствие этого современные церемонии, проводимые вождями, трактуются многими западными африканистами как «неотрадиционалистские» [6] или «фольклоризованные» [17].

Для понимания двойственного (сакрального / профанного, официального) значения церемоний и, шире, восприятия роли вождей и как посредников между их подданными и миром сакрального, и как своего рода медиаторов между властями и народом представляется полезным принять во внимание то, что институт вождей в Замбии на сегоднящний день переживает процесс трансформации, обусловленный предшествующими событиями В первую очередь, событиями колониального прошлого

В самом деле, этот период можно охарактеризовать как решающий для формирования института традиционных правителей в том виде, в каком он существует сейчас, хотя бы потому, что в ряде обществ институт вождей был искусственно создан англичанами! В уже упоминавшемся «Докладе о восстановлении Палаты вождей» приводятся следующие факты: «К тому моменту, как европейцы прибыли в Замбию, там насчитывалось 73 этнических группы (племени) . Представители этих "племен" жили в деревнях, в каждой из которых был староста Над старостами начальствовали вожди племен, а в тех случаях, когда племена были большими — старшие или верховные вожди; в особых случаях появлялся еще один уровень — король большого племени, например, Литунга в тех землях, которые относятся к современной Западной провинции, и Мванангва, верховный вождь Чтимукулу в Северной провинции Каждое племя в доколониальный период обладало своим методом управления посредством старост, вождей, старших вождей, верховных вождей и королей . . ..Короли и вожди не правили самолично Мванангве как помогали в управлении его королевством наследные советники Литунга тоже не управлял своим королевством в одиночестве Равным образом, старшим вождям и вождям помогали их собственные советники, в то время как у старост были свои консультанты из числа родственников В особых случаях короли, верховные и стар-

шие вожди назначали вождей из числа лояльных магов или воинов, коим давались в управление определенные территории Власть многих африканских королей (например, угандийских вождей... или короля Свазиленда) основывалась на приписываемой им способности обеспечивать плодородие и выпадение дождей Но в плодородном бассейне озера Виктория дожди обычно обильны и почва плодородна . Большинство национальных ритуалов, сфокусированных вокруг королевской власти и военного дела, сейчас вышли из употребления, остаются связанные со здоровьем и фер-тильностью человека и, на некоторых территориях, с благополучием скота . Хотя многие короли и вожди правили железной рукой, в большинстве случаев племенем правил король в окружении совета, вождь в окружении совета Определенные изменения произошли с приходом колонизаторов Изначально Великобритания пыталась применять соответствующую господствующей теории администрирования политику прямого правления За обстановку в округе отвечал туземный комиссар (Native Commissioner) . Вожди, формально обязанные своим назначением этому администратору, превращались в "констеблей" — мелких чиновников, не получавших фиксированной платы за их услуги Они отвечали за поимку преступников, помогали собирать налоги и исполняли другие обязанности, среди коих по иронии судьбы, была борьба с ведовством и прорицаниями, хотя сама власть вождей была отчасти основана на магии Судебные полномочия вождей не признавались законодательно, однако их суды на практике продолжали действовать Так происходило потому, что у туземных комиссаров не хватало времени для того, чтобы заниматься делами о браках или местными спорами о воде и правах на рыболовные угодья Сохранение власти вождей означало слабость администрации . Таким образом, задолго до того, как косвенное управление стало официальной доктриной правительства, вождей побуждали выносить судебные решения по второстепенным делам с молчаливого благословения британской администрации Попытки назначения вождей оказались успешными в безгосударственных обществах, таких как общества народа тонга, проживающих на территории современной Южной провинции . В качестве акефального общества тонга (и близкие им этнические группы, граница между которыми и тонга размыта) просуществовали до учреждения британского правления, осуществляемого посредством Британской Южноафриканской Компании Британцы поставили на должность вождей 120 местных лидеров для руководства населением, составлявшим примерно 60 тыс . человек. Таким образом, один вождь приходился на 500 человек . Поэтапно число вождей было сокращено до четырнадцати» [12, c 6—8, 9]

Такая система управления вызывала недовольство и простых общинников, и знати, и правителей: «В качестве награды за оказываемые услуги некоторые вожди и короли получали небольшое жалованье, сопоставимое (как выясняется на основании современных подсчетов) с заработной

платой, получаемой в то время молодым рабочим на шахтах Медного пояса . .. Британская Южноафриканская компания отдавала предпочтение прямому правлению, оказавшегося эффективным в плане борьбы с "суевериями" и ведовством . Африканцев же прямое правление возмущало, так как на их взгляд, европейская система правления была им навязана извне. Они были вынуждены платить туземный налог, в большинстве случаев, наличными деньгами, а не натурой . Чтобы достать деньги, необходимые для уплаты туземного налога, им приходилось искать работу по найму на строительстве железной дороги или на шахтах Медного пояса Более того, к ним было применимо навязанное европейцами уголовное право, и те дела, которые не представляли большой важности для вождей, оказывались серьезными преступлениями при новом правительстве» [12, с . 6—8, 9].

Идея косвенного управления устраивала замбийцев (как представителей нарождающейся интеллигенции, так и простых крестьян), по видимому, несколько больше. С введения косвенного управления и началось (так до сих пор не завершившееся) превращение вождей из традиционных правителей, наделяемых сакральным статусом, в представителей местной администрации, чиновников . «Доклад о восстановлении Палаты вождей» весьма образно описывает этот процесс: «В 1924 году британское правительство приняло обязанности по управлению страной на себя от оказавшейся в затруднительном положении привилегированной компании... Косвенное управление может быть определено как система, при которой опекающая держава признавала существующую структуру африканских обществ и помогала существовавшим властным институтам адаптироваться к выполнению функций местного самоуправления . .. Управление при посредстве вождей было довольно хорошо известно со времен привилегированной компании, которой тоже приходилось экстенсивно использовать важных представителей местного населения, но относившейся к этому как к вопросу удобства и истолковывавшей туземные обычаи в манере, отличающейся от той, что была типична для 1930-х годов . Во время же британского правления проблемы, стоявшие перед властями, изменились . Закон и порядок были обеспечены, и окружные комиссары должны были взять на себя ответственность за решение ряда новых задач . Если вожди должны были стать эффективной и постоянно действующей вспомогательной службой правительства, то требовалось дать им более четко определенные полномочия, также как и наибольший авторитет в денежных вопросах. В 1936 году новая политика косвенного управления нашла выражение в ряде важных постановлений, например Постановлении о туземном суде (1936) и Постановлении о туземных властях (1936). Туземные суды овладели широким спектром властных полномочий при рассмотрении уголовных и гражданских дел африканцев; суды были ранжированы сообразно их важности. .. Защищая политику косвенного правления, британская администрация утверждала, что: 1) оно могло сэкономить труд и деньги;

2) оно могло помочь африканцам создать свои институты; 3) новое законодательство создавало особые условия для признания туземных властей в соответствии с правом и обычаем, хотя неуспешные туземные правители тем не менее могли быть смещены... Сэр Стюарт Гор-Браун... заявлял, что поселенцы не могут просить о самоуправлении, отрицая одновременно право на это благо для африканцев, и что власть туземных судов все еще слишком ограничена, и что вожди и, во всяком случае, их сыновья нуждаются в получении дальнейшего образования для того, чтобы справляться с исполнением законодательства, вводившегося британской администрацией» [12, c . 11, 13—20].

После того, как Замбия обрела независимость, курс на интеграцию традиционных правителей в современную политическую систему был продолжен: «За достижением независимости последовало упразднение туземных властей "Черным правительством" путем издания в 1965 году Акта о местном самоуправлении (Local Government Act) . В соответствии с новым актом появились сельские, городские и муниципальные советы С тех пор Акт 1965 года стал Библией или Кораном местного самоуправления в новорожденной Замбии . Параграф 16 Акта о местном самоуправлении 1965 года предусматривал наличие в совете на сельских территориях максимум четырех советников, включая вождей, которые могли быть назначены Министром местного самоуправления и жилищного хозяйства . Вдобавок секретари округов были членами советов на городских территориях ipso facto . Эти положения были, однако, распределены Актом о местном управлении (Local Administration Act) 1980 года. Этот Акт предусматривал некоторые (хотя и не коренные) перемены в организации членства в советах, которые в то время не были приняты профсоюзами Акт о местном управлении 1980 года был, однако, отменен с изданием Акта о местном самоуправлении (Local Government Act) 1991 года, действующего до сих пор . Со времени выхода издания в 1965 году Акта о местном самоуправлении (Local Government Act) вожди играли значительную роль в местном самоуправлении . Вдобавок у вождей была их собственная конституционная Палата вождей, с которой правительство проводило консультации до внесения в Парламент любого закона, касающегося традиций и обычаев» [12, 21].

Таким образом, можно говорить об инициированном британскими колонизаторами (но продолжающемся до сих пор) процессе превращения вождей и королей из представителей коллектива перед силами природы и миром духов в представителей коллектива перед лицом государственной власти и своеобразных чиновников «на местах».

Уменьшение значимости традиционных правителей в рамках религиозного образа мира замбийцев компенсируется повышением их «веса» в политике. Функции традиционных правителей, связанные со взаимодействием с миром сакрального, отступают на второй план, что происходит в условиях превращения представителей замбийских народов из язычни-

ков в христиан (и в этом, если учесть активность проповедников начиная с Ливингстона, нет ничего удивительного) . Причина, однако, не только в христианизации, сколько в исторически обусловленной востребованности традиционных правителей в качестве администраторов .

Выводы

При переориентации общественного сознания на другую (как правило, монотеистическую) религию, санкционирующую существование тех или иных общественных институтов, прежние институты сталкиваются с необходимостью поиска новых оснований легитимности Примером этого явления может служить частичная десакрализация власти традиционных правителей, прежде опиравшейся на язычество . Опыт Замбии показывает, что одним из вариантов дальнейшего развития социальной организации является следующий сценарий: произошла и продолжает усугубляться интеграция вождей и королей в современную систему власти, опирающуюся на привнесенные британскими колонизаторами принципы; при этом наблюдаются: частичная десакрализация власти традиционных правителей, компенсирующаяся адаптацией идеологического обоснования легитимности данного института к христианизации общественного сознания; поиски нового, «светского» обоснования легитимности . При этом традиционные церемонии, в которых вождям отведена центральная роль в общении с миром божеств и духов предков, по-прежнему проводятся . Функции вождя в этих церемониях, таким образом, отражают их «переходное» состояние: с одной стороны, вождь включен в действо, относящееся к традиционному мифо-ритуальному комплексу (который, впрочем, может быть изменен); с другой стороны, он участник официально признанного мероприятия, воспринимаемого государством с позиции «культурного наследия»

Литература

1. Кобищанов Ю.М. Священные цари // Традиционные и синкретические религии Африки . М . , 1986 . 586 c .

2. Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки . М . , 2001 . 335 c .

3. Полевой дневник О. И . Кавыкина . Запись о встрече с представителями аппарата Палаты вождей Замбии . Архив экспедиции . 2010 год.

4. Adamu P. Katema Appointed Traditional Affairs Minister // Zambiareports . February 3, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://zambiareports. com/2015/02/03/katemba-appointed-traditional-affairs-minister/.

5. Frazer J. G. The Golden Bough: a study of magic and religion. Edition: 11 . [Электронный ресурс] URL: http://www.gutenberg. org/files/3623/3623-h/3623-h htm

6. Lentz, C. Local Culture in the National Arena: the Politics of Cultural Festivals in Ghana // African Studies Review. 2001 . № 44 (3) . P. 47—72.

7. Local Governance, Housing and Chiefs' Affairs // National Assembly of Zambia . [Электронный ресурс] URL: http://www.parliament . gov. zm/node/198 .

8. Luo N. Ministerial statement: Zambian female chiefs as 'advocates of peace and stability'. Hon . Prof. Nkandu Luo, Mp . Minister of Chiefs and Traditional Affairs . [Электронный ресурс] URL: http://www.parliament.gov.zm/sites/default/files/ images/publication_docs/Minsterial%20Statement%20-%20Chief%20%26%20Trad itional%20Affairs . pdf.

9. Ministries . [Электронный ресурс] URL: http://www. zambia . gov. zm/index.php/ ministries-all-government-ministries

10. Mogin V. Queens of the bush // Travel Zambia . November. 2009. P. 28—30 .

11. Mulenga N. Discerning the different faces of Kulamba, Kulamba Kubwalo... // Times of Zambia. Получено 11 . 11 . 2010 . [Электронный ресурс] URL: http:// www. times . co . zm/news/viewnews . cgi?category=8&id=1193299995 .

12. Paper on the Re-Introduction of House of Chiefs Under the New Deal Administration House of Chiefs P 1—21

13. President Lungu gives Chiefs and Traditional Affairs ministry ultimatum // Lusakatimes . com . August 15, 2015 . [Электронный ресурс] URL: https://www. lusakatimes . com/2015/08/15/president-lungu-gives-chiefs-and-traditional-affairs-ministry-ultimatum/

14. Simbao R. Cosmological Efficacy and the Politics of Sacred Space. Soli Rainmaking in Contemporary Zambia // African Arts. Autumn 2014 . Vol . 47. № 3 . P. 40—57. P. 56 .

15. The Ministry of Chiefs and Traditional Affairs . [Электронный ресурс] URL: http://theredddesk org/countries/actors/ministry-chiefs-and-traditional-affairs-zambia

16. The Zambian Parlament . Constitution and Laws . Получено 10 . 11 . 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://www. parliament, gov. zm/index. php?option=com_c ontent&task=view&id=21&Itemid=49 .

17. Van Binsbergen W. The Kazanga Festival: Ethnicity as Cultural Mediation and Transformation in Central Western Zambia // African Studies . 1994. № 53 (2) . P. 92—125.

18. Walima Tuesday Kalusa, Mapopa Mtonga. Kalonga Gawa Undi X: A Biography of an African Chief and Nationalist Lusaka Lembani Trust 2010 125 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.