Научная статья на тему 'Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира'

Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10677
1367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ТРАДИЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ОБЫЧАЙ / СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА / ЗАКОН / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕКСТ / ТОРА / КОРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович

В статье рассматривается проблематика специфики традиционных и религиозных правовых семей стран современного мира. Изучаются вопросы соотношения различных источников права, в разных группах стран принадлежащих к семьям религиозного и традиционного права. Выявляются их специфические черты, позволяющие отграничивать от семей романо-германской, англосаксонской и социалистической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маюров Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND RELIGIOUS LEGAL FAMILIES IN THE COUNTRIES OF THE MODERN WORLD

The article discusses the issue of specificity of the traditional and religious legal families of the countries of the modern world. A study of correlation between various sources of law in different groups of countries belonging to the families of the religious and traditional law. Identifies their specific features, allowing to distinguish from the families of Romano-Germanic, Anglo-Saxon and socialist groups.

Текст научной работы на тему «Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира»

Социально-политические науки

5'2017

7. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

7.1. ТРАДИЦИОННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Маюров Николай Петрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный сотрудник МВД России, заведующий кафедрой государственного и административного права

Место работы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС г. Санкт-Петербург

mayurov2010@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблематика специфики традиционных и религиозных правовых семей стран современного мира. Изучаются вопросы соотношения различных источников права, в разных группах стран принадлежащих к семьям религиозного и традиционного права. Выявляются их специфические черты, позволяющие отграничивать от семей романо-германской, англосаксонской и социалистической группы.

Ключевые слова: право, традиция, религия, обычай, страны современного мира, закон, религиозный текст, Тора, Коран.

TRADITIONAL AND RELIGIOUS LEGAL FAMILIES IN THE COUNTRIES OF THE MODERN WORLD

Maуurov Nikolay P., doctor of legal sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation, head of the department of state and administrative law

Place of employment: Interregional Institute of Economics and Law at the IPA EurAsEQ Saint Petersburg

mayurov2010@mail.ru

Abstract: the article discusses the issue of specificity of the traditional and religious legal families of the countries of the modern world. A study of correlation between various sources of law in different groups of countries belonging to the families of the religious and traditional law. Identifies their specific features, allowing to distinguish from the families of Romano-Germanic, Anglo-Saxon and socialist groups.

Keywords: law, tradition, religion, custom, modern country in the world, the law, religious text, the Torah, the Koran.

Данная группа национальных правовых семей включает в себя государства, в которых в числе важнейших источников права признается правовой обычай, нормы религиозных источников права, традиции и т. п. Поскольку в основе организации подобных правовых систем положены принципы специфики правовой культуры, являющейся частью общей культуры народов, каждая из них отличается своей уникальностью. Правовая система Индии, отчасти Японии, Израиля и некоторых других государств включает в себя многие принципиальные положения семьи общего права или романо-германской правовой семьи. Но в них огромную роль при построении системы законодательства, структуры системы права играют древние религиозные обычаи и нормы. Кроме того, выделяется особая семья мусульманского права, в которых нормы религии имеют приоритет перед положениями светского законодательства. К семье религиозного мусульманского права относятся Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Иран, Катар, Бахрейн, Иордания и др. Содержание норм, закреплённых в источниках права, часто составляют именно нормы религии, а не положения, сформулированные в настоящее время светскими органами власти. [1, С. 251]

Еврейское право. На протяжении длительного периода времени у еврейского народа не существовало своего государства. Но на протяжении более тысячелетия нормы его религиозного права был и сохранены. Во многом понятие закона и религиозной нормы являлись тождественными.

В истории еврейского права специалисты выделяют следующие два основных этапа, которые, подразделяются на периоды. Первый этап с Письменного Учения и завершается окончанием составления Талмуда, Пятикнижия Моисея. Второй этап продолжается с периода завершения Талмуда и продолжается в настоящее время. В начале XX в. создается система судов раввинов, которые на правовой основе формируют и упорядочивают судопроизводство. В 1943 г. Главный раввинат разрабатывает судебную процедуру: порядок подачи заявления в суд, порядок судебного разбирательства, порядок предоставления доказательств, порядок обжалования судебных решений и др. Некоторые процедурные вопросы решалась на основе положений Галахи, некоторые на основе общепринятых судебных процедур. Имели место и новшества. В частности уравнивание прав мужчин и женщин в области имущественных отношений и семейного права. В 1944 г. устанавливается сумма брачного контракта «кетуба». Принимается постановление об обязанности отца содержать своих детей до 15 лет. В 1950 г. постановлением раввинского суда было запрещено вступление в брак лиц до 16-ти лет. Роль еврейского права в системе законодательства определяется в законотворчестве Кнессета. Закон должен учитывать уже существующие в стране отношения, традиции и нормы религиозной морали. Он должен базироваться на существующих в стране нормах конституции и других законов, еврейском религиозном праве и международном праве. При этом, в случае возникающих юридических противоречиях, предпочтение в отдается положениям традици-

Маюров Н. П.

ТРАДИЦИОННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

онного религиозного еврейского права. Содержание норм светского законодательства во многом составляют религиозные нормы. [2, С. 188]

Каноническое право составляют нормы заключенные в Священном писании, учениях отцов церкви и постановлениях церковных соборов. В римской католической церкви большое значение в нормативном регулировании принадлежит энцикликам, буллам и другим актам Римского папы. На протяжении многих веков основу многих отраслей права - семейного, наследственного и др., составляли именно нормы канонического права. Но постепенно значение религиозных норм неуклонно снижалось. В настоящее время канонические нормы являются частью исторической традиции и мало применяются непосредственно. В числе примеров действия норм канонического права следует отметить возможность церковной регистрации брака в Великобритании, ФРГ, Италии и др. В целом только Ватикан является государством, в котором нормы канона имеют приоритетное значение как средство нормативного регулирования. Но нельзя забывать, что положения христианской морали лежат в основе признания естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Право на жизнь, моногамная модель брака, запрет деяний против жизни, имущества, половой неприкосновенности и т. п. были впервые сформулированы именно в нормах канонического права. Но в настоящее время в странах Европейского союза наметилась очевидная тенденция к отказу от традиционных христианских ценностей. [3, С. 251]

В свою очередь в странах семьи мусульманского права в стоящее время проживают сотни миллионов человек. Основу национальных правовых систем в данном случае составляют норм составляющие сугубо религиозное содержание. Перечень источников права у суннитов и шиитов при этом несколько различается. Но это отличия связанны с содержанием некоторых религиозных предписаний, вопросов о формировании верховной власти в стране, взаимоотношении народа и правителя и др. Сам фундаментальный принцип о приоритете религиозных норм перед светским законодательством сомнению не подвергается. К государствам мусульманской правовой семьи относятся Иран, Ирак, Саудовская Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Пакистан, Судан, Индонезию и др.

Фундаментальный принцип, лежащий в основе традиционной исламской правовой семьи заключается в том, что источником права является Аллах. Он открыл право своему пророку Мухаммеду. Источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс. Кроме того, большое значение принадлежит нормам правовых обычаев - адату. [1, С. 122]

Коран - это священная книга, состоит из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных в Мекке и Медине. Нормы Корана закрепляют морально-этические принципы сострадания, честности. Утверждается доверие в предпринимательских отношениях, неподкупность и независимость правосудия, подчиненного только требованиям соблюдения религии и светского закона. Следует отметить, что Коран, по сути, представляет собой свободный нормативный акт. Он закрепляет нормы регулирующие отношения, начиная от специфики образом, кредитования и заканчивая организацией формы правления. Он логически разделён на суры статьи, как правило, не допускающие двоякого толкования. Суры логически группируются в группы институтов права. 6219 стихов Корна во многом аналогичны статьям

кодифицированного акта.

Сунна является мусульманским священным преданием. Оно рассказывает о жизни пророка, является сборником норм-традиций сложившихся на основе анализа жизни пророка как образца поведения правоверного мусульманина. Иджма - это комментарии религиозных текстов ислама, толкование норм Корана которые была даны выдающимися знатоками норм исламского права. Правовая доктрина является важным источником в семье исламского права. При помощи токования существует возможность восполнения пробелов в нормативном регулировании. Толкование часто имеет место при решении вопросов о соответствии норм законодательных актов религиозным нормам.

Кияс представляет собой применение религиозных норм по аналогии. При этом в странах, где господствует доктрина шиитов, в первую очередь в государствах Персидского залива значение данного источника подвергается сомнению, поскольку религиозные нормы должны применяться только непосредственно, а не по аналогии и только в соответствии с их духом и буквой.

Часто систему исламского права называют шариатом, буквально надлежащим путем, которым должен идти мусульманин. В данном случае светское право принципиально не отделяется от религиозного. Они являются тождественными. Для мусульманина шариат в первую очередь выступает как перечень обязанностей людей. Шариат более широкое понятие, чем право. Он включает в себя целый комплекс часто неписанных правил поведения, которым должен следовать каждый правоверный. Шариат это свод морально-этических правил. Но в некоторых странах, например, В Катаре, Саудовской Аравии правовое значение шариата не подвергается сомнению. Несмотря на значительную ценность неукоснительного соблюдения предписаний морали значительный недостаток подобной системы правового регулирования заключается в его чрезвычайной архаичности. Например, в области санкций применяются отрубание конечностей, принцип талиона, бесчеловечные наказания за измену и многое другое.

В странах данной правовой семьи часто отрицается равенство прав и свобод мужчин и женщин. В некоторых странах до настоящего времени консервируются феодальные, и даже родоплеменные нормы поведения. Закрепляется полигамная модель брака, при которой мужчина может иметь четыре законные жены и неограниченное число любовниц. Семейные отношения отличаются патриархальностью, когда отец семейства обладает значительной властью в отношении даже совершеннолетних членов своей семьи.

Среди источников права после норм религиозных текстов обычаев, доктрины и традиции особо выделяются нормативные акты. Но конституции не обладают высшей силой. Они должны соответствовать Корану и другим источникам мусульманского права. Юридической мыслью считается, что нормы, данные Аллахом, обладают высшей юридической силой по сравнению со сформулированными человеком. Во многом науки юриспруденции и богословия пересекаются по предмету и объекту своего изучения. Например, роль конституции в Саудовской Аравии играет Коран. Главной санкцией за нарушение нормы права выступает не столько меры принуждения, применяемые государством, сколько воздаяние после смерти.

Важнейшей задачей государства в исламе это исполнение воли Аллаха на земле. С точки зрения суннитов

Социально-политические науки

5 '2017

государство должно иметь республиканскую форму правления. Каждый правоверный может принять участие в выборах правителя. Но правитель должен сохранять свою власть только до тех пор, пока он соблюдает нормы ислама. Мнение знатоков права обязательно для правителя для сохранения легитимности. В Иране должность Рахбара - духовного лидера по конституции находится выше должности президента страны. Присяга принимается на Коране. Особый совет знатоков норм исламского права существующий в большинстве государств фактически исполняет роль конституционного суда. [2, С. 112]

Эпоха колониализма оказала своё влияние. Подобные государства восприняли основы романо-германской или англосаксонской правовых семей. В современных странах Центральной Африки господствует романо-германская правовая семья, но нормы канонического христианского и мусульманского права сохраняют своё действие, считаясь нормами обычного права соответствующих этнических групп. [1, С. 231]

В странах ислама нормы законодательства в значительной степени кодифицированы. Действуют гражданские, торговые, уголовные и другие кодексы. В некоторых странах предпринимались попытки отказа от традиций ислама. Например, государства, в которых победила партия Баас (социалистического возрождения) -Сирия, Египет, Ирак и др. Но в настоящее время данные завоевания были утрачены в ходе войн конца XX -начала XXI вв. В Саудовской Аравии активно применяются принципы построения семьи общего права. В современной Турции нормы шариата уступили место светскому законодательству.

Нормы шариата в той или иной степени применяются во всех государствах ислама. В зависимости от роли религиозных норм и их воздействии на регулирование общественных отношений можно выделить следующие группы стран:

1. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и др. В этих странах нормы шариата имеют прямое действие. Светское законодательство выполняет лишь служебную роль. В нём религиозные положения лишь получают своё более детальное развитие. Все нормативные акты должны соответствовать шариату.

2. Египет, Сирия, Ливан, Мавритания, Пакистан, Судан и др. В подобных государствах нормы ислама определяют правовой статус гражданина. Они применяются при регулировании семейных отношений, наследования, применении мер уголовных санкций и т. п. Но в целом большая часть нормативных актов принимается светскими органами власти и действуют общие нормы соответствовать требованиям религиозной морали. Мусульмане пользуются особыми привилегиями по сравнению с представителями других религий.

3. Тунис, Йемен, Турция и др. В подобных государствах нормы светского законодательства составляют основу нормативного регулирования. Далеко не все нормы шариата признаются и имеют прямое действие. Запрещается многожёнство, жестокие виды наказания, во многом правовой статус мужчины и женщины равны и др. [1, С. 321]

Семья исламского права являются второй по своему распространению. В государствах, в которых данная религия является господствующей и религиозные нормы определяют содержание норм права или применяются непосредственно, живет около 1,5 млрд. человек. Все эти государства объединяет равное признание закрепления в источниках прав норм исламской морали и

основах заповедей и ограничений, которые налагает данная религия. Во многих из них государственным языком является арабский. Численность населения исповедующего ислам в Странах Европы, Северной и Южной Америки неуклонно увеличивается. Существует организация «Исламская конференция» которая объединяет, 57 мусульманских государств, в том числе 6 стран СНГ. [4, С. 251]

Важное значение принадлежит странам семьи индуистского права. К ним относятся Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др. В подобных государствах существует значительное заимствование основ романо-германской и англосаксонской правовых семей. В отличие от стран мусульманского права основой нормативного регулирования признаётся нормативный акт. В результате эти государства можно отнести и к романо-германской правовой семье, но обладающих определёнными особенностями содержания правовых норм. Религиозные источники не имеют непосредственного действия подобно шариату. Но в светских законах в области семейного, наследственного и ряда других отраслей законодательства содержатся именно религиозные предписания. Особенностями нормативного регулирования в подобных государствах до сих пор является соблюдение норм обычного права и кастовая структура общества. В подобных государствах, например, в конституции Индии кастовая иерархия официально запрещена. Но на практике подобные нормы продолжают существовать. Большое значение принадлежит соблюдению обрядов и ритуалов.

В Танзании, Уганде, Кении и некоторых других Африканских государствах до сих пор нормы обычного права составляют содержание светских законов. Нормы обычаев определяют вопросы заключения брака, престолонаследия, например, в Свазиленде, уголовной ответственности и др. Для получения гражданства в Нигерии необходимо быть «укорененным» в одном из существующих племён.

В Японии на протяжении веков соблюдение морально-этических правил выступало тождеством подчинению власти императора. В целом национальная правовая система Японии отличается значительной кодификацией. Но помимо соблюдения нормативных предписаний каждый японец обязан соблюдать многочисленные неписаные морально-этические предписания. Господствую дух коллективизма, неукоснительная взаимопомощь почитания старших и начальства, следование женщины власти мужа и многое другое. Совершение ритуальных самоубийств при выявлении нарушений этических норм или закона в интересах противоречащих интересам корпорации являются обычным явлением.

Основные черты семей традиционного и религиозного права. В качестве источников права выступают религиозные тексты, обычаи, суждения знатоков богословия и другие источники права соответствующей религии. Правовая доктрина выступает источником права в форме богословия. Большое значение принадлежит правовому обычаю. В странах, в которых религиозные источники не имеют непосредственного действия, тем не менее, религиозные морально-этические предписания составляют содержание норм светского законодательства. Соблюдение морально-этических предписаний часто имеет большее значение, чем соблюдение норм светского закона. В основе существования данных правовых семей лежат особенности культурного развития различных народов - распространение ислама, индуизма, синтоизма и др. Часто в странах романо-

Маюров Н. П.

ТРАДИЦИОННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

германской правовой семьи или семьи общего права существуют значительные культурные особенности применения правовых норм. Например, Индия, Япония, Южная Корея и др. В подобных государствах, не принадлежащих в целом к традиционным правовым семьям, тем не менее, соблюдение этических религиозных или традиционных норм обладает приоритетом при формулировании и исполнении норм светского закона.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,25%.

Список литературы:

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. Мишин А. А. - М., 2009 - 451 с.

2. Скакун О. Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. - Казань, 2008 - 411 с.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы сосвременности = Les grans systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. А. Туманова. - (оригинал - 11 edition, 2002). - М.: Междунар. отношения, 2009. - 342 с.

4. Сабов А. Полумесяц над Европой (Веротерпимость как вызов экстремизму) // Российская газета. 2006. 1 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.