Научная статья на тему 'Традиционные магико-медицинские знания: вопросник по сбору материала'

Традиционные магико-медицинские знания: вопросник по сбору материала Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
2569
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна

Публикуется вопросник для сбора материала по традиционным магико-медицинским знаниям, освещающий основные термины; обретение магико-мистических навыков, знаний, свойств; личностные качества человека, обладающего такими знаниями; магико-медицинский ритуал; классификацию болезней; традиционные средства. Основа вопросника собственный полевой опыт автора и опубликованные источники. Цель подготовка будущих участников этнографических и фольклористических практик к полевому сезону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные магико-медицинские знания: вопросник по сбору материала»

ТРАДИЦИОННЫЕ МАГИКО-МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ: ВОПРОСНИК ПО СБОРУ МАТЕРИАЛА

Е. Е. Ермакова

Публикуется вопросник для сбора материала по традиционным магико-медицинским знаниям, освещающий основные термины; обретение магико-мистических навыков, знаний, свойств; личностные качества человека, обладающего такими знаниями; магико-медицинский ритуал; классификацию болезней; традиционные средства. Основа вопросника — собственный полевой опыт автора и опубликованные источники. Цель — подготовка будущих участников этнографических и фольклористических практик к полевому сезону.

Знания по народной медицине и магии составляют важную часть историко-культурного наследия России в целом и Западной Сибири в частности. В традиционных представлениях они выступают как знания избранных, так как наполнены мифологическим и религиозным содержанием, и в силу этого относятся к сакральному ядру культуры. Значимость и актуальность изучения магико-медицинских знаний определяются той ролью, которую они играют в современном обществе — как в городе, так и в деревне. Ведь зачастую люди ищут помощи именно у целителя, знахаря, колдуна, ворожеи, чье ремесло переживает в конце XX — начале XXI в. небывалый подъем. Оно выступает в двух ипостасях — как в древней, традиционной, так и в складывающейся под влиянием новых техник. Эта трансформация традиций особенно интересна для исследователя. Однако прикосновение к ним человека стороннего, которым в нашем случае выступает этнограф или фольклорист, требует не только особой подготовки, но и большой ответственности перед людьми, хранящими сокровище потаенных знаний.

Несмотря на идеологический запрет, существовавший в советское время в отношении немедицинского лечения и магии, сегодня занимаются лечением, оказанием медицинской помощи, причем повсеместно, не только врачи, фельдшеры, медсестры, но и «бабки», «деды», «лекаря», «знахари», «колдуны», «травники», «целители»... Впрочем, сами информанты иногда предпочитают, чтобы их не называли «знахарями»: «Знахарь» — «ето знахарь, как ето по-нять-то? Мне бы сказали — где-то здесь знахарь, я бы сразу выгнала. Меня просто по имени-отчеству зовут». Эта повсеместность, когда практически в каждом населенном пункте есть «твой» информант, облегчает задачу исследователя.

Этнографами выработана некая типология случаев, когда информант охотно ведет беседу:

«1) если темы беседы дают ему (ей) возможность репрезентировать себя как компетентного носителя традиции — традиции как истории и традиции как особого, единственно правильного образа жизни («как раньше было» — праздничная культура, свадьба, как «должно» быть — похороны и как «бывает» — колдовство, лечение);

2) если предмет разговора связан со страшным и удивительным; это традиционные для данного локального варианта культуры нарративы, повествующие, как правило, о тех или иных случаях столкновения с «чужим»: о «приходящих» покойниках, о проклятых и заблудившихся в лесу детях, о пьяных, заснувших на камне-печке и пр., воспроизводить которые здесь принято в определенной коммуникативной ситуации;

3) информант хочет поделиться своими наблюдениями относительно традиции, и берет на себя роль «экскурсовода». Обычно это человек, живший какое-то время в городе и потому, с одной стороны, «равный» приехавшему оттуда же собеседнику и, с другой стороны, имеющий определенную дистанцию по отношению к своей культуре, предполагающую возможность рефлексии по ее поводу» [Кормина].

В начале разговор можно завести вообще не на тему народной медицины и магии, а, например, поговорить на бытовые темы, проявив при этом интерес к человеку, внимание к нему. Заметим также, что в самом начале беседы на тему народной медицины и магии часто задают вопрос: «А зачем Вам это?» Обычный наш ответ — «чтобы оставить знания будущему поколению», «написать книгу», «интересно», «это тема моего исследования — диплома, кандидатской». В любом случае, после этого чаще идут на беседу, чем отказывают в ней. Когда контакт устанавливается, информант сообщает очень важные сведения, а иногда желает передать

свои знания (и к этому тоже нужно быть готовым). При этом безусловно соблюдение этических границ — например, если информант отказывается общаться, настаивать на беседе не надо. В то же время многие наши информанты — пожилые люди, память которых не такая, как в молодости, поэтому можно навещать их несколько раз, постепенно узнавая нужную информацию. А для этого — начать разговаривать с информантом на одном с ним языке, задавать такие вопросы, которые покажут, что ты — не сторонний наблюдатель.

Для более успешного сбора материалов, повышения результативности полевой работы исследователи обычно составляют вопросники и программы. Основой для нашего вопросника послужили, во-первых, опыт и материалы автора и экспедиций Института истории и политических наук ТюмГУ. Материалы были собраны и обобщены в итоге экспедиций к старожилам и новопоселенцам юга Тюменской области, причем это были представители разных этносов — как славяне (русские, украинцы, белорусы), так и коми, казахи, чуваши и др. Во-вторых, были использованы как уже существующие вопросники и программы по темам, так или иначе соприкасающимся с нашей проблематикой, так и научные исследования по традиционным магико-медицинским знаниям.

Анализ этнографической и фольклористической литературы, посвященной теории, методологии и практике полевой работы, выявил, что нет полного комплексного вопросника по теме «народная (традиционная) медицина и магия», который включал бы в себя филологическое, этнологическое, социологическое направления собирательской работы. Среди фольклористов отдельные проблемы сбора сведений по народной медицине, в основном фиксации текста и обряда, рассмотрены Ю. В. Кругловым [1979], Ф. М. Селивановым [1982], В. И. Морохиным [1990], Н. Е. Хариной [1994], коллективом авторов «Полевых вопросников и исследовательских программ для собирания фольклора» [1999]1.

Большой корпус этнографических вопросников и программ опубликован омскими учеными [Вопросники и программы..., 2002]. В частности, в этот сборник вошла программа по сбору народных знаний, в том числе медицинских, составленная Н. А. Томиловым, Л. М. Кадыровой, С. Ф. Татауро-вым и С. С. Тихоновым [Томилов и др., 2002. С. 127-135]. Данная программа послужила основой для разработки раздела нашего вопросника «Традиционные медицинские и магические средства».

Для работы Каргопольской этнолингвистической экспедиции РГГУ разработана программа-опросник «Народная медицина», ориентированная в основном на выявление и лечение отдельных болезней, таких как эпилепсия, зубная боль, бородавки, веснушки, ячмень, нарывы, прыщи, радикулит, болезни крови, икота, ожоги, пьянство, буйство, ушибы, укусы животных, детские болезни и др. [http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/20AMED.htm]. Отдельные ее положения использованы в нашем вопроснике (наиболее подробно — в разделе «Лечение отдельных болезней»).

Кроме того, были проанализированы различные публикации текстов заговоров, молитв, заклинаний с целью установления круга болезней и соответствующих текстов [Замкну замки замками, 2001; Полесские заговоры, 2003; Русские заговоры Карелии, 2000; Традиционная русская магия..., 1993; Русские заговоры и заклинания, 1998; и др.]. При составлении вопросника учитывалась исследовательская литература, освещающая традиционную магико-медицинскую практику [Виноградов, 1916; Харитонова, 1997, 1999, 2003; Афанасьева-Медведева, 1997; Криничная, 2002, 2004; Никонова, Кондрина, 2003; Славянские древности, 1995; и мн. др.]2.

При составлении вопросника мы исходили из того, что «народная медицина и магия» — узкоспециальная тема, и без знания того, о чем, собственно, спрашивать (предмет исследования), разговор может оказаться малопродуктивным. Для повышения эрудиции можно использовать и специальную медицинскую литературу, в частности справочники болезней и их лечения, ориентированные на средний медицинский персонал (лучше справочники для фельдшеров — они более понятны неспециалисту). И, конечно, необходимо изучать литературу, посвященную отношению к организму, способам профилактики и лечения, так как многие информанты пользуются в своей практике такими источниками. Например, на вопрос «откуда Вы получили свои знания, какие книги читали» наши информанты отвечали: книги Натальи Степановой, «Белая магия», «Черная магия», Александр Кашпировский, Александр Аксенов («Я не колдун, я зна-

1

Часть этой программы можно найти по адресу: http://www.philol.msu.ru/~folk/sci&pub/voprtext.htm#vetluga.

2

Интересная информация о современном бытовании магических и медицинских знаний содержится в публикациях журнала «Живая старина». Советуем познакомиться с его номерами за 1990-2000-е гг.

харь»), Юрий Лонго, «Книга тайных наук», Коран, Библия, «Медицина Пророка», Г. Попов («Народно-бытовая медицина»), «численник» (отрывной календарь), «молитвенные книжки». Знание этой литературы также поможет отличить подлинные тексты заговоров, передаваемые из поколения в поколение, от современных новоделов от Натальи Степановой.

Практика экспедиционной работы и полевой опыт ориентируют обращение основного внимания исследователя, во-первых, на медицинские знания, во-вторых, на их традиционный вариант, что находит отражение в разделах предлагаемого вопросника3. В связи с этим цель вопросника, поданного как основа для тематического глубинного интервью, или полевого интервью (воспроизведение информантом сведений по памяти),— во-первых, подготовка «на берегу» участников этнографических и фольклористических практик к будущему полевому сезону (для этого же в конце вопросника приводится список литературы, изучение которого поможет исследованию темы), во-вторых, помощь непосредственно «в поле». Используя этот вопросник, можно проводить и включенное наблюдение — с целью фиксации обряда лечения в его естественном бытовании (тогда необходимо четко определить, что будет предметом наблюдения) или в форме моделирования обряда лечения (тогда фиксация будет имитативной).

В результате сведения в одно целое всех перечисленных выше материалов, обобщения экспедиционного опыта — автора и его коллег — отдельные аспекты нашей темы объединены в 13 разделов4. Вопросник достаточно подробный, учитывающий разный уровень интервьюера и интервьюируемого (информанта). Кроме того, он рассчитан на фиксацию комментариев информанта, бытового контекста записи. Нужно учитывать также, что некоторые моменты могут быть освещены теми, кто помнит знахаря, уже ушедшего из жизни (например, родственниками), тогда можно записать воспоминания (например, семейные предания — биографическое мемораты).

Целевой адрес нашего вопросника дифференцирован: он рассчитан как на тех, кто занимается лечением и магией (владеет магико-медицинскими знаниями), так и на тех, кто пользуется их услугами. Этим двойным назначением объясняется специфика некоторых вопросов. В связи с разной аудиторией (типом информантов) нужно корректировать вопросы, формулировки. Кроме того, вопросник очень полный, рассчитан скорее не на конкретного человека, а на то, что исследователь, исходя из особенностей знания опрашиваемого (не всегда полного, часто отрывочного), будет задавать свои вопросы выборочно. Какие вопросы задавать, будет видно из ситуации беседы. Для тех же, кто проживает с информантом в одном населенном пункте, можно провести ассоциативный эксперимент — например, спросить, какие ассоциации вызывает слово «знахарь» или «колдун» (слово «ассоциации» можно заменить на «чувства», «мысли», «что вы думаете» и др.).

Тюменская область (если не затрагивать коренные этносы — угорские, самодийские народы и сибирских татар) — регион «вторичной» культурной традиции, которая сложилась в результате заселения края, начиная с XVI (в основном русскими) до XX в. (выходцами из разных губерний России, а также Белоруссии, Украины, Прибалтики и др.). Поначалу сильная, связь с «материнским» регионом с течением времени прервалась (у кого-то полностью, у кого-то частично), в результате чего сложилась новая культурная традиция, когда, например, чувашка лечит и чувашскими, и русскими заговорами, перенятыми от соседок — «русских бабушек». В целом вопросник ориентирован не на конкретный регион; он более или менее унифицирован и может быть использован для изучения магико-медицинской традиции в различных регионах — как моно-, так и полинациональных, у разных этносов (особенно тех, кто испытал на себя влияние русской культуры).

1. Магико-медицинские термины (личность, текст, ритуал)

1. Знаете ли Вы тех, кто раньше лечил в вашем населенном пункте (или в других местах, расположенных неподалеку)? Как их звали (назовите имя, фамилию)?

3

Наши экспедиции совершены в 1995 г. и с 2003 по 2007 гг. на юг Тюменской области (сельскохозяйственная зона региона). Мы располагаем доступными нам материалами историко-этнографических экспедиций Тюменского государственного университета середины 1980-х — начала 1990-х гг. (под руководством Н. С. Половинкина, В. Я. Темплинга, С. В. Турова; отчеты хранятся в архиве Музея археологии и этнографии ТюмГУ, частично нашли отражение в ряде публикаций Темплинга и Турова — см. список литературы).

4

Из-за ограничений по объему материала мы публикуем лишь часть вопросника (большую, основную). Опущены такие пункты, как паспортизация материала, народная медицина и религия, народная медицина и официальная медицина (их взаимоотношения), этиология, симптомы, диагностика и лечение отдельных болезней, классификация магико-лечебных текстов, записанных на территории Тюменской области, магия в разных сферах домашнего хозяйства, в повседневной и общественной жизни, народная ветеринария. Сокращены также некоторые вопросы внутри разделов (главным образом уточнения в вопросах).

2. Как они лечили — заговорами, травами, пиявками, делали массаж, кровопускание, правили живот и т. д.? Кого они лечили (людей, только детей, животных)?

3. Как называли таких людей? На основании чего (каких параметров) происходит разделение на разные «специальности»?

4. Были ли в Вашем населенном пункте повитухи? Что Вы помните о них? Как ухаживали за женщиной в предродовой период, какую помощь оказывали при родах, кто принимал роды, как и кто ухаживал за матерью после родов, делали ли аборты, как лечили женские болезни? Можно ли было вылечить от бесплодия?

5. Кого называли «бабка»? Что она делала (лечила, делала массаж, занималась повитуше-ством)?

6. Приходился ли кто-то из этих людей Вам родственником?

7. Как называются слова, которыми лечат? Что обозначают эти (названные информантом) слова и чем они отличаются друг от друга?

8. Знаете ли Вы тех, кто соединял (привораживал) и разлучал (отвораживал) людей? Как они это делали, с помощью каких текстов (названия этих текстов)?

9. Как называют процесс лечения, произнесения заговора, молитвы?

10. Ездили ли раньше жители Вашего населенного пункта лечиться, рожать, ворожить в другие деревни (села, города)? К кому ездили? Ездят ли сейчас, к кому?

11. Знаете ли Вы, кому эти люди передали знания?

12. Лечил ли кто-то из них Вас? Ваших родных, знакомых? Как это происходило? Что вы помните об этом? Опишите.

13. Были ли в Вашем населенном пункте те, кто насылал болезни, портил людей?

14. Как называют тех, кто вредит, насылает болезни, портит? Что обозначают эти (названные информантом) слова и чем они отличаются друг от друга?

15. Что Вы знаете о колдунах? Как человек становится колдуном (посвящение в колдуны)? Какие истории об этом Вам рассказывали (былички, бывальщины)?

16. В какое время, в каком месте и с помощью кого становятся колдуном?

17. Каким способом колдун получает знания (прикосновение, наступание на ногу, через предмет, передача слов и т. д.)?

18. Есть ли у колдуна помощники? Как их называют (шутики, маленькие, мальчики, работники, коловерши, черти, бесы и т. д.)?

19. Как говорят о насылании порчи?

20. Насылают ли колдуны на людей бесов? Изгоняют ли они их?

21. Были ли в Вашем населенном пункте ведьмы?

22. Кто мог лечить: тот, кто наслал болезнь, другой лекарь, человек, у которого цвет волос такой же (или другой), как у больного?

23. Может ли человек одновременно лечить (делать добро) и вредить (делать зло)?

24. Называли ли колдуном человека, который вредит и который лечит одновременно?

25. Называли ли человека, который вредит и который лечит одновременно, знахарем?

26. Не отличаются ли знахари от колдунов тем, что последним помогает нечистая сила?

27. Кто обладает большей силой — тот, кто лечит, или тот, кто колдует? В чем проявляется эта сила?

28. Были ли в Вашем населенном пункте ворожеи, гадальщицы, ясновидящие? Чем они занимаются? Обращались ли Вы сами к таким людям?

29. Есть ли сейчас такие люди (те, кто лечит и делает вред)? Что Вы о них знаете?

30. Как можно защититься от вреда колдунов, ведьм (например, с помощью лука, чеснока, редьки, соли, ладана, вбивания осинового кола им в могилу и т. д.)? От чего они теряют силу? Не зажигают ли четверговую свечу, чтобы избавиться от чар колдуна?

31. Как нужно хоронить колдунов, ведьм? Бродят ли они после смерти по земле?

32. Какое наказание на том свете ожидается колдуна, ведьму?

2. Обретение магико-мистических навыков, знаний, свойств

1. Были ли у Вас с детства необычные способности, качества, которые помогли Вам начать лечить? Что это за качества? Были ли в детстве с Вами случаи, доказывающие Ваши необычные способности? Как и что Вы замечали в себе? Как начали применять свои необычные способности?

2. Лечил ли у Вас кто-то в родне, кто? Были ли в Вашей семье неординарные люди? Были ли у Вас сумасшедшие, больные эпилепсией, белой горячкой и т. д.? С какой стороны — отцовской или материнской — эти люди?

3. Было ли запрещено лечить при советской власти? Лечили ли в это время? Осуждали ли за это, как-то наказывали, преследовали? Когда больше обращались к врачевателям — тогда или сейчас? Чем это вызвано?

4. Кто Вас научил лечить (здесь и далее — тем знаниям, какими обладает информант: травничеству, ворожбе, гаданию, колдовству, ясновидению, принимать роды и др.)? Если это родня, то с какой стороны (по матери, отцу и т. д.)?

5. Как происходила передача знаний? Это было в процессе лечения или как-то по-другому? Опишите.

6. Заставлял ли Вас учитель брать знания или Вы сами проявляли желание?

7. Все ли знания передал Вам учитель? Какие не передал?

8. В каком возрасте был тот, кто передавал знания? Опишите личность того, кто передал Вам знания.

9. Сколько Вам было лет, когда Вы научились лечить?

10. Получили ли Вы знания от одного учителя или от нескольких?

11. Изменилось ли что-то в Вас после посвящения (научения)?

12. Есть ли ограничения в том, кому и от кого можно передавать знания (например, только от старшего к младшему; первому ребенку в семье)?

13. Какой Вы ребенок в семье по счету (это можно уточнить, если информант скажет, что есть разница в передаче знаний именно по возрасту)?

14. Должен чем-то отличаться от других тот, кому передаются знания (ученик)?

15. Может ли лечить каждый, кому передадут знания, или тот, кто что-то знает, например, выучил заговоры по современным книгам Н. Степановой, Ю. Лонго, А. Аксенова и других авторов?

16. Лечил ли Ваш учитель после того, как передал свои знания? Как долго он еще лечил?

17. Передача знаний происходила в какое-то особое время (утро, день, вечер, церковный или народный праздник, особое положение луны или солнца)? В какое время года это было, в какой месяц, день недели?

18. Сколько раз Вы ходили к учителю для передачи знаний (передавались ли Вам тексты заговоров, молитв за один или за несколько раз)? В течение какого времени Ваш учитель передавал Вам знания?

19. Передача знаний происходила в каком-то особом месте (дом, место в доме, баня, улица, лес, перекресток)?

20. Происходила ли передача знаний около какого-то особого дерева (это были дуб, осина, береза, клен, черемуха, рябина, сосна, ель)? Вы обходили вокруг дерева? Вместе с учителем? Сколько раз?

21. Был ли при передаче знаний физический контакт с учителем (например, он держал Вас за руку; за какую)?

22. Говорил ли Вам учитель, чтобы готовились к моменту передачи знаний заранее? В чем это заключалось?

23. Принимали ли Вы для такого случая особую еду?

24. Читали ли Вы по просьбе того, кто решил передать Вам знания, молитвы?

25. Давали ли Вы своему учителю при передаче знаний какие-то обещания, клялись в чем-либо (например, никогда не отказывать лечить, не брать денег, обязательно передать знания, передавать знания только своим кровным родственникам)?

26. Испрашивается ли разрешение на передачу знаний и для их принятия у Бога? Богородицы? Ангелов-хранителей?

27. Сколько всего текстов Вам передал учитель?

28. Не было ли у Вас ощущения, что тексты, которые Вам передали, Вы уже знали? Когда и в связи с чем появилось такое ощущение?

29. Какие заговоры, молитвы Вам были переданы (попросить перечислить названия или для чего они — лечебные, привороты, отвороты, для хозяйства и др.)? Сколько?

30. Сколько текстов было в тетради, которую передал Вам учитель (если передача знаний была не устная, а письменная)?

31. Сколько раз произносил Ваш учитель слова заговоров, молитв, прежде чем Вы их запомнили?

32. Сколько среди этих текстов маленьких и больших по объему?

33. Были ли среди переданных Вам текстов (христианские) канонические молитвы? Сравнивали ли Вы тексты этих молитв и те, которые продаются в церкви? Различаются ли они? Откуда Ваш учитель узнал молитвы?

34. Как Вы запоминали тексты (со слов учителя, переписывали и затем учили и т. д.)?

35. Советовал ли Вам учитель, как проще заучить тексты (например, учить, «как стишки»)?

36. Приемлема ли письменная передача знаний? Если нет, то почему?

37. Записываете ли Вы тексты сейчас? Для чего Вы это делаете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Передал ли Вам учитель, помимо слов, свою силу, свой дар? Как это происходило? Что такое дар? В чем он заключается?

39. Можно ли развивать свой дар (самостоятельно, учиться этому на курсах, перенимать от других учителей)?

40. Передал ли Вам учитель какой-нибудь предмет как средоточие своих магических (цели-тельских) сил (например, книгу с текстами молитв, заговоров, корешок целительной травы)?

41. Можно ли считать процесс лечения таинством? Что говорил по этому поводу Ваш учитель? Как считаете Вы сами?

42. Видите ли Вы своего учителя сейчас? Видите ли Вы его во сне (если он умер)? Как Вы общаетесь с ним?

43. Пополняли ли Вы багаж своих знаний в течение жизни, помимо того, что было передано изначально (через книги, телевидение, радио, от других лекарей и другими способами)? Какие книги Вы читаете?

44. Используете ли Вы в своем лечении книжные тексты? Обладают ли они той же силой, как и переданные Вам непосредственно от учителя?

45. Оканчивали ли какие-нибудь специальные курсы (например, по биоэнергетике, космоэнергетике, курсы экстрасенсов и т. д.)? Как они назывались? Чему Вы там научились?

46. Бывало ли так, что Вы сами что-то домысливали в лечении (например, обряд, зная только текст)? Придумывали ли Вы сами слова для лечения (индивидуальные заговоры)? На основании чего (какого образца)?

47. В каком возрасте Вы сами начали лечить? Это было сразу после передачи вам знаний или после этого?

48. Как Вы начали практиковать? Помните первого человека, которого вылечили? От чего Вы его вылечили? Как это происходило? Как он узнал, что Вы лечите?

49. Почему Вы начали лечить (рождение детей, внуков, своя болезнь и т. д.)?

50. Когда Вы осознали, что можете и будете лечить? Были ли при этом какие-то необычные ощущения (что-то происходило с телом, с душой)? Что-то поменялось при этом в Вашей личной жизни?

51. Как называют Вас те, кто обращается к Вам за помощью?

52. Кому передали (передаете, будете передавать) знания (характеристика этого человека — возраст, родственные с Вами отношения, особые внутренние качества)?

53. Какому количеству людей Вы передавали (собираетесь передать) свои знания?

54. По каким причинам передавали знание?

55. Как Вы передали знания (так же, как и сами получили, или по-другому)?

56. Передаете ли Вы тексты и способ лечения матерям, которые приходят к Вам с маленькими детьми (например, для лечения грыжи, испуга)? Если да, то почему это делаете? Будет ли от них такая же польза, как от Вас? Могут ли они сами передавать эти тексты и обряды?

57. Может ли сам больной, если узнает текст и обряд, проводить над собой лечение?

58. Будете ли передавать еще свои знания тому, кто это попросит (кому это необходимо)?

59. Не потеряете ли Вы (или тот, кому Вы передали до этого знания) свою силу?

60. Есть ли ограничение в числе учеников?

61. Не потеряете ли Вы силу, если передадите знания большему, чем положено, числу учеников (например, больше девяти человек)?

62. Обязательна ли передача знания? С чем это связано?

63. Из того, чем Вы владеете (что Вам передали), что считаете наиболее ценным (тексты, обряды, знание трав и т. д.)?

64. Закончили ли Вы лечить? С чем это связано (возраст, болезни, отсутствие зубов, уже передали знания)?

65. Можно ли лечить, когда нет зубов (или осталось мало зубов)? Какова роль зубов в процессе лечения?

3. Личностные качества человека,

обладающего магико-медицинскими знаниями

1. Есть ли отличия лекаря от остальных людей? Если да, то чем он отличается? Что особенного в Вас?

2. Можно ли развить в себе эти качества, только унаследовать или получить при получении знания (лекарского, колдовского и др.)?

3. С чем связана сила лекаря? Каков ее источник?

4. В чем заключается Ваша сила?

5. Кто обладает большей силой — лекарь мужчина или женщина? Почему?

6. Знаете ли Вы, что такое гипноз? Ясновидение? Внушение? В чем это проявляется?

7. Если Вы видите человека как бы изнутри, то что Вы видите? Всю его структуру, все органы («как на рентгене» — биоинтроскопия)? Опишите свои ощущения.

8. Обладаете ли Вы этими качествами? Когда они начали проявляться? Как Вы используете эти способности в лечении? Пользуетесь ли Вы ими в обычной жизни? Если да, то как и почему?

9. Есть ли у Вас покровитель — святой, в день которого вы родились? Каковы Ваши отношения с ним (особая молитва, поклоны)?

10. Есть ли у Вас необычные помощники (например, животные-помощники — кошка, собака)?

11. Есть ли у Вас какие-либо профессиональные поверья и приметы? Запреты? Предписания (прескрипции)? Должен ли знахарь придерживаться каких-то правил в жизни?

12. Знаете ли Вы, как к Вам относятся в Вашем населенном пункте? Были ли неприятные истории, связанные с Вашей деятельностью? Писали ли о Вас в газетах?

13. Считаете ли Вы себя настоящим лекарем (знахарем, колдуном, травником, знатким человеком)?

14. Знаете ли Вы врачевателей, проживающих в соседних населенных пунктах? В России? В мире? Общались ли Вы с другими лекарями? Кто из них обладает большей силой и почему?

15. Если бы Вы общались с другим очень сильным лекарем, о чем бы Вы его спросили? Можно ли рассказывать о своих методах лечения другому лекарю, если нет, то почему?

16. Какие необыкновенные истории, поверья, случаи, связанные с лечением (колдовством, ясновидением и др.), Вы знаете?

17. Видите ли Вы необычные или вещие сны?

18. Что происходило необыкновенное лично с Вами (не обязательно связанное с лечением)?

19. Умеете ли Вы гадать, ворожить? Как часто практикуете? Не считаете ли Вы это греховным? Если отказались от гадания, ворожбы, то с чем это связано?

20. Чем люди нашего времени отличаются от тех, кто жил прежде (в плане здоровья, нравственности)?

21. Спросить собеседника о знании разных жанров фольклора. Используете ли Вы их (те жанры фольклора, которые знает собеседник) в процессе лечения? Зачем и как?

22. Помог ли Вам лекарь в Вашей болезни? Был ли от лечения вред? Что говорят об этом лекаре в Вашем населенном пункте?

4. Магико-медицинский ритуал

Препозиция лечения

1. Как Вы называете больного человека (хилый, квелый, больной?) Есть ли слово «кале-кий»? Приемлемо ли для Вас называть такого человека «пациент» (как у врачей)? Можно ли назвать (и приемлемо ли) процесс Вашего лечения сеансом? Процедурой? Приемом?

2. Как Вы говорите, когда человек выздоровел,— «одыбался», «оживел», «ожил»?

3. Почему человек заболевает, в чем причины болезни? От чего это зависит? От сглаза (оговора, призора, урока), порчи, ветра (поветрия), случайности? Как можно сглазить, оговорить?

4. Есть ли одна или несколько причин для всех болезней (например, некоторые говорят, что все болезни — «от нервов», «от простуды» и т. д.)?

5. Может ли, по-Вашему, кто-то наслать болезни? Это происходит преднамеренно или случайно? Приносятся ли разные болезни разными духами?

6. Не является ли болезнь божьей карой, насылаемой на людей за грехи?

7. Можно ли представить болезнь в конкретном облике (сакральное олицетворение болезни)?

8. Можно ли считать болезнь похищением души, вселением в душу злого духа или нечистой силы? Можно ли сказать, что в человеке сидит конкретная колдунья, которая принесла ему вред? Исходя из чего Вы это заключили?

9. Нет ли обычая прятаться от болезни, притворяться умершим, отгонять (изгонять) болезнь испугом (перепугом) больного?

10. Через какие предметы насылается болезнь (след, слюну, волосы, соль)?

11. Нет ли в Вашей местности поверий, что заболевание происходит в результате потери тени (или нанесения ей вреда)?

12. Когда люди болели больше — раньше или сейчас? Почему?

13. Есть ли предвестия болезни (особые предзнаменования, ощущения)?

14. Как, по каким признакам Вы узнаете, чем болен человек (диагностика болезни)? Как проходит болезнь (ход болезни)? Как меняется заболевший человек внешне? Внутренне? Болезнь — это состояние тела или (и) души?

15. Каково проявление болезни (подробно уточнить симптомы каждой болезни, методами лечения которой обладает интервьюируемый)?

16. Знаете ли Вы строение человека (анатомия), названия частей тела, костей? Есть ли специальные слова для их обозначения (этнические названия)?

17. Как Вы считаете, можно ли вылечить путем изменения имени?

18. Есть ли способы профилактики болезней? Какие из них Вы знаете? Профилактика разных болезней: желудочно-кишечных (система питания, прием настоев из трав), сердечно-сосудистых (прием настоев из трав), простудных (ношение теплой одежды, закаливание, прием настоев из трав). Как способствовала профилактике болезней чистота жилища (гигиена, санитария)?

19. Всегда ли можно было плеваться? Не возникали и болезни из-за плевков? Когда и куда нельзя было плевать?

Лечение: основная часть

20. Как происходит процесс лечения (заговорно-заклинательный акт) от конкретной болезни или магический ритуал (например, гадания)? Опишите его. Что происходит в начале, что в середине, что в конце? Есть у этого ритуала какие-то этапы?

21. В какое время суток Вы лечите? Почему?

22. Зависит ли выбор времени лечения от конкретной болезни? С чем это связано?

23. Ориентируетесь ли Вы в лечении на солнце (время суток — утро, полдень, вечер, 12 часов ночи, ночь; положение солнца по отношению к линии горизонта — например, «солнце на обеде»)? С чем связано лечение в это время?

24. Ориентируетесь ли Вы в лечении на луну (фазы луны — растущий месяц, половина месяца, новолуние, полнолуние, убывающий месяц)? С чем связано лечение в это время?

25. Есть ли приуроченность лечения к определенным дням недели (понедельник, вторник, среда и т. д.)? Есть ли «мужские» и «женские» дни для лечения? Есть ли «сухие» дни для лечения? Какие это дни? Что в них можно и нельзя делать? Какие болезни лечатся в эти дни?

26. Лечатся ли какие-либо болезни в определенные праздники (церковные, народные, светские)?

27. Совершаются ли какие-нибудь обряды (не лечебные) в определенные дни года (например, для посадки капусты, заговоры от воров, выгон скота, задабривание домового и т. д.)?

28. В каком месте Вы лечите или совершаете часть лечебного или иного ритуала (улица, перекресток, дом, баня, пригон для скота и т. д.)? Что особенного в том месте, где происходит лечение?

29. Где именно в помещении Вы совершаете лечебный ритуал?

30. На какую сторону света выходят окна помещения, где Вы лечите (на север, юг, запад, восток). Если это важно, то с чем связано?

31. Есть ли в помещении, в котором Вы лечите, иконы? Какие святые изображены на них? От кого достались эти иконы (унаследованы от родственников, подарены пациентами)? Есть ли любимые иконы? Есть ли обязательные для лечения иконы? (Сфотографируйте то место, где находятся иконы.) Какие святые считаются специальными целителями от (той или иной) болезни?

32. Если лечение происходит в бане, как готовится баня для лечения? Как топится?

33. Применяли ли Вы в лечении пропускание больного, например, через хомут, раздвоенное дерево, нору (вырытую в земле), калач из сырого теста и т. д.?

34. Продавали ли ребенка (больного). Кому? За какую сумму? От каких болезней? Перепродавал ли ребенка купивший его?

35. Какой должна быть обстановка во время лечения: допускаете ли Вы, чтобы при лечении в помещении находились посторонние люди; родственники? Почему?

36. Должна ли соблюдаться во время лечения тишина?

37. Имеет ли значение, в какой одежде Вы лечите (например, лечите только в платье, в юбке, с покрытой головой)? Связано ли это с лечением определенной болезни (например, испуга)? Имеет ли значение, распущены или собраны у Вас волосы во время лечения?

38. Обязательно ли при проведении лечения Вам быть одетым в чистую одежду?

39. Обязателен ли для одежды, которая на Вас, определенный цвет (например, белый)?

40. Носите ли Вы нательный крестик (постоянно или только во время лечения)?

41. Есть ли обязательные элементы одежды, обуви, украшений во время лечения? Если да, то помогают ли и как помогают они Вам во время лечения?

42. Имеет ли значение одежда больного? Используете ли Вы его одежду в обряде лечения (например, Вы снимаете одежду больного и сушите, встряхиваете, стираете, выбрасываете ее, что-то в нее зашиваете)?

43. Лечите ли Вы больного без одежды? От каких болезней? Чего не должно быть на больном во время лечения (элементов одежды, украшений)?

44. Если Вы лечите христианина (мусульманина), должен ли он снять знак своей веры (крестик, подвеску-полумесяц)?

45. Может ли лечить женщина в период месячных? В период беременности? Есть ли другие запретные периоды для лечения (у женщин и мужчин) в течение жизни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Как Вы настраиваетесь на лечение (например, читаете перед лечением особую молитву, ни с кем не разговариваете, не имеете половой связи с мужем (женой) и т. д.)?

47. Работаете ли Вы руками? Покажите, пожалуйста, как это происходит (держите руки над головой, водите по телу, прикасаетесь, держите их на расстоянии и т. д.)?

48. Как Вы произносите тексты, с помощью которых лечите (шепотом, про себя, тихо, громко, быстро, медленно). Почему?

49. Напоминает ли Вам чтение текста напевание песни? Есть ли у него мелодия, ритм (обладает ли он ритмом, позволяющим Вам его как бы напевать)? Можно ли исполнять заговоры как песню (в песенно-мелодическом варианте)?

50. Используете ли Вы во время лечения музыку? Какую? С какой целью?

51. Все ли тексты произносятся одинаково (например, одинаково шепотом, одинаково ритмично)? Делаете ли Вы во время произнесения текста паузы? В каком месте текста? Почему?

52. Сколько раз Вам нужно прочитать заговор, чтобы он помог? От чего это зависит (от запущенности болезни, вида болезни, больного, его восприимчивости к лечению и т. д.)?

53. Какие тексты для Вас более ценные — маленькие или большие? Почему?

54. Всегда ли Вы говорите в конце текста «аминь»?

55. Можно ли выделить в тексте главное, основное место, то, которое особенно сильно воздействует на человека, животное (или другой объект)?

56. Есть ли в Ваших текстах такое место, которое называется «ключом», «замком»? Где оно находится в тексте? Заключена ли в нем особая сила?

57. Можно ли менять слова в тексте или произносить его не полностью, если забыл слова, предложения? Не повлияет ли это на результат лечения?

58. Бывает ли так, что во время лечения Вы забываете слова текста? Что это значит (например, человек сильно сглажен)?

59. Можно ли прервать процесс лечения (например, когда кто-то помешал)? С какого момента его нужно возобновить (с того же, на котором остановись, повторить сначала)?

60. Когда Вы произносите текст, не возникает ли у вас ощущение, что Вы находитесь в том мире, который описывает текст (Вы как бы переноситесь в те места)?

61. Понимаете ли Вы смысл текста? Есть ли в тексте слова, которые Вам не понятны?

62. Лечите ли Вы, читая тексты «с бумаги»? Можно ли лечить «с книги»? Если да, то почему, и не влияет ли это на результаты лечения?

63. Когда Вы лечите, то делаете ли что-то еще, помимо чтения молитвы, заговора? Как «работают» Ваши мысли? Вы делаете что-то мысленно, производите какие-то операции?

64. Вы лечите с закрытыми глазами? Если да, то как Вам это помогает в лечении?

65. Что Вы чувствуете, когда произносите текст, вообще проводите лечение? Опишите Ваши ощущения (волнение, дрожь, спокойствие, жар, прохлада, ветерок, вибрация и др.). В каком месте тела они возникают? Когда они исчезают? Происходит ли у Вас изменение сознания? Впадаете ли Вы во время лечения в транс?

66. Наблюдаете ли Вы за состоянием больного во время лечения?

67. Знаете ли Вы, что испытывает пациент во время процесса лечения? Какую картину видит? Отличаются ли ваши ощущения, образы?

68. Замечаете ли Вы, что происходит с пациентом внешне, когда Вы его лечите (изменение в поведении: он меняется физически, как бы спит, дремлет, испытывает дрожь, потрясывание, спокойствие и т. д.)? Спрашиваете ли Вы его, что он испытывает во время лечения? При каких болезнях изменения больного при лечении наиболее заметны? С чем это может быть связано?

69. Сколько раз нужно прийти к Вам пациенту? От чего это зависит?

70. Сколько человек в день, неделю Вы можете принять для лечения? От чего это зависит (от вида болезни, Ваших сил, пациента — его сильной энергетики и т. д.)?

71. Какие способы избавления от болезней Вы применяете?

72. Что Вы делаете с ногтями, волосами больного? Выбрасываете, куда? Сжигаете, как?

73. Помогают ли Вам при лечении природные силы, явления, стихии (например, ветер, вода, земля и т. д.)?

74. Имеет ли значение ветер при насылании болезни и излечении от нее? Почему болезни легче передаются «по ветру»? Запрещаете ли Вы больному после лечения выходить на ветер (выносить ребенка на ветер после лечения)? Почему?

75. Используете ли Вы для лечения огонь? Чему он содействует (например, уничтожает зло, отрицательную энергию, которые заключены в вещах, предметах)? Где можно сжигать наговоренные вещи (например, только в печи)? Что при этом говорите (делаете) Вы и говорит (делает) больной? Известны ли случаи «перепекания» («запекания») детей (сажания их с какой-либо целью в печь), как и для чего это делалось? Каких детей «запекали» («подмененных», отстающих в развитии и т. д.)? «Запекали» ли вместо ребенка какой-либо предмет (одежду, полено и т. д.)?

76. Наговариваете ли Вы для лечения воду? Как Вы это делаете? С помощью чего Вы обрабатываете воду — молитвой, руками, глазами, предметами, веществами? Какие предметы, вещества еще используете (например, угольки, нож, ложки, вилки, камни, соль и т. д.)? Что такое «молчаная вода»?

77. Не считается ли особо целительной родная земля? Закапываете ли Вы в землю предметы во время лечения (например, заговоренные или на которые наведена порча)? Берете ли Вы землю с могилки для лечения тоски, других болезней? Какая это должна быть могилка (например, человека с таким же именем, как у больного)?

78. Используете ли Вы во время лечения какие-либо особые растения или их части (например, пасхальные вербочки)? Каким растениям приписываются чудесные (целительные) свойства?

79. Используете ли Вы в лечении предметы?

80. Что Вы даете пациенту с собой домой? Заряжаете ли Вы амулеты, предметы-обереги?

81. Сплевываете ли Вы после лечения (произнесения заговора, молитвы)? В какую сторону? Сплевывает ли пациент? Что это означает?

82. Всегда ли Вы можете лечить? Отказывали ли вы обратившемуся к Вам за лечением? С чем это связано?

83. Как Вас благодарят за лечение (деньги, продукты, промышленные товары)?

84. Назначаете ли Вы цену за лечение? Или Вам платят столько, сколько захотят сами?

85. Знаете ли Вы, сколько берут за лечение другие знахари?

86. Считаете ли Вы ваше занятие (врачевание, магия) трудом, за который нужно платить?

87. Если Вы не берете деньги, то почему? Как поступал Ваш учитель?

88. Обижаетесь ли Вы, если Вас не отблагодарят (деньгами или вещью)? Поможет ли в таком случае лечение?

Постпозиция лечения

89. Как Вы чувствуете себя после лечения? Болеете ли Вы? Как сильно?

90. От чего зависит Ваше состояние после лечения (например, от сильной болезни, которой поражен пациент, от его внутренней силы, энергии и т. д.)?

91. С помощью каких средств Вы восстанавливаетесь после лечения (например, отдыхаете, употребляете лекарства, пьете травы, чай, читаете заговоры для восстановления сил, некоторое время никого не лечите и т. д.)?

92. Лечите ли Вы сами себя?

93. Лечите ли Вы (можете ли лечить) своих родственников (например, детей, внуков)?

94. Можете ли Вы отказать пришедшему к Вам в помощи? Почему?

95. Есть ли болезни, которые вылечить нельзя (никому)?

96. Что важно для достижения положительного результата лечения (например, точное соблюдение обряда, сила веры в лечение и его результат, внушение и т. д.)? Можно ли сказать, кто исцеляет пациента — Вы или какая-то сила, энергия? Откуда она идет?

97. Сколько обычно к Вам обращается людей (за день, неделю, месяц, год)? Из каких мест обращаются пациенты (соседние села, города, из других регионов России)?

98. Как Ваши пациенты нашли Вас? Спрашиваете ли Вы их об этом?

99. Поддерживаете ли Вы отношения со своими больными после их обращения к Вам? Знаете ли Вы об их судьбе? Общаются ли они с Вами?

100. Были ли случаи, когда Ваше лечение не помогало, а, напротив, приносило вред? Отчего, как Вы думаете, это происходит? Что Вы при этом советуете пациенту (например, найти другого лекаря)?

5. Классификация болезней (народная медицина и ветеринария)

1. Острые заразные болезни: дифтерит, корь, лихорадка, оспа, скарлатина, тетка, тиф, свинка (паратит).

2. Внутренние болезни: 1) боль в груди, водянка, дурная кровища, желтуха, золотуха, кам-чуг; 2) нутро и его болезни: давление сердца, живот болит, икота, куюн, надсада, понос, пуп сорван, поясница болит, резь в животе; 3) простуда в разных видах: ветреный перелом, жар стоит, заушеница, кашель, колотье, ломота, насмОрка, простуда вообще, руки терпнут, рожа, удушье, цынга, чахотка. Собачья старость, усьян, утин. Употребляют ли слова «сопатеть» — заболеть насморком, «кыхать» — кашлять? Как говорят, когда человек простудился,— «простыл», «остыл»? Как говорят, когда человек мерзнет,— «калеет», «закалевает», «скалевает»? Температура.

3. Нервные болезни: головная боль, мозги не на месте, запой, озовище, озев, потеря памяти, бессонница, испуг, колтун, крик, криксы, младенчик, падучая, переполохи, плач, полуношни-ца, порча (кила, икота...), родимец (родимчик), сглаз, тоска (является ли тоска болезнью?), уроки, чемерь, эпилепсия. Как относятся к умалишенным? Как их лечат?

4. Хирургические болезни: 1) глазные болезни: бельмо, засорение глаз, куричья слепота, соринка в глазу, ячмень, глухота; 2) горловые болезни: горло перехватит, глотать больно, грыжа, заноза, зоб, кровотечения, нарывы, ожоги, опухоли, рак (опухоль), посеки и порезы, сучье вымя (сучья титька, собачье вымя), ушибы, горловая болезнь (щитовидка); 3) болезни костей: волос, звих, мадежи, змеевик, зубище, сотрясение головы, зубная боль, изломы костей, ломота в костях, могильная кость, ногтоедка, скрип в руке (скрипун). Переломы, ушибы, травмы костей, черепа. Как говорят, когда человек захромал («скопытиться»)? Утин. Геморрой.

5. Накожные болезни: бородавки, веред, веснушки, воссА, вшивость, заусеница, коросты, круги, летучий огонь (болячки возле рта), лишай, межуперстница, мозоли, обветреют губы, обветреют руки, потение ног, призоры, притка, прыщи, прелость (опрелость), цыпки, чесотка, чирей, шипицы, нарица, огниг, пакалица, скула, щекотуха, щетинка (щетина). Ожог.

6. Болезни мочеполовых органов: грыжа, недержание мочи, резь, хомут.

7. Помощь в несчастных случаях: змеиный укус, оглушение громом, угар, укус собаки, отравление, утопленники, укус пчел, клещей. Яды и противоядия. Заноза.

8. Женские болезни: бесплодие, абортивные средства, боль в животе, брюхо поносит, грудница, золотник, маточные кровотечения, молока мало у матери, нарывы на грудях. Заговоры при родах (трудных родах). Запреты для беременной. Мужские болезни. Нестоячка.

9. Детские болезни: бессонница, плохой сон, грыжа, дифтерит, душноростность, запор, испуг, корь, младенческая, не говорит долго (чтобы ребенок заговорил), не ходит долго, на молочные зубы, на зубную боль, ночное недержание мочи (чтобы не писался ребенок, от энуреза), ночной рев, подопрелость, полуношник, понос, родимец, родимо пятно, скарлатина, слюня-

вость, собачья старость, сохнет ребенок, стень, чикотун, щетина, сглаз, испуг, уроки, если гноятся глазки, если ребенок подавился. На здоровье. При отнятии ребенка от груди.

10. Народная ветеринария: 1) болезни лошадей: весна берет, задержание мочи, заковка, запалевый (зажженный) конь, исплечился конь, мокрец, мышакИ, надАвы, надсада, наросты поверх копыт, «не стоят кони», ноготь, окорм, опой, спину ломает, трещина на копыте; 2) болезни коров: вши на языке, глаза слезятся, грудница, жЕлезы раздулись, мокрец, мышакИ, понос, потеря жвачки, сухие коросты, хворь на корове; 3) болезни собак и свиней: заушница, собачье бешенство, укусы здоровой собаки, укусы змеи, чума у собак, худобА у свиней; 4) болезни домашних птиц: поветрия на куре, поет в горлышке, слабые ноги у цыплят; 5) общие болезни: бельма на глазах, вши, грыжа, молосник, падеж скота, переломы костей, пучит скотину, соринка в глазу, запор, тела скот не держит, укусы змеи, черви в горле, ящур, испуг, сглаз, порча. Эпизоотия.

11. От всех болезней.

6. Традиционные медицинские и магические средства

Фитотерапия

1. Кто Вас научил лечению с помощью трав? Читаете ли Вы специальные книги по фитотерапии (применению трав)? Каких авторов? Знаете ли Вы книги, статьи Л. Н. Суриной?

2. Какие травы Вы применяете для лечения (дикорастущие, садовые и комнатные травы)? Как они называются? Имеет ли одна и та же трава несколько названий?

3. Каковы свойства применяемых Вами трав?

4. Как Вы заготавливаете травы: место сбора, время сбора, способы сбора, обработки, сушки, хранения, длительность использования?

5. Произносите ли Вы какие-нибудь слова (молитвы, заговоры), когда собираете травы? Как при этом одеваетесь и как готовитесь? Что говорил по этому поводу Ваш учитель?

6. Какие Вы изготавливаете препараты на основе трав (настойки, отвары, сборы, чаи)? Откуда они Вам стали известны?

7. Какие части трав (растений) Вы используете для лечения (побеги, листья, корни, цветки, плоды, почки)?

8. Делаете ли Вы из трав сборы? Какие травы входят в сборы, каковы их пропорции? Откуда они Вам стали известны?

9. Каковы правила приема тех или иных трав: дозировка, время приема, определенная диета перед приемом трав и после, до или после еды, органичения, срок лечения? Каковы результаты лечения? Как называются Ваши препараты?

10. Читаете ли Вы на травы особую молитву перед тем, как из нее приготовить лекарство? Что это за молитва? Необходимо ли в этой молитве упоминание имени больного?

11. Используете ли Вы в лечении другие средства растительного происхождения (например, грибы)? Какие? Применяете ли для лечения мухомор? Как?

12. Используете ли Вы травы в своей повседневной жизни?

Другие средства и приемы лечения

13. Применяете ли Вы в лечении препараты животного происхождения?

14. Используете ли Вы пиявки? От каких болезней ими лечите? На какой срок и куда ставите пиявки (на десны, шею, спину, ноги, руки и т. д.)? Как ловят пиявки? Какие пиявки используете? Как их храните? Используете ли повторно?

15. Используете ли Вы различные металлы, соли, минеральные вещества, другие природные средства (медный купорос, монеты; деготь, смола, сера; мази, пластыри, составы; настойки на водке, самогоне и воде; песок, глина).

16. Лечите ли Вы с помощью продуктов пчеловодства (апитерапия)? Кто Вам передал эти знания? Держите ли сами пчел? Лечитесь ли Вы с помощью укусов пчел? Сколько пчел Вы ставите? Увеличиваете ли количество укусов во время лечения? Какое количество укусов максимально ? На какое место Вы ставите пчелу? Как ее держите ?

17. Применяете ли Вы при лечении кровопускание (рудометство)? С помощью чего вскрываете вены (нож, современные медицинские средства)? При каком диагнозе применяете этот прием? Сколько раз проводите процедуру? Как готовите место кровопускания (например, распариваете, протираете особым составом)? Как останавливаете кровь? Говорите ли при кровопускании какие-нибудь слова (заговор, молитва)?

18. Используете ли Вы в лечении специальные инструменты (хирургические при кровопускании, проколах, удалении зубов, лечении переломов, вырезывании заноз, дроби, пуль; банки (для лечения простуды, вправления живота); закапывающие)?

19. Проводили ли раньше операции (ход операции, послеоперационный уход, кто делал операции, были ли запреты для проведения операции)? Какими средствами проводили обезболивание перед операцией? Как соблюдалась гигиена?

20. Используете ли Вы при лечении приемы внушения, гипноз (психотерапия)? С какой целью Вы это делаете и при лечении какой болезни?

21. Какое место в Вашем лечении занимает физиотерапия (тепло, холод, вода, массаж, лучи солнца; глина, грязи, минеральные средства; пар, жар, баня, веники, ванны из трав, компрессы и т. д.)?

22. Применяете ли систему закаливания?

23. Рекомендуете ли Вы своим пациентам в качестве профилактического и лечебного средства пищевые воздержания и ограничения в приеме пищи (пост; диета)?

24. Как Вы ухаживаете за телом, лицом, волосам, кожей (косметика)? Обращается ли кто-нибудь к Вам с этими проблемами? Какими причинами они бывают вызваны?

25. Что Вы делаете и говорите (какие молитвы, заговоры), чтобы облегчить роды; что говорит при родах роженица (акушерство и гинекология)? Как называют того, кто принимает роды? Сохраняете ли после родов послед, «рубашку» (как это было раньше и как обстоит дело сейчас)?

26. Уход за детьми (кормление, пеленание, мытье ребенка, закаливание детей). Детские болезни и их лечение.

27. Как соблюдаете правила гигиены, санитарии (уход за телом, гигиена жилых помещений, способы хранения и обработки продуктов, способы хранения и обработки одежды, устройство мест для отбросов и т. д.)?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Афанасьева-Медведева Г. В. Восточносибирские ареалы распространения номинаций колдуна, колдуньи (на материале мифопоэтических рассказов) // Русский фольклор Сибири. Художественный образ. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. С. 58-66.

Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов этнографического бюро кн. В. Н. Тени-шева (на примере Владимирской губернии) / Авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. 472 с.

Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии). Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижнеудинский уезд, Иркутская губерния // Живая старина. Пг, 1916. Вып. 4 (1915). С. 325-432.

Волохина И. В. Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX — XX вв.). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 160 с.

Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практики: Учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. 200 с.

Ермакова Е. Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX — начало XXI вв.): В 2 т. Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. Т. 1. 204 с.; Т. 2. 380 с.

Замкну замки замками: Заговорно-заклинательная поэзия Шадринского края / Сост. В. Н. Бекетова, М. А. Колмогорцев. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2001. 119 с.

КорминаЖ. В. Неинтересные темы // http://www.eu.spb.ru/cfe/conf/01.htm

Криничная Н. А. Посвящение в колдуны: Историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний // ЭО. 2002. № 2. С. 10-23.

Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2004. 1008 с.

Круглов Ю. В. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

Лаборатория фольклора. XXа. Народная медицина // http://www.ruthenia.ru/folklore/folklore-laboratory/ 20A_MED.htm

Леонова Т. Г. Проблемы изучения регионального фольклора // http://www.centrfolk.ru/Leonova1.htm

Листова Т. А. Программа сбора материала по обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка // Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 292-307.

Морохин В. И. Методика собирания фольклора: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990. 86 с.

Никонова Л. И., Кондрина И. А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: Историко-этнографическое исследование. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 288 с.

Новикова Н. И. Религия народов Западной Сибири // Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. С. 151-160.

Полевые вопросники и исследовательские программы для собирания фольклора / Под ред. Т. Б. Диа-новой. М.: МГУ, 1999. 176 с.

Полесские заговоры (в записях 1970-1990-х гг.) / Сост., подгот. текстов и коммент. Т. А. Агапкиной, Е. Е. Левкиевской, А. Л. Топоркова. М.: Изд-во «Индрик», 2003. 752 с.

Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / Под ред. В. П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998. 480 с.

Русские заговоры Карелии / Сост. Т. С. Курец. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 2000. 276 с.

Селиванов Ф. М. Студенческая фольклорная практика: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1982.

68 с.

Сурина Л. Н., Баранов А. А., Сурин-Левицкий С. В. Земли Тюменской травы целебные. Тюмень: Слово, 2002. 592 с.

Темплинг В. Я. Народная медицина русского населения Западной Сибири XIX в. (социокультурный аспект): Дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996. 192 с.

Темплинг В. Я. Об одном варианте освоения пространства // Русские: Материалы VII Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2004. С. 416-419.

Темплинг В. Я. Индивидуальный магико-медицинский опыт (к характеристике вертикальной структуры традиционной народной медицины) // Культурное пространство региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Мандрика, 2005. С. 127-135.

Темплинг В. Я., Туров С. В. Бытование заговора в современной деревне Зауралья // Религия и церковь в Сибири. Вып. 3: Письменные и устные источники заговоров. Тюмень: Лада, 1992. С. 39-66.

Томилов Н. А, Кадырова Л. М., Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Народные знания: Программа сбора материалов // Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. С. 127-135.

Традиционная русская магия в записях конца XX века / Авт.-сост. С. Б. Адоньева, О. А. Овчинникова. СПб.: ФрЪндлихъ-Таф, 1993. 176 с.

Харина Н. Е. Собирание мифологических рассказов // Методические указания по собиранию фольклора. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1994. С. 16-21.

Харитонова В. И. «Избранники духов», «преемники колдунов», «посвященные учителями»: Обретение магико-мистических свойств, знаний, навыков // ЭО. 1997. № 5. С. 16-35.

Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: Проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. Ч. 1-2. М.: ИЭиА РАН, 1999. Ч. 1. 292 с.; Ч. 2. 310 с.

Харитонова В. И. Без веры и надежды... (к проблеме возрождения традиционных религиозномагических практик) // ЭО. 2003. № 3. С. 60-83.

Тюменский государственный университет

Subject to publication being a questionnaire to collect data on traditional magic-and-medical knowledge, considering basic terms, as well as development of magic-and-mystic skills, knowledge, and features; individual qualities of a person possessing such knowledge; a magic-and-medical ritual; classification of diseases; and traditional methods. The questionnaire is based on the author’s personal experience under field activities, supported by published sources. The publication is meant to help future participants of ethnographic and folklore practices in preparing for a field season.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.