Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные формы благотворительности в России'

Традиционные и инновационные формы благотворительности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8939
728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / CHARITY / INNOVATIVE FORMS OF CHARITY / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются различные формы благотворительности в России: традиционные формы благотворительности: милосердие, подаяние, филантропия, пожертвование, дарственный обмен, меценатство, спонсорство, волонтерство. Инновационными формами благотворительности для России являются: эндаумент, фандрайзинг, спонсоринг, венчурная благотворительность и социальное служение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пешкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and innovative forms of charity in Russia

In the article various forms of charity in Russia are considered: traditional forms of charity: mercy, handout, philanthropy, the donation, donative exchange, patronage of arts, the sponsor, the volunteer. Innovative forms of charity for Russia are endowment, fund-raising, sponsorship, venture charity and social service.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные формы благотворительности в России»

емыми рынком. Российскую экономику и так нельзя было назвать конкурентной. Она оставалась до крайней степени зарегулированной, бюрократическое вмешательство в бизнес-процессы было весьма значительным, количество разрешений и лицензий сокращалось медленно. Однако в последнее время бюрократическое вмешательство приобрело ещё более разрушительные для экономики формы.

Такая политика правительства совершенно не оставляет возможности для создания конкурентоспособной экономики. Объяснить её можно только тем, что она полностью соответствует тем представлениям о функциях государства, которые существуют в сознании большинства россиян. Вызывает невольное подозрение тот факт, что практически любое решение правительства никак не затрагивает интересы большинства россиян, особенно той его части, которые относятся к категории наемных работников. И это в тот момент, когда большая часть значительно более успешных (в экономическом плане) стран — Великобритания, Франция, Испания, — принимают весьма жёсткие и оттого непопулярные меры, направленные на сокращение объёмов потребления со стороны населения. Российское правительство в данном случае идёт по пути наименьшего сопротивления, потакая слабостям и экономической непросвещённости большей части россиян. И совершает тем самым большую ошибку. Базовые причины экономической и социальной стабильности в современной России на самом деле не зависят от деятельности политических властей. Гораздо важнее для экономики была бы способность населения самостоятельно противостоять снижению уровня доходов.

Библиографический список

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) : пер.с англ. [Текст] / Й. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. — 455 с.

2. Румянцева, Е. Е. Мировая экономическая наука в лицах : учеб. пособие [Текст] / Е. Е. Румянцева. — М. : ИНФРА-М, 2010. - 454 с.

3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. — М. : Эксмо, 2007. — 960 с.

КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент (Россия), профессор, заведующая кафедрой социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки : e-mail: kudr_omsk@bk.ru ЛЕСКИНЕН Мария Ивановна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирской государственной академии образования. Адрес для переписки: e-mail: eskmi@mail.ru КОЛМАКОВ Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры мировой экономики Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail:eskmi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2011 г.

© Л. А. Кудринская, М. И. Лескинен, А. Е. Колмаков

УДК 364.054 (571.12) Н.Н. ПЕШКОВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье рассматриваются различные формы благотворительности в России: традиционные формы благотворительности: милосердие подаяние филантропия пожертвование дарственный обмен меценатство спонсорство волонтерство Инновационными формами благотворительности для России являются: эндаумент, фандрайзинг спонсо-ринг, венчурная благотворительность и социальное служение.

Ключевые слова благотворительность инновационные формы благотворительности, социальное служение.

Одним из первых научное объяснение благотворительности дал Белинский В. Г., трактуя благотворительность как оказание помощи, в основе которой лежит любовь к ближнему [1]. Чаще всего благотворительность определяется через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Т. Г. Деревягина определяет теоретико-методологические аспекты благотворительности как функционирующую систему социальных учреждений, на-

правленных на решение социальных проблем и задач, незащищенных слоев населения [2].

Социологические школы по-разному определяют данную категорию, исходя из национальной специфики, законодательства и религиозной принадлежности. Социологи, разрабатывающие теорию благотворительности, трактуют данное понятие как оказание помощи благотворителем благополучателю на безвозмездной основе. Попытаемся представить благотворительность как социальный процесс, где

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

Рис. 1. Формы благотворительности

активным участником взаимодействия является не только благотворитель, но и благополучатель.

Благотворительность в России имеет многовековую историю. Уже сложились традиционные формы благотворительности: милосердие, подаяние, филантропия, пожертвование, дарственный обмен, меценатство, спонсорство, волонтерство. Основными инновационными формами благотворительности для России являются: эндаумент, фандрайзинг, спон-соринг, венчурная благотворительность и социальное служение (рис. 1). Инновационные формы благотворительности предполагают более активное участие самого благополучателя. На сегодняшний день данные формы активно входят в российскую действительность. Рассмотрим более подробно традиционные и инновационные формы благотворительности.

Милосердие осмысляется как идея спасения души. Пассивная личность, социально ущербная, в этой связи имеет свой концепт существования, оправдания и защиты. Со-бытие богатых и бедных, обусловлено их предназначением друг для друга. Мифологема социального мира обосновывает существование помогающего и нуждающегося субъектов исходя из их событийности. Бедные необходимы богатым, чтобы богатые милосердием могли искупить свои грехи, богатые же нужны бедным, чтобы те могли кормиться возле них. Те и другие во взаимо-служении друг другу достойны спасения. Эти аксиоматические принципы становятся основой концепции милосердия. Концепты милосердного поведения являются основанием акций и поступков «человека помогающего». Правила и принципы милосердия определяются через серию поступков и деяний, которые могут быть направлены на различные нужды субъекта.

Подаяние. С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных. Подаяние состояло главным образом в раздаче еды и одежды, строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников, цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Подаяние в научной среде является одной из самых спорных форм благотворительности. Оно порождает профессиональное нищенство, иждивенчество, но не ведет к решению социально значимых проблем общества. Заметим, что благотворительность несет в себе созидательные начала, она нацелена на решение острых социальных проблем в обществе.

Филантропия — «человеколюбие», забота об улучшении участи человечества [3]. Благотворительность — более конкретное понятие, она используется для конкретных целей и имеет четкую социальную направленность. Человек — общественное существо и всегда готов помогать другим людям. Филантропия имманентно присуща людям. Православная церковь считала филантропию неотъемлемой частью своей деятельности. Филантропия, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Р. Эмерсон считал, что «добродетель, по мнению толпы, еще представляется каким-то исключением, а не общим правилом» [4]. При императрице Марии Федоровне в России было создано «Филантропическое общество», которое предполагало сеть благотворительных и просветительных обществ в различных регионах страны.

Пожертвование, согласно ст. 582 ГК РФ, — дарение вещи или права в общеполезных целях. С точки зрения предмета договора особенность пожертвования состоит в том, что в качестве дара здесь может выступать только вещь или имущественное право, но не освобождение одаряемого от имущественной обязанности, как это имеет место в обычном договоре дарения. Предметом пожертвования может быть любое имущество, которым лицо вправе распорядиться, чаще всего это денежные средства. Одной стороной договора пожертвования является жертвователь (даритель), а в качестве другой стороны (одаряемого) могут выступать воспитательные, учебные и другие аналогичные учреждения (пункт 1 статьи 582 ГК РФ). Пунктом 1 статьи 582 ГК РФ установлено, что пожертвования могут предоставляться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Одним из видов обменных механизмов в экономике является дарственный обмен, который основан на социально установленных взаимных обменах в форме благотворительности. Дарственный обмен имеет децентрализованный, но четко фиксированный по составу участников характер. Это могут быть члены семей, кланов, племен. Заметим, что часто благотворительность не распространяется на малоимущие слои населения, которые желают получать

в основном денежные средства, а не хотят прилагать каких-либо усилий для получения желаемых результатов. Сегодняшняя экономика нацелена главным образом на развитие потребления товаров и услуг.

Понятие меценатства связано с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт). Такая деятельность, ее результаты, люди, осуществляющие ее, составляют национальное культурное достояние, тот пласт культуры, где создаются и сохраняются культурные ценности, значимые для воспроизведения общества в его своеобразии и равноправного участия в мировом культурном процессе.

Во всем мире объекты национального культурного достояния, направления культурной деятельности и осуществляющие ее люди находятся под специальной защитой государства. Из мировой практики известно, что для сохранения и развития культуры государственной поддержки недостаточно. Соответственно, в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки культурного наследия. В России этот институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность, — меценатами. Меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны. Деятельность меценатов может свободно развиваться, если на уровнях государства и общества для нее существуют благоприятные условия: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка. Мотивы меценатства связаны с социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели меценатства — в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности.

Спонсорство. Спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорство имеет коммерческую направленность. Современное общество относится к спонсорству неоднозначно. С одной стороны спонсорство выступает в качестве социальной ответственности бизнеса, включая и благотворительность. Многие состоятельные люди, такие как Потанин В. О., выступают за активное участие бизнеса в вопросах благотворительности, с другой стороны, имеет право на существование подход К. Бендукидзе, который считает, что бизнес платит налоги и государство должно решать проблемы населения, а не бизнес.

Волонтерство как благотворительная деятельность по социальному обслуживанию населения регламентируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Так, в статье 5 данного закона «Участники благотворительной деятельности» отмечается, что под волонтерами понимаются «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополуча-теля, в том числе в интересах благотворительной организации». Можно отметить, что волонтерство есть переходная форма от традиционной к инновационной благотворительности. В настоящее время

инновационными формами благотворительной деятельности для России выступают: эндаумент, фандрайзинг, спонсоринг, венчурная благотворительность и социальное служение.

Технология эндаумента принадлежит к формированию целевого капитала образовательных учреждений. Формирование целевого капитала осуществляется при участии благотворительных фондов. Модель многоканального финансирования образовательных организаций стала доминирующей во многих странах. Во всем мире финансовая поддержка образования основывается на сочетании бюджетных и внебюджетных источников. Такое сочетание позволяет обеспечить творческую автономию и экономическую самостоятельность образовательных организаций.

Целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет денежных пожертвований и переданный в доверительное управление управляющей компании, ориентирован на получение дохода, используемого для финансирования уставной деятельности. Эндаумент-фонд учреждается некоммерческой организацией на основе денежных средств, ценных бумаг и других активов для получения стабильного инвестиционного дохода. На реализацию целей организации направляются не пожертвования доноров, а доход от сформированного донорами капитала. При этом доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход (п. 1 ст. 2 закона № 275-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

В рамках системы фандрайзинга существует понятие спонсорство, означающее более узкий круг мероприятий, проводимых для привлечения средств из коммерческого сектора. Система фандрайзинга предполагает наличие и использование нескольких источников, в их числе — государственные программы, благотворительность и меценатство, спонсорство, гранты общественных организаций и благотворительных фондов. Можно выделить три категории спонсоров:

— потенциальные — спонсоры, которые могут оказать благотворительную помощь в будущем;

— заинтересованные — благотворители, которые уже оказывали помощь в прошлом и возможно предоставят ее в будущем;

— постоянные — спонсоры, которые неоднократно осуществляли пожертвование, отличаются относительной стабильностью в выплатах.

Пропорции в данных трех категориях всегда бывают примерно одинаковы: на трех постоянных спонсоров должно приходиться примерно десять заинтересованных и примерно тридцать потенциальных. Серьезного внимания требует работа с зарубежными фондами, коммерческими спонсорами и иными благотворителями, активно поддерживающими социальную сферу в своих странах и по всему миру.

Разновидностью спонсорства в современной практике благотворительной деятельности является спонсоринг. Для России это относительно новое явление, которое требует теоретико-методологического рассмотрения. Спонсоринг (sponsor, sponsorship) — поручительство, попечительство, поддержка. Спонсоринг представляет собой подбор или организацию события, ведение и контроль события, проведение и контроль рекламной кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов спонсора. Спонсоринг основывается на принципах:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

— пожертвования не являются подаянием. Организации тратят деньги на помощь другим выбраться из беды, защитить свои права, развить таланты;

— пожертвования не могут кого-то унизить. Если люди делают какое-то социально важное дело, пожертвования выступают дружески протянутой рукой;

— благотворительностью занимаются не только состоятельные граждане. 30 % средств в благотворительные организации Нью-Йорка приходит от самых бедных его жителей;

— пожертвования не выступают инвестициями. Для фирмы или банка благотворительность способствуют улучшению репутации, рекламой. Прямой материальной прибыли пожертвования не приносят;

— пожертвования не могут быть бесконечными. Они могут быть разовыми и постоянными. Если компания не в состоянии регулярно передавать деньги благотворительной организации, то можно поддержать ее разовый проект.

Смысл венчурной благотворительности в «использовании избирательного долгосрочного финансирования и активной консультативной поддержки с целью: помочь некоммерческой организации, продвигающей инновационные идеи в социальной сфере, реализовать эти идеи и помочь этой организации работать профессионально и стать устойчивой.

Реализуются не просто отдельные проекты, имеющие краткосрочный эффект, а создаются эффективно работающие социальные институты, приносящие пользу обществу в долгосрочной перспективе и мультиплицирующие социальный эффект, благодаря более профессиональному подходу в работе с донорами» [5]. Венчурная благотворительность не допускает неуспех социальных проектов. Они отражаются на тех социальных категориях, решение проблем которых было изначальной целью проекта. Поэтому основные характеристики венчурной благотворительности формулируются следующим образом: высокая вовлеченность, целевое финансирование, долгосрочное сотрудничество, нефинансовое участие, организационное развитие. Основная идея социальных инвестиционных проектов состоит в том, чтобы не «кормить» благополучателя, а стимулировать его к развитию и способствовать созданию новых социальных механизмов.

Благотворительность является основополагающим принципом социального служения религиозных общностей. Осуществляемая ими деятельность не претендует на замену реализуемых государством функций социальной защиты и социального обеспечения, но способна в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем.

В настоящее время отсутствует адекватная оценка состояния и значимости социального служения,

как со стороны реализующих его субъектов — религиозных общностей, так и со стороны государства, а также других субъектов гражданского общества. Это не позволяет: 1) выявить в полной мере возникающие проблемы взаимодействия органов государственной власти, учреждений социального обеспечения и социальной защиты и руководителей конфессий, религиозных лидеров; 2) разрабатывать и реализовывать новые управленческие решения, соответствующие изменившейся реальности; 3) превратить социальное служение общностей разной конфессиональной принадлежности в реальную основу толерантности.

Однако постоянное и прочное взаимодействие между участниками благотворительной деятельности заметить крайне сложно, чаще всего это разовые, точечные связи. Четкого определения функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников благотворительности, выявить затруднительно, данный процесс находится в стадии становления. Регламентация и контроль взаимодействия участников благотворительной деятельности существует, однако благотворитель, оказав единожды помощь, не обязан совершать данные действия многократно. Благотворительной деятельности присуще наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих ее функционирование.

Библиографический список

1. Володин, А. И. Утопический социализм в России : хрестоматия [Текст] / А. И. Володин, Б. М. Шахматов ; общ. ред. А. И. Володина. — М. : Политиздат, 1985. — 590 с.

2. Деревягина, Т. Г. Теоретико-методологические аспекты благотворительности [Текст] / Т. Г. Деревягина // Социальные технологии, исследования. — 2006. — № 4. — С. 35 — 46.

3. Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М. : Политиздат, 1980. — 444 с.

4. Эмерсон, Р. Нравственная философия [Текст] / Р. Эмерсон. — Мн. : Харвест ; М. : АСТ, 2001. — 384 с.

5. Самородов, В. Венчурная филантропия: прямые инвестиции в благотворительность / В. Самородов // Деньги и благотворительность. — 2007. — № 3 (64). — С. 32 — 38.

ПЕШКОВА Наталья Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики товарных рынков.

Адрес для переписки: е-таіі: nanimi@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2011 г.

© Н. Н. Пешкова

Книжная полка

Афонин, Ю. А. Социология менеджмента : учебник для вузов / Ю. А. Афонин, В. И. Добреньков, А. П. Жабин. - М. : Альма Матер Академический проект, 2011. - 278 с. - Гриф УМО вузов России. - ISBN 978-5-904993-04-7.

В учебнике представлены социальные аспекты функционирования рынка, законы, принципы и закономерности поведения человека в условиях рыночных отношений. Разработки механизмов внедрения и оценки социальных программ на основе специальных индикаторов определяют прикладной характер издания. Учебник выполнен в соответствии с государственным образовательным стандартом и сочетает в себе авторский подход с дидактическими единицами курса «Социология менеджмента». Адресуется студентам высших учебных заведений, специалистам в области социального управления, научным работникам и всем интересующимся проблемами социологии менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.