Научная статья на тему 'Традиционные медиа и гражданская журналистика: конфигурация сопряжения на примере ground report'

Традиционные медиа и гражданская журналистика: конфигурация сопряжения на примере ground report Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
426
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КЕЙС-ИССЛЕДОВАНИЕ / ВЕРИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НОВЫЕ МЕДИА / РЕЙТИНГ / WEB 2.0 / WIKI-ТЕХНОЛОГИЯ / "WHITE LIST" / CITIZEN JOURNALISM / GROUNDREPORT / CIVIL JOURNALISM / CASE STUDY / VERIFICATION / PROFESSIONAL STANDARDS / NEW MEDIA / RATING / WIKI-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евтуш Олеся Анатольевна

В статье рассматривается феномен гражданской журналистики на примере сайта GroundReport. С помощью метода единичного кейс-исследования описана история его возникновения, принципы построения организационной структуры, системы верификации и мотивации гражданских репортеров. Автор делает акцент на том, что поиск оптимальной модели конфигурации принципов гражданской журналистики и профессиональных стандартов позволит решить многие современные противоречия в медийной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the phenomenon of civil journalism on the example of GroundReport site. Using the method of single case-study the history of its springing up is described, principles of organizational framework, systems of verification and motivation of civil reporters. The author emphasizes the fact that the search for the optimal model of configuring principles of civil journalism and professional standards allows to resolve many modern controversies in the media.

Текст научной работы на тему «Традиционные медиа и гражданская журналистика: конфигурация сопряжения на примере ground report»

УДК 80

О. А. Евтуш

Сибирская академия государственной службы ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630102, Россия

E-mail: videl-17@mail.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИА И ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: КОНФИГУРАЦИЯ СОПРЯЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ GROUND REPORT

В статье рассматривается феномен гражданской журналистики на примере сайта GroundReport. С помощью метода единичного кейс-исследования описана история его возникновения, принципы построения организационной структуры, системы верификации и мотивации гражданских репортеров. Автор делает акцент на том, что поиск оптимальной модели конфигурации принципов гражданской журналистики и профессиональных стандартов позволит решить многие современные противоречия в медийной отрасли.

Ключевые слова: гражданская журналистика, citizen journalism, GroundReport, кейс-исследование, верификация, профессиональные стандарты, новые медиа, рейтинг, web 2.0, wiki-технология, «white list».

Поиск альтернативных моделей СМИ в настоящее время ведется как учеными, принадлежащими к различным сферам научной деятельности, так и практиками - редакторами, издателями, продюсерами, журналистами, обеспокоенными будущим свой профессии. Одним из предметов теоретического и практического осмысления стал феномен гражданской журналистики, который в английском языке получил название citizen journalism, we media, participatory journalism.

Несмотря на то, что события, которые начали обозначать этим понятием, имели место быть более 20 лет назад (например, «Шарлотский проект»), до сих пор сохраняется не только некоторая невнятность представлений о том, что такое гражданская журналистика, но эффект новизны этого понятия до сих пор не исчерпан [Citizen..., 2009].

Общее понимание гражданской журналистики сводится, как правило, к тому, что это процесс участия в создании медиамате-риалов не профессиональными журналистами, а обычными людьми. Если в западной трактовке, которая тоже отнюдь неоднозначна, гражданская журналистика -это активное участие граждан в процессе создания информационной повестки дня [Bowman, 2003. С. 7], то в российских реа-

лиях из-за неточной интерпретации перевода гражданская журналистика представляется как «журналистика, которая осознает свою гражданскую ответственность в обществе» [Алексеева, 2006].

Не вдаваясь в подробности дискуссии, посвященной феномену гражданской журналистики, автор этой статьи ограничивается лишь небольшим перечислением вопросов, которые чаще всего выступают предметом спора между ее сторонниками и противниками, и одновременно являются реперными точками конфигурации сопряжения профессиональной журналистики и «новых медиа», к которым относятся сайты «гражданских репортеров», блоги, социальные сети, мобильный микроблогинг:

1) качество материалов с точки зрения источников информации, верификации данных и многостороннего взгляда на событие;

2) величина информационного покрытия;

3) оперативность и мультимедийность журналистских материалов;

4) соотношение локального и глобального контента;

5) непрерывность производства новостей;

6) соблюдение принципов свободы прессы, авторских прав и прав человека;

7) наличие редакционной иерархии как управляемой системы;

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 6: Журналистика © О. А. Евтуш, 2011

8) система обучающих и мотивационных элементов в структуре новостного производства.

Проблемной стороной вопроса является нарастающая тенденция сокращения собственных корреспондентов информационных служб, которые собирают информацию «в поле», при этом наблюдается рост людей, желающих иметь статус «гражданского репортера». Например, южнокорейский новостной сайт гражданских журналистов OhmyNews имеет более 6 тыс. авторов, освещающих события 110 стран мира \

Но означает ли вышесказанное, что гражданская журналистика - движение, благодаря которому разрешатся все противоречия медийной сферы? Конечно, нет. Более того, исключительное упование на эту альтернативную модель журналистики может привести к другой крайности - потере медиа-отраслью своих институциональных основ. И эта угроза вполне реальна.

Таким образом, можно предположить, что наиболее эффективным и безболезненным сценарием развития событий является определение оптимальной конфигурации элементов профессиональной и гражданской журналистики. Непосредственное изучение примера такого синтеза - основная задача этой работы.

Методом единичного кейс-исследования было проведено изучение успешного интернет-портала гражданской журналистики -GroundReport. В литературе метод case-study («исследование случая») описывается как исследовательская стратегия в традициях качественной социологии, нацеленная на постижение «исследуемого объекта в массиве объектов с целью понять, как он "работает"» [Тичер, 2009. С. 75]. Кейс-исследование особенно уместно, если контекст исследуемого феномена необычайно богат или сложен [Там же. С. 73].

Выбор GroundReport происходил на основе имеющихся данных об успешной реализации стратегии развития сайта гражданской журналистики. Методы сбора информации: неформализованное интервью с главным редактором GroundReport в рамках проекта «Школа гражданских коммуникаций» (Институт развития прессы - Си-

1 Майди 3. Редактор новостного сайта гражданской журналистики OhmyNews рассказывает о своем опыте: Ьйр://героГ:ег^ .wordpress.com/.

бирь), сбор информации в on-line СМИ о специфике работы сайта и особенностях сотрудничества с различными медийными организациями, изучение документов, которые находятся в открытом доступе, включая экспертные интервью с ведущими специалистами в сфере массовой коммуникации 2.

История GroundReport

Сайт GroundReport был основан в 2006 г. Рэйчел Стерн. 26-летняя Рейчел закончила Нью-Йоркский университет и в 2005 г. проходила практику в качестве политического репортера в Совете безопасности ООН. Освещение военного конфликта в Дарфуре (Судан) позволило Рэйчел обнаружить огромный разрыв между тем, как представляются международные новости на Западе, и тем, что в действительности происходит в мире.

Идея создания сайта GroundReport появилась из предположения, что «для людей значимо делиться своими историями, создавать эмоциональное взаимодействие на основе рассказа о том, что происходит в мире, а также ломать барьеры цензуры и предвзятости средств массовой информации», - говорит директор GroundReport 3. По сути, проект GroundReport - это платформа гражданской журналистики, делающая ставку на присутствие человека - «местных жителей и инсайдеров, а также профессионалов журналистики» [Weiss, 2009] в процессе редактирования материала.

Представляется интересным способ, которым Рэйчел воспользовалась для создания и раскрутки сайта GroundReport. Она разослала по электронной почте своим друзьям, которые живут в других странах, приглашение присылать новости из своих регионов. Те из них, кто пришлет больше всего новостей, получат 100 $. Первоначальная рассылка включала около 100 человек. Получа-

2 Это встречи в рамках проекта «Школа гражданских коммуникаций» (Институт развития прессы-Сибирь) с такими исследователями, как Эд Арноун (Ed Arnone), профессор университета Майами (штат Огайо, США), Лиланд Бак Райан, профессор Школы журналистики и телекоммуникаций при Университете Кентукки (США), Кэки Урч, преподаватель в калифорнийском государственном университете Сан Бер-нардино.

3 America's Most Promising Social Entrepreneurs // Bloomberg Businessweek. http://images.business-week.com/ss/09/04/0403_social_entrepreneurs/11 .htm.

тели письма в свою очередь разослали приглашение своим друзьям. Таким образом, началась оживленная дискуссия по разным вопросам. Далее этот процесс требовалось структурировать и регламентировать про-фессинальными журналистскими стандартами.

Место на медийной карте

В настоящее время GroundReport - это международная новостная платформа, которая представляет собой широко разветвленную репортерскую сеть: более 7 тысяч зарегистрированных пользователей, около 75 тысяч новостей из 170 стран и 23 редактора, которые ежедневно отсматривают и моде-рируют новости, загружаемые на сайт. GroundReport сотрудничает с YouTube, PBS, Channel Thirteen, Aspen Institute Forum on Communications and Society, Mogulus, TalkBackTV и Huffington Post по вопросам использования общего контента и развития новостных стратегий.

За время своего развития сайт Ground-Report получил широкое признание. В 2009 г. BusinessWeek назвала Рейчел Стерн одной из «наиболее перспективных социальных предпринимателей» [Там же]. В 2010 г. директор GroundReport вошла в «Топ-15 Деятелей» по рейтингу Huffington Post 4. В него включены люди, которые «делают удивительные вещи, являются инноваторами и законодателями моды в своих областях» 5.

Платформа GroundReport далеко не единственный сайт из списка ресурсов гражданской журналистики. Source Watch публикует перечень таких сайтов, состоящий из 146 наименований. Часть источников сортирована лишь по одному критерию - принадлежности к государству. Это 18 стран, остальные же помещены в блоки «Global» и «Unsorted» 6. Даже при беглом просмотре названий сайтов и комментариев к ним понятно, что в список занесены самые разные информационные площадки, которые тре-

4 Featured Doer: Rachel Sterne // The Huffington Post - 11.05.10. - http://www.huffingtonpost.com/ 2010/05/11/featured-doer-rachel-ster_n_572352.html.

5 Vargas, J.A. HuffPost Spotlight Series: Let's Innovate! // The Huffington Post - 18.05.2010. - http://www. huffingtonpost.com/jose-antonio-vargas/huffpost-spotlight-series_b_579174.html.

6 См. об этом: About The Licenses // Creative Commons. http://creativecommons.org/licenses/.

буют дальнейшей классификации и сравнительного анализа: начиная от наиболее известных и посещаемых Newsvine и NowPublic, Orato и Digital Journal на Западе, ХайВей на Украине и заканчивая студенческими сайтами гражданской журналистики Progressive U или многочисленными российскими ресурсами. Всех их объединяют характерные черты - простые инструменты размещения контента, открытые рейтинги, денежные или моральные поощрения за активность. Все это привлекает пользователей и вполне объяснимо с точки зрения логики развития технологий web 2.0, но не является решающим, если говорить о качестве производимых новостей, а значит стратегии развития news-сайта.

В этом смысле сайт GroundReport - это уникальный опыт совмещения принципов гражданской журналистики и высоких профессиональных стандартов с применением новейших технологий в области агрегирования, редактирования, модерации контента. Среди сайтов, которые можно отнести к гражданской журналистике, именно в GroundReport разработан системный подход к организации и управлению новостным процессом с точки зрения:

• организационной структуры;

• системы верификации информации;

• критериев качества содержания;

• поощрительных способов работы с «народными репортерами».

Организационная структура

Директор GroundReport Рэйчел Стерн формулирует следующие задачи для развития сайта.

1. Создавать более привлекательный новостной контент за счет личностного восприятия событий.

2. Сделать медиа более демократичными - дать в них место каждому.

3. Освещать регионы и проблемы, о которых мало говорят в официальных СМИ.

4. Избавиться от искажений смысла и предвзятости за счет отражения широкого спектра мнений.

5. Создать экономически устойчивую бизнес-модель для освещения локальных и глобальных событий.

Далее предлагается обзор того, как эти задачи реализуются на практике.

Информационный портфель GroundRe-port - 75 000 новостей. В день проходят проверку и публикуются от 30 до 60 сообщений. В создании контента участвуют 7 000 репортеров по всему миру и 23 редактора, которые являются членами различных сообществ.

Для размещения контента на сайте была разработана собственная технология, которая обеспечивает три ключевых параметра, предъявляемых к сайтам в формате web 2.0: оперативность, интерактивность, мультиме-дийность. Эта технология включает такие параметры, как:

• платформа для публикаций PHP/MySQL;

• редактирование с помощью Wiki, возможность создания нескольких версий материала;

• размещение видео через YouTube API;

• создание групп с разным уровнем доступа;

• алгоритм динамического формирования контента главной страницы;

• оптимизация для поисковых систем (SEO).

Ключевой вопрос, который возникает при таком количестве информационных материалов, как обеспечивается доверие читателей к контенту на GroundReport? Рассмотрим схему работы сайта гражданской журналистики пошагово.

Шаг 1. Местный репортер регистрируется и присылает созданный им материал -статью или видео.

Шаг 2. Все материалы в порядке очереди вычитываются и одобряются редакторами, работающими в формате Wikipedia, так называемой модели редакторов-добровольцев и обратной связи. Материалы репортеров, входящих в «белый список», публикуются мгновенно, без проверки.

Шаг 3. Сообщество выставляет материалу оценку по 5-звездочной шкале. Анонимные пользователи не могут голосовать за материалы, чтобы исключить искусственный рост рейтинга. Тексты с самым высоким рейтингом публикуются на главной странице с учетом принципа географического разнообразия. Каждый месяц репортеры, занимающие лучшие позиции в читательском рейтинге, получают премию 1 000 $ или определенную долю дохода от рекламы в соответствии с трафиком веб-страниц, на которых размещены их материалы.

Шаг 4. Авторы сохраняют права на свои работы, а также могут усилить защиту авторских прав за счет выбора целого ряда лицензий, предлагаемых Creative Commons.

Система верификации материалов

Система верификации представляет многоуровневую структуру, которая включает как элементы самоуправления, так и следование профессиональным журналистским стандартам. Так, по данным Стерн, в июне 2010 г. в «белый список» (white list) занесены 485 пользователей из числа репортеров. В «белый список» входят репортеры, чья личность установлена и проверена. Для этого редакторы GroundReport проверяют анкету корреспондента, его биографическую справку. Рассматриваются работы этого репортера, которые были опубликаваны в других СМИ, а также устанавливается, писал ли он пресс-релизы, коммерческие статьи, рекламные тексты, содержалась ли в его прежних работах информация, полученная технологией copy-paste, т. е. плагиат.

В GroundReport разработана система оповещения пользователями о нарушениях, которые они заметили в материалах. Это прежде всего нарушения, связанные с публикацией сведений оскорбительного характера.

Команда редакторов проверяет контент материала гражданского репортера на предмет достоверности источников информации, подлинности фото- и видеоматериалов. Редакторы не участвуют в рейтингах, но обладают полномочиями запретить материал к публикации. Следовательно, редакторы GroundReport основываются на одном из важнейших принципов, реализуемых в социальных медиа, - свобода создания пользовательского контента, но с условиями премодерации.

Такая многоуровневая система верификации качества текстов обеспечивает индексацию материалов сайта в Google News и Huffington Post, а также цитируемость такими информационными агентствами и СМИ, как AFP, Reuters, New York Times и др.

Содержание

Как уже было сказано, создание новостного контента GroundReport основывается на двух основных принципах: принципе

географического разнообразия, принципе внимания к тем событиям, которые не освещаются или недостаточно «красочно» освещаются официальными и традиционными СМИ. Такими темами являются: нарушение прав человека, политические и гражданские протесты, помощь пострадавшим, преступления в сфере взаимоотношений «государство-общество». Вот лишь некоторые сюжеты, которые освещались на GroundReport: применение насилия на выборах в Шри-Ланке, нарушение прав прессы в Беларуси, помощь Гаити, наводнение в Перу, теракты в Мумбаи, акции протеста в Иране, запугивание избирателей в Зимбабве, аферы в Афганистане, Олимпиада в Пекине, атаки талибов в Пакистане, президентские выборы -2008, протесты против Atlantic Yards в Бруклине, цензура в Египте, политическая коррупция в Либерии, маоистская партия в Непале и др.

В этом смысле необходимо подчеркнуть значение GroundReport не только с точки зрения расширения информационного пространства, но и его диверсификации, т. е. разнообразия и «усложнения» картины мира. В частности, американские избиратели загружали видео на GroundReport , чтобы делиться своим опытом участия в президентских выборах - 2008. Граждане Ирана использовали GroundReport для публикации фотографий акций протеста, когда правительство выслало из страны иностранные СМИ. Афганский репортер спас женщине жизнь, искалеченной своим мужем, опубликовав ее историю на GroundReport.

Для категоризации контента на сайте GroundReport используется принцип соци-

альных сетей - создание групп открытого или закрытого (по приглашению) типа. По состоянию на 2010 г. GroundReport включает около 100 пользовательских групп. На главной странице группы отображаются последние изменения и пользовательская активность.

Еще одной важной характеристикой контента GroundReport является его оперативность (см. таблицу). Если рассматривать новости сайта как источник информации для традиционных медиа, то они имеют «двойную» стоимость. Речь идет о том, что газета получает информацию не только оперативнее, чем собственный корреспондент на месте событий, но и «из первых рук», включая официальные данные и комментарии к ним. Например, среди официальных партнеров YouTube на Олимпийских играх в Пекине, включая Associated Press, Reuters и New York Times, GroundReport был единственным источником новостей, представляющим гражданскую журналистику.

В основе требований, предъявляемых к текстам репортеров, лежат профессиональные стандарты. К ним относятся: внимание к фактическим данным в производстве новостей, использование проверенных источников, иллюстраций, ссылок, категоризация контента, соблюдение правил орфографии, грамматики, синтаксиса. Запреты, направленные на недопущение нарушения авторских прав, представления информации рекламного, агрессивного, порнографического, спам-характера, являются правовыми и этическими регуляторами, которые отражены как в нормативно-правовых документах, так и этических кодексах различных стран мира.

Сравнительная характеристика оперативности публикации материалов на GroundReport и New York Times

GroundReport New York Times

17 июня 2008 25 июня 2008

Скупка «жидкого золота» в Мексике Низкие цены на бензин в Мексике привлекают американцев

12 мая 2008 8 июня 2008

Убийства альбиносов в Танзании из-за суе- Альбиносам-изгоям угрожают насилием в

верий нужно остановить Танзании

17 января 2008 18 января 2008

Атака смертника в Пешаваре: минимум 10 Смертник взорвал себя в шиитской мечети в

убито и 20 ранено Пакистане: 12 убитых

Мотивация народных репортеров

Исследователи отмечают, что одной из главных проблем гражданской журналистики является качество материалов. Объяснение простое. С одной стороны, гражданские корреспонденты не обладают необходимыми навыками и знаниями для того, чтобы создавать профессионально точные материалы. С другой стороны, большая часть ИОС-контент - это контент «дилетантст-вующих профессионалов» [Алексеева, 2006], который создается как хобби, в результате нерегулярных занятий.

Проанализировав авторов Огои^КероП;, Рейчел Стерн выделяет 4 основные категории гражданских корреспондентов:

• журналисты и представители журналистских организаций;

• студенты факультетов журналистики;

• представители некоммерческих организаций;

• блоггеры.

Рассмотрим объяснительные схемы, почему люди присылают статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Хотят удовлетворить свое Эго. Люди любят, когда их имя упоминается в СМИ (гуглить свое имя).

2. Заинтересованы в дополнительном денежном доходе. Кроме финансового вознаграждения, Огои^КероП: дарит видеокамеры зарекомендовавшим себя корреспондентам.

3. Желают профессионально развиваться, строить личный «бренд», формировать свое портфолио.

4. Вынуждены защищать личные / корпоративные и иные интересы, хотят представить свою точку зрения на события.

5. Стремятся к самовыражению, ищут площадку, где они могут рассказать о событии, свидетелями которых стали.

6. Хотят разместить материалы, которые были созданы для других изданий, но не были опубликованы.

7. Желают внести вклад в решение какой-то проблемы.

По словам Рэйчел Стерн, практика публикаций на GroundReport дает гражданским репортерам хорошие шансы для поступления на факультеты журналистики в престижные университеты. Они получают стипендии и находят работу в сфере журналистики.

Объединив результаты исследования перечисленных в статье единиц анализа, можно сделать вывод, что гражданская журналистика на примере сайта GroundReport, со всеми ее противоречиями и проблемами, тем не менее задает перспективу движения от анархичного распространения пользовательского контента к созданию структурированных, информационно-управляемых систем, основывающихся на лучших традициях качественной профессиональной журналистики.

Сиисок литературы

Алексеева А. О. «Народная журналистика» и «депрофессионализация» СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 6. С. 81.

Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2009. 356 с.

Bowman S., Wiles C. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. The Media Center at the American Press Institute, 2003. URL: http://www. hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf.

Citizen journalism: global perspectives / Eds. S. Allan, E. Thorsen. N. Y.: Peter Lang Publishing, Inc., 2009. 281 p.

Weiss J. GroundReport makes local news global // IJNet. 06.05.09. URL: http:// ij-net.org/stories/groundreport-makes-local-news-global.

Материал поступил в редколлегию 27.02.2011

O. A. Evtush

TRADITIONAL MEDIA AND CIVIL JOURNALISM: VARIANTS OF CORRELATION BY THE EXAMPLE OF GROUND REPORT

The article considers the phenomenon of civil journalism on the example of GroundReport site. Using the method of single case-study the history of its springing up is described, principles of organizational framework, systems of verification and motivation of civil reporters. The author emphasizes the fact that the search for the optimal model of configuring principles of civil journalism and professional standards allows to resolve many modern controversies in the media.

Keywords: civil journalism, citizen journalism, GroundReport, case study, verification, professional standards, new media, rating, web 2.0, wiki-technology, «white list».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.